Семья и Дети

Сказка про трудолюбие. Сказка про трудолюбие Произведения о труде для школьников

Те, кто раньше трудиться не любили, вдруг осознали, что труд — это необходимость, что это важно, интересно. Бывает ли такое? Бывает, и не только в сказке.

Сказка «Как Бабочки труд полюбили»

Жил-был Муравей Муравеич. Трудяга, каких свет не видывал. Трудился он с утра и до вечера. Чем же занимался Муравей? Строительством. А что строил Муравеич? Дома. Свой-то дом у него уже давно ладный стоял. Теперь он помогал строить дома своим многочисленным братьям.

По соседству с Муравьем жила Бабочка Пестрянка со своей сестрой. Целый день они наряжались в пёстрые наряды, летали, болтали.

— И не надоело вам, милые соседки, всё время бездельничать, попусту тратить дорогое время? – спрашивал их Муравей Муравеич.

— Нет, — отвечали они, — нам красоваться никогда не надоедает. – Как это чудесно ничего не делать.

Сказать-то они сказали, но обе в душе чувствовали, что и вправду пустое времяпровождение стало надоедать им. Но признаваться в этом соседу не хотелось.

— Чем же мы сможем заняться? – спрашивали бабочки друг друга.

Думали-думали сестрички, но так ничего и не придумали. Вечером, увидев Муравья, они спросили его, не нужны ли ему помощницы.

— Ещё как нужны! — обрадовался Муравей. – Мы с братьями дома строим, а вы в них будете наводить красоту. Вы ведь большие мастерицы по красоте!

И работа закипела. Если вы думаете, что у Бабочек ничего не получалось, то это не так. Есть такая пословица «Аппетит приходит во время еды». И работы это тоже касается. Вкус к работе появляется во время её выполнения.

Вот и наши Пестрянки увлеклись работой. И стало им интересно.

С тех пор они так с соседом, Муравьем Муравеичем, и работают.

Полюбили Пестрянки труд!

Вопросы и задания к сказке

Каким был Муравей Муравеич?

Чем занималась Бабочка Пестрянка и её сестра?

Почему Пестрянкам надоело пустое времяпровождение?

Чем Муравей Муравеич предложил заняться Бабочкам?

Какие пословицы подходят к сказке?

Трудовая правда крепко стоит.
Труд всему основа.
Труд дарит радость.

Главный смысл сказки заключается в том, что пустое времяпровождение не приводит ни к какому развитию, ни к радости, ни к позитиву. Трудом мир держится. Счастлив тот, кто трудится.

Заявка на конкурс «Придумай сказку!»

Данные для диплома

Номинация и название конкурсной работы

E-mail, с которого отправляется письмо

Размер оплаченного оргвзноса, т. е. 240руб. или 390руб. и адрес *

Если оплачен сборник, то написать сумму оплаты и адрес.

Ф.И.О (полностью)

Сокращенное название организации

Бербега Наталья Иосифовна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

Крым Воинская ОШ 1-3 ступеней

Сказка «Счастье труда»

[email protected]

390 руб.

96033 Крым, Красноперекопс-кий район с.Воинка ул. Ленина 40а, Воинская СОШ 1-3 ступеней (для Бербега Натальи Иосифовны)

79788226179

Нет

Сказка «Счастье труда»

Было это так давно,
Где-то очень далеко,

За морями и лесами,
За высокими горами,
В той неведомой стране

Жил старик в здравом уме.

У него было три сына:

Три надежных верных тыла,
Три высоких молодца,

Три красивых удальца.
Жили в радости, в печали,

Шли года- не замечали.

Стал отец уж очень стар

Сыновей к себе позвал:
- Вы, сынки, мои родные,

Стали вы совсем большие,

И чтоб в мире этом жить,
Нужно правдой дорожить.

Заниматься любым делом,

Жертвовать душой и телом.

А чтоб делу обучиться

Нужно просто не лениться.

Вы пойдите, мои дети,

Походите вы на свете

Обучитесь – ремеслу,

Научитесь – мастерству,

Чтобы труд вас прокормил –

Чтоб народ благодарил…

Разбрелись они по свету,

Долго ждал отец ответа,

Но, не слышно, ни привета

От сыночков, ни ответа.

Загрустил отец в печали,

А тем, временем издали

Старший сын вот возвратился,

Только слез с коня, умылся,

Стал отец чадо пытать:

- Что на свете смог узнать?

Старший молвил без отказу,

-Поведал,- сказал он сразу,

Очень многое, отец,

Да, узнал я, наконец,

Языков, нездешних, много,

Не суди, отец, ты строго,

Ведь смогу теперь понять,

Где, да что нам лучше брать,

В речь вступлю я с иноземцем

Я пойму визит туземцев.

- Говорит отец в ответ,

Видел много, спору нет.

Да язык – благое дело,

Говоришь, ты так умело

Только ждать будешь купцов,

Тех заморских молодцов,

А себя нужно кормить,

Правильно и честно жить…

Вот прошло ни день, ни два

Средний слез с коня едва:

Он усталым возвратился

Видно славно он трудился.

Радостно отец встречает

Грусть, в глазах, он замечает.

Стал он спрашивать сынка

Что да как, зачем, куда?

Молвит средний сын в ответ

Я объездил белый свет:

Я царю был рад служить

На придворье царском жить.

Там хозяйство вел, старался

Делом тихо занимался.

Царь доволен мною был-

Но, уменье, не добыл.

Слушав сказ второго сына,

Старичок сказал уныло:

- Ведь в прислуге жить,

Так всю жизнь тужить.

Не умеешь ты трудиться,

А умеешь ты пожиться.

Ты играешься с судьбой,

Недоволен я тобой.

А третий брат не возвратился.

Отец вначале возмутился.

Быть может сталася беда?

Ведь нет ни слуха, ни следа.

Горевал старик уж долго,

Пошел искать (о если мог бы) ,

Да сын однажды возвратился,

Он к дому отчему явился,

В лохмотьях, грязный и усталый

Неразговорчив, очень вялый.

Вот стал расспрашивать отец:

- Ну расскажи же, наконец,

Чему, родной мой, научился?

Чего же в жизни ты добился?

- О, путь отец не легок был,

Учился мастерству и бедно жил.

Зато теперь, отец, могу трудиться,

Я людям добрым мог бы пригодиться.

У кузница я знанье получил

Своим приемам мудрым он меня учил.

Могу я плуг сковать, могу подкову,

Могу железо превратить я, к слову,

В хорошее орудие труда,

Теперь без хлеба я не буду никогда.

- Я горд тобою, сын ты мой,

Не нахвалюся я тобой.

Ты знание добыл – а это клад,

И в жизни будет только лад.

Тебе уменье пригодится,

Ведь смог ты делу обучиться.

Прошли года. Был молодцом,

А стал он знатным кузнецом.

И сказка учит нас трудиться,

Искать, работать – не лениться.

Ведь счастье кроется в труде,

А лень не ценится нигде!

Труд – основа основ, начало начал, сила из сил. Трудиться хлопотно, тяжело, но всё в жизни даётся трудом. О труде можно хитрое словесное кружево плести, можно и сказку рассказать.

«Как труд человека меняет»
Автор сказки: Ирис Ревю

Совсем разленился Митрофан. А соседям жалуется:
— Приболел, всякие хвори начали цепляться.

Народ уж поля пшеницей засевать начал, а Митрофан всё охает.

И вот однажды постучался к Митрофану главный работник по имени Труд Иванович, и строго спрашивает:

— Отвечай, Митрофан, по добру по здорову, почему не начинаешь сев?

— Приболел немного.

— А знаешь ли ты, Митрофан, что от лени человек болеет, а от труда здоровеет? – спросил его Труд Иванович.

Поднялся Митрофан, подпоясался, да и пошёл в поле. А там все трудятся. И Труд Иванович здесь же. Кому подмигнёт, кого пожурит, но всем помогает.

И Митрофану помог, когда тот работать начал. Обрадовался Труд Иванович, что Митрофан лениться перестал. Правильно, не век же парню на печи сидеть.

А Митрофан, поработав, совсем другим стал: щеки порозовели, глаза горят. Куда только хвори подевались? Убежали, наверно, в царство Лени-матушки.

Да, не зря молвится пословица: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет».

Вопросы к сказке «Как труд человека меняет»

Почему Митрофан не приступал к севу?

Кто отправил Митрофана в поле?

Изменил ли труд Митрофана?

Кто помог Митрофану в работе?

Должны ли люди помогать друг другу в работе?

Почему человек от лени болеет, а от труда здоровеет?

Какие ещё пословицы о труде ты знаешь?

Анастасия Фролова
Сказки по трудовому воспитанию

Копилка сказок , воспитывающее у детей трудолюбие

«Морозко» - где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету.

«Маша и медведь» - где Маша пекла пирожки.

«Колобок» - где бабка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

«Двенадцать месяцев» (народная сказка , а не её обработка Маршаком) – где падчерице с утра до ночи и присесть некогда было : то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

«Мужик и медведь» (другое название - «Вершки и корешки» ) – где мужик сеет сначала репу, а на следующий год - рожь.

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» - где Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали : на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят.

«Репка» - где дед посадил репку».

«Зайкина избушка» - когда решили заяц и лиса избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик - из сыпучего песка».

«Дочь и падчерица» - где красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка.

«Кривая уточка» - где уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла.

«Лиса и журавль» - где лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком.

«Волшебная дудочка» - где с петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила.

В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась , видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать): работу за них выполняют другие, например :

«По щучьему веленью» - «Щука ему говорит :

- Запомни мои слова : когда что тебе захочется - скажи только : "По щучьему веленью, по моему хотенью"».

«Царевна-лягушка» - «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу - и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом : «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром - сама палец о палец не ударила.

«Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная» ) - «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару.»

Публикации по теме:

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей Игра «Накроем стол для кукол». Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета.

Всем доброго дня! О развитии у детей сформированности комплекса качеств по трудовому воспитанию, мы с моей коллегой (Наследникова Г. Н.).

Главное направление нашего детского сада: трудовое и экологическое воспитание. Мы с детьми на огороде посадили много овощей и ягод. На эту.

Картотека игр по трудовому воспитанию в младшей группе Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируются положительное отношение к трудовой деятельности,.

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Подари книге жизнь» Конспект совместной деятельности детей с воспитателем по ручному труду на тему «Подари книге жизнь» Цель: научить детей ремонтировать книги.

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Бабушкины помощники» Конспект занятия по трудовому воспитанию. Бабушкины помощники. 1. Образовательные задачи: формирование положительного отношения к труду;.

Рассказы о труде для детей среднего школьного возраста. Эти рассказы помогут учителям в трудовом воспитании детей.

Дарья - золотое веретёнце. Автор: Антон Параскевин

Жил в давние времена на хуторе близ нашей деревни кузнец Фома со своей женой Агриппиной. Кузнецы в старину были в большом почёте: о них и песни пели, и поговорки слагали, и чести им было на селе не меньше, как у старосты. Когда первая жена Фомы умерла, Агриппина, хоть и девкой была, а за вдовца с двумя детьми пошла замуж с охотой, потому как говорили люди: «У кузнеца что ни стук, то гривенник».

У Фомы-то подрастали сын Василёк трёх лет да дочка Дашутка — пятнадцати. Мачеха Агриппина была с характером: всё с упрёками и подковырками. Падчерицу часто бранила: «Вымахала что жердь, а ни в лице красы, ни в руках сноровки. А сватовство- то не за горами. Красавицу да мастерицу и без приданого возьмут, а вот на тебя, корчевина ты неуклюжая, половина хозяйства уйдёт. Ни ткать, ни прясть, ни холсты белить не умеешь».

Девушка это и сама знала. Не получалось у неё прядение ну никак! За пряжу возьмётся, а пальцы — как деревянные. Ведь скоро станет ей семнадцать, пойдёт она с девчатами на село на вечорки, где молодёжь собирается. Все сверстницы будут показывать свои мастерство и красу, а ей тогда как быть? «И прозовут тогда меня кривое веретено», — часто думала Дашута. Только и было у неё сокровищ, как-то братец Василёк, серебряный рубль да небольшой образок святой Параскевы, что оставила ей мать. Та часто рассказывала девушке об этой святой, о том, что она покровительница домашнего мастерства. Дашута даже молитву выучила ко святой заступнице и часто шептала её перед сном.

Серебряный рубль ей прошлой зимой купец подарил, который у их хутора заблудился, а она вывела его коня на дорогу. Берегла она рубль для Василька, чтобы купить ему к Рождеству валенки, что часто видела в сельской лавке. Батюшке-то было невдомёк, дома он бывал редко, а всё чаще в кузнице да на богатых дворах работал. Мачеха Агриппина весь заработок себе забирала: «Походит и в лаптях, не панич», — говорила она. «Эх, научиться бы мне прясть, — мечтала Дашута, — я бы брату босовики связала, да такие тёплые, что и в мороз выйти было бы не страшно».

Как-то перед днём святого Николая Угодника зашла в деревню нищенка. Была она седая, согбенная, в худом армяке да с холщовой сумой на плечах, ходила по хатам и собирала милостыню. А в такое время, когда уже нивы сжаты, травы скошены и урожай в закромах, каждому есть что подать. Не зря говорят в народе: «На зимнего Николу и грач богач». Нищенка подошла к их хуторку под вечер. Шёл мокрый снег, в ольховнике завывал ветер. Двери открыла мачеха: «Бог подаст, милая, а ночевать-то у нас негде, на печь тесто поставила, на полатях детям постелила, так что не обессудь!»

Нищенка и ушла, а Дашута глянула на неё, и сердце сжалось — куда же в таком армяке да против ночи, вот-вот наползёт темень, и останется нищенка в поле одна. Побежала девушка в запечье, схватила серебряный рубль, что хранила под сенником, и, выбежав во двор, стала догонять нищенку. Догнала её возле гумна: «Прости, матушка, вот возьми, это всё, что у меня есть». А та по голове девушку погладила и улыбнулась. Дашута аж удивилась: такой холод на дворе, а ладонь у старицы — тёплая. Домой воротилась, а мачеха давай её ругать: «Ты что ей подала, небось, овсяный калач? Так вот теперь голодная спать и ложись!»

Долго не могла уснуть от обиды девушка. О рубле не думала. Сплетёт она Васильку двойные лапотки да вырежет суконные оборы из старого материнского платка. Зиму братец переходит. Но вот почему она такая неумёха? Достала она из-под подушки икону, аккуратно завёрнутую в тряпицу, и, поцеловав её, стала молиться: «Святая мученица, матушка Параскева, научи меня прясть, милая, я бы тогда братцу босовики связала, и мачеха меня бы неумёхой не называла, и в деревне надо мной никто бы не смеялся». Дашута молилась и плакала, тихонько всхлипывая, вытирая тряпицей слёзы. Стала думать о святой мученице, затем о покойной матушке и не заметила, как уснула.

И снится ей сон, что сидит она на лавке возле окна, что уже светает, но солнце ещё не взошло. Снег перестал, и небо чистое, словно сиреневое стекло. Вот заходит в дом нищенка, а в руке у неё — серебряный рубль. Выводит она Дашутку по двор: «Погляди, — говорит, — как солнце вставать будет». И смотрит девушка на тёмный лес, куда указала нищенка, но ничего не видит. Вдруг солнечными лучами выкатилось из-за леса золотое веретёнце и, упав на рыхлый снег, запрыгало-заиграло. Подхватила его нищенка и подаёт Дашуте: «Возьми его и держи крепко, из рук не выпускай». А рядом упало второе, третье... И вот уже тысячи веретён покатились по кустам, деревьям, крышам — вставало солнце. А нищенка стоит рядом, и уже не в армяке с холщовой сумкой, а в дивном одеянии с блёстками. «Вот так, — говорит, — ты каждое утро веретёнце и подхватывай, тогда и мастерицей станешь». Хотела Дашута ещё что-то спросить, но старица исчезла, и она проснулась.

Было ещё темно, но за стеною уже кричал петух и мычала корова. Девушка быстро подсела к печурке, где стояла прялка, зажгла лучину, закрепила пучок кудели и взяла веретено. Только пальцы по-прежнему не слушались, и пряжа получилась неровная. Но вот солнечный луч упал на веретено, на прялку, пробежал по полатям, где спал Василёк. Дашута, боясь дышать, изо всех сил выводила нитку. Вдруг что-то стало открываться пальцам, вроде бы простое, но чего раньше не чувствовала, и она, боясь всколыхнуть воздушный пучок кудели, стала вытягивать ровную нить. Пучок вдруг закончился, и девушка испугалась, что потеряет то, что ощутила. Закрепила новый, но он был жёстче, и пальцы снова не слушались. Так повторялось несколько раз.

Через неделю нитка уже текла сквозь пальцы, как ручеёк. Мачеха даже руками развела: «Вот тебе и сиротинка, неумёхой прикидывалась!» А через год Дашута уже и ткала, и холсты белила, и вышивала на них узоры и то, что вокруг себя видела: и берёзовую рощу, и ель с боровиками, и скачущий ручей. На вечорках стала она первой: «Ох, и любит тебя веретено, словно мать родная», — вздыхали ровесницы. Мачеха Агриппина успокоилась и язвить перестала, зауважала падчерицу. Девушку же с тех пор стали в народе называть Дарья — золотое веретёнце.

Как рубашка в поле выросла. Автор: Константин Ушинский

I

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, батюшка, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку» .

Ill

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.