Все вопросы

Сколько зарабатывают русские рэперы. ​Life провели расследование о том, как устроен бизнес Басты Сколько и где зарабатывает Василий Вакуленко

Рэп является одним из самых популярных молодежных музыкальных направлений. В российскую культуру он прочно вошел с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия.

Ни для кого не секрет, что самые знаменитые зарубежные исполнители этого стиля, такие как, Эминем, 50 Cent, Dr.Dre, Diddy, Jay-Z, зарабатывают десятки миллионов долларов в год, причем, далеко не всегда, непосредственно, от музыкальной деятельности.

Но какие же годовые заработки имеют отечественные рэперы? Давайте разберемся в этом вопросе.

Больше всего, среди российских рэперов зарабатывает, конечно же, Тимати (Тимур Юнусов), наверное, самый раскрученный и известный массовой публике отечественный рэп-исполнитель, причем, публике даже весьма далекой от этого музыкального стиля.

В 2014 году он заработал $1,5 млн., что, впрочем, это на целый миллион долларов меньше, чем в предыдущем году.

Кроме, выручки от концертов и продажи дисков он ещё имеет доход от собственного продюсерского центра. Хотя не все поклонники рэпа считают Тимати настоящим рэпером, утверждая, что для права так называться, у него слишком попсовый репертуар.

Следующим по величине дохода за Тимати располагается рэпер Баста, он же Василий Вакуленко, он же Ноггано, он же N1NT3ND0.

Но не только на рэпе можно сегодня заработать. Существует множество результативных способов и детально описали.

Насчет того, что Баста является стопроцентным рэпером уже ни у кого не возникает сомнений. В 2013 году он заработал $2 млн, что на 500 тысяч меньше заработка Тимати. Баста, как и Тимати, кроме исполнения рэпа занимается продюсерской деятельностью.

Он также принимает участие в съемках в кино, как в качестве актера, так и выполняя обязанности режиссера, продюсера и сценариста.

Достаточно высокую популярность среди любителей русского рэпа, а, соответственно, и высокий заработок от своей деятельности, имеют такие исполнители и группы, как Guf (Алексей Долматов), «Каста», «CENTR», «Krec», но точный их годовой доход, к сожалению, не известен.

Зато, мы можем взглянуть на приблизительные суммы, которую получают российские музыканты и коллективы, исполняющие композиции в стиле рэп, за один концерт.

  • Баста (Василий Вакуленко) - 300 000 руб.
  • Guf (Алексей Долматов) – 300 000 руб.
  • «Каста» - 240 000 руб.
  • «Krec» - 200 000 руб.
  • Noize MC (Иван Алексеев) - 170 000 руб.
  • «CENTR» - 160 000 руб.
  • «АК-47» – 120 000 руб.
  • Смоки Мо (Александр Цихов) - 100 000 руб.
  • «Bad Balance» - 100 000 руб.

Как видим, сумма заработка за один обычный концерт у российских рэперов не превышает 300 тысяч рублей. Хотя, безусловно, бывают и исключения, когда сумма гонорара может достигать 500 тысяч и выше.

Для сравнения взглянем на годовые доходы ведущих зарубежных рэперов. Так, Dr.Dre (Андре Янг) зарабатывает $620 млн., Jay-Z (Шон Кори Картер) и Diddy (Шон Джон Коумз) - по $60 млн., а Eminem (Маршалл Брюс Мэтерс III) – $18 млн в год.

Если вести разговор о гонорарах за один концерт, то, к примеру, известный американский рэпер 50 Cent (Кёртис Джексон), за одно выступление имеет не меньше $250 000.

То есть, заграничные рэперы зарабатывают в десятки и сотни раз больше, чем отечественные.

Этому, конечно же, есть объективные объяснения. Во-первых, культура рэпа на Западе, а если точнее в США, намного более развитая, чем у нас, и имеет глубокие корни. Во-вторых, американский рынок гораздо больше и насыщеннее российского, и там оборачиваются, куда более значимые суммы денег.

Тем не менее, рэперское движение в России набирает все больших оборотов, а ведущие российские рэперы достаточно обеспеченные, и можно даже сказать, богатые люди, хотя по уровню доходов пока ещё значительно проигрывают своим заокеанским коллегам. Но время не стоит на месте, и вполне возможно, наступит период, когда ситуация кардинально изменится.

Музыкант, продюсер, детский писатель, YouTube-блогер, человек из телевизора и многопрофильный бизнесмен Василий Вакуленко, известный российской аудитории под псевдонимом Баста, встречает нас в пространстве «Газгольдер». Это лейбл, где записываются сам музыкант и его многочисленные подопечные. На Василии промофутболка его нового альбома «Папа на рейве», выпущенного в рамках проекта N1NT3ND0.

Вдоль стен «кабинета» Басты, большого двухэтажного лофта, стоят длинные рейлы с одеждой, под ними красуются выстроенные в ряд модные кроссовки. Вакуленко — известный охотник за «дропами» и «коллабами». Неподалеку стоит компьютер с синтезатором. «Послушайте, как поет, девчонке всего 14 лет», — Баста включает музыкальную запись от подающей надежды юной певицы. Наш разговор начинается с музыки, хотя интервью по большей части не про нее.

«Папа на рейве» — второй релиз вашего проекта N1NT3ND0. В чем его идея и почему альбом случился спустя целых восемь лет после выхода первого?

— Я это назвал «возвращением дядюшки». Когда залез проверить альбом в iTunes, сам удивился, что уже восемь лет прошло — думал, всего пять. Мне хотелось посмотреть на тот образ, который у меня есть сейчас, в контексте N1NT3ND0. Отошедший от дел дядька 40-45 лет, которого в конце, естественно, убивают. Мне это показалось интересным.

Очень густое, «мазутное» звучание — дань трендам?

— Нет. Первый альбом N1NT3ND0 тоже был тяжелый: такого «южного» звука тогда никто не делал. Но он получился востребованным, имел высокие рейтинги. Так что я хотел сделать такую прямую, тупую, вязкую музыку, без излишеств, очень маргинальную.

Я хотел немного поговорить про ваши многочисленные альтер эго. Вот есть песня «Делюга» с вашего нового альбома, а в ней слова: «Это наша, сука, делюга — убейся». Я когда готовился к интервью, слушал ее в наушниках, а в руках держал написанную вами детскую книжку — там среди героев — панда Миша, дракончик Гоша и жук Трипси. Параллельно на мониторе у меня программа «Голос» с вашим участием. Как вам удается множить все эти образы? Как технически это происходит? Я понимаю еще, когда Максим Фадеев книжки детские пишет — он в этом гармоничен. Но вы же брутальный ростовский парень.

— Никаких особых технологий и систем нет. В обычной жизни, встречаясь с друзьями, мы говорим об одном. С детьми ведем себя по-другому. Когда приходим к маме, пытаемся быть лучше, удивительнее. Я просто документирую эти разные состояния. В одном треке Ноггано есть строчка: «Быть примером — это к президенту с премьером». Я не претендую на святость, но внутри меня есть четкое понимание, кто я такой, куда и зачем иду. Для моих слушателей самое неблагодарное дело — ждать от меня чего-то конкретного. Я делаю то, что мне по кайфу — с оглядкой на критику, учитывая замечания. Но у меня в любом случае есть собственное видение того, как должно быть.

Георгий Кардава

Про критику. Судя по комментариям в соцсетях, многих людей от вас сейчас основательно «бомбит». И от проектов, и от музыки. В основном все сводится к тому, что «Баста уже не тот». Мне показалось, это по причине того, что люди не могут утрамбовать в голове все эти ваши ипостаси.

— Понимаете, я был «не тот», когда только появился в музыке: не слишком рэп, не слишком рок, не слишком в формате радио. Все эти «не слишком» привели меня к пониманию: мое место — это только мое место. Невозможно что-то создавать и бояться претензий: иначе просто сгоришь, ничего не сделав. Люди слушают мою музыку, приходят на мои концерты. Разделяют со мной мои взлеты и падения, поддерживают. Да, им иногда сложно понять, как ко мне относиться, но и для меня это очень интересная игра. Существуют фанаты Ноггано, которые уничтожают Басту. Свои фанаты есть и у N1NT3ND0. Мне приятно, что люди на полном серьезе в это погружаются. Но что-то грязное и плохое все равно за редким исключением пишут боты.

Вы так говорите, как будто исследование на этот счет проводили.

— А я и проводил. После того как прокомментировал пенсионную реформу и после трагической смерти Кирилла Толмацкого (у Басты и Кирилла Толмацкого был конфликт. — «РБК Стиль» ). И все — нашла коса на камень. Стал вчитываться и увидел некоторое количество одинаково сложенных предложений, которые поступают с определенной частотой с закрытых аккаунтов. С другой стороны, ну да, меня ненавидит какое-то количество людей. Но что я могу поделать? Им не нужна моя правда, им нужно только меня обезличить и превратить в того, кто им нужен: в забитого, запуганного, растерянного человека.

Еще немного про комментарии в интернете. Я выписал себе один очень забавный: «Отстаньте уже от Басты, к нему нужно относиться как к Алле Пугачевой, как к примадонне русского рэпа». Вы согласны с этим?

— Конечно нет. Некоторые люди воспринимают Instagram как платформу для выражения серьезных душевных переживаний, сливают туда свою неудовлетворенность жизнью, горечь от невозможности реализовать какие-то планы. Для большого количества людей, рэперов, музыкантов мой успех и мои достижения — непереносимы. Так что для кого-то я, может быть, и Алла Пугачева, но, если бы Алла Пугачева писала такие альбомы, как пишет N1NT3ND0, вот это было бы круто.


Георгий Кардава

У вас есть сегодня моральный камертон? Ну кроме BadComedian (блогер раскритиковал Басту за оправдание пенсионной реформы, после чего музыкант публично извинился. — «РБК Стиль» ).

— BadComedian — это не моральный камертон. Он просто сублимирует какой-то понятный мне взгляд. Но если говорить об этой истории, то я все пропускал мимо ушей, а тут высказался, это было моим личным мнением. Мне удивительно, что Женя (настоящее имя BadComedian — Евгений Баженов. — «РБК Стиль» ) ничего не сказал про президента в своих роликах, а весь гнев, достойный «либерально настроенных борцов за свободу», был направлен на меня. Но я это принимаю.

Вы ведь ему звонили потом.

— Сразу после того, как вышел ролик. Спросил: «Женя, ну ты же честный человек, почему ты мне не позвонил и не узнал мое мнение? Ты же не желтушник, не телевизионщик. Чем ты тогда от них отличаешься?» У меня к нему на самом деле столько же вопросов, сколько и у него ко мне. Например, относительно покровительства, которое он оказывал сериалу Быкова «Спящие»: Женя его не разнес в хлам, что следовало бы сделать.

А он на ваши киноамбиции как-то повлиял, раскритиковав еще и фильм с вашим участием («Газгольдер. Клубаре», где снимался Баста. — «РБК Стиль» )?

— Нет, разумеется. Он блогер, который взял у американцев идею делать обзоры фильмов. Но рядом с ним не оказалось людей, которые бы сказали: «Жень, ты просто блогер, который делает смешные обзоры». Мне очень горько, что на наш первый фильм «Газгольдер» он снял именно такой обзор (BadComedian картину раскритиковал. — «РБК Стиль» ). Мы не брали государственных денег и сделали все так, как умели. Но он тогда выступал в роли того, кто обсирает что-то интересное. BadComedian реально талантлив, спору нет, но почему-то все его видео, посвященные серьезному кино, на хрен никому не нужны. Вот что его должно беспокоить.

Вы выше Кирилла Толмацкого упомянули. Я, честно говоря, не планировал вас про него спрашивать, потому что вы уже сформулировали в одном из интервью свою позицию — что конфликт двух людей — это одно, а смерть человека, у которого остался сын, — другое, это трагедия. Вы ведь сына Кирилла знаете давно. Виделись с ним после смерти его отца?

— Нет, не виделся.

— А вы общаетесь?

— Нет.

Не выражали соболезнований?

— Нет, я высказался в Instagram. И, конечно, нашлись люди, которые писали неприятные слова в духе «лучше бы ты сдох». Я это сделал для себя и считаю правильным. Если чем-то могу быть полезным и помочь, всегда готов — ему и его маме.

Я не претендую на святость, но внутри меня есть четкое понимание, кто я такой, куда и зачем иду.

Давайте поговорим про ваш бизнес. Я знаю, что у вас открылся ресторан в Москве — реберная Frank. Это ведь первый ваш ресторанный проект? Как вы пришли к идее?

— Первый, да. А к идее пришел так: появились ребята из Питера, которые предложили создать проект. Мы очень долго все обдумывали, разбирались, что к чему, и в итоге стало понятно, что это не противоречит моим взглядам. История интересная, я в ней почему-то уверен, так что мы будем максимально «раздуваться»: сейчас вот идут разговоры о Ростове.

Ростов-на-Дону — одна из российских гастрономических столиц сейчас.

— Да, там очень много хороших ресторанов и вообще традиции кухонные богатые: в одном месте живут представители многих национальностей, все смешано-перемешано. Очень интересно!

Какие у вас сейчас еще бизнесы за рамками музыки?

— Ресторан «Frank by Баста», аудиотехника Z, ювелирное кастом-агентство — сейчас как раз будем доделывать коллекцию. Ну, и еще несколько мини-проектов: например, спортивный клуб.

А что за аудиотехника?

— Этот проект мы делали с коллегами и готовили его почти два года. Теперь он приближается к старту — скоро мы представим наушники и колонки MusicDealer. Это первая продуктовая линия Z. Мы очень долго выбирали модели, технику, механизмы, отсмотрели более 400 форм-факторов, чтобы выбрать оптимальные. Надеюсь, что все получится, потому что и сами наушники, и звучание, которое они воспроизводят, — высокого качества, особенно в сопоставлении с ценой. На мой взгляд, это очень достойный и конкурентоспособный продукт.

Вы планируете на нем зарабатывать?

Посмотрим. Сейчас бизнес вообще очень долгий. Чтобы получать деньги, нужно либо делать большие рекламные кампании, либо просто ждать.

Про рекламные кампании. У вас их довольно много в последнее время — KFC Battle, Head & Shoulders рекламируете. Много денег в рекламе платят, да?

— Суммы, конечно, внушительные, но я снимаюсь в рекламе, потому что она дает мне возможность инвестировать деньги в мои основные проекты.


Георгий Кардава

То есть это делается с целью иметь средства для инвестиций в музыку?

— Скорее, для того, чтобы избегать ненужного продакт-плейсмента. Допустим, я снял сопроводительное видео для песен N1NT3ND0 на сумму 5 млн руб. Если бы там был какой-то продакт-плейсмент, это потеряло бы смысл, концепт рассыпался бы на глазах. Поэтому партнерские отношения нужны, чтобы иметь возможность вкладывать дополнительные деньги куда-то еще. К тому же шампунь Head & Shoulders у меня и сам по себе в райдере значился.

Вы реально им пользуетесь?

— Да, привык к нему. Я не привередливый в этом плане. Ножки куриные из KFC тоже ем.

А предлагали что-нибудь из очень дорогих вещей рекламировать?

— Нет. Я слишком простой, и для меня это — лучшая оценка моего уровня.

В одном из интервью вы сказали, что хотите рекламировать Rolls-Royce.

— А кто не хочет? Но я реалист и понимаю: для того чтобы рекламировать Rolls-Royce, необходимо быть замечательным, серьезным, большим актером. Ну, или каким-нибудь супермузыкантом. А я не супермузыкант, я — просто музыкант.

Но вы деятель шоу-бизнеса, крупная рыба.

— Крупный карась. Нет, я вижу, что люди приходят на концерты, слушают мою музыку. И самолеты я бы тоже мог рекламировать. Но выручку все равно превращал бы в какой-то продукт.

© пресс-служба

© пресс-служба

© пресс-служба

© пресс-служба

© пресс-служба

В шоу GazLive, например. Что, кстати, с ним будет дальше? (YouTube удалил выпуски из-за рекламы букмекерских контор. — «РБК Стиль». )

— Не знаю, посмотрим. Я, честно говоря, хочу закончить год с проектом «Песни» (шоу талантов на телеканале ТНТ, где Баста входит в судейский состав — «РБК Стиль» ) и заняться музыкой: очень много потратил сил на «Голос», жил на разрыв и думал, что сойду с ума. Сейчас готовлю к выпуску два электронных альбома, один — эмбиент. Накопилось очень много материала, записать который не было ни времени, ни сил.

Вам в качестве ведущего YouTube-шоу понравилось быть?

— Мне было очень страшно и очень сложно: я ведь понимаю, что я не Юрий Дудь. Для меня Юра — вообще космос. Конечно, я знаю, что такое журналистика и профессионализм, но всегда трезво оценивал свои способности — в этом смысле довольно средние. Но я очень благодарен GazLive за то, что раскрепостился и научился не бояться задавать людям неудобные вопросы. Хотя мне все равно не хочется никого обижать.

Какой ваш самый любимый выпуск?

— Мне очень понравился выпуск с Максимом Галкиным: какой бы вопрос мы ни подготовили, он все понимал, ко всему относился с юмором и смотрел на нас, как на детей. С Филиппом Киркоровым был очень смешной, с Безруковым, с Лепсом отличные. А самый тяжелый — с Милоновым.

Вообще в GazLive было довольно много смешных шуток и качественного троллинга.

— Спасибо, я рад, что это было заметно. Правда, главный троллинг, рассчитанный на Олю Бузову, никто не понял. Я написал ей песню специально для шоу и снял свое видео, а мне потом писали: «Зачем ты сделал песню с Бузовой? Как ты мог?!» Мне жена, кстати, заранее говорила: «Вася, люди не догадаются, что это стеб». Так и получилось в итоге.

Вам одинаково комфортно и в YouTube, и на ТВ?

— На ТВ — посложнее: «Голос» — это вообще высшая лига, очень высокий уровень. В седьмом сезоне, правда, было очень легко, очень смешно, очень по-настоящему — благодаря Серому (одним из наставников седьмого сезона шоу «Голос» стал Сергей Шнуров. — «РБК Стиль» ). Мы превратили все в очень крутую игру, но на «Песнях» в любом случае полегче.


Георгий Кардава

Давайте к музыке вернемся, а точнее — к вашему лейблу «Газгольдер». У вас довольно продуктивная организация, выходит много музыки. Хип-хоп-артисту важно сегодня выпускать материал часто и стабильно?

— Все зависит от желания и понимания себя. Мы никогда не давим: «Тебе надо выпустить песню». Артист просто приходит и говорит, что у него есть новый трек, и он считает, что это — шлягер.

Но вы можете представить себе ситуацию в «Газгольдере», когда музыкант, как, например, Oxxxymiron, не выпускал новых альбомов с 2015 года?

— Да и правильно, что не выпускал. Зачем? Oxxxymiron — фигура, рок-звезда. Он не только записал удивительную музыку и может свои песни гордо петь всю жизнь, и у него всегда будут поклонники. Он сам по себе — большой человек.

Кто-то говорит, что он зашел в творческий тупик.

— Мне кажется, это его игра. В истории музыки есть много артистов, которые, выпустив даже один-единственный или совсем немного альбомов, все равно остались классиками. Есть такие, про кого поклонники вообще думают, что их инопланетяне похитили. У Оксимирона свой, особенный путь. Как он боролся со всем русским рэпом, как доказывал свое право на жизнь, как всех разорвал, каким он стал. И вместе с ним все это пережили его поклонники. Я не во всем с ним согласен, но он мне очень интересен.

В какие моменты вам бывает тяжело и грустно?

— Когда происходят истории вроде той, что была с пенсионной реформой, и на меня начинается атака. Мне тогда было очень трудно и горько. Я за всю свою жизнь не принимал участия ни в каких политических акциях, а тут одно мое высказывание притянуло ко мне столько агрессии и вызвало столько боли. Сейчас уже полегче стало, я провел определенную работу. Для меня это был важный опыт, потому что мои люди очень меня поддерживали, вступали в перепалки с этими бесконечными ботами, комментаторами. Постепенно оно все рассосалось. Но я правда в процессе переживал так, как будто меня били молотом. Мне как инфантильному ребенку хотелось отстоять свою правду и доказать, что я не такой человек.

Просто многие люди подумали, что это, скорее, дежурное интернет-прости.

— Я понимаю, как это выглядело. Но я вообще никогда не считал, что извиняться — стремно. Если не прав — извинюсь, мне не сложно. С другой стороны, я не могу гнаться за людьми, распинаться, доказывать свою правоту с криками: «Ребята, клянусь вам, мне не заплатили, я просто сказал свое мнение, опираясь на то, что тогда знал. Простите меня!» Мы живем в новом времени, и на самом деле надо просто выходить на свои концерты и петь.

Фото: ​Геннадий Гуляев / «Коммерсантъ»

Воскресным вечером на Новом Арбате немноголюдно. Прохожие лениво гуляют по улице, пока не утыкаются в местную достопримечательность — очередь в Black Star Burger. Ресторан открылся в сентябре 2016-го и пользуется спросом у поклонников бренда, готовых часами ждать бургер за 195 руб. Очереди — самый яркий пример хайпа, который поймали основатели лейбла Black Star Тимати (Тимур Юнусов), Павел Курьянов (Пашу) и Вальтер Чассем.

В офисе Black Star в центре Москвы аскетичный дизайн, никакого «люкса». На ресепшене две стопки бумаг — «на подпись Тимати» и «на подпись Пашу», в кабинете Пашу — траурный постер в память о погибшем DJ Dlee (Алексее Таганцеве), полка с музыкальными наградами, портрет жены и деревянная шахматная доска. 33-летний Курьянов — гендиректор Black Star, он определяет стратегию развития группы. Стена напротив его рабочего стола увешана распечатками с аналитикой по аудитории артистов. Рядом в столбик выписаны текущие и будущие проекты под брендом Black Star — всего 15.

Драйвером роста бизнеса остается лейбл, рассказывает Пашу в разговоре с журналом РБК. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015-м выручка музыкального бизнеса подскочила втрое, до 142 млн руб., а «Линии одежды Black Star» (развивает магазины Black Star Wear и продает франшизу по России и странам СНГ) — почти в два раза, до 385 млн руб. По словам Пашу, в прошлом году доходы обоих направлений выросли, причем лейбл опередил «Линию одежды». А в 2017-м финансовым чемпионом холдинга станет сеть Black Star Burger, которая до конца года пополнится минимум двумя ресторанами, обещает Пашу.

Совокупная выручка группы компаний Black Star по итогам 2017-го превысит 1 млрд руб., подсчитал журнал РБК. Помимо музыки, одежды и бургеров в группу входят агентство маркетинговых коммуникаций Global Star, разработчик софта для музыкального бизнеса Make It Music, барбершоп и тату-студия 13 by Black Star, футбольное агентство Black Star Sport, игровая компания BS Gaming. В стадии запуска — виртуальный мобильный оператор, производство напитков и другие проекты. В группе работают около 600 человек. Тимати и Пашу владеют долями почти во всех юрлицах группы.


Рэпер Тимати (Фото: ТАСС)

Хот-дог и Dr Pepper

У офиса Black Star припаркованы десятки миллионов рублей — на тесной площадке жмутся Ferrari, Bentley, Mercedes, между ними бродят хмурые бородатые охранники. Автопарк частично принадлежит основателям Black Star, частично — владельцам здания, семье девелоперов Рудяк. Через дорогу от офиса — основной актив Рудяков, торговый комплекс «Атриум» у Курского вокзала. В нем в свое время открылся первый магазин одежды Black Star. Пашу и Тимати дружат с Эрнестом Рудяком, который управляет семейным бизнесом (Рудяк вопрос об отношениях с Black Star оставил без комментариев).

Основатели Black Star давно научились обращать знакомства на пользу бизнесу. Пашу и Тимати сдружились в школьные годы: оба гоняли на роликах и скейтах на Манежной площади. Тимати вырос в обеспеченной семье, Пашу — в семье рабочего метро и воспитательницы детского сада.

Отец Тимати — непубличный бизнесмен Ильдар Юнусов, предположительно совладелец швейцарской инвесткомпании Stratus Trade & Finance и член совета директоров производителя нефтяных насосов Art Pumping Technologies. Разговоры о том, что Юнусов-старший спонсировал старт карьеры сына, Тимати и Пашу неоднократно опровергали. «Родители никогда не давали ему денег. На мои карманные мы покупали один на двоих хот-дог и банку Dr Pepper», — вспоминает Пашу.


Бизнес-партнер и лучший друг Тимати рэпер Пашу

Тимати в детстве увлекся хип-хопом и подсадил на него друга. Вскоре оба устроились в команду продюсера Александра Толмацкого, который делал из сына Кирилла рэп-звезду Децла. В тени чужой славы друзьям быстро наскучило, их первым самостоятельным проектом стала организация вечеринок в клубах «Марика» и «Мост». Позднее они запускали как промоутеры и свои заведения — B-Club и Black October Bar. «Все кругом расслаблялись, а Тима и Пашу пахали. Когда кто-то посмеивался над тем, что «мажоры» ведут бизнес, я говорил: пройдет немного времени, и ребята сделают всех», — вспоминает давний знакомый основателей Black Star Сергей Док, ныне управляющий барбершопом и тату-студией 13 by Black Star.

Организация вечеринок помогла обрасти связями. Один из новых знакомых, продюсер Евгений Орлов, пригласил Юнусова на «Фабрику звезд 4». Благодаря телепроекту о Тимати узнала вся страна, он подписал контракт с ARS Records Игоря Крутого (музыкальный руководитель сезона «Фабрики»). Пашу оставался рядом — помогал с организацией концертов, записью песен и другими процессами. В середине 2000-х друзья решили, что наемная работа вновь тормозит их развитие. Как утверждает Пашу, пришлось влезть в долги, но они выкупили контракт за «фантастическую» по тем временам сумму — $1 млн.

Жизнь после Тимати

Над столом операционного директора Black Star Вальтера Чассема висит портрет 50 Cent. Вальтер тоже когда-то был «связан с криминальными людьми», говорил Пашу в интервью Rap.ru в 2006-м. Сегодня уроженец Камеруна — «душа» лейбла, в компании он с самого начала. На первых порах Чассем много инвестировал в развитие бизнеса: свой капитал он сколотил на футбольных трансферах, вспоминал Пашу в интервью журналу «Компания». В 2006-м начинающий лейбл, созданный тремя друзьями, выстрелил дебютным сольником Тимати Black Star. «Образ черной звезды у меня родился еще в 2001-м, когда я наблюдал затмение», — вспоминает Тимати. Планы диверсифицировать бизнес были уже тогда, но в первые годы не все идеи удавалось реализовать из-за дефицита опыта и средств, признается Пашу.

Выпускник Международного университета по специальности «финансы и кредит», он быстро оценил бесперспективность развития по канонам российского шоу-бизнеса: «Записал песню, поехал по стране с концертами, деньги по карманам распихал — и на этом всё». Пашу также понимал, что нужно уходить от привязки Black Star к личности Тимати и искать новых артистов. Но вплоть до 2012-го оборот лейбла не превышал $1 млн, попытки развития немузыкального направления проваливались, а из артистов раскрутить удалось только рэпера Джигана (в 2014-м он выкупил контракт и покинул лейбл). «Пашу структурировал процессы, а я занимался артистами и своим развитием», — рассказывает Тимати. По его словам, первые три-четыре года он «тащил» бизнес на себе и реинвестировал в компанию 80% прибыли.


Бизнес-партнер Тимати Вальтер Чассем (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

Наладить бизнес-процессы Пашу помог консультант Илья Кусакин (он и сегодня проводит тренинги для сотрудников Black Star). Вместе они сокращали расходы и выстраивали систему продаж, за которую лейбл сегодня хвалят даже конкуренты. В состав акционеров удалось привлечь еще одного знакомого Пашу и Тимати из мира большого бизнеса — Евгения Зубицкого, совладельца Промышленно-металлургического холдинга (№190 в российском рейтинге Forbes, состояние — $500 млн; вопросы журнала РБК представитель Зубицкого оставил без комментариев). Прорыв случился в 2012-м: лейбл подписал Егора Крида и L’One и нанял на позицию креативного директора Виктора Абрамова, одного из самых опытных менеджеров на рэп-сцене.

«Трушный» лейбл

«Найду, кто слухи распускает, — жопу оторву!» — вопрос о «накрутках» просмотров клипов Black Star на YouTube вызывает у креативного директора лейбла взрыв эмоций. Абрамов был одним из продюсеров «Касты», запускал Rap.ru и телешоу «Битва за респект», финал которого посетил Владимир Путин. В 2012-м Абрамов согласился прийти на собеседование к Тимати и Пашу — было интересно, чем Black Star привлек «трушного» артиста Левана Горозию (L’One): «До того меня смущал их коммерческий лоск». На личной встрече продюсер убедился, что его взгляды совпадают с видением Пашу.

Новый креативный директор помог лейблу изменить стратегию работы с исполнителями. Сегодня на Black Star 13 артистов, трое — Крид, L’One и Мот конкурируют по популярности с Тимати. Новичков лейбл ищет через кастинг «Молодая кровь», финальный выбор всегда за основателями. В раскрутку новобранца Black Star вкладывает до 15 млн руб.

«Чуйка» редко подводит Тимати и Пашу. Например, потенциал Крида они рассмотрели за три года до того, как артист выстрелил с песней «Самая-самая». Партнеры убеждали Пашу «слить» исполнителя, но тот настоял на своем и сорвал джекпот: в 2016-м, по подсчетам Forbes, Крид заработал больше Тимати — $3,6 млн. Правда, Пашу называет эти оценки «недостоверными».

Более свежий пример гибкой политики Black Star в отношении артистов — певица Клава Кока. На кастинге она покорила Абрамова вокалом и умением играть на разных инструментах, и сначала команда лейбла придумала ей типаж «очень приятной артистки». Но по рельсам традиционного шоу-бизнеса проект не поехал: песни Клавы завернули на радиостанциях с формулировкой «неформат», Black Star пришлось срочно менять позиционирование. Продюсеры обратили внимание на популярность трансляций Коки в Periscope и решили поэкспериментировать с форматом влога. В итоге менее чем за полгода певица превратилась в «быстрорастущего блогера» с 250 тыс. подписчиков. Абрамов с довольной улыбкой передает «приветы» критикам Коки: «Клава у нас хорошая и не мстительная. Я — нет».


Важным элементом позиционирования Black Star с приходом Абрамова стал и более «взрослый» имидж Тимати. Пришлось разрушать ореол «золотой молодежи» и искать «по-настоящему большие» песни, объясняет Абрамов. Прогресс заметен по концертам: если в 2012‑м Тимати не собирал шеститысячный «Крокус Сити Холл», то в ноябре 2017-го будет штурмовать 35-тысячный «Олимпийский». Рост популярности Абрамов объясняет качеством шоу, звука, маркетинга и отвергает претензии в «нерыночных» методах раскрутки. «Для получения денег от рекламодателей [таким компаниям, как Black Star] нужно много подписчиков. И если органического роста нет, вложения в социальные медиа оправданы», — говорит руководитель лейбла Effective Records Кирилл Лупинос.

Тимати определяет и общественно-политическую репутацию Black Star. Лояльность Владимиру Путину, дружба с Рамзаном Кадыровым, патриотизм, ЗОЖ — эти паттерны прочно закрепились за артистом. Соратники Тимати либо разделяют его взгляды, либо ссылаются на аполитичность. Мешает ЗОЖ-пропаганда разве что в подписании перспективной молодежи, опирающейся на менее традиционные ценности, например рэпера Pharaoh, отмечает Пашу.

Артист как актив

На диване рядом со стойкой ресепшен в офисе Black Star сидят двое молодых людей с ноутбуками. Они безостановочно звонят владельцам концертных площадок, чтобы продать выступления артистов Black Star. «Мы не ждем, пока к нам придут. Мы приходим сами», — объясняет Пашу. Артисты — ядро «экосистемы» Black Star и хорошо монетизируемый товар, говорит он. Совокупная аудитория лейбла в соцсетях — 33,2 млн пользователей, в основном это Instagram и «ВКонтакте».

Для реализации рекламного потенциала артистов Black Star в 2015-м запустил агентство Global Star. Его возглавил Павел Баженов, экс-директор лейбла по маркетингу. «Все артисты работают в своей нише. Например, L’One — про мотивацию, мы в его продвижении делали упор на спортивную составляющую. Теперь он топовый рэпер среди футболистов и других атлетов», — рассказывает глава Global Star. У Горозии уже есть контракты с Nike и «Единой лигой ВТБ». Сам L"One считает, что лейблу удается соблюдать баланс между интересами артиста и рекламной активностью. «Никто не заставляет подписываться на некомфортные проекты», — говорит рэпер.


«Для пробы», по словам Баженова, рекламодатели часто выбирают product placement в клипах. При интеграции бренда в ролики агентство задействует все маркетинговые ресурсы, связанные с артистом. Учитывая силу «социального капитала», Global Star может гарантировать, к примеру, 2-3 млн просмотров за месяц. Самые яркие проекты Global Star — Тимати и песня-мем для «Тантум Верде Форте», Крид как лицо мультиканальной кампании Garnier, брендирование «Вятским квасом» тура Тимати и L’One, сотрудничество L’One с KFC. Около 70% проектов агентства в 2016-м — контракты Black Star, за посредничество Global Star получает комиссию, ее размер не раскрывается, как и выручка агентства. По словам Пашу, в доходах Black Star на рекламу приходится до 30%.

К Global Star уже обращаются другие звезды: агентство внедрило бренды Mercedes-Benz и R.O.C.S. в клип Валерии. Продюсер певицы Иосиф Пригожин остался доволен: «Ребята передовые и талантливые». Правда, ему «показалось», что агентское вознаграждение немного завышено: сумма превышала 20% от бюджета рекламодателя. Баженов планирует довести объем сторонних заказов Global Star до 50% уже в 2017-м, в первую очередь за счет контрактов в спортивной отрасли.

Золотые жилы

Создавать одежду под брендом Black Star Wear Пашу решил еще в середине 2000-х: «Я начинал это направление сам, вложил все накопления, около 6 млн руб., в поставку первого товара, а партия на 90% оказалась браком». В итоге на становление бизнеса ушло почти десять лет: пришлось влезть в долги («только в прошлом году рассчитались»), воспользоваться связями (первый магазин открылся в ТК «Атриум» Рудяков) и набить шишки на производстве за рубежом. Когда рубль в 2014-м девальвировался, Пашу решил перевезти мощности в Россию: сейчас почти весь ассортимент отшивается на фабрике неподалеку от центра Москвы. Сеть Black Star Wear разрослась до 40 точек (свои и франшизные), часть из них в странах СНГ. В одежный бизнес вовлечены артисты лейбла: в магазинах можно купить коллекции, в разработке которых участвовали Тимати и Мот, над своей линией работает и L’One.

Пашу уверен: в конце 2017-го и музыкальный бизнес, и розницу по выручке обгонит новая «золотая жила» — Black Star Burger (BS Burger). С осени 2016-го компания открыла два ресторана — на Новом Арбате и Цветном бульваре, в обоих сработал эффект хайпа. «Это вторая за 25 лет очередь в общепит, после McDonald’s», — смеется Абрамов. В первую точку вложили 20 млн руб. (деньги отбили за три месяца), во вторую — 25 млн руб. В пиковые дни один ресторан готовит по 3 тыс. бургеров.

С идеей сети фастфуда к Black Star два года назад пришел экс-акционер Первого республиканского банка Юрий Левитас. Он разработал «уникальный» рецепт приготовления мяса для бургеров и долго просил Пашу о встрече с Тимати. Тот сдался с условием, что в меню будет вегетарианский бургер. По легенде на первую встречу в офис Black Star Левитас привез гриль и там же приготовил бургер для Тимати.

Одна из причин успеха BS Burger — секретный рецепт, уверен Левитас, другие «ингредиенты» хайпа — скорость (заказ за четыре минуты) и цена. BS Burger занимает нишу между McDonald’s и более дорогими бургерными: Левитас рассчитывал стоимость чизбургера так, чтобы продукт был на 100 руб. дешевле, чем у конкурентов, и чуть дороже, чем у самого популярного в мире фастфуда. «Для вас эти сто рублей ничто, но для многих они имеют огромное значение», — говорит он. При стоимости бургера 195 руб. средний чек — 700-800 руб. В 2017-м откроется до пяти новых ресторанов в Москве и один в Грозном. Последний BS Burger будет развивать совместно с девелопером Мовсади Альвиевым, соинвестором Фонда Ахмата Кадырова. Левитас мечтает открыть по ресторану во всех крупных городах страны.

Ставка на аудиторию лейбла сработала: Тимати регулярно делает бургерной промо в Instagram. «Неудивительно, что люди приходят после того, как он с любовью снимает ролики, как он ест, а сок течет по бороде и рукам в черных перчатках», — считает Абрамов. Тимати называет BS Burger любимым проектом. «На бургерах мы не остановимся», — рассказывает он. Сеть вырастет в подразделение Black Star Foods. В него войдут кафе-мороженое, кофейни и стейк-хаус, перечисляет Тимати.

Просчитать хайп невозможно: у этого явления нет математической формулы, признается Левитас. В BS Burger часто заходят артисты лейбла, в залах играет Black Star Radio, на плазмах — клипы и фото из Instagram с хештегом бургерных. Очереди — это следствие широкой аудитории артистов Black Star, мечтающей за посильную сумму приобщиться к ценностям бренда, считает совладелец ресторанов Brisket BBQ и Ferma Burger Максим Ливси: «Их клиент откусывает от бургера, жмуря глаза, — и представляет себя на 80-футовой яхте».

Когда Егор Крид стрижется в 13 by Black Star, в соцсети он пишет уже на выходе из салона. «Иначе здесь выстроится очередь из 500 девочек», — смеется управляющий Сергей Док. Студия — одна из инициатив Black Star, претендующих на следующий бизнес-взрыв.

У салона, открытого в конце 2016-го, полная загрузка: ежедневно на стрижку приходят около 60 человек, запись к татуировщикам заполнена на несколько суток вперед. Экс-совладелец сети Tattoo 3000 Док давно мечтал о бизнесе с Тимати и Пашу. Но дальше обсуждения дело долго не шло: не было подходящей точки. Помог Эрнест Рудяк, у которого освободилось помещение на Большой Дмитровке. «Все должны думать: как они ухитрились сесть на улицу, где находятся бутики Prada и Louis Vuitton?» — объясняет Док. Он уверяет, что стоимость аренды «рыночная»; около 2 млн руб. в месяц (по ставке 85 тыс. за 1 кв. м), приводит данные консультант коммерческой недвижимости JLL.

Стоимость стрижек в 13 by Black Star примерно на 15% выше, чем в среднем на рынке. Самая популярная — мужская стрижка за 2 тыс. руб. Звездных мастеров сманили у конкурентов. Сооснователь сети Boy Cut Назим Зейналов, у которого Black Star увели нескольких сотрудников, считает, что аудитория 13 by Black Star отличается от слушателей артистов лейбла: «У артистов основная аудитория — молодые ребята, которые не готовы столько платить. Но они обрабатывают аудиторию с Дмитровки, окруженной офисами крупных компаний».

Татуированный с ног до головы Док отмечает, что размещенная на втором этаже студии тату-мастерская скорее «имиджевая история» для Black Star. Но и на ней можно зарабатывать: стоимость часового сеанса на 30% выше, чем в среднем по рынку (5 тыс. руб. за час). Док хочет довести выручку студии до 10 млн руб. в месяц. Нынешний объем доходов он не раскрывает, но уточняет, что за пять месяцев работы инвестиции «отбились». Док готовится к открытию академии барберов, которая поможет тиражировать бизнес. В планах — салон для женской аудитории.

Еще один амбициозный проект Black Star — футбольное агентство под руководством Юрия Штромбергера. Это проект на стыке спорта и селебрити-маркетинга: Black Star Sport (BS Sport) планирует заключать контракты с молодыми футболистами и превращать их в звезд для последующей продажи. Консультирует BS Sport вице-президент РФС Сергей Анохин. Футболисты будут тренироваться на базе ФК «Строгино», глава попечительского совета которого Анохин, а главный тренер отец Штромбергера. В бюджет BS Sport заложено до 15 млн руб. в год. Агентство может вырасти в полноценный футбольный клуб, рассказывает Штромбергер.

До конца 2017-го холдинг должен пополниться виртуальным оператором Stars Mobile, в планах — производство безалкогольных напитков, спортзалы и бутик-отель. Пашу вдохновляется историями Сэма Уолтона и Сергея Галицкого и следит за ростом бизнес-империи рэпера Jay-Z.
«Наша стратегия такая: мы должны делать крутой продукт и пытаться растить рынок, а не долю на нем. Лучше иметь 10% на рынке в 100 млрд руб., чем 80% на рынке в 100 млн руб.», — подытоживает Пашу. Никто из аналитиков никогда не оценивал бренд Black Star. В ответ на вопрос журнала РБК, о какой капитализации мечтают в лейбле, Пашу на секунду задумывается и то ли в шутку, то ли всерьез выдает: «50 миллиардов. Не рублей, конечно».

Ростов-на-Дону, 17 августа 2017. сайт. Журнал Forbes посчитал, сколько в год зарабатывает ростовский рэпер Василий Баста Вакуленко, и разобрался в составляющих успеха артиста.

Родом из 1990-х

В 1990-х Василий Вакуленко жил вместе с родителями недалеко от кирпичного завода. Парень окончил музыкальную школу и увлекся тяжелыми наркотиками. Несколько раз по этой причине попадал на больничную койку. Мама Васи торговала на рынке, и воспитанием ее сына занимались бабушка и дедушка. Именно они подарили внуку его первый синтезатор Yamaha 51.

Тогда же Вакуленко попал в ростовскую рэп-тусовку. Он выступал вместе с группой «Каста» под псевдонимом Баста Хрю. В 1998 рэпер записал песню «Моя игра», которая до сих пор считается одним из лучших треков артиста. Начинающего музыканта позвали выступить на фестиваль в областной Дворец спорта, где его слушали 6000 человек. Благодаря тому выступлению Вакуленко получил свои первые 100 долларов и стал известен на всю область.

Примерно в то же время два трека артиста попали в сборник «Город счастья», который вышел тиражом 300 тысяч кассет. Эти песни крутились в кафе на черноморских курортах. Баста начал регулярно выступать, в основном на фестивалях, которые организовывали крупные компании («Билайн», Sprite, «СКЖД»).

22 апреля 2003 года Баста «завязал» с наркотиками. Эту дату он назвал в интервью Youtube-каналу «Вдудь».

В 2005-мв Ростов приехал хорошо известный в то время исполнитель Богдан Титомир. Он предложил Басте продать несколько своих песен. На это ростовчанин, как говорят, ответил отказом. Хотя, по другой версии, несколько своих текстов Вакуленко все-таки подарил автору «Высокой энергии». Титомир, в свою очередь, показал песни «ростовского типа» владельцу сети столичных пивных «Кружка» Евгению Антимонию. Тот как раз собирался вложить деньги в клуб «Газгольдер» на месте старого завода «Арма» в Москве.

По приглашению Антимония Вакуленко приехал в Москву. Ему оплачивают жилье, еду и дают студию, чтобы записать альбом. По данным Forbes, на запись первой пластинки ушли 100 тысяч долларов. Параллельно достраивался «Газгольдер». Помог в запуске этого проекта банкир Антон Треушников - он вложил в клуб около 1 млн долларов. На эти деньги также построили помещения, где могли работать музыканты.

В 2006 году появилось творческое объединение «Газгольдер». За 10 лет музыкальный лейбл выпустил 11 пластинок. Баста стал самым продаваемым русскоязычным артистом в i-Tunes и запустил три собственных проекта - «Ноггано», NINT3NDO и StereoBro. На лейбле Басты работают с десяток артистов. Охват аудитории в интернете - около 15 млн человек. В минувшем апреле Баста покорил самую большую концертную площадку страны - концертный зал «Олимпийский», собрав 35 тысяч зрителей.

В 2014 лейбл «Газгольдер» снял одноименный фильм, который заработал в прокате 1,8 млн долларов. Сегодня Баста дает около 100 концертов в год. Каждый приносит ему в среднем около 2 млн руб. Общий доход всех бизнесов Вакуленко составляет примерно 240 млн рублей в год. На расходы приходится половина этой суммы.

Напомним, что в конце июля журнал Forbes список самых богатых знаменитостей страны. Вакуленко занял 13-е место в рейтинге.

В минувший вторник Баста приезжал в Ростов, чтобы . Кирилл Толмацкий подал на рэпера в суд за оскорбления в Twitter. По решению суда Вакуленко должен заплатить за четыре оскорбительных сообщения в соцети 350 тыс. рублей.