Все вопросы

Сочинение на тему печорин и грушницкий. Сочинение на тему: Дуэль Печорина и Грушницкого, взаимоотношения и дружба героев (по роману М.Ю

В романе «Герой нашего времени» читатель видит явное противопоставление двух образов: главного героя и юнкера .

Безусловно, оба героя обладают схожими чертами характера, такими как эгоизм и самовлюбленность. Но, нельзя не отметить, что в Печорине это настоящее, а у Грушницкого все насквозь пропитано фальшью. Он только пытается казаться романтическим героем, тогда как Печорин, им является.

Неприязнь друг к другу сложилась у героев практически сразу при встрече в Пятигорске, но внешне никто из них этого не показывал. Невозможно назвать кого-либо из героев абсолютно положительным или отрицательным. Печорин безжалостно обошелся с княжной Мэри, со своей давней возлюбленной Верой и ее мужем только ради забавы. Не от какой-то внутренней природной злобы, но лишь от скуки, главный герой романа решил влюбить юную Мери, и тем самым вызвать чувство ревности в Грушницком. Печорин изображен автором, как натура эгоистичная и очень противоречивая. Он относится критично не только к обществу, окружавшему его, но и к самому себе. Главный герой лишен фальши в своем характере и поступках. Его нельзя обвинить в подлости или трусости.

Грушницкий изображен М.Ю. Лермонтовым, как посредственность. Юнкер не так искушен в общении с женщинами, как Печорин, и ведет себя довольно робко и скромно. Сначала читатель может подумать, что любовь Грушницкого к Мери искренна, но впоследствии становится видно, что это тоже является фальшью. Он с легкостью оклеветал свою возлюбленную, когда увидел рядом с ее окном Печорина, только лишь из-за уязвленного самолюбия, даже не пытаясь разобраться в ситуации.

Дуэль является критическим моментом столкновения трусости и храбрости двух персонажей. Молодой юнкер Грушницкий повел себя очень подло. Вместе со своим новым приятелем, драгунским капитаном, он решил выставить главного героя посмешищем. План состоял в том, чтобы оставить пистолеты незаряженными. Юнкер будто пытается доказать самому себе, что Печорин не идеален, а может испытывать испуг и трусость. Грушницкий ждал удобного случая, чтобы вызвать Печорина на дуэль. Но волей случая, главный герой услышал то, о чем говорили драгунский капитан и молодой юнкер.

Вскоре произошел инцидент, который привел к дуэли. Когда главного героя заметили напротив окна княжны Мери, Грушницкий публично его осмеял. За что Печорин вызвал того на дуэль. Драгунский капитан опять выступил подстрекателем и предложил зарядить только пистолет Грушницкого, таким образом было запланировано хладнокровное убийство. Именно страх подтолкнул молодого юнкера к таким подлым действиям. Он боялся проиграть превосходившему его во всем Печорину.

Главный герой, напротив, не боялся смерти. Он предложил сделать условия поединка еще более суровыми, перенести дуэль на обрыв скалы, чтобы любая, даже незначительная рана, стала смертельной. Грушницкий стрелял первым, и лишь задел ногу Григория. Тогда главный герой объявил о том, что его пистолет не заряжен, и попросил перезарядить. Пуля Печорина оказалась для юнкера смертельной. Грушницкому не удалось одолеть Григория, даже с помощью коварного плана. Но Печорин не испытал удовлетворения от своей победы над трусостью, наоборот, на душе у него было тяжело.

Развязка этого противостояния оказалась очень трагичной: , сердце княжны Мери разбито, жизни Веры и ее мужа сломаны.

Григорий Александрович Печорин – главный герой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе описаны разные жизненные ситуации Печорина, его отношения с другими героями.

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого – одни из самых главных в произведении. Именно «дружба» с Грушницким показала двойственный и тёмный характер Печорина.

Взаимоотношения двух людей показаны в центральной главе «Княжна Мэри». Начав общение, Грушницкий делился с Печориным своими мыслями и открыл ему секрет своей влюблённости в Мэри, тем самым подставив себя под удар язвительного молодого мужчины.

Печорин, не имея преданности в дружбе, начал издеваться над юнкером. Делая вид, что помогает Грушницкому, он рассказал Мэри некоторые моменты жизни «друга», забрал всё внимание девушки и влюбил её в себя. Желание играть судьбой и горем других сделало Печорина бесчувственным по отношению к Грушницкому. Мужчина без зазрения совести рассказывал Вернеру о Грушницком, выставляя его влюблённым глупцом, и о всех вещах, что сделал юнкеру.

Жестокость и лицемерность Печорина уничтожило то, что можно было назвать «дружбой» между двумя мужчинами. Молодой задетый характер Грушницкого заставил его поступить отвратительного по отношению к Мэри, девушке в которую влюблён.

Состоялась дуэль. Грушницкий несмотря на свою смелость оказался труслив и решил поступить подло, не зарядив пистолеты, тем самым подставляя Печорина. Однако мужчины оказался хитрее и избежал гибели.
Этом момент показал главную черту характера Печорина – двойственность. Держа пистолет перед своим когда-то «другом», Печорин сказал, что простит Грушницкого, если тот откажется от своих грязных слов. Но без сомнений стреляет в давшего отказ мужчину.

Двойственность характера Печорина в этой ситуации состоит в том, что готовый простить и прекратить дуэль, он не сомневается в своём решении убить Грушницкого. Ему не составило труда выстрелить, не смотря тревогу, что его одолевала.

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого закончились трагически. Печорин, видя глупость и трусость «друга», издевался над ним, поступая самым жестоким образом. Грушницкий же, молодой и неопытный, решил отомстить мужчине, но поплатился своей жизнью.

Эта «дружба» показала Печорина не с лучшей стороны. Именно этот момент показал, что Печорин не способен дружить, он не хочет и не может жертвовать ради других.

Сейчас читают:

  • Сочинение Жизнь и творчество Одоевского

    Одоевский Владимир Федорович – это великий русский писатель, философ, а также музыкальный критик, живший в 19 веке. Владимир Федорович был рожден 30 июля 1803 года (по старому стилю) в городе Москва.

  • Сочинение по картине Рериха Заморские гости 4 класс

    Известный русский художник, который отличается своей особенной манерой письма картин, которая заставляет зрителя окунутся в сказочную и чарующую самобытность того времени. Картина «Заморские гости», показывает всю силу,

  • Сочинение Роль книги в жизни человека ЕГЭ 15.3 9 класс

    В народе веками слагались пословицы и поговорки о пользе чтения и о том, какую важную роль книги играют в жизни каждого отдельного человека. Эта роль действительно чрезвычайно велика.

  • Сочинение по произведению Повесть о Петре и Февронии Муромских 7 класс

    В нашем мире происходит очень большое количество различных чудес, которые связаны с жизнью людей, но речь идет не о простых людях, так как речь пойдет о фигурах, которые были причислены к святым.

  • Образ и характеристика Простаковой в комедии Недоросль сочинение

    Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие,

  • Семья Ростовых в романе Война и мир сочинение

    Есть произведения в отечественной литературе, которые образуют её золотой фонд. Прочитав их, можно судить о жизни русского народа в полной мере. По меткому выражению В.Г.Белинского

Что она никогда не состарится. Так оно и есть. Роман, написанный в 1840 году, и в наше время вызывает к себе интерес и не теряет жизненной остроты. Это история о трагедии человека, что делал несчастными всех окружающих, в том числе и себя. Создавая своего главного героя, писатель прибегает к приему противопоставления. Так, противопоставляя главному герою Печорину другое действующее лицо в образе Грушницкого, автору удается более четко выделить основные характерные черты главного персонажа, раскрывая более точно . Мы же, знакомясь с персонажами Печорина и Грушницкого сможем теперь сделать их характеристику в своем сочинении-сравнении.

Сочинение Печорин и Грушницкий кратко

Печорин и Грушницкий встретились в Пятигорске. Это произошло в одной из частей произведения под названием Княжна Мэри.

Образ Печорина

Итак, Печорин — молодой офицер, имея лидерские черты характера, мог влиять на людей. Печорин образован, галантен, и одновременно эгоистичен и злопамятен. Все в нем противоречит. Казалось бы он разочарован в жизни и апатичен, но тут же мы видим человека действия. В нем очень много жизненной энергии. Он ценит дружбу, но при этом легко может предать тех, кто к нему не безразличен. Печорина можно легко ранить и обидеть, хотя он и сам не прочь перешагнуть нравственные устои и легко ранит окружающих.

Образ Грушницкого

Грушницкий — юнкер, мечтающий о любви и звездах на погонах. Грушницкому очень хотелось быть похожим на Печорина, поэтому его жизнь — игра и перевоплощение. Очень редко можно было увидеть его истинную натуру. Грушницкий выдумал себе образ и следовал ему имея одну лишь цель — произвести впечатление. Он пустозвон, который много говорил и не более того. Влюбившись в княжну, Грушницкий всеми силами старается добиться ее расположения, в то время как Печорину не составило труда влюбить в себя Мэри. Только тому не нужны были отношения, он просто играет. Женщина же все больше увлекается Печориным, и этот факт раздвигает пропасть в отношениях Печорина и Грушницкого. И события, которые развивались по замыслу Печорина, показали настоящий характер Грушницкого. Тот оказался коварным и подлым человеком, который способен на месть и бесчестность.

Результатом знакомства двух героев была дуэль и смерть Грушницкого. Как раз накануне дуэли Печорин пытался понять зачем он жил и с какой целью пришел в этот мир. Он пытается переосмыслить свою жизнь.

Подводя итог, можно сказать проще. Образ Грушницкого — это пародия на главного героя. Противопоставляя две личности, автор подчеркнул яркость характера Печорина, его силу и твердость натуры. При этом данное знакомство помогло понять и такую черту героя, как жестокость и лицемерие. Мы увидели двойственность натуры Печорина, который во время дуэли якобы готов простить друга, но в то же время с легкостью его убивает. Мы увидели, что Печорин не может идти на жертвы ради других, как впрочем не был способен и на романтические чувства. Может поэтому он с легкостью признается Мэри, что просто смеялся над княжной, тем самым морально убивая героиню.

В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов изображает Печорина в самой различной социальной среде: на Кавказе, среди черкесов; среди офицерства в казачьей станице; среди контрабандистов в Тамани, среди высшего общества, собравшегося на водах в Пятигорске. Печорин в романе окружен самыми разными персонажами, каждый из которых по-своему оттеняет внутренний облик главного героя.

Так, доктор Вернер, будучи приятелем Григория Александровича, подчеркивает то лучшее, что есть в герое, — искренность, образованность, высокие интеллектуальные запросы, аналитический ум. Одновременно при сопоставлении с Вернером становятся более заметными жестокость и бесчувственность Печорина. После дуэли с Грушницким Вернер не подает Печорину руки.

Максим Максимыч тоже в какой-то степени противопоставлен Печорину. При всем своем простодушии, штабс-капитан добр и человечен, способен к дружбе и любви. Это, по выражению Белинского, «чудесная душа», «золотое сердце». На фоне Максима Максимыча особенно отчетливо видна эгоистичность Печорина, его замкнутость, индивидуализм, одиночество.

Незаурядность личности Печорина, «подлинность» его духовных исканий и одновременно своеволие героя открываются в истории отношений его с Грушницким.

Грушницкий в романе является своеобразным двойником Печорина. Он в определенном смысле пародирует мироощущение Григория Александровича, выступая в роли «разочарованного».

Более всего на свете Грушницкий жаждет уверить всех в собственной исключительности, в необыкновенных жизненных обстоятельствах. Он напускает на себя таинственный, загадочный вид, постоянно драпируется «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Манеры и поведение этого персонажа рассчитанно-эффектны: «он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой», «говорит он скоро и вычурно», у Грушницкого «страсть декламировать». Рисовка и фальшь поведения в Грушницком граничат с пошлостью. По меткому замечанию Печорина, под старость такие люди делаются «либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим...».

Грушницкий не только воплощает в себе «моду скучать», но это еще и подлый, безнравственный, мстительный и завистливый человек, склонный ко лжи, интригам, сплетням. Грушницкий пытается ухаживать за Мери Литовской, однако она отвергает его. И вот уже он готов опозорить доброе имя девушки, распуская сплетни о ее тайных свиданиях с Печориным.

Грушницкий плетет интриги против Печорина. Считая его счастливым соперником, он мечтает отомстить, убить его на дуэли, приготовив для противника пистолет с холостыми патронами. Однако вскоре сам становится жертвой: Печорин узнает о заговоре и хладнокровно убивает Грушницкого на этой дуэли, вовремя перезарядив свое оружие.

Характерно, что Грушницкий испытывает некоторое смущение во время поединка, нечто вроде уколов совести. Однако он не отказывается от своих планов, даже поняв, что его заговор разоблачен. «— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...»

«У Грушницкого нет только характера, но... натура его не чужда была некоторых добрых сторон: он не способен был ни к действительному добру, ни к действительному злу; но торжественное, трагическое положение, в котором самолюбие его играло бы напропалую, необходимо должно было возбудить в нем мгновенный и смелый порыв страсти... Самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; то же самое самолюбие сосредоточило всю силу его души... и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек — апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера», — писал Белинский. Примерно так же этого персонажа оценивает С. П. Шевырев. «Это в полном смысле слова пустой малый. Он тщеславен... Не имея чем гордиться, он гордится своею серою юнкерскою шинелью. Он любит без любви», — замечает критик.

Однако и Печорин в сцене дуэли ведет себя недостойно: он выбирает такое место для поединка, где один из них обречен на неминуемую гибель. Досада оскорбленного самолюбия, презрение и злоба — вот чувства, испытываемые Григорием Александровичем во время дуэли. В душе его нет места великодушию. Играя своей судьбой, он с удовольствием играет и судьбами других людей.

Так, во время дуэли Печорин готов простить Грушницкому ему подлость, если тот раскается в своем поступке. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?» — размышляет Печорин в своем дневнике.

Однако, даже будучи готов простить своего противника, Григорий Александрович подсознательно надеется на то, что прощать Грушницкого не придется. Прекрасно разбираясь а человеческой психологии, Печорин уверен в малодушии своего соперника, в его упрямстве, в его болезненном самолюбии. Думается, эти размышления героя о возможности раскаяния и спасения Грушницкого в большей степени — лукавство перед самим собой. На самом деле Печорин не хочет щадить своего противника.

Григорий Александрович не фаталист, он любит «сомневаться во всем», но здесь он идет дальше сомнений, выказывая свое полное презрение и неуважение к Провидению. Вместо благодарности судьбе за собственное спасение, благодарности, рождающей в человеке великодушие и милосердие как чувства наиболее естественные, Печорин испытывает лишь презрение и ненависть, порождающие очередное злодейство.

Грушницкий с самого начала раздражает Печорина. «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать», — заявляет Григорий Александрович уже при первой встрече с юнкером в Пятигорске. Причину этой ненависти Печорина очень четко обозначил С. П. Шевырев. «Он играет роль разочарованного — и вот почему он не нравится Печорину; сей последний не любит Грушницкого по тому же самому чувству, по какому нам свойственно не любить человека, который нас передразнивает и превращет то в пустую маску, что в нас есть живая существенность», — замечает исследователь.

Таким образом, в истории с Грушницким герой раскрывается своими новыми гранями. На фоне этого персонажа становятся более заметными достоинства Печорина — искренность, сильная воля, решимость, глубокий интеллект. Одновременно здесь обнажается вся бездна печоринского самолюбия, его индивидуализм и своеволие.

«Герой нашего времени» - выдающееся произведение русского классика М. Ю. Лермонтова, которое состоит из отдельных повестей, не имеющих последовательного изложения сюжета. Однако все они рассказывают разные истории, связанные с героем Григорием Александрович Печориным, очень таинственным и загадочным человеком, который вызывает разные чувства: привязанность, сострадание, ненависть и любовь. Кстати, любовь и дружба в жизни Печорина в большинстве своем ничего для него не значили. Он не испытывал теплых и искренних чувств к другим, а может, прятал эти чувства глубоко внутри себя.

Дружба в жизни Печорина. Сочинение

В первой главе мы знакомимся с Печориным со слов штабс-капитана Максима Максимыча. Хоть им и пришлось пережить немало трагических событий, но это никак не сблизило их. Максим Максимыч за это время сильно привязался к Печорину, но в духовном плане был чужд ему, может, из-за а может, из-за

Нужно отметить, что в герое Максиме Максимовиче прослеживается образ простого русского человека, характерного для России того времени. Он никогда не сможет понять Печорина, однако симпатизирует ему и называет его «славным малым». Максим Максимыч говорит о нем, что есть «эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Неловкая встреча

Почему дружба в жизни Печорина не имела такой важности, как для других? Для эгоистичного Печорина Максим Максимыч и Бэла были лишь маленькими эпизодами в его жизни. Это доказывает момент, когда Максим Максимыч после долгой разлуки, узнав, что в их части остановился Печорин, выбежал чтобы обняться с другом, но Печорин при встрече с ним не показал никаких эмоций и вымолвил лишь: «Мне пора, Максим Максимыч…» Лермонтов не случайно показывает такую несхожесть двух сослуживцев, такая же разница всегда существовала между русским народом и светской аристократией.

Дневник Печорина

Дальше в вопросе о том, что значила дружба в жизни Печорина, лучше разобраться, а также ближе познакомиться с этой личностью помогает личный дневник, постепенно открывающий все причины поступков Печорина и его высокомерного отношения к людям. Дневник помогает понять, что двигало этим человеком, чем он жил. Печорин был человеком из высшего общества, которое, в свою очередь, не требовало от него ничего умного и полезного. От такого безысходного положения и своей никчемности Печорин забавлялся и в некотором роде издевался над людьми. Однако он также мог осуждать себя за свои поступки, а это говорит о том, что не такой уж он хладнокровный и Так, в нем проявляется незаурядная личность, способная на сострадание.

Маска равнодушия

Что значит дружба в жизни Печорина? Он очень сложно сходится с людьми, совсем не умеет дружить и любить по-настоящему. Все, кто попадался на его пути, Бэла, Максим Максимыч, Мери, Вера, Грушницкий, получили от встречи с ним только боль, страдание и разочарование. Он думал, что он умнее всех, и требовал большего. Получая желаемое, он быстро от него отказывался. Кто знает, может, его холодность - лишь маска, которую общество научило надевать на себя, чтобы не показывать свои истинные чувства. Таким образом можно было обезопасить себя от ненужного любопытства и насмешек, чего он так не любил.

Доктор

Но в романе действительно есть такой человек, с которым Печорин особенно дружен, это доктор Вернер. Печорину удается в нем разглядеть свои собственные черты, ему нравится в нем скептицизм, интеллект и то, что он любит поэзию. Печорину импонировало и то, что этот человек по профессии врач.

В теме «Дружба в жизни Печорина» цитаты звучат по-разному. Печорин сам однажды признался Вернеру, что он не способен дружить, что в дружбе «один раб другого». Печорин свободолюбивых нравов, подстраиваться и подчиняться не желает, не нуждается в чужих советах. В любви он тоже себя не видит, его добрая и умная Вера ему уже не принадлежит, она замужем, бороться ему за нее уже поздно.

Дуэль

Нелепая дуэль с Грушницким - это его роковая месть за розыгрыш. Печорин решает довести дело до конца и убивает бедного юнкера, хотя и знает, что Грушницкий в него никогда бы не выстрелил.

В главном герое живут два человека, один постоянно совершает поступки, а другой осуждает его за них. Он не угадал своего предназначения, презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.

Дружба в жизни Печорина. Таблица

Если составить краткую образную таблицу взамоотношений Печорина, то можно выделить интересные детали.

Максим Максимыч

Относится к Григорию Александровичу с искренностью, сочувствием, любовью и в то же время с непониманием. Печорин же к нему абсолютно равнодушен, если не сказать - безразличен, хоть и были они довольно долгое время сослуживцами.

Грушницкий

В нем играло соперничество и зависть, тщеславие и злоба по отношению к Печорину, который ответил безжалостностью, неумением прощать слабости своему сверстнику.

Офицер серб Вулич

Он храбр, фаталист, чуждый сомнениям, верит, что все предопределено в судьбе человека. Печорин же отрицает предопределение и верит в здравый рассудок.

Доктор Вернер

Ироничный философ, созерцатель, боится ответственности. Печорина все это привлекает, ему нравится интеллектуальное общение с ним.

Вот таким он был, Печорин. Читайте великое творение М. Ю. Лермонтова и делайте собственные выводы о том, что значила дружба в жизни Печорина. Сочинение, которое мы представили вашему вниманию, представляет собой лишь субъективное мнение.