Инф. технологии

Система образов в комедии “Ревизор”. А

Образная система комедии и новаторское решение Грибоедова

В «Горе от ума» в системе образов присутствуют :

1. Система амплуа

(героиня, удачливый и неудачливый любовники, обманутый отец, резонер)

2. Любовный треугольник

(Чацкий – Софья — Молчалин)

3. Говорящие фамилии

Уровни организации системы персонажей

1. Главные герои «Горе от ума» — это участники:

любовного конфликта – Чацкий – Софья- Молчалин,

общественного конфликта – Чацкий- Фамусов

2. Второстепенные персонажи

участвуют как в любовном конфликте, так и в общественно-политическом – Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов

3. Эпизодические персонажи – гости на балу у Фамусова (Тугоуховские, Хлестова, Хрюмины, Г.Н., Г.Д.) – дают более широкую картину московского общества, поддерживают и распространяют сплетню о Чацком. Приемы позволяют автору делать картину более яркой

4. Внесценические персонажи:

  • (буфетчик Петруша,
  • княгиня Марья Алексеевна,
  • Максим Петрович,
  • брат Скалозуба и др.)

– они расширяют систему образов, позволяют судить о , а также о новых людях более рельефно.

Антитеза как принцип организации образной системы комедии

1. Идейные противники- антиподы

(Чацкий- Фамусов)

2. «Век нынешний»

(Чацкий, брат Скалозуба, князь Федор, профессора педагогического университета)

«век минувший»

(сам Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Хлестова и др.)

3. Антагонизм воззрений двух веков в комедии «Горе от ума» строится на различном отношении к:

  • богатству и чинам
  • службе
  • образованию
  • иностранному и иностранцам
  • крепостному праву
  • свободе суждений и мнений
  • протекционизму
  • моральным нормам и нравам

Новаторские решения в комедии

В создании системы образов — это:

1. Большое количество действующих лиц (более 20)

2. Нет четкого деления на положительных и отрицательных героев

(Фамусов не только ретроград, но и любящий отец, не любит книги и чтение вообще, но позволяет Софье читать французские романы, Софья – умная, образованная, ироничная, но именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого)

3. Живая картина московского дворянского общества (реалистический принцип создания персонажей).

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Идейное содержание и система образов пьесы "Горе от ума"

2. Типичность Грибоедовских персонажей

ипичность грибоедовских героев складывалась не только из бытовых и психологических черт, как в комедиях Шаховского или Хмельницкого, а была дана в социальном содержании образа.

«Грибоедовская Москва» не является только широкой рамой для психологической драмы Чацкого – Софьи. Наоборот, интимная драма личности осмысляется как результат драмы общественной. Сопоставление Чацкого и барской Москвы – это не только контраст данного индивидуального характера и окружающей среды. Это – столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает еще один – коллективный, образ барского общества. Это было большим достижением социального, политически направленного реализма. Грибоедов гениально изобразил бытовую фамусовскую Москву. В «Горе от ума» воссоздана также еще и иная Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, духовно искалечила Софью Павловну. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов, – яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. В своих монологах он объединяет барскую Москву с вельможным Петербургом. А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит». Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма. В гостиной собирается как бы летучий митинг, целый суд над Чацким. Суд над Чацким и упоминаемыми в репликах его единомышленниками – кульминация социальной драмы. В 1824 г., когда Грибоедов изображал эту вражду двух общественных групп, он еще не знал (но, несомненно, предчувствовал), как дружно и злобно реакционные круги дворянского общества будут поддерживать в 1826 г. царское правительство в его жестокой расправе с восставшими и побежденными декабристами.

Противостояние Чацкого и Москвы – это не контраст высокой личности и скудной бытовой среды, а столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми и новым, идущим на смену миром, который мы назовем демократическим. В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. При этом борьба раскрывалась и осмыслялась Грибоедовым не только как политическая борьба реакционного правительства с оппозиционными кругами, а как борьба социальная, внутри самого общества – между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей. Драматург-реалист не только проявил при этом глубокое понимание связей прошлого с настоящим, но и предвидел ближайшее будущее, обусловленное соотношением борющихся сил: на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами.

В пьесе Грибоедова обращают на себя внимание неоднократные упоминания о вольнодумной разночинской интеллигенции. Это высмеяно мракобесие, вражда к новым людям, нападки Фамусова на распространение просвещения («ученье – вот чума, ученость – вот причина...», «...забрать все книги бы, да сжечь», «...нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений»). Фамусов наверно имел в виду университеты, против которых именно тогда началось гонение и в которых среди профессоров и студентов большинство составляли разночинцы. Фамусову вторит старая московская барыня Хлёстова: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев, как бишь их; да от ланкартачных взаимных обучений». В «ланкастерских» школах в то время обучалось много солдат. Княгиня Тугоуховская ополчается на профессоров Педагогического института, которые «упражняются в расколах и в безверьи». Комедия преисполнена отголосками тогдашней общественной жизни: упоминаются «ученый комитет», преследовавший книги и распространение просвещения, итальянские карбонарии, толки о «камерах», т. е. о палатах депутатов, о Байроне, «волтерьянстве» и многое другое. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права, против «Нестора негодяев знатных», выменявшего «толпу слуг» на «борзые три собаки»; против барина-театрала, согнавшего в крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей». Много сарказма направлено против «вельмож в случае» – фаворитов, против «пылкого раболепства» придворных «охотников поподличать везде», против «отцов отечества», «грабительством богатых». Немало обличений чиновнической бюрократии, к которой надо «прислушиваться», перед которой «не должно сметь свое суждение иметь» и которая руководствуется правилами вроде: «подписано, так с плеч долой» и «как не порадеть родному человечку».

Создание литературного типа Молчалина было крупным приобретением общественной мысли. Не менее значителен тип Скалозуба, в котором заклеймен военный карьеризм, увлечение мундиром. Скалозубовщина и молчалинство как социально-бытовые формулы вобрали в себя обширные круги явлений. В обоих случаях Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника, секретаря Фамусова, живо обрисованного индивидуальными чертами, автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав молчалинство с фамусовщиной. То же со Скалозубом. Красочный индивидуальный портрет ограниченного, грубого армейского полковника обобщен до значения широкого символа. Существование скалозубовщины в самой жизни – аракчеевщины – обостряло значение этого образа как политической сатиры на характерные особенности военно-бюрократического режима, сложившегося к началу 20-х годов. Образом Репетилова драматург сатирически откликнулся на расплодившийся вокруг декабризма мелкий либерализм.

Некоторая недоговоренность и неясность осталась в образе Софьи, что дало основание многим критикам, начиная с Пушкина, понимать ее упрощенно. Образ Софьи был задуман драматургом смело и сложно – как сочетание наносной сентиментальности с глубокой натурой.

Кроме действующих лиц, появляющихся на сцене, в «Горе от ума» есть еще вереница образов, воссоздаваемых в беседах и монологах; без них не закончена была бы картина грибоедовской Москвы, не полон был бы идейный состав пьесы: мадам Розье, танцмейстер Гильоме, вельможный Максим Петрович, брат Скалозуба, московские старички и дамы, чахоточный «книгам враг», княгиня Ласова, Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, Лахмотьев Алексей и, наконец, держащая в страхе всю Москву «княгиня Марья Алексевна». Мастерским приемом реплик и беглых упоминаний драматург вычерчивает один за другим эти мимолетные образы и насыщает ими наше сознание. Некоторые из этих образов разработаны великолепно и своей значительностью превышают иных «действующих».

«Горе от ума» – также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве, от раннего утра, когда «все в доме поднялось», «стук, ходьба, метут и убирают», и до поздней ночи, когда в парадных сенях «последняя лампа гаснет», – изображена с удивительной полнотой и правдивостью. И не только бытовая жизнь одного барского особняка воссоздана в «Горе от ума»; гениальным наращением бытописи через все четыре действия, и особенно в третьем, в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодежи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь – штатскую и военную, французоманию, напускной либерализм, скудость и пустоту интересов. Историко-познавательное значение «Горя от ума» огромно; историку оно может служить источником для изучения жизни московского барства.

Произведение Грибоедова драгоценно и как психологическая драма. Психологический реализм в «Горе от ума» проявляется постоянно и многообразно: в характеристике Фамусова, в диалоге Чацкого с Натальей Дмитриевной Горич, в говорливости Репетилова и т. д. Но наиболее глубоко и сосредоточенно применяется он в раскрытии интимной драмы Чацкого и Софьи. Диалог Софьи и Лизы, диалог Чацкого и Софьи в первом действии; эпизод обморока Софьи во втором действии и назревающая ее враждебность к Чацкому; гениально созданное драматургом объяснение Чацкого и Софьи в начале третьего действия, небольшой монолог Чацкого в начале четвертого действия об итогах московского дня; наконец, сцена разоблачения Молчалина, когда раскрывается ошибка сердца Софьи, ее прозрение и душевная сила, – вот элементы и эпизоды этой интимной драмы. Грибоедов первый в русской литературе создал психологическую драму.

Система образов комедии. Проблема прототипов (А.С. Грибоедов "Горе от ума")

Героев комедии можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Второстепенные герои - Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие - тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Образы героев-масок предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные "приметы времени" или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их участие в комедии основано на приеме "кривого зеркала". К героям-маскам можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и D, семейство Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в комедии лишь как социальный тип "московской барышни". Это воистину маски: все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от высказывания второй или пятой:

3-я. Какой эшарп cousin мне подарил!

4-я. Ах! да, барежевый!

5-я. Ах! прелесть!

6-я. Ах! как мил!

Эти барышни смешны Чацкому, автору, читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах, при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и "стрекочущие" княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно - и мы видим героиню уже в несколько ином свете.

В отличие от княжон, которых Грибоедов лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский. Но и он безлик, и он маска. Ничего, кроме "э-хм", "а-хм" и "у-хм" не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения начисто лишен... В нем доведены до абсурда, до нелепости черты "мужа-мальчика, мужа-слуги", составляющие "высокий идеал московских всех мужей". Князь Тугоуховский - вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь ни имен, ни лиц. Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к истине, равнодушие к личности, страсть "перемывать косточки", ханжество, лицемерие... Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.

Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив "высшего света". И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставить общество себя в зеркале узнать.

Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои "Горя от ума" не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто "шумит" в Английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист.

И не только Чацкий, но и большинство читателей "узнавали по портрету" колоритную фигуру того времени: Федора Толстого - Американца. Занятно, к слову, что сам Толстой, прочитав в списке "Горе от ума", себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: "В картишках на руку нечист". Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: "Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола".

В сборнике научных трудов "А. С. Грибоедов. Материалы к биографии" помещена статья Н. В. Гурова "Тот черномазенький..." ("Индийский князь" Визапур в комедии "Горе от ума")". Помните, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых, над которыми оба они три года назад потешались. В частности, поминает он и некоего "черномазенького":

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого "проходного" внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого.

Зачем потребовалось искать прототип "черномазенького"? Не слишком ли мелкая он фигура для литературоведения? Оказывается - не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания "Горя от ума", безразлично, был ли "черномазенький" или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (в идеале - зритель) комедии немедленно понимал, о ком идет речь: "узнавал по портрету". И исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались "общие знакомые" - и довольно много. Таким образом, Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом обретая напряженное публицистическое звучание, ни на йоту не теряла в художественном отношении.

Проблема прототипа главного героя комедии требует особого разговора. Прежде всего потому, что о прототипе Чацкого нельзя сказать с той же определенностью, однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей. Образ Чацкого - меньше всего портрет того или иного реального человека; это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный "герой времени". И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова - П.Я. Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846). Особый смысл скрыт в имени главного героя. Фамилия "Чацкий", несомненно, несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах "Горя от ума" Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: "Чадский". Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним "а": "Чадаев". Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении "С морского берега Тавриды...": "Чадаев, помнишь ли былое?.."

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат: "Философические письма". Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора "Философических писем" постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии «Горе от ума». В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.

В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей – Чацкий приехал в Москву только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он замечает сильные перемены: София холодна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Все его попытки вернуть прежнюю Софию напрасны.

Затем наш герой сталкивается с фамусовским обществом. Он один выступает против, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни.

Фамусов не понимает главного героя, который требует «службы делу, а не лицам». На балу Чацкий обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно. И общество это почувствовало, осмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни.

Во всех словах Чацкого есть правда. Правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить всё всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии.

Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству.

В Чацком привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение.


2. А.И. Куприн. Тема любви (на примере рассказа «Гранатовый браслет»).

Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Многое познал он в жизни и сумел собственный жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

Самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» - рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.



Начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеют огромное значение. Если под «молодым месяцем» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, а под погодой – всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. Перемена погоды символизирует ту самую возвышенную и роковую любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом можно назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Она, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, «святой» любви.

Немалое значение отводит Куприн генералу Аносову. Именно ему предоставлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного П.П.Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность внучке.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его.покойная матушка, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство.



К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство, все ее мысли прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было - любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как Божий дар, как великое счастье. И он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый браслет.

«Ревизор » (1836 год) - реалистическая, чисто общественная комедия в русской литературе. По силе и глубине идей, по художественному мастерству «Ревизор» стоит в одном ряду с такими шедеврами русской классической драматургии, как «Недоросль » Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, а также с лучшими произведениями Островского, Чехова и других драматургов.

В жанре общественной комедии Гоголь уже имел предшественников (Грибоедов, Фонвизин), однако в «Ревизоре» он создал принципиально новый тип. Новаторство Гоголя выразилось в отсутствии любовной интриги, в том, что в пьесе нет не только четкого разделения героев на положительных и отрицательных, но нет и положительного героя вообще. Методы, сюжет и характер его развития были также новы для драматургии 30-х годов XIX века.

Будучи поставленной на сцене Александрийского театра в 1836 году, комедия вызвала широкий резонанс в обществе и стала огромным событием в отечественной литературе и драматургии. Острота идей и злободневность обусловили его большую политическую действенность.

В «Ревизоре» пошла широкое и яркое отражение эпоха, наступившая после декабристского восстания. Это была мрачная эпоха Николая I, когда действовала Система доносов и сыска, были распространены инспекторские наезды «инкогнито».

В комедии выведены на сцену истинно русские характеры, вскрыты общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, лихоимство чиновников.

Центральный образ, в Системе образов комедии «Ревизор» - образ уездного городка. По концентрации здесь всяких злоупотреблений он нереален, но при этом типичен; уездный город стал прообразом всего Российского государства. В лице чиновников уездного города представлены основные стороны российской действительности: большая часть городских слоев и все стороны государственного управления.

Во главе городского чиновничества в комедии «Ревизор» стоит Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Как сообщает автор в замечаниях для господ актеров, городничий - человек, сумевший подняться из низших чинов, постаревший на службе. Благодаря здравому смыслу, ловкости, хитрому расчету, Антон Антонович сделал карьеру и нажил состояние. Его влияние и авторитет среди чиновничества огромны. Он полновластно распоряжается в городе. Беря взятки, плут и мошенник Сквозник-Дмухановский считает взяточничество естественным явлением, которое должно ограничиваться только чинами и общественным положением. «Смотри! Не по чину берешь!» - говорит он квартальному.

Городничий «не любит пропускать то, что плывет в руки», поэтому, не брезгуя ничем, использует свое положение, пополняет карман: присваивает деньги, отпущенные на строительство церкви; отбирает у купцов их товары. Одновременно он считает себя вполне благовоспитанным, порядочным, так как регулярно посещает церковь.

Городничий, «по-своему неглупый», пренебрежительно относясь к народу, купечеству да гражданству, совершенно иначе ведет себя с ревизором: угождает ему во всем, заискивает, стремится завоевать его расположение. Теперь уже сам Антон Антонович пытается дать взятку, «ввертывая» Хлестакову четыреста рублей вместо двухсот. .

Подобно городничему, все чиновники относятся к службе как к возможности наживаться за чужой счет. Они не совершают крупных злодейств, но в результате их «грешков» в городе царит беззаконие и произвол, показуха.

Связанные круговой порукой, чиновники уездного города неповторимы в своих индивидуальных особенностях. Например, судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин известен «вольтерьянством». За всю жизнь он прочел пять или шесть книг, поэтому «несколько вольнодумен», позволяет себе держаться независимо даже с городничим, пытается вести умные разговоры о политике. Ляпкин-Тяпкин берет взятки по-особенному: борзыми щенками. Он считает, что поступает законно, не видит в таком роде взяточничества ничего предосудительного. Вот уже пятнадцать лет Ляпкин-Тяпкин «сидит на судебном стуле», а в документах суда все царит неразбериха, заседатель - пьяница, а в присутственных местах держат собак.

Земляника, попечитель богоугодных заведений, практически обворовывает больных и даже не смущается, когда городничий советует перед приездом ревизора навести некоторый порядок в больницах, «сделать так, чтобы было прилично». Земляника презирает бедный люд, отказывает простому человеку в праве

На человеческое отношение. Ясно показано, что Земляника с его некоторой жестокостью и равнодушием совершенно не годится на чин попечителя богоугодных заведений. Кроме того, он большой «проныра и плут». Стараясь угодить ревизору, Земляника рассказывает об истинном положении вещей в администрации города, разоблачая остальное чиновничество, ничего не говоря о себе.

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов - воплощение невежества, робости и смирения. Это образ типичного чиновника николаевской эпохи. Главная черта Луки Лукича - постоянный страх перед начальством, даже перед одним его именем.

Почтмейстер Шпекин имеет страсть читать чужие письма, причем делает он это, в первую очередь, из-за любопытства, ценит более всего «назидательность». «Смерть люблю узнать, что есть нового на свете»,- говорит Шпекин. Его словарный запас беден, а знание и умение ценить литературу - показное.

Полиция представлена в лице частного пристава Уховертова и нескольких полицейских (Свистунова, Пуговицына, Держиморды). Здесь процветают грубость, пьянство, побои; частный пристав даже не скрывает, что возвращается со службы «пьян». Веспорядок, разруха, царящие во всем городе, проникли и в полицейские дела: солдаты ходят раздетые, в тюрьмах морят голодом.

Каждый из Система образов в комедии «Ревизор» , созданных Гоголем, типичен и в то же время индивидуален, но вместе это чиновничество создает облик всего бюрократического аппарата, управляющего страной.

Несмотря на то что Хлестаков не является чиновником уездного городка, его образ (столичного чиновника) дополняет образ всего чиновничества. Хлестаков позднее стал символом эпохи, так как в его образе сосредоточились характерные черты николаевской эпохи: стремление казаться «чином повыше», порисоваться, блеснуть. Сначала Хлестаков даже не догадывается, за кого его принимают, погружается в «приятность» нового положения. Хлестаков получает возможность лгать, фантазировать, пускать пыль в глаза. Будучи «пустейшим» человеком на службе, лже ревизор стремится стать значимым, уважаемым. Рассказывая о своей пышной жизни, о своем могуществе, Хлестаков действительно верит в то, что говорит. Рисуя картину жизни столичного начальника, он упоминает и о «чиновнике для письма, эдакой крысе», в котором можно узнать истинного Хлестакова.

Хлестаковщина - продукт своего времени, обратная сторона, следствие политической системы, основанной на казнокрадстве, взяточничестве, чинопочитании. Черты этого образа присутствуют в каждом из Система образов чиновников В комедии «Ревизор» уездного города. Для каждого из них описываемая Хлестаковым жизнь петербургского начальника была заветной мечтой, идеалом.

Так представлено в комедии чиновничество, уездное и столичное (Хлестаков). Однако Гоголь ввел в действие несколько других персонажей, являющихся представителями других городских слоев. Например, главные сплетники уездного города Бобчинский и Добчинский - помещики. Замечая до мелких подробностей все, что происходит, присутствуя при всех событиях, эти столь похожие друг на друга герои разносят новости по всем своим знакомым, а их у Бобчинского и Добчинского полно в городе. Как и у чиновников, у этих людей также есть свои «грешки», однако в большей степени они боятся ревизора потому, что все вокруг них его боятся. Когда же дело доходит до взяток, то помещики, рискуя навлечь на себя недовольство ревизора, «одалживают» сравнительно небольшие деньги. Скупясь на взятки, они, однако, не жалеют денег на еду, что видно из описания их внешности (у каждого по небольшому брюшку), а также из того, что они заказывают в трактире. Для Бобчинского и Добчинского ревизор является представителем высоких сфер жизни, откуда приходят и кара, и благодать. Желая приобщиться к этим кругам, стать известным не только в уездном городе, но и в высшем свете столицы, Бобчинскии обращается к Хлестакову с «нижайшей просьбой»: сообщить петербургским «вельможам разным» о его существовании.

Есть в комедии и купцы (в том числе Абдулин), которые приходят жаловаться ревизору на городничего. У них же самих также полно «грешков»: всеми доступными способами они стараются обворовывать покупателей, обманывать начальство, государство, не брезгуют взятками и подделыванием документов.

Гоголь показал мещанство в лице слесарши Пошлепкиной и унтер-офицерской вдовы Ивановой, которые обе пострадали из-за беспорядка, неразберихи, беззакония, царящих в городе.

Есть в комедии и другие женские персонажи. Главным образом, это жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Дамы уездного города восхищаются всем столичным, в их речах присутствуют часто исковерканные французские слова, читают они только романы. Отношение чиновниц к людям зависит от чина и положения в обществе. Между собой у них нет искренних, добрых отношений. Так, Анна Андреевна эгоистично и ревниво относится к дочери, завидует ее молодости. Любят дамы и посплетничать между собой или с другими об окружающих. Они заискивают перед Осипом, стремясь выведать побольше о его хозяине, обсуждают жен и дочерей других чиновников.

Итак, все образы комедии «Ревизор» отрицательны. Собранные вместе, они создают единый образ уездного города. Все пороки общества, показанные Гоголем, все то страшное и грязное, что происходит з комедии, знакомо всей России, так как все русское общество жило и живет по этим несовершенным нормам. Город становится моделью мира, как станет моделью мира губерния в «Мертвых душах». Единственный положительный образ, незримо присутствующий зо всех сценах комедии,- это смех. По мнению автора, только он может исправить порочных людей и все несовершенства общества.

Сочинение: Система образов в комедии «Ревизор»