Разное

Сочинение. Опыт и ошибки

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Опыт и ошибки»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Опыт и ошибки».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
  • Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»

  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

  • «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского

Центральным вопросом для героя произведения Ф. М.Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали - «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка. Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Пример сочинения

На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.

Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.

В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров - прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь - это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Сочинение по четвёртому направлению от ФИПИ.

«Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком высока»

Т.Карлейль
Жизнь прожить – не поле перейти

Идет человек по дороге ли, по лесной тропинке ли, торопится – споткнулся и упал, набил шишку, получил ссадину, ушиб. На ровном месте. Потому что очень спешил. Больно только ему одному.

Идет человек по жизни, по судьбе, торопится, не оглядывается по сторонам, спотыкается. На ровном месте. Потому что спешил, не думал ни о чем и ни о ком. Больно ли ему? Иногда – да, чаще – нет. Но больно тем, кто рядом, с кем пересеклась его дорога жизни. Работаем ли мы над собой, анализируя ошибки и превращая их в горький, но опыт, чтобы плата за обучение была не слишком высока. Все мы ошибаемся, но главное в нашей жизни – понимание того, что опыт, пусть даже порой и горький, - действительно самый лучший учитель в нашей жизни.

Испить такую горькую чашу ошибок, какая выпала на долю литературного героя Н.М. Лескова «Очарованный странник» Ивана Северьяныча Флягина, и прийти к праведной жизни – один из показательных примеров того, как в одном человеке соединяется несоединимое, и лишь время и усиленная работа мысли героя все расставляют по своим местам. Овому – овое, кесарю – кесареву, каждому – своё.

«Овое» началось с несчастного случая в юности, бедной, безрадостной, крепостной: озорство молодого форейтора стоило жизни старого монаха. Именно с этого момента, на мой взгляд, жизнь Флягина, в ту пору Голована, с рождения обещанного Богу, будет вести его от одной беды к другой, от испытания к испытанию, пока не очистится его душа и не приведет героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрет. В какие только передряги Иван ни попадал, где только ни служил. Но ведь выжил же! Иначе и быть не могло, потому что есть в романе фраза, которая как нельзя лучше подходит к главному герою: «Ты ведь русский человек? Русский человек со всем справится». Хоть это и было сказано относительно очередной работы героя, я склонна видеть в этих словах судьбу таких людей, как Флягин. Многим ему пришлось заплатать за свои ошибки: любовью, пленом в киргиз-кайсацких степях, рекрутством – почти всей своей жизнью, чтобы очистилась душа героя. Мы, читатели, видим Флягина в тот момент, когда он готов, сменив рясу на амуницию, жизнь отдать за русский народ.

Я привела пример, когда жизненная стезя героя, начавшаяся с ошибок и испытаний, его горький опыт позволили ему осознать свое истинное назначение на земле – защищать русский народ. Но так, к сожалению, случается не всегда. Если дорога Флягина – это дорога вверх, к очищению, то жизнь еще одного героя недюжинных способностей из романа «Угрюм-река» В.Я. Шишкова – это дорога в ад. А как же красиво всё начиналось! С размахом, с уверенностью, что ему, Петру Громову, все по плечу, даже строптивая сибирская река с несметным богатством её края, должна лечь у его ног. Фортуна улыбалась семнадцатилетнему парню: выжить в тайге, выброшенному туда отцом, пусть даже с находящимся рядом верным слугой Ибрагимом, - это ли не чудо?! Как все же схожи некоторые обстоятельства двух героев, о которых я веду речь: первому жизнь спасала молитва матери, умершей при его родах, второму –шаманка-ведьма Синильга, та, что ни одного путника не выпустит живым из своих мертвых объятий, а Петра Громова пожалела.

Как хорош был этот семнадцатилетний юноша в своих благих намерениях освоить таежные богатства Сибири, построить заводы, пустить пароходы, заботиться о простом народе. Но прав будет тот, кто скажет, что маленький орел опериться и выпустит свои когти, если кто попадет в них, несдобровать: хватка у него железная, мертвая – не вырваться. И тот, кто скажет: «Единожды предав предаст не раз». Эти два замечания относятся уже не к юноше с чистыми помыслами, а к богатому золотопромышленнику, который и стерлядь кушает, и в столице развлекается, а между этими занятиями отца загоняет в психушку, убивает преданного Ибрагима, любимую женщину Анфису, рабочих, волка… и свою душу. Не может душа справиться с таким потрясением, потому что глубоко запряталась в его могучем теле мысль, вроде маленьким зародышем пытается достучаться до совести, да там и остается, погибает. Об отсутствии души купца писатель нам говорит при помощи одного сравнения: иногда он плачет, только слезы его – это ртуть, которая скатывается со стекла. Плата за все злодеяния этого хищника высока – безумие.

Это лишь единичные примеры, подтверждающие главную мысль моего рассуждения: человек должен научиться анализировать свои ошибки, вместе с этим набираться опыта и давать себе отчет, что и как сделано, чтобы пружина собственной судьбы в итоге не была натянута до такой степени, что готова будет отплатить человеку за все его неверные шаги.

Опыт приобретается каждым человеком. Проживая жизнь, мы учимся не только школьным предметам, но и опыту общения с друзьями, учителями, родителями. Ощущая горечь поражения, завязываем узелок на память, запоминая, что сделали не так. Получив разочарование в первом опыте влюблённости, пытаемся избежать подобных проблем при очередной встрече. Так идёт жизнь. Мы учимся на собственных ошибках, и эмоции сберегают в памяти островки определённых правил жизни.

Так было всегда. Даже во времена Раневской из комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Бывшая помещица, хозяйка имения с прекраснейшим вишнёвым садом, практически разорена своим молодым парижским любовником. Она всё время прячется от действительности, не умея совершать правильные, продиктованные разумом поступки. Она живёт в прошлом. Вспоминая своего погибшего сына, умершую няню, она буквально демонстрирует спокойствие. Жизнь потрепала её, но, даже потеряв сына, она оставляет свою несовершеннолетнюю дочь под присмотром падчерицы не намного старше Ани. Пять лет «страдает» в Париже, успев растратить все сбережения и продать недвижимость. Семнадцатилетняя Аня находит блудную мать в какой-то прокуренной комнате на пятом этаже, в окружении чужих людей. Молодой человек её бросил, и она вновь страдает. По приезде домой она принимает решение разорвать с парижским любовником и решительно рвёт первые две телеграммы, не прочитав, со словами: «С Парижем кончено...», но в каждом новом действии мы видим, как постепенно меняется её решение: сначала она всё-таки рвёт телеграммы, хотя прочитывает их, потом уже не рвёт их, в итоге принимает решение вернуться в Париж. Что ждёт эту стареющую, не приспособленную к жизни женщину в этом городе? Она словно создана страдать и упиваться наслаждением от этих страданий. Она имеет опыт разорения, потерь, но опыт ей ничего не даёт, она не хочет учиться на своих ошибках.

В эпоху сталинских репрессий почти весь многомиллионный народ Советского Союза прошел через лагеря ГУЛАГа. Герой рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» – заключённый Щ-854 – бывший крестьянин, попавший в лагерь, как и многие солдаты в военные годы, как предатель. А вина его была в том, что, оказавшись в немецком плену, он не скрыл этого, а честно рассказал на допросе. За восемь лет заключения он набрался опыта, научился терпеть, беречь себя, умудрялся вставать каждое утро за полчаса до подъёма, что создавало иллюзию некой свободы. Каждый шаг он сверяет с правилами поведения на зоне. Приём пищи в общей столовой превращает в процесс: старается «…получать удовольствие от того, что долго жевал и мял языком во рту тяжелый сырой хлеб…», это помогало насыщаться организму постепенно, создавало эффект сытости. Никогда не стрелял бычки, а терпеливо ждал, когда оставшийся окурок предложат, не мешал процессу: «Он глядел мимо и как будто равнодушно… ..Цезарь повернулся к Шухову и сказал: «Возьми, Иван Денисыч!» А ещё он жалеет всех, кто окружают его, потому что понимает, что многие шакалы не дотянут до конца срока, что бывшие командиры умрут от заболеваний, полученных в карцере, так как не терпят напраслины, невежливого обращения, бунтуют против системы. Но он знает, как выживать в нечеловеческих условиях ГУЛАГа, опыт помогает ему проживать день за днём, ожидая своего теперь уже скорого возвращения домой.

Опыт – дело наживное, так говорят пожилые люди. Но опыт даётся каждому, а вот воспользоваться им умеют немногие. Я считаю, что следует быть умнее, учиться не повторять ошибок, а пользоваться не только своим опытом, но и опытом других людей, создающих произведения, этот опыт передающих.

Тематическое направление итогового сочинения Искусство и ремесло

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.


Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

| Искусство и ремесло.

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.


Сочинения по литературе для подготовки по данному тематическому направлению.

Ремесла в современном мире не утратили своей актуальности и популярности.
Ремесленное искусство и народные промыслы берут свои истоки с незапамятные времен и сохраняют историю народа и страны в изделиях народного творчества.
Национальные мотивы, опыт поколений, передающийся тысячелетиями, и умение мастеров всё это отражается в изделиях народные умельцев.
Изделия, созданные мастерами ремесленного промысла, такие как роспись по дереву, чеканка по металлу, гончарные изделия, украшения из бисера, кружево, прядение и многие другие, являются уникальными произведениями народного творчества.
Каждое изделия это результат творческое мысли мастера, отражением его любви к истории своего народа и согрето теплом умелых рук.

История создания и развития народного творчества и ремесленного дела насчитывает тысячелетия.
Восхищает верность ремесленников и промысловиков делу своих отцов, дедов и прадедов, передающих знания от отца к сыну.
Народные умельцы, передающие накопленные веками опыт, знания и прививающие любовь к народному ремеслу у нового поколения позволяют сохранить самобытность народа, при этом в каждом изделии отражается индивидуальность мастера и оригинальность в решении творческих вопросов.


Пример сочинения по тематическому направлению Искусство и ремесло:

Сочинение на тему: Искусство и ремесло

Искусство это неотъемлемая и значимая часть нашей жизни.
Оно зародилось на рассвете человеческой расы.
Древний человек уже передавал увиденное, свои эмоции и мысли, рисуя на стенах скал – это и послужило зарождением искусства.
Именно рисование стало первым витком в истории искусства, затем музыка и танцы.
Эти виды искусства можно считать самыми ранними, в какой-то мере первобытными.
Сегодня же существует большое разнообразие видов искусства: от пения и стихосложения до кино и театра.

Понятие «искусство» имеет много разных определений и трактовок, но каждый человек понимает его по-своему.
Для меня искусство – это трудоемкое сложное понятие, включающее в себя много компонентов.
По моему мнению, искусство – это эстетическая сила, которая приобщает человека к прекрасному, пробуждает разные чувства и эмоции, заставляет задуматься, обогащает наш духовный мир.
Настоящее искусство, на мой взгляд, должно «брать за душу», переносить человека в мир фантазий, вселять веру в чудеса.­ Когда я слышу слово искусство, я сразу представляю картинную галерею. Именитые художники тысячелетиями передавали нам свой талант и душу, запечатленную в своих произведениях. Мир не перестает восхищаться такими творениями как: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Звездная ночь» Ван Гога, «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера и др. Эти картины бесценны, они хранятся в разных музеях по всему миру, тысячи людей каждый день любуются ими, восхищаясь каждой линией.

Не менее значимым видом искусства для меня является архитектура.
Я мечтаю много путешествовать, посетить архитектурные памятники и значимые архитектурные сооружения, например: Биг-Бен, Красную площадь, Статую Свободы, Колизей, Египетские пирамиды и т.п.
Мне кажется, они хранят в себе тайну и частичку души своих создателей.

Искусство имеет большое влияние на человека.
Оно может заставить плакать или смеяться, ненавидеть или любить, горевать или радоваться.
Иногда искусство может быть единственным средством, которое поможет собраться духом и вдохновить на подвиг, даже когда мы духовно и морально сломлены.
Именно так во время войны люди не уставали бороться, хотя и были истощены как физически, так и морально.
Люди были истощены морально и страдали от тяжести пережитых потерь.
И даже выбившись из сил, солдаты шли в бой, напевая песни о Родине и о доме, о любви и о счастье.
Песни помогали им пережить ужасы войны.

Искусство, не смотря на его вид, имеет большое влияние на человеческое мировосприятие и занимает значимое место в современном мире.

Тематическое направление

« ОПЫТ И ОШИБКИ »


Универсальное вступление

По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь. И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.


Возможное вступление

  • Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни.
  • Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право и, преодолевая которые, мы приобретаем бесценный жизненный опыт.

Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении

«На ошибках учатся»,

«Все, что ни делается, к лучшему»,

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»,

«Знать бы, где упасть, обязательно соломки

бы подстелил»


Возможные тезисы

  • Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок.

(Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина…

Вспомним рассказ «Каникулы» Рэя Брэдбери , герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?...

А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне.

Николай Дмитриевич Телешов «Белая цапля» (сказка)



Возможные тезисы

2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт.

(Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой, именно благодаря ошибкам, он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)


Аргументы

  • Обратимся к рассказу В. А. Осеевой «Почему?» . В нем говорится о маленьком мальчике, который ….
  • Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.

Возможные аргументы

3. Опыт, предотвращающий ошибки.

( Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который помогает избежать ошибок в дальнейшем)


Аргументы

В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке…

Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.


Аргументы

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание…

Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.


Аргументы

Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице …

Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.


Возможные тезисы

4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война.

(Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)


Аргументы

Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»…

Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.


Аргументы

  • В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Аргументы

  • Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод гибели Пети Ростова)
  • Б.Васильев «В списках не значился»

Возможные тезисы

5. Опыт человечества. Отношение к природе.

(Чему учит нас опыт человечества, вся наша история? Один из важнейших уроков – это урок бережного отношения к Земле, к природе.)


Аргументы

Н. Н. Носов «Кукла»;

В.П.Астафьев «Царь-рыба»;

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»;

Рэй Брэдбери «ЗЕЛЕНОЕ УТРО»


Домашнее задание (к понедельнику) – на выбор

  • Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
  • Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
  • Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
  • Возможна ли жизнь без ошибок?
  • Родители и дети: дружба или вражда.

Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области

Федорова Тамара Ивановна

Использованы материалы сайта

http://sochitog.ru/obshee/obshee.html