Домашний очаг

Собор сен-дени, посвященный покровителю парижа. Сен дени во франции Казненные король и королева

Базилика или аббатство Сен-Дени (построено в 625 г.), расположенная в Париже, ничем не уступает известному во всем мире Нотр-Дам-де-Пари. Готический собор аббатства посвящен Св. Дионисию, чья могила, по преданию, находится как раз под его стенами. Сен-Дени называют усыпальницей французских королей, поскольку 35 монарших особ похоронены под его стенами. Во время правления короля Людовика 9 были построены 16 гробниц невиданной роскоши, они напоминают соборы в готическом стиле или саркофаги с фигурами святых.

История Аббатства

Во время Великой Французской Революции базилику разграбили, останки похороненных королей и королев сбросили в ров. Но в середине 19 века в Сен-Дени были перезахоронены Людовик 16, Мария-Антуанетта, и другие принцы и принцессы, скончавшиеся в эмиграции. В 1824 г. в аббатстве был погребен Людовик 18.

Однако с 1830 г. здесь перестали хоронить монархов, поэтому плита, которая была приготовлена для изгнанного Карла 10, осталась неиспользованной. На сегодняшний день базилика является величайшим памятником архитектуры и любимым местом туристов. В 2004 году здесь было похоронено сердце малолетнего Людовика 17, который так и не взошел на свой престол.

Особенности архитектуры

Изначально Сен-Дени должен был стать крепостью, но в 8 веке его стены не выдержали натиска войск короля Сигеберта, поэтому церковь нуждалась в перестройке и реставрации. Свой современный облик аббатство получило при Карле Великом, а стиль, в котором был построен Сен-Дени, стал важной частью всей мировой архитектуры.

Собор был расписан лучшими европейскими мастерами, здесь можно увидеть витражи «гризайль», великолепный мозаичный пол, массивные каменные скульптуры и многое другое. Все витражи являются частью одного целого, поскольку общая картина отражает Первый Крестовый поход и его вехи. Еще на прекрасных стеклах можно узнать и события, связанные с посещением Святой Земли Карлом Великим.

Что нужно знать, перед тем как ехать в Сен-Дени?

  1. Собор всегда открыт для всех желающих, кроме дней, когда совершаются обряды венчания или отпевания.
  2. Начиная с 1 мая, посещать Сен-Дени можно в любое время с 12:00 до 18:15, но вот с 1 сентября график меняется: собор работает с 10:00 до 17:15.
  3. Чтобы увидеть усыпальницу монархов, нужно приобрести билет по цене 7,5 евро. Детям до 18 лет не нужно покупать входной билет, студенты в возрасте от 18 до 25 должны заплатить 4,5 евро. Остальная часть аббатства открыта для бесплатного посещения.

Как добраться?

Добраться до аббатства проще всего на метро, линия М13, выходить на станции Basilique St Denis . 
|
|
|
|
|
|

Колоритная страна, которая является лидером в списке популярных туристических направлений, славится своим культурным и архитектурным наследием. Достопримечательности Франции, такие как Эйфелева башня, пещера Ласко, Лувр, Триумфальная арка и многие другие притягивают туристов, мечтающих прикоснуться к истории.

Готический собор и королевская усыпальница

Однако есть и менее известные памятники, о которых необходимо рассказать. Аббатство Сен-Дени, расположенное в девяти километрах от Парижа, признано символом средневековой страны. Сыгравшее важную роль в истории Франции, оно и сейчас представляет собой большую ценность. Это не только первый готический собор Европы, но и усыпальница правивших королей.

Находящаяся в регионе Иль-де-Франс, индустриальном пригороде Сен-Дени, Basilique Saint-Denis ничем не уступает красивейшим соборам государства, известным во всем мире. Базилика, построенная в XII веке, стоит над гробницей святого Дионисия, казненного на Монмартре. Старинная легенда гласит, что после того как первому епископу Парижа отрубили голову, он взял ее в руку и пошел к северу от города. Возле одной деревеньки, получившей название Saint-Denis, великомученик упал и больше не поднимался. В 475 году на месте захоронения тела появилась первая базилика, а через несколько веков к ней пристроили бенедиктинский монастырь, который становится одним из главных в стране.

Строительство церкви, ставшей символом величия Франции

XII век ознаменован тем, что в Сен-Дени разворачивается масштабная стройка. Здесь возводится новая просторная церковь, ставшая тем самым сооружением, после которого по всей стране распространяется готический стиль. Строительство новой базилики длилось около двадцати лет, и она должна была стать символом возросшего влияния Франции на весь мир.

При монастыре находилась художественная школа, которой руководил аббат Сюже (Сугерия). Благодаря ему и его идеям католическую общину построили в новом стиле, получившем название "архитектура света". Смешавшиеся традиции зодчества породили готическое направление: заостренные узкие башенки, высокие колонны, богато декорированный фасад кардинально отличались от тяжеловесных романских сооружений.

Особое внимание уделялось стрельчатым окнам, украшенным витражами на тему жития святых. Самые талантливые мастера работали над интерьером и постепенно расширяли круг сюжетов, которые использовались в композициях. Круглые окна, получившие название "витражная роза", стали визитной карточкой соборов, построенных в готическом стиле.

Готика как воплощение новых идей и старинных традиций

Базилика, выросшая в предместье Сен-Дени, определила развитие архитектурного стиля средневековой Франции, оказав огромное влияние на зодчество в целом. Если говорить о более поздних постройках, то они выполнены в романтическом стиле.

Так случилось, что именно готическая архитектура, ставшая попыткой подойти с критической точки зрения к изучению прошлого, выразила наглядно несколько идей, витавших в обществе. В архитектуре религиозного памятника по воле аббата Сугерия нашли отражение две идеологические стратегии, которые работали на то, чтобы укрепить королевскую власть. С одной стороны, необходимо было возродить старинные традиции, когда монархи зарекомендовали себя достойными наследниками законной правящей династии. С другой, стоило обратить пристальное внимание на пропаганду новых идей, которых ждали простые люди страны, чтобы оценить величие прошлого.

Различия во внешнем облике достопримечательности

На протяжении нескольких веков продолжалось строительство свидетельствовавшей о величии Франции церкви Сен-Дени, во внешний облик которой постоянно вносились различные изменения. Во времена Средневековья базилика, окруженная мощными стенами с бойницами, больше напоминала фортификационное сооружение, чем религиозный памятник. Аббат Сугерий сделал все, чтобы величественная достопримечательность приобрела воздушные очертания и легкость.

Современники видят лишь часть первоначального облика главной религиозной святыни Франции. До наших дней дошли украшенная витражами галерея, западный фасад сооружения, мозаичный пол, который создавали талантливые итальянские мастера. Кроме того, уцелели некоторые надгробия французских монархов, выполненные с ювелирной точностью и такой детализацией, что можно разглядеть ажурные узоры на ткани.

Значение аббатства для страны

Монахи Сен-Дени, имевшего сильный вес и влияние в мире, вписывали в летопись, ставшую официальной историей Франции, происходящие в стране события. В монастыре, который занимался благотворительной деятельностью, проводились коронации королев и обучались наследники престола. Монахи открыли приют для нуждающихся, бесплатную больницу, школу для простолюдинов, занимались просветительской работой. Здесь же хранились самые главные реликвии французских правителей, которые символизировали королевскую власть.

Аббатство Сен-Дени, отражавшее все амбиции набирающей силу монархии, играло значительную роль в национальной политике французских королей, которых почитали как представителей Бога на земле.

Пережившая разрушение усыпальница

Через сто лет Людовик IX издает указ о том, чтобы все останки правителей были перенесены в аббатство, получившее прозвище "некрополь королевских особ". Роскошная усыпальница напоминала настоящий музей, состоящий из изящных саркофагов. Здесь находилось 119 захоронений, принадлежавших королям, королевам, принцам и принцессам страны. Во времена революции в XVIII веке усыпальницы правителей подвергаются разрушению: бесчинствующие мятежники, разорявшие аббатство, переплавляют бронзовые надгробия и выбрасывают останки в ров.

К сожалению, большая часть роскошной коллекции произведений искусств, которые здесь хранились, утрачена навсегда. Революционеры планировали разрушить и здание базилики, и лишь по счастливой случайности этого не произошло.

Реставрация историко-архитектурного комплекса

Только в 70-е годы XIX столетия, когда закончилась эра потрясений, власти принимают решение о реставрации старинного комплекса. Бенедиктинское аббатство на деньги пожертвований и при финансовой поддержке аристократов Франции превращается в памятник национального значения. Известный зодчий Виолле-ле-Дюк, инспектировавший все религиозные постройки, в течение 20 лет восстанавливает историко-архитектурный ансамбль, находившийся в ужасном состоянии. Он воссоздает и внутреннее убранство, чтобы восстановить королевские захоронения.

Помимо монархов в аббатстве покоятся и другие знатные особы, которые повлияли на историю страны. С 1830 года, после июльской революции, здесь перестали находить последний приют короли, однако стены интереснейшей достопримечательности Франции пополнялись новыми останками.

13 лет назад здесь похоронили сердце юного Людовика XVII, не взошедшего на престол. Дело в том, что с давних времен существует традиция, согласно которой у королей извлекают внутренние органы, а скелет освобождают от плоти. И сердца монархов всегда хоронили отдельно от их тел.

Памятник старины, который поможет окунуться в историю

Изящная базилика Сен-Дени на сегодняшний момент является действующим католическим храмом и открыта для всех туристов, желающих взглянуть на святое место. Национальный памятник, на фасаде которого можно увидеть табличку, установленную в честь раненной в окрестностях Жанны д"Арк, позволит каждому окунуться в атмосферу старины и подышать воздухом истории.

К сожалению, на правом берегу Сены, на той территория коммуны, где находится Сен-Дени, довольно высок уровень преступности, и чаще всего туристы не посещают аббатство, не входящее в экскурсионную программу. Однако этот уголок, превратившийся в необычный музей надгробной скульптуры Средневековья, стоит того, чтобы с ним лично познакомиться и насладиться его удивительной красотой.

Город Сент-Дени располагается в 10 километрах к северу от Парижа. На протяжении прошлого века это место было вполне успешным, но сейчас город считается не очень благополучным и социально нестабильным.

Неблагополучный пригород Парижа

Город усыпан многоэтажными домами с необычной архитектурой, чем-то напоминающей крепость, по улицам на мопедах и скейтах катается молодежь, много африканских бакалейных лавок с дешевыми товарами, а также людей, которые прибыли из зон военных конфликтов.

Трижды в неделю на главной городской площади работает рынок, где продаются недорогие безделушки, овощи, одежда и ткани. В остальных торговых точках реализуют мясные отходы и субпродукты не лучшего качества. Это свидетельствует о крайней бедности местных жителей.

Почему стоит посетить Сен-Дени

В городе есть две наиболее значимые достопримечательности. Это базилика (Basilique Saint-Denis) и спортивный комплекс Стад-де-Франс (Stade de France).

Современный стадион Stade de France является крупнейшим во Франции. Его построили в 1998 году, чтобы провести финальный матч футбольного чемпионата.

Арена сооружения вмещает более 80 тысяч зрителей. В 2003 году здесь проходил мировой легкоатлетический чемпионат, а в 2016 финал Чемпионата Европы . Ежегодно территория стадиона становится местом проведения турнира Meeting Areva, а также площадкой для концертов музыкальных коллективов со всего мира.

Сейчас на стадионе проводятся домашние матчи сборной Франции по регби и футболу.

Любители спорта могут попасть на экскурсию по стадиону. Она включает осмотр раздевалок, президентской ложи, туннеля игроков и спортивного музея. Всего экскурсия занимает около полутора часов.

Летом можно прийти с 10 до 17 часов, а во время зимы – с 11 до 13 и с 15 до 17 часов. Билет стоит 15 евро. Адрес: Stade de France, 93216. Если поедете на метро, нужно будет выйти на Stade de France Saint Denis или La Plaine Stade de France.

Базилика Сен-Дени

Базилика является первым архитектурным сооружением, после которого во Франции стал популярен готический стиль. Постройку возвел в 12 веке аббат Сюже. Королевская усыпальница базилики является постоянным местом погребения представителей французской монархии.

Базилика открыта для посещений с апреля по сентябрь (понедельник-суббота с 10 до 18 часов, а воскресенье – с 12 до 18 часов) и с октября по март (понедельник-суббота с 10 до 17 часов, а воскресенье – с 12 до 17 часов). Иногда в ней проводится венчание и отпевание, и туристов внутрь не пускают.

Адрес: 1 Rue de la Légion d"Honneur, 93200. Это станция Basilique de Saint-Denis на 13 линии метро . Стоимость посещения базилики составляет примерно 8 евро.

Следует помнить о том, что в Сент-Дени туристу лучше быть осмотрительным. В вечернее время здесь лучше не появляться и не следует ни в коем случае снимать здесь гостиницу или квартиру, хотя они достаточно дешевые. В городке проживает большое количество мигрантов (в основном это люди арабского и африканского происхождения), очень высок уровень преступности. Именно здесь готовились теракты 2015 года. Поэтому здесь лучше не останавливаться, а просто приехать на несколько часов.

А ббатство это играло очень важную роль в истории Франции. Да и сейчас представляет, по сути, не меньшую ценность. Ведь это не только один из первых готических соборов в Европе, но еще и усыпальница всех коронованных особ всех правящих династий Франции, начиная с 564 года. Здесь погребены 25 королей, 10 королев и 84 принца и принцессы. В 1260 году король Людовик Святой приказал перенести в Сен-Дени останки всех французских королей и расположить их в хронологическом порядке.

Название Сен-Дени связано с историей о святом покровителе Парижа Дионисии. Как гласит легенда, примерно в середине III в. н. э. на Монмартре казнили первого парижского епископа святого Дионисия (на французский манер это имя звучит как Дени). Палач опустил топор, однако обезглавленное тело, вместо того, чтобы свалиться на эшафот, подошло к голове, взяло ее в руки и двинулось из Парижа по северной дороге. Через шесть километров оно упало и больше не поднималось, произошло это около небольшой деревушки, которой позже дали название Сен-Дени. Там Дени был похоронен среди великомучеников, казненных за веру в Бога.

Уже в VII веке король Дагоберт I приказал построить церковь над гробницей святого. И, начиная с тех пор, здесь, вокруг усыпальницы стало складываться аббатство, а со временем построили и великолепный собор.

Здесь же, при монастыре, находилась художественная школа под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия (Сюже). О нем известно, что он родился в бедной крестьянской семье в 1081 году, но с детства был отмечен необычайными способностями, за что был передан на воспитание в Сен-Дени, где в то время воспитывался его сверстник, будущий король Людовик Толстый. Сугерий и Людовик сдружились, и когда тот пришел к власти, Сугерий стал аббатом Сен-Дени.

Сугерий выступил в качестве реформатора. При нем королевская власть приобрела сакральное значение, что способствовало ее укреплению.

Он также положил начало архитектурному преобразованию монастыря в новом «готическом» стиле, сплавив бургундский стиль с нормандским. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль.

Новый стиль стали называть «архитектурой света», в отличии от тяжеловесных романских «крепостей Бога».

В интерьере придавалась особая роль историзированным окнам – витражам, изображающим сцены из Библии и жития святых. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые расширили круг сюжетов, использовавшихся в композиции витражей. Итак, именно базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) считается первым возведенным сооружением западноевропейской архитектуры, после которого по всей Франции стал распространяться готической стиль.

При Сугерии стало общепринято почитание св. Дионисия Парижского как небесного покровителя всей Франции, а базилика стала главным собором, где хранилось государственное знамя – орифламма, золотой скипетр и трон франкского короля Дагоберта, меч Карла Великого и др. регалии. В XI-XIV вв. ни один военный поход короля не начинался без торжественного богослужения с выносом мощей трех мучеников и торжественным вручением орифламмы королю-военачальнику.

Кроме того, именно монахам аббатства Сен-Дени было поручено вести великую летопись – официальную историю Французского государства. Здесь проводились коронации монархов. А усыпальница представляла собой целый музей изящных скульптур.

Такая традиция поддерживалась до Великой французской революции конца XVIII века. Во время революции базилика была полностью разграблена и почти полностью разрушена вандалами, а останки погребенных королей выброшены в ров.

Современники описывают это событие так: "Подзадориваемая солдатами в красных кепи, толпа тараном проломила двери склепов. Первым «тираном», за кого принялись революционеры, оказался Генрих IV. Крышку его дубового саркофага подняли ломом, удивительно хорошо сохранившееся за сто восемьдесят с лишним лет тело поставили вертикально и, словно куклу, прислонили к столбу. Так он и стоял несколько дней, чтобы дать революционерам возможность выплеснуть свою ненависть... За ним последовал Людовик XIII, правда, без долгих издевательств, потому что его труп ужасно смердел... Трупу Людовика XIV вспороли живот, потом какой-то солдат сломал ему челюсть и вытащил из нее черный гнилой зуб, который показал исступленной толпе, как боевой трофей... Это продолжалось до тех пор, пока всех до единого Бурбонов не выбросили из гробов и не подвергли осквернению. Запах стоял ужасный. Все время поджигали порох, надеясь таким образом очистить воздух."

Но время все расставило на свои места. Это удалось благодаря пожертвованиям и работе выдающегося французского реставратора, художника и искусствоведа Эжена Виолле-ле-Дюка, который с 1853 года являлся генеральным инспектором всех религиозных построек Франции, помимо Сен-Дени он также восстанавливал Собор Парижской богоматери, город Каркассон и др. И сейчас мы можем "лицезреть" царственных особ в их обители.

Рядом со ступеньками, ведущими в крытую галерею, покоится король Карл V - первый французский император, для которого саркофаг был изготовлен при жизни, в день его коронации в 1364 году. Рядом с ним покоится его супруга, Жанна Бурбонская, ставшая первой королевой, удостоившейся чести быть захороненной в этой усыпальнице. Она прижимает к груди мешок со своими внутренностями - знак того, что в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть освобождали от скелета и хоронили отдельно (в самой усыпальнице, как правило хоронили именно тело).

в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть освобождали от скелета и хоронили отдельно

Поднявшись вверх по ступенькам усыпальницы и повернув направо, вы увидите короля Людовика и Марию Антуанетту, молящихся на коленях, около которых часто лежат букеты цветов. Эти запечатленные каменные силуэты были созданы лишь в 1830 году, спустя 37 лет после казни высочайших особ.

В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.

Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137–1144 гг. была построена монастырская церковь – первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие готики во Франции. В начале XIII в. Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции».

Здесь были похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I, † 638), 10 королев и 84 принца и принцессы. Часть западного фасада, двух башен и паперти принадлежат к постройке Сугерия, министра Людовика VII (1140). Галерея с 37 окнами высотой 10 м, XIII в. Внутренняя часть храма и статуя св. Дионисия – более позднего происхождения. Многие из древних гробниц были уничтожены в октябре 1793 г.; некоторые были перевезены в Париж, но возвращены на свои места Виолле-ле-Дюком.

Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды († 597). В Сен-Дени хранился королевский штандарт – орифламма.

Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции, останки погребённых выброшены в ров. В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны в оссуарий аббатства. В крипте здания были перезахоронены казнённые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребён убитый Лувелем герцог Беррийский, а в 1824 – Людовик XVIII. С Июльской революцией 1830 г. захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя отправившимся в изгнание в 1830 г. Карлом X, осталась неиспользованной.

В здании старого аббатства с 1815 г. располагается основанный в 1801 г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона. В 1869 аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком. Сейчас это национальный памятник.

9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Предыдущие похороны короля Франции в Сен-Дени проходили в 1824 году, это был его дядя (и формальный преемник) Людовик XVIII, под аккомпанемент специально созданного композитором Николя-Шарлем Бокса «Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смерть Людовика XVIII» (Requiem à la mémoire de Louis XVI pour chœur d’hommes et instruments à vent, dédié à Louis XVIII).

Легенда о Святом Дени

Первая церковь в городке Сен-Дени (предместье Парижа) была возведена, по-видимому, первым парижским епископом (середина III века), которого звали Святой Дени (то есть Святой Дионисий).

Легенда гласит, что после того, как за свои убеждения Святой Дени вместе со своими сподвижниками был обезглавлен на Монмартре, – предположительно именно поэтому холм получил латинское название монс мартирум «гора мучеников», — он поднял свою голову и понёс её в нынешний городок Сен-Дени, тем самым указав место, где следовало построить аббатство в его честь.

На самом деле это был не очень долгий путь всего чуть более 5 километров, но как однажды заметил друг Эдварда Гиббона, «дистанция не имеет значения, важно сделать первый шаг».

Значимость аббатства Сен-Дени для Франции

На протяжении многих веков аббатство играло значимую роль в государственной и духовной жизни Франции. Здесь сберегались главный штандарт государства и символы королевской власти, проходили торжественные богослужения, благословлявшие военные походы, обучались дети королей и вельможных особ, короновались королевы и находились усыпальницы монархов. После восхождения на престол короли возлагали корону и символы власти к гробницам своих предшественников. В средние века в аббатстве находились больница, приют и дом престарелых. Здесь велась и сберегалась Великая летопись истории Франции.

Королевская усыпальница базилики Сен-Дени

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) издавна связана с историей французских монархов, еще со времён коронации тут в 754 году Пепина Короткого, однако постоянным местом погребения французских королей она стала гораздо позже, когда в 996 году в соборе был захоронен Гуго Капет.

С тех пор тут хоронили всех французских монархов (исключением стали лишь три короля), и сейчас их гробницы со скульптурными изображениями можно увидеть в усыпальнице базилики, находящийся в трансептах и крытой галерее, попасть в которую можно через отдельный вход в южном портале церкви.

Сразу при входе слева, в южном трансепте, открывается удивительное зрелище: босой король Франциск I и его супруга Клавдия Французская выглядывают из своей огромной гробницы стиля эпохи Ренессанса, а вокруг основания гробницы находятся замысловатые барельефы, демонстрирующие военные победы монарха.

Рядом со ступеньками, ведущими в крытую галерею, покоится король Карл V – первый французский император, для которого саркофаг был изготовлен при жизни, в день его коронации в 1364 году. Рядом с ним покоится его супруга, Жанна Бурбонская, ставшая первой королевой, удостоившейся чести быть захороненной в этой усыпальнице.

Она прижимает к груди мешок со своими внутренностями – знак того, что в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть (то есть тело) освобождали от скелета и хоронили отдельно (в самой усыпальнице, как правило хоронили именно тело).

Поднявшись вверх по ступенькам усыпальницы Сен-Дени (Saint-Denis) и повернув направо, вы увидите короля Людовика и Марию-Антуанетту, молящихся на коленях, около которых часто лежат букеты цветов. Эти запечатлённые каменные силуэты были созданы лишь в 1830 году, спустя 37 лет после казни высочайших особ.

Крытая галерея усыпальницы базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) представляет собой изумительную аркаду с двумя проходами, которая хорошо освещена витражными окнами и визуально кажется выше за счёт стрельчатых сводов. Некоторые из витражей прекрасно сохранились еще с древних времен, в их числе знаменитый витраж «древо Иессея» (то есть генеалогическое древо Христа), расположенное позади алтаря.

Проходя по северной стороне галереи Сен-Дени, вы увидите скульптурный портрет короля династии Меровингов Хлодвига I (по-французски Кловис), правившего в VI веке. Этот ловкий германец сумел присоединить земли римской Галлии к своим владениям и тем самым создал французскую государственность, предшественника современной Франции, со столицей в Париже. Здесь же находится еще один меровингский монарх Хильдеберт I, чьё надгробие, относящееся к XII веку, – самое древнее в базилике Сен-Дени.

Обернитесь к клиросу, чтобы увидеть замысловатую сводчатую нишу Дагоберта I – первого монарха, которого в VII столетии похоронили в базилике, и последнего короля из династии Меровингов, оставившего хоть какой-то след в истории Парижа и всей Франции. Однако скульптурное изображение французского монарха Дагоберта I было выполнено лишь в 1258 году, по истечению целых 6 столетий после его кончины.

Справа от ступенек на северной стороне галереи расположено самое впечатляющее ренессансное надгробие, изображающее Генриха II и Екатерину Медичи, которое является ярким воплощением смелого замысла Франческо Приматиччо.

Надгробие представлено в виде классического храма, где сверху размещены коленопреклонённые изображения супругов при жизни (скульптор Жермен Пилон), а внизу, погребёнными внутри храма, лежат их тела – плоть, лишённая души. Сразу за этим надгробием расположен памятник королю Людовику XII и Анне Бретонской. Если вы отвлечётесь от изящного ренессансного сооружения и аллегорических фигур, то увидите истерзанные болью тела королевской четы.

Что находится рядом?

Если вы решились побывать в соборе Сен-Дени, не упустите возможность посетить основные достопримечательности города, расположенные поблизости. Отвлекитесь от мрачных мыслей о смерти, которые почти всегда навевает базилика, отправившись на Блошиный рынок. Там вы сможете погрузится в шумную атмосферу, рассмотреть местный антиквариат и поближе познакомится с манерами простых французов. Каждый найдет для себя что-то интересное в парке Ла-Вилетт.

Там есть:

  • Город музыки,
  • Городок науки и индустрии,
  • Консерватория музыки и танца.

От храма не так уж и долго добираться до Музея Монмартра, где собраны материалы, которые могут рассказать многое про район, его историю, богему, праздники и Парижскую коммуну.

Это не все, здесь также есть:

  • памятник писателю Марселю Эме,
  • виноградник Монмартра,
  • кабаре «Проворный кролик».

Вы не устали от духовных тем и вам не надоел черный мрамор? Отправляйтесь в церковь Нотр-Дам-де-Клиньянкур или на кладбище Батиньоль. Если вы знакомы с историей русского кладбища Сен-Женевьев-де-Буа, то знайте, что на Батиньоле еще раньше начались захоронения представителей русской эмиграции.

Стоит заметить, что все эти знаменитые объекты располагаются на расстоянии 4-6 километрах от базилики Сен-Дени. Это не слишком много для Парижа, но придется запастись силами и терпением. Совсем рядом находятся стадион Стад де Франс и Музей искусства и истории городка Сен-Дени.

Полезная информация для посещения Сен-Дени

Собор Сен-Дени открыт для посещений круглый год за исключением случаев, когда собор закрыт на время венчаний или отпеваний. С мая по сентябрь по воскресеньям он открыт с 12 до 18:15 часов, в остальные дни – с 10.00 до 18:15. В зимнее время, базилика Сен-Дени открыта до 17:15. Добраться до собора из центра Парижа можно по 13 линии метро до станции Basilique St Denis. С некоторых станций метро на пригородных поездах RER линии D до остановки Saint Denis. До приалтарной части собор можно осмотреть бесплатно. Чтобы рассмотреть гробницы королей и весь некрополь, нужно купить билет. Стоимость взрослого билета составляет 7.50 евро, студентам 18-25 лет – 4.50 евро, для всех младше 18 – вход бесплатный. У касс с правой стороны собора можно найти буклеты на русском языке.

  1. В сен Дени хранились важные королевские реликвии – орифламма (королевский штандарт), меч Карла Великого и другие монаршие регалии. Вплоть до XV века каждая военная кампания начиналась с торжественно службы в аббатстве, во время которой монарху торжественно вручали орифламму.
  2. Великая летопись, главный исторический документ Франции, рассказывающий об основных событиях в истории страны, также велась в Сен-Дени.
  3. Самый большой вред базилике был нанесен Французской Революцией. Вандалы проявили вопиющие неуважение к истории своей страны, к ее культурному и духовному наследию. Мощи великих королей, которые всеми силами старались возвысить Францию, были свалены в котлован, засыпаны известью и сожжены.
  4. Историческая справедливость восторжествовала: в 1869 году усилиями архитектора Виоле-ле-Дюка базилика была восстановлена.
  5. Сен-Дени начало вновь выполнять функции королевской усыпальницы в 1817 году, когда по распоряжению Людовика XVIII туда были помещены тела Марии-Антуанетты и Людовика XVI, которые до этого были захоронены на кладбище Мадлен де Пари.
  6. Казненная королева Мария-Антуанетта, взойдя на эшафот, сказала, что наследником трона объявляется ее десятилетний сын. Однако мальчику не суждено было взойти на престол. Замученный в казематах столичной тюрьмы Тампль, он вскоре скончался. Тело ребенка усилиями тюремного медика было сохранено. В начале 2000-х над останками была проведена экспертиза, результаты которой свидетельствовали о том, что королева и мальчик являлись близкими родственниками. В 2004 г. сердце ребенка, непризнанного короля Людовика XVII, поместили в некрополь поблизости от родителей.
  7. В конце XVIII века при вскрытии могилы Генриха, который является самым почитаемым в народе монархом, удивленные революционеры увидели, что на теле короля нет следов разложения – оно осталось нетленным.
  8. В средние века монастырь Сен-Дени вел активную благотворительную деятельность. Бедняков снабжали едой, одеждой и обувью. Кроме того, в аббатстве был организован приют, школа, дом престарелых, бесплатная больница. Также монахи занимались просветительской работой – вели летописи, организовали типографское дело.