Непознанное

Словарь искусств. Изразец

Ответ на вопрос - почему же не было великих женщин-художниц - кроется в природе существующих социальных институтов мужского мира и того, что они запрещают или поощряют. Женщин не брали учиться в Академии живописи,запрещали изучать анатомию человека, им был закрыт свободный доступ к обнаженной модели от эпохи Возрождения и почти до конца XIX в., хотя тщательное и продолжительное обучение рисованию обнаженной натуры составляло основу художественного ученичества для любого молодого художника,не допускали к участию на выставках и конкурсах. Студентки Королевской академии в Лондоне не допускались на занятия рисунком с обнаженной натурой вплоть до 1893 года, а позже, если их туда и пускали, модель должна была быть «частично задрапирована». Они могли учиться только дома или у своих родственников,поэтому такие выдающиеся художницы, как Мариэтта Робусти, Лавиния Фонтана, Артемизия Джентилески, Элизабет Шерон, мадам Виже-Лебрен и Анжелика Кауфман — все они без исключения были дочерьми художников. Берта Моризо,например, была близка с Мане и позже вышла замуж за его брата, а немалая часть работ Мэри Кассат основана на стилистике ее близкого друга Дега. К тому же на женщине лежал быт,дети,семейные обязательства,она не могла полностью посвятить себя художественной карьере,как это делали мужчины.И несмотря на всё это, они добивались большого успеха и среди них было много достойных хороших художников,а некоторых из них как,например,Софонисбу Ангиссолу,Анжелику Кауфман и Элизабет Виже-Лебрён,приглашали ко двору писать портреты.

"Забавный пример этого табу на встречу одетой женщины с обнаженным мужчиной дает нам групповой портрет членов Королевской академии в Лондоне 1772 г. кисти Цоффани. Академики у Цоффани собрались в светлом зале перед двумя обнаженными натурщиками: присутствуют все уважаемые члены академии, за одним достопримечательным исключением: единственная женщина-академик, знаменитая Анжелика Кауфман, из соображений пристойности присутствует здесь в виде своего портрета, висящего на стене. " Линда Нохлин

Софонисба Ангиссола Автопортрет 1556 г. Испания -- первая известная художница эпохи Ренессанса,все пять сестёр в семье были художницами.

Артемизия Джентилески. Автопортрет. 1630г. Италия

Розальба Каррьера Автопортрет 1715 Италия

Мариетта Робусти (дочь знаменитого Тинтаретто) Автопортрет Италия

Анна Васер Автопортрет. Швейцария

Катарина ван Хемессон Бельгия

Элизабетта Сирани. Автопортрет. Италия

(прожила всего 27 лет,была принята в Академию,открыла худ.школу для женщин)

Элизабет Виже - Либрен. Автопортрет в соломенной шляпе 1782г. Франция (у неё много замечательных автопортретов,написанных в разные годы жизни)

Мария Бракемон Франция

Ева Гонсалес Франция

Джованна Франтеллини Автопортрет Италия

Ангелика Кауфман Автопортрет 1787г. (была членом многих европейских Академий художеств)

Аделаида Лабиль - Жиар. Автопортрет с двумя моделями 1785г. Франция

Ролинда Шарплс (Чаплин) Автопортрет с матерью 1820 г.

Маргарита Жерар. Автопортрет с гитаристкой 1803 г.

Юдит Лейстер 1630 Нидерланды

Роза Бонёр Франция

Берта Моризо Автопортрет 1885 Франция

Мари-Женевьева Бульяр Франция

Луиза Голландина - дочь короля Чехии. Автопортрет

Туве Янссон Финляндия

Фрида Кало Мексика

Мария Башкирцева - прожила 23 года,внесена в международный художественный рейтинг

Софья Сухово- Кобылина - первая женщина,окончившая Академию с золотой медалью

Зинаида Серебрякова (множество автопортретов)

Тамара де Лемпицка Автопортрет

Марианна Верёвкина

Наталья Гончарова

Елизавета Бём

Ольга Делла-Вос-Кардовская

Елизавета Кругликова Автопортрет

Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна) Автопортрет 1929

Наталия Агапьева Автопортрет

Я привела тут лишь незначительную часть автопортретов женщин-художников,ниже по двум ссылкам вы можете посмотреть ещё 223 автопортрета и это,конечно,не полный перечень всех художниц. Как видите, женщин -художников во все времена было очень много. И совершенно несправедливо, что очень многие из них оказались забыты, их женские имена из истории живописи вымараны, а их творческое наследие утрачено.

"Через что только не приходится проходить женщине, избравшей артистическую карьеру, хотя бы одаренной и крупным, выдающимся талантом? Как бы талантлива она ни была, всегда она будет позади посредственного художника, и всегда предпочтут дать заказ третьестепенному художни ку, чем женщине с явным и ярким талантом: как-то не ловко... Ее, может быть, даже будут хвалить в газетах, будут говорить о ней и признавать в художественном мире, но поручить ей ответственную работу никто не решится, ее постараются дружными, сплоченными.усилиями ни куда не пропустить. Сколько таких примеров я видела в жизни! (...) Женщина с гораздо большим талантом может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается только с невероятными усилия ми... И сколько из них погибает или бьется всю жизнь в нищете! " Мария Тенишева

На протяжении многих веков люди упражнялись и достигали высот в изобразительном искусстве, перенося то, что видят глаза и чувствует душа, на камень и холст. Статуи царей и правителей, людей, живших в далёкой древности, гравюры, расписные стены, картины, даже наскальные рисунки возвращают нас в далёкое прошлое и позволяют впитывать знания, накопленные тысячелетиями. Подобные творения искусства помогают учёным восстанавливать историю нашего мира, больше познавать психологию человека и его развитие.

Искусство как часть жизни

Человеческая натура склонна к любознательности, нередко люди задаются многочисленными вопросами по поводу видов и жанров искусства. Многим хочется узнать новое, начиная от того, как зарождалось искусство, до ответов на вопросы «что такое автопортрет?» и «как создаётся скульптура?». Но начать следует с малого, находя ответы постепенно.

Виды изобразительного искусства

Среди видов художественного творчества различают:

  • живопись;
  • скульптуру;
  • фотографию;
  • графику;
  • декоративно-прикладное искусство.

Жанры изобразительного искусства

В каждом виде искусства есть свои жанры, например портрет, пейзаж или Среди жанров также выделяют и другие: исторический, символический, аллегорический, мифологический, бытовой, батальный (военный), религиозный. Все эти виды искусства включают в себя многочисленные разновидности, к примеру в жанре пейзажа - маринистика, изображение моря. Портрет предполагает большое количество разновидностей: исторический, религиозный, костюмированный и автопортрет.

Автопортрет - загадка портретного жанра

Автопортрет - это не только жанр Он доступен и музыкантам, писателям, поэтам. Отвечая на вопрос, что такое автопортрет в искусстве, нужно понимать, что сам феномен этого жанра заключен в стремлении к самопознанию, взгляду со стороны на собственное «я». Практически в любой деятельности можно отобразить свою личность, что и будет относить работу к этому жанру. Сложно ответить на вопрос «что такое автопортрет?». Определение этого жанра не так однозначно, как кажется. Ответ на столь простой, но и одновременно с этим сложный вопрос заключается в поиске причины возникновения данного вида работ.

Автопортрет - это изображение автором самого себя. Вопреки общему мнению, это не только но также скульптуры, графики и фотографии. Зачастую авторы, изображая себя на холсте или высекая из камня, использовали зеркало, так было до появления и широкого распространения фотоаппаратов. После этого создавать автопортрет стало проще, достаточно было запечатлеть себя и работать по фотографии. Некоторые деятели решили не заходить так далеко и промежуточную стадию фотографирования тоже превратили в разновидность искусства.

Что такое автопортрет

Искусствоведы на протяжении долгого времени искали и изучали ответ на вопрос «что такое автопортрет?». Значение этого термина складывает из двух частей: «авто», что значит «автор», и «портрет» - изображение человека. Настоящие деятели искусства всегда вкладывают в свои работы душу, вдохновение, стремятся донести до публики не только зрительный образ, но и сами мысль и чувство. Как и говорилось ранее, автопортрет - это портрет, в котором изображают самих себя художники и скульптуры. Когда человек рисует самого себя, он пытается перенести на материал не только внешность, черты лица и сложение тела, он пытается подарить собственному изображению личность. Давно известно, что мы не воспринимаем своё отражение так, как видят его другие со стороны. Так и художник, и скульптор, оценивая себя с другой, более критичной стороны, изображает себя так, как видится ему. Этот факт даёт возможность не просто наслаждаться шедеврами известнейших творческих людей, но и оценивать работу с психологической точки зрения.

Виды автопортрета в живописи

В поисках ответа на вопрос, что такое автопортрет в живописи, обратимся к его разновидностям.

Вставным автопортретом называется работа, в которой художник помещает себя в группу людей на картине, зачастую не играя главную роль на ней.

В групповом художник рисует себя также среди нескольких людей, но они являются родственниками или друзьями, а сама работа создана для сохранения в памяти моментов жизни.

Символический автопортрет может быть выполнен в мифологическом или костюмированном. Автор картины добавляет черты своего лица персонажу истории или мифологии или же просто «переодевает» себя в другую одежду.

Естественный автопортрет наиболее приближен к оригиналу. На нём художник изображает себя в одиночестве в домашней или рабочей обстановке.

Естественный автопортрет также делится на несколько разновидностей:

  • Профессиональный - художник изображает себя за работой в мастерской.
  • Личностный - перенос автором на картину своего душевного состояния, стремление показать не внешний вид, а эмоции.
  • Эротический.

Психология автопортрета

Автопортрет - это оценка художником своей личности. Первые работы такого жанра датируются 420-м годом до нашей эры, упоминание о них находили в истории Древней Греции и Египта. Но тогда авторы не индивидуализировали себя, они рисовали важные исторические события, а себя помещали на изображения как неотъемлемую часть истории. Зачастую это не встречало понимания зрителей. Так, скульптор Фидий в своё время изобразил себя среди участников в «Битве амазонок», что, как отметил после древнегреческий философ Плутарх, было крайней дерзостью. Наибольшую популярность это жанр приобрёл в эпоху Возрождения, но даже тогда создавать изображение самого себя считалось эксцентричным, ведь подобные работы в то время считались нарциссическими. Критики утверждали, что авторы увековечивали себя ради славы.

Творческая личность мыслит по-другому, поэтому верно будет утверждать, что с психологической точки зрения художник или скульптор отличается от остальных. В истории были художники, которые страдали неврологическими и психическими болезнями. Автопортреты, которые были сделаны ими, изучают до сих пор в поиске разгадки тайны личности.

В античном искусстве этим работам не придавалось большого значения, но в последующие века стала прослеживаться цель художников - оставить в памяти не только своё изображение, но и личные впечатления о тех временах. Например, когда наибольшее волнение у людей вызывала религия, авторы считали наиболее уместным изображать себя в покаянии, духовном стремлении, молитве.

В Ренессанс, период расцвета культуры, работы знаменитых мастеров стали обретать символические черты. Появилось в их трудах много драмы и душевных переживаний. Микеланджело подарил черты своего лица маске-коже, снятой с грешника, и отрубленной голове Голиафа.

Самые популярные автопортреты

Наверняка многим на ум приходят знаменитые автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Ван Гог или Фрида Кало. История изобразительного искусства насчитывает сотни авторов, которые оставили о себе память в живописи, написав собственные портреты. Альбрехт Дюрер стал одним из первых художников, выбравших жанр автопортрета как центральный в своей работе. Он написал 50 полотен со своим изображением. Однако отняла у него пальму первенства по количеству созданных автопортретов, на её счету их 55. Иногда к рекордсменам по написанию картин с собственным изображением относят Рембрандта. Его работ такого жанра насчитывается около 90 штук. Большая часть из них, однако, на самом деле выполнена другими художниками, а часть картин невообразимо маленьких размеров (самая мелкая из них - 17 на 20 см).

Итальянские Маззачо и Боттичелли включали собственные изображения в свои работы. Предполагают даже, что известная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» тоже является автопортретом мастера, только в женском теле.

Скульптурных автопортретов насчитывают не так много, в основном их создание приходится на нынешнее время. Одними из считаются Марк Куинн, который создал серию скульптур, изображающих автора, и Коненков Сергей, чью работу можно увидеть в Третьяковской галерее.

Автопортрет - это не только создание себя из камня или посредством переноса красок на холст, но ещё жанр фотографии. Наиболее популярное название этого жанра знакомо многим - селфи или "фотография себя", сделанная с вытянутой руки или с помощью зеркала.

Меня уже много лет занимала проблема, о которой пойдет речь ниже.
1. Для создания автопортретов художники обычно пользуются зеркалом
2. Вплоть до начала 16 века большинство стеклянных зеркал были выпуклыми, вот такими:

(Думаю, все узнали, откуда это зеркало, если нет, то ответ в конце поста)
Ergo, облик художника на автопортрете, созданном в то время, должен получаться искаженным.


На отражении человека в выпуклом зеркале нос и губы обычно кажутся чрезмерно выступающими, а лоб и подбородок скошенными. То же, по идее, должно получаться и на автопортретах.


Морис Эшер.
Но тут есть две проблемы. Во-первых, художники не могли не понимать, что изображение в выпуклом зеркале получается сильно искаженным и должны были стремиться исправить эти искажения. Скажем, на знаменитом автопортрете Пармиджанино его лицо не выглядит слишком выпуклым, явно он слегка подправил его.


Пармиджанино, автопортрет, ок. 1523
Но все равно, искажения заметны, если сравнивать с поздним автопортретом:


1540 (если это действительно автопортрет).
Но в любом случае, следы этих исправлений должны быть заметны и очевидны при сравнении автопортретов в выпуклом зеркале с автопортретами в плоском зеркале, либо с портретами художников, выполненными другими мастерами.
Вторая проблема куда серьезнее. Дело в том, что не все изображения, считаемые автопортретами действительно ими являются. Как правило художники изображали себя в многофигурной композиции стоящими у края картины и смотрящими на зрителя. Но едва ли следует считать все подобные фигуры автопортретами художников. Тем не менее, про некоторые из них достоверно известно, что это автопортреты.

Некоторые из них не имеют вышеописанных искажений.
Например, вот Лука Синьорелли:


Совершенно «прямое» лицо. Или Пьетро Перуджино:

Здесь явно использовались плоские зеркала. Оба автопортрета созданы на рубеже 15-16 веков и художники могли, в принципе, пользоваться стеклянными плоскими зеркалами. Но зеркала могли быть и металлическими (и, естественно, плоскими).

Ну, а теперь приступаем к делу.


Сандро Боттичелли, фрагмент «Поклонения волхвов», ок. 1475. Средняя часть лица сильно выступает вперед. К сожалению, другие достоверные портреты Боттичелли неизвестны.



Джванни Беллини, ок. 1500. Автопортрет
Здесь лицо также выглядит выпуклым, к тому же, портрет написан с грубыми анатомическми ошибками, что странно для такого мастера, как Беллини.
Можно сравнить с профильным портретом Беллини на медали работы Витторе Гамбелло:

Или с портретом работы Тициана:


Ок. 1511-1512.
Здесь явно нет таких искажений как на автопортрете, хотя сходство имеется. Другое дело, что возникает вопрос - действительно ли это автопортрет? Беллини родился, как считается около 1530 г. и на автопортрете ему должно быть около 70 лет, а на работе Тициана - за 80. Но дата рождения художника весьма условна, она притянута к известию Вазари, что Джованни скончался в 1516 г. в возрасте 90 лет. Впервые Джованни Беллини упоминается в 1459 г., в то время он еще был подмастерьем у своего отца, в то время, как обычно художники к 30 годам уже становились самостоятельными мастерами. Так что, родиться он мог около 1440 г. И действительно, человеку на портрете работы Тициана можно дать лет 65-70, но ни как не 80 с гаком. Автопортрет же мог быть создан и несколько раньше, да и сам художник (которому должно быть около 60 лет) мог омолодить себя, .

Альбрехт Дюрер:


Ок. 1472


1498


1500

Во всех случаях лицо Дюрера выглядит выпуклым, подбородок скошенный. К тому же, автопортреты в ¾ содержат ошибки в анатомии, подобные тем, что мы видим на автопортрете Беллини. Не стал бы исключать, что они появились при попытке исправить искажения выпуклого зеркала.

В более поздних автопортретах Дюрера таких искажений нет. Лицевой угол почти прямой, подбородок выступающий вперед.


День всех святых, фрагмент, ок. 1511. Возможно, здесь художник использовал уже плоское зеркало


Дюрер. Медаль работы Ханса Шварца, ок. 1520


Дюрер, медаль работы Маттиаса Гебеля, 1528


Автопортрет, фрагмент фрески «Чудо с решетом», ок. 1505-1508
Снова нос и верхняя губа сильно выступают вперед.


Рафаэль. Автопортрет и портрет Содомы, фрагмент фрески «Афинская школа», 1509.

Здесь Содома выглядит старше своих 32-х лет, но нос у него выдается не так сильно, как на автопортрете. А у Рафаэля лицо несколько «выпуклое», примерно как у Пармиджанино.

Ну и последнее. Зеркало вверху поста - конечно же с «Портрета четы Арнольфини» Ван Эйка. Но, поскольку бракосочетание Джованни Арнольфини и Джованни Ченами состоялось несколько лет спустя после смерти Ван Эйка, и никаких особых оснований считать, что именно Джованни изображен на картине, нет, то почему бы не вернуться к версии, о том, что «Джованни Арнольфини» на самом деле - сам Ян Ван Эйк? (Кажется, впервые такое предположение высказала М. Андроникова в 1960-х гг.)


Лицо этого человека имеет характерные признаки искажения в выпуклом зеркале. На другом портрете сего персонажа (где он совсем не похож на ВВП) также обнаруживается чрезмерный прогнатизм:


А то, что смотрит не на зрителя, так художнику ведь нарисовать зрачки там, где он хочет не сложно. Впрочем, других достоверных портретов Яна не сохранилось, так что подтверждать гипотезу нечем.

Автопортрет в мировом изобразительном искусстве.

Автопортрет характерен для всех видов искусства: писатели, поэты, музыканты – все отдавали дань увлечению этим жанром. Но особенно полно искусство самопознания, благодаря феномену автопортретности, выражено в изобразительном искусстве.

Многие художники рисовали, писали, лепили себя, часто используя зеркало, стараясь в собственном облике угадать настроение своего искусства. Если верно выражение: « Глаза – зеркало души», то можно сказать, что автопортрет – это зеркало души художника.

Известна также закономерность, что, портретируя других, художник подсознательно переносит свои индивидуальные черты на облик модели (поэтому, в переносном смысле слова, автопортретом является все творчество художника).

Автопортретами в широком смысле слова можно считать немногочисленные изображения художника за работой в египетских живописных изображениях или на греческих вазах (это образы собирательные, подобно тому как подписи гончаров являются фабричными знаками). Плутарх сообщает о дерзости Фидия (Слайд №2) , который изобразил самого себя среди участников «Битвы амазонок». Он создал удивительную, двенадцатиметровую статую Афины. А на щите богини изобразил сцену битвы греков с амазонками . Каково же было удивление современников, когда на громадном щите среди греческих воинов они узнали не только своего вождя Перикла, но и самого Фидия. Узнать было не сложно, поскольку фигуры воинов были в человеческий рост. Фидий изобразил себя в виде немолодого лысого человека, держащего камень в высоко поднятых руках. По легенде, мастер умудрился так смонтировать щит, что, убрав портретные фигуры, щит не мог сохранить свою форму и рассыпался. Может быть, современники и простили бы мастеру такое кощунственное соседство с богами, но уж очень строптивый был у Фидия характер, и слишком много было у него врагов. Поэтому, обвинив егов неуважении к богам, еще и в краже золота, Народное Собрание серьезно осудило художника, но отпустило под залог. Фидию предстояло выполнение большого заказа – создание статуи Зевса Олимпийского. Потом её назовут одним из семи чудес света. Тем не менее, проступок Фидия не был забыт. Мастер был заключен в тюрьму, где вскоре и умер.

В древнегреческом искусстве тогда отсутствовала традиция психологического портрета и тем более, автопортрета. Для древнего эллина активное участие в общественной жизни города, осуществление гражданских прав и обязанностей представлялись естественной формой деятельности. Именно это отличало его от раба, делало членом общества, и следовательно человеком. Поэтому в античном искусстве слабо развит интерес к частной жизни человека, к интимному миру его страстей и переживаний. Общественное выше индивидуального. Поэтому современникам было просто не понятно, зачем Фидий это сделал, ну кроме как для возвеличивания своей персоны.

Для эпохи христианства характерно стремление к покаянию, духовному трезвлению, исповедь – одна из основ духовного роста. И в автопортрете появляются мотивы самокритичности, «сердечного сокрушения». Изографы (так называли иконописцев) не подписывали своими именами созданные ими иконы, фрески, росписи в соборах. Но, известный факт, они часто оставляли свои изображения на фресках, панно, мозаиках. Идентифицировать их теперь, конечно, очень сложно. Правда, исследователи считают, что есть серьезные основания полагать, что Андрей Рублев оставил свое изображение на одной из фресок Успенского собора во Владимире. Там, в южном нефе, есть композиция «Апостол Петр, ведущий праведников в рай». Рядом с апостолом мы находим изображение человека. Он смотрит зрителю прямо в глаза. Такой прием очень характерен для художников раннего европейского Возрождения, которые часто рисовали себя в многофигурных композициях именно в такой манере. Средние века дали очень много – стремление за внешней человеческой оболочкой увидеть нечто несравненно большее – духовный мир.

Но окончательное формирование портретного и автопортретного жанра происходит, конечно, в эпоху Возрождения. Именно тогда формируются жанровые особенности автопортрета

Автопортреты подразделяются на несколько типов:1) «вставной автопортрет» - художник введен в групповую композицию; иногда он растворен в ситуации 2) «символический автопортрет» –художник придает собственные черты историческому или мифологическому персонажу 3) «групповой портрет» - профессиональный, семейный, памятный 4) «естественный автопортрет» – художник представлен за работой с профессиональными принадлежностями (или без них).

Джотто – великий новатор, подавший достойный пример: создав в Кастель Нуово

в Неаполе цикл «знаменитых людей», изобразил себя среди них. В капелле Бранкаччи в сцене из истории Петра в одном из апостолов, стоящем в заднем ряду, можно разглядеть изображение Мазаччо(слайды №3,4) . В многолюдном и шумном «Поклонении волхвов» крайним справа, в полный рост, в повороте три четверти представлен сам Боттичелли (слайды №5,6), смотрящий не на главную многолюдную сцену с семейством Медичи, а на зрителя.

В эпоху Возрождения автопортрет свидетельствовал о возросшем общественном значении художника, о росте его самосознания. Современники считали Леонардо да Винчи(Слайд №7) необыкновенным человеком, отмечая удивительную творческую разносторонность мастера. В позднем и единственном «Автопортрете» представлен блестящий итог жизненного пути великого итальянского живописца, теоретика и ученого, универсального гения и философа, искавшего новых путей к совершенству живописи.

Умбрийский мечтатель Рафаэль Санти (слайд №8,9) не обладал ни аристократичностью Леонардо, ни мощью Микеланджело, но имел открытую безмятежную душу и чарующую приветливость характера, что особенно ценилось современниками. Все эти достоинства убедительно просвечивают в его произведениях, ровным и счастливым настроением проникнуты и его автопортреты. В «Афинской школе»(слайд10, 11) Рафаэль под видом древнегреческих философов изобразил своих старших современников: Леонардо и Микеланджело, а автопортрет поместил скромно в правом нижнем углу фрески.

В период позднего Возрождения появляются автопортреты-символы, которые по-своему отражали сложный переходный период европейской культуры. Например, трагическое лицо-маска Микеланджело(слайд12) , которая абсолютно ясно различима в коже, снятой с грешника cв. Варфоломеем. Это фреска «Страшный суд». Или автопортрет Микеланджело Караваджо(слайд №13) в виде головы Голиафа, отрубленной Давидом. (Микеланджело «Давид с головой Голиафа».). Картина «Больной Вакх»(слайд №14) была выполнена художником в 16летнем возрасте. Предполагается, что она является автопортретом художника, написанном в госпитале во время заболевания лихорадкой. Об этом свидетельствует болезненный вид юноши. Фигура Вакха вплотную придвинута к раме картины. Художник прибегает к этому, чтобы приблизить персонаж к зрителю, создать ощущение их общения.

Автопортреты живописцев позднего Возрождения свидетельствуют о драматизме творцов, познавших одиночество и душевное смятение в столкновении с изменившейся действительностью. Автопортрет Тинторетто (слайд №15 ) За несколько лет до смерти Тициан(слайд №16) написал свой последний «Автопортрет» - уникальную исповедь, раскрывающую духовный мир великого мастера. Повернутая почти в полный профиль фигура обретает особую отрешенность.

Творчество удивительного художника 16 века Джузеппе Арчимбольдо(слайд №17) завораживает, удивляет и вызывает множество вопросов. Сведений о нем крайне мало: родился в Милане, работал с отцом над украшением Миланского собора, затем в должности придворного живописца жил и работал в Вене, Праге. У Рудольфа2 он носил титул «Мастер празднеств» и подобно Леонардо, изобретал, строил различные диковины, музыкальные автоматы (в мемуарах упоминаются его «перспективная лютня» и «цветовой клавикорд).

Эпоха в которую творил художник проходила под знаком натурфилософии, одна из главных идей которой – учение о живом космосе: времена года и стихии сопоставлялись с процессами происходящими в организме человека. Ветер уподобляли дыханию, гром - речи, восход солнца – улыбке; осень сравнивали со средним возрастом, зиму со старостью и т. д. Свой 46 летний возраст Арчимбольдо уподобил расцвету человеческой жизни и в автопортрете «Лето» развил тему знойного полдня, плоды которого вырастают из золотых колосьев пшеницы. Композиции Арчимбольдо пользовались столь бешеным успехом, что породили целые вереницы подражателей, именуемых «арчимбольдесками».

Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложненность внутреннего мира мастера. Автопортреты Понтормо, Пармиджанино(слайд №18).

Немецкий живописец и гравер, математик и анатом Альбрехт Дюрер осуществил уникальный синтез ренессансных принципов с рейнскими и нидерландскими особенностями. В отличии от итальянского, его идеал человека включал сомнения и тяжкие раздумья, воплощаясь в усложненных, аллегоричных , линеарно жестких художественных приемах. «Автопортрет с чертополохом» (слайд №19) возможно, был написан художником для своей невесты Агнес Фрей. В руках у Дюрера чертополох – символ мужской верности. Дюрер особенно внимателен к своим чертам и изображал себя, то дворянином(слайд №20), то в образе Иисуса Христа, не говоря уже о присутствии во всех больших композициях. В Венеции в церкви Сан Бартоломео Дюрер написал картину «Праздник чёток »(слайд №21), где по обычаю итальянских мастеров, поместил своё изображение на видном месте: из глубины нарядный Дюрер пристально наблюдает за зрителем. В руках у него развёрнутый лист бумаги с надписью по-латыни: «Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец,1506 г.»
В наиболее известном из автопортретов, «Автопортрете в образе Христа»(слайд №22), мастер пластическими средствами проводит смелую мысль, что всякий художник – творец, а значит, подобен Богу. В этом порыве самоутверждения, набожного отождествления себя с Христом, он создал более 50 автопортретов. У Кранаха(слайд №23) и Гольбейна(слайд №24) их было только один или два.

Ян ван Эйк прибегал к «скрытому автопортрету», по крайней мере, дважды «Портрет четы Арнольфини» (слайд 25) и «Мадонна каноника ван дер Пале»(слайд 26) (на щите за спиной св. Георгия заметно слабое отражение фигуры, возможно, это автопортрет Яна ван Эйка). «Святой Лука, рисующий Мадонну» кисти Рогир ван дер Вейдена (слайд 27). Картина посвящена эпизоду легенды (12века, греческого происхождения) о св. Луке, написавшем портрет Мадонны и младенца Христа. Изображения св. Луки стали появляться в европейском искусстве с 14 века. Гильдии художников считали Луку своим покровителем и помещали изображения святого в своих капеллах. Возможно, Рогир ван дер Вейден изобразил себя в образе св. Луки (по этому пути пойдут Дирк Боутс, Госсарт и др.).

Портрет живописца в мастерской часто встречается в голландской живописи (Ян Стен, Питер Брейгель(слайд28) ) В работе «Гуляки»(слайд 29) Стен изобразил себя и свою жену Маргарет, дочь известного голландского художника Яна ван Гойена. Физиономия хозяина излучает благодушие и удовлетворение. Вся сцена до мелочей передана с большой искренностью, теплотой и чувством легкой иронии. Он сам главный персонаж и на картине «Кошачье семейство» (слайд 30). Художник, его жена и дети собрались за столом. Царит веселье. Девочка на заднем плане показывает всем новорожденных котят. Юмор, подчас даже ирония, богатая композиция, живой колорит характерны для его произведений.

В некоторых произведениях (например, «Мастерская живописца» Вермеера(слайд 31 ) художник повернут к зрителю спиной. Картина имела несколько названий «Аллегория живописи», «Искусство живописи», «Художник и модель». Композиционное построение, решение планов и антураж позволяют воспринимать картину символом искусства живописи. Тяжелый ковровый завес поднят, юная голландка, задрапированная в голубую материю, изображает музу истории Клио; на стене висит карта семи голландских провинций; сам художник изображен со спины, одет в праздничный наряд.

Семнадцатый век завещал нам гениальный художественный документ подлинного человеческого бесстрашия, не знающего границ саморазглядывания, зачастую беспощадного – многочисленные автопортреты Рембрандта , явившиеся своеобразным дневником. Очень наглядно показаны становление личности, развитие индивидуальности художника. Это целая автобиография в зрительной форме, не имеющая себе равных. Его автопортретным исповедям, отражающим конфликт с окружающим миром, присущи духовная глубина и напряженность. Малоизвестный «Автопортрет с отрастающей бородкой» (слайд 32) написан в середине 1630-х годов. Это самые счастливые для Рембрандта годы – время успеха у публики, поклонения учеников, женитьбы на любимой женщине Саскии ван Эйленбюрх. К этому же периоду относится «Автопортрет с Саскией на коленях» (слайд 33). Поднимая бокал с вином, художник оборачивается к зрителю, приглашая разделить счастливую трапезу и веселье. Пышные одежды, богатые аксессуары дополняют картину праздника. Рембрандт писал мистифицированные костюмированные автопортреты. (слайд 34)

Большой поколенный автопортрет из коллекций Нью-Йорка (слайд 35)– одно из самых мощных произведений живописца. Массивная фигура возвышается широкой пирамидой. Накинутый темный плащ не закрывает нижней одежды с ее водопадом мелких складок. По краям белого шарфа глухо мерцают полосы парчи. Левая рука придерживает простой посох. Посох как символ могущества, вроде скипетра царя или посоха библейского патриарха. Лицо полно решимости и ума. В остром взгляде читается сарказм и насмешка над окружающими, а может и над самим собой. Рембрандт на портрете как бы противостоит чуждой ему среде, он достаточно силен, чтобы выйти победителем из конфликта с нею. (Работа написана в 1658 году, через год после банкротства).

В последних автопортретах (слайд 36 )поражает усталое, нервное старческое лицо с глазами пытливо и мучительно всматривающимися в окружающий мир. Это взгляд человека, ценою горького опыта научившегося понимать самые важные и глубинные стороны жизни.

Питер Пауль Рубенс – центральная фигура фламандского искусства 17 века, творчество которого стало типичным выражением стиля барокко . «Автопортрет с Изабеллой Брандт»(слайд 37) - одно из полнокровных изображений счастливой семейной пары в европейской живописи.(слайд 38)

Ученик Рубенса Антонис ван Дейк написал за свою жизнь множество автопортретов. У Рубенса он перенял манеру трактовки поверхности, но отличался от него по темпераменту. Ван Дейк сознавал свою привлекательность. Был личностью неуравновешенной, темпераментной, считал себя в праве своевольничать, держаться заносчиво и надменно. Самый ранний его автопортрет изображает 15-летнего подростка. Затем автопортреты растут в размере и формате (погрудный, поколенный)(слайд 39 ), что отражает рост его уверенности в себе и своем портретном мастерстве. Получив награду от английского короля (золотую цепь и медальон с королевским изображением), Ван Дейк пишет «Автопортрет с подсолнухом»(слайд 40), где, указывая на цветок, приподнимает золотую цепь на груди. Ван Дейк выявляет себя скорее царедворцем, чем творцом. Как подсолнух поворачивается к Солнцу, так и подданному надлежит следовать за государем.

Чувством собственного достоинства проникнуты автопортреты французского классициста Никола Пуссена(слайд 41).

Автопортрет Диего Веласкеса(слайд 42, 43) включен в огромное (более 3 метров), получившее название «Менины» (фрейлины). Эта своеобразная и замечательно разработанная композиция. В картине много неясного. Кого пишет Веласкес? Королевскую чету, которую мы видим только в зеркале? Или то, что видим мы? Может живописец хочет выделит маленькую инфанту, наследницу престола, как персону более значимую, чем ее родители? А возможно суть заключается в изображении Веласкеса самого себя? Как вообще он решился писать королевскую семью в своей мастерской? Ведь придворному художнику полагалось самому явиться к королю или инфанте на сеанс. В те времена живописцев в Испании все еще относили к ремесленникам. Однако все чаще раздавались голоса в пользу причисления живописи, как в Италии, к свободным искусствам. То есть, отвечая всем главным художественным канонам, это полотно еще и декларирует то высокое положение, которое должен занимать живописец.

С 18 века почти все мастера мыслили свои автопортреты как манифесты собственного стиля. Наряду с социальной характеристикой художники 18 века - Шарден(слайд 44) , Рейнолдс(слайд 45), Гейнсборо(слайд 46), Хогарт (слайд 47 ) подчеркивали в автопортрете значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе.

Большое место автопортрет занимает в искусстве19 века, представители которого утверждали ценность творческой личности и ее богатой духовной жизни.(начиная с классицистов Давида (слайд 48 ), Энгр а(слайд 49) до романтиста Делакруа(слайд 50)) Искусство романтизма выработало новое представление о духовной независимости творца, наделенного даром обостренной восприимчивости и сострадания. Ведущий русский живописец Орест Кипренский (слайд51) писал себя неоднократно. В «автопортрете» 1828 года Кипренский изобразил себя со странно растерянным выражением лица. Робкий вопрос, обращенный к зрителю, чувство неуверенности, словно художник извне ищет подтверждений правоты своего пути. Настроение Кипренского, выраженное в «Автопортрете», имело основание. Его талант не получил признания на родине и художник, не находя применения своим творческим способностям, испытывает горькое разочарование.

Совсем другим настроением проникнуты автопортреты Гюстава Курбе , французского реалиста середины 19 века. Курбе пишет себя с поразительным упорством, его автопортреты отличает самолюбование. Курбе был беден и возможно служил для самого себя наиболее доступной моделью. Но его беспокоил еще один вопрос. Кто он, художник? Курбе разрабатывает разные варианты и останавливается тогда, когда показывает художника (т. е. самого себя) активным участником современной ему общественной и художественной жизни(слайд52) . «Автопортрет с собакой »(слайд 53) написан на фоне природы, художник уделяет большое внимание костюму, рядом спаниель, альбом для рисования и палка. Он говорит о своей профессии, о своей любви к родному краю. Курбе как бы говорит: глядите, каков я – молод, красив, и не так уж прост, как кажется на первый взгляд.

В автопортретах Курбе господствует социальный пафос, а в изображениях Ван Гога(слайд 54) – психологический. На рубеже 19-20 вв автопортрет часто избирают для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции (Поль Сезанн(слайд 55) ), внутренней духовной напряженности мастера. Примером могут служить многочисленные автопортреты Винсента Ван Гога. Его автопортреты называют исповедальными. Ван Гогом создано несколько циклов автопортретов. Такое ощущение, что художник стремится понять самого себя. Он будто бы ведет диалог с собой, обсуждая радости и потери, взлеты и поражения. Автопортреты Ван Гога представляют кривую душевного состояния художника – это своего рода кардиограмма, предвещающая неминуемый летальный исход.

«Автопортрет с перевязанным ухом» (слайд 56 )был написан после бурной ссоры с Гогеном. Дружба двух талантливейших художников закончилась ссорой. Непомерно чувствительному Ван Гогу было очень сложно с эгоистичным и самолюбивым Гогеном(слайд 57) . Тем не менее, решение Гогена уехать из Арля и покинуть его вызвала у Винсента Ван Гога очень острую реакцию. В припадке безумия Ван Гог отрезает себе мочку уха. После выхода из больницы художник пишет этот автопортрет. Все автопортреты Ван Гога притягивают внимание. Предельная искренность, цвет, техника пуантилизма, в которой были написаны поздние автопортреты художника, завораживают зрителя. Если попытаться немного отрешиться от обычной мысленной суеты, то, всматриваясь даже не в оригиналы, а в хорошие репродукции его работ, можно почувствовать такие глубины внутреннего мира, которые помогут понять не только этого удивительного человека, но и себя.

Кстати, в психологии давно используют прием написания автопортретов. Психологи полагают, что сам процесс такой работы уже оказывает положительный психотерапевтический эффект.

Накануне Первой мировой войны художники-сюрреалисты и представители новой вещественности вновь обратились к автопортрету.

Рене Магритт – глава бельгийских сюрреалистов, лирик авангардизма , создал свой индивидуальный стиль. В «Автопортрете художника за работой» (Проницательность)(слайд 58) сидящий у мольберта автор рисует взлетающую птицу, образ которой, как талисман, часто встречается на его полотнах. Ассоциируется со свободным полетом творческой души. Картина «Попытка невозможного» (слайд 59) - это автопортрет художника, рисующего свою жену. Автор заканчивает писать руку обнаженной Жоржеты, стоящей перед ним. Художник фактически осознает, что под его кистью возникает не копия реальности, а новая реальность, словно это происходит во сне. Творец уподобляется Всевышнему, а творчество – богоподобному состоянию.

Испанский сюрреалист Сальвадор Дали поражал воображение зрителей своими автопортретами «Автопортрет с шеей Рафаэля»(слайд 60), «Африканские впечатления», «Автопортрет в обнаженном виде». Экстравагантностью натуры, гипертрофированным честолюбием, он создал почву для мифологизации собственной персоны. Художник образно отзывается о своем лице на автопортретах: «Это перчатка моего я». Картина «Дали рисующий со спины Гала …» (слайд 61)- воплощение идеи многомерного, стереоскопически объемного пространства с целью достижения иллюзии осязаемости. Эффект воздействия картины в картине. Художник и его модель смотрят друг на друга в зеркало, словно замкнувшись в трехмерном пространстве, а на самом деле наедине со своими мыслями и чувствами.

Одна из важнейших причин неразвитости автопортрета на раннем этапе истории новой русской живописи (за исключением великолепного автопортрета Матвеева ) заключается в положении художника в общественной системе, в условиях его существования и в особенностях социального самочувствия. Русский живописец в XVIII веке – как бы ремесленник, он несет на себе отпечаток средневековой концепции личности – корпоративной, далекой от идеи самовыражения. Иван Аргунов(слайд 62) и Семен Щедрин, – они держат палитру, ясно выявляя свою причастность к ремесленному цеху, а не к артистической среде. С палитрой изображали себя многие мастера XIX и XX веков, но там смысл профессионального атрибута был иным: он, наоборот, приобщал художника к числу избранных, ставил его во внесословную ситуацию, причислял, если можно так сказать, к артистическому сословию. В XVIII же веке художник выглядит скромным тружеником, не желающим соревноваться с теми, кого обычно пишет в портретах, и как бы всегда "знающим свое место".

Несколько слов об автопортрете Матвеева(слайд 63). Он написан после более чем десятилетнего обучения живописи в Голландии, несет в себе едва уловимые черты зарождающегося рококо, является вместе с тем зрелым созданием национальной живописной школы. Беспрецедентным в то время было изображение не государственного деятеля, а частного человека, более того, самого художника и его жены – Ирины Степановны, дочери кузнечного мастера.

Зато в русском романтизме автопортрет расцветает с необыкновенной силой. В автопортретах Кипренского можно прочесть очень многое. По ним составляешь представление о живописи начала XIX века, В нескольких произведениях сосредоточились главные тенденции развития русской портретной живописи начала столетия. Автопортреты Орловского, Брюллова служат одними из лучших образцов русской живописи 40-х годов. Орловский(слайд 64) не знал недостатка в костюмировке. Он сам, кстати, сочинял форму для разного рода войск и охотно одевал себя, в частности, в черкесский костюм – не ради того, чтобы придать изображению парадные формы, а ради героизации собственного образа. Такая героизация была своего рода костюмировкой, о чем свидетельствует и знаменитый графический автопортрет в красном плаще (1809). В целом русский автопортрет романтической поры тяготеет к пессимистической концепции. Об этом свидетельствуют и эволюция Кипренского, и заключительный акт всего романтизма – брюлловский автопортрет 1848 года(слайд 65)

Брюллов написал свой портрет во время тяжелой болезни, которая впоследствии оказалась смертельной. Но было бы ошибочным объяснять трагическое выражение «Автопортрета» лишь предчувствием близкой смерти. Брюллов как бы подводит здесь итог всей прожитой жизни.
Весь петербургский период его жизни (1836-1849) внешне, казалось бы, полный успехов и отмеченный шумной славой, в действительности был глубоко трагичен. Брюллов задыхался в мертвящей, казенной атмосфере николаевского Петербурга. Талант замечательного художника не находил себе достойного применения. Взамен свободного творчества Брюллову было предложено заниматься росписью Исаакиевского собора. Историческая картина «Осада Пскова», в которой Брюллов видел главное дело своей жизни, была поставлена под официальный надзор и неоднократно подвергалась коренной переработке. Она так и не была дописана до конца. Чувство горькой неудовлетворенности не покидало художника, тягостное ощущение зависимости сковывало его силы. Крушение его лучших замыслов и объясняет ту суровую безнадежность, ту трагическую патетику, которой проникнут «Автопортрет».
Любопытные сведения об этом произведении сообщает ученик Брюллова:
«Впоследствии я узнал от самого Брюллова, что он употребил на исполнение своего портрета два часа. Брюллов очень недолго был похож на этот портрет... Минутами я находил в нем большое сходство с оригиналом, но это сходство беспрестанно ускользало от меня и заменялось чем-то чужим».

В романтическую эпоху художник предостаточно занят собой, у него появляется возможность смотреть на себя в зеркало, не соразмеряя такое занятие с "общественно полезными" задачами. Даже "общественно обязанный" классицист Шебуев(66) забывает о строгих правилах и рисует себя в костюме XVII века рядом с гадалкой, предсказывающей ему судьбу. Правда, автора не покидает потребность в традиционной демонстративности. Рядом с романтизмом формируется направление, которое в зарубежном искусствознании получило наименование раннего реализма. В России оно представлено Тропининым(слайд 67), Венециановым, его учениками и художниками, близкими этому кругу. Они охотно писали автопортреты – просто, без затей, даже прозаично, деловито.

Если обратиться ко второй половине 19 века, то там мы найдем пример, который может быть поставлен рядом с вышеупомянутыми, – автопортрет Крамского(слайд 68) , собравший в себе важную проблематику искусства 60– 70-х годов. Разночинец, борец за правду, энергичный деятель, строгий судья, таким выглядит мастер на полотне. При этом автопортрет сохраняет деловой характер. Наиболее выразительны те работы, где Крамской обращен к зрителю. Его взгляд буравит вас, смотрит он исподлобья – строго, придирчиво, требовательно, с упреком. Почти все автопортреты – живописные и графические – имеют именно в этом пункте сходство. Строгий взгляд, присущий Крамскому еще с юношеских лет и не имевший тогда программного значения, позже превратился в формулу демократической требовательности.

Рубеж столетия снова дает расцвет автопортрета. И хотя он уже не концентрирует в себе основные тенденции историко-художественного процесса, как было в живописи раннего русского романтизма, эта вспышка оказалась весьма знаменательной. Она связана с новой системой художественного мышления, где роль самого художника стала огромной, тяга к самовыражению – небывалой, к индивидуальному творческому почерку – как никогда сильной.

Когда одним взглядом окидываешь развитие автопортрета на рубеже XIX –XX столетий, сразу же бросается в глаза его многогранность, многообразие форм, в которых художник представляется самому себе. Здесь нашли место самые различные варианты. Суровая придирчивость в самооценке – у раннего Серова(слайд 69) .Автопортреты Борисова-Мусатова, Нестерова(слайды 70, 71) Глубокое человеческое страдание, смешанное со сверхчеловеческой гордостью, – у позднего Врубеля(слайд 72) . Маска довольства – на лице Сомова, за которой скрывается надлом. Светская поза – в автопортрете Бакста. Мистическое самовидение – у Кузнецова. Мыслительная сосредоточенность – у Петрова-Водкина(слайд 73) . Везде автопортрет – факт самой истории живописи – и качеством, и характером образа. Для его оценки никакие переводы из одной области в другую не нужны. Автопортреты Репина, Сурикова (слайды 74, 75)
Тогда живописец может предстать перед нами в облике "великого художника" (Лентулов )(слайд 76), в качестве боксера, борца или гиревика (Машков и Кончаловский )(слайд 77 ), пароходчика или матроса (Машков или Татлин(слайд 78) , который на самом деле долго был матросом), солдата (Ларионов, который на самом деле был солдатом), скрипача (Лентулов), летящего над городом влюбленного (Шагал )(слайд 79).

При упоминании имени Кончаловского кто-то представит атлета с «Автопортрета Ильи Машкова с портретом Петра Кончаловского», кто-то вспомнит пушистые букеты сирени или пейзажи и натюрморты в стиле Сезанна. Его знают как художника-бунтаря, одного из основоположников общества «Бубновый валет », потрясавшего основы «традиционной живописи», и как реалиста, любимца советских вождей. Его кисти принадлежит известный «Автопортрет с женой» (слайд80)

Отщепенец, пролетарий умственного труда, бродяга, хулиган, безумец – таким часто оказывался художник или поэт в живописном, графическом или литера­турном автопортрете 1910-х годов

Многоликость авангардистского автопортрета соответствует сути новейшего искусства. Художник изображает себя все в новом и новом виде, как он изобретает все новые формы искусства. Отказываясь же от изобретения, он остается за бортом современного движения. Кроме того, автопортрет – это своеобразная декларация, творческая платформа. Обилие вариантов равно характерно и для той, и для другой сферы. Прямая аналогия пролегает на одной из самых характерных линий искусства русского авангарда. Да и не только русского.
Автопортрет в картине – обычное явление искусства со времен Средневековья и Ренессанса. Художник часто представлял себя в виде донатора, свидетеля того или иного события. Традиция эта хотя и модифицировалась в течение последующего времени, тем не менее сохранилась. В русском искусстве XIX века мы часто сталкиваемся с фактами включения автопортрета в картину.

Ге в "Тайной вечере "(слайд 81) представляет себя уже не свидетелем, а участником (апостол Петр). Он сам выступает как исторический персонаж, отстаивающий истину.

Для Федотова такой путь облегчен тем, что его творчество в сущности автопортретно. В серии сепий он не раз изображал себя. В поздние годы он не только уподобляет личную ситуацию ситуации своих героев ("Анкор, еще анкор"), но и ставит себя в положение центрального персонажа (в картине "Игроки")(слайд 82).

Автопортрет появляется вновь в живописи 1960-х годов, у советских художников т. н сурового стиля. В них поражает острый самоанализ, иногда беспощадная ирония, безжалостность приговора самому себе. Все это, однако, не исключает многоликости современного портрета, и философски осмысляющего жизнь, и сурово анализирующего ее, и выражающего лирическое, поэтическое чувство радости бытия О. Филатчев «Автопортрет в красной рубахе», «Автопортрет с матерью»(слайд 83). В автопортрете «Шинель отца» (слайд 84) Виктора Попкова мы видим пример тонкой художественной метафоры, соотнесение прошлого и будущего. У мастера множество автопортретов-картин: «Работа окончена» (1971), «Павел, Игорь и я», «Мать и сын » (слайд 85), «Ссора», «Приходите ко мне в гости» и пр. Язык этих картин символичен. В «Шинели отца» колорит тревожный, темно-зеленый с сине-лиловым; сложно нюансированный красный – в картине «Мать и сын».
Автопортрет был популярен среди женщин художниц (Артемизия Джантилески (слайд 86) , Розальба Каррьера, Элиза Виже-Лебрен(слайд 87) , позже Кете Кольвиц, Мари Лорансен, Берта Моризо(слайд 88) , Наталья Гончарова(слайд 89), Фрида Кало (слайд 90) и др.).

В истории искусств есть случаи, когда именно автопортрет давал художнику импульс для будущей популярности его работ. Так случилось с Зинаидой Серебряковой (слайды 91, 92, 93) .В 1910 году тогда совсем юная и никому не известная художница показала на выставке Союза русских художников свой автопортрет «За туалетом», пейзажи, портреты знакомых, этюды крестьян. Её работы очень понравились. Особенные восторги вызвал автопортрет.

Творческая и личная судьба З. Серебряковой была совсем нелегкой. Но свою душевную силу и оптимизм она сохраняла всегда. Так что в её автопортрете есть не только мастерство прекрасной художницы, но и её внутренний мир. Автопортреты Серебряковой и сейчас дарит ощущение оптимизма и радости жизни, так, как будто художница делится с нами своими духовными силами.

Тема автопортрета в мировом искусстве просто неисчерпаема. Интереснейшее явление – автопортреты, которые оставили знаменитые писатели. Например: или М. Волошин. Внимательному зрителю автопортреты могут сказать очень много, может быть, даже больше, чем биографии, письма и свидетельства современников.

Список использованной литературы:

1. Н. Калитина. Французский портрет 19 века. «Искусство»., Л. 1986

2. Сост. И. Мосин. Мастера Северного Возрождения. С-П., «Кристалл» 2006

3. Популярная художественная энциклопедия. М.,«Советская энциклопедия», 1986

4. В. Власов. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Том1,С-П., Азбука-Классика., 2007

5. К. Егорова. Портрет в творчестве Рембрандта. М., Искусство.1975

6. Д. Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., Советский художник. 1976.

7. И. Антонова. Шедевры ГМИИ им. . М., Советский художник. 1985

8. Н. Никулин. Золотой век нидерландской живописи. М., Аст. 1999

Автопортрет - (от греч. autos-сам и франц. portrait - портрет, англ. self-portrait, франц. autoportrait, нем. Selbstbildnis) - живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах.

Автопортрет требует от художника искусства самопознания. Автопортрет можно встретить во всех видах искусства: литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Считается, что жанр автопортрета получил развитие в эпоху Возрождения. До появления абстракции автопортрет создавался при помощи зеркал — только так можно изобразить себя, если сам себя не видишь. Это своего рода нарциссизм: отражение формируется по желанию автора таким, каким он хочет видеть себя.


Helmut Newton

Художники античности, создавая автопортрет, отлично передавали внешнее сходство, но внутренний, духовный мир был им недоступен. Для эпохи христианства характерно стремление к покаянию, исповедь. В автопортрете появляются мотивы самокритичности. В эпоху Возрождения формируются жанровые особенности автопортрета. Вам наверняка хорошо известны автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Тинторетто, Эль-Греко, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Ван-Гога, Пикассо и многих других.

В автопортрете можно увидеть много интересного относительно отношения человека к себе, видения своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и эмоциональной самооценки. Автопортрет - это осмысление своего духовного склада, постижение своего характера, своих привязаностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу, самокритичность.

Жанр автопортрета очень популярен в фотографии. Фотографировать себя, когда только появился жанр фотографии, было очень не просто. Современная техника делает возможность самовыражения через автопортрет намного проще. Труднее заглянуть в самого себя, проанализировать самого себя, оказаться по ту сторону камеры и оказаться в роли изучаемого. Взгляд на себя со стороны очень не прост.


André Kertész

Один из вариантов наблюдения за собой со стороны - съемка через зеркало. Зеркало часто использовалось художниками в рисовании автопортрета, оно служило реалистическим отражением для рисования с натуры, оно помогало художнику показать себя в ролевом образе. Как только мы начинаем примерять на себя роли, мы или уходим в этот процесс и остаемся в образе или начинаем освобождаться от ролей и убираем один за другим фильтры, через которые мы смотрим на реальность.

Второй путь — это изучение, нахождение внутренней точки отсчета, внутренней сути самого себя.


Brassaï

Еще технический вопрос - что можно назвать автопортретом? Что, если спуск затвора фотокамеры нажимает рука другого человека? Кто автор снимка? Любой снимок, режиссером которого был сам фотограф, можно считать автопортретом. Современные технические возможности таковы, что в помощи посторонних нет необходимости.


Marianne Breslauer

Как подготовить съемку и с чего начать? Как и в любом другом жанре фотографии - с создания образа и композиции. Подумайте, что вы хотите показать зрителю. Серьезного молодого человека в полный рост в деловом костюме, пробуждение юной девушки в романтическом окружении подушек и шелкового белья на кровати, задумчивое настроение у окна с видом на окружающий вас мир или нечто абстрактное с бабочками, сердечками и феями. Прежде чем снимать, подумайте, как вы ходите себя показать и с помощью каких средств вы можете передать это настроение.

Итак, первое - концепция и идея снимка .

Как только вы определили тему вашего снимка, вы можете перейти в ее реализации. В первую очередь вам нужно решить, с каким реквизитом вы будете работать и где вы будете снимать (определить место съемки ). Фотография - это рисование светом. Поэтому следующий шаг - выбор и подготовка освещения (свет из окна, естественный свет на улице или вспышки) . И, наконец, подготовка оборудования для съемки .


Ré Soupault

Оборудование

Камера

Оптимально иметь цифровую камеру с таймером (с задержкой на несколько секунд) и автофокусом, в случае если вы снимаете со студийным светом, необходима возможность синхронизации с ним.

Объектив

Выбор фокусного расстояния зависит от масштабов портрета. Оптимально иметь портретный мягко-рисующий объектив.

Штатив

Для съемки автопортрета вам обязательно понадобится штатив. Можно использовать любую другую поверхность для установки фотоаппарата, но только с помощью штатива вы гарантированно получите резкие снимки.

Свет

Вы можете снимать на улице с естественным светом. Здесь вам понадобится отражатель и в некоторых случаях диффузор-рассеиватель. В качестве отражателя могут служить белые стены и другие белые поверхности. При съемке со светом из окна так же желательно использование отражателя (альтернатива - белые стены и поверхности). Если вы хотите снимать со студийным светом, вам необходимо иметь вспышки и синхронизатор.

Дистанционное управление

При съемке на цифровую камеру может быть достаточного встроенного таймера автоспуска, но если вы фокусируетесь не вручную, то автофокусировка будет происходить при нажатии на кнопку спуска камеры. Автофокус может ошибаться и резкость может оказаться не на глазах, а где-то в другом месте.

Гораздо удобнее пульт дистанционного управления. При помощи пульта вы получите большую мобильность: вам не нужно будет бегать между камерой и местом съемки для того, чтобы сделать один кадр (бег полезен для здоровья, но приятного в беге туда сюда мало вы не сможете как следует сконцентрироваться на настроении и образе). Кроме того, пульт маленький и во время съемки его просто спрятать в руке или кармане. Лучше всего подходят радиопульты или ИК-пульты. Вы не будете связаны проводами с камерой и у них дальность действия в пределах десятка метров. Так же можно воспользоваться спусковым тросиком.

Richard Avedon

Советы по съемке автопортрета

Фокусировка

Один из вариантов - камера в режиме автофокуса фокусируется заранее на то место, где предполагается расположение лица. На месте лица может находится любой предмет. Затем автофокус отключается или камера переводится в режим фокусировки неподвижного объекта (то есть отключается следящий автофоку, не забудьте отключить и все стабилизаторы и гироскопы на объективе). Фокусировка должна быть на глаза и портреты лучше всего снимать с малой глубиной резкости. Но в случае автопортрета малая ГРИП почти невозможна, поэтому диафрагма должна быть от f\8 и уже. Для того, чтобы камера могла нормально фокусироваться, на лице должно быть достаточное количество света.

Варианты съемки

Есть много вариантов съемки автопортрета. Первый, который мы часто видим в соц. сетях. “Фотограф” берет камеру и снимает себя на вытянутой руке. Дружеские шаржи-автопортреты, снятые таким образом, нам всем известны.

Второй способ - съемка отражения в зеркале. При съемке с зеркалом вы можете контролировать позу, выражение лица, взгляд и пр.

Самый сложный и интересный способ съемки автопортрета - съемка с предварительной подготовкой. Для этого вы готовите место съемки, ставите камеру на штатив, заранее компонуете кадр, готовите свет, выбираете экспозицию. Конечно, для установки света и определения экспозиции лучше иметь помощника.

Как правило при съемке автопортрета нужно контролировать результаты после того, как вы отсняли несколько кадров. То есть вы снимаете несколько кадров, смотрите на результаты, вносите поправки в композицию кадра, позу, свет, экспозицию и пр. и снимаете дальше. В композиции очень важно, чтобы ваша поза была удобной и натуральной. Если вы снимаетесь сидя, найдите опору для ног и рук (подушки, книги, подлокотники и пр.) Взгляд при съемке не обязательно должен быть направлен в камеру. Все зависит от вашей задумки и от того, хотите ли вы вести прямой диалог со зрителем, смотря в камеру или вы хотите показать себя в раздумьях, мечтах, воспоминаниях.

Съёмка автопортрета - сложный, но очень увлекательный и интересный процесс. Вы учитесь понимать себя.


Willy Ronis



Ugo Mulas


Ed van der Elsken


Stanley Kubrick


Lee Friedlander


Cecil Beaton


Lee Friedlander