Непознанное

Сочинение: Гармония разума и чувства в повести «Бедная Лиза» Карамзина. «Сочинение по повести Н

«Твердый разум» и «нежнейшие чувства»

Написанная в конце XVIII века «Бедная Лиза», она и двести лет спустя сохранила свою притягательную силу для современного читателя.

Успех этой небольшой по объему книги объясняется просто: в ней речь идет о любви, то есть о вечном, о том, что всегда волнует людей, особенно юных. В повести чувство любви открывается как чувство подвижное, изменчивое, способное обновить душу, обогатить ее (и через счастье, и через страдания). Повесть можно изучать под разными углами зрения, но чтобы обеспечить успех, обратимся к ее нравственно-философской проблематике.

Ведущая сюжетная линия повести сводится к истории любви Лизы и Эраста. Карамзин всегда уделяет большое внимание внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, полагая, что постижение их помогает становлению человеческой души. Поэтому нужно в первую очередь проследить, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят. Ответы на эти вопросы позволят выйти на вечные проблемы жизни: любовь -- счастье и любовь -- трагедия; рок и обстоятельства; природа и человек.

Итак, обратимся к чувствам героев, прежде всего к чувству любви главной героини повести - Лизы (о том, что она -- главный герой, говорят и название повести, и место этого образа в системе развивающихся событий).

Изображая широкий и далеко не однозначный поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой подаче душевных переживаний Лизы. Перед нами предстает непрерывный процесс изменяющихся, непосредственных чувств, мыслей, впечатлений, воспоминаний Лизы, вызванных важнейшими для ее сердца внешними и внутренними событиями.

Так, первая встреча Лизы с прекрасным незнакомцем рождает в ее душе смущение, которое спустя некоторое время сменяется волнением. Предостережения матери вызывают ее слезы. Не встретив на другой день молодого человека с «добрым лицом», Лиза грустит. Но стоило Эрасту появиться у нее в комнате, сердце Лизы охватывает безумная «радость».

Ночью она не может спать: «Образ Эрастов... живо ей представляется». Утро приносит ей печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», не милый ее сердцу «пастушок», но признание его в любви уничтожило раздумья, приведя Лизу в восторг. Сердце ее полно «чистого и вместе с тем страстного чувства», которое она и не пытается скрыть.

Но матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза «плачет». Эраст утешает ее: обещает ей вечный целомудренный «рай» «в деревне» или «в дремучих лесах», и Лиза в упоении все забыла. Она забыла и себя... И тут же становится «страшно», и «слезы катятся из глаз ее»: ей кажется, что «прежнего» счастья уже не будет.

Ее горькие предположения верны: Эраст не был у Лизы «пять дней сряду», и она испытывает «величайшее беспокойство».

Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние и, проводив его, «лишается чувств и памяти». Дни ее без Эраста стали «днями тоски и горести».

Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги, которыми он как бы откупается от нее,-- все это вместе с воспоминаниями о прошлом счастье потрясает ее душу, и она кончает жизнь самоубийством.

Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния: за короткое время любви она испытала робость, волнения, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Все это -- проявления безграничной любви.

Карамзин фиксирует внимание не только на внутренних переживаниях героини, но и на внешних деталях, помогающих передать то или иное ее состояние. Сюда надо отнести взгляды, речь, действия, выхваченные взором предметы внешнего мира и пр. Например: Лиза «осмелилась взглянуть на молодого человека»; «быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором»; «в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою» и так далее. Примеров, подобных приведенным, в повести множество, и учащиеся по нашей просьбе найдут их. Сообща делаем вывод: Карамзин сумел показать богатство души Лизы, ее неоднозначность, глубину. Соглашаемся с исследователями творчества Карамзина: писатель, знакомя читателей с «изгибами сердца», погружает нас в напряженную, эмоциональную атмосферу «нежных страстей».

А какое изображение получает духовная жизнь Эраста? Конечно, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви.

Поэтому рассказ писателя сосредоточивается не столько на истории жизни героя, сколько на истории его души. Под влиянием чего складывается внутренняя жизнь Эраста? Прежде всего сказались его природные свойства («доброе сердце, доброе от природы, но слабое и ветреное»), затем свое дело сделали среда («рассеянная светская жизнь», наполненная светскими забавами, не всегда безвредными) и чтение романов, которые уводили его в мир беспечных, наивных наслаждений, В итоге в душе Эраста поселились скука (он «жаловался на судьбу свою») и жажда непосредственных, чистых чувств и ощущений.

Обстоятельства оказались милостивы к Эрасту: на его пути встретилась Лиза -- олицетворение чистоты и непосредственности. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Даже в самом ее появлении он увидел промысел божий. «Нату7ра призывает меня в свои объятья, к чистым своим радостям»,-- думал он. Любовь Лизы -- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств.

В истории его взаимоотношений с Лизой можно увидеть некоторую двойственность, которая дает о себе знать в самой тонкой сфере -- в сфере любви, причем эта двойственность -- следствие и «доброго сердца», и пагубной среды, углубившей его легкомыслие и эгоизм. С одной стороны, Эраст искренне влюблен в Лизу, он гордится их чистыми отношениями, с отвращением вспоминая прежнюю жизнь. Он заботится о покое Лизы, умеет осушить ее слезы. Он плачет, расставаясь с нею... Кажется, что сердце его воскресло и живет новыми чувствами -- вполне достойными. С другой -- в новом Эрасте проглядывает прежний: в его чувствах к Лизе нет истинной глубины, в них присутствует элемент игры, которая увлекает его; в любви он мыслит штампами, взятыми, вероятно, из прочитанных им книг: он называет Лизу, по обычаю, «пастушкой», говорит, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно в деревне и в дремучих лесах, как в раю», что для него «важнее всего душа, чувствительная, невинная душа» и т. д.

В итоге в нем одерживают победу не высокие, а низкие, привычные для него чувства. Лиза теряет для него интерес. Он обманывает ее, изменяет своей клятве. Все это рождает впечатление, что Эраст не выдержал испытания любовью и душа его не очистилась от зла. Это впечатление поддерживается и рассказчиком, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте -- готов проклинать его»,-- говорит он.

Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы «не мог утешиться и почитал себя убийцею». О чем это свидетельствует? Эраст, не обладавший ранее способностью к самооценке, называет себя «убийцею». Многое раскрывает нам фраза: «он не мог утешиться». Кроме того, мы узнаем, что он посещает Лизину могилу.

Можно ли сказать, что возрождение души произошло? Что открывают нам знаменательные слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились»? Речь идет о встрече душ Эраста и Лизы в другом мире, после смерти, о примирении их значит, идет речь и о прощении, а это может быть только в случае очищения души Эраста, признания им собственных ошибок и заблуждений.

Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

В любовной истории Эраста и Лизы важны несколько моментов, и на них необходимо остановиться. Исследуя «анатомию» любви, Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. Что такое это счастье? Поддается ли оно контролю? Какое счастье бывает полным - бездумное или разумное? Отвечая на эти вопросы, будем опираться на текст.

Возьмем такие сцены. Вот Карамзин знакомит нас с минутным счастьем «страстной дружбы», в котором нет ни прошлого, ни будущего, оно живет одним настоящим, наполняя души чистым восторгом. Лизе и Эрасту дано было испытать эти блаженные минуты. «Они сидели на траве... смотрели друг друга в глаза, говорили друг другу: «Люби меня!» -- и два часа показались им мигом»,-- пишет Карамзин. Лизе и Эрасту суждено было испытать и минутное счастье любви-страсти, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!

Но Карамзин предупреждает на примере Эраста, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви», ибо могут наступить если не ее гибель, то необратимые роковые ее изменения. Поэтому так важна мысль писателя о необходимости рассудка. Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Мы знакомимся с разумным взглядом матери на поведение Лизы, на ее жизнь; задумывается о собственной судьбе и судьбе Эраста Лиза, но ее разуму не дано торжествовать. И совершенно ни о чем не думает Эраст -- он плывет по течению чувств, строя идиллические планы о жизни с Лизой, «как с сестрой».

Тема рассудка властно звучит и в речах рассказчика. Обращаясь к Эрасту, он восклицает: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли ты можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»

Размышления по поводу этого высказывания позволяют сделать вывод: миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен,- это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум.

Не рассудок преобладал в отношениях Лизы и Эраста, и в этом одна из причин их бед. Но писатель не обвиняет своих героев за их «заблуждения», он лишь объясняет поведение героев, и эта позиция его мудра: он знает, что есть люди, которыми управляют страсти, и в этом их награда и наказание .

В повесть властно входит и проблема рока и обстоятельств. Карамзин не ставит знака равенства между этими понятиями. Обстоятельства как сумма реальных причин определили поведение и Лизы, и Эраста: после смерти отца Лиза вынуждена была помогать семье и ходила в Москву продавать цветы, где встретилась с Эрастом; обстоятельства складываются для Эраста так, что он обязан идти в армию и на время расстаться с Лизой; обстоятельства заставили его жениться «на пожилой богатой вдове», чтобы поправить свое состояние. Но все эти обстоятельства все-таки не роковые.

Но существуют, по Карамзину, высшие, фатальные силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза за то, что бездумно и безоглядно любила, обрекла себя на гибель физическую; Эраст за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель моральную: он «был до конца своей жизни несчастлив».

Высшие силы представлены и в образе Природы. Природа занимает большое место в миросозерцании Карамзина. Она для него как созданье Высшего -- воплощение красоты, «чувствующего» разума. В некоторых произведениях писателя она выступает под именем Натуры (видимого, зримого мира, с одной стороны; с другой -- заложенных высшей силой каких-либо возможностей). Природа у Карамзина многолика и в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.

Эти взгляды Карамзина на Природу проявились и в повести «Бедная Лиза». Здесь мы видели много разных ликов Природы, которые по-разному проявились в отношении к Лизе и Эрасту.

Лиза впервые предстает перед нами как девушка «редкой красоты», чистая и юная, с ландышами в руках. Эти ландыши -- символ ее весеннего расцвета, чистоты. Но именно эти цветы Лиза бросит в Москву-реку, когда не встретит молодого человека, так понравившегося ей... Что дают читателю сравнения, взятые из мира природы? Мы постигаем душевную красоту и внутренний мир героини, мы узнаем, что «чистая, радостная душа» светится в ее глазах, «подобно как солнце светится в каплях росы небесной». Иногда Природа точно отражает чувства Лизы, осторожно «предупреждает» ее. Это предупреждение сделано Природой в самом начале возникновения любви Лизы. Она не спала ночь, «почти всякую минуту просыпалась и вздыхала». Утром, еще до восхода солнца, Лиза села на траву и, пригорюнившись, смотрела «на белые туманы, которые волновались в воздухе».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова слово «туман» объясняется не только как состояние воздуха, но и как символ неясного, запутанного, непонятного. В данном контексте «туманы» -- знак вещий, ибо Лиза не видит ясно своего будущего, оно закрыто туманом .

Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. «Какое прекрасное утро! -- говорит Лиза.-- Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды -- в минуту ее «заблуждения». В это время «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков -- казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Но Природа не отворачивается от Лизы,-- она жалеет ее, сочувствует ей. Когда Лиза после отъезда Эраста в армию уединилась в лес, где проливала слезы и «стенала о разлуке с милым», «печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенаниями».

Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь -- все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

А связана ли Природа с Эрастом? Фактически этой связи нет, и ее отсутствие -- тоже характеристика героя. Интересно, что Лизу всегда сопровождает свет, солнце, даже ночью, во время ее свиданий с Эрастом, «тихая луна... посеребряла лучами своими светлые Лизины волосы»,-- Эраста же эта самая луна будто и не видела.

Сопутствующие образы, взятые из мира Природы и характеризующие Эраста,-- это образы тьмы: он приходит к Лизе всегда «вечером», скоро надвинутся сумерки («становилось темно»). В этот «вечер», «в ночь» втянута и Лиза, олицетворяющая собой «свет», и природа жалеет ее, но не Эраста.

Все, к чему ни прикасается этот герой, гибнет или превращается в свою противоположность: просто «высокий дуб», около которого Эраст встречался с Лизой, становится «мрачным», а Лиза, дружившая совсем недавно с природой, будет молить: «О, если бы упало на меня небо: Если бы земля поглотила бедную!» И в хижине, некогда согретой любовью двух смиренных сердец -- матери и дочери, после гибели Лизы, вызванной обманом Эраста, и смерти бедной старушки будет «выть» ветер.

Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно. Правда, некоторые видят в надеждах рассказчика на воскресение души Эраста гораздо больше гуманизма, чем в отношении Природы к этому герою. Но это противопоставление ложное, ибо позиция рассказчика продиктована его органической связью с Природой, следовательно, идет от Природы. Это хорошо видно из следующих примеров.

Рассказчик признается в любви к прогулкам «без плана, без цели -- куда глаза глядят -- по лугам и рощам, по холмам и равнинам». Но одно это признание еще мало что значит. Чтобы обнаружить именно органическую связь рассказчика с Природой, необходимо исследовать художественную структуру хотя бы микротекста, позволяющую судить и о своеобразии эстетики Карамзина. Можно взять небольшой отрывок из описания окрестностей Москвы:

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада... Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы...

Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою».

Что открывает это описание? В первом абзаце пейзаж дан в перспективе, это расширяет пространство. Художественная простота, отсутствие метафор, гармонический строй речи придают ему почти эпический характер. Это спокойный пейзаж, но спокойствие его не холодное, не бесстрастное,-- оно согрето теплым чувством рассказчика. Отсюда лиризм в скупом описании природы, который достигается главным образом за счет особой структуры предложений. Так, в каждом предложении мы видим инверсии, создающие особую, лирическую интонацию: «видна дубовая роща», «пасутся многочисленные стада», «блистает златоглавый Данилов монастырь», «синеются Воробьевы горы». Основные слова, обозначающие конкретные предметы мира природы, поставлены в конец предложений,-- они становятся ударными, так как важны для рассказчика: он выделил «рощу», «стада», «Данилов монастырь», «Воробьевы горы».

Употребив глаголы с цветовой окраской («блистает», «синеются»), он освятил тем самым эти места, так как блистание вызвано золотом на куполах монастыря, светящихся под солнцем, а синь идет от неба. Золотой и голубой цвета, наряду с белым, наиболее часты в иконописи и художественной росписи храмов.

Характерен тройной повтор слов в первом абзаце: «подле», «подалее», «далее». Здесь каждое слово из трех употреблено в новом лексическом значении, что создает эффект эмоционального нагнетания, усиливающейся торжественности, а повторение согласного «л» в каждом из трех слов придает предложениям мягкость, напевность. В итоге проза под пером Карамзина действительно «поэтизируется» (Ю.М. Лотман). Следовательно, «поэтизируется» и рассказчик, его чуткая к красоте душа, Природа,

Чрезвычайно важен второй абзац: он знакомит нас с особым художественным стилем Карамзина. Здесь предстают образы весны и осени. Известно, что эти слова, как правило, употреблялись в творчестве сентименталистов не только в своем прямом значении (время года) -- обычно учитывались их емкость, глубина, подтекст. Слово «весна» непременно ассоциировалось со словами «свет», «радость», «надежда», «счастье», «расцвет» и т. д.; слово же «осень» связывалось с крушением надежд, с увяданием, концом жизни. Поэтому эти слова создавали свою лирическую тему. Они обычно выделялись или курсивом, или писались с большой буквы, чтобы показать, что данное слово -- целая тема, знак огромного смысла.

Карамзин с помощью образов весны и осени (весны -- в большей степени) передает взволнованное состояние живой, тонко чувствующей души рассказчика, вызванное воспоминаниями, которое полно, развернуто не раскрывается, а выносится, как принято говорить, за скобки, и поэтому у Карамзина и природа и человек необычайно многомерны.

Анализируемый отрывок помогает познакомиться с поэтикой Карамзина-прозаика: с особенностями его стиля, поэтического словоупотребления, с особой структурой предложений -- и в конечном счете убедиться в органическом слиянии Природы и рассказчика. Именно это органическое слияние с Природой как с некоей высшей разумной силой позволяет рассказчику вмешиваться в события, давать оценки героям и выражать надежды на воскресение души Эраста.

Все герои (к которым относятся не только Лиза и Эраст, но и рассказчик, и Природа) и сам стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. В ней проявились и светлые личностные качества писателя (высокая нравственность, ум, благородство, чуткость, доброе сердце, бескорыстие, религиозность и пр.), и взгляды Карамзина на поэта-творца как на просвещенного, добродетельного, независимого человека и на само искусство как на нравственную силу, способную внушать читателю возвышенные чувства. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» -- нравственное и эстетическое. В итоге перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ.

В небольшом по объему произведении (сама тема, сюжет, организация материала, образный мир, язык) Карамзин сумел открыто высказать себя: он воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали, но веря в воскресение его души; он призывал верить в высшие силы и служить добродетели.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В.А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Проходят целые эпохи, меняются моды, пристрастия, увлечения, общественно-экономические формации, за­коны. Неизменных, вневременных понятий и ценностей остается все меньше, но именно на них и зиждется мир, благодаря им человеческий род не умаляется и не пре­кращается на Земле.

Одной из таких незыблемых ценностей является, не­сомненно, любовь. Но она же может быть и величайшей трагедией человека. От чего же зависит, какой она будет: дарящей радость или ввергающей в пучину страданий? Безусловно, оснований как для счастливой, так и для не­счастной любви очень много. Вероятно, одним из глав­ных условий для счастья двоих является трудно дости­жимая гармония разума и чувства. Случается такое единение весьма нечасто. Наоборот, пучина любовных страстей столь захватывает человека, что он может поте­рять способность здраво мыслить и рассуждать.

Обратимся к повести замечательного русского писа­теля Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Традиционно счи­тается, что идея произведения в том, что «…и крестьянки любить умеют», то есть и люди незнатные, не имеющие образования и воспитания, способны на глубокие, серь­езные чувства. Безусловно, для начала XIX века мысль новая и заслуживающая уважения. Но только ли об этом повесть Карамзина? Думается, что произведение это прежде всего о печальных последствиях отсутствия гар­монии разума и чувства. Разве Лиза не должна была, не­смотря на любовь к Эрасту, руководствоваться в своих поступках разумом, который привел бы девушку к пра­вильной оценке ситуации: да, очень тяжело познать пре­дательство любимого человека, юному влюбленному сердцу кажется, что пережить измену просто невозмож­но. Но именно разум должен был подсказать героине произведения мысль о том, что у нее на попечении пре­старелая мать, у которой больше, кроме Лизы, нет в жизни поддержки и опоры. Подсказать и тем помочь ей справиться с личной драмой: исполнять свой долг, хра­нить чистую и светлую душу. Может быть, тогда и стала бы возможной внутренняя гармония личности и, как следствие, душевное спокойствие героини.

Эраст не меньше, чем его любимая Лиза, испытывает жестокие внутренние разногласия между доводами ра­зума, который подсказывает, что нужно жениться на старой и нелюбимой вдове, и светлым чувством любви к бедной девушке. Здесь, возможно, чувства должны были победить, ведь герой потом всю жизнь будет помнить Ли­зу, его будет преследовать боль от осознания того, что женитьба, поступок, продиктованный отвратительным разумом эгоиста, стала причиной смерти любимой. Но увы! Эта дисгармония чувств и разума приводит к смерти Лизы и к полному внутреннему опустошению Эраста.

Таким образом, можно сделать вывод: в любви не меньше, чем в любом другом проявлении человеческой личности, необходима гармония разума и чувства. Дос­тигается это состояние серьезной внутренней работой над самим собой и правильной оценкой жизненных ситуа­ций. Достичь подобной гармонии получается далеко не у всех. Поэтому, к сожалению, столь часты необратимые жизненные драмы, которых, благодаря единству разума и чувства, вполне можно было бы избежать.

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.


Иколай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство – все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. При этом сословная принадлежность его героев достаточно широка: боярышня Наталья, «пейзанка» Лиза, светская дама Юлия, посадница Марфа, боярин Любославский. Писатель раскрывает своих героев, как людей со своими сильными сторонами характера и слабостями, людей страдающих и любящих, совершающих как благонравные, так и нелицеприятные поступки. Карамзину удалось глубоко постичь женские характеры своих героинь, а значит, создать многогранные и правдивые женские образы. Наиболее популярной стала повесть писателя «Бедная Лиза».Главная героиня произведения Лиза, молодая девушка, воспитывалась с точки зрения строгих нравственных принципов. Мать и покойный отец с детства внушали ей правило «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Мать Лизы, рано потеряв мужа, остается верна его памяти долгие годы. С первых страниц повести заметно, что автор испытывает искреннюю симпатию к своей героине. Он не показывает подлинную социальную среду своих персонажей, поэтому Лизу и ее мать можно принять за бедных горожанок, так и представительниц обедневшего дворянского рода. Крепостничество никак не указано в повести. Автор только замечает, что девушка «трудилась день и ночь». Крестьянский труд главных героинь показывается в подчеркнуто пасторальной манере. Отношениям Лизы и дворянина Эраста также свойственны идиллические тона.Трагический финал этого любовного романа обусловлен обстоятельствами и легкомысленностью главного героя, а не какими-либо социальными причинами. В этом отличительная черта повести Карамзина от произведений Радищева, уделявшего огромное значение именно социальному окружению своих героев. Повесть отличается своей гуманистической направленностью, что поддерживается не только отношением Карамзина к Лизе, но и к ее возлюбленному. При раскрытии характера главной героини автор, как правило, не выходит за рамки принципов классицизма. Девушка добродетельна и чувствительна. Повесть «Бедная Лиза» была с восторгом принята читателями. Это связано прежде всего с гуманитарной направленностью произведения, а также с новыми формами художественной выразительности, используемыми автором.

Подробное изображение чувств героев является одной из главных особенностей повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» . Это произведение, написанное по законам сентиментализма – литературного направления, где в конфликте «чувства и долга» должны побеждать чувства.

Сентиментализм Бедной Лизы выражается через симпатии автора, которые оказываются на стороне тех героев, которые по велению своего сердца, а не рассудка.

Чувства Эраста: хозяин чувств

В первой части повести наибольшее внимание Карамзин уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является главным героем. Он устал от суетного города и людской лживости, от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую девушку Лизу, которая кажется ему воплощением всего самого чистого, прекрасного и настоящего. Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже не помышляет о плотском проявлении любви – его чувства совершенно платонические, он думает, что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину. Ему приятно просто быть рядом с ней.

Однако и Эрасту, как любому живому человеку, оказывается сложно устоять перед соблазном, и Карамзин понимает это. Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки осуществляется, и после этого чувства Эраста и его отношение к девушке постепенно меняются: Лиза перестает быть для него непорочным идеалом, она теперь стала похожа на всех остальных женщин в его жизни. Такую девушку можно покинуть, что он и делает. Эраст женится на богатой женщине, наступая при этом на горло своим чувствам – он не любит ее, но этот брак станет выгодным.

Чувства Лизы: жертва чувств

После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют» . Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.

Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать... Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.

Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.