Государство

Сочинение по картине А.А. Дейнеки «Зима

Сочинение по картине А. А. Дейнеки «Девочка у окна»
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске. Отец будущего художника был железнодорожным рабочим. С самого раннего дет]ства Александр интересовался живопись. Повзрослев, юноша поступил учиться в Курское железнодорожное учи]лище. Одновременно он посещал художественную студию. Его талант удивлял преподавателей, поэто]му они посоветовали ему продолжить образование в Харьковском художественном училище.
Произведения А. А. Дейнеки просты и сложны од]новременно. Они характеризуются выразительностью композиции и точным линейным ритмом. Художник тонко чувствовал красоту окружающего мира и ста]рался всячески подчеркнуть её в своих картинах.
Картина «Девочка у окна» была создана художни]ком в 1931 году. Здесь изображена девочка, стоящая у большого окна. За окном зимний пейзаж, деревья и скамьи, занесённые снегом. В картине контрастиру]ют белые и тёмные цвета. И это делает произведение особенно выразительным.
Фигурка девочки кажется такой одинокой. Почему- то возникает ощущение, что ей очень грустно. Может быть, девочка любуется зимним пейзажем за окном, и ей очень хочется отправиться на прогулку. А, может быть, девочка просто о чем-то думает. И созерца]ние заснеженной улицы помогает ей сосредоточиться. Улица залита лунным светом. Сейчас ночь, поэтому прогулку придётся отложить до следующего дня.
В доме тепло и уютно. Это подчёркивают тёплые тона. Для изображения дома художник выбрал корич]невые цвета. На коврике спит кошка. Эти пушистые зверьки всегда олицетворяют уют и тепло домашнего очага. Кошка спит так сладко и безмятежно, поэтому у нас нет повода сомневаться, что дома очень хорошо.
Очень интересна сама композиция картины. Ин]терьер жилого дома как бы противопоставляется хо]лодной улице. При этом каждая часть картины по- своему прекрасна! Дом выглядит надёжным, спокой]ным и уютным. Улица выглядит очень красивой, прак]тически сказочной. Может быть, снег выпал совсем недавно. И поэтому двор за окном выглядит по-настоящему необыкновенным. Нет ничего удивительного в том, что девочке очень хочется туда, где пушистые сугробы, где причудливые снежинки в свете фона]рей исполняют какой-то свой, никому не понятный танец. А ветви деревьев, украшенные снежным по]кровом, напоминают какую-то давно забытую сказку, прочитанную в далёком детстве.
Нельзя не обратить внимания на внешний облик девочки. У неё изящная фигурка. Девочка кажется очень подвижной, лёгкой и пластичной. Короткие во]лосы только подчёркивают эти удивительные качества ребёнка. Наверняка, девочка любит танцевать, бегать, прыгать, кататься на коньках. Можно не сомневаться, что всё это у неё прекрасно получается. Возможно, именно поэтому девочке так скучно дома. Ведь за окном открывается целый мир, полный разнообразных развлечений. Можно не сомневаться, что как только наступит утро, девочка отправиться на улицу. И её закружит водоворот зимних развлечений.
В зимнем пейзаже всегда есть нечто загадочное. Вот выпадает снег, преображая самые привычные предметы. Улицы приобретают совершенно особый вид. Снег делает их загадочными и неузнаваемыми. Немудрено, что начало зимы настраивает многих на лирический лад. Уже не пугает холод и ветер, со]всем не хочется оставаться дома. Ведь за окном настоящая сказка, завораживающая и изысканная. Как хочется стать героем этой сказки, почувствовать всю прелесть зимнего дня. Даже взрослые испыты]вают это желание. А дети это совершенно особый народ. Сказки и фантазии им кажутся реальными и правдоподобными.
Именно поэтому девочка на картине так зачаро]ванно смотрит в окно. Конечно, к виду из окна она давно привыкла. Но выпал первый снег. И сад за окном приобрёл особое очарование. Девочка узнаёт привычный парк. Но вместе с тем видит в нем что-то новое и интересное.
Можно догадаться, что девочка умеет видеть и чув]ствовать прекрасное. Она обладает совершенно осо]бым внутренним миром. Ей свойственна некоторая мечтательность, именно поэтому она способна подол]гу стоять у окна, рассматривая самые мельчайшие подробности окружающей обстановки.
Хочется ещё немного пофантазировать, рассматри]вая эту чудесную картину. Может быть, девочка не просто смотрит на заснеженный сад, а сама сочиняет сказку. Ведь столько по-настоящему интересных ска]зок связаны с зимней порой. Как тут не вспомнить сказку о Снежной королеве, которая на своих санях приезжает в город и забирает мальчика в своё ледяное королевство.
А, может быть, девочка хотела бы нарисовать красивый пейзаж за окном. И ей осталось только подождать до утра. Тогда девочка возьмёт в руки лист бумаги, карандаши и краски. Она нарисует заснежен]ный сад, придав ему сказочный колорит. Получится чудесный рисунок, который восхитит всех окружаю]щих.
Об этом можно только догадываться. Но как бы то ни было на самом деле, но картина любому зрителю кажется замечательной доброй, завораживающей и прекрасной. Чем дольше смотришь на неё, тем интереснее кажется произведение знаменитого худож]ника.

Дейнека Александр Александрович один с немногих художников, который сумел посвятить себя и технике, и искусству.
Он мог одновременно добывать знания и в железнодорожном училище, и в художественной студии.
Своему таланту автор везде находил применение.
Даже служа в Красной армии во времена революции, он с помощью искусства, вел усиленную пропаганду.
В свои произведения он вкладывал душу и жизнь своего народа.

Мое внимание привлекла к себе его картина «Зима. Девочка у окна».
Сразу мне она показалась какой-то мрачной, темной и даже незавершенной.
Но, видимо, в этом и есть ее привлекательность.
На переднем плане мы видим комнату с большим окном.
Возле него стоит девочка и задумчиво смотрит на улицу.
Рядом у ее ног на маленьком коврике спит кот.
Видимо, от батареи исходит тепло и ему очень приятно.
С одной стороны окна висят шторы.
На них горизонтальный узор разных цветов.
Единственным светлым пятном комнаты есть носки девочки, они чисто-белые по сравнению с другими вещами.
Вся комната изображена во мраке или темноте.
Нужно очень хорошо присмотреться, чтобы все там рассмотреть.

Полной противоположностью комнате есть вид из окна.
Он выходит на парк.
Там много деревьев, кустов и лавочка для отдыха.
Все это зрелище покрыто толстым слоем снега.
Изображено оно в холодно-белом цвете.
Даже кажется что видно сияние от света, попадающего на деревья.
Глядя на дальний вид, можно предположить, что на улице темно, но снег настолько чистый и яркий, что там светлее, чем в комнате.
Именно на этом ярком фоне очень хорошо прорисовывается темная фигура девочки.

Картина поражает своей экспрессивностью и резкостью в начале просмотра и завораживает, оставляя приятное ощущение при внимательном ее изучении.
Возможно, это не самое красивое произведение автора, но по эмоциональным чувствам, на мое мнение, одно из лучших.

Цель урока: формирование культуры устной и письменной речи при работе над произведением живописи.

Задачи урока:

  • совершенствовать умения строить текст-описание;
  • активизировать мышление и речь путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей;
  • формировать у учащихся умения употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка;
  • расширить лексический запас;
  • воспитывать бережное отношение к национальному культурному наследию.

Оборудование: мультимедийная презентация для доски Smart; презентация с видеорядом картин А. Дейнеки; рисунки учащихся на тему “Зима” (цветовые ассоциации).

Ход урока

– Школьный этимологический словарь, устанавливающий историю происхождения слов в языке, содержит следующую запись об одном из них: “тот, кто с умелыми руками”. Именно таким было первоначальное значение этого хорошо знакомого нам имени существительного. Попробуйте определить, о каком слове идет речь.

(мастер, умелец, художник)

– Каково современное значение этого слова?

(Ответы учащихся + работа с толковым словарем: “тот, кто создает произведения искусства; тот, кто работает в области изобразительного искусства; тот, кто достиг высшего мастерства в какой-либо сфере деятельности”)

– В чем различие между первоначальным значением слова и его современным значением?

(Современное значение связывает деятельность художника с творчеством)

– Сегодня мы будем говорить об уникальной личности, о человеке, который, работая в области изобразительного искусства, достиг высшего мастерства в этой сфере человеческой деятельности, став создателем многочисленных произведений искусства. Как, я думаю, вы уже догадались, мы будем говорить о личности конкретного художника и его картине. Итогом этого разговора должно стать сочинение-описание картины.

– Какой важной информацией о работе над сочинением-описанием картины вы уж владеете?

– Что вы ждете от этого урока?

– Сформулируйте цель занятия?

(Ответы учащихся + дополнение ответов: собрать необходимый языковой материал для написания сочинения; определить замысел художника; учиться слушать и слышать своего одноклассника и т.д.)

– Картина, как и художественный текст, – это произведение искусства. Но если текст – это произведение словесного искусства, то картина – произведение живописного искусства. При знакомстве с неизвестным нам литературным текстом или художественным полотном мы хотим одного – понять. Понять – значит постичь замысел автора.

– Личность художника, безусловно, ассоциируется с написанными им картинами. Предлагаю вам познакомиться с художником, имя которого пока для вас загадка, по созданным им картинам. Вашему вниманию сейчас будет представлена подборка полотен живописца. Постарайтесь определить круг интересов художника. Кто и что интересует его в окружающем мире?

(Демонстрация видеоряда картин А. Дейнеки)

– Каков круг интересов художника. Какова тематика его произведений?

(Спорт, город, труд)

– Кто для художника стал главным предметом изображения? (человек)

– Имя художника, чьи работы вы только что видели, Александр Александрович Дейнека. Перед вами его фотография.

<Рисунок 1>

Но гораздо больше для понимания личности живописца имеет автопортрет. Что такое автопортрет? (автопортрет – это портрет художника, написанный им самим)

(Знакомство с автопортретом)

<Рисунок 2>

На нас смотрит человек чувствующий, пристально всматривающийся в окружающее; он слово смотрит нам глаза в глаза и хочет о чем-то спросить, а может быть, и сказать. Но за художника говорят его картины.

– В 1930 году близкий друг Александра Дейнеки поэт Николай Асеев создает цикл стихотворений для сборника под названием “Кутерьма”. У этого сборника есть и подзаголовок – “Зимняя сказка”. Поэт предложил А. Дейнеке создать иллюстрации к сборнику. Определите лексическое значение слова кутерьма? (“суета, беспорядок”).

– Предположите, зная название и подзаголовок книги стихов, какие иллюстрации создал для нее А. Дейнека.

(Ответы учащихся)

– Вы тоже поработали дома художниками и передали с помощью цвета свое видение зимы. Прокомментируйте выбор цвета.

(Ответы учащихся)

В созданных вами рисунках преобладают белый, голубой, синий цвета.

– Обратимся к рисункам А. Дейнеки.

<Рисунок 3>

Удивил ли вас этот рисунок? Чем? (выбором цветовой гаммы и предметов изображения)

<Рисунок 4>

– Где происходит действие? Что хотел передать своим рисунком художник? Какое ощущение зимы донести до нас – зрителей и возможных читателей книги стихов?

(Ощущение холода, разобщенности людей, застигнутых морозом; каждый спешит по своим делам, не обращая внимания на других)

<Рисунок 5>

– Что общего между рисунками? В чем вы видите различие? (события снова происходят на улице; большая схематизация изображаемого, художник прорисовывает только контуры предметов)

Вывод: художник, создавая иллюстрации, следовал главному принципу своего творчества: писать для человека о человеке.

<Рисунок 6>

– Контурность характерна и для четвертого рисунка. Определите, сравнив с изображенным на предыдущих рисунках, позицию, которую занимает человек по отношению к видам зимнего города?

(Ответы учащихся)

– Человек, а это девочка, находится в комнате и смотрит через окно на улицу.

– Понимаем ли вы, что чувствует девочка? По каким деталям мы об этом догадываемся?

(Ответы учащихся)

А ребята сидят по домам,
За окошком – холодный туман.
На окошке – в два пальца лед
Даже в щелку взглянуть не дает…
Если лампочка не зажжена,
В темной комнате тишина:
Ни звонкого смеха, ни бодрого крика…
Скучно… Печально… Темно и тихо.

– Именно к этим строчкам создавался представленный рисунок. В чем совпадают текст и рисунок? (совпадение в настроении)

– 1930 год – время создания иллюстрации для сборника стихов. Через год в 1931 году Дейнека пишет картину, которую называет “Девочка у окна”.

<Рисунок 7>

Крайне редко художники превращают рисунок-иллюстрацию в целостное живописное полотно. А. Дейнека это сделал. Значит, ему интересна эта тема.

(Ответы учащихся)

– А у картины оно есть – “Зима”. Меняется ли наше понимание картины в зависимости от ее названия?

– Остановимся на названии “Девочка у окна”. Что первым обращает на себя ваше внимание на этой картине?

(Контрастная цветовая гамма; небольшое число деталей и т.д.)

– Запишем важные для понимания картины понятия (запись на доске): полярность (= контрастность) светлых и темных тонов, почти монохромное (=одноцветное) цветовое решение.

– Определите значение слова “монохромный” (одноцветный).

– Часто, описывая картину, мы обращаем внимание на ее композицию: рассматриваем задний и передний план, центральную часть. Подходит ли к этой картине традиционное трехчастное деление?

(Ответы учащихся)

– Перед нами полотно, где только два плана: передний и задний. А между ними окно. Но удивительно не только расположение этих двух планов относительно друг друга, но и то, какое место отводится каждому из них на картине.

Проведем небольшой эксперимент: листом бумаги закройте задний фон…, а теперь передний… Что вы увидели?

И изображенное за окном, и изображенное в комнате значимо для художника, занимая равное место на картине. Своеобразной связующей нитью, объединяющей мир за окном и мир в комнате, является девочка, которая, находясь в комнате, смотрит на улицу.

– Можем ли мы назвать данную картину сюжетной?

(Ответ учащихся)

– Опишем то, что находится по ту сторону окна. Перед вами таблица, которую необходимо заполнить, работая в парах. Это своеобразный план описания: что изображено? каким изображено по цвету и по настроению? Используем при заполнении таблицы словарик эпитетов в вашем учебнике (словарные статьи: “день”, “снег”).

(Вариант ответа)

(Чтение материалов таблицы)

– О чем говорят блики на оконном стекле?

– Комната. По сравнению с улицей она окрашена в темные тона. Замечательно небольшое стихотворение нашего современника Валентина Берестова:

День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?

– Опишем мир комнаты (заполнение таблицы)

– В комнате тепло? (кошка свернулась клубочком на коврике у батареи, героиня в платье с коротким рукавом)

– К этим двум строчкам я добавлю третью: “Тишина”. Если бы мы волей какого-то волшебства перенеслись в эту комнату, какие бы звуки мы услышали в тишине?

(Ответы учащихся: тихое постукивание часов, сопенье спящего кота, одинокий гул проехавшей мимо дома машины).

– Но ведь мы не можем слышать звуки. Мы только предполагаем, что они есть. Как тогда правильно оформить запись? (использовать конструкции:

(я словно слышу…, мне слышится…; и т.д.)

(Запись фраз на доске)

(Устное проговаривание)

– Не забудем название картины. Главной для художника стала девочка? Что необычного в ее изображении? (не видим лица).

– Мы точно не знаем, мы только догадываемся о том, что она переживает в душе. Как же тогда нам писать о чувствах героини картины? (использовать вводные слова: наверное, возможно, вероятно, может быть, быть может)

– Нам остается составить план будущего сочинения. Перед вами возможные названия пунктов. Как бы вы их расположили. От чего бы отказались?

Главная тема в творчестве А.А. Дейнеки.

Тема картины А.А. Дейнеки “Девочка у окна”.

История создания иллюстраций для сборника “Кутерьма”.
Композиция картины, ее значение.
Описание заднего плана.
Описание переднего плана.
Цветовая гамма картины, ее значение.
Собственное отношение к картине.

(Ответы учащихся)

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине, используя материалы, собранные на уроке.

При подготовке видеоряда картин А.А. Дейнеки были использованы материалы сайта

Дейнека Александр Александрович один с немногих художников, который сумел посвятить себя и технике, и искусству. Он мог одновременно добывать знания и в железнодорожном училище, и в художественной студии. Своему таланту автор везде находил применение. Даже служа в Красной армии во времена революции, он с помощью искусства, вел усиленную пропаганду. В свои произведения он вкладывал душу и жизнь своего народа.

Мое внимание привлекла к себе его картина “Зима. Девочка у окна”. Сразу мне она показалась какой-то мрачной, темной и даже незавершенной. Но, видимо, в этом и есть ее привлекательность. На переднем плане мы видим комнату с большим окном. Возле него стоит девочка и задумчиво смотрит на улицу. Рядом у ее ног на маленьком коврике спит кот. Видимо, от батареи исходит тепло и ему очень приятно. С одной стороны окна висят шторы. На них горизонтальный узор разных цветов. Единственным светлым пятном комнаты есть носки девочки, они чисто-белые по сравнению с другими вещами. Вся комната изображена во мраке или темноте. Нужно очень хорошо присмотреться, чтобы все там рассмотреть.

противоположностью комнате есть вид из окна. Он выходит на парк. Там много деревьев, кустов и лавочка для отдыха. Все это зрелище покрыто толстым слоем снега. Изображено оно в холодно-белом цвете. Даже кажется что видно сияние от света, попадающего на деревья. Глядя на дальний вид, можно предположить, что на улице темно, но снег настолько чистый и яркий, что там светлее, чем в комнате. Именно на этом ярком фоне очень хорошо прорисовывается темная фигура девочки.

Картина поражает своей экспрессивностью и резкостью в начале просмотра и завораживает, оставляя приятное ощущение при внимательном ее изучении. Возможно, это не самое красивое произведение автора, но по эмоциональным чувствам, на мое мнение, одно из лучших.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске. Отец будущего художника был железнодорожным рабочим. С самого раннего дет­ства Александр интересовался живопись. Но...
  2. В. А. СЕРОВ. “ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ” На этой картине изображена Верочка Мамонтова с радостно задумчивым лицом, исполненным абсолютной доверчивости и доброты, оно сидит за столом...
  3. Одним из известных мастеров портрета и живописцем является Серов Валентин Александрович. Его произведение “Девочка с персиками” есть одной из самых известных. На данный момент оно...
  4. Картина “Девочка с персиками” написана Вален­тином Серовым в 1887 году, когда художнику было всего 22 года. Это одна из первых его работ такого масштаба, сразу...

Дейнека Александр Александрович один с немногих художников, который сумел посвятить себя и технике, и искусству. Он мог одновременно добывать знания и в железнодорожном училище, и в художественной студии. Своему таланту автор везде находил применение. Даже служа в Красной армии во времена революции, он с помощью искусства, вел усиленную пропаганду. В свои произведения он вкладывал душу и жизнь своего народа.

Мое внимание привлекла к себе его картина «Зима. Девочка у окна». Сразу мне она показалась какой-то мрачной, темной и даже незавершенной. Но, видимо, в этом и есть ее привлекательность. На переднем плане мы видим комнату с большим окном. Возле него стоит девочка и задумчиво смотрит на улицу. Рядом у ее ног на маленьком коврике спит кот. Видимо, от батареи исходит тепло и ему очень приятно. С одной стороны окна висят шторы. На них горизонтальный узор разных цветов. Единственным светлым пятном комнаты есть носки девочки, они чисто-белые по сравнению с другими вещами. Вся комната изображена во мраке или темноте. Нужно очень хорошо присмотреться, чтобы все там рассмотреть.

Полной противоположностью комнате есть вид из окна. Он выходит на парк. Там много деревьев, кустов и лавочка для отдыха. Все это зрелище покрыто толстым слоем снега. Изображено оно в холодно-белом цвете. Даже кажется что видно сияние от света, попадающего на деревья. Глядя на дальний вид, можно предположить, что на улице темно, но снег настолько чистый и яркий, что там светлее, чем в комнате. Именно на этом ярком фоне очень хорошо прорисовывается темная фигура девочки.

Картина поражает своей экспрессивностью и резкостью в начале просмотра и завораживает, оставляя приятное ощущение при внимательном ее изучении. Возможно, это не самое красивое произведение автора, но по эмоциональным чувствам, на мое мнение, одно из лучших.