Работа

Сообщение о человеке разумном кратко. Формирование человека разумного

Человеческая жизнь на Земле появилась приблизительно 3,2 млн. лет назад. До сих пор человечеству не известно достоверно, каким образом зародилась человеческая жизнь. Существует ряд теорий, которые предоставляют свои варианты происхождения человека.

Самые известные из этих теорий - это религиозная, биологическая и космическая. Существует также археологическая периодизация жизни древних людей, которая основывается на том, из какого материала в разное время производились орудия труда.

Эпоха Палеолита - появление первого человека

Появления человека связывают с эпохой Палеолита – каменного века (от греческого « палеос» - древний, «литос» - камень). Первые люди жили небольшими стадами, их хозяйственная деятельность заключалась в собирательстве и охоте. Единственным орудием труда было каменное рубило. Язык заменяла жестикуляция, человек руководился исключительно собственными инстинктами самосохранения и во многом был похож на животное.

В эпоху Позднего Палеолита завершилось умственное и физическое формирование современного человека, лат. Homo sapiens, человека разумного.

Особенности человека разумного: анатомия, речь, орудия труда

Человек разумный отличается от своих предшественников умением абстрактно мыслить и выражать свои мысли в членораздельной речевой форме. Человек разумный научился строить первые, хотя и достаточно примитивные жилища.

Первобытный человек имел ряд анатомических отличий от человека разумного. Мозговая часть черепа была значительно меньше по сравнению с лицевой. Так как человек разумный был более умственно развитым, его строение черепа абсолютно меняется: лицевая часть уменьшается, появляется плоский лоб, появляется подбородочный выступ. Руки человека разумного значительно укорачиваются: ведь ему больше не нужно заниматься собирательством, на смену ему приходит земледелие.

Человек разумный значительно совершенствует орудия труда, их уже существует более 100 видов. На смену первобытному стаду уже приходит сформированная родовая община: Homo sapiens четко определяет своих родственников среди множества людей. Благодаря умению анализировать, он начинает наполнять окружающие объекты и явления духовным смыслом – так зарождаются первые религиозные верования.

Человек разумный уже не так сильно зависит от природы: на смену охоты приходит скотоводство, он может также самостоятельно выращивать овощи и фрукты, не прибегая к собирательству. Благодаря тому, что человек смог приспособится к окружающей среде и бороться со стихийными бедствиями, его средний показатель жизни увеличивается примерно на 5 лет.

Позже, с усовершенствованием орудий труда, человек разумный создаст классовое общество, которое говорит, прежде всего, о материальном превосходстве и умении создавать личное имущество. Человеку разумному присуща вера в духи умерших предков, которые якобы помогают и покровительствуют ему.

Смотря на эволюционное развитие человечества, душу охватывает восхищение его силой воли и умением бороться с различными препятствиями на своем пути. Благодаря чему, человек смог не только выйти из пещеры, но и самостоятельно строить современные небоскребы, реализовываться в науке и искусстве, полностью подчинив себе природу.

Человек разумный, или Homo sapiens, с момента своего возникновения претерпел множество изменений - как в строении тела, так и в социальном, духовном развитии.

Возникновение людей, которые имели современный физический облик (тип) и сменили произошло в позднем палеолите. Их скелеты впервые были обнаружены в гроте Кроманьон во Франции, поэтому люди этого типа были названы кроманьонцами. Именно им был присущ комплекс всех основных физиологических особенностей, которые характерны и нам. Их в сравнении с таковым у неандертальцев достигло высокого уровня. Именно кроманьонцев ученые считают нашими прямыми предками.

Некоторое время этот тип людей существовал одновременно с неандертальцами, которые в дальнейшем погибли, так как лишь кроманьонцы оказались достаточно приспособлены к условиям окружающей среды. Именно у них каменные орудия труда выходят из обихода, а их заменяют более искусно обработанные из кости и рога. Кроме того, возникает больше видов этих орудий - появляются всевозможные сверла, скребки, гарпуны и иглы. Это делает людей более независимыми от климатических условий и позволяет осваивать новые территории. Человек разумный изменяет и свое поведение по отношению к старшим, появляется связь между поколениями - преемственность традиций, передача опыта, знаний.

Подводя итог вышесказанного, можно выделить основные аспекты становления вида Homo sapiens:

  1. духовное и психологическое развитие, которое приводит к самопознанию и развитию абстрактного мышления. Как следствие - возникновение искусства, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и живопись;
  2. произношение членораздельных звуков (зарождение речи);
  3. жажда знаний для передачи их своим соплеменникам;
  4. создание новых, более совершенных орудий труда;
  5. которая позволила приручить (одомашнить) диких животных и окультурить растения.

Эти события стали важной вехой в становлении человека. Именно они позволили ему не зависеть от среды обитания и

даже осуществлять контроль над некоторыми ее сторонами. Человек разумный и в дальнейшем претерпевает изменения, важнейшим из которых становится

Пользуясь благами современной цивилизации, прогресса, человек до сих пор пытается установить власть над силами природы: меняя течения рек, осушившая болота, заселяя территории на которых жизнь ранее была невозможна.

Согласно современной классификации, вид "Человек разумный" делится на 2 подвида - "Человек Идалту" и "Человек Такое разделение на подвиды появилось после обнаружения в 1997 году останков, которые имели некоторые схожие со скелетом современного человека анатомические особенности, в частности - размер черепа.

Согласно научным данным, человек разумный появился 70-60 тысяч лет назад, и за все это время существования его как вида, он совершенствовался под воздействием лишь социальных сил, потому что со стороны анатомо-физиологического строения изменений не обнаружено.

Предмет: История
Класс: 5
Тема урока по учебно-тематическому плану: Появление “человека разумного”.
Форма урока: Комбинированный урок
Оборудование: Учебник Уколова и др., контурные карты,документы, сравнительная таблица, История Мультимедиа комплекс, ЦОР “История древнего мира 5 классы”, издательство НФПК, ЦОР “История 5-е классы” издательство “Просвещение”, ЦОР “Атлас истории Древнего мира ”, собственная презентация
Цель: Доказать, что “человек разумный” наш современник.
Задачи: Развитие познавательного интереса

Воспитание любви к всеобщей истории и следственно к своей Родине

Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Ожидаемые результаты: самостоятельно продолжить рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объяснить разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнить отличия рас друг от друга и сделать выводы; выявлять закономерность исторического развития; сравнивать и делать логические выводы. Ответить на проблемный вопрос.

Цель урока: доказать, что “человек разумный” - наш современник.

Оборудование урока: карта “Территории государств в древности”, презентация, задания. Макеты орудий труда, подготовленные к уроку.

Опрос Д.З.

  • вопросы №1-3 (3чел)
  • задание №1-3 (устно)

Новый материал.

Назвать цель урока.

Открыть тетради и записать дату и тему урока.

“Появление “человека разумного”. (Слайд №1 )

На каких континентах жил древнейший человек. (Африка, Евразия ) Показать на карте.

Вспомним теории о происхождении человека (божественная, инопланетная, от крупного млекопитающего)

Чарлз Дарвин (Слайд №2)

Что такое эволюция (Слайд №3) Записываем в тетради.

Посмотрим, как происходило развитие человека или антропогенез – антропо (человек) и генез (развитие). (Слайд №4)

Кто изображен Слайд №5 . (южная обезьяна )

Кто изображен Слайд №6 .(обезьяночеловек)

Все вместе они составляли название “человек умелый”.

Когда появился “человек умелый” (ок. 2,5 млн. лет назад)

Какими были главные занятия древнего человека. (Слайд № 7)

Что такое собирательство.

Какой тип хозяйства вел древний человек.(присваивающее)

Почему. (все необходимое для жизни брал из природы )

Что умел изготовлять “человек умелый”. (орудия труда и оружие) (Слайд №8) + макеты орудий

Из какого материала человек изготовлял орудия труда и оружие. (Дерево и камень )

Как называется такой век, в котором орудия и все необходимое делалось из камня. (каменный)

Из скольких периодов состоит каменный век. (трех) Как они называются и что означают? (палеолит, мезолит, неолит)

Что способствовало развитию мышления человека? (труд)

Эволюция продолжалась и на смену “человек умелый” пришел “человек разумный”. (Слайд № 9) Запись в тетради.

К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец. Запись в тетради.

Где его родина. Читаем текст с.18 посл.абзац . Неандерталец (Приложение №10 ) получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Хоронили умерших в вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир. (Слайд №11 – 14).

Как назывались места, где древние люди по долгу останавливались. (стоянка) (Слайд №15)

Долгое время считалось, что неандертальцы были непосредственными предшественниками человека современного типа. Однако сейчас ученые отказались от данной точки зрения и считают неандертальцев тупиковым видом. Неандертальцы некоторое время жили с другим видом “человека разумного” - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции.

(Слайд № 16)

Есть ли сходство кроманьонца с современным человеком. (Да)

- Кроманьонцы – наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как современных людей, “хомо сапиенс, сапиенс”, т.е. “человек разумный, разумный”. Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете.

40-30 тысяч лет назад – появился кроманьонец . (запись в тетради )

Благодаря постоянному труду, объем мозга человека увеличивался. (Слайд №17)

Человек начинает все более осмысленно трудиться, учится говорить и общаться с сородичами.

Ледниковый период. (Слайд №18 ) Запись в тетради.

Во время оледенения в Европе лишь на короткий период земля оттаивала, и на ней появлялась скудная растительность. Но, ее хватало для пропитания – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей.

Как вы думаете, какое занятие становится главным у людей и почему. (Охота, т.к. осталась скудная растительность)

Охота в ледниковый период превращается в важнейшее занятие кроманьонцев. Орудия стали изготовлять не только из камня, но и из кости и рога диких животных.

Кроме этого появились костяные иглы, которыми шили одежду из лисицы, волка, и др. животных. (Слайд №19)

Какими способами охотились древние люди на диких животных. (Слайды №20-22)

Изменилось и жилище. (Слайд №23) Читаем. С 20 посл. Абзац.

Можно ли было охотиться на дикого зверя и строить дома в одиночку. (Нельзя)

Требовались десятки людей, организованных, собранных, дисциплинированных. Люди стали жить родовыми общинами. (Слайд № 24) Запись в тетради.

В такую семью входило несколько больших семей, которые образовывали род. Мужчины сообща охотились. Совместно изготовляли орудия труда и строили жилище. Особым уважение пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки.

Что делали женщины. (Занимались собирательством, готовили пищу, следили за огнем, сохраняли запасы пищи, шили одежд, и главное – растили детей)

Родом управляли старейшины – наиболее мудрые и опытные члены рода.

Сообщение на тему “Воспитание детей в родовой общине)

Как вы думаете, почему так жестко воспитывали доисторических мальчиков. (это время – время выживания, и от того как ты будешь подготовлен к жизни, зависит будущее тебя и твоих близких)

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы. Раса – группа человечества. Всего в мире их существует- три. (Слайд № 25) Запись в тетради.

Чем человеческие расы различаются. (Слайд № 26 – 28) (Цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа).

Вывод: расы различаются только внешними признаками. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Закрепление.

Задание №4. Группами и все вместе.

Вернемся к цели нашего урока. Вспомните, сегодня на уроке мы с вами говорили, что ученые называют кроманьонца и современных людей – “хомо сапиенс”,

“человек разумный”. Докажите почему? (внешний облик; человек приобрел качества, которые стали отличать от животного мира: сознание, труд, речь, общение)

(Слайд № 29)

Оценки за урок:

IV. Домашнее задание.

& 4 (в.1,2 у.); творческое задание. “Я – писатель”

Задание №1.

Вставьте недостающие слова.

А) Древнейшие люди жили на земле более ________ лет назад.

Б) Главным отличием древнейших людей от животных было ________.

В) Древнейшими орудиями труда были: ______________.

Г) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи _________.

Задание №2.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

В гроте Тешик -Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1.

Задание №3.

Продолжи рассказ. Почему старейшина так поступил?

“… Крек рассказал всё, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он попробовал разжалобить стариков.

Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

Огонь умер… - проворчал один начальник. – И пусть он будет отомщён.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились всё громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …”.

Задание №4.

Заполни таблицу, отметив знаком “+” членов родовой общины, которые выполняли перечисленные дела и обязанности. Подчеркни ту работу, которую мужчины, женщины и дети делают и в наши дни.

Дела и обязанности Мужчины Женщины Дети Старейшина
1 Рыть ямы и ловушки
2 Строить жилища
3 Изготавливать орудия труда
4 Шить одежду
5 Готовить пищу
6 Поддерживать огонь
7 Растить детей
8 Собирать фрукты, орехи, сладкие корешки
9 Проверять запасы пищи
10 Учить делать орудия труда
11 Рассказывать предания рода

Задание №5.(Домашнее задание)

Почему людей называют людьми? Для взрослого человека этот вопрос может показаться несколько «детским». Однако родителям зачастую довольно непросто ответить на него ребенку. Давайте же выясним, как появился человек разумный (homo sapiens) и что подразумевают под этим понятием.

Что подразумевают под определением «человек»?

Каково же понятие слова «человек»? Согласно энциклопедическим данным, человек - живое существо, одаренное разумом, свободной волей, даром мышления и речи. Исходя из определения, лишь люди обладают способностью к осмысленному созданию орудий труда и их использованию в ходе организации общественного труда. Кроме того, человеку подвластно передавать собственные мысли другим индивидуумам с помощью набора речевых символов.

Появление человека разумного

Первые сведения о человеке разумном датируются эпохой каменного века (палеолит). Именно в этот период, по мнению ученых, люди научились организовываться в небольшие группы в целях совместного поиска пропитания, защиты от диких животных, выращивания потомства. Первая хозяйственная деятельность людей заключалась в охоте и собирательстве. В качестве орудий труда использовались всевозможные палки и каменные рубила. Общение между людьми эпохи каменного века происходило путем жестикуляции.

Поначалу представители homo sapiens руководствовались при организации стадной жизни исключительно инстинктами выживания. В данном плане первые люди были больше похожи на животных. Физическое и психическое формирование человека разумного завершилось в период позднего палеолита, когда появились первые зачатки устной речи, в группах начало происходить распределение ролей, а орудия труда стали более продвинутыми.

Характерные особенности человека разумного

Почему людей называют людьми? Представители вида «человек разумный» отличаются от своих примитивных предшественников наличием абстрактного мышления, умением выражать свои намерения в словесной форме.

Чтобы понять, почему людей называют людьми, давайте исходить из определения. Человек разумный научился совершенствовать орудия труда. В настоящее время найдено более 100 предметов отдельного назначения, которыми пользовались при организации жизни в группах люди эпохи позднего палеолита. Человек разумный умел сооружать жилища. Хотя поначалу они были достаточно примитивными.

Постепенно на смену стадной жизни пришли родовые общины. Первобытные люди начали идентифицировать своих родственников, различать представителей вида, которые относятся к враждебным группам.

Организация примитивного общества с распределением ролей, а также наличие умения анализировать обстановку привели к устранению полной зависимости от факторов окружающей среды. На смену собирательству пришло выращивание растительной пищи. Охота постепенно была заменена скотоводством. Благодаря такой приспособленческой деятельности показатели средней продолжительности жизни человека разумного существенно возросли.

Осознание речи

Отвечая на вопрос, почему людей называют людьми, отдельно стоит рассмотреть речевой аспект. Человек - единственный вид на Земле, что умеет формировать сложные комбинации звуков, запоминать их и идентифицировать послания от других индивидуумов.

Зачатки вышеуказанных способностей отмечаются и у некоторых представителей животного мира. Например, некоторые пернатые, которые знакомы с речью человека, умеют довольно точно воспроизводить отдельные фразы, однако не понимают их смысла. По сути, это лишь подражательные возможности.

Чтобы осознавать значение слов, создавать осмысленные комбинации звуков, требуется особая сигнальная система, которая имеется лишь у человека. Биологи неоднократно пытались обучить отдельных существ, в частности приматов и дельфинов, системе символов, используемых для общения человеком. Однако подобные опыты дали малозначительные результаты.

В заключение

Возможно, именно способности доисторического человека к организации жизни в группах, общению, созданию орудий труда, распределению социальных ролей позволили современным людям занять доминирующее место на планете среди всех живых существ. Таким образом, допускается, что наличие культуры позволяет нам именоваться людьми.

Первый, самый протяженный отрезок первобытной истории является одновременно периодом антропогенеза - формирования современного физического типа человека, соединенного с развитием его социальности и культуры (социокультурогенез). Он

завершается появлением людей, внешне почти неотличимых от нынешних жителей Земли. С этого времени все человечество представлено подвидом Homo sapiens sapiens вида Homo sapiens (Человек разумный)

семейства гоминид, которое входит в отряд приматов. К гоминидам относятся современные и ископаемые люди. Одни ученые включают в семейство и двуногих ископаемых приматов, другие выделяют их в самостоятельное семейство. Последние известны по останкам из Южной и Восточной Африки и названы австралопитеками . Около 5 млн лет назад австралопитеки уже отделились от непрямоходящих приматов. Строением черепа они напоминали шимпанзе, но имели более крупный (примерно на 20-30%) мозг. Их гоминизация была вызвана переходом от жизни во влажных тропических лесах к условиям степей и саванн.

Австралопитеки были предками (скорее всего, непрямыми) первых людей - архантропов, которые появились около 2 млн лет назад. Древнейший из архантропов именуется Homo habilis (Человек умелый). Его мозг еще более увеличился, передняя часть черепа укоротилась и преобразовалась в лицо, зубы уменьшились, держался он прямее, чем двуногие обезьяны. (Сменивший его около 1,6 млн лет назад Homo erectus - Человек прямоходящий - по этим признакам еще ближе к нам.) Назвав самого древнего человека умелым, его открыватели стремились подчеркнуть культурное отличие людей от обезьян. Хабилисы уже изготавливали простейшие орудия труда, а не только пользовались камнями и палками, как обезьяны. Их изделия - оббитые гальки: камень превращался в грубое орудие несколькими ударами с одной стороны.

Индустрия галек - первая археологическая культура каменного века, иногда называемая дошелльской, а иногда олдувайской - по имени ущелья в Танзании, где английский ученый Л. Лики сделал выдающиеся антропологические открытия. Однако деятельность по изготовлению орудий придает хабилису человеческий статус отнюдь не столь прямо и однозначно, как может показаться на первый взгляд. Первые обработанные камни -древнее орудие первых людей. Они изготовлены австралопитеками. Очевидно, эти прямоходящие приматы пользовались палками, камнями, а в некоторых случаях могли обрабатывать их. Граница, отделяющая первых людей от последних прямоходящих обезьян, достаточно зыбка и условна. Похоже, что носителями культуры галек были те и другие. Длительное

время они сосуществовали, образовав переходную между обезьяной и человеком зону, где переплетаются различные ветви антропогенеза.

Восточноафриканские гоминиды бродили мелкими группами, поедая съедобные растения и охотясь на небольших животных. Люди постепенно расширяли преимущества, которые давали использование рук и прямохождение. Они лучше, чем высшие обезьяны, манипулировали предметами, дальше передвигались, звуковые сигналы, которыми они обменивались друг с другом, были точнее и разнообразнее. Имея развитые конечности и сложный мозг, архантропы могли совершенствовать инструментальные, ориентировочно-познавательные, коммуникативные и групповые навыки, выработанные высшими приматами. В сущности, первые люди не изобрели ничего принципиально нового по сравнению с тем, чем пользовались их соседи по африканской саванне. Но они неуклонно выделяли из общего фонда адаптивного поведения древнейших гоминид инструмен­тальные и социально-коммуникативные компоненты, строя, таким образом, культуру в дополнение к биологии. Останки австралопитеков сопровождаются орудиями труда спорадически, останки первых людей - постоянно.

Около миллиона лет назад африканские архантропы начали переселяться в Европу и Азию. Вторая археологическая культура палеолита, шелльская (700-300 тыс. лет назад), пополнила технический инвентарь человека важной новинкой - ручным рубилом. Это камень миндалевидной формы, оббитый с двух сторон, утолщенный у основания и заостренный с другого конца. Рубило - универсальный инструмент, им можно обрабатывать камень и дерево, копать землю, дробить кости. Такие орудия находят в Африке, Европе, Юго-Западной и Южной Азии. Их изготовители - представители разновидности Homo erectus, расселившиеся далеко от африканского очага антропогенеза. Не исключено, что они встретились там с местными гоминидами. Возможно, что к ним относился питекантроп , останки которого найдены на о. Ява (Индонезия). Это было прямоходящее существо с крупным (около 900 см 3), сложным мозгом. У поздних популяций человека прямоходящего его объем возрастает до 1000-1100 см 3 . Таков синан -268

троп , кости которого обнаружили в пещере Чжоукоудянь (недалеко от Пекина). Он представляет следующую палеолитическую культуру - ашельскую (400-100 тыс. лет назад). Набором орудий и антропологическим обликом ашельцы близки к предшественникам, но жить им пришлось в ледниковый период, а поэтому - обживать пещеры, пользоваться огнем и коллективно охотиться на крупных парнокопытных животных.

Около 300 тыс. лет назад популяции поздних архантропов начинают вытесняться новым видом - человеком с признаками Homo sapiens. Вид «Человек разумный» разделяется на два подвида: Homo sapiens neanderthalensis (неандертальцы) и Homo sapiens sapiens (Человек разумный разумный). Неандертальцы (палеоантропы) , жившие примерно 300-400 тыс. лет назад, были меньше ростом и коренастее современного человека, имели выступающие надбровные дуги и мощные передние зубы, но объемом мозга не отличались от современного человека. Неандертальцы создали мустьерскую культуру, значительно превосходившую разнообразием орудий предшествовавшие. Обитали они в пещерах и под открытым небом, но могли сооружать жилища из костей мамонтов и шкур. Очень интересна проблема появления духовной культуры у неандертальцев. Основанием для ее постановки служат захоронения мустьерцами умерших, где находят во множестве медвежьи кости. Эти археологические факты позволяют начать дискуссию о первых религиозных верованиях. Однако вести ее трудно из-за отсутствия изображений и знаков в мустьерской культуре. То же относится и к языку неандертальцев. По-видимому, неразвитость гортани препятствовала появлению у них членораздельной речи. Неандертальцы изъяснялись жестами, но, конечно, предположить в палеолите подобие языка глухонемых невозможно.

Соотношение примитивного и современного человека

Как показывает молекулярный анализ, неандертальцы не были прямыми предшественниками Человека разумного разумного. Сейчас принято считать, что он пришел из Африки, где самые ранние его следы появились около 100 тыс. лет назад. В Евро-

пе он обосновался 30-40 тыс. лет назад, вытеснив неандертальцев и в незначительной степени скрестившись с ними. Мустьерской культурой заканчивается ранний палеолит (некоторые исследователи выделяют ее в средний палеолит), и начинается поздний (верхний) палеолит. В придачу к орудиям появляются изображения, и культура приобретает более привычный нам, «полный» характер 1 .

С конца 1950-х гг. антропологические открытия в Восточной Африке неуклонно расшатывали слишком упрощенные представления об очеловечивающей роли труда и линейные схемы антропогенеза. Возраст человека пришлось удлинить по крайней мере на миллион лет, а вместо классической последовательности австралопитеки - питекантропы -синантропы -неандертальцы - кроманьонцы вырисовывается контур многоветвистого эволюционного древа высших приматов. Сейчас понятно, что помимо линии, ведущей к современному человеку, были и самостоятельные ветви ископаемых гоминид, рас­полагавших орудиями труда и, возможно, другими элементами культуры. Можно предположить, что эти боковые побеги антропогенеза имеют относительно

самостоятельный и завершенный характер, но тогда едва ли возможно трактовать их только как эволюционные предпосылки современного человека или как пробы и ошибки на пути к нему. Напрашивается важная теоретическая дилемма: существует ли культура только в единственном числе как атрибут Человека разумного или можно говорить о множественности культур, имеющих других авторов? Культура или культуры?

1 Следует заметить, что рассуждения о культуре полного или неполного состава имеют смысл только в сравнении с творениями человека современного типа. Достижения других биологических видов и подвидов при этом рассматриваются как шаги на пути к известному эволюционно-историческому результату, а их способность создать самостоятельные нетупиковые культуры отвергается. Однако, объявляя культуру человека современного физического типа константой, мы обедняем возможности, скрытые в качественно изменившихся за последние десятилетия данных по антропогенезу, а равно и в революционизирующих с другого конца знания о человеке достижениях молекулярно-генетических технологий. Напротив, признавая относительно самостоятельный характер досапиентных и раннесапиентных стадий эволюции, мы вносим научную основательность в дискуссию.

Пока только культура Человека разумного (точнее, его подвида - Человека разумного разумного) дает определения собственно культуры в качестве родового термина, являясь одновременно и родом, и видом. Но, во-первых , искусственную среду творят и в ней существуют не только прямоходящие приматы. Разумеется, у «венца природы» сейчас нет соперников в переустройстве планеты, однако развитые негоминидные культуры теоретически возможны. Во-вторых, к таким поискам подталкивают упомянутые антропологические открытия последних десятилетий. В-третьих , техноэволюция стреми­тельно приближает пору искусственного, заданного преобразования биологии. До XXI в. телесно-видовая конструкция, приобретенная человечеством на рубеже позднего палеолита, считалась неизменной. Сейчас преобразовательный порыв цивилизации перенесен с природы внешней на собственную фактуру человека. Изменение пола, создание искусственных органов, клонирование, вторжение в генетический код организма - речь идет о трансформации биологического естества Homo sapiens"а и, возможно, о возобновлении эволюции, «уснувшей» 40 тыс. лет назад.