Психология

Соколов-Скаля Павел Петрович. Соколов-скаля, павел петрович Павел соколов скаля

Павел Петрович Соколов-Скаля

(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.)

Автопортрет 1920 г.

Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961) был художником необычайно широкого диапазона. Он работал над станковыми живописными и графическими произведениями и с большим увлечением занимался монументальным и декорационным искусством, создавал масштабные панорамы и диорамы, газетные рисунки и карикатуры, книжные иллюстрации и плакаты. Это был художник неукротимого темперамента; любое дело, за которое он брался, буквально горело в его руках.

Соколов-Скаля родился в поселке Стрельна (пригород Ленинграда), в семье железнодорожного служащего. С 1914 года он живет в Москве и поступает в художественную студию И.И.Машкова.
"Когда он пришел ко мне обучаться, - вспоминал позднее Илья Иванович Машков, - показав мне множество … эскизов, я увидел у него неудержимую напористую страсть выявлять свои сложные мысли и чувства. Рисунки и все его работы дышали мощным мажором, радостью, бурей, переполняя границы своей юности. При его темпераменте, напоре в работе, желании изучить на практике живопись, мне было нетрудно его обучать… Он был жаден и старался без "размазюкивания" вбирать в себя все ценное и нужное".

Творческая юность Соколова-Скаля совпала с великими событиями бурных послеоктябрьских лет. Формирование его идейно-художнических взглядов протекало под воздействием великих революционных преобразований. В 1919 году художник оказался в Троицке на Урале, где он оформлял революционные праздники, писал плакаты, театральные декорации. В 1920 году Соколов-Скаля вновь приезжает в Москву и поступает в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).
После окончания Вхутемаса (1922) он работает в самых разнообразных жанрах: пишет портреты, пейзажи, бытовые сценки, многофигурные тематические картины. Однако главное в его творчестве - это картины, воспевающие мужество и героизм народных масс, их преданность идеалам коммунизма, партии Ленина.

Картина "Таманский поход" (1928) экспонировалась а Х выставке АХХР. Легендарный поход Таманской армии, пробившейся в 1918 году через контрреволюционный заслон, чтобы соединиться с основными силами Красной Армии, был изображен художником с большой экспрессией и темпераментом. Эта картина Соколова-Скаля, принадлежащая Государственной Третьяковской галерее, - одна из лучших картин советской батальной живописи.
В 1929 году художник создает известную свою картину "Путь из Горок" - монументальное полотно, в котором выразительно передано чувство великой утраты. В метель, жестокую стужу движется траурное шествие народа за гробом Ленина от Горок до железнодорожной станции.

Таманский поход 1928 г.

Путь из Горок 1929г.

Из других живописных работ довоенного времени следует отметить картины - "Окопная правда" (1931), "Братья" (1933), "Пленный курбаши" (1935), "Рабочий отряд уходит на фронт" (1937) и "Гибель начдива" (триптих "Щорс") (1938).

Гибель начдива (фрагмент триптиха "Щорс")

Триптих "Щорс" посвящен легендарному полководцу гражданской войны. Это значительное монументальное произведение, в котором жизнь Щорса показана в неразрывной связи с жизнью народа, отстаивающего великие завоевания Октября.

Особо хочется отметить созданное Соколовым-Скаля в 1939 году для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки панно "Штурм Зимнего Дворца".

Штурм Зимнего (фрагмент)

Через год автор повторил эту свою работу для Центрального театра Красной Армии. Это впечатляющее произведение передает драматизм и напряженность обстановки, утверждает революционный пафос народа.
С первых дней Великой Отечественной войны художественная жизнь страны обрела иное содержание. Ушла в тень станковая живопись. На вооружение были поставлены более оперативные, быстро действующие средства агитации и пропаганды - военный плакат и агитационные "окна", фронтовой изобразительный газетный и журнальный репортажи, броские листовки и открытки.

На четвертый день войны в Москве была создана художественная мастерская "Окна ТАСС" . В ней работали многие видные московские художники: П.Денисовский, П.Шухман, М.Черемных, Г.Савицкий, В.Горяев, Ф.Антонов, А.Бубнов, Г.Нисский, М.Горелов, А.Дейнека, Д.Мочальский, К.Финогенов, А.Лаптев… П.П.Соколов-Скаля становится одним из активных организаторов и автором "Окон ТАСС". "Окна ТАСС" завоевали большую популярность и имели огромный успех. Они выходили регулярно и фактически стали ежедневной изогазетой. "Окна" шли на заводы и в воинские части, перебрасывались через линию фронта к партизанам, посылались за границу.
Следует заметить, что "Окна ТАСС" заметно отличались от знаменитых "Окон сатиры РОСТА". Они выделялись жанровым разнообразием, более совершенной техникой исполнения, композиционной усложненностью рисунка, монументальностью.
С утра до поздней ночи на Кузнецком мосту, где располагалась мастерская, кипела работа, а когда фашистские орды рвались к Москве, художники и поэты не выходили из мастерской неделями. Как раз в это время появились плакаты-лозунги: "Ребята, не Москва ль за нами?", "Не отдадим Москву", "Ни шагу назад", "У врат Москвы, в боях кровавых погибнут полчища врагов".

Когда Красная Армия изгнала немецко-фашистские войска из Ростова-на-Дону и Тихвина, П.П.Соколов-Скаля создал "окно" из двух рисунков. На каждом был изображен фашистский фюрер, убегающий из этих городов. Поздно вечером, когда мастерская заканчивала размножение плаката, пришло известие о взятии нашими войсками Ельца, и художник немедленно делает третий рисунок: "Из Ельца бежит подлец, Будет помнить наш Елец!" Возникнув вначале в Москве, мастерские "Окон ТАСС" появились вскоре во многих республиках страны, в краях и областях России.
За плодотворную деятельность по созданию и выпуску "Окон ТАСС" Соколов-Скаля был удостоен Государственной премии СССР.

Во время войны художник написал серию этюдов к задуманным им картинам о Петре I, Иване Грозном. На художественной выставке, организованной в залах Третьяковской галереи к 25-летию Октября, Соколов-Скаля экспонировал полотно "Иван Грозный в Ливонии. Взятие крепости Кокенгаузен". Вслед за этим им был исполнен и ряд других произведений, посвященных этой исторической эпохе: "Иван Грозный и Владимир Старицкий", "Первый оттиск". Серьезной работой художника на историческую тему следует также считать созданную им уже после войны картину "Емельян Пугачев" (находится в Историческом музее в Москве).

Пугачев 1952 г.

Боярышня (этюд) 1940 г.

В 1944 году сразу же после освобождения Севастополя художник задумал создать диораму о городе-герое. Вместе со своим другом А.И.Плотновым Соколов-Скаля по свежим следам войны создает большую картину-панораму "Штурм Севастополя 9 мая 1944 года".

В 1954 году Соколов-Скаля возвращается к теме героического Севастополя, правда, по иному поводу: реставрирует вместе с коллективом художников панораму "Оборона Севастополя" знаменитого Рубо, поврежденную во время Отечественной войны.

Невозможно перечислить все, что создал за послевоенные годы этот замечательный художник. Полотно "Освобождение Калуги" (1946). Эта картина, помимо большой художественной ценности, обладает одним неоспоримым достоинством - она достоверна. Ведь художник был в Калуге в 1942 году как раз в момент ее освобождения. И все виденное зафиксировали в своем блокноте.
Глубоко запали в память и другие произведения Соколова-Скаля: "Краснодонцы" (за него художник также был удостоен Государственной премии СССР), "Из фашистского плена", "Штурм Кремля", "На великой стройке" (строительство Куйбышевской ГЭС), созданное бригадой в составе П.Соколова-Скаля, А.Плотнова, М.Володина, Н.Толкунова, В.Соколова и Л.Народицкого.

Куйбышевстрой 1956г.

Соколов-Скаля был прекрасным рисовальщиком. За свою жизнь он создал множество графических произведений: рисунки для газеты "Батрак" и к кинофильмам, серии рисунков "Годы и люди", "Средняя Азия"… Плодотворно работал художник и в книжной графике. Иллюстрировал "Детство" М.Горького, "Чапаева" Д.Фурманова, "Бориса Годунова" А.Пушкина, "Конька-Горбунка" П.Ершова, "Степана Разина" С.Злобина, "Пиковую даму" А.Пушкина… Соколов-Скаля успешно трудился и в области театрально-декорационного искусства. В 1944-1945 годы он оформляет спектакли и создает эскизы костюмов к постановкам Большого и Малого театров.

Портрет В.Маяковского 1930 г. Художник П.П. Кончаловскай

Художник большого дарования, Соколов-Скаля свой талант, свои знания, всю свою жизнь посвятил служению Родине. Ему было безразлично - большое или малое, первостепенное или менее важное дело ему поручали - любое задание он старался выполнить так, как ему то подсказывало его горячее, вдохновенное сердце.

Благодарим МГХ за предоставленные материалы и иллюстрации (Масловка - городок художников)


Художник за работой

Источник: www.maslovka.org
Дата: 1940-е годы

Соколов-Скаля Павел Петрович советский живописец и график, Народный художник.

Биография
Павел Петрович родился 21 июня (3 июля) 1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии. В 1906 году переехал с семьёй в Саратов, где провёл детские годы. Учился в 1-й мужской гимназии, посещал художественные курсы в Радищевском музее. В 1914 году переехал в Москву, где четыре года учился в студии И. И. Машкова. Гражданскую войну Соколов-Скаля провёл у дяди в Хвалынске. С наступлением мирного времени начался творческий путь художника, быстро добившегося признания как реалист и баталист. Соколов-Скаля стал художественным летописцем советской истории, среди наиболее известных его работ триптих "Щорс", картины "Взятие Зимнего дворца", "Таманский поход", "Освобождение Калуги". С 1926 года Павел Петрович являлся членом Ассоциации художников революционной России, с 1949 года – действительным членом Академии художеств СССР, в 1952 году вступил в КПСС. Как график Соколов-Скаля создал целый ряд известных плакатов, в первую очередь в период Великой Отечественной войны. В послевоенные годы участвовал в восстановлении панорамы "Оборона Севастополя", преподавал в столичных училищах. Скончался 3 августа 1961 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Сегодня картины Соколова-Скаля хранятся в ряде заграничных музеев, в Третьяковской галерее, в Музее Красной армии.

    Советский живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Член КПСС с 1952. Учился в студии И. И. Машкова в Москве (1914‒18) и в… … Большая советская энциклопедия

    - (1899 1961), советский живописец. Народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Учился в Москве в студии И. И. Машкова (1914 18) и Вхутемасе (1920 22). Преподавал в Студии военных художников имени М. Б. Грекова (1933 … Художественная энциклопедия

    - (1899 1961) российский живописец и график, народный художник России (1956), действительный член АХ СССР (1949). Исторические картины (Таманский поход, 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и диорам. Государственная премия СССР (1942,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1899 1961), живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Наполненные романтическим пафосом историко батальные картины («Таманский поход», 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и диорам.… … Энциклопедический словарь

    Род. 1899, ум. 1961. Живописец, график, книжный иллюстратор. Создатель полотен на исторические темы ("Таманский поход", 1928), панорам, диорам. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1949). Действительный член Академии… … Большая биографическая энциклопедия

    Соколов Скаля, Павел Петрович Павел Соколов Скаля Имя при рождении: Павел Петрович Соколов Скаля Дата рождения: 3 июля 1899(1899 07 03) Место рождения: Стрельна … Википедия

    Павел Соколов Скаля Имя при рождении: Павел Петрович Соколов Скаля Дата рождения: 3 июля 1899 Место рождения: Стрельна, Российская империя Дата смерти: 3 августа 1961 … Википедия

    Соколов Павел Петрович (1764 1835) русский скульптор, выдающийся мастер декоративной скульптуры классицизма. Соколов Павел Петрович (1863 ??) русский писатель, психолог и философ богослов. Соколов Павел Петрович (1823 ?) средний сын Соколова… … Википедия

    Павел Петрович (1899 1961), живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Наполненные романтическим пафосом историко батальные картины (Таманский поход, 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и… … Русская история

    Соколов-Скаля П. П. - СОКОЛÓВ СКАЛЯ́ Павел Петрович (1899–1961), живописец и график, нар. худ. РСФСР (1956), действит. чл. АХ СССР (1949). Чл. КПСС с 1952. Окончил моск. Вхутемас (1922). В годы войны – художеств. рук. Окон ТАСС (Гос. пр. СССравни 1942), рук … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Соколов-Скаля родился в Стрельне близ Санкт-Петербурга. Учился в студии И. И. Машкова в Москве в 1914-1918 годах. В 1918-1920 годах жил в городе Троицк Саратовской области. Работал там декоратором-постановщиком в городских театрах и занимался оформлением революционных празднеств. В 1920-1922 годах учился во Вхутемасе в Москве у И. И. Машкова.

Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен

С 1921 года художник стал членом общества художников «Бытие», потом был выбран председателем этого общества. 1923-1925 Работает в журнальной графике для журнала «Урожай», газеты «Батрак» и других. Соколов-Скаля работал и в книжной графике. Он рисовал иллюстрации и обложки для журналов «Красная нива», «Путь Мопра». Основная тема станкового наследия художника это картины на историко-революционную тему, портреты.

Путь из Горок

В 1926 году Соколов-Скаля стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Художник много работал в области советского агитационного плаката.
С 1929-1930 Соколов-Скаля был руководителем Центральных курсов АХР.

Даешь Варшаву!

В 1935-1939 с бригадой художников работал над созданием панорамы «Штурм Перекопа».
В 1939-1953 в составе бригад художников работал над живописными панно для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке, главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Музея революции СССР.

Зимний пейзаж с фигурой

Художник был одним из организаторов и художественным руководителем «Окон ТАСС» в Москве. В 1954 году занимался реставраторской работой, восстановив с группой других художников, в том числе В. Н. Яковлевым, панораму Ф. Рубо "Оборона Севастополя", которая сильно пострадала во время фашисткой бомбёжки 25 июня 1942.

Взятие Зимнего дворца

В 1942 году Соколов-Скаля был удостоин Сталинской премии. С 1942-1947 художник руководил художественной студией художников-пограничников. Параллельно работает в живописи. Художник работал над художественным оформлением спектаклей в Большом и Малом театрах, Театре драмы и комедии.

На хлопок

С 1948-1951 Соколов-Скаля преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства.
В 1949 году ему вновь была присуждена Сталинская премия. Он был избран действительным членом Академии художеств СССР, утвержден в звании профессора.

Обнаженная

В 1952-1953 художник преподавал в Московском государстверственном педагогическом институте, с 1953 по 1961 - в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

Портрет Васина

В 1956 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР.
Скончался Соколов-Скаля в Москве.

Краснодонцы. 1948

Соколов-Скаля П.П.
Холст, масло
200 х 298

Русский музей

Аннотация

Картину "Краснодонцы" называли "гимном комсомолу, молодежи". Она завершала цикл полотен, посвященных Великой Отечественной войне. На ней изображены герои войны подпольщики-молодогвардейцы, слушающие по радио исторический доклад главы Советского государства И. В. Сталина в день XXV годовщины Октябрьской революции. История борьбы и гибели подпольной комсомольской организации в шахтерском городке Краснодоне была описана А. А. Фадеевым в знаменитой книге "Молодая гвардия". Соколов-Скаля воссоздает героев своего полотна по этой книге и руководствуясь собственной художнической интуицией. В центре молодежной группы он помещает фигуру старого большевика Проценко, на первом плане у рации сидит Любовь Шевцова, правее, во весь рост изображен Иван Туркенич в военной форме, за столом слева записывающий передачу Олег Кошевой, за ним стоят Иван Земнухов и Сергей Тюленин, а правее сидит Ульяна Громова. Художнику удается передать экспрессивные психологические оттенки каждого из своих персонажей, но в целом все они подчинены единой идее. Картина была удостоена Сталинской премии вскоре после демонстрации ее на выставке "30 лет Вооруженных Сил СССР".

Биография автора

Соколов-Скаля П.П.

Соколов-Скаля Павел Петрович (1899, Стрельня Санкт-Петербургской губ. - 1961, Москва)
Советский живописец и график. Учился в студии И.И.Машкова в Москве (1914-1918), с 1922 - в его же мастерской по классу станковой живописи во ВХУТЕМАСе и у Мангари по классу монументальной живописи. Один из организаторов и участник группы "Бытие" (1921), член АХРРа (1924-1931), РАПХа (1931-1932). Автор картин на историко-революционные и патриотические сюжеты, книжный график, театральный художник. Возглавлял Центральную московскую мастерскую военно-политического плаката "Окна ТАСС" (1941-1946). В 1954 руководил работами по воссозданию панорамы Ф.А. Рубо "Оборона Севастополя". Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1949), действительный член и профессор Академии Художеств СССР (1949), народный художник РСФСР (1956).