Интернет

Сочинения. Роман А.Н.Толстого "Петр Первый" Другие сочинения по этому произведению

июля 29 2015

А. Н. Толстой начинает работу над романом «Петр I» в 1929 году, «когда трещит и рушится старый мир». Однако созданию романа предшествовала длительная работа Толстого над целым рядом произведений, отразивших интерес писателя к Петровской эпохе и послуживших подготовительным этапом для написания романа «Петр Первый». В 1917-1918 годах были написаны очерк «Первые террористы», рассказы «Наваждение» и «День Петра». вспоминал позднее об этих первых своих попытках подойти к изображению Петра: «В самом начале Февральской революции я обратился к теме Петра Великого: должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности…» В 1928-1929 годах Толстой снова возвращается к этой теме.

Он пишет историческую пьесу о Петре - трагедию «На дыбе». В ней значительно расширя-, ется круг изображаемых исторических лиц и событий (показывается столкновение Петра с царевичем Алексеем, превращения Марты Скав-ронской в русскую императрицу и др.). В «На дыбе» Толстой, по его собственному признанию, «еще не совсем освободился от идеалистических тенденций в обрисовке эпохи». Неоднократно говорил он также и о том, как Петра долгое время не складывался в его сознании с полной ясностью: «На «Петра» я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, я слышал его голос, но Петр оставался для меня загадкой в историческом тумане».

Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательных действий Петра, их закономерность и необходимость. Кроме того, одной из задач является «выявление двигающих сил эпохи» - разрешение проблемы народа. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение во всем построении произведения.

Толстой писал: «Исторический не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Итак, в центре повествования Толстого - Петр.

В романе Толстой рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. « , - писал Толстой, - является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи». Скука Преображенского дворца приводит Петра в слободу, к простым людям. Учителем Петра становится .

Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, «нарвская конфузил» - к реорганизации армии. Петр активно вмешивается в жизнь, изменяет ее. Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс: действия Петра целенаправленны, спокойны, решительны, исходят из реальности. Петр сравнивается с Софьей, с Голицыным, и доказывается его исключительность в деле преобразований. Но роман не становится биографией Петра. Еще раз подчеркнем, что Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение.

Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены крестьяне, солдаты, стрельцы, купцы, бояре, дворяне, действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве и т. д. Сюжетную основу романа составляют важнейшие события в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт и т. д. Однако отбор событий продиктован задачей показать становление личности в истории, иными словами, объяснить, как события воздействуют на формирование личности Петра. Роман очень динамичен, и динамичным его делает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом и между старым и новым («мужик с поротой задницей кое-как ковырял постылую землю»).

Первая глава романа знакомит читателей с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями разных групп людей. В экспозиции книги писатель показывает историческую необходимость преобразований. Иван Бровкин: «Того подай, этого подай… Тому заплати, этому заплати… Но - прорва, - эдакое государство!

Разве ее напитаешь? От работы не бегаем, терпим… Ох, ребята, лучше я убегу, зверь меня в лесу заломает, смерть скорее, чем это озорство…

» Волков: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие…» Купец: «Они одно знают - выхолащивать деньги в казну, а как эти деньги доставать - им все равно. Последнюю рубаху сними - отдай. Как враги на Москве».

Собрав такие высказывания, Толстой задумался: кто может встать во главе преобразований? Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой приходит к выводу: только Петр I. Уже в первой книге большое значение приобретают массовые сцены, изображающие противоречия между народом и правительством. Вторая , по свидетельству Толстого, «более монументальна, более психологична». Она начинается с изображения «неохотно» пробуждающейся Москвы и кончается картиной строящегося Петербурга.

Тут меньше исторических событий, больше психологических характеристик. Новое врывается в быт (семья Бровкиных). Третья книга посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. Толстой писал: «В ней будет показана законодательная деятельность Петра I, его новаторство в области изменений уклада русской жизни…» Даются описания Запада: Польши, Голландии, Франции.

Книга начинается с описания Москвы, причем оно дается по контрасту со 2-й книгой: Москва опустевает, затихает, центр перемещается в Петербург. В третьей книге описываются победы над Карлом XII, ставится проблема культурного развития России. Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике движения.

Это выражается в показе изменения жизни страны, быта людей. Велика тут роль вымышленных персонажей, которые не всегда эпизодичны, а чаще всего тесно связаны с жизнью Петра (Бровкины). Особенностью композиции книги является наличие авторских отступлений, в которых даются обобщенные характеристики и взгляд на прошлое с позиций современности. В заключение нельзя не сказать о том, что, помимо архивных документов и литературных источников, Толстой широко использовал в романе и фольклорный материал. В нем множество фольклорных образов и мотивов.

То мелькнет пословица, поговорка, острая народная шутка; то послышится отзвук народной песни или ; есть описания старинных обрядов. Обращаясь к фольклору, Толстой пытался показать богатый внутренний мир all soch 2005 русского человека. Некоторые исторические песни, как, например, песни о завоевании Азова, о строительстве Воронежского флота, о строительстве Ладожского канала, об основании на Неве новой столицы, дали писателю возможность отразить отношение народных масс к событиям петровского царствования, помогли осмыслить общий характер эпохи, уяснить роль изображаемых им событий и исторических лиц. Интересный отпечаток наложил фольклор и на общий склад повествования, местами необычайно близкий к народной речи. Работе над языком своего исторического романа Толстой придавал большое значение.

Еще в 1929 году в одной статье он подробно рассказывал о том, как старинные судебные документы XVII века оживили его интерес к народному языку, привели его к широкому использованию богатств живой народной речи. «В конце 16-го года покойный историк В. В. Калмаш, узнав о моих планах писать о Петре I, снабдил меня книгой. Это были собранные профессором Новомбергским пыточные записи XVII в. - так называемые дела «Слова и дела…». И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь… Я увидел, почувствовал - осязал: русский …

Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства». Изучая документальные материалы, отмечая наиболее типичные для языка XVII-XVIII веков выражения и слова, писатель стремился найти и зафиксировать прежде всего те слова и обороты речи, которые помогали ему передать колорит страны, но в то же время могли быть понятны и близки современному читателю.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роман А. Н. Толстого «Петр I» . Литературные сочинения!

Роман А. Н. Толстого для меня, человека, интересующегося историей России, имеет особую ценность. В романе мы находим описание эпохи, описание характеров (как характеров народных, так и характеров аристократов).

Прослеживаются также нити, связывающие народ и власть. Из романа Толстого мы получаем полную картину взаимоотношений власти с народом и народа с властью, так волнующую умы многих историков, так важную для меня. Проблема взаимоотношений народа и государства - это, без сомнения, вечная проблема России.

Конечно же А. Н. не мог обойти ее в своем творчестве.

Ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него проблемой личной. Толстому довелось жить и творить в очень непростой и противоречивый период нашей истории, когда, по моему мнению, проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. Поэтому правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь и понять и осмыслить прошлое - это значит понять и осмыслить настоящее и будущее (на мой взгляд, это утверждение не требует доказательств).

Эпоха петровских реформ, косвенных преобразований жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше, на мой взгляд, помогает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. ГДЗ взаимоотношения народа и государства явственно проступает с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное время. В романе показано волнение народа за свою судьбу и судьбу России.

Толстой верно показал, что русский народ не мыслит своей судьбы в отрыве от судьбы Отечества. Правда, по моему убеждению, народ России склонен бояться резких, коренных переустройств как жизни государства, так и переустройств жизни собственной. Возможно поэтому сторонники царевны Софьи, которая хотела безмятежного правления «по-старому», сумели направить народ против Петра, от которого ждали преобразований.

Сцены убийства Матвеева, народных волнений еще раз подчеркивают боязнь народа за свое будущее. Необразованная народная масса не лишена возможности понять необходимость перемен (возможно, этим и вызваны теперешние наши проблемы). Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительством Софьи. Петр начинает обретать поддержку народа.

Алексашка Меншиков, выходя из народа, становится его главным помощником. Из крестьянских детей сформированы Преображенский и Семеновский полки, так славно послужившие Отечеству. Придя к власти, Петр начинает реформы.

Начинает он их жестоко. Но Толстой, на мой взгляд, верно оправдывает эту жестокость. «Темный» люд не в силах понять свое благо, этим и вызвано насильственное его вовлечение в перемены.

Петр, насаждая обычаи, чуждые русскому образу жизни, вызывает народное недовольство, вылившееся в стрелецкий бунт. Жестокой расправой с бунтовщиками Толстой показывает нежелание государства понять психологию народа. Это, мне кажется, главная проблема отношений власти и народа в России. Огромная, на мой взгляд, заслуга А.

Н. Толстого состоит в том, что он сумел показать не только противостояние народа и власти, но и единение его с государством. Такой пример - сцены сражений со шведами. В этих сценах великолепно показано единение власти с народом, и прежде всего на примере царя.

Петр помогает перетаскивать пушки, находится в самой гуще сражений, ведет разговоры с солдатами. Тут Толстой показал, как исчезает пропасть, разделяющая власть и народ. Народ единый, народ могучий выступает на первый план.

Но в то же время у меня вызывает глубокое чувство горечи то обстоятельство, при котором народ и власть объединились. Неужели это возможно лишь перед лицом внешней опасности? Пока я прихожу к выводу, что да.

Задумав строительство Петербурга на отвоеванном устье Невы, Петр снова начинает прокладывать тот ров, ту пропасть, которая стоит перед народом и властью. Город растет «на костях». Это служит еще одним подтверждением: единство народа и власти в мирное время недостижимо. Для меня в романе Толстого «Петр I» отношения народа и власти предстали во всем их многообразии и противоречии, Для себя автор решает проблему однозначно: он отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.

Решить для себя этот вопрос должен каждый. Моя точка зрения совпадает с точкой зрения автора. Вряд ли можно оправдать страдания народа благими намерениями. Личность Петра оказалась столь значительной в истории России, что сама по себе воздействовала на эпоху.

Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен был такой человек, как Петр, и он сам искал применения своим силам. Действие романа разворачивается на огромном географическом пространстве: это от Архангельска до Черного моря, от западных ее рубежей до Урала; это и европейские города, где побывал Петр.

Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа - Петра. Писатель показывает Петра на протяжении двадцати пяти лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве в 1682 году, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиеву лавру, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Объективная судьба главного героя определила построение романа.

Однако еще до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая неизбежность преобразований очевидна. Страна как будто замерла в ожидании коренных изменений в жизни.

Это ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет осуществить ожидаемые в обществе грандиозные преобразования. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это.

В связи с этим интересно в романе противопоставление Василия Голицына Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. На этом фоне писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Автор показывает, как история сама выбирает Петра, как объективные обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.

Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные Петровского времени оживают под пером замечательного художника. В центре повествования - Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин, Александр Меншиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения А.

Н. Толстого не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования.

Воспроизводя живой облик Петровской эпохи, автор не ограничивается обобщающими картинами жизни народа. Роль народа в Петровских преобразованиях раскрыта в романе значительно глубже. В калейдоскопе многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье создавали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы.

А. Н. Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями. Крестьяне, например, роптали и на самого царя, собирались в разбойничьи шайки и уходили в леса, присоединялись к раскольникам, в поисках воли бежали на Дон.

Но было в отношении народа к царю и что-то другое: ропща и осуждая государя - «мироеда», «антихриста», - простые люди видели в нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в общении, отважного в бою. Не случайно писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и разговоры государя с людьми труда приоткрывают читателю его отношение к своему собственному народу. Голос народа звучит в авторской речи.

В широком эпическом размахе повествования о России эпохи Петра I ощущается позиция писателя-рассказчика, который говорит от лица народа, оценивает прошлое с его точки зрения. Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о Петре и его времени в романе - эта справедливый и объективный суд народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях при Петре I и запоминающиеся портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают неповторимую картину Петровской эпохи.

Роман А.Н.Толстого Петр Первый

Шемякина Людмила

11 кл.


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после

победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Исторический роман - сравнительно молодой жанр, возникший в литературе благодаря утверждению в ней принципов историзма . Причиной этого стали общественно-политические катаклизмы рубежа XVIII и XIX веков - Великая французская революция 1789-1794 годов, национально-освободительные войны этого периода. Историзм в искусстве художественно осваивает конкретное историческое содержание эпохи, ее неповторимый облик и колорит, описывает тенденции общественного развития, раскрывающиеся в событиях общенародного масштаба и личных судьбах персонажей.

Английский писатель Вальтер Скотт является родоначальником европейского исторического романа. Он впервые обратился к историческому документу для художественного воссоздания прошедшей эпохи. Писателю удалось передать специфику социальных отношений, идеологии, психологии и быта героев прошлого.

Русская историческая романистика начинается романами М. Загоскина ("Юрий Милославский, или Русские в 1612 году", 1829) и И. Лажечникова ("Последний Новик", 1833, "Ледяной дом", 1835). Блестящие пушкинские произведения - "Арап Петра Великого" (1828) и "Капитанская дочка" (1836) - также стоят у ее истоков. Вершиной этого жанра по праву считается роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир".

В 1920-30-е годы в русской литературе происходит заметная жанровая перестройка. На новом этапе литературного развития на первый план выходит эпос . Одной из форм его воплощения стал исторический роман!. Однако советские литераторы словно не замечают достижений прошлого. Так, М. Горький, давая восторженную оценку первым советским историческим романам ("Одеты камнем" О. Форш, "Кюхля" и "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянова, "Разин Степан" А. Чапыгина и "Петр Первый" А. Толстого), подчеркивал новизну этих произведений: "Создан исторический роман, какого не было в литературе дореволюционной".

По мнению М. Горького, произведения советских исторических романистов разительно отличались от своих предшественников прежде всего концепцией исторического процесса.

Развитие сюжета романа должно определяться взглядами и идеологической позицией писателя - его пониманием исторического процесса , взаимоотношений личности и эпохи, государства и человека, общества и индивидуума. Писатель либо вкладывает их в уста и поступки героя-протагониста, либо делает это в авторском публицистическом отступлении. Стремление отобразить художественными средствами эти проблем и обусловило бурное развитие исторического романа в первой половине XX как в советской литературе, так и в литературе русского зарубежья (в частности, в творчестве М. А. Алданова).

Первые советские исторические романы рассказывали о революционном прошлом России . Романисты видели в освободительной борьбе народа движущую силу истории, логическим завершением чего стала Октябрьская революция и образование Советского государства. С этой точки зрения освещались не только восстание Степана Разина (А. Чапыгин "Разин Степан"), крестьянская война Емельяна Пугачева (В. Шишков "Емельян Пугачев"), а также покорение Сибири Ермаком (Артем Веселый "Гуляй, Волга"), и трагическая судьба первого русского революционера (О. Форш "Радищев"), зарождение российской промышленности на Урале (Е. Федоров "Каменный пояс").

Индивидуальная реакция писателей на идеологический диктат, разнородный исторический материал и разные средства его художественного воплощения (биографический роман О. Форш, роман-сказ A. Чапыгина, роман B. Шишкова, тяготеющий к всеохватности, историческая хроника Е. Федорова), определяют общность подхода: главная тема всех этих романов - масштабный народный протест и усиление освободительной борьбы народных масс.

Совершенно иные события и герои интересовали романистов-историков русского зарубежья . Большой популярностью здесь пользовался жанр романа-биографии знаменитых деятелей культуры. Так, Нина Берберова (1901-1993) создала романы о наименее политизированных русских композиторах: "Чайковский, история одинокой жизни" (1936) и "Бородин" (1938). Михаил Цетлин (1882-1945) написал книгу "Пятеро и другие" (1944). Пятеро - это В. Стасов, М. Глинка, М. Балакирев, А. Бородин и М. Мусоргский. В числе других Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, В. А. Серов, Ц. Кюи.

Еще одна тема, к которой обращались писатели-эмигранты - революционное прошлое России. Например, М. Цетлин создал объемный роман-исследование "Декабристы: Судьба одного поколения" (1933). Однако, в отличие от советского идеализма, романисты русского зарубежья совершенно по другому понимали философию истории, которая, по их мнению, отнюдь не является путем человечества к прогрессу. Их интересовали не борьба классов и двуполярность социальных контрастов, но нравственность личности, вовлеченной в орбиту исторических событий.

«Петр 1»

«Чтобы понять тайну русского народа, - писал Л.Н.Толстой, - нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее...»

Отсюда становится понятным, почему именно эпоха Петра Первого, время бурных и решительных преобразо­ваний и перемен в России, могла так надолго приковать к себе творческое внимание А.Н.Толстого. Над историческим романом «Петр Первый», над подготовкой отдельных его томов Алексей Толстой, как известно, работал на протяжении примерно двух десятилетий.

В первой книге романа (1930) Петр как преобразователь показан тесно связанным со своим временем и средой. Писатель раскрывает в нем яркую одаренность большого государственного человека, видит в его смелой мысли, стойкости и упорстве отражение лучших черт русского национального характера. Одновременно автор правдиво показывает, какой непосильной тяжестью ложились из­держки реформ на плечи простого народа. Царь-реформа­тор выступает перед читателем не готовой, сложившейся уже личностью. Писатель изображает своего героя в дина­мике, в развитии, в процессе сложного его формирования.

Первый том захватывает самое раннее детство царя . Впервые читатель видит Петра испуганным ребенком в съехавшей набок Мономаховой шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица показывает его с крыль­ца народу. Вот он - двенадцатилетний подросток, «мальчик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит «хитрости» - продевать сквозь щеку иглу... Затем это Петр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор притязаниям своей старшей сестры Софьи: во время торжественного крестного хода в соборе он вступает с нею в пререкания, в резкий спор за право нести икону.

Далее это нескладный долговязый юноша, с еле пробивающимися усиками на загорелом лице, который неловко и застенчиво пытается танцевать заморский танец с Анхен Монс на веселой вечеринке у Лефорта в Немецкой слободе. Затем это молодой царь, вернувшийся из поездки в Европу. С неукротимой яростью расправляется он с непокорными стрельцами в октябре 1698 года, участвуя сам в жестоких казнях.

В сюжете романа особо оттеняется, что юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть . Петр по­степенно набирает силы, накапливает опыт, переживает неизбежную стадию первых неудач и поражений и тогда лишь подходит вплотную к осуществлению намеченных им преобразований.

Во втором томе (1934) читатель видит Петра в горячке его государственных начинаний - в подготовке новых законов и установлений, в мероприятиях по перевооружению русского войска, в строительстве флота. Толстой по­казывает его в обстановке азартной работы на Воронеж­ской верфи, в кузнице, где Петр сам участвует в ковке якоря для нового сорокапушечного корабля «Крепость»:

Под Нарвой мы видим Петра, со спокойной деловитостью заряжающего пушку; он метко стреляет, удачно попадая в стену крепостной башни шведов.

Показывая все это, А.Толстой полностью избежал идеализации «царя-плотника». Уже одна встреча Петра под Азовом с боярином Стрешневым, которого царь жестоко «учит» за допущенную тем халатность в снабжении войск продовольствием, - одна такая сцена исключает возможность упрека в идеализирующей гримировке Петра.

Из главы в главу, от одной части к другой в образе Петра выявляются все новые и новые штрихи. Он как бы на наших глазах превращается в зрелого государственного мужа, со спокойной рассудительностью осуществляющего свою трудную политическую программу.

В третьей книге (1945), когда А.Толстой рисует приезд Петра в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в обстановке победного штурма Нарвы, в сцене официальной капитуляции шведов, - он как будто вырас­тает на голову; в нем подчеркивается величавая осанка, властное спокойствие, уверенность в себе повелителя одно­го из сильнейших европейских государств... Особую ре­льефность, объемность фигуре Петра придает то, что рядом с ним или, вернее, вокруг него писатель дает целую серию портретов его современников - правителей соседних го­сударств, политических врагов Петра или его ближайших сподвижников.

Роман А.Толстого густо населен людьми, у каждого из которых не только свой облик, но и своя судьба. Но всех их объединяет поступательное и неуклонное движение вперед и вверх по жизненной лестнице. Толстой любуется тем, как выходец из незнатной среды Александр Меньши­ков становится первым сановником, правой рукой государя; как деревенская девчонка Санька Бровкина превраща­ется в знатную боярыню Волкову, а кабальный холоп Ивашка Бровкин вырастает в крупного негоцианта; как скромный иконописец из Палеха Андрюшка Голиков едет учиться своему ремеслу в саму Италию.

Роман А.Толстого «Петр Первый» остался незавершенным. Усилившаяся болезнь и смерть писателя (1945) оборвали работу. Последнее, что он успел написать, была шестая глава третьего тома.

В романе писатель изображает широкий поток исто­рической жизни, целую панораму страны, судьбы не только отдельных героев, узкого круга лиц, но и всего народа в его большом движении. Этим определяется и ряд таких суще­ственных моментов художественной структуры всего про­изведения, как широкая масштабность рисунка; выдвижение на первый план исторических, а не вымышленных героев; наличие хроникальных элементов в развитии сю­жета; многоплановость композиции и т.п.

Содержание третьей книги - это успехи преобразований, первые ощутимые плоды петровских реформ. Показана сила петровской армии, крепнущая военная мощь России начала XVIII века, и вместе с тем рисуется культурный подъем в русском обществе, властное проникновение нового, светского начала в аскетический средневековый уклад старой Руси. Создававшаяся в годы Великой Отечественной войны третья книга «Петра Первого» особенно ярко развертывает тему славы русского оружия, тему геро­изма и подвигов русских солдат.

За всем этим стоит одно - заветная мечта царя сделать Россию богатой державой, а русского человека счастливым. В утверждении этой гуманистической идеи и нашел Тол­стой разрешение своих сомнений относительно правдивости как прошлого, так и настоящего своей Родины. Любые, самые тяжкие, кровоточащие проблемы, считал он, обязаны отступить перед высшей истиной: «Цель всех усилий - человек, высшая творимая и творческая форма природы»

Роман А.Н.Толстого “Петр Первый”

Шемякина Людмила

11 кл.

Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милосл