Работа

Славянские заговоры в фольклоре. От девичьего одиночества

Миниатюра из алхимического трактата «Aurora consurgens» («Восходящая заря»). Швейцарский список, XV век

Русские заговоры XVII и XVIII веков

В России в XVII-XVIII веках существовала традиция записывать магические тексты — так называемые заговоры. От этого времени сохранились десятки рукописей и сотни текстов. Среди них часто встречаются любовные заговоры и заговоры на власть — на командиров и начальников; есть заговоры промысловые, которыми пользовались охотники, рыболовы, пастухи. Большое количество текстов — заговоры против вражеского оружия. Обычно в них упоминалось, что если человек грамоту знает, он может прочитать такой текст перед боем, неграмотному же будет достаточно произнести короткую заученную молитвенную форму. Кроме того, считалось, что даже если у человека просто есть с собой записанный на бумаге воинский заговор, пуля его минует, поэтому их обычно переписывали в крохотные тетради и вшивали в одежду, в какое-нибудь чистое место.

Два наиболее ранних известных нам рукописных сборника называют Олонецким и Устюжским. Это примерно 1630-40-е годы, то есть время после Смуты, но я думаю, что такие рукописи существовали, по крайней мере, с начала XVII века. Дело в том, что в Смутное время фактически отсутствовала какая бы то ни было цензура, а при Алексее Михайловиче, где-то с 1645 года, началась массированная атака на народную культуру. Появились указы против народных суеверий и праздников, которые прямо требовали, чтобы люди, у которых есть такие богомерзкие книжки, их сдавали. Если человек этого не делал и у него такую книжку обнаруживали, то, вообще говоря, полагалось ее сжигать у владельца на голове. Постепенно эти законы эволюционировали, и со временем книжки требовали уже сжигать вместе с их владельцами. В такой ситуации, если вам от бабушки достался сборничек заговоров, вполне вероятно, что вы его либо сдадите, либо сами уничтожите — поэтому очевидно, что таких сборников было гораздо больше, чем сохранилось до наших дней, а сохранилось их немало.

Удивительно, насколько при этом просто и дешево было достать такую книгу: в XVIII веке магическую рукопись можно было купить прямо на Красной площади, и очень недорого. Существовали целые мастерские, школы чернокнижников, учащиеся которых массово переписывали эти тексты и затем продавали. Часто переписыванием таких рукописных сборничков подрабатывали священники, дьячки — обычно в сельских церквях, но не только.

Попавшие в эти сборники магические тексты зачастую представляют собой довольно странную смесь христианства и народной традиции. Если мы знаем, чем заговор отличается от молитвы, то сельскому жителю XVII века это далеко не всегда было очевидно. Часто тексты, которые мы бы назвали заговорами, в рукописях называются молитвами; рядом с ними могут оказаться и настоящие, хоть и искаженные, молитвы, например какой-нибудь псалом, иногда так переделанный, что не сразу поймешь, что это такое.

Мужская и женская любовная магия

Среди этих старинных магических текстов большое место занимают любовные заговоры. Как ни странно, в основном ими пользовались мужчины, поскольку грамотность была их прерогативой: рукописная магия — в значительной степени мужская, и любовная тут не исключение.

Вообще, видимо, между мужской и женской любовной магией существовало довольно четкое разграничение. Женщины чаще всего старались воздействовать на своих мужей, чтобы те по-доброму к ним относились, не били — часто встречается формула «чтобы добр был». В основном они пользовались для этого несложными и доступными им средствами, например подмешивали что-нибудь в еду. В деревнях была распространена молодежная любовная магия: есть этнографические исследования из Вологодской губернии, описывающие, как, скажем, во время свадебного обряда невеста с подружкой идут в баню, собирают пот и потом этот пот подмешивают к какой-нибудь еде. Конечно, известно очень много девичьих гаданий.

Мужчины же часто пользовались именно заговорами. И эти любовные заговоры производят на современного человека довольно странное впечатление.


Zürich, Zentralbibliothek, Ms. Rh. 172 / e-codices — Virtual Manuscript Library of Switzerland

Любовь с точки зрения заговора

В основе всех этих текстов лежит представление о любовном чувстве как о смертельной болезни; переживания, которые сопровождают это чувство, представляют собой как бы ее симптомы. Часто любовь отождествляется с тоской, и в любовных заговорах есть персонифицированный образ Тоски — иногда это слово даже используется во множественном числе. Тоска часто описывается как существо без рук, без ног, без головы, которое бьется, находится в состоянии истерики. Часто Тоска связана с доской, которая ее придавливает, и вообще образ тоски часто связан с буквальной придавленностью, когда что-то сжимает тело. Также Тоска бывает замкнута во что-нибудь: заперта в гробу или в доме без окон, без дверей. В текстах любовных заговоров эта Тоска должна пойти к женщине, вселиться в нее, чтобы женщина так же начала биться в истерике, сама стала персонифицированной Тоской.

Какие еще симптомы есть у этой любовной болезни, помимо истерики и придавленности? Во-первых, бессонница. Во-вторых, такое состояние, когда ты не можешь ни наесться, ни напиться: «Пусть она ест, но не наестся, пусть она пьет, но не напьется…» В-третьих, полная некоммуникабельность: женщина не может и не хочет общаться со своими близкими — сестрами, братьями, родителями. «Если у нее был друг, пусть она забудет своего друга».

Это состояние похоже на лихорадку: женщина охвачена жаром, она вся горит. Для образности любовной магии очень характерна тема огня: женщина должна, например, гореть так же, как горит трава в печи. Можно предположить, что этот огонь, который на нее насылается, имеет параллели с адским огнем: она должна мучиться в огне, как грешник в аду. Еще один образ — плавящийся воск: «Как плавится воск, так чтобы плавилось сердце рабы Божией».

Наконец, довольно часто женщина в этом состоянии уподобляется какому-нибудь животному, например обезумевшей корове, которая носится в поисках быка.

В совокупности это дает образ подавленной воли, полного подчинения: женщина должна лишиться разума, утратить возможность управлять собой, полностью подчиниться воле мужчины, у нее должно остаться только одно желание — найти его, прибежать к нему и отдаться.

Важно понимать, что заговоры — это специфическая, очень узкая область жизни: они применяются в ситуациях, которые выпадают из нормы. Тот, кто хочет жениться, идет к свахе. К заговорам же человек обращается в чрезвычайных ситуациях, когда он не может реализовать свои желания с помощью каких-то рациональных способов — и, чувствуя свою ущербность, прибегает к недозволенным методам.

Связь заговора с ритуалом

Заговоры интересны еще и тем, что сохраняют следы ритуала. Например, те из них, которые строятся как описание путешествия. Человек описывает, как он идет к синему морю и там встречает каких-то мифологических персонажей, например «семь ветров, вихрей». Он их просит, чтобы они пошли к рабе Божией такой-то и определенным образом на нее подействовали. В принципе, можно предположить, что это сокращенная запись ритуала: когда-то в древности человек действительно выходил в поле, обращался к ветру, к солнцу или к каким-то еще природным силам. Потом это вошло в словесную ткань ритуала, и уже не надо было никуда идти, достаточно было описать, как ты идешь в некоем символическом пространстве.

Еще один пример — текст былины про Добрыню и Маринку, в который вставлен любовный заговор. Там Маринка решает приворожить Добрыню. Для этого она находит его след (отпечаток ноги на земле), кладет его в печь, и он горит вместе с дровами, а она при этом произносит такую формулу: «Как горят эти дрова со следом, так чтобы горел по мне раб Божий Добрыня, чтобы так горело его тело».

Больше всего любовные заговоры напоминают наведение порчи — и, видимо, по происхождению связаны именно с этими ритуалами. Например, есть такие ритуалы наведения порчи на вора: надо найти что-то оставшееся от вора или от того, что он украл, скажем, волосок от украденной шубы, и вмазать в печь. Когда печь будет гореть, волосок скукожится — и как он скукожится, так и вор будет скукоживаться. Воры настолько боялись этих ритуалов, что, когда им угрожали вмазать их в печь, в некоторых случаях просто возвращали украденное. Вообще, любовная тема часто пересекается с темой воровства — и измена жене, кстати, тоже называлась воровством. А образ плавящегося воска отсылает к ритуалу принесения клятвы. Человек плавил воск и говорил: «Если я изменю клятве, то пусть со мной произойдет то же, что с этим воском».


Миниатюра из трактата «Aurora consurgens». Швейцарский список, XV век Zürich, Zentralbibliothek, Ms. Rh. 172 / e-codices — Virtual Manuscript Library of Switzerland

Как носители традиции описывают воздействие любовных заговоров

Существует довольно много описаний того, как человеком овладевает неподконтрольное чувство — и он объясняет это магическим воздействием. Например, солдат проходил по деревне, попросил у девушки воды напиться, потом ушел, а девушка сходит по нему с ума, думать ни о чем не может… Ей говорят: «Ну, порчу на тебя навел». Тогда она идет к знающему человеку, знахарю, и тот помогает ей снять порчу.

Сам я узнал обо всем об этом совершенно случайно, в экспедиции в 1979 году. В студенческие годы и позже я принимал участие в знаменитой Полесской экспедиции Академии наук Полесские экспедиции — диалектико-этнографические экспедиции Института славяноведения РАН, организованные в 1962 году по инициативе Никиты Толстого. Члены экспедиций ездили в южные области Белоруссии, северные области Украины и в Брянскую область — изначально чтобы собирать лексику для полесского диалектного словаря. Со временем круг интересовавших их материалов значительно расширился и включил разнообразные элементы архаической славянской культуры (обряды, фольклор, верования, обычаи и т. д.). Экспедиции продолжались до 1986 года. , которой руководил Никита Ильич Толстой Никита Толстой (1923-1996) — филолог-славист, фольклорист, академик РАН. Правнук Льва Толстого. . У нас была одна информантка, полуслепая и очень старая. Однажды ей привезли дрова и вывалили их во дворе; она попросила меня помочь ей сложить эти дрова в поленницу. После она пригласила меня попить чаю, у нас завязался откровенный разговор, и она мне рассказала историю своей жизни.

Драма жизненная у нее была такая. Когда ей было лет 17, ее приворожил сосед. Соседу этому было лет 40-45. Его дочка вышла замуж за молодого человека, который гулял на стороне, и сосед хотел приворожить этого молодого человека к дочери, но сначала решил «потренироваться» на соседке. И приворожил к себе рассказчицу. Она описывала эту историю с таким деталями, что было очевидно, что она ничего не выдумала. По ее словам, она знала всю их семейную историю и понимала, что ее приворожили, но все равно не могла без него жить. Она описывала сцены совершенно в духе декаданса начала XX века: вот она косит на поляне, а на соседней поляне косит этот мужик. И она бросает свою косу, зовет его, начинает бить и кричит: «Зачем ты сделал так, что я тебя люблю?!» Она говорит: «Я бы убила его!» Но он хватает ее за руки, хохочет ей в лицо, и она говорит: «Но я ведь жить-то без него не могу…» Ну и потом они целуются и занимаются на этом поле любовью.

Потом она нашла знающего человека, который стал ее чем-то поить — и таким образом отворожил. Но длилось это все довольно долго. И в конце своего повествования она сказала: «И вот так всегда — и ты плюешь на него, и он для тебя одно солнце в мире».

Тогда у меня с собой не было диктофона, и я побежал в школу, где мы жили, схватил диктофон, вернулся и говорю: «Ну, рассказывайте, рассказывайте!» А она говорит: «А что рассказывать-то? Рассказывать-то нечего…» Не захотела под диктофон все это повторить.

Меня тогда потрясла полная раздвоенность ее сознания и то, что она так четко все это описывает. Представляете состояние человека, который знает, что над ним так зло подшутили, и в то же время полностью этому чувству подчиняется и ничего поделать с собой не может?

Исследования любовных заговоров

С появления фольклористики и до революции 1917 года тексты заговоров собирали и даже печатали, но эти разыскания не очень приветствовались, потому что церковь, конечно, относилась к такого рода творчеству очень негативно. Особенное возмущение вызывало то, что в этих заговорах часто действуют Христос и Богородица — а это человеком христианской культуры воспринимается резко негативно.

При советской власти целые сферы народной культуры оказались под запретом, по крайней мере негласным. В первую очередь это касалось как раз фольклорной магии и фольклорной эротики: с XVIII века возникает огромный корпус текстов обсценных частушек, всяких крайне игривых песенок, эротичных загадок, пословиц, заветных сказок… В результате лет шестьдесят все это не публиковалось, не изучалось и не исследовалось, хотя археографические экспедиции то и дело находили новые рукописи, которые просто убирали в архивы. В результате с 1991 года, когда цензуру отменили, из архивов было извлечено и опубликовано огромное количество текстов, в первую очередь магических и эротических, которые совершенно меняют восприятие русского фольклора — в последние 25 лет в этих сферах произошел настоящий взрыв.


Миниатюра из трактата «Aurora consurgens». Швейцарский список, XV век Zürich, Zentralbibliothek, Ms. Rh. 172 / e-codices — Virtual Manuscript Library of Switzerland

Любовные заговоры в других традициях

Несмотря на то что в разных культурах есть свои магические традиции, любовные заговоры встречаются далеко не у каждого народа. Практически нет английских, немецких, скандинавских любовных заговоров. Они есть в Южной Европе — в Италии, Испании, на Балканском полуострове. Но в большинстве традиций, в отличие от русской, эти заговоры очень простые и короткие. На Украине, например, существовали формы вроде «Как горит огонь в печи, так пусть горит раба имярек». Универсальный характер для всех заговоров имеет образ огня — и это укоренено в самых разных языках, где встречаются выражения вроде «мои чувства разгорелись», «я весь пылаю».

Такие большие, разработанные тексты, как в России, мне известны еще только в двух традициях. Существуют десятки, если не сотни очень похожих текстов греческих заговоров, записанных в египетских папирусах примерно во II-IV веках нашей эры, и есть коллекции румынских любовных заговоров. Им свойственен практически весь тот же набор характеристик, что и русским: это тоже мужские заговоры, в них любовь предстает как болезнь, вызывающая тоску, бессонницу, некоммуникабельность, описывается в терминах, связанных с огнем, и так далее. Понять, почему так много параллелей между русскими, греческими и румынскими любовными заговорами, очень сложно.

Любовная магия в постфольклоре

В XVII и XVIII веках традиция заговоров была характерна и для города, и для деревни. В XIX веке она постепенно вытесняется из города и остается исключительно в деревнях и в маленьких поселениях. А в наше время происходит своего рода возврат к архаической традиции: интернет набит бесконечными текстами колдунов, обещающих кого-то приворожить или вернуть мужа в семью, то есть традиция опять возвращается в города и парадоксальным образом оттуда снова идет в деревню, поскольку интернет постепенно проникает и туда. Кроме того, существует много бумажных популярных изданий, которые привозят из городов или выписывают по почте.

С точки зрения полевой фольклористики это, конечно, трагично, потому что местные традиции засоряются — мы уже не можем отличить, что возникло в данной деревне, а что несколько лет назад попало сюда с какой-нибудь популярной книжкой или периодическим изданием. Это смешение самых разных традиционных текстов и текстов, привнесенных современной массовой культурой, называется «постфольклор». В принципе культура постфольклора в значительной степени интернациональна.

Сегодня в магии на порчу и в любовной магии активно используются фотографии. Например, парень ушел от девушки, и она рвет его фотографию и сжигает. Это новая реалия, но сам по себе способ привораживания вполне традиционный. Можно, как и прежде, накормить молодого человека особым пряником или взять какую-нибудь нитку из его одежды и прикрепить ее, например, к батарее, чтобы он так же горел и скукожился, как эта нитка.

В то же время многие традиционные практики в современном городском социуме трансформируются, в частности переходят к младшей возрастной группе: то, что в деревне делали девушки на выданье, сегодня в городе делают скорее девочки 9-12 лет. Например, девичьи гадания о женихе перешли в такую форму детской игры, когда девочки (да и мальчики) смотрят в зеркало и вызывают гномика или Пиковую даму.


Миниатюра из трактата «Aurora consurgens». Швейцарский список, XV век Zürich, Zentralbibliothek, Ms. Rh. 172 / e-codices — Virtual Manuscript Library of Switzerland

Примеры любовных заговоров

Заговор на присуху женщины

«Стану благословясь, пойду благословясь, пойду в чистое поле под солнечную страну. Там стоит сыр дуб крякновист Крякновистый — в диалектах „кряжистый“, „крепкий“. . Стану аз, раб Божий имярек, поклонятись и покорятись четырем ветром и четырем вехорям: Станьте вы, четыре ветра и четыре вехоря, понесите вы тоску и кручину и печаль необычную со всех четырех сторон, от востока до запада, от юга и до севера, со всякого человека, с царя и царицы, с черньца и черницы, з белца и белицы, стара и млада ко мне, к рабу Божию имярек, во едино место. Стану яз, раб Божий имярек, поклонятись и покарятись четырем ветром и четырем вехорям: Станьте вы, четыре ветра и четыре вехоря, понесите вы меня, раба Божия имярек, понесите по солнцу и по месяцу, по звездам и по лунам, и по всем сторонам; где еи ни увидите, туто вложите в неи тоску и кручину и печаль необычную, тужила б та раба Божия имярек по мне, по рабе Божии имярек, в день при солнце, в ночь при месяцы, по всякой день, по всякой час, по всякое время, месяца ветха и полна и перекроя Перекрой — древнерусское слово, обозначающее начало ущерба луны в первые дни после полнолуния. ; то бы тоски и великие печали сахарем не заесть и питьем не запить, ни со отцем, ни с матерью не отседитце, ни з братьямы, ни с сестрамы, ни с суседамы не отседетце, ни на ветре не проходитце, ни делом не отделатце. Во век веком. Аминь».

Олонецкий сборник, вторая четверть XVII века

Заговор на присуху

«Слова т хептар Т хептар — „к женкам“ (тайнопись). .
На зоре на утренней пойду яз под тихой облак, под красную зорю, под частые звезды и увижу яз царя Хахцу Хахца — „Жажда“ (тайнопись). . Царь Хахца, объяви мне огненную реку. И не пади ты, огненная река, ни в реки, ни в озера, ни в ключи морскии, пади ты, огненная река, имярек шо улка Шо улка — „во уста“ (тайнопись). . И как та огненная река горит, так бы горело лемцде у кой-маще Лемцде у кой-маще — „сердце у той рабе“ (тайнопись). имярек на всяк день и на всяк час, месяца молода и ветха.
Говори на вино, и на перец, и на чеснок, на что хошь».

Олонецкий сборник, вторая четверть XVII века

Заговор на любовь девицы

«Встану раненько, взойду на высок шолом Шолом — холм, пригорок. , ускричу, взвоплю своим громким голосом: Ой вы, Сотона со дьяволи со малы, со великими, вылести с окияне-моря, возмити огненую тоску мою, пойдити по белу свету, не зожигайти вы не пенья, не колодья, ни сырые деревья, ни земни тровы, зажгити у рабы по мне рабу душу. На море акияне, на острове на Буяне стоит тут мыльня, в той мыльне лежит доска, на той доске лежит тоска. Пришол я, раб имярек: Что ты, таска, тоскуешь и гарюешь? Не таскуй, таска, не гарюй, таска, поди, таска, уступи, таска, рабу имерек, чтобы она тоскавала и горевала по мне, по робу имерек; как тот огонь горит, в году и в полугоду, днем и полудни, и часу и в получасу, так бы та раба по мне, по робу, горела с белое тело, ретивае серцо, черноя печень, буйная голова з мозгом, ясными очами, черными бровями, сахарными устами. Сколь тошно, сколь горько рыбе без воды, и так бы рабу имерек тошно, горько по мне по робу и дня и полудня, и часа и получаса, в году и полугоду, и неделе и полнеделю, и об ветху мне и об молоду, и о перекрое… На што загодал, на то и стань».

Заговоры из следственного дела против ротмистра Семена Васильевича Айгустова, 1688-1689 годы

Приворотный заговор

«На море-океане, на острове Буяне лежит камень, на нем заяц; три змеи-скоропии щиплют его за сердце. Как зайцу тошно, так было бы тошно рабе».

Из тетради с заговорами, хранившейся у дьякона Ивана Кузьмина, 1728 год

Любовный заговор

«Еще я стану, раб Божий имярек, благословесь и пойду перекрестясь из ызбы дверми, из двора воротами в чистое поле на восточную сторону. Под восточной стороной есть синее море-окиян, на том море-окияне есть остров, на том острову живет огненной царь. Я, раб Божий имярек, покорюсь и помолюсь огненному царю: Ой еси ты, огненной царь, бери ты в руки огниво и кремень, и выруби огня палящаго, и палящий зажги семьдесят городов и семьдесят королев. Еще я помолюсь и покорюсь: Не зажигай ты семьдесят городов и семьдесят королев, а зажги ты оу рабицы Божии имярек душу и тело, ретивое сердце, и черную печень, и горячую кровь, семьдесят три жилы и семьдесят три состава, чтобы она, рабица Божия имярек, без меня, раба Божия имярек, не могла не жить, не быть, ночи начевать и часу часовать, не в день житья, ни в ночь спанья, хлеба поесть, питья испить, все бы меня, раба Божия имярек, на оуме держала век мой и повеку. Еще выйду в чистое поле под восточную сторону. Под восточной стороной есть славное море-окиян, на окияне-море есть остров, на том острову есть 12 братов, 12 кузнецов. Ой еси вы, 12 братов, 12 кузнецов, не сушите сена зеленаго и травы кошеные, а сушите оу рабы Божией имярека душу и тело, ретивое сердце по всякой день и по всякой час. И будьте, мои слова, крепки и лепки, крепче сераго камня и лепучие белаго яраго воску. Тех бы моих слов дуть не отдуть, дуть и плевать бы некому, не хлебом не заесть и питьем не запить, а тем моим словам ключь в небе, замок в роте. И во веки веков.
Аминь, аминь, аминь».

Сборник заговоров, первая половина XIX века

Греческий заговор

«Любовный приворот, для которого используется смирна, воскури-ваемая на алтаре. В то время как воскуриваешь на углях, произнеси следующие слова. Вот они: „Ты Мирра, ты горька, ты тяжка, ты при-миряешь враждующих, ты возникаешь и принуждаешь к любви отвергающих Эроса. О, Мирра, все призывают тебя, и я призываю тебя же, пожирающая плоть и воспламеняющая сердце. Я не посылаю тебя в дальнюю Аравию, я не посылаю тебя в Вавилон, но посылаю тебя к такой-то, чьей матерью была такая-то, чтобы ты помогла мне с ней, чтобы приворожила ее ко мне. Если сидит она, пусть не сидит, если болтает с кем-то, пусть не болтает, если смотрит на кого-то, пусть не смотрит, если приходит к кому-то, пусть не приходит, если прогули-вается, пусть не прогуливается, если пьет, пусть не пьет, если ест, пусть не ест, если ласкает кого-то, пусть не ласкает, если услаждает себя каким-нибудь удовольствием, пусть не услаждает себя, если спит, пусть не спит, но пусть только обо мне думает, пусть только меня страстно желает, пусть только меня любит, пусть исполнит все мои желания. И проникай в нее не через глаза, не через ребро, не через ногти, не через пупок, не через члены, но через душу Греческое слово ψυχή, которое тут переводится как «душа», может также означать женские половые органы. Сложно сказать, какое из значений подразумевается в этом случае — возможно, оба. , и оставайся в сердце ее, и снедай лихорадкой чрево ее, и грудь, и печень, и дух, и кости, и разум, пока не придет ко мне такая-то, любящая меня, пока не будет испол-нять все желания мои, поскольку я связываю клятвой тебя, Мирра, тремя именами: Анохо В греческих заговорах упоминаются имена и эпитеты египетских и греческих богов и демонов, а также библейских персонажей; иногда они искажены. Кроме того, встречают-ся слова и целые фразы, смысл которых утрачен, а также звукоподра-жатель-ные имена, ритмические вариации и палиндромы. , Абрасакс Абрасакс — имя космологического существа в представлениях гностиков. На геммах-амулетах Абрасакс изображался как существо с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног. , Тро и именами, которым все подчиняются, и могущественнейшими Кормейот, Иао Иао — магический эпитет, произошедший от непроизносимого в еврейской традиции имени Бога Яхве. , Сабаот Сабаот — одно из имен Бога в иудейской и христианской традициях. , Адонай Адонай — одно из обозначений Бога в иудаизме; с эпохи эллинизма при чтении вслух использовалось в качестве замены непроизносимого имени Яхве. , чтобы исполнила мои приказания, Мирра. Вот я сжигаю тебя, и ты наполняешься силой, чтобы вскружила голову той, которую я люблю, такой-то, сжигай и выворачивай утробу ее, высасывай кровь ее, пока не придет ко мне такая-то, чьей матерью была такая-то. <…> Я призываю тебя, владычица огня Фтан Аной, повинуйся мне, Божественная Единица, единородная манебиа баибаир хюриороу тадейн, Адонай Еру нуни миоонх хутиай Мармараюот, приворожи ко мне такую-то, чьей матерью была такая-то, такого-то, чьей матерью была такая-то, ныне, ныне, сейчас, сейчас, быстро, быстро“. И говори также этот приворот для всех случаев».

Греческий текст из египетского папируса, IV век н. э. 


Министерство Образования и Науки РФ
ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»
Факультет Журналистики

Реферат
«Характеристика одного из традиционных жанров русского фольклора – заговоров»

Выполнила:
Александрова Анастасия
ОБ 031300 – 11
Проверила:
Игнатова Анастасия Вячеславовна

Ижевск, 2011 г
Введение
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора.
Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Выделяют несколько жанров фольклора – это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, былички, пестушки, заклички, частушки и т. д.
Мы рассмотрим один из этих жанров фольклора – заговор.

3
Характеристика заговоров
Что такое заговор?
Определение из словаря русского языка Ожегова:
Заговор (в суеверных представлениях - магические слова, обладающие колдовской или целебной силой заговора от болезни.
Определение из энциклопедического словаря «Святая Русь»:
Заговор - магический обряд, имеющий целью связь с потусторонними силами (нечистой силой) для получения помощи и поддержки. При этом произносили определенные слова и совершали ритуальные действия. Главными исполнителями заговоров были знахари или колдуны, справедливо считавшиеся в народе пособниками сатаны. Заговоры делились на «добрые» и «зловредные». Добрые заговоры были призваны вылечить человека, обеспечить ему успех, отразить от врагов. «Зловредные» - наслать порчу, вызвать болезнь, навредить человеку. Существовали заговоры любовные (присушки, отсушки), хозяйственные, охотничьи, лечебные (от сглаза, от зубной боли, от лихорадки и другие), смертоносные (наслать смерть) и прочее Русская церковь осуждала заговоры, считая их сатанинским действом. Известно множество следственных дел (XVI-XVIII вв.) о заговорах и колдовстве. Многие заговоры, сохранившиеся в русской деревне еще в новое, ново- XX в., имели глубокие языческие корни. Содержание их магических действий осуществлялось как бы в центре мира, на острове среди моря-океана, на Алатырь-камне, возле священного дуба. «Заговорщики» обращались к звездам, зорям, деревьям, природным стихиям и древним языческим персонажам.
Из словаря астрологических терминов:
Заговор - заклинательная словесная формула, произносимая с целью
4
вызывания или предотвращения какого-либо события. Особенно
распространены в славянских странах. Русские заговоры часто обозначаются
и другими названиями, в зависимости от их предназначения: наговоры,
обереги, присушки, отсухи, шептанья, слова и другие. В конце
многих заговоров помещается закрепка: "Буди слово мое крепко и лепко.
Ключ и замок словам моим".

Заговоры произносились в сопровождении магических действий, при соблюдении ритуальных позиций и норм (в определенных местах, шепотом или с особенной постановкой голоса и т. д.), наговаривались на предметы, якобы обладавшие особой силой (на коренья, воду, огонь, кости, камни, медвежий ноготок, след ноги). Целью было достижение желаемых результатов в различных сферах жизни: хозяйственной ("от засухи", "на хороший урожай", "на посажение пчел в улей"), промысловой ("на удачную охоту"), военной ("от ратных орудий"), лечебной ("от лихорадки", "от зубной скорби"), семейной ("от тоски родимой матушки в разлуке с милым дитяткою"), любовной ("присушки" и "отсушки"). "Черные" З. имели целью нанесение вреда, зложелательство. Магическую основу заговорам составляли либо обращения за содействием к Богу, Богородице, ангелам, святым, солнцу ("Не пали и сжигай ты овощи и хлеб мой, а жги и пали куколь и полынь-траву"), к заре утренней и вечерней ("Пади ты на мою рожь, чтобы она росла как лес высока"), к ветрам буйным, к реальным и фантастическим предметам и локусам ("Океан-море", "Буян-остров"), либо сопоставления желаемого с различными действиями ("Как от воды камни отпрядывают... так бы прядали мимо меня стрелы"). Заговоры завершались "закрепкой" - формулой, подтверждавшей непреложность их действия. В заговорах мифологические, религиозные, магические мотивы соединяются с элементами высокой поэзии.

5
История заговоров
Первые упоминания о заговорах встречаются в летописях, где упоминается о клятвах, произносившихся в X в. при заключении мирных договоров с греками. В памятниках XII-XV веков упоминаются заговоры и чары, бабы-чародейки. О массовом же распространении заговоров свидетельствуют судебные дела XVII-XVIII веков, так как знахарство жестоко преследовалось церковью и государством.
Сборники "Великорусские заклинания" (1869),подготовленный Л. Майковым; "Русская народно-бытовая медицина" Г.Попова (1903); "Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр." Н.Виноградова; "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии" (1878) П.С. Ефименко свидетельствуют о повсеместном бытовании заговоров в XIX начала XX веков среди народа.
Хотя упоминания о самих текстах заговоров известны давно, первые публикации, связанные с исследованием этого жанра, появились в середине XIX века. В 1841 году вышла в свет книга И.Сахарова "Сказания русского народа". Одна из частей труда И.Сахарова была озаглавлена "Русское народное чернокнижие", в этой части автор книги рассматривал вопросы, связанные со знахарством, кудесничеством.
Продолжили изучение заговоров за Сахаровым В.И.Даль ("О повериях, суевериях русского народа"), Ф.И.Буслаев ("Исторические очерки русской народной словесности"), А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу". Эти работы стали основой собственно научного изучения заговоров. Ф.И.Буслаев, А.Афанасьев, В.Даль в своих работах затрагивали проблемы происхождения заговора, его историческую жизнь и развитие данного жанра.
Исследование генезиса заговоров было продолжено и рассмотрено в трудах
6
А.Н.Веселовского ("Разыскания в области русского духовного стиха"), А.А.Потебни. Теория А.Потебни, трактующая заговор "как словесное изображение пожелания через сравнение", развитая в работе "Объяснение малорусских и сродных песен", оказала воздействие на дальнейшее исследование заговора.
Огромный вклад в изучение заговора внесла монография Н.Ф.Познанского "Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул". Можно сказать, в книге Н.Познанского подведены весьма внушительные итоги работы русских и европейских ученых в области исследования заговора как жанра устного народного творчества и изложен личный подход автора книги к проблемам происхождения заговора, его развития, функционирования и т.д.
Значительна работа А.Блока "Поэзия заговоров и заклинаний". В своей статье поэт обратил внимание на удивительную лиричность и поэтичность заговора.
После 1917 года изучению и собиранию заговоров в России уделялось значительно меньше внимания, чем они заслуживают.
В 1936 году на Всероссийской конференции по фольклору был прочитан обзорный доклад В.П.Петрова о заговорах, но, к сожалению, он не был сразу опубликован. В советское время изучению заговоров были посвящены работы А.М.Астаховой, П.Г.Богатырева, Н.И.Савушкиной, З.И.Власовой, В.Н.Топорова и другие. В трудах этих ученых особое внимание уделяется изучению поэтики заговора, его структуры, изменению этого жанра, композиции, образов. Подробную классификацию персонажей (образов), встречающихся в заговорах, представила О.А.Черепанова в статье "Типологическая и лингвистическая интерпретация некоторых элементов заговоров". Известны работы, посвященные изучению именно любовных заговоров: Ю.А.Киселевой "О функциональносмысловой структуре
7
любовных заговоров", И.Чернова "О структуре русских любовных заговоров".
Композиция заговоров
По композиции дошедшие до нас заговоры представляют собой довольно пестрое явление. Можно предположить, что наиболее древним видом построения заговоров является их двухчастная форма. В первой части дается описание заговорного обряда, а во второй приводится сама заговорная формула, заканчивающаяся «закрепкой». Так, характерен заговор на хороший рост растений. Он начинается с описания самого заговорного действа: «Встану я, раб божий (имярек), благословясь, пойду помолясь из избы в двери, из дверей в вороты, в чистое поле, прямо на восток и скажу...» И далее после слова «скажу» идет уже сама заговорная формула: «Гой еси солнце жаркое, не пали и не пожигай ты овощь и хлеб мой (имярек), а жги и пали куколь и полынь-траву». И заканчивается эта заговорная формула «закрепкой»: «Будьте мои слова крепки и лепки» . Однако такие двухчастные композиции в имеющихся публикациях встречаются нечасто. С течением времени, в связи с отмиранием заговорного обряда, сокращается, а затем и совсем отмирает первая часть заговора, содержащая описание обряда. В зачинах многих заговоров мы обнаруживаем влияние христианской религии. Такие заговоры, как правило, начинаются словами: «Господи боже, благослови Христос!» , «Во имя отца и сына и святого духа, аминь» и т. п. «Закрепка», которой заканчивается заговорная формула, по мнению заговаривающих, служит для закрепления сказанного, повышения магической действенности заговора. «Закрепки» нередко строятся на принципе сравнения. И они также иногда испытывают влияние христианской религии. Вот пример такой «закрепки»: «Все мои слова, будьте благословенны, сильны и крепки, крепчае и жесточае и железа и булату, и вострого ножа, и ногтей орлиных, и всех моих сильных и крепких слов.
8
Казанская богородица печать свою приложила златым своим перстнем. Всегда отныне и до веку. Замок камень. Аминь, аминь, аминь!». Поэтический стиль и ритмика. В основе создания заговоров лежит принцип сравнения тех или иных явлений, образов или предметов. Необычно широкое употребление сравнений составляет их жанровую стилистическую специфику. Нередки случаи, когда в заговоре применяется не одно, а несколько сравнений. Так, в одной «присушке» заговаривающий молодец хочет, чтобы присушиваемая им девушка так сильно тосковала по нему, как тоскует «мать по дитяти, корова по теленке, кошка по котятам, утка по утятам и т. д.». Иногда сравнения в заговорах переходят в гиперболы. Так, в одном заклинании заговаривающий пастух говорит: «И как стекаются реки к окиану морю с тонучих гор, с дремучих лесов, со мхов и болот, и поточин, и с пахотных земель, и с лесных покосов, так бы приходил мой милой живот, крестьянский скот, сам с лесу домой». Второй отличительной особенностью стиля заговоров является довольно частое употребление в них «сквозных эпитетов», которые служат средством усиления, подчеркивания и выделения основной мысли. Так, в заговоре, назначение которого «присушить» девушку, сквозным эпитетом является прилагательное «сухой». Вот отрывок из этого заговора: «... у того у белого камня стоит сухое дерево, у того сухого дерева стоит сухой мужик, сечет сухое дерево и кладет на огонь. Коль скоро и круто разгоралось сухое дерево, так бы скоро и круто разгоралось сердце у рабы божией (такой-то) по рабе божием (таком-то)». Для поэтического стиля заговоров характерно широкое употребление всевозможных повторов, которые в значительной мере обусловлены стремлением к максимальной детализации и конкретизации. Примером может служить заговор от змеиного ужаления. «Ты, змея Ирина, ты, змея Катерина, ты, змея полевая, ты, змея луговая, ты, змея болотная, ты, змея подколодная, собирайтесь у круг и говорите удруг, вынимайте нечистый яд от суставов, от полусуставов, от жил, от полужил, от полупожилков, от тридевять суставов, от тридевять
9
полусуставов, от черной шерсти, от белого тела, от чистой крови, от чистого сердца, от буйной головы». В приведенном примере слова «сустав», «полусустав» и «полужилия» употреблены дважды, слово «змея» -шесть раз и предлог «от» -тринадцать. Эти повторы значительно усиливают выразительность заговора. С особенностями синтаксиса, и прежде всего широким употреблением повторов, в заговорах связано своеобразие их ритмики. Ритм в заговорной прозе основан на чередовании определенных интонационно сходных речевых отрезков, чаще всего лишенных какой-либо соизмеримости (и по числу слогов, и по расстановке ударений). Но иногда в заговорах можно отметить И определенную соизмеримость нескольких рядом стоящих речевых отрезков, и даже рифму. Тогда перед нами - типичный раешный стих". Приведем пример из одной любовной «отсушки»: На море на окиане, уста не растворяются, на острове на Буяне сердце не сокрушается, стоит столб; Так бы и у (имярек) на том столбе стоит дубовая гробница: сердце бы не сокрушалося, в ней лежит красная девица, кровь не разгоралася, тоска-чаровница; сама бы не убивалася, кровь у нее не разгорается, в тоску не вдавалася. ноженьки не поднимаются, Аминь, глаза не раскрываются, Своеобразная ритмика заговоров заметно выделяет их из обыденной разговорной речи, подчеркивает интонационную необычность и тем самым увеличивает веру в силу их магического воздействия. Придавая большое значение интонационно-ритмической организации речи в заговоре, А. Блок писал: «Ритмическое заклинание гипнотизирует, внушает, принуждает» . Из сказанного очевидно, что жанр заговора отличается ярким своеобразием как в своем назначении, так и в содержании и художественной форме. А. М. Горький отмечал, что заговоры, как и другие виды старинного фольклора, играли большую роль в жизни древнего человека. В них, по определению Горького, выражалось «стремление древних рабочих людей облегчить свой труд, усилить его продуктивность, вооружиться против четвероногих и двуногих врагов, а также силою слова,
10
приемом «заговоров», «заклинаний» повлиять на стихийные, враждебные людям явления природы» (Горький М. Собр. соч. М., 1953, т. 27, с. 300).
Классификация заговоров
Основы научного подхода к изучению заговоров и классификация заговоров, применяемые в настоящее время были заложены Л.Н. Майковым. Все заговоры он классифицировал на: лечебные, любовные, промысловые, хозяйственные и др., с выделением подтипов (например, среди любовных заговоров выделяются присушки и отсушки).
и т.д.................

(ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ, ГАДАНИЯ, ЗАГОВОРЫ)

Реконструкция системы раннетрадиционного фольклора во­сточных славян, даже в самом общем виде, - дело будущего. В настоящее время наука располагает скудными фактами.

Развитие фольклора происходило как наслоение новой худо­жественной традиции на старую систему. Отголоски древнего фольклора, более или менее выраженные, сохранились в по­здние времена, дошли до наших дней. Они проявляются во мно­гих жанрах классического фольклора: сказках, былинах, балла­дах, обрядовой поэзии, пословицах, загадках и проч.

В этой главе мы рассмотрим трудовые песни, гадания и заго­воры - в том виде, какими они были уже в позднее время.

Трудовые песни

В происхождении и развитии фольклора огромную роль иг­рала трудовая деятельность.

Во время трудовых процессов, требовавших постоянных рит­мических усилий, уже в глубокой древности зародились трудо­вые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водо-черпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда. Немец­кий исследователь К.Бюхер писал: "...Мы приходим к выводу, что на низших ступенях своего развития работа, музыка и по­эзия представляли собой нечто единое, но что основным эле­ментом этого триединства была работа, между тем как осталь­ные составные части имели только второстепенное значение. То, что их соединяло, был общий присущий им всем ритм, ко­торый являлся сущностью как древней музыки, так и древней поэзии..."

В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего време­ни отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих про­изводственных функций. Это так называемые "дубинушки" - припевы в бурлацких песнях, исполнявшихся на Каме, Дону и в особенности на Волге. Их пели бурлаки, носильщики, лодочни­ки, грузчики. В зависимости от вида труда, его ритма, создавал­ся ритмический рисунок припева (образцы текстов приведены в Хрестоматии).

Бюхер отмечал: "Большинство песен этой группы носят следы чрез­вычайно древнего происхождения; наиболее древние из них приводят нас даже к тем простейшим звукам природы, из которых, по всеми принятой гипотезе, произошла человеческая речь". В числе таких "простейших зву­ков" он назвал айда, да! волжских бурлаков. И далее: "Все это воскли­цания, всегда и повсеместно вырывающиеся из сдавленной груди во вре­мя быстрой тяжелой и напряженной работы, они вырываются бессмыс­ленно, непроизвольно, и все же приносят облегчение. Вместе с тем они являются знаком для соединения многих отдельных слабых сил в единую гигантскую мощь, поэтому они повторяются, хотя и в самых разнообраз­ных вариациях, в виде припева в большинстве песен этой группы: в виде djahoe яванцев, mahaha hoho, mahaha ngo! индусских и oi gawa! японских носильщиков паланкинов, в веселом hi ho pp! работников, вколачивающих сваи, в huro joley гельголандцев, в pisombo! далматов, в быстром gichong, gichong японских гребцов и в тяжелом стоне эй, ухнем, вырывающемся из глубины души русских бурлаков. Многие из этих восклицаний переда­вались веками от поколения к поколению..."1.

Припев, собственно и являющийся древнерусской трудовой песней, возник при коллективных работах по валке деревьев, когда расчищались участки от леса для земледелия. "Дубинуш­ка " - дерево, дуб2; "идет-идет " - падает, валится. На постоян­ную значимость этой работы указывает древнерусское название января: сеченъ (одно из толкований: "время вырубки леса").

Подбирая артель бурлаков, хозяин особое значение придавал запевале, который исполнял, а точнее - импровизировал куп­леты бурлацкой песни; ее припев подхватывал хор. Припев был сигналом к одновременному напряжению всех сил. Слова куп­лета должны были подстрекнуть товарищей к работе (насмеш­кой, бранью или ссылкой на мнение зрителей); они содержали

размышления о самой работе, об орудиях труда, передавали ра­дость или недовольство, могли содержать жалобы на тягость работы и на малое вознаграждение.

В середине XIX в. труд бурлаков ушел в прошлое. "Дубинуш­ки" были использованы в профессиональном искусстве (лите­ратуре, музыке, живописи). Они воспринимались как символ тяжелого труда угнетенного народа.

Гадания. Заговоры

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех на­родов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, прида­вавшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древнос­ти они были основаны на образном, метафорическом мышле­нии, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизирован­ном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание - средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремит­ся проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осозна­валось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты). Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обита­телями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и проч.), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). Тем не менее в гадания проникли и христианские образы.

Пресвятая Богородица,

Приведи в тот храм,

Где венчаться нам!1

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важ­ный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну... Наиболее многочисленны были га­дания девушек о предстоящем замужестве.

В основе гаданий лежал прием истолкования "знаков": зву­ков; случайно услышанных слов; отражений в воде; очертаний

вылитого в воду растопленного воска, олова или же яичного белка; поведения животных; брошенных предметов (венка, ва­ленка) - и проч. Для получения этих "знаков" предпринима­лись действия, в которых использовались предметы, животные, растения. Иногда действия сопровождались словесными фор­мулами:

Полю, полю снежок1, там мой женишок.

Где собачка взлает, там он пребывает.

Существовал обычай прикреплять гадания к календарным дням: Масленице, Юрьеву дню, Пасхе, Троице, на Ивана Купа-лу и особенно - к зимним святкам.

Наиболее развитыми в художественном отношении были свя­точные подблюдные гадания - коллективные гадания о буду­щем. В них первостепенную роль играла символика специаль­ных подблюдных песен.

Название "подблюдные" произошло от типа гаданий. Собрав­шись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо (чашу), клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. (Известна также разновидность этого обряда без воды.) Хором исполнялись песни - поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Снача­ла воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих.

Основными поэтическими символами были универсальные образы хлеба, золота, дома, дороги, дерева. В песнях, предрекаю­щих урожай и богатство, наиболее характерным был образ хлеба и связанных с ним зерна, снопов, квашни, дежи. Богатство сим­волизировали также образы щуки, медведя, мыши. Несчастье или смерть предрекали карканье вороны, поминальный блин, белое по­лотно, гроб. Замужество - кот с кошуркой, а также символы свадебных песен и обрядов, часто парные: соболь с куницей, бере­за с дубом, два голубочка; венчальное кольцо. Песенные предска­зания имели постоянный, традиционный смысл, но в отдель­ных случаях в их истолковании допускалось варьирование.

Для композиции подблюдных песен характерны заключитель­ные формулы закрепки, исполнявшиеся после каждой песни:

Кому вынется, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется;

Кому спели,

Тому добро!

А кому-то эта песня достанется,

Тому сбудется-вспамятуется.

Нередко после каждого двустишия повторялся рефрен: "Сла­ва!", "Слава, ладо мое!", "Ладо ладу ", "Диво ули ляду!" и др. Реф­рены (содержащие обращение к славянскому богу любви Ладу), а также напевы подблюдных песен обнаруживают их связь с пес­нями весенне-летнего календаря.

Разновидностью подблюдных песен были, по народной тер­минологии, йлии: каждая песня начиналась со специального за­пева, обращенного к Илье-пророку, которого народ соединил с древним небесным божеством - громовником (возможно, Перуном):

Как сегодня у нас страшные вечера, Илия!

Страшные вечера да васильевские, Илия!

Поют песни первоначальные, Илия!

Призыв этого божества мог выражаться только в рефрене:

"Шею, идею!"

Святочные гадания описаны в русской литературе ("Светла­на" В. А. Жуковского,"Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Вой­на и мир" Л. Н. Толстого).

Заговор (или заклинание) - произведение магического харак­тера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. За­говоры - составная часть колдовства. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными пред­метами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.

Самые древние заговоры были короткими, поясняющими магические действия. Колдовство и вообще могло не сопровож­даться словом, а состоять только из одних действий (см. Хрес­томатию). Ритуальность исполнения заговоров требовала опре­деленного времени и места (на утренней или вечерней заре, в полночь, в Великий Четверг; у реки, у куриного насеста, в печи и проч.).

Мифологи видели в заговорах древние мифы-молитвы, обра­щенные к языческим божествам. И в наше время заговоры рас­сматривают как источник реконструкции мифопоэтического мира. С мифами их сближает отождествление природного и че­ловеческого, обращение к мифологическим персонажам (при- родным стихиям, космическим объектам, мифическим суще­ствам). Заговоры испытали значительное влияние христианства: как обряда (крестное знамение, молитва), так и книжности (на­пример, часто упоминаются христианские святые).

Важный признак заговора - вера в магическую силу слова. Это отразили его народные названия: заговор, наговор, шепта-ние, слово, молитва. Нехитрыми заговорами от ушиба, пореза, чирья и т. п. владел каждый человек. Однако еще А. Н. Афана­сьев подчеркивал, что заговоры - это "предмет тайного веде­ния знахарей, колдунов, лекарек и ворожеек. <...> Они непри­годны для забавы и, как памятники вещего, чародейного слова, вмещают в себе страшную силу, которую не следует пытать без крайней нужды; иначе наживешь беду"1.

Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по род­ственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны долж­ны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку).

Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ос­лабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры зано­сили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытова­ния. Однако, несмотря на это, заговоры, как всякое фольклор­ное явление, были подвержены вариативности. В конце загово­ра исполнитель мог произнести слова, "нейтрализующие" воз­можные ошибки:

Будьте мои слова и наговоры.

Некоторые недоговоры,

Исполнъш-полна крепки-лепки... И т. д.

Разрушить или ослабить силу заговора мог только другой за­говор. В поздней традиции заговор не всегда требовалось произ­носить: достаточно было записать его на бумагу и носить в ла­данке на груди (например, "Сон Свет-Богородицы" - дорож­ный оберег путников, путешественников).

Заговоры были универсальны в бытовом применении: хозяй­ственные (земледельцев, пастухов, охотников, на удачную тор­говлю...); лечебные; любовные (их называли присушки или от-сушки); социально-бытовые (на царские очи, как отпереться от пытки, на суд идучи, от пули на войне...). Наиболее многочислен­ны лечебные заговоры. Направленность заговоров, как и всяко­го колдовства, могла быть не только доброй, но и злой, что вы­ражалось в стремлении нанести кому-то урон, наслать порчу. Поэтому различали "белые" и "черные" заговоры.

Персонажи заговоров очень многообразны. Это олицетворен­ные носители зла: двенадцать сестер - двенадцать дочерей Иро­довых, тоска, сухота, бес Салчак, худое, Грыз Грызец, звих, гром гремучий... С другой стороны, многочисленные помощники, ко­торые осуществляют просьбы или приказания: Божья Матерь (Мати Пресвятая Богородица), Святой Спаситель (Иисус Хрис­тос, Господь), Егорий Храбрый, батюшка святой отче Симон, красно солнышко, светлый месяц, звезды частые, утренняя зорюшка, вет­ры буйные, вихорь, огонь, огненный змей, батюшка черный дым, водичка-матушка, матушка змея-шкуропея...

В художественной системе заговоров необходимо отметить богатство эпитетов. Большую роль в них играет прием сравне­ния. Например:

Как ты, во дичка-матушка.

Убегаешь, не жалеешь

Ни бережков, ни камешков,

Так и мне не жалеть.

В то же время существуют заговоры и без этого приема, что говорит о многообразии их форм. Г. А. Барташевич называет заговоры-обращения, заговоры-просьбы, заговоры-формулы по­желания, заговоры-молитвы, эпические заговоры с развитым центральным образом, заговоры типа абракадабр, заговоры-ди­алоги, заговоры-лечебные советы, - и это еще не все типы1.

В эпических заговорах с развитым центральным образом были постоянные элементы композиции: зачин (молитвенное вступ­ление), эпическая часть (описание обрядовых действий, действи­тельных или символических), выражение пожелания, закрепка-концовка. Обычно действие происходит на море-Окияне, на ост­рове Буяне, посреди которого стоит медный столб от земли до

неба, или лежит бел Алатырь камень. Действие также может раз­ворачиваться в горах, в чистом поле.

Построение заговора представляет собой последовательное сочетание формул. Фольклорная формула - устойчивая словес­ная конструкция, как правило, ритмически упорядоченная и имеющая характер законченного суждения. Формула повторя­ется в разных произведениях жанра (многие жанры фольклора выработали свои формулы).

В заговорах наиболее употребительны были начальные фор­мулы (молитвенные вступления) и заключительные (закрепки), которые могли завершаться "зааминиванием".-. Например:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.

Господи благослови, Христос!...

(Начальная формула)

...Будьте мои слова крепки и прочны.

Ключ - замок.

Аминь, аминь, аминь!

(Заключительная формула).

Разнообразные формулы использовались внутри текста: чу­десного одевания, устрашения, отсылки в "иной мир", врачеб­ного совета, угрозы, проклятия, пожелания... Особенно важна формула ссылания зла (в "белых") и нанесения зла (в "черных" заговорах), в которой обычно представлены перечисления:

...И нанеси на его тоску тоскущую.

Сухоту сухотушую,

Плачь неумолимую -

В ясны очи.

Черны брови,

Легкие, печени и сердце,

Кровь его горячую,

Чтобы кипела его кровь горячая

Обо мне рабе Божьей Акулине,

И казалась бы я ему

Милее отца и матери

И всех друзей и товарищей...

Стилистика "белых" и "черных" заговоров могла повторять­ся по принципу зеркального отражения: Стану я, раб Божий (имя рек), благословясь, выйду перекрестясь, из избы дверьми, из

двора воротми... ("белый" заговор); Стану я, раб Божий (имя рек), не благословясъ, и пойду не перекрестясь, из избы не дверьми, из ворот не в ворота; выйду подпольным бревном и дымным окном... ("черный" заговор)1.

Важные элементы заговорных формул - эпитеты, сравне­ния, символы. Предполагается, что формульная природа заго­воров восходит к песенному магическому синкретизму, поэтому в них развита ритмика, а иногда возникали рифмы:

Иди, худое,

За лихие болота,

За гнилую колоду,

Где быки не ревут,

Петухи не поют.

Там ваше гулянье,

Там ваше красованье,

Там вечная жизнь.

Несмотря на утилитарную направленность, многие заговоры являли образцы высокого поэтического искусства. Любовные заговоры А. А. Блок назвал "поэмой тоски и страсти"2.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

Тексты.

Майков Л. Н. Великорусские заклинания - СПб., 1869. [Зап. РГО по отделению этнографии. - Т. II]. (2-е изд., испр. и доп.: СПб., 1994).

Банин А. А. Трудовые артельные песни и припевки. - М., 1971.

Русские заговоры / Сост., предисл. и примеч. Н. И. Савушкиной.- М., 1993.

Исследования.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3-х т. - М., 1865-1869. (Репринт. переизд.: М., 1994).

Забылин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеве­рия и поэзия. - М., 1880. (Репринт. переизд.: М., 1989).

Фаминцын А. С. Божества древних славян. - СПб., 1884. (2-е изд.: СПб., 1995).

Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 - 1913 / Вступ. ст. Н.И.Толстого; Сост. А. Л. Топоркова. - М., 1994.

Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. - СПб., 1914. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умер­шие неестественною смертью и русалки / Вступ. ст. Н. И. Толстого; Подгот. текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. - М., 1995. (Первое изд.: Пг., 1916).

Познанский Н. Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. - Пг., 1917.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древ­ностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции тек­стов. - М., 1974.

Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представле­ниями и обрядами / Отв.ред. Б. Н. Путилов. - Л., 1977.

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. - М., 1980 (т. 1); 1982 (т. 2). (2-е изд.: М., 1987, 1988).

Мачинский Д. А. "Дунай" русского фольклора на фоне восточносла­вянской истории и мифологии // Русский Север: Проблемы этногра­фии и фольклора. - Л., 1981. - С. 110-171.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1981.

Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. - Л., 1986.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М., 1987.

Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней сла­вянской духовной культуры: источники и методы / Отв. ред. Н. И. Толстой. - М., 1989.

Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвис-тич. исследования. - М., 1991.

Кирдан Б. П. Из истории календарей // Сказка и несказочная проза: Межвуз. сб. науч. трудов. - М., 1992. - С. 151-160.

Харитонова В. И. Заговорно-заклинательная поэзия восточных сла­вян: Конспекты лекций. - Львов, 1992.

Елеонская Е. Н. Сказка, заговор и колдовство в России: Сб.трудов / Сост. и вступ. ст. Л. Н. Виноградовой. - М., 1994.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М., 1995.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5-ти т. - Т. I: А-Г / Под ред. Н. И. Толстого. - М., 1995.

Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - Изд. 2-е, испр. - М., 1995.

Русские / Отв. ред. В. А. Александров и др. - М., 1997.

Кляус В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян / Отв. ред. В. М. Гацак. - М., 1997.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите о производственных функциях трудовых песен.

2. В чем сходство и в чем отличие гаданий и заговоров?

3. Дайте определение фольклорной формулы. Приведите приме­ры заговорных формул.

ЗАДАНИЕ

С помощью дополнительной литературы подготовьте устное со­общение на одну из тем: "Этногенез и культура древнейших славян", "Язычество древних славян", "Божества древних славян", "Язычество Древней Руси", "Мир человека в слове Древней Руси", "Языческий пантеон князя Владимира", "Хранители мифологии" - или на какую-либо другую.

КЛАССИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Классический фольклор - богатая система развитых, художе­ственно полноценных жанров. Она продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патри­архальным сознанием народа.

Произведения классического фольклора принято делить на об­рядовые и внеобрядовые.

ОБРЯДЫ И ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

В жизни народа обряды занимали важное место. Они скла­дывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и тру­де. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семей­ные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обряда­ми многих народов мира.

Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и по­этические функции.

Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем отметим возможность иного, строго филологического подхода. Ю. Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений: приговоры, песни и причитания. Каждый вид со­ставляет группа жанров1.

Особенно важны песни - древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ве-

дущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуаль­ные песни отражали сам обряд, способствовали его формирова­нию и реализации. Заклинательные песни были магическим об­ращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализи­ровались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Противо­положны величальным были корильные песни, которые высме­ивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их со­держание было юмористическим или сатирическим. Игровые пес­ни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, ра­зыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические - наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение - выражать мысли, чувства и настроения. Благода­ря лирическим песням создавался определенный эмоциональ­ный колорит, утверждалась традиционная этика.

В этой статье:

Народные обряды и заговоры – это древние колдовские ритуалы, которыми на протяжении многих веков пользовались наши предки.

Русская магия охватывала все сферы жизни человека, с ее помощью люди решали свои сердечные проблемы, привлекали к себе денежное благополучие и удачу, выстраивали защиту от зла духовного и физического, лечили самые разные заболевания.

Огромное количество подобных заговоров представляют интерес не только специалистов в области колдовства, но и других профессионалов, изучающих фольклор, к примеру, этнографов.

Заговоры на излечение

Обряды, которые должны помогать человеку избавляться от разных заболеваний, можно назвать самыми сильными и важными.

Существуют как универсальные ритуалы, способствующие общему излечению и восстановлению организма, так и узконаправленные, способные противостоять только одной болезни.

В русской магической традиции присутствует огромное количество заговоров и ритуалов на исцеление детей. Этими обрядами пользовались не только деревенские колдуны и ведуны, их знала наизусть каждая мать.

В ритуалах на здоровье детей очень важно правильно читать слова заговора, так как вся сила такой магии заключена именно в словах. Исполнитель должен быть твердо уверен в силе используемого ритуала и верить, что он принесет облегчение больному.

Важно помнить, что любой обряд против болезни необходимо проводить только с позитивным, доброжелательным настроем. У вас не должно быть никаких негативных мыслей и чувств. Только человек с чистым сердцем и душой может вылечить ребенка.

Старинный обряд от потери крови

Данный магический ритуал проводится для того, чтобы остановить сильное кровотечение. Для проведения обряда, маг должен зажать пальцами рану на себе или другом человеке, и трижды прочесть слова заговора:

«Земля крепись, дерн дерись, а у раба Божьего (имя) кровь уймись. Как земля свои раны засыпает и заглаживает, так пусть и рана раба Божьего (имя) затянется. Да будет так. Аминь».

Старинный заговор от тяжелой болезни

Этот сильный магический обряд поможет исцелить человека даже от самых тяжелых заболеваний. Для исцеления нужно читать специальную молитву-заговор, стоя у изголовья больного человека с иконой «Троеручица». Слова читают ежедневно утром и вечером:

«Преблагая Пресвятая Богородица Дева Мария, припадаю, да преклоняюсь пред тобой, пред иконой святой. Помня прославленное чудо Твое, как исцелила ты усеченные десницы преподобного Иоанна Дамаскина, чудо, что от иконы Твоей было явлено людям. Знамение то и по сей день на иконе той видимо, в образе руки третьей изображаемо. Помоги и мне, Троеручица, помоги исцелить рукою твоей раба Божьего (имя). Услышь меня, Пресвятая Богородица, не лиши меня помощи своей. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь».

Икона Богородицы Троеручица

Народный ритуал от пьянства

Пьянство на Руси не всегда было такой серьезной проблемой, как сегодня. Но чем больше русский народ попадал в рабские оковы, именуемые крепостным правом, чем больше государство и церковь старались оболванить народ, тем больше в нашей стране пили, пили от безысходности. Когда же такая проблема появилось, появилось и множество народных заговоров для борьбы с пьянством. Чтобы избавить от этой болезни близкого человека нужно читать над ним хмельным и спящим слова:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Да отступятся хмель и вино от раба Божьего (имя), уйдет тяга в леса дальние, в леса темные, за поля широкие, за реки быстрые. Пропадет там, где люди не ходят, где кони не идут, где звери дикие не бродят, да птицы в небесах не летают. Уйдет напасть от раба Божьего (имя) и больше не вернется. Да сбудется, что сказано. Аминь. Аминь. Аминь».

Обряды на достаток и благополучие

Человек во все времена хотел не испытывать финансовых проблем.

Денежное благополучие для дома доставались простому русскому человеку очень тяжело, потому появилось множество магических ритуалов, направленных на привлечение богатства.

Денежные обряды могут сильно различаться между собой. Одни ритуалы были направлены на успешную торговлю, такие обряды проводили, когда человек отправлялся с товаром на ярмарку.


Денежные обряды были актуальны всегда, но в наше время достаточно скептиков, не верящих в особые Силы

Другие, универсальные заговоры, должны были привлечь деньги в семью любыми способами, под действием таких обрядов человек мог найти деньги прямо на земле.

Народный обряд для богатой жизни

Для проведения данного магического ритуала вам нужно купить 12 спелых яблок. После сделки не берите у продавца сдачу, потому заранее подготовьте мелкие купюры.

В первый день нужно отдать каждое второе яблоко нищему на улице, а шесть оставшихся плодов принести домой. На второй день также нужно раздать половину оставшихся яблок. Оставшиеся три плода нужно отнести в церковь на третий день, положить их на поминальный стол и проговорить слова денежного заговора: «Поминаю свою нищету за упокой, помяните и вы нищету раба Божьего (имя) за упокой. Будет богатство и деньги отныне со мной. Да будет так. Аминь. Аминь. Аминь».

Чтобы в семью пришли большие деньги

Для проведения данного обряда вам понадобятся пять церковных белых свечей. Установите их на стол, застеленный светлой скатертью, зажгите, трижды перекреститесь и читайте слова заговора:

«Надежда моя и опора, Иисус Христос. Пресвятая Богородица Дева Мария моя подпора. Шли они по небу, мешки с деньгами несли, мешки те открылись, да деньги с небес свалились. Я, раба Божья (имя), по земле шла, деньги те нашла, деньги те собрала, домой их понесла, свечи зажгла, да деньги семье раздала. Как свечки будут сгорать, так и деньги будут в мой дом прибывать. Вовеки веков, Аминь».


Христианский эгрегор очень хорошо помогает своим приверженцвм

Теперь дождитесь, когда свечи полностью перегорят, соберите с них весь воск, скатайте его в один шарик и положите себе в кошелек. В ближайшие дни вы должны будете заметить начало улучшения финансового состояния.

Сильный обряд на деньги

Русские заговоры на богатство очень эффективны. С их помощью можно значительно и в короткие сроки пополнить свое финансовое состояние, главное, грамотно проводить все необходимые действия.

Данный магический обряд нужно проводить в четный день месяца, в полнолуние. Сходите в церковь с монеткой, которая должна иметь только четный номинал. Освятите монету и вечером отправляйтесь вместе с ней в лес. В лесу найдите большую осину, выкопайте рядом с ней неглубокую ямку, положите туда монету, засыпьте ее землей, встаньте сверху и читайте слова заговора:

«Пресвятая Богородица Дева Мария и Иисус Христос, благословите раба Божьего (имя). Пусть Господь будет с моим сажевом, пусть растет оно ростком, пусть колоситься урожаем. Как мышь железную денежку не сгрызет, как червь ее не источит, так пусть и деньги мои никто не сурочит. Придут ко мне деньги раз, да уже никогда не уйдут. Да сбудется, что сказано. Аминь. Аминь. Аминь».


Вместо леса можно уйти в парк

После этого нужно полить чистой водой то место, где вы закопали монетку, развернуться и, не оглядываясь, уйти из леса. Обряд должен начать действовать через две недели после прочтения заговора.

Заговоры на любовь

Любовь имела сильнейшее значение для наших предков, потому до наших дней дошли сотни специальных магических ритуалов, призванных помочь в делах сердечных.

Примечателен тот факт, что многие из этих обрядов предназначены для использования мужчинами, потому можно смело сказать о том, что в давние времена приворотная магия не была исключительно женским занятием.

Мощный обряд на любовь

Поставьте на светлую скатерть три новых свечи. Зажгите свечи и читайте слова заговора:

«Господь, Бог мой, уповаю на Тебя и молю Тебя. Сотвори ты стену высокую, да яму глубокую, да ограду непреодолимую. Сотвори тоску непроходимую, глубиною в три сажени. Сотвори высоту безмерную, и тоску глубиною безмерною. Закрой, Господь, преграды, загради ограды, чтоб Раб Божий (имя) ко мне пришел, чтоб к другой не ушел. А если уйти вздумает, перейдет ему вся тоска, что только была Богом создана. Закрой ты ограды, Господь, да ключи забери себе, помоги мне, Божьей рабе (имя). Пока замок Господа Бога не будет открыт, до тех пор будет меня раб Божий (имя) любить. Да будет так. Аминь».

Чтобы привлечь девушку

Чтобы привлечь внимание, а затем и любовь девушки, читайте каждый раз шепотом, когда будете видеть ее слова: «Сотворил Господь Бог женщину для человека. Я эту женщину люблю, я ее влеку, я ее привлекаю. Будет раба Божья (имя) моей. Аминь».