Деньги

Сочинение на тему: Евгений Онегин - герой своего времени (по роману А.С. Пушкина)

Уже в первой главе Пушкин местами иронически отзывается о своем герое, называет его «повесой пылким» и «философом в осьмнадцать лет» и показывает его внутреннюю пустоту и верхоглядство. Но он еще далек от мысли развенчать своего героя и относится к нему с явной симпатией. Тем не менее, уже в первой главе ясно выступают основные недостатки Онегина как общественного типа и указан главный источник этих недостатков. Источник этот заключается в отсутствии правильного воспитания и основательного образования. Поэтому Пушкин и останавливается так подробно на воспитании Онегина, которое является весьма типичным для богатых дворянских семей того времени. С детства Онегин не знал настоящей семейной жизни: матери у него не было, отец им не занимался; предоставив его наемным гувернерам и гувернанткам.


Ученье его не было поставлено серьезно, его не приучили к систематическому труду; оттого Онегин и вышел с малым запасом знаний и без привычки к серьезной работе. Воспитание сообщило ему лишь внешний лоск, безукоризненное знание французского языка и уменье держать себя в обществе.
Затем Онегин на полной свободе предался всем удовольствиям светской жизни, проводя свое время на балах и в модных салонах, посещая ресто раны и балет, являясь повсюду одетым по последней моде, но более всего занимаясь «наукой страсти нежной», которую он постиг в совершенстве. Пушкин довольно подробно останавливается на описании рассеянной петербургской жизни Онегина, и в этом описании, несомненно, встречаются некоторые автобиографические черты. Однако Онегин не мог вполне удовлетвориться подобным образом жизни. Подобно Чайльд-Гарольду Байрона, он рано пресытился наслаждениями жизни и отказался от них. Кроме того, полученное образование, несмотря на свою поверхностность, все-таки познакомило его с более высокими интересами умственной жизни и таким образом возвысило его над уровнем интересов окружающего общества. Но вместе стем его образование было слишком недостаточным: Онегин нахватался лишь одних верхов, например, читал Адама Смита, который в эту эпоху был в моде; но в его знаниях не было ни связи, ни системы.


Воспитание не выработало в Онегине способности к правильному и систематическому труду. Он даже не умеет приступить к нему: пресытившись удовольствиями светской жизни, он берется за перо - «но труд упорный ему был тошен: ничего не вышло из пера его». Даже к серьезному, дельному чтению он неспособен, потому что не желает начинать с азов, а достаточной подготовки у него также нет; чтение скоро наскучивает ему и он решает сплеча:


Там скука, там обман иль бред;
И старым бредит новизна.
В том совести, в том смысла нет;
Как женщин, он оставил книги,
На всех различные вериги;
И полку, с пыльной их семьей,
И устарела старина.
Задернул траурной тафтой.


Таким образом, Онегин не знает, за что взяться, к чему пристроиться; светская жизнь его не удовлетворяет: от одних он отстал, а к другим не пристал, и потому на его долю остается лишь хандра и апатия, которую сам он принимает за разочарованность. Полуобразование обыкновенно бывает связано с высоким о себе мнением; поэтому Онегин считает себя вправе относиться к окружающим с презрением, хотя сам во многих случаях не в состоянии возвыситься над предрассудками среды; например, презирая общественное мнение, он, в то же время, боится его и идет на дуэль с Ленским, опасаясь толков окружающих. Сознавая себя неправым, Онегин не только принимает вызов Ленского, но и убивает своего друга из-за мелочных пересудов и из-за пустого самолюбия. Такое же высокомерие выказывает Онегин и относительно Татьяны.

Он отвергает ее любовь, потому что считает себя стоящим выше таких чувств, как стремление к семейно му счастью, которое кажется ему мелким и пошлым; он пренебрегает, с высоты своего пьедестала, любовью «деревенской барышни» и читает ей сухую мораль, рисуясь своей разочарованностью и холодностью. Но когда он встречает Татьяну уже в качестве блестящей светской дамы, окружен ной блеском и уважением, его отношение к ней меняется, и он сам начинает преследовать ее своей любовью. Однако теперь роли переменились, и уже Татьяна читает ему мораль, в ответ на его признание. Она показывает ему, что источник его любви коренится в мелком чувстве тщеславия, в желании победить сердце блестящей и уважаемой светской женщины.


Таким образом, источником любви Онегина к Татьяне является себялюбивое тщеславие, показывающее внутреннюю пустоту его натуры. Однако, возникши из мелочных побуждений, его чувство превращается в настоящую страсть, и он мучится при мысли о потерянном счастье, которое «было так возможно, так близко!» В этом позднем пробуждении настоящего, живого человеческого чувства, становящегося для Онегина источником страдания, заключается для него как наказание за его долголетнее притворство, за напускную холодность и разочарованность, за постоянное стремление щеголять какой-либо маской. Эту черту в нем верно разгадала Татьяна, когда в библиотеке Онегина ближе познакомилась с его любимыми книгами и с теми интимными заметками, которые он делал в них.


В этих словах заключается определение того, что представляет собой Онегин: он - «москвич в Гарольдовом плаще», человек, щеголяющий модной маской, старающийся казаться не тем, чем он есть на самом деле, придать себе большее значение.
В лице Онегина Пушкин развенчал бытовое русское проявление байронизма. Автор показал его внутреннюю пустоту и несостоятельность. В начале романа он взглянул на него лишь как на «пылкого повесу», скучающего от пресыщения; но затем он показал, как этот «повеса» из мелочного тщеславия и самолюбия способен разбить сердце девушки и пролить кровь собственного друга. Таким образом, к концу романа отношение Пушкина к своему герою значительно изменилось: задуманный как комическая поэма в стиле «Беппо», роман приходит к мрачной трагической развязке, и фигура Онегина получает гораздо более серьезное значение, чем портрет скучающего светского франта.


Две причины способствовали тому, что Пушкин заинтересовался Онегиным: во-первых, он видел в нем довольно распространенный общественный тип, возникший на почве господствовавшей полуобразованности и подражательности; во-вторых, Онегин, несмотря на все свои недостатки, все-таки стоит выше окружающей среды: он наделен недюжинным умом, со скептическим оттенком, хочет казаться «положительным человеком» [отношение к поэзии, чтение Адама Смита, беседы с Ленским]; он не чужд даже добрых стремлений: так, например, приехав в деревню, «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», но за тем мало заботится о своем хозяйстве и о благосостоянии своих крестьян, предоставив, вероятно, все управление старосте и приказчику. Но главное отличие его от окружающих заключается в том чувстве внутренней неудовлетворенности, которое повсюду его преследует: пустая рассеянная жизнь его не привлекает, а к разумной деятельности он не способен.

Он молод, в нем много нерастраченных сил, но он не умеет приложить их к делу; оттого он сам томится пустотою своей жизни, скука преследует его, и в порыве отчаяния он восклицает: «Я молод, жизнь во мне крепка! Чего мне ждать? тоска! тоска!» Если Онегин является типичным представителем русской полуобразованности того времени, то он вместе с тем является и жертвой ее. Его неудовлетворенность и внутренние страдания возвышают его над уровнем общества. В этом превосходстве Онегина и заключается причина тайной симпатии к нему Пушкина, он в конце романа берет его под свою защиту от нападок со стороны людей золотой середины.

Страница 1

СОЧИНЕНИЕ.
Евгений Онегин-герой своего времени.

Роман в стихах «Евгений Онегин» писал А.С. Пушкин около восьми лет. Этот роман охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра 1.

Главный герой романа - Евгений Онегин. Онегин – светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза - Гувернёра. Он ведёт образ жизни «золотой молодёжи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился «чему – ни будь и как - ни будь», он всё же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Благородство души, «резкий охлаждённый ум» выделяют его среди аристократической молодёжи, постепенно приводят к разочаровании в интересах светского общества, к недовольству, политической социальной обстановкой:

Нет, рано чувства в нём остыли,

Ему наскучил света шум…

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно – полезной деятельностью. Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живёт «без цели, и без трудов».

В деревне Онегин – богатый помещик, «сельский житель, заводов, вод, лесов, земель хозяин полный». Ведёт себя он там гуманно по отношению к крестьянам, не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения ощущение пустоты жизни. Порвав, со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связи с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной одарённой, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины её запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам испугавшись «шёпота, хохотни глупцов».

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствие по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить своё отношение к окружающей действительности, сколько бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне – теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, ежащие в остове чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Пушкин в романе «Евгений Онегин» отчётливо показывает, что во всех этих раковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Помещиц кий, крепостнический строй, непосильный, тяжёлый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и наиболее чутких из дворян, помещиков.
страница 1

Пушкин - великий русский поэт, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Одним из его величайших произведений является роман “Евгений Онегин”.

Онегин - светский петербургский молодой человек, столичный аристократ.

Описывая своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании. Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание француза-гувернера:

Monsieur I"Abbe, француз убогой

Чтоб не измучилось дитя

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Став юношей, Онегин ведет типичную для молодежи того времени жизнь: балы, рестораны, посещение театров. Но Евгений Онегин по своей натуре выделяется из общей массы молодежи. Пушкин отмечает его “мечтам невольную преданность, неподражаемую странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества.

Когда Евгением овладевает хандра, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать у него ничего не вышло!

Онегин дома заперся.

Зевая за перо взялся.

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его.

Позже, уехав в имение, которое он получил от дяди, Онегин пытается заняться устройством крестьян:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

Но вся его деятельность хозяина-помещика этой реформой и ограничилась.

Спасти Евгения Онегина от душевной пустоты не смогли даже такие сильнейшие чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил “вольность и покой”.

Онегин убил своего друга Ленского, так как светские предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль.

Мне кажется, Пушкин осуждает своего героя: он вел себя эгоистично по отношению к окружающим его людям, хотя впоследствии Онегин это осознал. Его можно назвать героем своего времени, потому что Евгений так же, как и герой произведения Лермонтова Печорин, был выше того общества, в котором он находился. Очень мало людей могли его понять. Я думаю, что именно поэтому Евгений Онегин был таким, каков он есть.

Молодой дворянский интеллигент начала XIX века, Евгений Онегин умен, благороден, способен глубоко и сильно чувствовать. Он сумел сразу же оценить Татьяну с ее неброской внешней красотой и богатым внутренним миром. Онегин тактичен в отношениях с Ленским:
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству.
Глубоко и искренне раскаяние Онегина, убившего на поединке друга: "Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться как зверь; он должен был обезоружить младое сердце..."
Ум Онегина проявился и в том, что он рано постиг никчемность светского общества и почувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было тяжело и
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою Идти,
не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Но прекрасные задатки Онегина подавлены социальными условиями, той средой, в которой он вырос и жил. Не случайно Пушкин в первой главе романа помещает краткое описание жизни главного героя. Из этого описания мы узнаем, кто и как воспитывал Евгения, чему его учили, как он проводил время, когда пришла пора "юности мятежной".
Воспитание Онегина, как показал Пушкин, круг его чтения, сфера его интересов - все это лишено национальных основ. Недаром в жизнеописании героя преобладает иноязычная лексика, передающая особенность великосветской культуры, далекой от национально русских истоков.
Преимущественное состояние Онегина - скука. Ничто не могло развеять его тоскующую лень. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого дела вкоренилась в психологию Онегина, и он не в силах ее побороть. "Труд упорный ему был тошен", - замечает Пушкин. А так как, по мысли автора, только в труде могли проявиться творческие силы личности, то итог жизни Онегина безрадостен:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Любовь тоже прошла мимо, ибо чувства героя оскудели - он подавил в себе невольное волнение, испытанное при виде Татьяны и по получении ее письма. Лишь позже, потрясенный убийством Ленского и вновь встретивший Татьяну, Онегин обрел способность к большому и сильному чувству. В первых же главах Онегин лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...
Эта "наука страсти нежной" - необходимая принадлежность светских салонов и гостиных.
И наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. В мотивировках поведения Онегина Пушкин постоянно сталкивает порывы его души с привычными, внушенными светской средой правилами поведения... Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, Евгений убивает на поединке Ленского.
Пушкин в романе прослеживает социально-психологическое содержание образа Онегина. Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Следовательно, Онегин выведен в романе как национально-исторический тип русской жизни, порожденный в конечном итоге самодержавно-крепостническим укладом. Его скептицизм, разочарование - это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность. Онегины обречены на бездействие. Они уже не способны ни на самоотверженную любовь, ни на дружбу. Отсюда возникает идея общественного суда и обвинение падает скорее не на героя, а на общественно-исторический уклад русской жизни.

«Евгений Онегин» был создан Пушкиным как первая в России книга, реалистично описывающая жизнь дворян. В этом романе в стихах создан сложный образ светского денди Евгения Онегина.

Онегин - кто же он?

Молодой человек, презирая окружающее его общество, тем не менее, следует правилам, установленным им. Он, не стараясь изменить высший свет, с равнодушием и скукой взирает на все вокруг. Его воспитание и природное хладнокровие не дают выступить в петербургских гостиных с обвинением общества.

Свой протест он выражает презрительным молчанием. Автор в образе Евгения создает типаж «страдающего» эгоиста. Этот человек обладает незаурядным умом, что не дает ему испытывать удовольствие от жизни, он недоволен собой и другими людьми. Однако он никогда не решится преобразовать себя и окружающую среду, чтобы изменить положение: «Упорный труд ему был тошен».

Друзья, затем враги

Приехав в деревню, Евгений получает удовольствие от спокойной жизни всего лишь пару дней, а затем опять приходят пресыщенность и скука. Он ощущает, что и здесь будет бесполезен и никчемен, лишний, как и везде. Только один человек из деревенского окружения становится ему близким - это молодой поэт Ленский.

Онегин и Ленский искренне дружат, так как они похожи. Оба были представителями думающей интеллигенции из дворян, оба стоят выше по кругозору и интересам, чем дворянство из провинции. И оба друга не понимают, чего они хотят от жизни. Дружба Евгения с Ленским выявляет настоящую сущность Онегина - он на самом деле не «пародия», не какая-то «модная причуда», а умный и хороший человек. Вместе с Ленским он рассуждает о вопросах философии, оставаясь вместе с ним чужим и непонятным дворянской среде. Друзья обречены на одиночество, так как по своему развитию и стремлениям намного лучше других, обладая хорошим образованием, имея глубокий ум и чувства. Общество мстит им, презирающим его правила, мстит уничтожением этого дружественного союза. Глупые законы кодекса чести заставляют Онегина убить единственного друга.

Неразделенные чувства

Рассмотрим образ Татьяны. Онегин и Ларина близки по многим качествам - им нравится читать, они умны, умеют рассуждать, не любят светское общество, обладают честностью. Различие этих двух личностей заключается в том, что Евгений, выросший вдали от деревни, безразлично относится к простым людям и природе, тогда как Татьяна всей душой привязана к ним.

Если бы Онегин ответил на чувства Татьяны, неизвестно, сумел бы он измениться. Он не способен любить, поэтому его эгоизм и легкомысленность привели к разрыву с Татьяной. Умея хорошо читать в людских душах, Онегин с первого момента смог оценить личность девушки. Но обстоятельства сложились так, что Евгений из-за собственного эгоизма и боязни нарушить правила света, который он презирает, оттолкнул Татьяну.

После долгих лет исканий Евгений, увидев Ларину вновь, запоздало обретает чувства к ней. Однако уже понимает, что время ушло, он сам разрушил свое счастье. Татьяна по-прежнему любит Онегина, но семья для нее важнее любви. В результате Евгений опять ощущает себя ненужным, чужим. Человеческие чувства оказываются слабыми перед мнением общества. Татьяна и Евгений разделены этим мнением, хотя были очень близки своим внутренним миром.

Пушкин создал образ человека, являющегося символом того времени. Это личность, которая была разрушена системой воспитания и окружающим обществом.