Работа

Сочинение по литературе Чацкий – победитель или побежденный? Кто Чацкий: победитель или побежденный? Чацкий победитель или побежденный рассуждение.

Коллекция сочинений: Чацкий - победитель или побежденный?

Зачем же так неблагосклонно

вы отзываетесь о нем?

За то ли, что мы неугомонно

Хлопочем, судим обо всем.

А. С. Пушкин

В основе пьесы "Горе от ума» заложен конфликт Чацкого с фамусовской Москвой. И всегда этот конфликт сводится к одному вопросу Чацкий - победитель или побежденный?

"В сонную тишину" фамусовского дома Чацкий ворвался как ветер. Но его "порывистое дыхание», "бурные радости», "громкий и неудержимый смех», "искренняя нежность», и "пылкое негодование» неуместны здесь. В доме, где все построено на притворстве и на обмане, где дочь прячет свою влюбленность в Молчалина от отца, а отец свои "шалости» с Лизой от дочери, искренность Чацкого - "незванная гостья». В обществе, "где тот и славится, чья гнулась шея», независимость Чацкого делает его "опасным человеком». Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий "властей не признает», так же как не признает чинов и богатства "отцов отечества», которые "грабительством богаты». И потому в доме Фамусовых Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его "дичатся как чужого».

Но зачем он здесь?

Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: "служить бы рад, прислуживаться тошно».

Любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия, так как нельзя сохранить одновременно это чувство и весь строй своих представлений о жизни, о человеке.

Появление Молчалина заставляет Чацкого раздумывать о том, "какою ворожбою умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который "на цыпочках и небогат словами». В этом столкновение с Молчалиным слышится уже предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой. Чацкий возмущен духом "пустого, рабского, слепого подражанья», он оскорблен поклонением ничтожеству. И монолог. "Да, мочи нет: мильон терзаний...» - единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких, значительных. "Ничтожество не терпит в своей среде высокого, оно озлобляет, смущает, дразнит людей низких». И оно, фа-мусовское общество, объявляют благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. Высокие порывы кажутся неестественными в этом обществе, нелепыми, даже смешными. Веда Чацкий для них смешон, хотя они его боятся. Смесь страха и желания потешаться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: "С ума сошел!». Этот поединок - не новый, но и не стареющий.

Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Но поединок не прекращается, ведь человека нельзя освободить от человечности.

И хотя в фамусовском обществе Чацкий не находит себе союзников, он не одинок. В одном лагере с ним и двоюродный брат Скалозуба, и племянник Тугоухов-ской. И их "идеал свободной жизни» определен: "это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество», это свобода "служить или прислуживаться», "жить в деревне или путешествовать». И Фамусов, и другие знают это, и, конечно, про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить. И Гончаров пишет, что "Чацкий сломлен количеством силы старой, нанеся ей смертельный удар качеством силы свежей». У Гончарова Чацкий - вечный обличитель лжи: Один в поле не воин». Нет, воин, если он - Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва».

Делая вывод из этой фразы, мы видим, что Герцен считает Чацкого и победителем, и побежденным, но я больше согласна со Смольниковым: "Трудно согласиться с Гончаровым в том, что "количество силы старой» сломало бунтаря и вольнодумца Чацкого. Да, ему не удалось пробить стену фамусовщины, молчалинщины, скалозубщины. Однако, в свою очередь и его противникам не удалось нанести ущерба убеждениям героя Наоборот, как верно отмечает Гончаров, он и наносит ей "смертельный удар качеством силы свежей».

И Чацкий будет до тех пор победитель, а не побежденный, пока под одной кровлей будет уживаться старое с молодым, где два века будут сходиться лицом к лицу.

Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Ученика 9 класса «Г»

Сергеева Григория Константиновича

Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна

Оценка: хорошо

«Горе от ума» — одно из ярчайших произведений русской литературы. Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек – Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.

В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.

Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и в мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается более крепкой живучестью от других произведений слова.
Главная роль в комедии “Горе от ума”, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Однако о Чацком многие недоумевают: что он такое?
Фамусов говорит о Чацком: “Он славно пишет, переводит”. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся - нетрудно догадаться почему.
“Служить бы рад, - прислуживаться тошно!” - намекает он сам.
Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.
Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин - полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. А.С. Пушкин писал: “Между мастерскими чертами этой прелестной комедии -недоверчивость Чацкого в любви Софьи к Молчалину - прелестна! - и как натурально! Вот на нем должна была вертеться вся комедия...”
Черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии “Горе от ума”, прежде всего в образе Чацкого. В этом образе Грибоедов впервые показал “нового человека”. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.
Печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен Чацкий, он противопоставлен миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. С понятием “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном. Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Загорецких. Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.
Так кто же все-таки Чацкий? Я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из Москвы, в идейном и моральном плане Чацкий остается победителем. Это и подтверждают слова И. А. Гончарова: “Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. Чацкий - победитель, передовой воин, застрельщик и - всегда жертва”.


Чацкий? Победитель или побежденный? Автор «Горе от ума» Гончаров говорил о Чацком, что тот «...победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва». Я думаю, что прямо в этих выражениях содержится ответ на поставленный ранее вопрос. Однако дать ответ на него однозначно нельзя, поскольку позиция автора и характер самого героя по природе своей неоднозначны.

Чацкий - герой, который всегда против всех, и развязка конфликта сразу предугадана. «Чацкий сломлен количеством старой силы», - так говорил Гончаров.

Правда, с первого взгляда любовный конфликт данной комедии закончен, и падение персонажа в данной истории его любовных чувств к Софье абсолютно понятен.

Однако, с другой стороны, назревает такой вопрос: можно ли сказать, что «выпроваживание» Чацкого из общества Фамусова - это победа над персонажем? Гончаров не просто так вводит в произведение внесценических героев - брата Скалозуба, князя Федора. Такие личности, как Чацкий, осуждают и не принимают постулаты «века минувшего», пытаются жить по-своему и по-новому. Но мы-то видим, что в последствие их будет только больше, в конечном итоге они пересилят, потому что современные течения и взгляды всегда побеждают упрочнившееся и старое. И поэтому нужно признать, что конфликт таких персонажей, как Чацкий, с «древними» взглядами только возникает. Чацкий- «передовой воин, застрельщик», и вот почему он - «всегда жертва».

Однако существуют и психологические, внутренние основания того, что Чацкий будет повергнут. Его горячность и энтузиазм приводят к тому, что данный персонаж не осознал Софьиного отношения к нему, не взял в расчет Молчалина, и даже не смог правдиво вообразить мощь отпоры закоснелого фамусовского общества. Иногда складывается ощущение, что Чацкий не хочет и не будет понимать это: данный персонаж вдруг находит, что гости совсем не замечают его. Скорее всего, просто потому, так проще было выгнать Чацкого, назвав его сумасшедшим. Выходит, что проигрыш главного героя произведения - это и предостережение автора для тех, кто хочет изменить что-либо, но мощь соперника недооценивает. И сама жизнь героев удостоверила страхи автора, что снова показывает реалистичность и правдивость данной пьесы.

Однако я думаю, что в данном произведении существует некое ощущение будущей победы сил Чацкого. Фамусовское общество правда треснуло по швам, и после ухода Чацкого не будет тишины и спокойствия старым московским мужчинам и женщинам, потому что уверенность в стойкости своих позиций сокрушил всего лишь один человек. Поэтому Чацкого можно считать и победителем, и побежденным.


Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, когда отчетливо сложились два взгляда на современное устройство общества: дворяне-крепостники выступали за сохранение старого уклада жизни, отстаивали устоявшиеся нормы, прогрессивная же часть дворянства выступала за свободу личности, развитие образования, отмену крепостного права.

Этот сложный процесс и отразился в основном конфликте пьесы писателя.

С момента опубликования комедии не утихают споры: кто же в этом конфликте Чацкий? Победитель или побежденный? Известно высказывание И. А. Гончарова, который назвал Чацкого победителем, с другой стороны, мы знаем, что герой бежит из Москвы, разве бегство – это победа? На мой взгляд, Чацкого можно назвать и победителем, и побежденным, в зависимости от типа конфликта, который мы будем рассматривать.

Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова? Ответ прост: ради Софьи. В детстве они дружили, в юности были увлечены друг другом, и вот теперь, возвращаясь из путешествия, Чацкий спешит в дом Фамусова. И едва он увидел Софью, чувства возвращаются. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» - говорит он Фамусову. Герой эмоционален, порывист:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

И что он видит? – «Удивлены? и только? вот прием!». Чацкий сразу замечает холодность Софьи, но не хочет этому верить, как и всякий влюбленный человек. И он остается в доме Фамусова, чтобы выяснить причину равнодушия возлюбленной. На первый взгляд, кажется, что соперников у него нет. Ведь Молчалин, служащий секретарем в доме Фамусова «прежде был так глуп» (по словам героя). Он называет его «жалчайшим созданием», не способным любить. Скалозуб (которого так горячо встречает Фамусов, надеясь, что он станет его будущим зятем) тоже не рассматривается героем как соперник: разговор с ним убедил Чацкого в том, что Софья не может полюбить человека, который думает только о повышении по службе. В финале пьесы Чацкий становится свидетелем сцены, из которой узнает, что Софья любит Молчалина. И он уезжает из Москвы:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Но параллельно с любовным в пьесе развивается социальный конфликт. Чацкому, который пытается разобраться в чувствах Софьи, постоянно приходится сталкиваться с людьми фамусовского круга. Герой не привык лгать, он прямо говорит все, что думает, поэтому и возникает конфликт. Взгляды героя противоположны устоявшемуся мнению барской Москвы. Например, Фамусов ставит в пример своего дядю, который при Екатерине добился почета и уважения. Но чем? Умением прислужить. Для Чацкого это неприемлемо. Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он в ответ на монолог Фамусова. Герой хочет служить «делу, а не лицам», то есть Родине. Он уверен, что сейчас пришло другое время:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде…

Но представители высшего света держатся за старый уклад жизни, потому что он дает возможность жить в свое удовольствие, строить карьеру благодаря многочисленным связям, улучшать свое материальное положение. Вот, например, полковник Скалозуб признается:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Для Чацкого такой путь невозможен («Прошедшего житья подлейшие черты», - так он говорит о жизни, которую ведут крепостники). Герой открыто выступает против крепостного права, при котором человека можно выменять на «борзые три собаки». Или ради крепостного балета забрать детей от матерей и отцов, а потом продать их поодиночке. Чацкий проповедует развитие наук и образования, и именно это вызывает в фамусовском обществе такой гнев, что герой объявляется сумасшедшим. Как было сказано выше, он уезжает из Москвы, но не потому, что побоялся один пойти против света, а потому что Софья предпочла ему другого. Но разве Чацкий изменил своим взглядам? Разве он перестал в одиночку противостоять всей Москве? Нет, до последних минут своего пребывания в доме Фамусова он прямо и откровенно говорил, что думал. И в этом я вижу его победу. Не изменить идеалам, не стать таким, как все, пойти против мнения общества, отстаивая свои взгляды, – вот почему для меня Чацкий победитель. Именно такие, как он, в 1925 году примут участие в декабрьском вооруженном восстании и будут сосланы в Сибирь.

Таким образом, отвечая на вопрос: «Кто же Чацкий?» - хочу сказать, что для меня он победитель. Да, в любовном конфликте он проиграл, Софья предпочла ему другого. Значит, она была такая же, как все. Муж, подобный Молчалину, ей удобен: «муж-мальчик, муж-слуга». Может, и хорошо, что их пути разошлись. Гораздо важнее, что герой остался верен своим идеалам, и в этом его победа. А время все расставит по своим местам.