Здоровье

Сила или слабость человека проявляется в ошибках. Сила или слабость человека проявляется в великодушии? (декабрьское сочинение, месть и великодушие)

Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. Большая сила всегда великодушна.

Сочинение

Личность человека многогранная, и, безусловно, ограничивать людей двумя категориями сложно и странно, однако иногда такое ограничение оправдывает себя и вводит мотив некоего противостояния. В данном тексте Б.М. Бим-Бад предлагает нам задуматься над вопросом: «В чем проявляется сила и слабость человека?».

Обращаясь к теме, автор подводит нас к мысли о том, какими качествами обладает сильный человек, а какими слабый – и приводит в пример «сверхсилача», человека сильного не только физически, но и нравственно, духовно. Он за всю свою жизнь не причинил никому зла, хотя имел на это возможность. Этот «богатырь» импонирует Б.М. Бим-Баду, потому что именно такие личности способны бескорыстно совершать добро и помогать людям, пользоваться своей силой с честью и достоинством. И в противовес ему автор приводит собирательный образ человека, против которого нацелено воспитание и культура как таковые. Слабым людям, в силу их «недалекости», корыстолюбия, жестокости, «душевной ущербности» никогда не придет в голову совершать благородные поступки – а ведь именно на благородстве зиждется сила духа, и наоборот. Автор делает акцент на том, что именно поэтому слабые люди редко добиваются успеха – для созидания чего-то нужны иные нравственные ориентиры, людям сильным легче держаться на плаву – им в этом помогает «благородство духа» - «по уму и чести».

Б.М. Бим-Бад считает, что слабость человека проявляется в агрессии, в стремлении к разрушению, а сила – в великодушии и благородстве.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что гораздо сложнее создавать что-то доброе, помогать людям, сохранять честь и достоинство при любых обстоятельствах – это, бесспорно, является привилегией сильных личностей. Все остальное, нацеленное на разрушение и негатив – признак духовно неполноценных, слабых людей.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко и точно показывает, как отражаются сила и слабость на состоянии человека. Поистине сильной является Соня Мармеладова – она готова была жертвовать последним ради своей семьи, пойти по «желтому билету» – и даже после этого девушка сохранила благородство духа. Героиня была способна жертвовать собой ради других и вселять в людей силу, веру и надежду – именно она спасла Родиона Раскольникова от полной духовной смерти и привела его к просвещению. В противовес девушке представлен Свидригайлов: он глумится над нравственностью, с гордостью признаёт свои грехи и, в целом, является низким, мерзким, корыстным и циничным человеком. Этот герой по-настоящему слабый: он не способен на добродетель и даже отвергает её, в интересах Свидригайлова лишь постоянная праздность и самодовольство.

Проблема силы и слабости человека представлена и в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Данко – сильный и смелый альтруист, целью и предназначением которого является бескорыстная, искренняя помощь людям. Он убил себя, вырвав из груди пылающее сердце, чтобы осветить другим людям путь через весь лес. К сожалению, толпа самих людей в основной своей массе состояла из слабых, ничтожных личностей. Они, в виду своего малодушия и духовной нищеты, не были способны на банальную благодарность – сначала эти люди обвиняли Данко в том, что он не может вывести их из леса, а позже, выбравшись с его помощью на свободу, растоптали сердце героя, испугавшись его мощи и благородства.

Таким образом, можно сделать вывод, что сила человека проявляется в богатстве его души, а слабость – в его нравственной нищете. Безусловно, всю свою жизнь важно стремиться к тому, чтобы быть сильной личностью – противном случае жизнь превращается в ничтожное существование.

Сочинение на тему:

"Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве
в произведении Островского "Гроза"?

Читая пьесу Островского "Гроза", невольно задаешься вопросом: сила или слабость
Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или
нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил "сильные, бунтующие
мотивы" в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все
российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический
процесс раскрепощения оживающей души.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым - Борисом. Сцена пронизана
тревогой. Звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня
со полуночи... "). "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?" - предчувствует
беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на
верную гибель! "Не жалей, губи меня!" - восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.

А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед
Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои
оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы".
Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как
просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на "ты" (как к равной). Она
стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.

В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая
ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама
перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне
теперь жить, ну для чего?"

Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. "Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя." размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться".
Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых
грехах, они обращены к любимому; "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от
предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины

С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка
зрения существует у Писарева, когда в статье "Мотивы русской драмы" он оценивал
"Грозу". Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал
Катерину "полоумной мечтательницей" и "визионеркой": "Вся жизнь Катерины, по его
мнению, - состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем,
сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под
руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством".

На самом деле самоубийство - не глупое, а последнее средство отчаявшегося
человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины - сила. Но с точки зрения
православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это
один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает
судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе
умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: "Под
деревцем могилушка... Солнышко ее греет... Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут. " Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.

Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных
формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть
нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого
уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и
набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
человеческой жизни.

Человек устроен так, что сложнее всего на свете ему, пожалуй, дается признание собственной неправоты и собственной глупости, бывает даже, что иногда этот нелегкий шаг занимает годы и десятилетия. Каждый интерпретирует подобное действо по-разному: кто-то считает признание своих ошибок признаком слабохарактерности, а кто-то, в силу своей самоуверенности, в принципе не может поставить под сомнение собственную точку зрения и собственные поступки.

И все же: сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? Мне кажется, что возможность или, вернее сказать, желание видеть и признавать собственные заблуждения, анализировать прошлое и настоящее и делать какие-то выводы приходит с возрастом. Поэтому я считаю, что в этом случае «силой» человека выступает его мудрость, которая начинает формироваться еще в самом юном возрасте. Она, проходя вместе с нами через юношеский максимализм, наивность, через отрицание и познание ведет нас к истине. И это нельзя назвать слабостью – только глупый человек будет отстаивать свою абсолютную правоту, осознавая полнейшую свою неопытность и неосведомленность. Слабость может привести к смирению – но не к признанию. Я уверена, что человек, осознавая свои ошибки, проводит огромнейшую работу над собой, ведь в такой момент в его голове обязательно что-то переворачивается и меняется - он становится мудрее, он проводит переоценку ценностей и смену ориентиров, в конце концов, по-другому начинает смотреть на все, о чем ранее, возможно, даже не задумался – разве это может быть как-то связано со слабостью?

Например, герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», долгое время казался себе и окружающим самоуверенным молодым человеком: он не считал нужным пересматривать собственное поведение, потому как попросту не имел привычки задумываться над тем, правильно ли он поступает с людьми, так ли живет и в том ли направлении движется, а, может быть, задумывался, но был слишком слаб для самокритики. Еще в совсем юном возрасте этот герой потерял вкус к жизни. Евгению наскучило все в тот момент, когда, казалось бы, интерес к собственному существованию должен был только набирать свои обороты – однако он не спешил проводить самоанализ, а просто менял свое местоположение, надеясь, что от этого может что-то поменяться. Но это было заблуждением: вся проблема была именно в Евгении, в самом его поведении и в отношении к жизни. Возможно, он сам понял это после дуэли, в период своего отсутствия, но мы можем знать одно: спустя долгое время этот герой вернулся совсем другим человеком и в полном раскаянии упал к ногам женщины, чьей любовью когда-то пренебрёг. По всей видимости, за это время Евгений провел анализ всего, что делал когда-то, и признал свою неправоту по отношению хотя бы к Татьяне. Безусловно, это далось ему нелегко, неслучайно прошло столько времени, неслучайно мы видим героя в конце романа в таком отчаянии. Мне кажется, за свое достаточно долгое отсутствие Евгений стал мудрее и пересмотрел свое отношение к жизни и к любви, а, значит, стал еще сильнее, ведь слабый человек мог лишь бежать - и лишь сильный смог понять и вернуться.

С таким же трудом далось Базарову, герою романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», осознание несостоятельности нигилизма как философии существования. Этот герой долгое время был уверен в том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», он также верил и в то, что нет никакого смысла в искусстве, что религия давно уже потеряла свою актуальность, что любви нет и что все, что относится к прошлому, должно быть превращено в руины. Однако, встретив Анну Одинцову и почувствовав к ней все ту гамму эмоций, какую и принято называть любовью, Базаров буквально был выбит из колеи: его мировоззрение рушилось на глазах, и он понимал, что с этим нужно было что-то делать. Евгений Базаров был сильной, революционной личностью, однако осознание того, что все, чему он следовал, является заблуждением, далось ему очень тяжело. Мир этого героя стал переворачивать с той же силой, с какой он верил в свои убеждения, и он, как мне кажется, постепенно начал справляться с этим, хоть это и стоило ему сильнейших усилий.

(421 слово) К сожалению, далеко не все люди понимают сущность великодушия. Некоторые из них полагают, что данное свойство души – признак слабости характера, ведь, по их логике, человек должен внушать человеку трепет, а не уважение. Только на страхе держится их авторитет. Но я так не считаю, ибо великодушие – это сила, способная изменить мир к лучшему. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на подходящие литературные примеры.

Так, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Данко силой своего великодушия спас соплеменников, которые долго блуждали в лесных чащах и не могли найти выхода. Племя вынуждено было отправиться в странствие, чтобы укрыться от врагов. Но люди заблудились в лесах, где были болотистые почвы и непролазная мгла из-за обилия древесных крон. Там они не могли жить и добывать себе пищу. Герои уже отчаялись, но среди них нашелся один человек, который повел всех за собой. Данко взвалил на себя ответственность за жизнь всего племени, не требуя ничего взамен. Его осыпали упреками и жалобами уставшие люди, но он продолжал идти и верить в успех. Чтобы убедить народ следовать за собой, он вырвал из груди сердце и осветил им дорогу к свободе. Ему удалось выручить свое племя ценой жизни. Думаю, все согласятся с тем, что этот подвиг – демонстрация феноменальной силы. Откуда ее черпал Данко? Из великодушия по отношению к людям, ведь его целью было процветание всего племени.

В рассказе М. Горького «Челкаш» изображены герои-антиподы: опытный вор и юный крестьянин. Гаврила приехал в город на заработки и встретил мужчину средних лет, который предложил подработку. Юноша согласился, и ночью они пошли на дело. Оказывается, речь шла о контрабанде. Молодой человек сильно испугался, чуть было не сорвал все планы и договоренности. Но Челкаш, матерый исполнитель незаконных просьб, простил новичка и решил разделить деньги, как было оговорено. Но жадный напарник не удовлетворился таким дележом и после унизительных просьб перешел на подлую атаку со спины. Он едва не убил вора, но в своих действиях не раскаивался, так как считал, что Челкаша никто не жалеть не будет, он никому не нужен. Тем не менее, посмотрев на ожившую жертву, Гаврила опять сильно испугался. Тогда опасный и маргинальный бродяга бросил все деньги на землю и ушел, оставив плачущего крестьянина в одиночестве. Он не тронул его. Так кто же из них обладает силой? Именно великодушный и смелый Челкаш, который пощадил слабого юношу, не сумевшего устоять перед соблазном греха.

Таким образом, великодушие – это сила, ведь очень легко поддаться злости, жестокости и мести, но невероятно тяжело воздержаться от них и проявить смирение и добродетель. Именно великодушие дает людям стимул и волю сделать подвиг, который спасет чью-то жизнь. Именно оно ежедневно меняет мир к лучшему.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

По моему мнению, признание своих ошибок - это всегда очень сложный шаг для любого человека. Ведь все люди устроены так, что им трудно признаться в том, что они бывают не правы. С возрастом почти каждый из нас учится на своих ошибках и начинает анализировать свои поступки. Человек, умеющий признавать свою неправоту, всегда обладает сильным характером. Слабый духом будет до последнего врать, обманывать самого себя, но никогда не признает своих ошибок. В правильности такой точки зрения меня убеждают прочитанные мною произведения.

В качестве первого аргумента я бы хотела привести роман-эпопею Л.Н.Толстого "Война и мир". Одним из главный героев этого произведения является Наташа Ростова. Известно, что ее образ был для писателя самым любимым и идеальным.

Лев Николаевич Толстой описывал ее как живую, искреннюю, добрую и чувствительную натуру. Казалось бы, что в ее образе нет ничего порочного. Но даже такие идеальные герои хоть раз в жизни совершают ошибки. Так будучи помолвленной с Андреем Болконским, но вынужденная ждать целый год до свадьбы с ним, она, поддавшись чувствам молодой души, влюбляется в молодого красавца Анатолия Курагина. Но через некоторое время стало ясно, что она для него лишь игрушка. Вследствие этого, Наташа Ростова осознает, что совершила непоправимое - она изменила человеку, которому искренне призналась в любви. Но несмотря на то что Андрей Болконский сказал, что отныне не хочет иметь ничего общего с Натальей, она долгое время искала у него прощения. Данный эпизод может показать нам, что Наташу Ростову можно назвать по-настоящему сильным человеком, который, совершив ошибку, смог не только признать свою неправоту, но и попытался исправить содеянное.

Вспомним также роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Главным героем этого произведения является Родион Раскольников. Он был выходцем из низшего социального слоя, жил в маленькой комнате, ему едва хватало денег на существование. Из-за нехватки средств он был вынужден бросить обучение в одном из университетов Петербурга. В силу этих и некоторых других обстоятельств он решается на убийство старухи-процентщицы. Помимо неё Раскольникову проходится убить женщину, которая оказалась там в ненужный момент. После убийства герой долго не мог прийти в себя, он чувствовал, как совесть не дает ему покоя. Некоторое время Родиона Романовича не покидала мысль о том, чтобы сознаться в преступлении. В какой-то момент он решил рассказать обо всём следователю. Такой поступок стоил ему огромных усилий, так как очень трудно было переступить через собственные страхи и сомнения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что главный герой этого романа, признав свои ошибки, показал, насколько сильным духом он обладает.

Обобщая всё вышесказанное, хотелось бы сделать вывод о том, что если человек умеет признавать свои ошибки, то это всегда нужно рассматривать как проявление силы духа. Ведь ни один слабый человек никогда не признает, что он был неправ. Сильная же личность сможет проанализировать свои поступки и начать менять свою жизнь в лучшую сторону.