Деньги

Сложности аргументации: как научиться подбирать литературные аргументы в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Аргументы к сочинению (ЕГЭ) по русскому языку Как можно приводить аргументы

Ученики, нацеленные на высшее образование в престижных вузах, знают о необходимости получения высоких баллов по обязательным предметам. Как известно, это невозможно без выполнения задания типа С — задания открытого типа с развернутым ответом. Цифры говорят здесь сами за себя: максимальная сумма за выполнение заданий высокого уровня сложности составляет треть от общего количества баллов (20 баллов из возможных 60).

Задания типа С в ЕГЭ по русскому языку представляют собой сочинение-рассуждение по данному для анализа тексту. Этот вид заданий должен не только выявить фактические знания учащихся, но и продемонстрировать их творческие, аналитические способности, качества ума и интеллектуальный уровень, показать багаж знаний, начитанность, широту кругозора и гражданскую позицию экзаменуемого.

В практическом плане часть С проверяет уровень коммуникативных умений и навыков:

  • зрелость суждений при интерпретации текста;
  • умение оформлять собственные высказывания;
  • умение использовать средства выразительности;
  • соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

Источниками обоснования собственного мнения (аргументами) могут быть:

Естественные доказательства — показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. К таким аргументам относят ссылку на общезначимый опыт, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы.

Логические доказательства (доводы «к логосу» или доводы к размышлению) — это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.

Чувственные аргументы (аргументами к пафосу), призванные вызвать определенные эмоции, создать нужное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Использование примеров из художественной литературы как вид аргументации собственного мнения стоит особняком среди других, поскольку, во-первых, позволяет получить максимальный балл по данному критерию, а во-вторых, несмотря на это, довольно редко встречается в работах выпускников.

Для литературной аргументации ЕГЭ привлекается читательский опыт экзаменуемого, в который могут входить:

  • цитаты;
  • аналогичные поступки литературных героев и ситуации;
  • черты характера литературного героя;
  • сюжет литературного произведения;
  • конфликт литературного произведения;
  • разные точки зрения авторов на проблему.

К сожалению, у сегодняшних выпускников школ часто отсутствует достаточный культурный и литературный кругозор, а мотивация к познавательной деятельности очень низка. Школьники часто избегают использования своего читательского опыта, опасаясь допустить фактическую ошибку либо вовсе не находя в своем литературном багаже подходящих примеров.

Для большинства педагогов очевидно, что практика заучивания возможных тем сочинений и списков возможных литературных аргументов к ним, как это предлагают многие сайты самоподготовки к ЕГЭ, является порочной и вредной. На наш взгляд, следует исходить из того, что ЕГЭ — это, в первую очередь, комплексный экзамен, созданный именно для того, чтобы выявить багаж знаний, накопленный за годы обучения, и умение им грамотно пользоваться, то есть рассуждать, анализировать, приходить к аргументированным выводам. Поэтому, если багаж этот, грубо говоря, пуст, то заучивание различных списков, даже при выдающихся интеллектуальных способностях экзаменуемого, приведет лишь к сумятице в мыслях и грубым фактическим ошибкам.

Перед учителем встает вопрос, каким же образом снабдить воспитанников необходимым арсеналом литературных аргументов для написания сочинения на ЕГЭ.

Прежде всего, педагог должен вести систематическую работу, контролируя прочтение произведений из . Школьникам, начиная с 5-го класса, необходимо прививать навык и проводить различные контрольные мероприятия, чтобы закрепить владение фактическим материалом литературных произведений.

Кроме того, необходимо ознакомить обучающихся с предполагаемым списком проблем и тем, лежащих в основе текстов части С. Такой список достаточно просто составить на основе дидактических и методических материалов по подготовке к ЕГЭ предшествующих годов, подобные же материалы часто встречаются и на различных сайтах и форумах, посвященных ЕГЭ.

Список тем для подготовки к сочинению-рассуждению ЕГЭ

Материал с портала ЕГЭ.

  • Проблема души, внутреннего мира.
  • Проблема роли искусства в жизни человека.
  • Проблема взаимосвязи человека и природы.
  • Проблема экологии.
  • Проблема доброты.
  • Проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции.
  • Проблема милосердия.
  • Роль книг в жизни человека.
  • Проблема чтения в современном обществе.
  • Проблема развития и сохранения русского языка.
  • Проблема культуры речи.
  • Проблема развития науки и техники.
  • Проблема современного образования.
  • Роль дружбы в жизни человека.
  • Роль любви в жизни человека.
  • Проблема исторической памяти.
  • Проблема памяти Великой Отечественной войны.
  • Проблема взаимоотношений поколений.
  • Проблема патриотизма в современном мире.
  • Проблема русского национального характера.
  • Роль телевидения в современном обществе.
  • Проблема Интернета.
  • Роль рекламы в современном обществе.
  • Роль веры в жизни человека.
  • Проблема нравственного выбора.
  • Проблема выбора жизненного пути.
  • Человек и Вселенная.
  • Проблема одиночества.
  • Проблема долга и чести.
  • Проблема человеческого достоинства.
  • Проблема таланта и гениальности.
  • Проблема толерантности в современном мире.

На подобный список в дальнейшем педагогу необходимо опираться при обучении аргументации и пополнению аргументационной базы учащихся. В учительском арсенале немало методических разработок, направленных на формирование данного навыка. Вот лишь несколько из них:

Упражнение «Подбери пример»

Задание: подобрать примеры из читательского опыта к заданным тезисам, например:

  • Мир — это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение. (У. Теккерей)
  • Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Д. Лондон)
  • Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание... (И.С. Тургенев)

Упражнение «Продолжи рассуждение»

Задание: продолжить рассуждение, выбрав литературный образ для иллюстрации мыслей.

  • Стремление к добру на планете может объединить миллиарды людей, все местные и международные организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле.
  • …Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении ее, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты…

Составление собственной «копилки аргументов» ЕГЭ

Составление и запоминание подобной базы аргументов качественно отличается от заучивания готовых списков. Суть этого метода заключается в накоплении сформулированных школьниками иллюстративных аргументов. «Копилка» составляется в виде таблицы. После определения проблемы и идеи изучаемого на уроке литературы произведения обучаемые вспоминают пройденный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице. Сюда же рекомендуется включать главные цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой.

Пример подобной таблицы (по материалам И.М. Кузнецовой)

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Проблематика произведения

Литературные «близнецы» (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?)

Позиция

Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа)

«Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть». (Иешуа)

А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Анчар».

А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек».

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.

Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа — Мастер).

«Правду говорить легко и приятно». (Иешуа)

А.С. Пушкин «Памятник». («Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не оспоривай глупца»)

Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.

Милосердие и всепрощение (Маргарита — Фрида, Иешуа — Пилат)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников)

Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.

Верность и предательство (Иуда — Левий Матвей, Маргарита)

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». (Андрий — Остап)

В. Быков «Сотников» (Рыбак — Сотников)

Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку - одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен — одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя.

В заключение хочется привести известные слова древнегреческого философа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Действительно, для того чтобы научиться грамотно аргументировать собственное мнение, учащиеся должны иметь систему ценностных ориентиров, основанную на знании мировой истории, культуры и литературы. И создание такой системы в умах воспитанников — вот главная задача педагога, а успешное выполнение части С в ЕГЭ по русскому языку — это не более чем удачный «побочный эффект».

Использованные материалы:

  1. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем (Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку): Лекция для учащихся) // Русский язык. — №12. — 2006
  2. Кузнецова И.М. Обучение навыкам аргументации суждения в соответствии с требованиями ЕГЭ // http://festival.1september.ru/articles/622703/

Аргументы в итоговом сочинении.


ВСЕ АРГУМЕНТЫ к итоговому сочинению по направлению "Человек и общество"





Как правильно аргументировать?

1) Избегайте общих формулировок. Если в произведении говорится об измене, это не значит, что данный пример подойдет к любой теме направления.
2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое верность? – тезис: Верность – это преданность близким.) или расшифровкой понятия («Равнодушие – паралич души» -тезис: равнодушие превращает человека в духовного калеку, не способного на сильные эмоции).
3) Кол- во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям.
4) Качество аргумента.

  • Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок.
  • Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.

Виды аргументов

1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований)

Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения.
(использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы);
-Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и другие важные смысловые детали;
-Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.


2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

Нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);
План анализа литературного героя здесь .

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(литературный материал можно привлечь в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы)
- важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения;

Пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений

Нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов;

Размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления)

Писатели рассуждают о доброте и ее отсутствии очень часто, почти в каждом произведении. Не являются исключениями и тексты, отобранные для ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы отобрали наиболее актуальные проблемы из этой сферы и раскрыли каждую из с помощью аргументов.

  1. Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , всегда помогала нищим и больным, воспитывала племянника Николеньку, ухаживала за умирающим отцом, выполняя все его капризы. Девушка готова была положить свою жизнь и забыть о себе ради счастья других. Прекрасная душа Марьи выражается в ее лучистых глазах, которые делают ее красивой. Доброта княжны была вознаграждена: она обрела семейное счастье, муж Николай полюбил в ней добрую душу.
  2. Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса» , рассказал маленькой Ассоль сказку о корабле с алыми парусами, который ее заберет из страшного общества жителей Каперны, постоянно обижающих девочку и ее отца. Эта сказка и доброе отношение Эгля воодушевили Ассоль, и она смогла пережить все жизненные коллизии. Когда героиня выросла, то сказка стала явью, и ее забрал из Каперны капитан Грей, приплыв на корабле из ее грез.

Столкновение добра и зла

  1. В книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита» столкновение добра и зла особенно ярко проявляется в романе Мастера об Иешуа. Он, как абсолютное добро, сталкивается со злом, которое его хочет уничтожить. Однако Иешуа не бунтует, не злится, он смиренно ждет своей участи, веря в доброту людей. Герой уверен: «Злых людей нет, есть только люди несчастливые». Несмотря на то, что Иешуа был казнен, он победил в этой битве. Пилат признал свою ошибку и раскаялся в ней, в его душе добро возобладало над злом. Именно поэтому он был прощен.
  2. Философия добра в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена в образе Платона Каратаева. Этот герой любит весь мир, относится по-доброму к каждому живому существу. Он не знает слова «пацифист», но, по сути, им является. В мировоззрении мужчины отголоски христианских заповедей. Он считает, что надо терпеть все страдания безропотно. Столкнувшись со злом в виде войны и плена, Платон покоряется судьбе и снова терпит, не жалуясь на нее. В столкновении со злом на стороне героя его внутренняя сила, которая помогает не сдаваться и ценить каждое прожитое мгновение.

Необходимость доброты

  1. Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» , жизнь не баловала: война, концлагерь, плен, потеря близких. Соколову незачем было жить, он махнул рукой на себя. Однако мужчине повстречался мальчик-сирота Ванюшка, который потерял родителей. Андрей представился отцом ребенка, усыновил его и дал им обоим шанс на спасение от тоски (а Ванюшке даже и от голодной смерти на улице). Добрый поступок героя помог не только мальчику, но и ему самому, вместе выживать в жестоком и сложном мире гораздо легче.
  2. Доброта Петра Гринева из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» спасла ему жизнь. Отдав полушубок неизвестному бродяге, который помог ему найти дорогу в метель, герой оказал услугу Емельяну Пугачеву, восставшему против власти. Бунтовщик позже наводил страх на крепости и укрепления и казнил всех офицеров в них. Но Пугачев вспомнил доброту Гринева, отпустил его, а позже даже помог выручить любимую женщину.

Проявления истинной доброты

  1. Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , — поистине добрый человек. Ради того, чтоб накормить детей мачехи, она стала продавать свое тело, «пошла по желтому билету». Жена отца толкнула на это поприще Соню, но девушка не затаила обиду, потому что думала о голодных детях. Мармеладова осталась светлым, верующим человеком, несмотря на свои занятия. Когда Соня поехала за Раскольниковым на каторгу, ее за доброту сразу полюбили заключенные. И она своей сердечностью привела главного героя к раскаянию и очищению.
  2. Елена, героиня романа И.С. Тургенева «Накануне» , с детства желала «деятельного добра»: всегда помогала нищим и больным, например, в десять лет преклонялась перед нищей девочкой Катей. Доброта осталась с Еленой на всю жизнь. Ради любимого болгарского революционера Инсарова она оставила все в России и отправилась в Болгарию. Когда ее новоиспеченный муж заболел, она оставалась с ним до самого конца, а после его смерти решила продолжить дело любимого.
  3. Воспитание доброты с детства

    1. Илья Ильич Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова вырос в атмосфере любви и ласки. Его особенно не развивали и не обучали, однако, по мнению современных психологов, дали самое важное – родительскую любовь. Благодаря ей герой видел в Обломовке идеал, а сам он никому не желал зла. Да, Илья Ильич — инертный и безынициативный, но совершенно беззлобный мужчина. К сожалению, без пробивных качеств доброта не особо помогает в жизни, поэтому воспитание должно быть гармоничным.
    2. Катерину, героиню драмы А.Н. Островского «Гроза», рано выдали замуж. И сразу из теплого своего дома она попала в тоталитарную атмосферу дома мужа. Женщине тяжело жить во лжи и лицемерии под началом свекрови Кабанихи, которая давит на всех домочадцев, навязывая им старые порядки. Дома в Катерине не чаяли души, она с родителями гуляла, молилась, занималась творчеством. Но все это было без нажима, не из-под палки, поэтому легко. Героиня выросла доброй, с чувством внутренней свободы. Тем тяжелее ей было в доме свекрови. Зато именно доброта, усвоенная с детства, помогла Катерине не превращать дом в полигон и до последнего относиться к мучительнице с уважением и почтением. Так, она пощадила Варвару и Тихона, которые относились к ней хорошо.

Аргументация собственного мнения по проблеме.

Что такое аргумент?

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Обратите внимание

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.Аргументация - это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, всё, что может подтвердить тезис.

Иллюстрирование аргумента

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

Коллекция аргументов:

Аргументы, оцениваемые двумя баллами

Виды аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы - доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).

Главное, что должен знать пишущий сочинение: используемые вами аргументы «имеют различный вес», то есть оцениваются различными баллами.

Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие - двумя.

Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения (О проблеме патриотизма размыш­ляет Л.H.Толстой в романе «Война и мир» ), необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.

Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

В качестве аргумента, оцениваемого 2 баллами, могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями, вашими размышлениями над их содержанием. Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдёшь - береги»... Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.

Надо сказать, что любой пример из художественной, научной или публицистической литературы должен быть «обрамлён» вашими рассуждениями, подчеркивающими связь приведённого примера с рассматриваемой вами проблемой.

Приведя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.

Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте www.gazeta.ru. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис - кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе - удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения - просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.

Всё, что было сказано ранее, касается и примеров из научной литературы.

Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, - это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внёс свой вклад в развитие общества.

В поисках весомых аргументов некоторые ученики смело придумывают фамилии «известных публицистов» или названия несуществующих произведений, приписывая их порой знаменитым писателям. Например: В одном из своих произведений «Природа» русский писатель И. С. Тургенев размышляет о взаимосвязи природы и человека.

Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал о том, что люди должны помогать друг другу.

Также можно привести в пример рассказ А. Приставкина «Война русских и чеченцев».

Не сомневайтесь: все подобные «опусы» будут квалифицированы как фактические ошибки, а значит, вы не только не заработаете баллов за аргументацию, но и потеряете 1 балл за нарушение фактической точности.

Аргументы, оцениваемые одним баллом

Аргументы, оцениваемые 1 баллом, как правило, подобрать проще, поэтому и «удельный вес» их ниже. Большинство из них так или иначе опирается на наш жизненный опыт, наши наблюдения над своей жизнью, жизнью других людей или общества в целом.

Примеры из жизни. Несмотря на то, что жизненный опыт выпускника ещё не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.

Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками и убедительность подобных доводов весьма сомнительна. Например:

Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!

Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.

К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.

Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:

Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.

Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.

Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.

Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:

Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда - случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.

Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:

Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:

Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.

Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:

Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и форми­рующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

«У слепой веры - злые глаза»,- точно заметил однажды польский писатель Станислав Ежи Лец.

О сущности писательского таланта размышлял Фёдор Михайлович Достоевский: «Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно». «Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», - писал Михаил Пришвин.

Помните, что лица, на высказывания которых вы ссылаетесь, действительно должны быть авторитетными в той или иной области. Например, нидерландский философ Бенедикт Спиноза вообще сомневался в значимости подобных аргументов, считал, что «ссылка на авторитет - не довод».

По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Помните, что простое упоминание пословиц, поговорок, крылатых слов, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.

Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится; Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

Ссылки на кинофильмы, в последнее время часто встречающиеся в сочинениях, чаще всего свидетельствуют об узости кругозора, о небольшом читательском опыте. Мы убеждены, что примеры дружбы, гуманного отношения к людям или подвига всегда можно найти не только в фильмах «Аватар» или «Гарри Поттер и философский камень», но и на страницах художественных произведений.

Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребёнка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха - стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать её осуществление.

(Можно заметить, что подтверждение мысли автора можно было бы найти и в судьбе Александра Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана», или привести в пример Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», или вспомнить Ассоль из одноимённой повести А. Грина.)

Структура аргумента

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» - высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.,

Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам.

Типичные ошибки аргументации

Что проверяет эксперт?

Эксперт выделяет ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Затем он устанавливает соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается), оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.

Эксперт определяет количество аргументов, а также соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Максимальный балл (3) по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

Какие аргументы можно привести из произведения "Война и мир"как можно больше

  1. Проблема вины. Проблема раскаяния
  2. 1.Любовь к Родине-Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о
    любви к родине, они во имя е совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино,
    Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле.
    Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.
    Эпизоды Бородинского сражения, оставление жителями Смоленска, партизанская война
    2.Ответственность человека за жизнь окружающих-Кутузов, стремящийся к сохранению русской армии в войне 1805-1806 гг, совет в Филях. Образы Кутузова, Наполеона, Александра I.
    Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
    3.Отцы и дети-Взаимоотношения в семье Болконских: дети не всегда понимают отца, но за строгостью скрывается огромная любовь и беспокойство за них.
    Атмосфера семьи Ростовых: открытость, доверительные отношения Наташи с матерью.
    4.Воспитание человека-Воспитание в семье Болконских: гордость, честь, понимание жизни
    Воспитание в семье Ростовых: доброта, искренность, открытость
    Воспитание в семье Курагиных: приспособленчество, стремление к богатству, эгоизм.
    5.Самопожертвование -Отказ Сони от Николая ради благополучия семьи Ростовых, Соня в эпилоге.
    6.Сострадание, чуткость, милосердие-Наташа, ухаживающая за раненым князем Андреем,
    Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь.
    7.Человек и власть-Наполеон: наслаждение, упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Наполеон: наслаждение, упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям
    Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Аустерлиц), неспособность принятия стратегически важных решений.
    8.Воздействие искусства на человека-Пение Наташи, влияние на окружающих (влюбленность Денисова), танец Наташи у дядюшки.
    9.Человек и природа-Небо Аустерлица Старый дуб Лунная ночь в Отрадном Андрей и Пьер на пароме.
    10.Черствое и бездушное отношение к людям-Бездушие офицеров Жеркова, Несвицкого к солдатам, стремление выслужиться.
    11. Русский язык-В высшем обществе предпочтение отдаются французскому языку, коверкание русских слов с французскими.
    12.Преданность животных человеку-Собака Каратаева, следовавшая за ним в плену.
    13.Героизм -Солдаты на Бородинском поле, батарея Тушина, подвиг князя Андрея.
    14.Поиск смысла жизни-Путь Пьера, вступление в тайное общество, честная жизнь князя Андрея, его размышления перед смертью.
    15.Маленький человек-Сконфуженный, униженный Тушин перед начальством боится оправданий, чтобы не подвести вышестоящее начальство.
  3. Гармоничные микросоциальные отношения — гарант стабильности макросоциума:) Концептуально можно разделить понимание: на сферу философии и психологии, если в глобальном понимание, то Мир — это война в стадии ремиссии, а Война -это разрешение конфликта, с целью создания нового мира …Действуют вечные: бело-черные поединки, но вплетаются и серые. Серые все время бегают туда-сюда, а потом, в конце, умирают от безысходности, а белые и черные остаются, чтобы опять воевать и каждый за свой Мир …и так тысячу лет, а может и больше))))))