Семья и Дети

Сообщение о творчестве м к чюрлениса. Художники и композиторы

«...Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, а
если судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка...»
(Чюрленис).

Многие из тех, кто отмечают особую зловредную привычку судьбы стеснять и
мешать, хорошо при этом понимают, что ощущения счастья это не
затрагивает. «Счастье с нами». Но с этим чувством часто бывает трудно
жить.

Без фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать, не вытянул бы
ни одного своего столетия. Фраза, сказанная в 1929 году Горьким, («А где
же мечта? Мечта где? Фантазия где - я спрашиваю? Почему у нас
Чюрленисов нет?») доказывает, что умел писатель видеть много дальше
проповедуемого соцреализма и понимал необходимость самых разнообразных
форм самовыражения в искусстве.

"Соната весны"

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты».
(Чюрленис).

Местом рождения и местом смерти Чюрлениса значится Российская империя.
Но нужно понимать, что родился он в Литве. Отец был из крестьянской
семьи, работал органистом в церкви. Мать - из немецких переселенцев, она
занималась детьми, среди которых Микалоюс Константинас был старшим.
Несмотря на то, что отец Чюрлениса был литовцем, мать - немкой, родными
его языками оставались польский и русский (только к моменту знакомства с
будущей женой он начал изучать литовский язык).

" Соната звёзд"

Итак, Микалоюс Константинас Чюрленис родился 10 (22) сентября 1875 года в
городе Варена (сейчас - Литва). Умер 28 марта (10 апреля) 1911 года в
Пустельнике Миньски (ныне - Польша). В этом году - столетие со дня
смерти.

Семья была многодетная и небогатая, но, как часто случается (или
случалось раньше), на одаренного ребенка обратили внимание те, кто мог
помочь. Благодаря князю Михаилу Огинскому мальчик с раннего детства
получил возможность заниматься музыкой.

" Соната моря."

Образование, которое получил Чюрленис, также несло на себе печать
специфики места рождения. Он учился в двух консерваториях - в Варшавской
и в Лейпцигской. Живописи Чюрленис учился позже и тоже в Варшаве.
Композитор, художник, поэт, даже философ - одно неотделимо от другого.
Чюрленис - автор многих музыкальных сочинений (около 250) и более 300
картин - как тут определишь? Невозможно «определить» его и в
стилистическом отношении: хотя несомненно сильное влияние символизма,
модерна, арт-нуво в живописи, позднего романтизма и импрессионизма и
прочих «-измов» - в музыке. А также глубокого полифонизма и там, и там.

В 1907 году Чюрленис приезжает в Петербург. Именно там, в условиях
нищеты, за пару лет он создает большую часть своих картин. Его принимают
и признают такие художники, как Маковский, Добужинский, Бенуа, Бакст,
Рерих, Лансере. Добужинский отдал свой рояль. Чюрленису старались помочь
с выставками: первая состоялась в том же году в рамках выставки «Союза
русских художников». Художники «Мира искусства» привлекли его к
театрально-декоративному искусству. А. Бенуа писал, что если бы он
(Бенуа) был богат, он бы заказал Чюрленису гигантские фрески.

" Соната пирамид"

«Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали
Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за
узкий круг национального искусства», - писал М.В. Добужинский.

Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись.
В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой. После
прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.

«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными
красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией
какие-то космические симфонии», - писал Вячеслав Иванов и добавлял:
«Чюрлянис несомненно музыкант… по общей музыкальной стихийности, как бы
разлитой во всем его душевном составе». (Чюрлянис - прежнее написание
фамилии).

Ритм, пластика, архитектоника - все эти понятия одинаково применимы к
разным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и
краски музыкальных гармоний. Форма, композиция - само собой. Даже слова
«тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многие
картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты,
картины-прелюды. И наоборот - музыка переходит свои границы:
«Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», -
писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.

" Соната лета"

Вопрос о синтезе искусств - вопрос очень старый. Почему именно на
переломе эпох (19 и 20 веков) этот вопрос актуально и мощно встал перед
многими деятелями - сказать не могу. Уже было в обиходе понятие «цветной
слух», известно, например, что им обладал Н.А. Римский-Корсаков. Но
достаточно назвать только Александра Скрябина. Его идеи, не вселенского
мистического масштаба, а идеи светомузыки были реализованы техническими
специалистами из Казани (НИИ «Прометей») спустя много десятилетий. В
партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он включил партию
световой клавиатуры - ее расшифровали. Идею «Мистерии» - действа звуков,
красок, запахов, движений - Скрябин реализовать не успел.

Общность Скрябина и Чюрлениса трудно не заметить. Даже во внешности есть
чуть уловимые общие черты. Заметна некоторая общность интересов и идей.
Азбучным стало представление о том, что вопросы светомузыки с
«музыкальной стороны» решал Скрябин, а с «живописной» - Чюрленис.
Происходило это в одно и то же время - в первом десятилетии 20 века. При
этом - знакомы они не были. Маковский писал о Чюрленисе: «Его
творчество - музыка в той же степени, как живопись».

То, как видел-слышал (одновременно) Чюрленис, можно разгадывать,
расшифровывать и распутывать. А можно просто воспринимать, как мы
воспринимаем любые другие образы.

Ромен Роллан был восхищен творчеством художника и композитора, посвятив
ему многие строки: «Просто невозможно выразить, как я взволнован этим
поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но
и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики.
Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи
больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный
континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис…
Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение,
которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в
воздухе».

Ощущение парения дано, вероятно, каждому. Не все в нем, правда,
нуждаются.

Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве - все это
Чюрленис. Но что больше всего меня поражает в его картинах и музыке -
это ощущение внутренней чистоты.

Художники и композиторы

С Карлом Брюлловым Пушкина познакомил его московский друг Павел Нащокин в 1836 году, в Москве.

Один из крупнейших русских живописцев, Брюллов происходил из старинного французского рода Брюлло, известного еще в XVII веке. Букву «в» в конце фамилии будто бы собственноручно приписал Александр I. Императору хотелось, чтобы фамилия талантливого молодого художника, отправленного за казенный счет в Италию, звучала по-русски. В России Брюлловы жили со второй половины XVIII века. Карл Брюллов родился в Петербурге и здесь же, в Академии художеств, получил образование.

К. П. Брюллов

По свидетельству современников, Брюллов был личностью глубоко аморальной, много пил и «в дни славы его враги уже видели в нем пьяного сатира, с опухшим от вина и разврата лицом». По Петербургу ходил анекдот о том, как Брюллов, находясь в веселом расположении духа и тела, однажды в мастерской представил своего ученика: «Рекомендую: пьяница», на что тот, указывая на Брюллова, незамедлительно отпарировал: «А это мой профессор». По словам одного современника, «безнравственность Брюллова равнялась лишь его таланту».

И действительно, в живописи он не имел равных. После того как петербургская публика увидела его живописное полотно «Последний день Помпеи», художника прозвали: «Карл Великий». Более всего художник ценил творческую свободу, личную независимость и принципиальность. По Петербургу ходили легенды о том, как Брюллов собирался писать портрет Николая I. Он долго уклонялся от этой работы, но наконец был вынужден согласиться. Но царь, пообещав позировать в мастерской художника, опоздал к назначенному им же самим времени. Воспользовавшись этим, Брюллов ушел. А когда Николай I сделал ему на этот счет суровое замечание, то «смело глядя в глаза императора», ответил: «Я не допускаю мысли, что император может опаздывать».

По одной из легенд, даже Пушкин однажды опустился перед ним на колени. Будто бы он буквально бросился в ноги Карла, прося у него увиденный однажды рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне». Но оказалось, что рисунок к тому времени Брюллов уже продал, и художник был вынужден отказать поэту в его просьбе. Говорят, чтобы загладить возникшую неловкость, Брюллов пообещал нарисовать портрет Пушкина. Будто бы даже договорились о встрече. Да встретиться не успели. Через два дня состоялась роковая дуэль на Черной речке.

Между тем не все разделяли восторженное отношение к Брюллову. В то время как одни считали его гением и «Карлом Великим», раздавались и другие голоса. Многие называли его творчество апологией безвкусицы, а некоторые - вообще пошлостью в живописи. Сам Брюллов в минуты отчаяния говорил, что Россия его отвергла, а годы, проведенные на родине, считал бездарно потерянными. В 1850 году он вновь уехал в свою любимую Италию, где уже проживал однажды с 1823 по 1835 год в качестве пенсионера Академии художеств.

Сохранилась легенда, что, переходя границу, он «все оставил в отвергшей его стране», снял с себя нижнее белье, костюм, обувь и «увязав их в узел забросил за пограничный столб». Затем переоделся в заранее приготовленную одежду и поехал дальше.

Однако, как мы хорошо знаем, выезд за границы Отечества проблемы Родины не решает. Брюллов остался русским художником и сыном России. Он продолжает жить в памяти соотечественников и в городском фольклоре.

Сохранилась удивительная легенда о другом великом русском художнике - Флавицком. Говорят, ему долго не давался образ вдовушки в одноименной картине. Однажды во сне ему явился Карл Брюллов и подсказал, какие нужно выбрать цвета. Наутро все получилось. А очень скоро имя Брюллова вообще стало нарицательным. Даже в наше время им успешно пользуются как удачной метафорой. После невероятно успешного восхождения по карьерной лестнице придворного московского портретиста последних лет советской власти А. Шилова появилось крылатое выражение, вполне способное войти в золотой фонд петербургского фольклора: «На безбрюлловье и Шилов - Брюллов».

В собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся два предмета, характеризующие дружеские отношения Брюллова с поэтом. Один из них - вольтеровское кресло красного дерева, по преданию, принадлежавшее художнику. В нем вполне мог сидеть и Пушкин. Второй предмет - это письменный стол из красного дерева, который принадлежал братьям Брюлловым - художнику Карлу и архитектору Александру. По семейному преданию современных потомков Брюлловых, стол изготовили по чертежам самого зодчего.

Еще один художник, хороший знакомый Пушкина и тоже отмеченный вниманием городского фольклора, - Орест Адамович Кипренский. Основоположник романтизма в русской портретной живописи XIX века родился в безвестной деревушке Нежново вблизи крепости Копорье. Он был незаконным сыном тамошнего барина А. С. Дьяконова и дворовой женщины по имени Анна. По местным легендам, в честь рождения сына барин высадил платан, его и сегодня можно увидеть в бывшем усадебном парке.

Там же от старожилов можно услышать и легенду о происхождении необычной фамилии художника. Будто бы фамилию ребенку, родившемуся «под звездой любви», дали по одному из имен богини любви Венеры, или Афродиты, - Киприды. Соответственно, античным должно было быть и имя мальчика. Его так и назвали, в честь героя греческой мифологии Ореста, сына Агамемнона и Клитемнестры. Этот персонаж был хорошо известен в России по переводам трагедий Эсхила и Еврипида.

В шестилетнем возрасте Кипренского отдали в воспитанники Академии художеств, где мальчик проявил блестящие способности. В то же время он отличался взрывным свободолюбивым характером, за что частенько получал порицания. Из-за того же характера, если верить фольклору, однажды жизнь Кипренского могла резко измениться. Он чуть не бросил учебу в Академии. Произошло это будто бы из-за страстной любви к некой барышне, та в присутствии молодого штатского художника неосторожно заявила, что обожает военных. Кипренский тут же подал заявление о зачислении его на военную службу. И сделал это, как утверждает легенда, самым экстравагантным способом. Во время парада войск на площади у Зимнего дворца, он в мундире воспитанника Академии художеств бросился к ногам лошади Павла I. Дерзкий и неожиданный поступок юноши так напугал императора, что он приказал гвардейцам оттащить «этого сумасброда». Понятно, что ни о каком прошении в адрес императора после подобного дерзкого поступка не могло быть и речи. Будто бы только это и спасло русскую живопись от потери одного из своих виднейших представителей.

В 1827 году Кипренский создает одно из самых замечательных своих произведений - портрет А. С. Пушкина, заказанный ему Дельвигом. Художник только что вернулся в Петербург после долгого отсутствия и жил в доме графа Шереметева на Фонтанке. Там же была его мастерская. Документальных сведений о том, где позировал ему Пушкин, нет. Однако сохранилась легенда, что происходило это именно там, в Шереметевском дворце. Портрет Пушкина приобрел широкую известность еще при жизни художника. По свидетельству современников, Кипренский не однажды сам его литографировал и делал с него маленькие копии для друзей поэта.

Почти сразу после написания портрета Пушкина Кипренский вновь уехал за границу. Там, на чужбине, он и умер, о чем Пушкин узнал совсем незадолго до своей гибели.

Из композиторов, с которыми охотно общался Пушкин, в первую очередь следует назвать М. И. Глинку. Пушкин был знаком с будущим композитором едва ли не с детства. Глинка учился вместе с его братом Львом в Благородном пансионе при Петербургском университете. Но близко сошелся с ним позже, в 1828 году.

М. И. Глинка

Глинка как родоначальник национальной русской оперы приобрел всеобщую известность в качестве композитора в 1836 году, после представления патриотической оперы «Смерть за царя», более известной под названием «Жизнь за царя». Пушкин присутствовал на премьере. Идея переименования оперы принадлежала императору Николаю I. Глинка почувствовал прикосновение богини Славы.

Однако вторую оперу композитора «Руслан и Людмила», представленную публике в Мариинском театре в 1842 году, большинство современников по достоинству не оценили. Тот же Николай I демонстративно ушел из театра, не дождавшись конца представления.

Если доверять фольклору, великий князь Михаил посылал провинившихся офицеров в оперу слушать «Руслана и Людмилу» в наказание. А когда на одном из представлений публика неожиданно потребовала автора, и смущенный, ничего не понимающий Глинка топтался за кулисами, не зная что делать, великий князь, согласно одной из легенд, доброжелательно похлопал композитора по плечу: «Иди, Христос страдал более тебя».

Сейчас уже трудно разобраться, что не удовлетворило взыскательную петербургскую публику в опере: сама музыка, ее исполнение или постановка спектакля. Известно только, что многие современники характеризовали произведения композитора как «музыку для кучеров». В арсенале городского фольклора сохранился старый анекдот: На первом представлении оперы Глинки «Руслан и Людмила» в Мариинском театре один из постоянных посетителей покинул ложу после первого акта. «Не понравилось?» - осторожно спросил директор. «Я прослушал первый акт и боюсь, что остальные написаны тем же композитором», - услышал он в ответ.

Между тем Пушкин ценил композитора. Во время чествования Глинки, на котором присутствовал и поэт, друзья Михаила Ивановича исполнили шуточный «Канон», начинавшийся словами:

Пой в восторге, русский хор.

В «Каноне» четыре строфы, каждую из них написали последовательно Виельгорский, Вяземский, Жуковский и Пушкин. Пушкину принадлежат последние четыре строчки:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников автора Павлова Маргарита Михайловна

Из книги История и повествование автора Зорин Андрей Леонидович

Из книги Т. 3. Несобранные рассказы. О художниках и писателях: статьи; литературные портреты и зарисовки автора Аполлинер Гийом

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ (1905–1912) © Перевод М. Яснов

Из книги автора

IV. Милая сердцу Италия[**] (Художники и писатели) Илья Эренбург никогда не жил в Италии и всерьез не знал итальянского языка. В его подводящих итоги жизни мемуарах «Люди, годы, жизнь», над которыми он работал пять с половиной лет, упоминаются 3500 имен, из них итальянцев - всего

Предмет: музыка

Класс: 1 класс

Тема раздела: «Музыка и ты»

Тема урока: «Художник, поэт, композитор»

Номер урока в теме: урок №18

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник 1 класс».

Дата проведения урока ______________

__________________________________

__________________________________

Цель урока: с помощью практической, слуховой, исполнительской деятельности подвести ребят к осознанию того, что все виды искусства связаны между собой и с жизнью. Показать особенности изображения нового дня в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.

Задачи урока:

Образовательная :

Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами.

Дать понятие: художник,поэт,композитор; их средства изображения жизни; учить «видеть» музыку и «слышать» живопись; чисто интонировать, правильно формировать звуки;

Развивающая :

Создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

Создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитательная : создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства; любить свою Родину, ценить ее красоту;

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности

Будут уметь рассказывать, какое настроение передаёт поэт словами, какими красками нарисовал утро композитор.

Личностные Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, опреде-ление основного настроения и характера музыкального произведения

Метапредметные :

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации.

РегулятивныеУУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Тип урока : усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся : коллективные, групповые (пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

Необходимые технические оборудования : музыкальный центр, баян. ноутбук, проектор,

Ход урока

1. Организационный этап.

Дети входят в класс под музыку

Музыкальное приветствие.

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Муза приглашает нас на новый урок. Она привела к нам на гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.

Посмотрите и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?

Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор)

Тема урока: «Поэт, художник, композитор».

3.Актуализация знаний.

Муза не просто пригласила поэта, художника, композитора, она захотела узнать ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?»

Как вы думаете, что ответил каждый из них. Какие слова на воздушных шариках соответствуют изображениям поэта, художника, композитора? (слова- поэт, звуки- композитор, краски- художник)

1.Чем рисуют художники? (красками)

2.Чем рисуют композиторы? (звуками)

3.Чем рисуют поэты? (словами)

4. Первичное усвоение новых знаний.

А сейчас давайте поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы «пробуждение нового дня».

Первым за работу взялся художник

Так чем рисуют художники? Напомните мне!? (красками)

Давайте посмотрим, как он рисует свои картины

Беседа по картине «Утро» В. Васильева.

  • Что изображено на картине?
  • Какое время суток нарисовал художник?
  • Какими красками он изобразил этот пейзаж?
  • Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?
  • Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми?
  • Какие линии составляют основу композиции картины - горизонтальные (показать рукой) или вертикальные?

Он очень красиво нарисовал «пробуждение нового дня». красками.

Потом за работу взялся поэт И. Никитин. Вот как он изображает «пробуждение нового дня» в своём отрывке из стихотворения «Утро".

Работа над стихотворением И. Никитина «Утро».

Выразительное чтение отрывка:

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

  • Какой темп чтения этого стихотворения быстрый или медленный?
  • Звучность голоса при чтении нарастает или затихает?
  • Нужно ли выделение каких-либо главных, важных слов?
  • Чтение стихотворение с пластическими движениями.

Чтение стихотворения можно соединить с пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло». .

5.Первичная проверка понимания

Сравнение стихотворения И. Никитина «Утро» и картины В. Васильева «Утро».

Что общего в изображении утра поэтом и художником? (ответы) Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при восприятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов.

В чем отличия? Поэт сочинил стихотворение - мы его услышали, а у художника мы увидели картину.

А композитор может рассказать о «пробуждении нового дня»?

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка-это особая страна и не каждому дано войти в ее прекрасный, волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки, будьте культурными слушателями. – Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы мысленно нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.

Слушание: Э.Григ «Утро»

Что вы увидели в своем воображении? Какую картину? (ответы)

– Какие краски вы использовали, почему?

Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки.

Какие инструменты исполняют это произведение? (оркестр)

Удалось композитору нарисовать «пробуждение нового дня» ?

Разминка: А теперь встанем и протянем свои руки к солнышку, а теперь представим, что наши руки лучики, а мы солнце, покажите как всходит солнце.

6. Первичное закрепление.

Представьте, что вы критики, чья картина получилась удачнее, кто больше всего понравился художник, композитор, поэт? (все)

Каждый по – своему увидел и изобразил картину «пробуждение нового дня» , используя свои средства выразительности. Давайте объединим все три вида искусства картину, стихотворение и музыку.

ПРОСМОТР: Видео «Самая счастливая» Автор текста (слов):Ибряев К.Композитор (музыка):Чичков Ю.

Понравилось?

Вокально- хоровая работа. Работа над песнями

1. Наследники победы

2. Мой дедушка герой

7.Информация о домашнем задании.

Вот какая история произошла у нас сегодня на уроке. Используя музыкальные краски, композиторы создают свои картины, поэты словами рисуют свои образы «пробуждения нового дня», а художники рисуют свои. Всё творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

Поэтому мы находим в произведениях искусства сходства и различия.

Д/З: Найдите стихотворения о утре.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их нужно почувствовать душой и сердцем. Я хочу отметить, что каждый из Вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

Но лучше всех на уроке работали… …………………………………

До свидания, до встречи с музыкой! Выход под музыку


Тема урока: «ХУДОЖНИК, ПОЭТ, КОМПОЗИТОР»

Дата проведения: 30.01.12

Класс: 1 «Б»

Учитель музыки:

Тип урока: Комбинированный

Здоровьесберегающий компонент образовательного процесса:

Дыхательная гимнастика

Распевка

Движение по классу под музыку,

Пластическое интонирование

- «Музыкотерапия»

Цель урока: Привести обучающихся к пониманию того, что искусство (музыка, литература, живопись) имеет общую основу – саму жизнь.

ü Образный анализ картины;

ü Интонаци­онно-образный ана­лиз музыки;

ü Пласти­ческий этюд стихо­творения;

ü Хоровое пение.

Музыкальный материал урока:

ü «Пастораль» (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) - Альфред Гарриевич Шнитке;

ü «Пастораль» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель») - Георгий Васильевич Свиридов;

ü «Наигрыш» - Альфред Гарриевич Шнитке;

ü «Добрый день» - сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина;

Дополнительный материал к уроку:

ü Картина Ф. Васильева «Утро»;

ü Стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встаёт»;

ü Презентация «Художник, поэт, композитор»

Оборудование:

ü Компьютер;

ü Проектор;

ü Синтезатор клавишный;

ü Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс . Сост. ;

ü Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка» 1 класс;

ü «Дерево знаний» - рефлексия

Раздаточный материал:

ü Индивидуальные карточки «Мажор и минор»;

ü Сборник «Песенка звени»;

ü Сборник «Музыкальная мозаика».

Дидактический материал:

ü Сборник «Музыкальная мозаика»;

Планируемые результаты (предметные):

ü Знать понятия «поэт», «художник», «композитор»;

ü Уметь находить общее в стихотворном, худо­жественном и музы­кальном пейзаже.

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Познавательные УУД

Характеристика деятельности

Для учителя: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Для обучаемых:

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров;

Сравнивать речевые и музыкальные интонации;

Разучивать и исполнять песню;

Моделировать музыкальное произведение;

Регулятивные УУД

ü Формировать социальную роль ученика.

ü Формировать положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД

ü Потребность в общении с учителем;

ü Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД

ü Волевая саморегуляция;

ü Контроль в форме сличения способа действия и его результата

с заданным эталоном.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети входят в класс по «пение птиц», занимают свои места.

Исполняют приветствие-распевку.

---дыхательная гимнастика---

Массирование и поглаживание (уши, щёки, нос, лоб, шея).

Пишем цифры языком.

II . РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

---формулирование темы учащимися---

Слайд 1.

УЧИТЕЛЬ: Повстречалась Муза с поэтом, художником и композитором и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину природы»

Слайд 2. (ответы детей)

Слайд 3. (ответы детей)

Слайд 4. (ответы детей)

Дети сами формулируют тему урока

Слайд 5.

Слайд 6.

УЧИТЕЛЬ: ?Какое время суток изобразил художник на своей картине?

Какие краски он использовал для этого?

Слайд 7.

!!!задание:

o Прочитайте про себя стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встаёт».

o Подумайте, что сделает чтение этого стихотворения вслух более выразительным? Что усилит в нём моменты, изображающие появление солнца?

Темп чтения (быстрый или медленный),

Какие слова нужно выделить.

(дети отвечают на вопросы)

Слайд 8.

(дети выразительно читают стихотворение, слушают «Утро» Э. Грига и смотрят на краски картины «Утро» Ф. Васильева.

---пластический этюд---

(дети движутся по классу под музыку, выражая в движении характер произведения)

ВЫВОД : Сопоставляя звучание «Утра» Э. Грига, цветовой гаммы картины «Утро» художника Ф. Васильева и стихотворения «Вот и солнце встаёт» И. Никитина – звук и цвет одного явления.

---слушание музыкальных пейзажей---

«Пастораль» (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) - Альфред Гарриевич Шнитке;

«Пастораль» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель») - Георгий Васильевич Свиридов.

---цветовое моделирование---

!!!задание:

o Подберите слова подсказки (сборник «Музыкальная мозаика»).

o Смоделируйте цветовую гамму произведений (в тетрадях).

---музыкальный анализ---

!!!задание:

o Определите лад произведений.

o Определите ритм произведений.

o Определите группу инструментов.

---слушание музыкальной зарисовки---

«Наигрыш» - Альфред Гарриевич Шнитке;

!!!задание:

o Какие интонации вы услышали?

o Группа инструментов?

o Гармония звуков – консонанс или диссонанс?

III . РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ «ДОБРЫЙ ДЕНЬ» Я. ДУБРАВИНА

!!!задание: «Если бы я был композитором?»

o Прослушать текст песни Я. Дубравина «добрый день».

o Поберите название к этому стихотворению.

o Какое у этой песни было бы настроение?

o Как она должна звучать?

Слайд 9-10

«Добрый день» - Я. Дубравин

Какими звуками нарисовал композитор пробуждение дня?

Совпадает ли музыка композитора с вашей музыкой?

Созвучна ли эта песня с предыдущими видами искусства, которые нам нарисовали картину природы?

Разучивание песни «Добрый день» - Я. Дубравина

Достижение кантилены,

Ритмическая точность,

Интонационная точность,

Окончание фраз,

Развитие певческого внимания,

Стремление ярко выразить кульминацию в каждом куплете,

Стремление ярко выразить кульминацию в песне (общее crechendo),

Выражение искренних чувств к природе.

IV . РЕФЛЕКСИЯ «Дерево знаний»

V . ВЫВОД:

Слайд 11-40

Мы встретились с поэтом, художником и композитором. Они познакомили нас с тремя видами искусства – музыкой, живописью и литературой. У каждого вида искусства свой язык, свои выразительные средства. С помощью красок, звуков и слова художник, композитор и поэт передали нам красоту природы, а мы сами попробовали написать музыку к стихотворению.

В разное время года и в разное время суток мы каждый день видим красоту природы. Слышим в ней переливы звуков, видим волшебное сочетание красок и можем сказать о ней самые прекрасные слова. Всё это наша жизнь.


Николай Бердяев писал: Чюрлёнис был выразителем синтетических исканий в живописи. Он выходит за пределы живописи, как отдельного и самостоятельного искусства, и хочет синтезировать живопись с музыкой. Он пытается в музыкальной живописи выразить свое космическое чувствование, свое ясновидческое созерцание сложения и строения космоса. Он значителен и интересен по своим исканиям.


«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие- то космические симфонии», - писал Вячеслав Иванов, добавляя: «Чюрлянис несомненно музыкант... по общей музыкальной стихийности, как бы разлитой во всем его душевном составе». (Чюрлянис - прежнее написание фамилии).





Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года. Отец его, крестьянский сын из южной Литвы, Дзукии, родился прямо в поле, во время жатвы. С ранних лет зачарованный непонятно влечением к музыке, на исходе юности Чюрлёнис-старший обучился у деревенского органиста основам игры на органе. Мать, Адель, была немкой, из евангелистов, бежавших из Германии от религиозных преследований. Кроме немецкого, она хорошо владела польским и литовским, была начитанной, хотя, рано осиротев, образования не получила. С Константинас Чюрлёнисом она, 18-летняя, встретилась в маленьком литовском городке Варена, тот был органистом в местном костёле.


Чюрлёнис первым в роду вошел в высокую культуру и она заговорила с ним на польском языке. Польский был домашним, изначальным языком его детства . На этом языке звучала для него, проведшего более двенадцати лет в Варшаве, европейская и мировая культура. По-польски он писал письма друзьям и любимым. Польский был языком универсального, языком самого бытия — недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет!» раздаются именно на этом языке. Во вторую очередь это был русский — на нём Констант учился в начальной школе и разговаривал с государством, к которому принадлежал: Российской империей.



Микалоюс Чюрлёнис - знаковый для литовской культуры человек, которого она числит среди своих основателей, начал как следует учить литовский язык лишь за шесть лет до смерти, с 1905 года, под влиянием и с помощью своей жены Зоси. В детстве он слышал на нём только песни и крестьянскую речь. Он открывал Литву как культурный факт, вступал в это символическое наследство уже зрелым человеком.




Литва стала для него не столько данностью, сколько сознательным выбором. С тем же правом в качестве своей принадлежности он мог избрать польскую культуру. Но выбрал Литву: стал одним из тех, кто тогда, на рубеже ХIX—ХХ веков, хотел вывести Литву из культурного полубытия, сделать её культурной реальностью. Только тогда, после 1905-го, в его имени появились литовские окончания — он стал Микалоюсом Константинасом Чюрлёнисом, тем самым MKЧ, летучие инициалы которого сегодня составляют для нас неотъемлемую часть его картин. Крещён он был как Николай Константин и русским вариантом его имени было — Николай Константинович Чурлянис или даже Чурлянев. Для домашних и друзей он всегда был Константом. Позднее обретение литовства не несло ни провинциальности, ни экзотичности. И открывая для себя литовское, и восходя к универсальному, он сознательно и одновременно становился литовцем и всечеловеком.




Чюрлёнис заговорил об основаниях бытия, предшествующих национальным разделениям, на языке литовской культурной прапамяти, впрямую, без перевода. Заговорил на универсальном языке литовского язычества, которое у них залегало ближе к поверхности культурной памяти, чем практически у всех европейских народов: Литва крестилась необычно поздно — к концу XIV века. Чюрлёнис первым дал языческим архетипам своего народа голос в общечеловеческой культуре.





Он начинал как музыкальный вундеркинд: к семи годам знал нотную грамоту, играл на органе, свободно читал с листа. Тем не менее в некоторых отношениях он начал осваивать языки Большой Культуры нетипично поздно: с 10 до 13 лет . Может быть, это и хорошо, что у него было больше времени для того, чтобы стать самим собой.


Успешно окончив, как значилось в свидетельстве, курс в Друскининкайском народном училище, Констант ничему формально не учился: на его образование у бедных и многодетных (с Константом — восьмеро!) родителей не было средств. Три года он провёл дома, в Друскининкае, с родителями и братьями-сёстрами, занимаясь только музыкой, да жизнью вообще. Потом он будет учиться до конца дней, постоянно чувствуя, что ему не хватает знаний.


Ещё два языка жили и взаимопрорастали в нём — музыки и живописи. И был ещё язык литературы. Чюрлёнис довольно много писал «словесного»: дневники, эссе, даже стихотворную поэму «Осень» в «квазисонатной форме». Но главными были музыка и живопись. Без слова они обходиться могли, а друг без друга — никак.


Курсом народного училища можно было ограничиться: хлеб органиста у него, заменявшего отца на службах с шести лет, уже был. Но Константу повезло: нашлись люди, которые заметили, что он способен на гораздо большее. Как раз в те годы Друскининкай стал превращаться в модный курорт, известный минеральными водами. В доме отца Чюрлёниса часто собирались любители музыки, слушали игру Константа, восхищались и одному из них, врачу Маркевичу, пришла счастливая мысль рекомендовать мальчика страстному меломану князю Михалу Огиньскому.


В своём поместье в Плунге Огиньский (прямой потомок Михала Клеофаса, которому мы обязаны знаменитым полонезом) на свои средства содержал оркестровую школу, где учил талантливых детей для собственного оркестра. Туда и попал 13-летний Констант, стал учиться игре на флейте, пытаться писать музыку — и своим талантом произвёл такое впечатление на Огиньского, что тот взял на себя финансовое обеспечение его дальнейшей учёбы в Варшаве .



Сначала был фортепианный класс Музыкального института (позже - Варшавская консерватория). Спустя год он уже меняет специальность — учится композиции, много пишет: кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля; жадно читает: Достоевский, Ибсен, По, Гюго, Гофман, философия, история, естественные науки.


В 1899 Чюрлёнис заканчивает институт с отличием, ему предлагают замечательную должность: директорство в только что основанной музыкальной школе в Люблине. К изумлению родных, бедный провинциал отказывается. Ему кажется важным только писать музыку. Он уже задумал первое большое сочинение — симфоническую поэму «В лесу», которую он писал два года. Чюрлёнис пытается выразить языком музыки литовскую природу. И это удаётся ему настолько, что литовцы и сегодня отсчитывают историю своей профессиональной музыки именно с этой поэмы числят высшие достижения музыкальной литовскойкультуры.


"Истина"

"Соната солнца. Аллегро"


В 1901-ом Чюрлёнис едет в Германию и поступает в Лейпцигскую консерваторию. В это время он пишет другу: «Купил краски и холст. Наверное, ты скажешь, что холст мог бы пригодиться на что-нибудь другое. Я тоже чувствую угрызения совести из-за этих истраченных марок, но должен же я иметь на праздники какое-то развлечение».


Микалоюс Чюрлёнис постоянно обрывает линию едва начинающей складываться жизни, возвращая себя к новому началу: к состоянию неумения и неприкаянности (на самом деле — к состоянию наибольшей восприимчивости, но кто тогда это понимал?). Так и в 1902-м, вернувшись с дипломом в Варшаву, он опять отказывается от места — на этот раз в самой консерватории. Живёт частными уроками, пишет фуги, фугетты, каноны (его кумир и учитель — Бах). И всё больше рисует — уже всерьёз.



И снова учится: посещает частные рисовальные классы, заполняет альбомы этюдами, даже летом, дома, в Друскининкае, постоянно упражняется в рисовании.


В 1904-м — ему уже 29 — он студент Школы изящных искусств в Варшаве. Но ему мало уже и живописи, и музыки, и их единства. Он штудирует астрономию, интересуется древними космогониями, индийской философией, особенно поэзией и мыслями Рабиндраната Тагора. При этом он не перестаёт писать музыку, в его черновых тетрадях более полусотни фортепианных пьес. В 1907-м он пишет симфоническую поэму «Море», которая тоже считается теперь гордостью литовской музыки. Впервые её исполнили только через четверть века после смерти автора.


Весной 1906-го Варшавская школа изящных искусств устроила в Петербурге выставку. Работы Чюрлёниса привели зрителей в смятение и растерянность.



«…Говоря об учениках варшавской школы, — писал критик Н. Брешко-Брешковский, — нельзя ни в коем случае обойти молчанием длинной серии фантастических пастелей Чурляниса. Чурлянис — родом литвин. <…> он, кроме того, и музыкант, окончивший две консерватории. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Представляется, что из этого Чурляниса может выработаться самобытный художник. Даже теперь, на заре своей деятельности, он совершенно самобытен, никому не подражает, прокладывая собственную дорогу. Тут же, на выставке, его портрет, писанный товарищем. Какая благородная голова с умными, благородными глазами! Это пантеист чистейшей воды. Всё своё творчество он отдал на служение стихийной обожествлённой природе, то кроткой, ясной, улыбающейся, то гневной, помрачневшей, карающей… В нём много смутного, недоговорённого. Как в звуках! Недаром Чурлянис — музыкант».




Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. В 1905-м, тридцати лет, он встречает женщину, с которой необыкновенно, как никогда раньше, счастлив: Софью Кимантайте, Зося. Это она впервые начинает учить Константа литовскому, вводит в символическое наследство их народа, вовлекает в литовское культурное движение. Летом 1906-го он ездит по Европе: Прага, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен, Вена — ходит по музеям, набирается художественных впечатлений, будто на жизнь вперёд. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. А там — ни работы, ни денег. Зато какие знакомства, какие разговоры! Добужинский, Бакст, Рерих, Лансере, Сомов, редактор «Аполлона» Маковский. Завязываются контакты с кружком Бенуа в Русском художественном обществе — будущем «Мире искусства». Он участвует в выставках., сочиняет музыку — едва успевая записывать: то пять, то семь прелюдий подряд за несколько дней. Работает, по собственным словам, «24—25 часов в сутки».




«Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства», - писал Добужинский. Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись. В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой. После прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.


Ритм, пластика, архитектоника - все эти понятия одинаково применимы к разным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Форма, композиция - само собой. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. И наоборот - музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», - писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.