Непознанное

Смысл названия повести А. Образ котлована в повести и смысл названия повести А.П

Смысл названия. “Котлован – углубление в земле для за­кладки фундамента какого-нибудь сооружения”;, – читаем в толко­вом словаре. В повести Платонова слово “котлован”; приобретает гораздо больший смысл.

Котлован – это отголосок языческих мифов. По обычаю в древ­ности самый первый камень, который закладывали в фундамент строящегося дома, нужно было окропить кровью, принесенного в жертву животного. В повести котлован “окроплен”; кровью Сафро­нова, Козлова, Насти и множества безымянных строителей – землекопов.

Котлован – это яма, в которую сброшены “пережитки”; дореволю­ционной России, все самое светлое и доброе, что было в ней прежде.

Котлован – это братская могила, метафора смерти.

Котлован – это писательский вымысел, модель общественного устройства коммунизма. Это символ, образ места, которого нет. В нем заложена авторская идея социальной утопии, которую развен­чивает Платонов, показывая ее безнравственность.

Глоссарий:

  • смысл названия котлован
  • в чем смысл названия повести котлован
  • котлован смысл названия
  • платонов котлован смысл названия
  • в чем смысл названия повести? Котлован

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Смысл названия повести “Собачье сердце” в том, что, во-первых, речь идёт в ней о собаке, которая на непродолжительное время биологически стала человеком. Во-вторых, эта собака...
  2. История создания. А. Платонов – явление в российской лите­ратуре уникальное. Это писатель с обнаженным сердцем, искренне переживающий за все человечество. Он первый русский писатель XX...
  3. Смысл названия. Первоначально М. А. Шолохов свой роман назвал “Донщина”;. Вскоре он отказался от этого названия. Название “Тихий Дон”; символично и одновременно многознач­но. Вся жизнь...
  4. Смысл названия. Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”;. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в...

В своей книге «Волшебные дни» В. Лихоносов высказывается об А. Платонове так: «Он действительно писатель глубоко сокровенный». И действительно, какое бы произведение А. Платонова мы ни читали, будь то роман «Чевенгур» или повесть «Юве- нильное море», рассказ «Фро» или статья о Короленко, мы чувствуем мастера, умеющего и заставляющего думать.
Своим творчеством Платонов заглянул в самую сердцевину утверждавшейся тоталитарной эпохи, в частности, повестью «Котлован». Об этом произведении критик В. Малухин говорит: «Котлован» прочитывается не просто как жуткое сновидение об утопическом идеале, но и как реальная хроника его исторического оскудения и распада. В горниле «Котлована» утопия переплавляется в антиутопию».
«Котлован» - повесть А. Платонова, посвященная началу строительства нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Этот Дом - «то единое здание, куда пойдет на поселение весь местный класс пролетариата».
А. Платонов останавливается на самом начале строительства - на земляных работах, обеспечивающих успех постройки: чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен.
Герои повести хотят построить не простой, а «общепролетарский дом».
Котлован играет в повести роль связующего звена между человеческими судьбами и судьбой Отечества. Котлован предстает перед нами как средство, помогающее раскрыть сущность каждого отдельно взятого строителя. При этом процессе (выкапывание котлована) каждый из принимающих в нем участие думает о смысле жизни, надеется, что он не зря прожил свою жизнь, а отдал ее всю для общего дела - строительства «общепролетарского дома».
Но, с другой стороны, котлован - это могила, которую каждый, сам того не зная, роет для себя и для каждого. Котлован - это братская могила. Пример тому - смерть Насти и ее последнее пристанище. Можно привести еще имена, для кого котлован стал могилой: Сафронов и Козлов, активист.
Образ Насти несет огромную смысловую нагрузку. С ее смертью гибнет Будущее, его юная частица. И это - катастрофа вселенского масштаба, так как многие из строителей, возводя дом, никогда не думали о себе - дом строился «для масс», но не для себя, а со смертью Насти все эти массы вдруг остались без будущего...
Имена в повести имеют лишь немногие герои: Настя, Елисей, Никита, Чиклин, молотобоец Михаил. Остальные обходятся без имен. Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована и возвести светлый Дом? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее Устройство, на «духовную оснастку» будущего? Я считаю, что смысл названия повести заключается в этих вопросах, где автор размышляет, что все хорошее, доброе, светлое - все, что было Достигнуто и накоплено лучшими людьми российского государства, - было брошено в грязный котлован и затоптано в грязь людьми, которые в большинстве своем ничего не смыслят в том, что называется «светлые и высокие человеческие отношения».
А. Платонов прозорливо увидел, что право на существование будет лишь у одного главного человека, а если есть лишь один главный человек, то неминуемо обезличиваются все другие. Вот почему почти и нет имен у героев повести.
Задуманное как здание для вечного счастливого населения, как здание для человека, оно подмяло человека под себя, превратив его в средство, материал.
И «Котлован» сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем. Он ставит вопросы, которые ныне обретают для нас особый смысл.
Андрей Платонов заставляет помнить о самом главном, исходном, основополагающем.

Завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году.

Краткая история создания

Зачастую в качестве времени написания «Котлована» указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на титульной странице второй машинописной редакции произведения на месте вырезанного первоначального варианта. Современные исследователи творчества писателя не считают, что повесть создавалась точно в указанный период. Впрочем, вышеназванный временной промежуток Платонов выбрал не случайно. Этот период – пик коллективизации, о которой и идет речь в «Котловане».

Название

Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – «Бруски» Панферова, «Цемент» Гладкова, «Лесозавод» Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение. В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе, но и рабочий класс, которому суждено скрепить «трудовые народные массы» и выступить в роли фундамента новой жизни. Платонов следует литературному шаблону того времени. Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика. Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев. В финале котлован так и не выкопан до конца.

Тематика

Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.

Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.

«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.

Персонажи

В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.

Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.

Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, - фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет.

Композиция

Повесть состоит из двух частей. Первая – городская. В центре повествования – копание котлована. Вторая – деревенская. Здесь основное внимание уделено созданию колхоза и раскулачиванию. Такая композиция возникает не случайно. Она соотносится с речью Сталина «К вопросам аграрной политики в СССР», произнесенной в конце декабря 1929 года на конференции аграрников-марксистов. В ней особенное внимание уделялось вопросу «уничтожения противоположности между городом и деревней». В финале действие возвращается в котлован – композиция закольцовывается.

Языковые особенности

«Котлован», как и другие платоновские произведения, отличает особенный язык. Одна из ключевых его особенностей – индивидуально-авторские сочетания. Они выполняют функции средств художественной изобразительности, а также помогают отразить авторскую философию, обратить внимание читателей на проблемы, волнующие автора.

Литературное направление и жанр

В 1920 году, будучи еще начинающим автором, Платонов заполнял анкету Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди прочих там был следующий вопрос: «Каким литературным направлениям вы принадлежите или сочувствует?». Платонов ответил: «Никаким, имею свое». Этой позиции он придерживался на протяжении всего творческого пути.

Согласно определению самого Платонова, жанр «Котлована» - повесть. Кроме того, различные исследователи находили в произведении элементы других жанров. Среди них – антиутопия, производственный роман и даже мистерия.

В "Словаре живого русского языка" Владимира Даля слово "котлован" отсутствует. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона его тоже нет. Впер вые оно упоминается в четырехтомном издании словаря Ушакова за 1935 год, оттуда переходит в остальные словари и энциклопедии, почти не меняя своего значения: "Выемка в земле, предназначенная для закладки в ней фундамента каких-либо зданий. Происхождение темное".

Таким образом, название повести происходит "из ниоткуда". Такого слова просто не было в двадцатые годы XX века. Ни один из словарей русского языка не указывает на источники его происхождения. Не исключено, что оно было придумано Платоновым и уже после этого вошло в словарный обиход. Ведь произошло подобное со словом "интеллигенция". И что существенно, это предположение не противоречит стилю платоновского мышления. Что такое "Юве-нильное море" или "Чевенгур"? Кто, кроме писателя, может объяснить сложную семантику названия его книг?

Для того чтобы уяснить символическую сложность и глубину названия повести, уместно будет провести некоторые литературные параллели. Первая из них, которая напрашивается сразу, это сопоставление повести с книгой Данте "Ад". На мысль об их близости наводит не столько внешнее сходство обстоятельств (возраст героя, созерцательный характер его интеллекта), сколько геометрическое сходство произведений, каждое из которых имеет смысловую вертикаль, ось, вдоль которой расположены события сюжета. Движение в обоих произведениях имеет нисходящее направление. Данте вслед за Вергилием опускается в гигантскую воронку ада, так же, как Вощев медленно и неуклонно вслед за сафоновской бригадой зарывается в землю. Только у Данте путь вниз - есть одновременно путь наверх. У Платонова только Жачев уползает в город, чтобы "убить товарища Пашкина" и более уже не возвращается в котлован никогда. Остальных персонажей автор оставляет на дне отрытой ими ямы.

Другие две параллели - это гордые "голые люди" из пьесы Горькою "На дне" и экзальтированные персонажи Достоевского из романа "Преступление и наказание". С творчеством Достоевского Платонова роднит прямая генетическая связь: тяжелый путаный язык, "непрозрачные" герои. Та же серость и тусклый свет, то же "дребезжащее состояние радости" и "страх совести, скрытый за злобностью лиц". Однако платоновская безнадежность "Котлована" не идет ни в какое сравнение с философией преображенной личности Федора Достоевского.

В этом смысле идейно гораздо ближе к повести Платонова стоит пьеса Горького "На дне". Оба произведения фиксируют особое состояние жизни героев. Этимологически оба названия чрезвычайно близки. На дне - значит в яме, в пещере, куда свет проникает только от зрителя и сверху из квадратного оконца. Котлован - яма, на дне которой копошатся люди. Сравнение с Горьким дает наиболее ясное, но и наиболее поверхностное понимание символики платоновской повести. Пролетарский апофеоз человека в Сатинском изложении как нельзя более близок эстетике "Котлована". Та же босяцкая тематика, тот же мрачный пафос.

Однако пьеса Горького оставляет ощущение игры. Написанное им написано "снаружи". Несмотря на неоспоримые художественные достоинства и прекрасную драматургию, в пьесе есть что-то фальшивое, ненастоящее.

Платонов - весь настоящий. Его герои роют яму, в которой и остаются навсегда. Котлован - жуткий символ реальности, живая правда эпохи, ее гнев и мечта, ее пот и кровь. Здесь возвышенное идет рядом с простым и житейским, рождается из него и уходит назад, в землю. В томлении изможденных людей, в их вере в пролетарское "завтра" кроется бездна мудрости. Моя задача, задача читателя, прочесть эти знаки, начертанные великим русским писателем, разгадать и понять их.

Главной темой повести А. Платонова «Котлован» является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется через возведение нового здания, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата». В деревне же строительство социализма заключается в создании колхоза имени Генеральной линии, а также - в уничтожении кулаков.

Реализацией этого единого проекта заняты, в той или иной степени, все герои повести. В начал произведения мы узнаем, что тридцатилетнего рабочего Вощева, продолжающего платоновскую вереницу искателей смысла жизни, увольняют с завода - «вследствие роста... задумчивости среди общего темпа труда». В поисках нового занятия герой попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован.

В процессе работы масштабы котлована все увеличиваются и достигают неправдоподобно грандиозных размеров. Соответственно, все более развивается и весь проект строительства социализма. В ходе его осуществления двоих рабочих направляют в деревню, чтобы помочь беднякам провести коллективизацию. Но там они погибают от рук неизвестных «кулаков». В результате - коллективизация была завершена их товарищами, причем бесчеловечно и жестоко (вспомним сцены раскулачивания и отправки крестьян по реке – «в неизвестность»).

В связи с этим название повести «Котлован» приобретает обобщенный символический смысл. Котлован - общее дело, коллективизация усилий и надежд, коллективизация жизни и веры. Здесь каждый отрешается от личного во имя общего - котлована. Однако слово «котлован» ассоциируется и с другими значениями: «перелопачивание» жизни, «поднимаемая целина» земли, строительство храма.

Но важно то, что вектор деятельности людей направлен не вверх, а вниз, вглубь - ко «дну» жизни. В связи с этим постепенно «котел коллективизма» начинает напоминать братскую могилу, в которой хоронят надежду на светлое будущее. А в финале повести, в подтверждение этого, умирает девочка Настя, которая жила в бараке вместе с землекопами и стала их общей дочерью. Больше того, одна из стенок котлована становится для Насти могилой.

Важно, что Платонов сделал героями своей повести наиболее совестливых, работящих, искренних тружеников. Они жаждут счастья и готовы яростно трудиться ради него. Счастье для них заключено не в удовлетворении своих личных потребностей (как у их руководителя Пашкина, живущего уже в сытости и довольстве), а в достижении высшей ступени жизни для всех.

Эти люди уже не верят, что их века хватит на то, чтобы увидеть желанный результат. Но залогом высшей справедливости для них становится осмысленность, нужность их существования. Герои Платонова не погибают в заброшенности и сиротстве, а вкладывает всю свою энергию в общее дело, воплощает свою надежду на лучшее будущее. Смыслом их труда становится будущее приемыша Насти. И - тем трагичнее и сумрачнее финал повести.

Ее смысловой итог заключается в размышлениях Вощева над тельцем только что умершей Насти – «будущего счастливого человека»: «Он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»

Таким образом, повесть Платонова «Котлован» - своеобразная антиутопия. Писатель в огромной степени сомневается в способах достижения прекрасной цели социализма – всеобщего человеческого блага. Он показывает, что ради будущего нельзя калечить настоящее, жертвовать реальными жизнями ради пока еще эфемерных. В представлении Платонова строительство социализма превращается в создание братской могилы, где будут похоронены не только прекрасные мечты, но и миллионы ни в чем неповинных людей.