Работа

Сочинение на тему демократизм базарова. Базаров демократ-разночинец? Решит суд! Сочинение по литературе на тему: Базаров – революционер демократ

«Отцы и дети» показал острые проблемы современности, которые еще долго после появления этого произведения волновали российское общество. Этот роман И. С. Тургенева - отражение общественного конфликта 60-х годов XIX века, глубина которого показана на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе мы видим типичного представителя разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах был характерен глубокий демократизм. Основной конфликт романа держится на противопоставлении и столкновении демократизма и аристократизма и состоит в проблеме отцов и детей.

Базаров - демократ-разночинец. Эти люди, чаще недворянского происхождения, трудом пробивали себе дорогу в жизни и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по знатности и богатству, а по его делам, пользе для окружающих людей. «Мой дед землю пахал», - говорит Базаров о своем происхождении. При этом он умалчивает о предке со стороны матери, показывая тем самым отсутствие всякого интереса к деду-дворянину.

Демократизм свойствен не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление романа в дворянской среде в «балахоне» уже само по себе вызов условностям, умышленное пренебрежение ими. Мы обращаем внимание и на «обнаженную красную руку» Базарова - это рука человека, для которого не чужд физический труд. Она слишком отличается от холеной руки дворянина, чтобы ее можно было не заметить. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение.

Мы видим, что праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный труд является содержанием его жизни. «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химические опыты», то есть продолжает и в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Каково же отношение к Базарову основных героев романа? Николай Петрович - добрый и мягкий , поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием и даже боязнью: «Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия». Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее: «.„Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем». Окончательно утвердился в своей неприязни к Базарову и «по-своему… аристократ не хуже Павла Петровича» старик Прокофьич. Он называл Базарова живодером и прощелыгой и уверял, что он «с своими бакенбардами - настоящая свинья в кусте».

Зато простые люди всей душой тянутся к Базарову. Застенчивая и робкая Фенечка «до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его», когда заболел ее сын. А «дворовые мальчишки бегали за «дохту-ром», как собачонки». Симпатизируют ему и горничная Дуняша, и Петр, они чувствовали, что он «все-таки свой брат, не барин».

Столкновение Базарова и Павла Петровича как представителей не только разных поколений, но и людей разных убеждений, было неизбежным. Павел Петрович «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки не мог, Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с «невыразимым спокойствием». Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа («чувствительно вам обязан», «честь имею кланяться»…). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума - трезвый, здравый и ясный.

В спорах «господина нигилиста» Базарова и «феодала» Кирсанова затрагиваются почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы с либералами: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о значении науки, понимании искусства и об отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова-к обличению этого порядка.

Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры». Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров придерживается противоположного мнения. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.

Порой позиция Базарова, «который ко всему относится с критической точки зрения», отличается крайностью. Это можно сказать о его эстетических взглядах. Так, Базаров насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней - огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека («природа не храм, а мастерская»).

Когда пишешь о Евгении Базарове, нельзя не сказать главного - того, что этот человек крайне одинок. В Марьине Базаров - гость, резко отличающийся от хозяев-помещиков. И для слуг, и для хозяев там он чужой. В деревне же своего отца Базаров в глазах крепостных - барин. На деле он далек и от помещиков, и от простых людей. Он одинок.

Он одинок еще и потому, что в романе мы не видим ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Это прежде всего «маленький либеральный барин» Аркадий. Однако его увлечение Базаровым - не более чем дань молодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически. Ситников и Кукши-на видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой «моде». Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая, сильная натура.

Сам Тургенев понимал, что этот герой «все-таки стоит еще в преддверии будущего». «Отцов и детей» в письмах признается: «Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обреченная на погибель». Мне кажется, что Тургеневу удалось создать именно такой . И он занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою «Отцов и детей»: «.„у Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

Нужна шпаргалка? . Литературные сочинения!

Базаров демократ-разночинец. Ой ли!?
Суд небольшого уездного городка N имел лишь несколько помещений. Собственно сам зал заседаний, каморка где совещались присяжные, еще более крохотная комнатка где содержались обвиняемые и приставы и длинная узкая прихожая, где томились в ожидании судов гости журналисты и просто праздные зеваки не пойми зачем приходившие.
Обитые деревом стены затянутые дешевыми обоями были пропитаны запахом табака и томительного ожидания. Блинные скамьи без спинок вычищенные за долгие года потными задницами приветливо блестели намекая что зима уже закончилась и весенне солнце все сильнее пригревает землю.
Однако сегодня находившиеся в суде люди были хмурыми сосредоточенными т чаще смотрели в пол нежели на окружающих. Даже все непременные разговоры и обсуждения предстоящего дела сегодня были забыты. И даже бойкие на язык и перо местные Акулы Пера как то стеснительно жались по стенам стараясь не привлекать к себе внимания.
Огромные напольные часы стоявшие у входа в зал заседаний гулко ударили двенадцать раз народ встрепенулся и потянулся в зал. Все также тихо молчаливо рассаживаясь по местам. Взгляды всех притягивало пустое место в клетке где содержались заключенные. Все знали кого сегодня обвиняют и за что. За столами перед трибуной судьи сидели прокурор и адвокат.
Полноватый усатый пристав встав перед трибуной судьи громко прочистил себе горло привлекая к себе внимание немного подождал и начал удивив своим высоким немного тренькающим говором сходу проявляя себя как представителя определенной нации:
-Внимание! Слушается дело Базарова Евгения Васильевича!- он махнул рукой в клетку под руки ввели высокого худого молодого человека с длинными нечесаными патлами длинной до плеч в засаленном потертом сюртуке студента-медика. Не глядя ни на кого Базаров пустился на стул стоявший в центре его тесного мирка и уставившись в пол молчал.
-Дело со стороны обвинения поддерживает главный прокурор города N. Ольга Петровна Д.- из за стола что стоял ближе к высокому готическому окну встала невысокая субтильного телосложения средних лет подстриженная по современной англицкой моде в зеленом прокурорском сюртуке, коротко кивнув белокурой головкой опустилась обратно.
-Адвокат обвиняемого Николай К.-из за стола что стоял ближе к клетке Базарова вылез франтоватого вида молодой человек стриженный но с утра не причесанный и не понятно зачем нацепивший манишку, не имея на плечах мантии она выглядела очень глупо. Повернувшись к народу сидевшему позади помахал рукой и отдельно кивнул прокурору пакостно улыбнувшись. Прокурор смотрела на него как на пустое место- видимо часто их пути пересекались в суде. Не дождавшись ответа адвокат еще шире ухмыльнувшись присел обратно.
-Достопочтенный судья Туръенев Иван Сергеевич!- голос пристава поднялся на небывалую высоту отчего стоявший на столе прокурора графин с водой пошел трещиной. Вошел судья- это был высокий седобородый мужчина выглядевший чрезвычайно солидно и весомо в своей судейской мантии. При появлении судьи все встали и лишь когда он занял положенное место, и махнул рукой, вновь сели.
-Слово предоставляется прокурору!- Ольга Петровна вышла из за стола и обернувшись к скамьям присяжных начала свою речь;
-Уважаемый Суд! Господа присяжные- заседатели и гости! Сегодня у нас перед глазами очень не простое дело. Мы должны разобраться является ли подсудимый демократом. И не просто демократом, но и еще и разночинцем. Да нам будет возможно трудно, н все же необходим выяснить истину. В своей речи я приведу доказательства своей позиции и вы сможете убедится в моей правоте. Во-первых никто не будет подвергать сомнению тот факт, что Базаров образован- диплом у него имеется. Во-вторых он ни раз и не два высказывал свои либеральные демократические убеждения и не стеснялся их. Мало того будучи рожденным в дворянской среде, по матери, он сознательно избегал прилагаемых к своему дворянству прав, привилегий и обязанностей. Обвиняемый сам своей рукой написал признание и просил не относится к нему со снисхождением ибо раскаялся и полностью признавал свою вину. У меня все Ваша Честь!
- Слово предоставляется адвокату!-слегка сбив стол с места к трибуне вышел Николай К. И приняв театральную позу замер. Он молчал несколько минут отчего присутствующие начали волноваться.
-Конечно.-начал он- Есть написанное подсудимым признание. Есть даже свидетели у прокурора, но также и есть находящийся перед нами человек.- он подошел к клетке и указав на сидевшей в ней человека продолжил- Посмотрите на него!- глаза находящихся в зале непроизвольно уставились на Базарова отчего тот еще сильней осунулся и сгорбился. Что вы видите? Вы видите сломленного уставшего от жизни человека. Человека, который готов был на все лишь бы перестать испытывать душевную муку, что терзает его большое ранимое сердце! Что за рана спросите вы меня?! Отвечу! Эту тайну Евгений мне поведал во время одной из наших встреч. Когда будучи под сильным волнением он открылся мне. Еще будучи школьником довелось Евгению съездить в свою будущую альма-матер. Он тогда был чистым открытым нежным мальчиком! Его сердце было полно любви к людям! Его отец- земский врач научил его сострадать боли других и конечно с подвиг стать на путь Врача. Доктора и врачевателя не только нашил тел, но и наших душ. Да он был молод и не опытен, но он жаждал помочь человеку! И вот там в новом большом мире студенческого братства он встретил свою первую настоящую любовь.- при этих словах Базаров вскинул голову, но не вымолвил ни слова увидев жест адвоката.- Ее звали Ольга. Она была милой умной и бойкой девочкой мудрой, но с твердым характером. Ее забавные кудряшки и маленький носик запали в душу Базарова отчего он потерял сон. Вернулся из своего университета уже влюбленным. Но когда пришла осень и полный любовного стремления Евгений приехал в университет то узнал что его возлюбленная не смогла оплатить учебу и не поступила. Его горе знакомо каждому кто хоть раз испытал безответной любви. Сила любви его была сравнима лишь с силой боли, что теперь навсегда поразила его. Он стал груб, он стал несносен. Погрузившись в науку и ученье он в нем искал спасенье и не находил и каждый его день был полон страданий. Попав под влияния своего сокурсника Аркадия Кирсанова он преисполнился модных на тот момент идей либерализма, но будучи в душе консерватором так и не смог примирится с ними. Да нам стоит признать, что именно Аркадий является и демократом и разночинцем, но ни в коем случае не Евгений. Евгений был сторонником монархии, его взгляды лишь на миг дрогнули под ударами убежденности Аркадия, но все ж не пали. В каждом своем поступке кажом своем слове Евгений кричал об этом!
Итак. Уважаемы суд, господа-присяжные, гости! Вы можете еще раз посмотреть на нашего подсудимого и спросить себя- а возможно ли что он демократ и более того разночинец? И ответ будет конечно нет! Он консерватор он сторонник традиционного уклада. И в последующих прениях, если конечно они будут, я со свидетелями в главе которых будет Павел Петрович Кирсанов, докажу это.
Огромный напольные часы гулко и страшно отбили тринадцать ударов в зале суда повисла томительная гнетущая тишина...

Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать “русский Инсаров”. Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым -- спорам между либералами и демократами.

В названии тургеневского романа “Отцы и дети” сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа -- разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы “отцами”, а демократы, отстаивающие новые идеи, -- “детьми”.

Павел Петрович -- умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком “либеральным и любящим прогресс”. Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: “Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?” -- “Что это, допрос?” -- спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел...”. Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.

Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни -- это уже прогресс.

Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, -- именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.

По моему мнению, в романе показан один представитель “детей” -- Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать “русским Инсаровым”. Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас -- в вас или во мне -- он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете”.

Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. “Нет, -- решила она наконец, -- бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению “отцов”.

И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.

роман тургеневский либеральный демократия

Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан через два года после романа «Накануне», о котором критик Н.Добролюбов писал: «Cтарая общественная рутина отживает свой век... и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его...» Образ Базарова в романе «Отцы и дети» и явился ответом на вопрос: каковы же они, «новые люди» новой эпохи. Разъясняя истинный смысл своего произведения, Тургенев писал: «Это торжество демократизма над аристократией». Отмечая главную черту своего героя, Тургенев утверждал, что Базаров «демократ до конца ногтей». Демократизм Евгения Базарова наглядно отражен в его биографии, портрете, речи, занятиях, мировоззрении. Автор не дает подробной биографии Базарова, но читателю известно, что дед его был сельским дьячком и «сам землю пахал», что отец его - лекарь, что сам Базаров учился в Медико-хирургической академии, «ни копейки» не взяв у родителей на свое образование. Своими знаниями он обязан себе и с полным правом говорит об этом: «Всякий человек сам себя воспитать должен».

Когда Базаров появляется в Марьине, его внешность сразу шокирует Павла Петровича, который увидел в нем человека не своего круга и поэтому «не подал руки». Базаров небрежен в одежде, руки его обнажены и красны, манеры просты. Но в словах автора о том, что лицо Базарова «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», мы видим симпатию. Базаровская манера говорить, спорить, отвечать характеризует его именно как человека демократического лагеря, его речь проста и лаконична, в ней много народных выражений, пословиц, поговорок («дурь из него не вся вышла», «от копеечной свечи Москва сгорела»). Не терпя пустых и праздных разговоров, Базаров говорит четко и до предела сгущает мысль, часто - афоризмами («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Характерная черта демократа-разночинца Базарова - любовь к труду. И хотя автору было трудно детально показать деятельность Базарова, его трудолюбие он подчеркивает на протяжении всего действия романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»; «Работать хочется, а здесь нельзя» (о доме родителей); «на него нашла лихорадка работы». Базаров увлечен естественными науками, что было отличительной чертой 60-х годов XIX века, он хорошо разбирается в агрономии, химии, ботанике, медицине, при этом оценивая их значимость для общества с передовых современных позиций, как истинный патриот Отечества, понимающий отсталость России и необходимость развития тех областей знаний, которые помогут ей выбраться из вековой отсталости. В противоположность господам-аристократам Базаров понимает, что пышными и красивыми фразами никого не изменить, необходимо учиться и работать, этому он и посвящает почти все свое время. Демократизм Базарова на фоне дворян Кирсановых сразу чувствуют простые люди Марьина, которые видят, что он «свой брат, не барин»: слуги симпатизируют ему, с ним быстро освоилась застенчивая Фенечка, «дворовые мальчишки бегали за дохтуром, как собачонки».

Но Базарова это отношение простых людей не умиляет, как это было бы с господами Кирсановыми. Знание народной жизни, частое общение с мужиками привели Базарова к критическому отношению к русской деревне, ее быту, он насмешливо и требовательно относится к народу, которому решил посвятить свою жизнь, а тот этого еще и понять не может. Русский крестьянин 50-60-х годов XIX века еще не умеет видеть, что господа бывают разные, что среди тех, кого он привык считать господами, есть защитники интересов народа. Базаров понимает это и не идеализирует народ. Определяя мировоззрение своего героя, Тургенев писал: «...если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Базаров отрицает «все», что даже «страшно вымолвить» Павлу Петровичу: самодержавие, крепостное право, религию, то есть те основы, на которых держится «безобразное состояние общества». Базаров честно и прямо заявляет, что его цель - «место расчистить», так как он понимает, что для «дела», для революционных преобразований и строительства жизни его поколения не хватит, надо успеть хотя бы «место расчистить, а строить будут другие».

Революционные убеждения Базарова основаны на близком знакомстве с жизнью народа, поэтому он так легко разбивает доказательства Павла Петровича о незыблемости религии, патриархальности, крестьянской общины. Революционер 60-х годов XIX века, Базаров ненавидит «барчуков проклятых», его споры с Павлом Петровичем - отражение взаимной неприязни. Следуя правде жизни, автор показал идейную и моральную победу революционера-демократа Базарова над Кирсановыми, аристократами и бездельниками, то есть, говоря словами Герцена, «вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». Произошло это потому, что для Тургенева главным в творчестве было: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни... даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой...

    Роман “Отцы и дети” - одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому множество: и вечные темы...

  1. Новое!

    Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод Слетами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто...

УДИВИТЕСЬ!
Выберите свой ЗНАК и ЧИТАЙТЕ!
Нежная обувь по низкой цене!
“Демократ до конца ногтей”, Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны бар вызывает к себе чувство ответной ненависти. Его “схватки” с Павлом Петровичем – отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье. В свою очередь Павел Петрович “всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал,

Что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его”.
Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он не верит в бога, отрицает религию и этому отрицанию остается верен до конца: перед смертью он отказывается причаститься, и религиозные обряды над ним совершили тогда, когда “он впал в совершенное беспамятство”.
Базаров – человек острого и сильного ума, незаурядная, крепкая, волевая, честная натура. Его ненависть и его любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему “сильная и тяжелая” страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу, и насколько он здесь оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила сзоим “спокойствием”!
В истории дуэли с Павлом Петровичем Базаров обнаружил свое духовное превосходство над противником, вынужденным признать, что “господин Базаров вел себя отлично”. Несомненна его затаенная под внешней суровостью большая любовь к своим “старикам”. Великолепно написанные картины болезни и смерти Базарова дорисовывают образ этого “гиганта” чертами глубокой и жизненной правдивости.
Тургеневский герой решительно отрицает всякое искусство: музыку, поэзию, живопись. Нелепым и смешным ему кажется то, что Николай Петрович “с чувством играет на виолончели сладостную мелодию Шуберта, читает Пушкина. Кстати, ни биографии, ни творчества Пушкина Базаров не знает: он полагает, что Пушкин “в военной службе служил”, приписывает поэту такие слоза, которых тот никогда не писал и не произносил. Рафаэль, по мнению Базарова, “гроша медного не стоит”, а русские художники – “и того меньше”.
Материализм Базарова – поверхностный, грубый материализм. Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, “любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью”. Подобные взгляды на природу, на любовь также были чужды тем революционерам-разночинцам, которые считали своими вождями Чернышевского и Добролюбова. Тургенев огрубил и обеднил образ своего героя, заставив его высказать мысль о том, что между женщинами “свободно мыслят… только уроды”, показав его безразличие к делу освобождения женщины от общественного и семейного угнетения, лишив его мечты о социалистическом будущем родины.
В силу противоречивости и ограниченности своего мировоззрения Тургенев не смог дать полный, во всем и до конца правдивый образ революционного демократаразночинца. В романе нет биографии Базарова (нет истории того, как он вырос и сложился как человек), а главное, он показан вне своей деятельности: читатель не видит ни базаровского “дела”, ни той среды, где Базаров “свой”. Отсюда – некоторая неполнота его образа, в котором не дорисованы черты Базарова-деятеля. Есть и недосказанность в характеристике его политических взглядов, объясняемая тем, что он гостит у “чужих” – у “феодалов” Кирсановых, у “герцогини” Одинцовой. С кем из них он может говорить о своем “деле” всерьез, найти сочувствие и единомыслие? Якобы передовая женщина Кукшина, “либерал” в “славянофильской венгерке” Ситников еще менее могут вызвать Базарова на полную откровенность. “Чужой” он и под родительским кровом. Для отца Базаров – будущий знаменитый медик. Для матери – “Енюша” и “красавчик”, и когда Базаров с ней, ему “сказать нечего”. Либерал, “постепеновец”, Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель “полюбил” Базарова (но отнюдь не “базаровщину” – практику общественной “ломки”) “со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью”. Он не хотел придавать ему ненужной “сладости”, делать его “идеалом”, а хотел “сделать его волком” и все-таки “оправдать его”. В Базарове ему “мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всетаки обреченная на погибель, потому что она все, таки стоит еще в преддверии будущего…” Образом Базарова Тургенев высказал мысль: “русские Инсаровы” пришли, но не пришло еще их время.
Базаров говорит Аркадию на прощанье: “Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат” дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уже воображаете себя молодцами,- а мы драться хотим. Ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить: а нам это скучно – нам других подавай! Нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты мякенький, либеральный барич. Прощайте, синьор!”

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: “Демократ до конца ногтей” Базаров

Другие сочинения:

  1. Роман Тургенева “Отцы и дети” был написан через два года после романа “Накануне”, о котором критик Н. Добролюбов писал: “Cтарая общественная рутина отживает свой век… и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам Read More ......
  2. Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший. А. Грибоедов Ярким солнечным днем двадцатого мая тысяча восемьсот пятьдесят девятого года к постоялому двору на шоссе подкатил тарантас, из которого вышли два молодых человека. Как мы узнаем позже, это Евгений Read More ......
  3. Главный герой этого романа – Евгений Васильевич Базаров. Это человек с очень сложным характером. В произведении он представлен нигилистом, то есть человеком, который отрицает все. Для него не существует никаких принципов, авторитетов. Жутко становится, когда слышишь его высказывания о великих Read More ......
  4. Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека” – деятеля в период Read More ......
  5. Базаров черты Личности. Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И. С. Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и Read More ......
  6. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, представляют не только идеи двух различных эпох, но Read More ......
  7. И. С. Тургенева “Отцы и дети” отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества: врачи, священники, мелкие чиновники. Это поколение “детей” было настроено чрезвычайно критически Read More ......
“Демократ до конца ногтей” Базаров