Инф. технологии

Смысл названия пьесы гроза островского сочинение.

«Гроза» была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы (1856-1860). Если в первый период (1847-1851) Ост-ровский занимает критические позиции по отношению к показан-ному в его ранних пьесах «темному царству», а в пору близости к славянофилам в москвитянский период (1852-1855), наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург сблизился с «Совре-менником» Некрасова, он примыкает к «обличительному» направле-нию в литературе. Он уже не идеализирует купечество, но именно в этой среде ищет героя, воплощающего национальный характер. Та-ким образом, Островский выступил со своей очень своеобразной по-зицией в решении проблемы положительного героя, которая стала ведущей для литературы данного периода.

Действие «Грозы» происходит в городе Калинове на Волге, ставшем собирательным образом волжских городов как средоточия русского уклада жизни. В центре пьесы лежит семейный конфликт — столкно-вение молодой Катерины Кабановой со свекровью, уважаемой в горо-де купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Но эта семейная драма, закончившаяся самоубийством Катерины, отразила состояние общест-ва в предреформенную эпоху. Марфа Игнатьевна и купец Савел Про-кофьевич Дикой олицетворяют патриархальный уклад. Они высту-пают его апологетами и бескомпромиссными защитниками. Им противостоят те, кто хочет перемен, кто недоволен старыми устоями жизни. Но только Катерина идет до конца в своем протесте, не желая мириться с навязываемым ей образом жизни. При этом происходит борьба героини не с конкретным лицом, а со всем строем жизни, под-держивающим старый уклад, с «темным царством». Новаторство Ост-ровского состоит и в том, что пьесу, написанную на социально-бытовом материале, пронизывает глубоко философская идея, углубляющая и уточняющая авторскую мысль. Он отнюдь не хочет представлять Ка-терину как идейного борца с «темным царством».

Такой ее пытались обрисовать некоторые критики. Н.А. Добро-любов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) дает оценку пьесе как «самого решительного» произведения Островского, пока-завшего «близкий конец самодурства», а ее главную героиню назы-вает «лучом света», натурой искренней, стремящейся к добру, кра-соте, справедливости, к свободе чувств, которая вступает в борьбу с «темным царством» и с собой.

Несколько позже появляется статья Д.И. Писарева «Мотивы рус-ской драмы» (1864), во многом переосмысливающая оценку Добролю-бовым пьесы «Гроза», особенно ее главной героини. Писарев считает ее натурой, не имеющей твердого характера, развитого ума, не содейст-вующей прекращению или облегчению страданий, а значит — не дос-тойную считаться явлением «светлым», героической личностью.

При всей полярности оценок критиков их объединяет то, что они упускают из внимания нравственно-философский аспект пьесы, имеющий для ее автора решающее значение. С ним связана целая группа образов-символов, придающих «Грозе» обобщенно-философский смысл. Они окружают образ Катерины (героиню «не от мира сего») и представляют собой образы полета (парение, анге-лы), сказочного сада (запах кипариса), смерти (с точки зрения ве-рующего — другой жизни, перехода в другой мир), причем смерти не просто отдельной личности, но и всего прежнего устоя — «темно-го царства», на смену которому должно прийти нечто новое. Материал с сайта

Именно в этот кризисный момент, когда Россия действительно стояла на пороге кардинальных перемен, связанных с отменой крепостного права, Островский Пишет пьесу о пробуждении лично-сти, причем через сугубо личное чувство — любовь, а такой процесс всегда сложен и трагичен. Личность, отпадая от коллектива, ока-зывается один на один с миром. Островский тонко уловил, что в России этот момент совпал с процессом становления русского на-ционального самосознания, когда человек, часть общенародного «мира», крестьянской общины, начинает осознавать себя лично-стью, самостоятельной в своих взглядах и поступках, но и несущей всю полноту ответственности за них. В этом и было главное значе-ние «Грозы» Островского для русского общества. С этих позиций и необходимо рассматривать систему образов пьесы.

Идейно-тематическое содержание. «Гроза» была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы (1856-1860). Если в первый период (1847-1851) Ост­ровский занимает критические позиции по отношению к показан­ному в его ранних пьесах «темному царству», а в пору близости к славянофилам в москвитянский период (1852-1855), наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург сблизился с «Совре­менником» Некрасова, он примыкает к «обличительному» направле­нию в литературе. Он уже не идеализирует купечество, но именно в этой среде ищет героя, воплощающего национальный характер. Та­ким образом, Островский выступил со своей очень своеобразной по­зицией в решении проблемы положительного героя, которая стала ведущей для литературы данного периода.

Действие «Грозы» происходит в городе Калинове на Волге, ставшем собирательным образом волжских городов как средоточия русского уклада жизни. В центре пьесы лежит семейный конфликт — столкно­вение молодой Катерины Кабановой со свекровью, уважаемой в горо­де купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Но эта семейная драма, закончившаяся самоубийством Катерины, отразила состояние общест­ва в предреформенную эпоху. Марфа Игнатьевна и купец Савел Про­кофьевич Дикой олицетворяют патриархальный уклад. Они высту­пают его апологетами и бескомпромиссными защитниками. Им противостоят те, кто хочет перемен, кто недоволен старыми устоями жизни. Но только Катерина идет до конца в своем протесте, не желая мириться с навязываемым ей образом жизни. При этом происходит борьба героини не с конкретным лицом, а со всем строем жизни, под­держивающим старый уклад, с «темным царством». Новаторство Ост­ровского состоит и в том, что пьесу, написанную на социально-бытовом материале, пронизывает глубоко философская идея, углубляющая и уточняющая авторскую мысль. Он отнюдь не хочет представлять Ка­терину как идейного борца с «темным царством».

Такой ее пытались обрисовать некоторые критики. Н.А. Добро­любов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) дает оценку пьесе как «самого решительного» произведения Островского, пока­завшего «близкий конец самодурства», а ее главную героиню назы­вает «лучом света», натурой искренней, стремящейся к добру, кра­соте, справедливости, к свободе чувств, которая вступает в борьбу с «темным царством» и с собой.

Несколько позже появляется статья Д.И. Писарева «Мотивы рус­ской драмы» (1864), во многом переосмысливающая оценку Добролю­бовым пьесы «Гроза», особенно ее главной героини. Писарев считает ее натурой, не имеющей твердого характера, развитого ума, не содейст­вующей прекращению или облегчению страданий, а значит — не дос­тойную считаться явлением «светлым», героической личностью.

При всей полярности оценок критиков их объединяет то, что они упускают из внимания нравственно-философский аспект пьесы, имеющий для ее автора решающее значение. С ним связана целая группа образов-символов, придающих «Грозе» обобщенно­философский смысл. Они окружают образ Катерины (героиню «не от мира сего») и представляют собой образы полета (парение, анге­лы), сказочного сада (запах кипариса), смерти (с точки зрения ве­рующего — другой жизни, перехода в другой мир), причем смерти не просто отдельной личности, но и всего прежнего устоя — «темно­го царства», на смену которому должно прийти нечто новое.

Именно в этот кризисный момент, когда Россия действительно стояла на пороге кардинальных перемен, связанных с отменой крепостного права, Островский Пишет пьесу о пробуждении лично­сти, причем через сугубо личное чувство — любовь, а такой процесс всегда сложен и трагичен. Личность, отпадая от коллектива, ока­зывается один на один с миром. Островский тонко уловил, что в России этот момент совпал с процессом становления русского на­ционального самосознания, когда человек, часть общенародного «мира», крестьянской общины, начинает осознавать себя лично­стью, самостоятельной в своих взглядах и поступках, но и несущей всю полноту ответственности за них. В этом и было главное значе­ние «Грозы» Островского для русского общества. С этих позиций и необходимо рассматривать систему образов пьесы.

Драма А.Н.Островского "Гроза" одно из самых известных произведений писателя. В нём присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через всё произведение отражена в названии пьесы.

Гроза - это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи.

С самого начала повествования, в первом действии, мы слышим разговор двух героев о нравах Калинова. Кудряш и Кулигин являются второстепенными персонажами, но несмотря на это они несут важную смысловую нагрузку. Их беседа завязана вокруг Дикого. Этот герой одарён автором говорящей фамилией, действительно, ему как будто чужды человеческие понятия. Этот герой своеобразная гроза для всех домашних, а также для дворовых людей, внезапный его гнев держит в страхе всю округу.

Ещё один эпизод, в котором присутствует Дикой и один из героев, которые первыми появляются на сцене, Кулигин. В этом эпизоде Кулигин просит денег у Дикого для постройки часов и громоотвода, герой хочет сделать что-то полезное и хорошее, хоть как-то пошевелить закостенелое общество. Но он получает отказ, оказывается глупость и недальновидность Дикого ещё более глубока, чем нам может показаться, он категорически против сооружения, ведь гроза, по его мнению, посылается людям в наказание, а часы и вовсе не нужны (отсутствием часов автор, вероятно, подчеркивает то, что развитие Калинова отстаёт, образование отсутствует и до сих пор царят грубые крепостные порядки).

Главная героиня произведения Катерина живет с мужем в доме его матери Кабанихи. Кабановы, такова их говорящая фамилия, и она не требует лишних разъяснений. Свободолюбивая Катерина томится под гнётом этой жестокой женщины, настоящей грозы для всего своего дома. Лишь благовоспитанность и мудрость Катерины позволили ей долгое время продержаться под её властью, но только внешне, внутренне же героиня всегда остаётся свободной.

Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.

Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.

Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.

И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.

Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского "Гроза".

Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза

А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.

"Гроза" - вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?

Катерина в переводе с греческого значит "чистая", Островский повествует нам о том, как прогнившие до самых костей люди вокруг угнетают ее и загоняют в угол, потому что чувствуют в ней силу и понимают, она для них начало конца.
Эту хрупкую, наивную девушку не назовешь волевой или сильной, она не совершила подвига, напротив, ее поступок можно воспринять, как слабость, но смерть героини стала протестом против существующего порядка, своим примером она развязала руки всем угнетенным. Ее образ - "лучик света", символ борьбы с жестокими, эгоистичными людьми, ломающими жизни всех вокруг, то есть с "темным царством".

В последние дни, недели своей жизни Катерина жутко боялась грома, считая, что на ее голову снисходит божье наказание за грехи, она была настолько непорочная, что не понимала, гроза пришла убить не ее, молнии и гром раскалывают на части мир тех, кто обижал ее, мраку пришел конец.

Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.

Гроза, несущая смерть темному царству, прежним ужасным устоям - вот главный смысл и значение пьесы Островского.

У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро. Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему люди бывают жестоки друг к другу?

    Жестокость является способом возвыситься за счет другого, установить собственную личность, ценность этой личности, путем воздействия на другого. На самом деле жестокость представляет собой безвыходный вариант со стороны человека

  • Характеристика Антона Григорьевича Рубинштейна в рассказе Тапер Куприна образ

    Рубинштейн - профессиональный российский пианист, музыкант, дирижёр, добродушная, бескорыстная, великодушная личность, которая считалась довольно почитаемой личностью среди общества

  • Собачье сердце история создания и судьба повести Булгакова

    Собачье сердце – одно из самых известных произведений М.А. Булгакова. Эта повесть представляет собой остросоциальный сатирический взгляд на Советское государство.

  • Сочинение по картине Будущие летчики Дейнеки 6 класс

    На переднем плане картины изображена набережная. Аккуратная, высокая, она выложена из отполированного руками и ветром светлого камня

  • Сочинение рассуждение по рассказу Радуга Бахмутова

    У каждого человека есть воспоминания из детства. Одни события расплываются мутным пятном, другие оставляют яркие впечатления, запоминаясь с мельчайшими подробностями и деталями. А вместе и с событием запоминается каждая эмоция, испытанная в тот момент

В основе пьесы лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества (Катерина и «темное царство»).

Действие «Грозы» разворачивается на берегу Волги, в старинном городе, где, как кажется, веками ничего не меняется и меняться не может, и именно в консервативной патриархальной семье этого города Островский видит проявления неодолимого обновления жизни, ее самоотверженно-бунтарского начала. Конфликт «вспыхивает» между двумя противоположными характерами, человеческими натурами. Две противоположные силы воплощены в молодой купеческой жене Катерине Кабановой и в ее свекрови - Марфе Кабановой. Кабаниха - убежденная и принципиальная хранительница старины, раз навсегда найденных и установленных норм и правил жизни. Катерина - вечно ищущая, идущая на смелый риск ради живых потребностей своей души, творческая натура.

В своей статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов писал о пьесе: «“Гроза” представляет собою идиллию “темного царства”… Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…»

Кабаниха не признает правомерности индивидуальных различий людей и разнообразия жизни народов. Все, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова, свидетельствует о «неверности»: люди, живущие не так, как калиновцы, должны иметь песьи головы. Центр Вселенной - благочестивый город Калинов, центр этого города - дом Кабановых, - так характеризует мир в угоду суровой хозяйке бывалая странница Феклуша. Всякое изменение представляется Кабанихе началом греха.

На протяжении всего действия пьесы Катерину сопровождает мотив полета, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снятся сны о полете, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя мчащейся на тройке. И к Тихону, и к Борису она обращается с просьбой взять ее с собой, увезти. Однако это движение имеет одну особенность - отсутствие точно обозначенной цели.

«Спор» Катерины и Кабанихи аккомпанируется спором Кулигина и Дикого, драма рабского положения чувства в мире расчета здесь сопровождается изображением трагедии ума в «темном царстве», трагедия поругания красоты и поэзии - трагедией порабощения науки дикими «меценатами».

«Грозу» принято называть драмой, а не трагедией, несмотря на смерть Катерины. В пьесе прослеживаются и комедийные традиции в сатирическом изображении нравов купечества.

Островский вводит пейзаж, выступающий не только фоном, но и воплощением стихии, противостоящей «темному царству» (сцены на Волге, гибель Катерины).

При создании образов Катерины, Кулигина и Кудряша автор использует фольклорные традиции. Речь персонажей наполнена просторечиями. Островский вводит символы, которые в тексте несут на себе смысловую нагрузку: гроза - противоречия в душе Катерины; громоотвод - символ просвещения и т. д.

«Темное царство» и его жертвы

Добролюбов так отзывается об обитателях города Калинова: «Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться… - обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни *- наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Странники в пьесе имеют немаловажное значение, так как характеризуют забитость народа. «Сами по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали»: о грехах, шести или двенадцати смущающих врагах, о далеких странах, где салтаны землей правят, о людях с песьими головами, о бесконечной суете в Москве, где «наступают времена последние», об «огненном змие» и т. д.

В пьесе самодурами являются Дикой и Кабанова, которым Добролюбов дал такую оценку: «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни… Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь… тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут, к которой и подступить не знают как… Дикие и Кабановы, встречая себе противоречие и не будучи в силах победить его, но желая поставить на своем, прямо объявляют себя против логики, то есть ставят себя дураками перед большинством людей».

Кабаниха требует от бесхарактерного Тихона, которого не воспринимает как самостоятельного человека, повиновения и уважения к себе, ругает его. По этой причине он не может сформировать самостоятельных отношений с Катериной, которую Кабаниха ненавидит неосознанной ненавистью.

Дикого Добролюбов характеризует так: «Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого… Он сознает, что он нелеп… Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла».

На первый взгляд Варвара и Кудряш противостоят «темному царству», но на самом деле они связаны с ним внутренне. Они уходят лишь потому, что не смогли к нему приспособиться.

Кулигин противостоит невежеству «темного царства» и является носителем идей просвещения. Он пассивно наблюдает, хотя очень хочет принести пользу обществу, пытаясь в нем что-либо изменить. Его способности в условиях «темного царства» не могут развиваться, так как слишком велика его зависимость от него.

Добролюбов о Тихоне: «Простодушный и пошловатый, совсем не злой, но до крайности бесхарактерный… из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле так же вредны, как и сами самодуры, потому, что служат их верными помощниками… в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может».

Добролюбов говорит о Борисе: «Не герой… Он хватил образования и никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом - ходит точно потерянный… один из тех людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают».

Борис понимает, что он останется без наследства, но, несмотря на это, на разрыв отношений с Диким никогда не решится, так как нет в нем внутренней силы («Эх, кабы сила!»).

Добролюбов о Катерине: «Катерина не убила в себе человеческую природу… Русский сильный характер… поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам… Характер… созидающий, любящий, идеальный… Всякий внешний диссонанс она старается сгладить… всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил… Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей… Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве… Возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и^простора жизни… В сухой однообразной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью… Все идеи, внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды восстают против ее естественных стремлений и поступков. Все против Катерины, даже и ее собственные понятия о добре и зле».

Катерина борется сама с собою и в конце концов внутренне оправдывает себя. В ней с особой силой ощущаются потребность любить и быть любимой; оскорбленные чувства жены и женщины, находящейся в доме свекрови; смертельная тоска, вызванная монотонностью и однообразием ее жизни; желание воли.

Автор, создавая образ Катерины, обращается к фольклорным традициям (мотивы народных песен; обращения к «другу милому», к «буйным ветрам»; образ «моги- лушки»), подчеркивая тем самым ее принадлежность к народу.

Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г ., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Наз вание «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те на­ строения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

Пьеса «Гроза» смогла пройти через цензурные рогатки не случайно. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к дра­ матургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатири­ ческую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своём рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше. «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе I860 г.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно опре­ делить как столкновение между новыми веяниями и старыми тра дици я м и. между утесняемыми и утеснителями, между стремлением угнетаемых людей к свободному проявлению своих Человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в пореформенной России общественными и семейными порядками, бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми уже, из жившими_себя, авторитарными социально-бытовыми принципами опирав­ шимися на всю систему феодаоьно-крепостнического деспотизма иновыми прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой лич ности. Конфликт «Грозы», отображающий сюжетность изображаемой жизни, представляет собой узел конфликтов, объединённых основным конфликтом - Катерины и Бориса с окружающей их средой, к нему присоединяются кон­ фликты Кулигина м Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отра­ жением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечёт за собой и ряд частных тем:

а) рассказа­ ми Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально-правового положе­ ния как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпо­ хи;

б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, тогда господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов. От начала до конца проходит тема борьбы между реакционными и демократическими силами. Эта борьба выражена в образах Дикого, Кабанихи и Феклуши, с одной стороны, и Кулигина и Кате­рины - с другой;

в) рисуя жизнь, интересы, влечения и переживания дейст­ вующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит тогдашний обще­ ственный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым в пьесе освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ост ровский, детализируя эту проблему, ярко обрисовывал положение женщины в мешанско-купеческой среде;

г) отвечая на актуальные вопросы своего време­ ни, Островский нарисовал в пьесе широкий жизненный фон. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;

д) наряду с социально-экономическими и быто­ выми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Гро­зе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предрефор менная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и куль­ турно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Какова же идея? Автор выступил смелым обличителем социальных порядков; беспощадная правда, с которой в «Грозе» изображаются нравы пра­ вящих классов и положение трудового люда, превратила пьесу в зеркало сво­ей эпохи. Природа, в которой живут люди, чудесна, её богатства беспредель­ны, её красота изумительна. Но общественные порядки, властвующие в жиз­ ни, безобразны. При этих порядках, говорит своей пьесой Островский, боль­ шинство населения находится в материальной кабале у богатого меньшинст­ ва. «А у кого деньги, - рассказывает Кулигин Борису о нравах своего города, - тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег - наживать» (Д 1, явл. 3). Богатое меньшинство не довольствуется грабе­ жом закабалённых ими людей, ведут яростную борьбу за рубль и между со­бой. «А между собой-то, - рассказывает Кулигин, - как живут! Торговлю друг у друга подрывают, враждуют друг на друга» (Д. I , явл. 3). В условиях пред реформенного слоя большинство населения угнеталось не только экономиче­ ски, но и духовно. Купечество, уверенное, как и дворянство, в своей полной безнаказанности, творило суд и расправу над закабалёнными, руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. «Захочу, - чванится Дикой пе­ред Кулигиным, - помилую, захочу - раздавлю» (Д. IV , явл. 2). В грозном ок­рике и постоянном устрашении ей подвластных, основной закон жизнеуст­ ройства видит и Кабаниха.

Одна из замечательных особенностей этой пьесы - в органическом сочетании беспощадной критики старого и утверждения нового. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский делит всех действующих лиц на две основ­ ные группы: утеснителей и утесняемых, деспотов и протестантов. Утесните- ли, «тёмное царство», по словам Добролюбова, - это прежде всего Дикой и Кабаниха, представители буржуазии, которая быстро набиралась силы в предреформенной России. (Кабаниха - Марфа Игнатьевна Кабанова). К утес­ няемым относятся все остальные герои.

Композиция пьесы

а) Экспозиция - картин Волжского простора и духоты калиновских нравов
(Д. I , явл. 1-4).

б) Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво
отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях,
что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкнове­ ние (Д. I , явл. 5).

в) Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собира­ ется гроза (Д. I , явл. 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома; конец Д. IV . Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряже­ ние.

д) Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда
прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой!
Радость моя! Прощай!» (Д. V , явл. 4).

е) Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона,
который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе. Катя! А я-то
зачем остался жить да мучиться!..» (Д. \, явл.7).

Жанровое своеобразие пьесы «Гроза».

По всем признакам жанра, пьеса «Гроза» - трагедия, так как кон­ фликт между героями приводит трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человече­ ское достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калинов цев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и кото­рую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кули гин.

Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.