Все вопросы

Системы управления движением и навигация — бакалавриат (24.03.02). Системы управления движениеми навигация (Бакалавр) Системы управления движением и навигация бакалавриат

  • 24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика
  • 24.03.02 Системы управления движением и навигация
  • 24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика
  • 24.03.04 Авиастроение
  • 24.03.05 Двигатели летательных аппаратов

Будущее отрасли

По мнению форсайтеров, экспертов по оценке перспектив развития экономики, в сфере авиации ожидается значительное увеличение разнообразия летных средств.Появится больше пилотируемых гражданских малых воздушных судов, самолетов, вертолетов и, возможно, дирижаблей. В ближайшие 10–15 лет вероятно появление летательных аппаратов, стоимость которых будет сопоставима с автомобилем. Беспилотная авиация будет активно развиваться. Внутри городов беспилотные летательные аппараты будут применяться для доставки грузов, при строительстве, для контроля за движением и безопасностью. Ожидается возрождение воздухоплавания – дирижаблей на новой технологической основе, применяемых в труднодоступных районах.

Появление в небе большого числа новых частных аппаратов потребует изменения систем диспетчеризации полетов. Контроль за безопасностью будет увеличиваться, и это будет задавать новые требования к строительству инфраструктуры и к интеллектуальным системам поддержки диспетчеров.

В строительстве летательных аппаратов также произойдут изменения: применение композитов позволит уменьшить вес и увеличить прочность аппаратов, развитие и применение интеллектуальных систем управления обеспечит эффективность навигации и обеспечит безопасность на воздушных «дорогах», применение экотоплива и переход на электродвигатели сделает воздушный транспорт не только самым быстрым и мощным, но и самым экологичным.

    Что же появится в результате этих изменений?
  • Беспилотные летательные аппараты в транспортной и гражданской авиации.
  • Доступная малая гражданская авиация.
  • Экономичные и экологичные типы двигателей.
  • Интеллектуальные системы мониторинга летательных аппаратов и управления ими.
  • Комплексы активной защиты от угроз воздушному движению.

Ракетные комплексы и космонавтика 24.03.01

Выпускник этого направления будет участвовать в проведении анализа состояния ракетно-космической техники и ее отдельных направлений, создавать базы данных современных конструкций и технологий разрабатываемых систем ракетных комплексов, определять тип и внешний облик изделия, входящего в ракетный комплекс или космического аппарата.

В задачи такого специалиста будет входить проектирование и конструирование изделий, входящих в ракетно-космический комплекс, а также техническая работа по математическому моделированию при проектировании ракет, космических аппаратов, систем жизнеобеспечения, агрегатов и систем стартовых и технических комплексов, технологических процессов и средств технологического оснащения космических аппаратов.

Необходимой частью работы будет разрабатотка эксплуатационно-технической документации и использование ее при эксплуатации объектов ракетно-космической техники, а также выполнение патентных исследований с целью изучения объектов интеллектуальной собственности на патентную чистоту.

Профессии

  • Инженер стартовых комплексов
  • Инженер-испытатель ракетно-космической техники
  • Инженер-конструктор ракетных комплексов
  • Инженер-разработчик ракетных комплексов
  • Специалист по эксплуатации ракетно-космической техники

Профессии

    Инженер по навигации
  • Инженер по управлению воздушным движением
  • Инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами
  • Специалист по монтажу устройств и узлов пилотажно-навигационного оборудования
  • Специалист по навигационному оборудованию
  • Специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением
  • Специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов

Профессии

  • Авиаконструктор
  • Авиационный инженер
  • Инженер стартовых комплексов
  • Инженер-проектировщик

Где работать

Специалисты этого профиля изучают проблемы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов в профильных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах, или проверяют годность летательных аппаратов на аэродромах.

Двигатели летательных аппаратов 24.03.05

Гиперзвуковые сомолеты, дискообразные летательные аппараты с вертикальным взлетом, «Черный дрозд», «Falkon», «Черная акула», - кто разрабатывал двигатели для этих авиалегенд? Кто разрабатывает сегодня перспективные двигатели для беспилотных летательных аппаратов и легких самолетов?

Выпускники направления обучения «Двигатели летательных аппаратов» смогут заниматься расчетами и конструированием отдельных деталей и узлов двигателей летательных аппаратов, разрабатывать технологические процессы изготовления отдельных деталей и узлов двигателей и энергоустановок летательных аппаратов, выбирать материалы для изготовления двигателей летательных аппаратов. На рабочих местах такие профессионалы будут принимать участие в работах в ходе подготовки производства новой продукции, принимать и осваивать вводимое оборудование, а кроме того, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов, деталей и двигателей летательных аппаратов.

Как широко образованные специалисты, они смогут проводить технико-экономическое обоснование проектных решений, оформлять законченные проектно-конструкторские работы и контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ.

Самый многочисленный на сегодняшний день в МАИ институт, был создан в 1940 году. Первоначальное его название - факультет авиационного оборудования и приборостроения. В 1952 году переименован в факультет приборостроения и автоматики, а в 1960 году в него влился факультет систем управления ЛА (созданный на базе расформированного факультета вооружения и кафедры стабилизации ЛА и автопилотов), который и дал название объединенному факультету. Современное название он получил в 1961 году и очень быстро стал крупнейшим в вузе.В 2017 году решением Ученого совета МАИ факультет №3 переименован в институт №3.

В составе института 15 кафедр:








Формы обучения:

Очная : бакалавриат - 4 года; специалитет - 5 лет; 5,5 лет; магистратура - 2 года.

Очно-заочная : бакалавриат - 5 лет.

Заочная : бакалавриат - 5 лет.

Институт ведет подготовку бакалавров, магистров и специалистов по разработке и проектированию различных видов оборудования, приборов, комплексов и систем для авиационно-космической и других отраслей промышленности по следующим направлениям подготовки, специальностям и специализациям:

БАКАЛАВРИАТ

Направление: 09.03.01 - «Информатика и вычислительная техника»

Профили:

  • Автоматизированное управление бизнес-процессами и финансами (кафедра 315) (очный учебный план) (заочный учебный план)
  • очный учебный план) (заочный учебный план)
Направление: 09.03.02 - «Информационные системы и технологии»
  • Информационные системы аэрокосмических комплексов (кафедра 308) ()
  • Информационные системы испытаний космических летательных аппаратов (кафедра 312Б)()
  • Конструирование и производство средств информационной и вычислительной техники (кафедра 307) ()
Направление: 09.03.03 - «Прикладная информатика»
  • Прикладная информатика в технических системах (кафедра 311, очная форма обучения) ()
  • Прикладная информатика в информационной сфере (кафедра 311, заочная форма обучения) ()
Направление: 09.03.04 - «Программная инженерия» Направление: 12.03.04 - «Биотехнические системы и технологии»
  • Биотехнические и медицинские аппараты и системы (310) ()

Направление: 13.03.02 - «Электроэнергетика и электротехника»

Профили:

  • Информационные технологии в электроэнергетических и электромеханических системах (кафедра 310) ()
  • Комплексная миниатюризация устройств и систем электрооборудования ЛА (кафедра 306) ()
  • Электрооборудование летательных аппаратов (кафедра 306) ()

Направление: 24.03.02 - «Системы управления движением и навигация»

Профили:

  • Программно-аппаратные средства систем управления (кафедра 301) ()
  • Электромагнитная совместимость и защита бортовых комплексов (кафедра 309) ()
  • Электроэнергетические комплексы ЛА (кафедра 310) ()

Направление: 27.03.04 - «Управление в технических системах»

Профили:

  • Информационные технологии в управлении (кафедра 301) ()
  • Управление и информатика в технических системах (кафедра 301) ()

Направление: 27.03.05 - «Инноватика»

Профили:

  • Управление инновациями (кафедра 317) ()
Направление: 38.03.05 - «Бизнес-информатика»
  • Архитектура предприятия (кафедра 319) ()
  • Информационно-аналитическое обеспечение бизнеса (кафедра 315) (очный учебный план) (заочный учебный план)


СПЕЦИАЛИТЕТ

Специальность: 24.05.05 - Интегрированные системы летательных аппаратов

Специализация:

  • Приборы и измерительно-вычислительные комплексы ЛА (кафедра 305) ()

Специальность: 24.05.06 - «Системы управления летательными аппаратами»

Специализации:

  • Системы управления движением летательных аппаратов (кафедра 301) ()
  • Системы управления силовыми установками летательных аппаратов (кафедра 301) ()
  • Измерительно-вычислительные комплексы систем управления воздушно-космических летательных аппаратов (кафедра 305) ()
  • Навигационные системы и инерциальные датчики систем управления ЛА (кафедра 305) ()
  • Управляющие пилотажно-навигационные комплексы летательных аппаратов (кафедра 305) ()

МАГИСТРАТУРА

Направление: 09.04.01 - «Информатика и вычислительная техника»

Программы:

  • Автоматизированное управление ресурсами в экономике (кафедра 315) (очный учебный план) (заочный учебный план)
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления (кафедра 304) ()
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети (кафедра 304) ()
  • Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (кафедра 304, 318) ()
  • Системы автоматизированного проектирования (кафедра 316) (заочный учебный план) (очный учебный план)
  • Проектирование высоконагруженных интернет-сервисов (кафедра 316) (учебный план)
  • Интернет вещей (кафедра 316) (учебный план)

Направление: 09.04.04 - «Программная инженерия»

Программа:

  • Программно-информационные системы (кафедра 304) ()

Направление: 11.04.03 - «Конструирование и технология электронных средств»

Программа:

  • Технология средств информационно-вычислительной техники (кафедра 307) ()

Направление: 12.04.01 - «Приборостроение»

Программа:

  • Технология приборостроения (кафедра 307) ()
Направление: 24.04.04 - «Авиастроение»

Программа:

  • Авиационное электрооборудование (кафедра 306) ()

Направление: 27.04.04 - «Управление в технических системах»

Программа:

  • Управление и информационные технологии в технических системах (кафедра 301) ()
Направление: 27.04.05 - «Инноватика»

Программа:

  • Инноватика (кафедра 317) ()
Направление: 38.04.02 - «Менеджмент»

Программа:

  • Управление экономической безопасностью (кафедра 315) (очный учебный план) (заочный учебный план)

Основными научными направлениями фундаментальных и прикладных исследований кафедр института являются:

  • разработка теории, алгоритмов и программного обеспечения систем управления летательных аппаратов различного назначения;
  • имитационное моделирование сложных систем;
  • разработка методов анализа и синтеза программно-алгоритмического обеспечения комплексов обработки информации;
  • создание новых информационных технологий;
  • исследование вопросов построения бортовых вычислительных систем;
  • разработка новых технологий, метрологического обеспечения и стандартизации приборных устройств и систем;
  • исследование и разработка приборных комплексов ориентации и навигации;
  • разработка, моделирование и автоматизированное проектирование электронных и микроэлектронных электросистем;
  • разработка и проектирование электроэнергетических и электромеханических бортовых систем, включая магнитогазодинамические, криогенные, сверхпроводниковые и другие устройства;
  • разработка и проектирование биотехнических систем восстановления функций организма;
  • моделирование процессов информатизации и управления объектами социально-экономического и коммуникативного назначения.

На кафедрах инстиута в разное время работали крупные ученые:

вице-президент Академии наук СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик, Герой Социалистического Труда Б.Н. Петров; лауреат Государственных премий, академик РАН Г.С. Поспелов; лауреаты Государственных премий, члены-корреспонденты Академии наук СССР и РАН, профессора Б.С. Сотсков и В.В. Петров; руководитель Федерального агентства по промышленности, член – корреспондент РАН Б.С Алёшин; Генеральный директор Гос НИИАС член – корреспондент РАН С.Ю. Желтов; лауреаты Ленинской и Государственных премий, профессора С.Ф. Матвеевский и В.Л. Морачевский; лауреаты Государственных премий, профессора А.Д. Александров, Г.И. Атабеков, Л.А. Воскресенский, А.И. Москалев, В.Ю. Рутковский; заслуженные деятели науки и техники РФ, профессора А.И. Бертинов, О.М. Брехов, Д.А. Бут, А.Н. Гаврилов, Г.Н. Лебедев, В.И. Матов, М.Ф. Росин, Б.А. Рябов, Н.П. Удалов.

Институт окончили:

академик-секретарь отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик С.В. Емельянов; лауреат Государственной премии, академик И.М. Макаров; член-корреспондент РАН, член научного совета по управлению и навигации РАН Е.Д. Теряев; руководители промышленности: Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии, генеральный конструктор (1982 – 1990 г.г.) НПО «Автоматика и приборостроение» В.Л. Лапыгин; заместитель главного конструктора НИИ автоматики и приборостроения (1957 – 1970), заместитель министра оборонной промышленности (1970 – 1981), лауреат Ленинской и Государственной премий В.П. Финогеев;Вице – президенти первый заместительГенерального конструктора Ракетно – космической корпорации «Энергия» Н.И. Зеленщиков; заместитель директора и Генерального конструктора НПО автоматики и приборостроения Л.И. Киселев; Генеральный директор Московского научно-производственного комплекса АО «Авионика» В.М. Петров; Генеральный директор Московского института электромеханики и автоматики С.П. Крюков; директор и Главный конструктор Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики В.Л. Солунин; Директор иГлавный конструктор ГосНИИ Приборостроения Б.Н. Гаврилин.

Институт активно сотрудничает с рядом ведущих предприятий аэрокосмического комплекса:

  • Государственный научный центр РФ – Государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем»,
  • Государственный научный центр РФ – Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова,
  • Государственный научно-исследовательский институт приборостроения,
  • Федеральное государственное унитарное предприятие - Научно-исследовательский институт точных приборов.
  • Открытое акционерное общество «Московский научно-производственный комплекс «Авионика»,
  • Московское опытно-конструкторское бюро «МАРС»,
  • Открытое акционерное общество завод «Аэроэлектромаш»,
  • Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина,
  • Базовая кафедра «Технические системы поддержки кровообращения и дыхания» при НИИ Трансплантологии и искусственных органов;
  • Российский научный центр «Курчатовский институт» в Институте сверхпроводимости и физики твердого тела;
  • Финансово-промышленное объединение «Новые транспортные технологии»;
  • Открытое акционерное общество АКБ «Якорь»;
  • ОКБ им. Яковлева;
  • Научно-исследовательский институт «Кулон»;
  • ОАО "ОКБ Сухого".

Широкий профиль подготовки специалистов, глубокое изучение фундаментальных естественнонаучных, гуманитарных и прикладных дисциплин, освоение новейших методов расчета и передовых технологий, владение современной вычислительной техникой позволяют выпускникам института найти применение своим знаниям и способностям в самых различных сферах народного хозяйства.

Мнение студентов

  • Герман, 1 курс: «Грузят... Хотя декан и замдеканы замечательные - утешают, если экзамен завалил. Преподают хорошо, компьютерное оснащение неплохое, то есть вообще вполне можно учиться.»
  • Артем, 2 курс: «Много математики и прочих научных предметов, к студентам преподаватели относятся очень требовательно. Учатся здесь в основном люди, знакомые с техникой и компьютерами... И, что классно - на третьем факультете мало курят!»
  • Антон, 1 курс: «Третий факультет - самый продвинутый, на него возлагаются самые большие надежды! Я выбрал именно этот факультет и мне здесь нравится учиться. Я - патриот своего факультета!»

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза

Ни одно транспортное средство не может существовать без четкой системы управления. Повышение эффективности и функциональности техники за счет совершенствования навигации является первоочередной задачей специалистов области. Жизнеобеспечение отрасли строится на новых проектах, разработках и открытиях, призванных модернизировать системы управления движением разнообразных транспортных средств. А создание новых проектов невозможно без навыков квалифицированных профессионалов. Именно такие кадры и готовит специальность 24.03.02 «Системы управления движением и навигация».

Условия поступления

Разные вузы предъявляют разные перечни экзаменов, необходимых для поступления. Поэтому, если вы решили освоить данную профессию, первоначально вам стоит изучить список учебных заведений и узнать, какие предметы вам потребуется сдавать, чтобы поступить на желаемое направление.

Как правило, большинство образовательных учреждений запрашивает баллы по:

  • математике (профильный);
  • русскому языку;
  • физике или информатике и ИКТ;

Тем не менее, ряд вузов предъявляет иные перечни экзаменов по дисциплинам, среди которых могут оказаться химия и иностранный язык . Рекомендуем заранее получать всю необходимую информацию на сайтах учебных заведений.

Будущая профессия

В процессе обучения студенты осваивают принципы функционирования авиационной и ракетной техники, а также особенности навигации воздушного, подводного и надводного транспорта. Отдельный блок программы составляет изучение основ управления беспилотными летательными аппаратами. Кроме того, учащиеся изучают правила функционирования бортовых компьютеров и осваивают их эксплуатацию.

Куда поступать

Описываемая специальность является довольно редкой, поэтому в стране располагается всего 7 вузов, готовых предоставить свои аудитории для освоения профессии. Как правило, престижнейшими учебными заведениями являются вузы Москвы, однако в столице имеется всего лишь одно учреждение, осуществляющее подготовку специалистов области. Итак, получить диплом по заданному направлению можно в таких вузах, как:

  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ);
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
  • Тульский государственный университет;
  • Сибирский государственный аэрокосмический университет им. Академика М. Ф. Решетнева;
  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ;
  • Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

Срок обучения

Продолжительность образовательной программы по степени бакалавра составляет 4 года на очном отделении и 5 лет на заочном.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа предусматривает изучение таких важных предметов, как:

  • инженерная и компьютерная графика;
  • микропроцессорная техника в приборах, системах и комплексах;
  • основы автоматизированного проектирования;
  • основы конструирования приборов;
  • основы моделирования и испытания приборов и систем;
  • основы прикладной гидро- и аэродинамики;
  • основы теории пилотажно-навигационных систем;
  • теоретические основы электротехники и электроизмерений;
  • технические средства навигации и управления движением;
  • технология приборостроения.

Приобретаемые навыки

В результате освоения профессии выпускники наделяются следующими умениями и навыками:

  • Проведение исследовательских работ и их анализ.
  • Внедрение новых разработок в производственные процессы.

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем работать по окончании университета? Выпускники могут осуществлять свою деятельность по следующим профессиям:

  • инженер навигации;
  • инженер-испытатель;
  • инженер по управлению воздушным движением;
  • инженер-конструктор;
  • специалист по эксплуатации;
  • специалист по навигационному оборудованию.

Зачастую специалисты профиля занимают должности в научно-исследовательских лабораториях и конструкторских бюро. Начинающие эксперты нередко устраиваются испытателями и помощниками конструкторов и инженеров.

Минимальная зарплата в данной сфере составляет 25 000 - 30 000 рублей. Более опытные кадры могут рассчитывать на оклады в 50 000 рублей и выше.

Преимущества поступления в магистратуру

Окончив бакалавриат, некоторые студенты принимают решение продолжить свою образовательную деятельность в магистратуре, что дает им целый ряд преимуществ:

  1. Возможность занять более престижную должность.
  2. Право заниматься преподаванием в вузах.
  3. Более высокая конкурентоспособность на рынке труда.
  4. Шанс углубить свои профессиональные знания и отточить свои навыки.
  5. Перспектива быстрого карьерного роста.

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАГИСТРАТУРА

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

24.04.02 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ И НАВИГАЦИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки 24.04.02 Системы управления движением и навигация (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе магистратуры допускается только в образовательной организации высшего образования и научной организации (далее - организация).

3.2. Обучение по программе магистратуры в организации осуществляется в очной и заочной формах обучения.

Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе магистратуры:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в заочной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, в заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы магистратуры возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе магистратуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает область науки, техники и технологии, охватывающей проблемы интегрирования взаимодействующих измерительных, информационных, вычислительных, управляющих и энергетических систем, построенных на элементах и узлах высокоточной механики и микромеханики с электронными, электротехническими, электрогидравлическими, оптическими и компьютерными компонентами, и обеспечивающей исследование, проектирование, разработку и производство качественно новых оптимальных, адаптивных и интеллектуальных систем и комплексов управления движением, навигации, ориентации в целом и их подсистем, в частности, для летательных аппаратов и подвижных объектов различного назначения.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются:

системы автоматического управления летательными аппаратами;

управляющие, пилотажно-навигационные и электроэнергетические комплексы летательных аппаратов;

приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

научно-исследовательская;

проектно-конструкторская;

испытательно-эксплуатационная;

организационно-управленческая;

производственно-технологическая.

При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).

4.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

выполнение на основе системного подхода научно-исследовательских работ в своей профессиональной области, использование специальной литературы, электронных изданий и других информационных источников (в том числе иностранных) для решения профессиональных задач;

выполнение на основе системного подхода проектно-конструкторских работ в своей профессиональной области, формулировка задач, связанных с реализацией профессиональных функций с использованием для их решения методов изучаемых наук;

испытательно-эксплуатационная деятельность:

разработка и исследование моделей описания и прогнозирования развития методов и систем управления движением и навигации подвижных объектов;

выполнение на основе системного подхода организационно-управленческих работ в своей профессиональной области, организация на научной основе своего труда, применение компьютерных технологий сбора, хранения, обработки и анализа информации в сфере своей профессиональной деятельности, разработка бизнес-планов проектов, проведение технико-экономического обоснования и анализа разрабатываемой техники и технологических процессов;

выполнение на основе системного подхода производственно-технологических работ в своей профессиональной области, принятие профессиональных решений на базе комплекса данных о требуемых свойствах проектируемой техники.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

владением целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

способностью предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ОК-2);

владением основами методов организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-3);

способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-4);

способностью к осуществлению просветительной и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни и владеть методами пропаганды научных достижений (ОК-5);

умением демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6);

свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, навыками публичной и научной речи, а также умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, владеет одним из иностранных языков (ОК-7);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовностью к поддержанию партнерских отношений, а также способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владеет методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-8);

способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числен и над междисциплинарными, инновационными проектами (ОК-9);

способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ОК-10);

способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности. Владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОК-11);

способностью получать и обрабатывать информацию из различных источников, используя самые современные информационные технологии, критически осмыслить полученную информацию, выделить в ней главное, создать на ее основе новое знание (ОК-12);

способностью самостоятельно критически оценить достоинства и недостатки своей деятельности и собственной личности, выстроить перспективную линию саморазвития (ОК-13);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, а также способностью содействовать обучению и развитию других (ОК-14);

обладанием культурой мышления и способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, а также умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-15).

5.3. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-1);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-2);

способностью использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач и способностью критически оценить освоенные теории и концепции, границы их применимости (ОПК-3);

владением навыками работы с компьютером как средством управления, в том числе в режиме удаленного доступа и работать с программными средствами общего и специального назначения (ОПК-4);

способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-5).

5.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

научно-исследовательская деятельность:

способностью осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи (ПК-1);

способностью самостоятельно выполнять теоретические, лабораторные и натурные исследования и эксперименты для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры (ПК-2);

готовностью представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-3);

готовностью анализировать летательных и подвижных аппаратов различного назначения как объектов управления, ориентации, стабилизации и навигации, создание их математических моделей движения, позволяющих прогнозировать тенденцию развития их как объектов управления и тактики их применения (ПК-5);

способностью разработать методики математического и полунатурного моделирования динамических систем "подвижный объект - комплекс управления, ориентации, навигации и электроэнергетических систем подвижных объектов" (ПК-6);

умением подготовить научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-7);

способностью разработать планы, программы и методики испытания приборов, систем и комплексов по соответствующему профилю деятельности, подготовка отдельных заданий для исполнителей (ПК-8);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью разрабатывать технические условия и технические описания принципов действия и устройств, проектируемых комплексов, их систем и элементов с обоснованием принятых технических решений (ПК-9);

готовностью разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты управляющих, пилотажно-навигационных и электроэнергетических комплексов летательных аппаратов с использованием средств автоматизации проектирования (ПК-10);

способностью к формулировке целей проектирования приборов и систем, обеспечению выбора критериев и показателей проектирования, построению их структур и схем с учетом специфики объекта назначения и технического задания (ПК-11);

готовностью разрабатывать варианты решения проблемы, системный анализ этих вариантов, определение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности и с целью планирования реализации проекта (ПК-12);

готовностью разрабатывать опытные образцы приборов, систем и комплексов соответствующего профиля (ПК-13);

способностью к использованию компьютерных технологий при разработке новых образцов элементов, приборов, систем и комплексов (ПК-14);

готовностью разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-15);

организационно-управленческая деятельность:

способностью организовывать в опытном, серийном производстве и на испытательных базах работы коллектива исполнителей, принимать решения по управлению в условиях рыночной экономики, нахождение компромиссных решений (ПК-16);

способностью проведения маркетинга и подготовки бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных видов продукции (ПК-17);

способностью подготавливать заявки на патенты, изобретения, рационализаторские предложения и промышленные образцы, оценивать стоимость объектов интеллектуальной деятельности (ПК-18);

способностью оценивать затраты на производство, отладку и внедрение в серийное производство разработанных образцов новой техники, осуществлять кооперации с исполнителями смежных специальностей в решении комплексных задач, связанных с приборами, системами и комплексами (ПК-19);

способностью организовывать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, их элементов и по разработке проектов стандартов и сертификатов (ПК-20);

способностью адаптировать современные версии систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-21);

способностью поддержки единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции (ПК-22);

способностью выполнять оценку инновационного потенциала проекта, а также способность разрабатывать и осуществлять планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии, способностью осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов (ПК-23);

готовностью управлять программами освоения новой продукции и технологии и оценка стоимости объектов интеллектуальной деятельности (ПК-24);

способностью разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику риск-менеджмента на предприятии (ПК-25);

способностью владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-26);

производственно-технологическая деятельность:

способностью разрабатывать технологические процессы изготовления деталей и узлов, сборки приборов и агрегатов систем управления, стабилизации, пилотажно-навигационных комплексов подвижных объектов (ПК-27);

способностью к организации эффективного входного контроля комплектующих элементов, узлов и агрегатов систем управления, стабилизации и навигации (ПК-28);

способностью к организации метрологического контроля основных параметров прецизионных приборов и систем управления, ориентации, стабилизации и навигации в процессе их изготовления (ПК-29);

готовностью к использованию компьютерных технологий в процессе подготовки производства, изготовления и контроля приборов и комплексов соответствующего направления (ПК-30);

готовностью обеспечивать технологичность изделий и процессов изготовления, а также оценивать экономическую эффективность технологических процессов (ПК-31).

5.5. При разработке программы магистратуры все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры.

5.6. При разработке программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы магистратуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа магистратуры состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы магистратуры

Структура программы магистратуры

Объем программы магистратуры в з.е.

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Объем программы магистратуры

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" и Блока 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.5. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

Способы проведения учебной и производственной практик:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры. Организация вправе предусмотреть в программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.7. Программы магистратуры, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

6.8. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, содержащей научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, и в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа, и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.9. При разработке программы магистратуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Общесистемные требования к реализации программы магистратуры.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования.

7.1.8. В организации, реализующей программы магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

75 процентов для программы академической магистратуры;

60 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

20 процентов для программы академической магистратуры;

30 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).