Непознанное

Собор на китай городе орган. Лютеранская церковь Свв

Москва славится многочисленными соборами и церквями. Часть из них, благодаря своей уникальной архитектуре и внутреннему убранству, известна на весь мир, другие - скромные, но от этого не менее любимые москвичами. В них не всегда привозят экскурсантов, тем не менее каждое такое сооружение является великолепным памятником истории русского церковного зодчества.

Сегодня мы предлагаем вам отправиться в Старосадский переулок, где находится величественное здание, которое привлекает к себе внимание туристов. Собор Петра и Павла в Москве (фото вы видите ниже) в нынешнем виде выполнен в стиле эклектика. Вместе с тем в нем хорошо просматриваются элементы неоготического, романского стилей и модерна.

Собор Петра и Павла в Москве: история

Непростая история этого собора началась в 1817 году, когда церковная община выкупила расположенную на этой территории усадьбу Лопухиных и стала перестраивать ее под церковь, возводить золоченые купола и устанавливать кресты. Освятили новый храм в 1819 году.

В 1837 году в помещении собора впервые зазвучали божественные звуки органа. Собор Петра и Павла в Москве стал настолько популярен, что уже не мог вместить всех прихожан, потребовалась его реконструкция. В середине XIX века начались строительные работы, которыми руководил архитектор А. А. Мейнгард. Они продлились до 1862 года.

Спустя год башню собора украсил колокол, подаренный Вильгельмом I. Количество прихожан продолжало увеличиваться. И снова потребовалось расширение храма. С 1903 по 1905 год проводилась масштабная перестройка церкви. Вначале ею руководил архитектор В. А. Коссов, позднее его сменил А. Ф. Лолейт. Церковь была освящена в конце 1905 года. В 1915 году обновленное здание было сильно повреждено во время немецких погромов. Собор Петра и Павла в Москве в 1918 году стал кафедральным.

Храм после 1917 года

В 1924 году епископальную резиденцию и Высший церковный совет перенесли в Москву. А спустя несколько лет начались массовые церковные гонения. Из собора были изъяты многие ценности, а служители арестованы и впоследствии расстреляны.

В 1938 году собор Петра и Павла в Москве был перестроен и отдан под кинотеатр. Позднее его отдали киностудии «Диафильм». Дирекция студии внесла свою лепту в перепланировку здания. В итоге интерьеры храма были практически полностью уничтожены.

Орган

Во время войны древний орган из собора перевезли в Новосибирск, в оперный театр. Там он был разобран, его основную часть отправили в металлолом, а некоторые детали использовали для декораций. Сегодня в храме напротив алтарной части установлен не менее ценный орган, который был изготовлен в 1898 году в крупнейшей организации по производству этих инструментов в Германии - на предприятии Вильгельма Зауэра.

Вначале он находился в московской церкви Св. Михаила. Когда в 1928 году ее закрыли, орган перенесли в Донской монастырь, где ему была уготовлена печальная участь - работа в зале крематория. В 2006 году Райнхардт Хюфкен, великолепный мастер из Германии, провел капитальный ремонт этого инструмента. Сегодня он великолепно звучит и во время богослужений, и на концертах органной музыки, которые проводятся в храме регулярно и вызывают огромный интерес москвичей.

Новейшая история храма

Только в мае 1991 года лютеране Москвы создали инициативную группу и подали в Управление юстиции столицы документы. В начале июня того же года был получен положительный ответ. Моссовет решил поэтапно передавать здание лютеранской общине. Однако сразу этого сделать не удалось.

Студия «Диафильм», которая по-прежнему находилась в церковном комплексе, предоставила место для совершения богослужений, покинуть же полностью здание и территорию храма она не могла.

В мае 1992 года община получила капеллу, в которой прежде находились мастерские киностудии, и в ней началась реконструкция. В день Святой Пасхи в 1993 году капеллу освятили, и до 1998 года в ней проводились богослужения. Студия «Диафильм» полностью освободила территорию церковного комплекса в 1997 году.

Примечательно, что средства для реставрации собора поступали не только от местных прихожан, но и от верующих из Европы. Немалую помощь оказали в восстановлении храма городские власти. В ходе возрождения собора большое внимание было уделено прилегающей территории. Двор расчистили от многолетних наслоений асфальтового покрытия, и он опустился на уровень 1905 года. Восстановительные работы продолжались до 2005 года. Только разрушенный шпиль был восстановлен значительно позже - в 2010 году. Последний раз храм был освящен в 2008 году.

Собор Петра и Павла в Москве: как добраться?

Храм расположен по адресу: Старосадский переулок, 7/10. Сегодня все чаще гости столицы хотят увидеть собор Петра и Павла в Москве. Как добраться на метро к этому храму? Ближайшая к собору станция - «Китай-город», чуть дальше расположена «Лубянка».

От «Китай-города» следует проехать на троллейбусе № 25 или № 45 до остановки «Армянский переулок». От остановки потребуется немного пройтись пешком до храма. Тот же транспорт доставит вас и от станции «Лубянка».


Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, для льготных категорий и для владельцев наших дисконтных карт, получающих информационную рассылку. Эти льготы являются акцией только для предварительной продажи. Перед началом концерта установлена единая льготная цена для всех секторов в размере 50% от цены в центральном секторе.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора за час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 9 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 30 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал не разрешается, чтобы не мешать другим слушателям.

Опоздавшие проходят на балкон независимо от категории билетов. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

В притворе храма после каждого концерта можно приобрести диски с записями исполнителей и литературу религиозного содержания
- После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.

Лютеранский собор (кирха) Петра и Павла

Только в стенах этого собора можно услышать самый старинный в столице орган. Известно, что ни один музыкальный инструмент в мире не даёт такого богатого, а порою и фантастического звучания, такого объёмного, почти осязаемого звука. Не зря Моцарт называл орган «королём инструментов».

История этого инструмента не менее интересна, чем и история самого собора.

Первую каменную лютеранскую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла заложил в 1694 году царь Пётр I. На следующий год она была освящена в его присутствии.

В эпоху Московского царства протестантизм был религией иностранцев, хотя во времена Бориса Годунова на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии.

С воцарением Петра I в развитии лютеранства в России наступает новый этап. Пётр I c явной симпатией относился к лютеранам и к самой реформе Лютера. Кроме того, царь окружил себя протестантскими придворными и реформировал Русскую церковь на протестантский манер (упразднил пост патриарха и стал официальным главой церкви, правящим посредством Синода).

А в результате Северной войны, с присоединением новых территорий, лютеранство становится религией коренных жителей России, населявших Ингерманландию, Лифляндию, Эстляндию, Курляндию.

С 1721 года царь разрешил всем протестантам свободно исповедовать свою веру, впрочем, памятуя о Смутном времени, он оставил запрет на пропаганду.

В короткий период правления императора Петра III было провозглашено уравнение в правах протестантской и православной церквей.

Собор Святых апостолов Петра и Павла

Петропавловский лютеранский храм просуществовал до времени правления императора Александра I. Он погиб, как и многие здания города, во время большого московского пожара 1812 года.

И вот в 1818 году близ Покровки, в Старосадском переулке, началась постройка нового храма. Финансировал строительство король Пруссии Фридрих Вильгельм III. И его участие было не случайным. Дело в том, что дочь прусского короля Вильгельма III из династии Гогенцоллернов, принцесса Фpедеpика-Луиза-Шаpлотта-Вильгельмина, вышла замуж на царевича и великого князя Николая Павловича, младшего брата императора Александра I. Лоттхен, как её звали в семье, после замужества в 1817 году стала именоваться великой княгиней Александрой Фёдоровной.

Любезная, веселая, красивая и очень грациозная Александра Фёдоровна стала украшением русского двора. В отличие от супруги Александра I. Император Александр Павлович любил именно с невесткой открывать балы. Брак царевича Николая и принцессы Шарлотты преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, однако оказался счастливым и многодетным. Юные Николай и Шарлотта считались едва ли не самой красивой парой в Европе и влюбились друг в друга с первого взгляда. Конечно, этот союз «укрепил русско-германскую дружбу», но был со стороны «молодых» совершенно лишён даже намека на прагматизм. Восхищённый красотой и обаянием Александры Фёдоровны, юный Александр Пушкин пленился великой княгиней и оставался почитателем «А.Ф.» всю жизнь.

Когда в 1818 году Александра Фёдоровна рожала своего первенца, свекровь направила её в Москву. Это рассматривалось как знак того, что ожидается появление на свет не просто члена императорской семьи, но, возможно, будущего государя. С немецкой аккуратностью Александра Фёдоровна «не подвела» и родила сына Александра, будущего Александра II. Николай I окружал Александру Фёдоровну вниманием и любовью, создав настоящий культ «белой дамы» (символом императрицы была белая роза). Ей посвящена строка Василия Андреевича Жуковского «Гений чистой красоты», повторенная затем Александром Сергеевичем Пушкиным.

Фридрих Вильгельм III был добрым и искренне верующим человеком. И церковь в Москве была своего рода подарком новой родине любимой дочери и внуку. Правда, в подарке финансово участвовал и российский император.

Приход Петра и Павла был крупнейшим среди протестантских приходов Москвы.

В 1837 году в кирхе впервые зазвучал орган немецкой фирмы «Э.Ф. Валькер». В мае 1848 года здесь дал органный концерт приехавший на гастроли в Россию Ференц Лист.

В середине XIX века было принято решение о реконструкции храма. Проект в неоготическом стиле разработал архитектор Александр Адольфович Мейнгард. Работы завершились в 1862 году. На следующий год на башню был поднят колокол. Колокол был подарен кирхе императором Германии, кайзером Вильгельмом I, сыном Фридриха Вильгельма III и братом скончавшейся вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны.

К концу XIX века община значительно увеличилась. В неё входили немцы, латыши, эстонцы, финны и шведы. Богослужения теперь совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. Тогда и встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения.

В 1903 году началось строительстве церкви, рассчитанной на 1700 мест. Проект был разработан архитектором Виктором Александровичем Коссовым. Виктор Александрович был одним из проектировщиков храма Христа Спасителя. Строительством храма руководил инженер Артур Фердинандович Лолейт. Артур Фердинандович был одним из пионеров внедрения железобетона в строительстве.

Освящение церкви как кафедрального собора Московского Консисториального округа состоялось в декабре 1905 года.

Особенно славился своей акустикой зал новой кирхи. В нём выступали известные московские и иностранные исполнители.

После переноса столицы из Петрограда в Москву кафедральный собор стал главным лютеранским собором всей России, а затем Советского Союза. В ноябре 1936 года все члены церковного совета были арестованы и расстреляны, а службы прекращены. На этом существование общины прекратилось.

Здание было переоборудовано под кинотеатр «Арктика», а затем передано студии «Диафильм». В 1992 году в ещё не покинутой студией кирхе начались богослужения. Окончательно студия освободила храм в 1997 году. Затем началась реставрация колокольни и часовни собора, которые построил знаменитый архитектор эпохи модерна Фёдор Осипович Шехтель.

После закрытия кирхи в 1936 году знаменитый церковный орган, лучший концертный инструмент Москвы, был вывезен в Новосибирск, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации в оперный театр города.

Орган, установленный сегодня напротив алтарной части собора, построен предприятием Вильгельма Зауэра – одной из крупнейших органостроительных фирм Германии. Но изначально инструмент был установлен в московской лютеранской кирхе Святого Михаила. После её закрытия в 1928 году орган был перенесён в Первый московский крематорий. В 1996 году постановлением правительства Москвы этот старейший в Москве орган и был передан приходу лютеранской кирхи Петра и Павла.

И «король инструментов», равный по звуковому объёму симфоническому оркестру, вновь зазвучал во всю мощь своих регистров в одном из старейших лютеранских приходов в России.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Святого Петра Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. На этом месте в древнеримские времена находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Святого Павла в Лондоне Кафедральный собор Святого Павла (Сент-Пол) в Лондоне построен там, где в римские времена находился языческий храм богини Дианы. На его месте, по преданию, была основана первая христианская церковь Лондона. Но достоверные исторические

Из книги Русская Америка: слава и позор автора Бушков Александр

Глава вторая ОТ ПЕТРА ДО ПАВЛА Итак, к Денбею подступили с перьями и чернильницами дьяки и подьячие Сибирского приказа. Поскольку это был первый японец, какого узрели в России за все времена ее существования, можно представить, с каким интересом его слушали - не по долгу

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги Заговор графа Милорадовича автора Брюханов Владимир Андреевич

ВВЕДЕНИЕ От Петра до Павла: гонки на карусели Все реформы в России за последние триста лет происходили по совершенно сходному сценарию: сначала - военное поражение, демонстрирующее глубину военно-технической отсталости России, затем - реформа, призванная ликвидировать

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Солдаты Петра I взорвали Полоцкий Софийский собор Этому преступлению предшествовали не менее драматические события.Начало XVIII века вновь превратило Беларусь в театр военных действий. Часть белорусских магнатов, возглавленная Сапегами, поддержала в Северной войне

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор и площадь Св. Петра в Риме Собор Св. Петра в Риме – главная святыня Ватикана, самого маленького суверенного государства, расположенного на холме Монте-Ватикано. Об этом холме существует немало легенд, одна их которых повествует о том, что в давние времена на нем,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Св. Павла в Лондоне Кафедральный собор Св. Павла вошел в историю британского и мирового зодчества как интереснейший архитектурный памятник, ставший постоянным объектом посещения миллионами туристов. Да и сам Лондон без него сегодня уже трудно представить.

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Сквозь чащу Петровского парка. Церковь Петра и Павла в Петровско-Разумовском и ее окрестности Жить в исторической части города – великая честь для любого истинного москвича, хотя в равной степени и столь же большая ответственность. В старой Москве почти не бывает

автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Антихрист автора Ренан Эрнест Жозеф

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Петра и Павла Православный праздник памяти первопрестольных апостолов Петра (до крещения рыбак Симон) и Павла (до крещения жестокий гонитель христиан Савл) – 12 июля (29 июня по старому календарю). В 67 г. в Риме при императоре Нероне апостол Петр был распят на кресте вниз

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Собор Святого Петра Собор Святого Петра относится к числу самых ярких произведений искусства Ватикана. Ватикан – отдельное маленькое государство, расположенное в центре Рима. Именно здесь проходят все самые торжественные религиозные церемонии с участием главы

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Собор святого Павла в Лондоне Этот красивейший кафедральный собор Лондона, резиденцию его епископа, можно считать настоящим чудом света не только за красоту, но и потому, что он сам таит множество чудес и загадок. Собор расположен настолько удачно (на холме Ладгейт), что

Г лавный собор в региональной Евангелическо-Лютеранской Церкви Еврепейской части России, один из двух действующих официальных лютеранских церквей Москвы и один из старейших лютеранских приходов в России. Первые лютеране появились в Москве в последние года княжения Василия Ивановича (1524-1533), среди приглашенных из Северо-Западной Европы ремесленников, врачей и купцов. Церковная община была создана в 1560 - 1565 гг., а в 1576 г. на берегу Яузы, в Немецкой слободе был построен храм во имя святого архангела Михаила (разобрана в 1928 г.). В 1694 г. Пётр I заложил новый каменный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, который освящен был в присутствии Петра 3 апреля 1695 г. и просуществовал до 1812 г., сгорев во время Большого Московского пожара. В 1817 г. лютеранский приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, в Старосадском (бывшем Космодамианском) переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне 1818 г. началась перестройка купленного дома под храм (возведение купола и креста). 18 августа 1819 г. храм был освящен. В феврале 1837 г. в кирхе впервые прозвучал орган. В середине XIX в. число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле (завершено в январе 1862 г.). В 1863 г. на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I. Храм сыграл важную роль и в религиозной, и в музыкальной жизни города, так как стал площадкой, на которой демонстрировали свое исполнительское искусство музыканты всего мира. Так, 4 мая 1843 г. здесь выступал с органным концертом Ференц Лист. В 1892 г. приход получил 42-х регистровый орган немецкой фирмы «Э.Ф.Валькер», ставший лучшим инструментом Москвы.

К началу XX века приход свт. апостолов Петра и Павла насчитывал 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались на немецком, латышском, эстонском языках. Еще в конце XIX в. выделилась эстонская община святой Елизаветы и латышская община святого Петра. В связи с увеличением численности прихожан церковь была перестроена. В 1903 г. объявлен конкурс на лучший проект здания, первую премию получил архитектор В.Ф. Валькот. Однако реконструкция храма велась по проекту академика В.А. Косова - одного из авторов Храма Христа Спасителя. После отказа В. А. Косова руководить проектом, строительство храма завершил инженер А.Ф.Лолейт. 5 декабря 1905 г. состоялось освящение храма как Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем СССР.

После революции из богатейшего прихода были изъяты все ценности. В 1915 г. по Москве прокатилась волна немецких погромов, принесших человеческие жертвы и существенный материальный ущерб протестантским церквям. В ноябре 1936 г. пастор Александр Штрек и члены Церковного совета были арестованы, службы прекращены. Храм передали Красногвардейскому райсовету под кинотеатр «Арктика», который было поручено открыть тресту Москино к очередной годовщине революции (открыт в мае 1939 г.). Затем в здании находилась студия «Диафильм». Была произведена перепланировка, интерьер собора полностью уничтожен. В 1941 г. церковный орган вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.

В июне 1991 г. община прихода была повторно зарегистрирована. 4 сентября 1991 г. епископ Калниньш и пастор Штефан Редер (впоследствии ректор Теологической семинарии) совершили первое богослужение в просмотровом зале студии, находившемся на месте нынешних органных хоров. В мае 1992 г. общине было передано входящее в соборный комплекс здание капеллы. Фирма «Стромас», которой помогали две бригады добровольцев из США, освободила здание храма от межэтажных перекрытий. Регулярные службы в капелле совершались до осени 1998 г. . В июле 1992 г. постановлением Правительства Москвы общине передано само здание храма. В 1997 г. студия «Диафильм» покинула храм. Начаты восстановительные работы в алтарной части собора, где был оборудован церковный зал на 200 мест, освящённый в октябре 1998 г., где богослужения проходили вплоть до 2004 г. За период 2004 - 2008 гг. зал был освобождён от перекрытий и перегородок, отреставрирован потолок, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена разрушенная «Диафильмом» галерея, опоясывающая зал по периметру, отреставрированы или обновлены двери, смонтированы утепленные полы под мраморным покрытием, установлен отреставрированный орган, окна алтарной части остеклены витражами, закуплены дубовые скамьи. Во дворе сняты многолетние наслоения асфальта, уровень которого опустился до уровня 1905 г. 30 ноября 2008 г. состоялось освящение cобора. В январе 2010 г. был полностью восстановлен шпиль, высота которого составила 62 метра. В архитектурный комплекс храма входят (по Старосадскому переулку) бывшее здание богадельни, капелла для отпевания умерших, покойницкая при капелле, дом причта, сам собор, а также (по Петроверигскому переулку) дом преподавателей гимназии, Петропавловское мужское училище, ныне Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Орган фирмы «Вильгельм Зауэр», переданный общине в 1996 г., является одним из 4-х церковных органов в Москве, 5-м по количеству регистров в Москве, а также одним из древнейших в России. Изначально с 1898 г. он находился в разрушенном при советской власти храме архангела Михаила в Немецкой слободе. В 2005 г. был произведен его капитальный ремонт. C 2005 года в соборе регулярно проходят органные, вокальные, инструментальные и хоровые концерты, международные музыкальные фестивали, в частности Баховский, фестиваль «Ночь в соборе» и др.
Богослужения в соборе сейчас проводятся на русском и немецком языках. Прихожанином храма был Б.В.Раушенбах (1915-2001), один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН. Реликвии и святыни храма: алтарная Библия 1665 г., алтарь в стиле барокко 1764 г., орган 1898 г.

Неповторимой и непривычной для Москвы архитектурой привлекает к себе Кафедральный собор Петра и Павла. Он соединил в себе неоготику, черты романского стиля и элементы модерна. Но не только своеобразный облик храма притягивает москвичей и гостей столицы. В стенах действующего лютеранского храма находится один из старейших органов России. Его завораживающие звуки раздаются во время церковных служб, в соборе также регулярно проходят замечательные концерты органной музыки.

Появление кирхи

Еще со времен походов царя Ивана Грозного в Ливонию в Москву доставлялись плененные немцы, которые частично поселялись в городе. Покровительствовал иностранцам Борис Годунов. В течение нескольких веков приезжали из Европы в Россию иноземцы торговать, врачевать, поступали на военную царскую службу. Обосновавшись в России, они сохраняли свои традиции и вероисповедание. Так в 20-е годы XVII столетия возникла в Москве лютеранская община. В Немецкой слободе основали лютеранский молитвенный дом, затем построили деревянную церковь.

В 1817 году общиной был выкуплена усадьба Лопухиных и в следующем году приступили к перестройке барского дома в церковь. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III не только пожертвовал деньги на ее строительство, но и лично присутствовал на закладке храма. Предоставил ссуду также и император Александр I. Вскоре кирха была перестроена и освящена в честь святых Петра и Павла, а в 1837 году под ее сводами впервые зазвучали мощные аккорды органа.

Уже в середине следующего века собор реконструировали, и он обрел неоготический стиль. Вскоре на башне появился колокол, который был подарен прусским кайзером Вильгельмом. К началу XX столетия количество прихожан значительно выросло, и было решено кирху перестроить с целью увеличения ее площади. В 1905 году работы были закончены, и храм обрел статус кафедрального лютеранского собора.

В первые послереволюционные годы из собора, как и из многих других храмов, были изъяты ценности, а в 30-е годы пастор кирхи и все члены церковного совета подверглись аресту и были расстреляны. Прекратились церковные службы. Городские власти решили перестроить здание и открыть в нем кинотеатр, что и было сделано.

Следующим владельцем сооружения стала студия «Диафильм», ее стараниями проводилась перепланировка, в результате чего был полностью уничтожен интерьер, а вскоре и разобран шпиль.

Трагична история органа. В начале Второй мировой войны инструмент был вывезен за Урал. Оказался он в оперном театре Новосибирска. Поступили с редким инструментом варварски: часть ушла просто на металлолом, некоторые его элементы использовались для декораций.

Возрождение собора

В 90-е годы лютеранской общине Москвы вновь было передано строение собора. Поначалу восстановили алтарную часть, а уже в 2004 году, благодаря активной спонсорской поддержке неравнодушных людей, начались работы по восстановлению утраченного облика здания.

Общине было возвращено не только историческое сооружение, но и орган. Некогда инструмент принадлежал другой лютеранской церкви, находившийся в Немецкой слободе. После закрытия храма орган известной фирмы «Вильгельм Зауэр» был изъят и хранился, представьте себе, в московском крематории. Но сегодня справедливость восторжествовала. Уникальный орган прошел капитальный ремонт, установлен в Кафедральном соборе Петра и Павла и радует своим звучанием не только прихожан церкви, но и многочисленных поклонников органной музыки на проводимых здесь концертах.

Приобрести билеты на концерт со скидкой можно по .