Деньги

Сочинение Пушкин А.С. Любовь и долг в понимании Татьяны Лариной

Роману "Евгений Онегин" А. С. Пушкин посвятил треть своей творческой жизни. Время написания романа совпало с периодом интенсивных нравственных исканий поэта, серьезной переоценки ценностей, определения новых жизненных ориентиров. Стремление к философскому осмыслению мира, главных этических проблем бытия и современного общества с необыкновенной полнотой отразилось в романе, в котором все события реальной жизни и сюжетного существования героев преподносятся сквозь призму авторского восприятия. Судьбы героев романа дают пищу для размышлений о взаи- мосвязи личности и мира, в том числе о проблеме счастья и долга.
Ни у кого нет сомнений в том, что Онегин несчастлив. Счастливым человека не может сделать ни происхождение, ни богатство, ни природная одаренность. Все это у Евгения есть. "Наследник всех своих родных", принадлежащих к высшему петербургскому обществу, наделенный такими качествами, как "резкий, охлажденный ум" и "счастливый талант" коммуникабельности, Онегин обделен чем-то важным, необходимым для счастья. Автор, рассказывая о Евгении как о своем приятеле, дает нам понять, что Онегина отличает удивительная душевная неразвитость. Рассказчик постоянно предлагает Онегину обстоятельства, которые для самого автора связаны с ощущением упоения жизнью, восторга и счастья. Онегин в этих обстоятельствах остается равнодушным.
Для автора театр — "волшебный край", о котором он говорит с огромным воодушевлением, показывая себя подлинным знатоком и ценителем русской театральной культуры. Но "почетный гражданин кулис" остается равнодушен и к "блистательной" Истоминой, и к "прелести необыкновенной" постановок Дидло. Автор как бы предлагает Онегину полюбить вместе с ним "бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость" балов, но Онегин появляется в гостиных, "как Child Harold, угрюмый, томный". Автор хотел ввести Онегина в круг своих друзей-литераторов, научить его наслаждаться "горячкой рифм", потому что в творчестве находит поэт спасение от душевных невзгод: "Пишу, и сердце не тоскует". Но из этого ничего не вышло, как они "ни бились", к тому же оказалось, что вообще Евгению "труд упорный... был тошен". "Счастье юных лет" автора составляла любовь, которая так преображала окружающий мир, что счастливыми становились даже предметы: "счастливое стремя". Но Онегин не умеет любить, для него любовь — "наука страсти нежной",-рассудочная игра. Показательно, что с первых страниц романа много говорится об уме героя, душа же упоминается только в связи с его "душевной пустотой". Большое значение для развития души могут иметь книги, что подтверждает пример Татьяны, но Онегин читал книги, чтобы "присвоить ум чужой". О душевной "глухоте" Евгения говорит и отсутствие родственных привязанностей. Узнав о смерти отца, он оказывается "довольный жребием своим", а дядя, по его мнению, когда умер, "лучше выдумать не мог".
Автор ведет Онегина по жизни, предлагая ему все новые
возможности счастья. Он как будто ждет, когда же Евгений, как Фауст, воскликнет: "Остановись, мгновение! Ты прекрасно!" — и посылает героя в "мир деревенской тишины", где сам автор провел "счастливейшие дни". Но "его Евгений" и здесь остается бесчувственным, его все так же, "как тень", преследует "хандра". Онегин не смог погрузиться в покой сельского однообразия, найдя "замену счастью" в привычке, как иной "деревенский старожил". Тогда автор умышленно сталкивает героя с миром душевности и сердечности, знакомя Онегина с людьми, у которых есть то, чем обделен Евгений.
"Душа" — первое слово, характеризующее Ленского. Оно присутствует во всех строфах, знакомящих нас с юным поэтом: "с душою прямо генетической", "дух пылкий", "его душа была согрета...", "...душа родная соединиться с ним должна", "...поэтическим огнем душа воспламенилась в нем". В душе живет и "доверчивая совесть" и счастье. Ленский — единственный герой романа, для которого счастье — естественное сиюминутное состояние. Для автора мгновения счастья были разлиты в воспоминаниях. Его отношение к счастью можно выразить словами И. А. Бунина: "О счастье мы всегда лишь вспоминаем". Ленский же так идеализирует мир, что может быть счастлив именно сейчас. Автор называет его "счастливцем", не раз повторяет, что тот "был счастлив", веселит читателя "картиной счастливой любви" Ленского, торопит "счастливый срок" его свадьбы. "Негодование ревнивое" лишь ненадолго выводит Ленского из перманентно счастливого состояния, в которое он быстро и радостно возвращается, как в состояние устойчивого равновесия, шепча: "...не правда ль? Я счастлив".
В рассказе о Ленском возникает нежный образ: "мотылек, в весенний впившийся цветок". Этот же образ связывается с Татьяной: "Так бедный мотылек и блещет и бьется радужным крылом..." В виде бабочки в античном искусстве изображалась Психея — прекрасная возлюбленная Амура и олицетворение души. Поэтичнейшую сказку о Психее создал Апулей, которого "читал охотно" автор в "садах лицея", связанного с целой вереницей счастливых авторских воспоминаний. Образ мотылька объединяет Татьяну и Ленского не только потому, что они тоже олицетворяют душу. Они оба столкнулись со стеклом онегинского бездушия, оставив на нем трещину. Но один разбился, а другая уцелела, несмотря на предсказание: "Погибнешь, милая..." "Доверчивость души невинной" Татьяны пробуждает к действию душу Евгения: "Ив сладостный, безгрешный сон душою погрузился он". И тут же впервые рядом с ним возникают слова о возможности счастья. "И был бы счастлив... сколько мог!" — по совести: "совесть в том порукой".
Но о счастье Онегин может говорить только в сослагательном наклонении, потому что осознает свою неспособность следовать долгу. Олицетворением долга в романе является супружество. Отношение к браку для Пушкина всегда было критерием зрелости человека. Осознание ответственности перед семейными обязательствами прекрасно выражено в "Сказке о царе Салтане". "Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь". Ленский, чье детство прошло в обстановке любящей патриархальной семьи, "для оной жизни был рожден", его представление о счастье не противоречило осознанию долга. В такой же сердечной обстановке "милой старины", имея перед глазами примеры матери и няни, воспитывалась Татьяна, поэтому для нее так естествен обычный ход семейной жизни: "...Была бы верная супруга и добродетельная мать". Онегин рос в отрыве от корней, не зная родительской любви, не докучаемый "моралью строгой". В его кругу супруг воспринимался как объект для насмешек: "...рогоносец величавый, всегда довольный сам собой, своим обедом и женой", — почти буквальное повторение варианта судьбы Ленского: "В деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат". Автор, будучи на каком-то этапе жизни "врагом Гимена", разделял отношение Онегина к браку, "ряд утомительных картин" которого обрисовывает Евгений в отповеди Татьяне. Но "блажен, кто вовремя созрел". В зрелые годы ценностные критерии меняются:

Мой идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой,
Да щей горшок, да сам большой.

Трагедия же Онегина в том, что формирование его души происходит с опозданием, в том, что "рано чувства в нем остыли", в том, что у него изуродовано понятие долга. Ложная "пружина чести" не дала Онегину прислушаться к голосу уже проснувшейся к тому времени души и выполнить нравственный долг, проявив себя "мужем с честью и умом" и остановив дуэль, поэтому он оказывается убийцей Ленского. Но и Ленским руководит "ложный стыд" бесчестья, нелепая мысль об обязанности быть спасителем Ольги от "ядовитого" "развратителя". Оба действуют, "как в страшном, непонятном сие", и один погибает "во цвете радостных надежд", а
другой остается "в тоске сердечных угрызений". В отношении к смерти Ленского проявилось разное осознание долга героинями романа. Легкомысленная Ольга "недолго плакала" о женихе, усыпленная "любовной лестью" улана. Татьяна долго грустит о погибшем поэте, осуждая себя за любовь к Онегину: "Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего..."
Татьяна быстро понимает, что ей Онегин "не может... счастья дать". Но сама способность любить — уже счастье. Это понимает автор и дает нам ощутить "счастливую силу мечтанья" Татьяны, вообразить вместе с ней "приюты счастливых свиданий", почувствовать "полумучительную отраду" знакомства с домом любимого, куда попадает героиня, "забыв на время все на свете". Это звучит, как грибоедовское: "Счастливые часов не наблюдают". Татьяна хранит "тайну сердца своего, заветный клад и слез и счастья". Для автора и "его милой Тани" любовь — напряженная работа души.
Душа Татьяны была готова к этому труду. Ее сформировали здоровый уклад деревенской жизни, близость к народной обрядности христианских устоев, вольная русская природа, чтение книг. Поэтому любовь к Онегину не разрушила душу Тани, а укрепила ее нравственное совершенство. Между прочим, воспитание Ольги складывалось из тех же составляющих, кроме чтения книг. Вот какова роль мировой культуры в формировании "Татьяны милого идеала"! За эту высоту души автор награждает Татьяну тем, что впоследствии сам признавал высшими ценностями бытия, альтернативами счастья: "...она сидит покойна и вольна". Онегину же в этих ценностях отказано:

Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Любовь охватила душу Онегина после того, как он узнал, что такое раскаяние. Но этот душевный опыт пришел к нему поздно. Когда Евгений давал суровый урок Татьяне и говорил: "Не обновлю души моей..." — он не знал, что будет влюблен, "как дитя". Для этой не готовой к труду детской души "сердечное страданье" оказалось "невмочь", поэтому Онегин чахнет: "...век уж мой измерен..." А Татьяна опять оказывается мудрее и выше, принимая Онегина "без гнева", не скрывая слез, откровенно говоря о своей любви и отказываясь от счастья ради чести и долга. В романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкин дал нам всем урок такой высокой нравственности, что, как писала М. И. Цветаева, "между полнотой желания и исполнением желаний, между полнотой страдания и пустотой счастья мой выбор был сделан отродясь — и дородясь". Этот выбор был сделан всей русской литературой.

После отъезда Онегина происходит переворот в судьбе Татьяны. Она убедилась в своем «оптическом» обмане. Восстанавливая облик Онегина по «следам», оставшимся в его усадьбе, она поняла, что её возлюбленный – человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она принимала.

Новый этап внутренней жизни Татьяны наступает, когда она осознаёт, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Этим новым шагом в своем внутреннем развитии Татьяна обязана Онегину. Теперь она ещё больше понимает его и ещё больше любит.

Через дневниковые записи Онегина героиня узнала его боль, раздумья о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открывалась душа человека, живущего напряженной жизнью, ищущего правды, истины. Глубокое одиночество Татьяны. Её безразличие к интересам мелкопоместного дворянства помогли сохранить любовь к Онегину, как самое дороге чувство. Главным итогом «исследования» Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни.

Не надеясь на взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой были «все жребии равны». Она любит Онегина и подчиняется своему долгу перед семьей.

«Законодательница зал», «равнодушная княгиня» осталась в глубине души прежней - сердечной, искренней и простой Татьяной. Её угнетает обстановка пышной роскоши, среди которой она теперь живет. Недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. Онегин и няня всегда были в её памяти. Няня умерла, и Онегин остался единственным дорогим для неё человеком.

Монолог Татьяны «А счастье было так возможно,// Так близко!// Но судьба моя // Уж решена.» свидетельствует о том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.

Татьяна не понимает чувств Онегина, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить её честь в глазах обществах, обвиняя его в корысти. Любовь Онегина для Татьяны «малость», «чувство мелкое», а в нём самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.

Монолог Татьяны отражает её внутреннюю драму. Смысл её не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, но в новых, сформированных под влиянием общества чувствах. Болезнь, от которой так мучительно избавился Онегин, поразила теперь Татьяну. Татьяна – живой человек, и поэтому «милый идеал» Автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимость супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказания и песнях. Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Обостренное чувство долга - доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Об этом писал Ф.М. Достоевский в очерке «Пушкин»: «…Татьяна - это тип твердый стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и конечно умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы».

Пушкин, закончив работу над основными главами «Евгения Онегина», бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: «Ай да Пушкин!..» Поэт, которого даже холодный Николай II признал «одним из самых умнейших мужей России», понял, что создал шедевр. Роман «Евгений Онегин» - легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность «золотого века», - до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение. Ведь автору «Онегина» пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину. И не случайно создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в театре - иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком... И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»? Многие считают, что главный герой романа - это все-таки сам Пушкин. Но в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это «добрый мой приятель». Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердцах жар угас...

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин «родился на брегах Невы», говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин. Автор и его герой - это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами...» Обобщая, Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее «высокой страстью». Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.
Для Онегина любовь - это «наука страсти нежной», у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству. Он пишет:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
На жизнь смотреть как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей...

Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что «и в деревне скука та же». Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди «дикого барства» в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это «ветошь маскарада», и не просто сочувствует, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою». Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.
Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: «Там, под сению кулис, младые дни мои неслись». Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит:

Но грустно думать,
Что напрасно была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Заключение

В результате анализа проблемы счастья и долга в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я пришла к выводу, что счастье по «Онегину» это то, что не может быть построено на бесчестии и на несчастье другого человека. Прав Ф.М.Достоевский говоря, что там, где нет сознания правды и долга, там нет и представления о счастье.

Я рассмотрела проблему долга и счастья с философской точки зрения и поняла насколько разнятся взгляды философов и писателей на проблему «соотнесенности счастья и долга».

Также я рассмотрела проблему счастья и долга на примере образов романа «Евгений Онегин». А.С.Пушкин благодаря образу Татьяны мастерски раскрывает эту проблему в своём произведении, ведь «выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям». А сама Татьяна, несомненно, героиня совести.

На каждом этапе жизненного пути, вспоминая Онегина, я буду по-новому видеть смыслообразующие ценности счастья и долга, в этом и суть романа, впрочем, как и всего творчества А.С Пушкина.

Список используемой литературы

    Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 8// Отечественные записки, 1844, № 12. т. XXXVII, отд. V, с. 45-72

    Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 9// Отечественные записки, 1845, № 3. т. XXXIX, отд. V, с. 1-20

    Бельская А.А. Тургенев и Гончаров: Этико-философские взгляды писателей.

    Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. - Москва, 1967.

    Бонди С. Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. // Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина Детская литература. – Москва, 1978.

    Долинина Н. Г. «Прочитаем «Онегина» вместе». // Эссе. ДетГИз-Лицей - СПб., 2005.

    Жуховицкий Л. А. Счастливыми не рождаются. // Политиздат - Москва, 1983.

    Кант И. Соч. в шести томах. // Том 4. Часть 2. - Москва, 1965.

    Климашевская И. В. Счастье и смысл жизни. - Москва: Народная асвета, 1986.

    Лотман Ю. М. «Роман А.С Пушкина «Евгений Онегин».// Комментарий: Пособие для учителя. «Просвещение» - Ленинград, 1983.

    Лотман Ю. М. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»// Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста. – 1975.

    Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. - Москва, 1963.

    Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах.// Теория. История. Словарь. – Москва, 2003.

    Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". - СПб., 1998.

    Пушкин А.С. Лирика. Поэмы. Повести. Драматические произведения.// Евгений Онегин. - Астрель, АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.

    Шопенгауэр А. Избранные произведения. - Москва, 1992.

Главная задача Пушкина в романе «Евгений Онегин» — описать своё время через образ заглавного героя — своего современника; важнейшими событиями, в которых проявились характер и убеждения Онегина, становятся история его любви к Татьяне и история его дружбы с Ленским. Поэтому закономерно, что в романе проблема выбора между чувством и долгом встаёт перед тремя героями (Онегиным, Татьяной, Ленским) и они демонстрируют разные решения этой проблемы.

Онегин ищет, но не может найти счастье в жизни, потому что сам хорошо не понимает, в чём оно, его счастье. Герой тратит свою молодость бесцельно и бесполезно. Обычные жизненные интересы русского дворянства (деньги, карьера, семья или прожигание жизни) его не привлекают: очень быстро

Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели... (1, XXXVII)

Однако найти другую, высокую цель он не может. Хотя, откровенно говоря, Онегин никогда серьёзно и не искал её. Для этого нужны «воля и рассудка власть» (5, XXX), а в характере героя нет этих важных черт, ни врождённых, ни воспитанных. Так он становится «лишним человеком».

Кроме того, Онегин не чувствует ни перед кем моральных обязательств. Он уверен, что никому ничего не должен: ни родным, ни семье, ни друзьям. Такой эгоизм (предпочтение собственных чувств и желаний) породил абсолютную свободу, из-за которой герою стало неинтересно жить:

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобно английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу... (1, XXXVIII)

Татьяна демонстрирует в романе совсем другую жизненную позицию: в её душе чувство и долг не противопоставляются, того, кого она любит и уважает, она должна поддерживать и в радости, и в горе. Любовные приключения её не интересуют, хотя она безотрывно читает о них в книгах. Она хочет быть женой любимого человека. Такой взгляд на счастье делает Татьяну близкой к простым (без модных светских затей) русским людям, например к няне Филипьевне. Достаточно сравнить высказывания обеих героинь. Няня рассказывает Татьяне о своей юности («В эти лета Мы не слыхали про любовь» 3, XVIII) и о свадьбе («Так, видно, Бог велел» 3, XVIII) — Татьяна в письме к Онегину пишет о том же:

То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой... (3, XXXI)

Внешне Онегин был как раз человеком из её мечты, то есть был похож на героя французского или английского романа, и она влюбилась, первая призналась в любви, молча выслушала в саду отказ вместе с нравоучением. Ею, каки Онегиным, овладела тоска, правда, другого рода, чем онегинская, — тоска от неразделённой любви. В несчастье проявился сильный и цельный характер героини: она не позволила, чтобы чувство неразделённой любви сломало её жизнь. Наоборот, её мозг и душа начали работать более активно, чтение книг из библиотеки Онегина углубило её понимание жизни и людей. Мечтательная и восторженная девушка превращается в серьёзного человека:

И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава Богу —
Того, по ком она страдать
Осуждена судьбою властной... (7, XXIV)

Чувство долга в Татьяне, в отличие от Онегина, чрезвычайно развито: в ней очень гармонично сочетаются личные желания и обязанности по отношению к семье и близким. Она, как и её мать, как и Ольга, выходит замуж без любви, то есть по расчёту, но это не мешает ей осознать свой моральный долг перед мужем.

Трижды в романе Онегин сталкивается с проблемой выбора: что предпочесть— чувство или долг? Сначала она встаёт перед заглавным героем, когда он неожиданно получает любовное послание от провинциальной барышни, которую видел один раз мельком в соседнем имении. Он, известный дамский угодник, «живо тронут был» (4, XI) письмом Татьяны и сразу понял, что барышня доверчива, неопытна, по-детски непосредственна. Скучающий в деревенской глуши Онегин могбы разогнать свою тоску очередным любовным приключением, которое, возможно, доставило бы ему несколько счастливых мгновений, но погубило бы наивную барышню, тем более что она и сама была готова погибнуть от любви, как героини её романов:

«Погибну, — Таня говорит, —
Но гибель от него любезна.
Я не ропщу: зачем роптать?
Не может он мне счастья дать». (6, III)

В сложившейся «чувствительной» ситуации Онегин выбрал долг (человеческий и сословный) и поступил действительно порядочно. Правда, этот благородный поступок дался ему без особого труда: ведь барышня ему не нравилась:

Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной. (4, XI)

Вторая ситуация выбора между чувством и долгом возникает для Онегина в ссоре с Ленским. Здесь Онегин ведёт себя, не думая о последствиях, а руководствуясь только мелким чувством досады. Евгений «надулся» (5, XXXI) на молодого приятеля за то, что тот привёз его на «глупый» деревенский бал к Лариным: и вот Онегин, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить. (5, XXXI)

Наутро после бала Онегин начал анализировать своё поведение и

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой. (6, IX)

Но это позднее раскаяние ничего уже не могло исправить. Легкомысленный поступок Онегина привел к трагедии: Ленский погиб на дуэли, а Онегин, выполняя требования сословного долга (дворянской чести), убил юного поэта и совершил непоправимое, с этого момента он постоянно чувствовал тяжёлые угрызения совести.

Ленский в той же ссоре с Онегиным демонстрирует свой выбор между чувством и долгом. Вернее, Ленский, как и Татьяна, не разделяет для себя долг и чувство, он вызывает Онегина на дуэль, соблюдая рыцарский долг перед прекрасной дамой: он хочет защитить от коварного соблазнителя любимую девушку (у Ольги нет ни отца, нибрата,кто бы вступился за её честь):

Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнём и вздохов и похвал
Младое сердце искушал...». (6, XV)

В третий раз проблема выбора между чувством и долгом возникает перед Онегиным, когда он и Татьяна встречаются в Петербурге после странствий героя по России и свадьбы героини. Для Онегина любовная история в восьмой главе принципиально отличается от короткого любовного приключения, бывшего с ним в деревне несколько лет назад, теперь он вроде бы по-настоящему влюбляется в Татьяну — блестящую княгиню, и она продолжает любить Онегина, хотя в её душе уже нет прежнего наивно-восторженного отношения к нему.

И вот, когда любовь серьёзно затронула душу героя, Онегин опять, как и в ссоре с Ленским, слушается только своего эгоистического чувства и легко переступает через все моральные (общечеловеческие) препятствия. Он преследует замужнюю женщину, всячески демонстрируя ей свою любовь, ставя её в ложное положение перед светским обществом, забрасывая любовными письмами. Ему безразлично, что подумают светские сплетники, наблюдая его ухаживания за Татьяной, самое главное — его страстные чувства. С начала романа он многое пережил и, конечно, изменился, но долг (моральный, а не долг чести) так и остался для него второстепенным понятием.

А Татьяна, как и прежде, чувствует моральный долг перед собой и семьёй, поэтому и не соглашается на предложение Онегина разделить его любовь. Дело не в том, что она не верит в искренность его любви, что предвидит скорое его охлаждение, — она считает, что её главный долг — быть верной мужу, нарушить его для героини невозможно. Благодаря правильному выбору, Татьяна достойно выходит из запутанного положения:

Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна. (8, ХLVII)

Такой выбор и такая любовь поражают Онегина. Недаром Пушкин пишет:

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражён. (8, ХLVIII)

Герой не обиделся, не разозлился на Татьяну, но искренно удивился, что долг перед кем-то может быть важнее собственных желаний.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что Пушкин в своём романе представил, как принято выражаться, «национальную картину мира», то есть взгляд русских на окружающую жизнь и нравственные ценности. Татьяна, Ленский, няня Филипьевна в любви видят судьбу, назначенную свыше, и, следовательно, долг перед Богом и людьми. А если уж приходится выбирать, то они предпочитают долг, так как для русского человека любовь — важное чувство, а долг — важней шее. Автор-рассказчик разделяет эту точку зрения: эгоистическое поведение Онегина он противопоставляет любви-долгу Татьяны и Ленского. Автор одобряет последний решительный поступок Татьяны (разрыве Онегиным); благородный поступок Ленского, стоивший молодому поэту жизни.

В любви, что понятно из пушкинского романа, русский человек очень ценит духовность, то есть понимание характера любимого человека, великодушие (прощение его недостатков), жертвенность. Именно духовность отличает любовь Татьяны к Онегину от любви её матери к Ларину-отцу или Ольги к Ленскому, а потом улану. Мать и Ольга не способны глубоко любить и понять близкого человека, но вполне могут привыкнуть и приспособиться к мужчинам, которые «волею судьбы» стали их мужьями.

А счастье было так возможно,

Так близко!..

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

А. Пушкин

Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина.

Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина.

В то время был еще жених

Ее супруг, но по неволе;

Она вздыхала о другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле:

Сей Грандисон был славный франт, Игрок и гвардии сержант.

Сначала она очень горевала, плакала и даже “с супругом чуть не развелась”, но со временем смирилась и привыкла к такой жизни.

Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть не развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольно стала.

Неужели действительно:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она?

Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой.

Он с трепетом к княгине входит;

Татьяну он одну находит,

И вместе несколько минут

Они сидят. Слова нейдут

Из уст Онегина. Угрюмый,

Неловкий, он едва-едва

Ей отвечает. Голова

Его полна упрямой думой.

Упрямо смотрит он: она

Сидит покойна и вольна.

Но, обретя покой, Татьяна не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло.

“А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна”.

Евгений тоже раньше думал, что “вольность и покой замена счастью”, но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, в конце концов обретшие взаимную любовь? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому, что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину:

“Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?"

Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой.

“А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...”

Только такой нравственный человек, как Татьяна Ларина, может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Сен 15 2016

Роману “Евгений Онегин” А. С. Пушкин посвятил треть своей творческой жизни. Время написания романа совпало с периодом интенсивных нравственных исканий поэта, серьезной переоценки ценностей, определения новых жизненных ориентиров. Стремление к философскому осмыслению мира, главных этических проблем бытия и современного общества с необыкновенной полнотой отразилось в романе, в котором все события реальной жизни и сюжетного существования героев преподносятся сквозь призму авторского восприятия. Судьбы героев романа дают пищу для размышлений о взаи мосвязи личности и мира, в том числе о проблеме и долга. Ни у кого нет сомнений в том, что Онегин несчастлив. Счастливым человека не может сделать ни происхождение, ни богатство, ни природная одаренность.

Все это у Евгения есть. “Наследник всех своих родных”, принадлежащих к высшему петербургскому обществу, наделенный такими качествами, как “резкий, охлажденный ум” и “счастливый талант” коммуникабельности, Онегин обделен чем-то важным, необходимым для счастья. , рассказывая о Евгении как о своем приятеле, дает нам понять, что Онегина отличает удивительная душевная неразвитость.

Рассказчик постоянно предлагает Онегину обстоятельства, которые для самого автора связаны с ощущением упоения жизнью, восторга и счастья. Онегин в этих обстоятельствах остается равнодушным. Для автора театр - “волшебный край”, о котором он говорит с огромным воодушевлением, показывая себя подлинным знатоком и ценителем русской театральной культуры.

Но “почетный гражданин кулис” остается равнодушен и к “блистательной” Истоминой, и к “прелести необыкновенной” постановок Дидло. Автор как бы предлагает Онегину полюбить вместе с ним “бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость” балов, но Онегин появляется в гостиных, “как Child Harold, угрюмый, томный”. Автор хотел ввести Онегина в круг своих друзей-литераторов, научить его наслаждаться “горячкой рифм”, потому что в находит спасение от душевных невзгод: “Пишу, и сердце не тоскует”.

Но из этого ничего не вышло, как они “ни бились”, к тому же оказалось, что вообще Евгению “труд упорный… был тошен”. “Счастье юных лет” автора составляла любовь, которая так преображала окружающий мир, что счастливыми становились даже предметы: “счастливое стремя”. Но Онегин не умеет любить, для него любовь - “наука страсти нежной”,-рассудочная игра. Показательно, что с первых страниц романа много говорится об уме , душа же упоминается только в связи с его “душевной пустотой”.

Большое значение для развития души могут иметь книги, что подтверждает пример Татьяны, но Онегин читал книги, чтобы “присвоить ум чужой”. О душевной “глухоте” Евгения говорит и отсутствие родственных привязанностей. Узнав о смерти отца, он оказывается “довольный жребием своим”, а дядя, по его мнению, когда умер, “лучше выдумать не мог”. Автор ведет Онегина по жизни, предлагая ему все новые возможности счастья.

Он как будто ждет, когда же Евгений, как , воскликнет: “Остановись, мгновение! Ты прекрасно!” - и посылает героя в “мир деревенской тишины”, где сам автор провел “счастливейшие дни”. Но “его Евгений” и здесь остается бесчувственным, его все так же, “как тень”, преследует “хандра”.

Онегин не смог погрузиться в покой сельского однообразия, найдя “замену счастью” в привычке, как иной “деревенский старожил”. Тогда автор умышленно сталкивает героя с миром душевности и сердечности, знакомя Онегина с людьми, у которых есть то, чем обделен Евгений. “Душа” - первое слово, характеризующее Ленского. Оно присутствует во всех строфах, знакомящих нас с юным поэтом: “с душою прямо генетической”, “дух пылкий”, “его душа была согрета…

”, “…душа родная соединиться с ним copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Счастье и долг в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!