Домашний очаг

Сообщение о рассказе дубровский. "Дубровский" - кто написал? "Дубровский", Пушкин

«Дубровский». В этом неоконченном произведении речь идет о двух враждующих дворянских семействах и о любви между их потомками: Владимиром Дубровским и Машей Троекуровой.

История создания

В основе сюжета лежит реальная история, которую Пушкину рассказал приятель. Один небогатый дворянин судился за землю с соседом и в результате оказался вытеснен из собственного имения. Оставшись без земли, зато с крестьянами, организовал банду и принялся грабить. Пушкин использовал этот материал практически целиком, изменив только фамилию главного героя.

Название разбойничий роман получил в 1841 году, при первой публикации, и дал его не автор, а издатель. Работа над произведением была начата в 1832 году, а последняя глава написана в феврале 1833 года. Закончить произведение и подготовить его к печати автор уже не успел. Литературоведы отмечают, что в этом романе Пушкина много моментов и ситуаций, схожих с теми, что можно найти в работах и прочих западноевропейских произведениях подобного жанра, написанных в то время.

Сюжет

Краткое описание сюжета романа таково: отец главного героя, небогатый отставной поручик Андрей Гаврилович, живет по соседству с бывшим сослуживцем, богатым генералом в отставке Троекуровым. В начале произведения отношения между соседями изображаются дружескими. Троекуров, правда, показан человеком жестоким и своенравным, с прихотями, самодуром, перед которым заискивают чиновники и соседи. Достаточно сказать, что Троекуров имеет обыкновение неожиданно запирать собственных гостей в одной комнате с голодным медведем и подает это как шутку.


Андрей Гаврилович Дубровский - дворянин и независимый человек, хозяин имения, однако большими средствами не располагает. Однажды соседи ссорятся. Началом размолвки становится дерзкое поведение троекуровского слуги, а заканчивается все тем, что Троекуров, подкупив суд, безнаказанно отнимает у Дубровского имение. Прямо в зале суда Андрей Гаврилович сходит с ума, а его сын Владимир, который служит в гвардии в чине корнета и живет в это время в Петербурге, вынужден теперь вернуться домой.

Дома герой находит отца в тяжелом состоянии. Вскоре тот умирает, а благородный герой, исполнившись жаждой мщения, поджигает собственное имение, теперь перешедшее в руки соседа-негодяя. В огне погибают и судебные чиновники, которые прибыли в бывшее имение Дубровских, чтобы оформить передачу собственности. Это ответ на вопрос, почему стал разбойником Дубровский. У героя после того, как он порвал с законом таким образом, не остается иного выбора.


Дубровский превращается в местного , и окрестные помещики в ужасе трепещут перед ним. Поместье злодея Троекурова герой, однако, обходит стороной. Однажды герою попадается учитель-француз, который едет к Троекурову, чтобы поступить к тому на службу. Дубровский подкупает этого человека и под его именем попадает в дом недруга, где начинает играть роль гувернера. Троекуров пытается провернуть с Дубровским любимую шутку с медведем, но герой убивает зверя, выстрелив тому в ухо.

К Дубровскому проникается любовью Маша, семнадцатилетняя дочь Троекурова. Отец же собирается против воли выдать девушку замуж за некоего князя Верейского, старика пятидесяти лет. Герой пытается предотвратить нежеланный брак возлюбленной, но опаздывает. Вооруженные разбойники во главе с Дубровским нагоняют свадебный кортеж, когда тот едет из церкви и следует в поместье Верейского, то есть уже после того, как брак заключен. Маша отказывается считать себя свободной и принимать помощь Дубровского, потому что с ее точки зрения уже поздно, свадьба состоялась, судьба предрешена.


Верейский наносит Дубровскому рану и оказывается в руках разбойников, однако герой велит не трогать того. Банда во главе с Дубровским уходит обратно в леса и там сталкивается с солдатами, которые прочесывают местность. Разбойники выходят из этого сражения победителями, однако правительство продолжает охоту за ними, и герой распускает шайку, а сам убегает за границу.

Пушкин сделал несколько набросков к завершающему, третьему тому романа, но это произведение так и не было создано. По предположению исследователей, Дубровский должен был вернуться в Россию после смерти мужа Маши, князя Верейского, вероятно, под личиной англичанина. Однако кто-то пишет на героя донос, и планы воссоединения с возлюбленной оказываются под угрозой.

Образ и характер

Пушкин дает яркий портрет Дубровского. Это молодой мужчина двадцати трех лет, среднего роста, безбородый, кареглазый, русоволосый, с прямым носом и бледной кожей, со звучным голосом. Умеет произвести величественное впечатление. Мать героя рано умирает, и воспитанием Владимира в детстве занимается отец. Позже герой отправляется в Петербург, где учится в Кадетском корпусе, а после выпуска зачисляется в гвардию в чине корнета. Служит в пехотном полку, расквартированном в Петербурге.

Дубровский демонстрирует такие качества, как смелость, щедрость, доброта, ум, отвага, великодушие. Живя в Петербурге, герой, несмотря на ограниченные средства семьи, мало задумывается о будущем и ведет расточительный образ жизни, играет в карты и влезает в долги. Ловко танцует вальс, умеет играть на фортепиано и проворен на охоте.


Отца герой знал мало, поскольку с юности жил в Петербурге и мало общался с родителем. Тем не менее Дубровский сердечно к нему привязан и тяжело переживает трагическую болезнь, а позже и смерть отца. Ради отца герой уходит со службы. Крестьяне относятся к молодому хозяину с уважением и присоединяются к нему, когда Владимир решает стать разбойником.

Встав на кривую дорожку, герой продолжает демонстрировать благородство: грабит не всех подряд, а только известных в округе богатеев, и никого не лишает жизни.

Любовь

История любви Маши и Дубровского проста. Юная героиня, выросшая на французских романах, живет мечтами о «красивой» любви. Среди людей, вхожих в дом Троекуровых, нет ни одного подходящего кандидата на роль пылкого возлюбленного, с которым Маше захотелось бы связать жизнь. Окружающих героиню мужчин интересуют в основном охота, деньги, выпивка - вещи приземленные и неромантичные. Молодой гувернер-француз, под личиной которого скрывается Дубровский, не похож на тех, кого девушке приходилось знать раньше.


Маша влюбляется в него после эпизода с медведем. Дубровский выглядит в глазах героини отважным и гордым героем, который «не намерен терпеть обиду», - нетипичное поведение для гувернера, то есть человека того рода, к которому в семье Троекуровых принято относиться с пренебрежением.

Сам Дубровский ради любви к Маше отказывается от планов мести, которые лелеял прежде, поступая к Троекурову на службу под чужой личиной. Позже Дубровский раскрывается перед Машей и сообщает, кто же он на самом деле такой. Это открытие пугает девушку. Маше известно о ненависти Дубровского к Троекурову, отцу героини. Дубровский, несмотря на неприязнь к родителю Маши, питает к ней нежные чувства и убеждает девушку в собственной искренности. Герой собирается бежать с возлюбленной, когда узнает о планах Троекурова насчет свадьбы, но случай ломает их планы.

Экранизации

Первой экранизацией романа «Дубровский» стал черно-белый американский фильм под названием «Орел». Это немое кино 1925 года с сильно переделанным относительно книги сюжетом. Роль Дубровского исполняет знаменитый актер и секс-символ эпохи немого кино Рудольф Валентино. В фильме корнет Дубровский, красавец-офицер императорской гвардии, отвергает любовные притязания самой императрицы , которая пытается соблазнить гордого молодого человека.


После этого герой становится изгоем, уходит из армии и возвращается домой, где находит отца при смерти, а фамильное имущество и землю - в руках негодяя Кирилла Троекурова. Отец героя умирает у него на руках, а сам Владимир, загоревшись жаждой мести, собирает шайку конных бандитов и под именем Черный орел принимается защищать угнетенных и бедняков, словно Робин Гуд. В финале герой с попустительства любвеобильной императрицы сбегает за границу вместе с Машей, избежав смертного приговора.


Следующая экранизация вышла в 1936 году в СССР. Это все еще черно-белый фильм, но на этот раз сценарист строго следует сюжету романа. Роль Дубровского исполнил .


В 1946 году вышла итальянская экранизация с Россано Брацци в роли Дубровского («Черный орел», или «Aquila Nera»). Сюжет снова заметно изменен. В этой версии Дубровский вместе с шайкой разбойников верхом врываются в поместье Троекурова прямо перед свадьбой, когда Машу должны были против ее воли выдать замуж. Дубровский убивает жениха-конкурента, который в фильме зовется «князь Сергей». Карета Троекурова, в которой тот пытается удрать от Дубровского вместе с дочерью, срывается в овраг, Троекуров гибнет, а Маша и Дубровский счастливо воссоединяются.


Первая цветная экранизация романа вышла в 1988 году под названием «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Это четырехсерийная мелодрама российского производства, где в роли Дубровского выступил . Никаких фортелей с сюжетом здесь нет, действие развивается в соответствии с пушкинским каноном.


Не так давно, в 2014 году, вышел полнометражный фильм и его пятисерийная версия для телевидения под названием «Дубровский» с в главной роли. Действие разворачивается в современной России. Дубровский превращается в московского юриста-карьериста, который зависает по модным клубам. Отец героя - отставной полковник, а Маша Троекурова - выпускница английского колледжа и дочь бизнесмена.

Цитаты

«Мы должны жить в праве народа».
«Спокойно, Маша. Я Дубровский. Можешь не бояться».

  • «Дубро́вский» - неоконченный (по крайней мере, необработанный) и не изданный при жизни роман А. С. Пушкина (1833 год), представляющий собой романтическую историю о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - отпрысков двух враждующих помещичьих семейств. Многие фразы из этого романа дожили и до нашего времени. Часто употребляется слово «троекуровщина», обозначающее правила и порядки, принятые у Троекурова (жестокое обращение к дворовым, неуважение к чинам и т. д.).

  • Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. Впервые издан в 1842 году.

Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. Незаконно было отнято имение его родственника. Ираклий Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах. Какой? – Решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова.

Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение.

Благородство - это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление - вот такие непохожие события соседствуют в романе.

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.


Произведение А.С.Пушкина «Дубровский» - 180 лет с момента издания

Несколько сюжетных линий :

- изображение русского барства;

- взаимоотношения крестьян и дворян;

- любовная линия.


Начало конфликта между героями

псарня Троекурова

душевное состояние Дубровского

  • иллюстрация художника Д.А.Шмаринова

Сцена в суде

Удалось ли Троекурову достичь цели: сломить гордость, растоптать человеческое достоинство бывшего друга?


иллюстрация художника

Б.М.Кустодиева




«Вы свободны!»

Какова, по-вашему, дальнейшая судьба Маши?


Пушкин спланировал дальнейшее развитие сюжета романа

Жизнь М.К.

Смерть кн.Вер.

Англичанин.

Свидание.

Полицмейстер.

Развязка


Говорящие фамилии.

Пушкин очень вдумчиво подходил к выбору имен для своих героев. Значимость имен, литературных персонажей берет свое начало из фольклора. Чаще всего через имя высвечивается суть основного конфликта. В шести произведениях Пушкина имя главной героини – Мария (“Капитанская дочка”, “Метель”, “Полтава”, “Дубровский”, “Бахчисарайский фонтан”, “Выстрел”). Мария – с древнеегипетского – Богом любимая, с древнееврейского – горькая.


«Дубровский» и другие виды искусства:

Дубровский (опера) - опера Э. Ф. Направника. Первая постановка оперы Эдуарда Направника «Дубровский» состаялась в Петербурге, 15 января 1895 года, в Мариинском театре, под управлением автора.

Дубровский (фильм) - режиссёра Александра Ивановского, 1935 год.

Дубровский (фильм-опера) - фильм-опера Виталия Головина по одноимённой опере Э. Ф. Направника. 1961 год

«Благородный разбойник Владимир Дубровский» - фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-х серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский», 1989 год.

The Eagle (фильм) - немой фильм с участием Рудольфа Валентино, 1925 год. Сюжет фильма значительно отличается от романа Пушкина.

Роман «Дубровский» А.С. Пушкина является наиболее известным русским разбойничьим романом, созданном в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основе романа лежит мысль о моральном разложении русского дворянства и его противостоянии простому народу. Раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат Александром Пушкиным (1799 - 1837) после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года.

Пушкин написал из задуманной трехтомной работы только 2 тома, второй из них был закончен в 1833 году, то есть работа над романом шла довольно быстро. Третий том так и не был начат.

Первая публикация сочинения состоялась спустя 4 года после гибели поэта на дуэли в 1841 году. Пушкин не оставил в рукописи названия романа и ему было предпослано название по имени главного героя «Дубровский».

Основой для произведения стал случай, рассказанный поэту его товарищем Нащокиным. Согласно рассказу помещик Островский, разоренный по вине высокопоставленного соседа, собрал своих крепостных и создал разбойничью банду. История заинтересовала Пушкина, как реалистичная основа для прозаического сочинения.

Анализ произведения

Основной сюжет

(Иллюстрация Б. М. Кустодиева "Троекуров выбирает щенят" )

Помещики Троекуров и Дубровский, отец главного героя Владимира, являются соседями и дружат. Ряд конфликтных ситуаций разводят друзей друг от друга и Троекуров, пользуясь своим особым положением, заявляет права на единственное имение соседа. Дубровский не в силах подтвердить свое право на имение и сходит с ума.

Приехавший из города сын Владимир находит отца при смерти. Вскоре старший Дубровский умирает. Не желая мириться с несправедливостью Владимир сжигает имение вместе с чиновниками, которые приехали оформлять его на Троекурова. Вместе с преданными крестьянами он уходит в лес и наводит ужас на всю округу, однако, не трогая людей Троекурова.

На службу в дом Троекуровых едет учитель-француз и благодаря подкупу Дубровский занимает его место. В доме врага он влюбляется в его дочь Машу, которая отвечает ему взаимностью.

Спицын опознает в учителе-французе разбойника, который обокрал его. Владимиру приходится скрываться.

В это время отец выдает Машу замуж за старого князя против воли. Попытки Владимира расстроить брак не дают успеха. После венчания Дубровский и его банда окружают карету молодых и Владимир освобождает возлюбленную. Но она отказывается идти с ним, так как уже обвенчана с другим.

Власти губернии делают попытку окружить банду Дубровского. Он решает прекратить разбой и, распустив верных ему людей, уезжает за границу.

Главные герои

Владимир Дубровский в творчестве Пушкина предстает одним из наиболее благородных и смелых героев. Он является единственным сыном своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент новости об отобранном у отца имении Владимиру 23 года.

После смерти отца Дубровский собирает верных крестьян и становится разбойником. Однако, разбой его окрашен благородными тонами. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

Целью Дубровского является месть за отца и она направлена на Троекурова. Под видом учителя Владимир селится в доме помещика и заводит хорошие отношения со всеми членами семьи, а в дочь Машу влюбляется.

О смелости и решительности Дубровского говорит случай в доме Троекурова. Оказавшись в шутку запертым в комнате с медведем, Дубровский не теряет самообладания и убивает медведя одним выстрелом из пистолета.

После встречи с Машей главная цель героя меняется. Ради воссоединения с возлюбленной Дубровский готов отказаться от стремления отомстить ее отцу.

Отказ Маши последовать за Дубровским после ее венчания с Верейским, а также облава на банду, заставляют Владимира отказаться от своих планов. Он благородно отпускает своих людей, не желая втягивать их в неприятности. Отказ от возлюбленной и бегство за границу свидетельствуют о покорности юноши и нежеланию идти против судьбы.

В существующих набросках к третьему тому прослеживается возвращение Владимира в Россию и попытки вернуть Машу. В связи с этим можно говорить о том, что герой не отказывается от своей любви, а лишь принимает желание возлюбленной жить согласно церковным законам.

(прим. от редакции -Кирила Петрович- не путать с Кириллом)

Троекуровв романе выступает главным отрицательным персонажем. Богатый и влиятельный помещик не знает границ в своем самодурстве, может шутки ради запереть гостя в комнате с медведем. При этом он уважает независимых людей, к которым относится отец Владимира Андрей Гаврилович. Их дружбе приходит конец из-за пустяков и самолюбии Троекурова. Решив наказать Дубровского за дерзость, он присваивает себе его имение, используя свою неограниченную власть и связи.

При этом образ Троекурова выстроен не только в отрицательных тонах. Герой, остыв после ссоры с другом, сожалеет о своем поступке. В его поведении Пушкин закладывает схему русского социального устройства, в котором дворяне чувствовали себя всесильными и безнаказанными.

Троекуров характеризуется как любящий отец. Его младший сын рожден вне брака, однако воспитывается в семье на равных со старшей дочерью Машей.

Преследование выгоды прослеживается в выборе мужа для любимой дочери Маши. Троекуров знает о нежелании дочери выходить замуж за старика, но организует свадьбу и не дает дочери сбежать с возлюбленным Дубровским. Это является отличным примером того, как родители пытаются устроить жизнь своих детей наперекор их желаниям.

Маша Троекурова на момент действия является 17-летней девушкой, которая воспитывается в одиночестве большой усадьбы, она молчалива и замкнута в себе. Ее главной отдушиной является богатая отцовская библиотека и французские романы. Появление в доме учителя-француза в виде Дубровского для романтической барышни перерастает в любовь, похожую на многочисленные романы. Правда о личности учителя не пугает девушку, что говорит о ее смелости.

Важно отметить, что Маша принципиальна. Обвенчавшись с нежеланным мужем - стариком-графом - Маша отвергает предложение Дубровского бежать с ним и говорит о своем долге перед супругом.

Произведение драматично по своей композиции и стоится на ярких противопоставлениях:

  • дружба и суд,
  • встреча главного героя с родными местами и смерть отца,
  • похороны и пожар,
  • праздник и ограбление,
  • любовь и побег,
  • венчание и сражение.

Таким образом, в основе композиции романа лежит конфликтный метод, то есть столкновение контрастных сцен.

Роман «Дубровский» Пушкина под оболочкой романтического сочинения содержит ряд глубоких размышлений автора о проблемах русского быта и устройства.

Это произведение великого русского классика о потомках двух враждующих помещичьих семей так и осталось незаконченным, не было подготовлено к печати, на страницах рукописи остались пометки и замечания самого автора, и даже не имело названия. Но, тем не менее, именно этот роман до сей поры считается одним из самых известных произведений о разбойниках на русском языке.

Первая публикация романа датируется 1841 годом. Но произведение прошло строгую цензуру, в ходе которой претерпело значительные искажения, изменения, некоторые части романа были вырезаны, пропущены. Причиной таких изменений стали, конечно же, популяризация вольнодумия, показ разбойничьего атамана как положительного героя, обладающего способностью любить, сострадать и сопереживать. Лишь много лет спустя, уже в советское время, читатель получил возможность ознакомиться с ним в полном объеме.

История создания романа «Дубровский»

В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, она очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях и героя, и персонажей второго плана.

Замысел написать роман такого плана появился у Пушкина после услышанного им от друзей рассказа о дворянине белорусского происхождения Островском. Именно он стал прототипом главного героя, именно его жизненные перипетии легли в основу произведения. История эта случилась в 1830 году, когда у Островского было отнято его родовое имение, а его крестьяне, не пожелав стать собственностью нового хозяина, выбрали разбойничий путь.

История эта до глубины души поразила Пушкина, который являлся непримиримым борцом за право человека к свободомыслию и старался всячески подчеркнуть это в своих произведениях, за что и подвергался гонениям и опале.

О сюжете романа «Дубровский»

Сюжетная основа романа разворачивается вокруг судьбы главного героя. Несмотря на то, что Владимир Дубровский наделен такими качествами, как благородство, смелость, доброта и честность, жизнь его не складывается, его преследуют фатальные неудачи и беды.

В ходе повествования герой проходит не один, а три жизненных пути – от честолюбивого и расточительного офицера гвардии к мужественному и необычайно скромному учителю Дефоржу, до непримиримого и грозного разбойничьего атамана.

Потеряв родительский дом, привычное с детства окружение, социум и утратив возможность простого культурного общения, герой теряет еще и любовь. В конце романа ему не остается ничего другого, как пойти против закона, вступить в жестокий поединок с господствующими в те времена нравами и устоями общества.

Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа :
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.


" Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.