Все вопросы

Сознание. Сознание как философское понятие

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны так же, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Актуальность. Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования.

В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, используя достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа. Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.

Цель данной работы: изучить сознание в философии. Изучить концепцию отражения. Проанализировать творческую природу сознания.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать эволюцию концепции сознания, дать определение сознанию;

2. Изучить и проанализировать концепцию отражения;

3. Изучить и проанализировать творческую природу сознания.


1. Эволюция концепций сознания. Понятие сознания

Вся жизнь человека с момента рождения и до смерти, его поведение и деятельность в той или иной мере определяются сознанием.

Благодаря сознанию человек проникает в прошлое и грядущее, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может попасть физически. С его помощью человек творит то, чего нет в природе, творит мир культуры. Сознание - это прекрасный дар природы, но это и вечное проклятие человека, поскольку оно дает ему возможность осознать весь трагизм своего бытия, конечного во времени, понять, что его жизнь - это бытие, ведущее к смерти.

Сознание относится к числу таких тайн, которые природа раскрывает с великой неохотой. Некоторые философы утверждали, что понять сознание - столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из воды. Другие на этот счет придерживаются иного мнения, признавая возможность познания сознания. Познание это осуществляется опосредованно, через поступки, действия людей и через их речевые конструкции, то есть слова и предложения.

Что же такое сознание? Это способность человека идеально воспроизводить действительность, предметы, явления, процессы и связи окружающего мира. Идеальное воспроизведение действительности он осуществляет в виде чувственных и умственных образов, в роли которых выступают ощущения, восприятия, понятия, мысли, идеи, составляющие содержание сознания. Сознание - это внутренний, духовный мир человека, выстроенный из идеальных феноменов. Оно дает ему возможность понимать окружающий мир, процессы и явления, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Сознание позволяет ему рационально организовать свою жизнь, со знанием дела осуществлять поведение и деятельность. В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной.

Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Платон: “...во всю длину [пещеры] тянется широкий просвет. Внутри пещеры живут узники. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему из огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходят верхняя дорога, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол... Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева... Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?..” В данном отрывке Платон развивает свою “теорию пещеры”, суть которой заключается в следующих положениях: человек блуждает в потёмках пещеры и видит лишь объективированные тени идей, имеющих реальное бытие где-то вне нее - таким образом в аллегорической форме Платон стремится показать соотношение между “первичным” миром идей (предметы, носимые вне пещеры), “производным” физическим миром (тени вещей в пещере) и человеческим сознанием, способным воспринять лишь тени, но не “истинные” идеи. Сознание по Платону представляет собой совокупность сигналов, поступающих от органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов, установление сходства и различия между ними, противопоставление индивидуального и нахождение общего для приведения их к одной форме. В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

¾ Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

¾ Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).

Р. Декарт: “Я - субстанция, сущность, природа которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается в месте и не зависит ни от какой материальной вещи...

«Я есть, я существую» - это достоверно. Но сколько времени? На столько, сколько я мыслю, ибо возможно, что я совсем бы перестал существовать, если бы окончательно перестал мыслить».[ 3, С.154].

Из процитированного с очевидность следует, что, по мнению Декарта, душа не только в познавательном аспекте зависит от сознания (только одним этим атрибутом мы постигаем душу), то и онтологически душа существует постольку, поскольку она мыслит. Таким образом, это полностью идеалистическая теория, базирующаяся на постулате о первичности духа как независимой от природы субстанции, проявлениями которой являются мышление и воля.

Итак, сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само - контролировании поведения человека. сознание концепция происхождение

Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Однако, для древнего грека сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Представление о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляется в философии Средневековья , где анализируется сквозь призму религиозной проблематики. В эпоху Нового времени , когда собственно и происходит поворот от понятия души к понятию сознание, последнее трактуется как познавательная способность человека, как "Я" - личностное образование. Сознание понимается как продукт внутреннего развития (мышления у Декарта) и как результат внешних воздействий (ощущений у Локка и Гоббса). Философия XIX века открывает новые горизонты сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания:

  • · Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, над личностной, в конечном счёте, трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.
  • · Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).
  • · Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б. Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании "мыслящих машин" возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.
  • · Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII - начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы "может ли машина мыслить?", исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.
  • · Социологизация сознания сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию "врожденных идей" Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства - полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.
  • · Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.
  • v Сознание - идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата - человеческого мозга, мыслящей материи.
  • v Сознание - идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.
  • v Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.
  • v Сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать.
  • v Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все шесть рассмотренных концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания. В неклассической и пост неклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует о непреходящем значении и значимости человеческого мышления. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.

Сознание (философия)

Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания , психологии , нейробиологии , дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта . Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление . Простейшее сознание - это ощущение своего состояния, или состояния своих "органов чувств". Сознание наблюдаемо только для самого субъекта. Оно не наблюдаемо объективными средствами. Не очевидно, что сознание требуется для разумного поведения. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта , сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить - фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений . Сознание - необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе
  • Новости и статьи по проблеме сознания на русскоязычном портале Conscious Mind
  • Аудио и видеоматериалы на сайте Московского центра исследований сознания

Литература

  • Васильев В. В. Трудная проблема сознания. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 272 с. ISBN 5-89826-316-0
  • Прист С. Теории сознания / С. Прист; Пер. с англ. А. Ф. Грязнова. - М. : Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. - 287 с.
  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Ильясов Ф. Н. Коммуникативный подход к идентификации сознания//Вестник Академии Наук СССР. 1991. № 2. С. 62-67.
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998. - 144 с.
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. - М.: Ижевск, 2005.
  • Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957
  • Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1972
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. - СПб., 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Сознание в философии и его определение уже давно выступают серьёзной терминологической проблемой. На сегодняшний день существует большое количество толкований данной проблематики. Понимание сознания менялось в зависимости от господствующего в определенную эпоху мировоззрения.

Сознание в философии античности

В культуре античного мира, как известно, господствовало мировоззрение космоцентризма. Все внимание человека было направлено на мир, который его окружает. И само сознание воспринималось как связь между познаваемыми объектами и разумом отдельно взятого индивидуума. Античная философия раскрыла одну сторону восприятия - направленность на объекты и предметы.

Сознание в философии христианства

Культура христианства принесла с собой новые потребности. Возникла идея внутреннего сосредоточения во время молитвы, то есть общения человека и Бога. Наряду с молитвами возникает и практика исповеди священнику. Во время исповеди проявлялась способность к самоконтролю и даже самоанализу. Возникает идея, что сознание - это знание о духовном индивидуальном опыте. В содержание сознания включаются страсти, рефлексы, инстинкты, рассуждения. Вплоть до слияния с Творцом. Мировоззрение, возникшее в период христианизации Европы, было геоцентрическим.

Сознание в философии Нового времени

В этот период человечество само решило приблизится к Богу и даже стать Богом, опираясь на Гнозис («знание»). Человек, отказываясь от сверхчувственного восприятия, соглашался принимать свое происхождение исключительно через эволюцию и природу. Философия Нового времени положила начало антропоцентрическому мировоззрению. Именно человек стал Альфой и Омегой всего, что творится в мире. Такие тезисы, как «человек - творец мира», «я думаю - значит, я существую», и стали основой для развития такого направления, как антропоцентическая философия. Сознание же максимально отождествлялось с рационализированным мышлением. Именно сознание и самосознание в философии Нового времени выдвинуло тезис, что мир сконструирован по правилам математики и логики.

Источники сознания

В процессе исследований такого сложного вопроса, как сознание в философии, сложились несколько стратегий исследования: объективно-идеалистическая, реалистическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и прочие. Вульгарно-материалистический источник рассматривает сознание и мышление по отношению к некоторым вещественным изменениям, определяемым пищей, которая влияет через химию крови на работу мозга. Объективно-материалистическая стратегия определяет осознание и сознание как некий духовный фактор, независящий от деятельности мозга. Направление философско-реалистическое в таком вопросе, как сознание в философии, выделяет следующие подпункты:

  1. Мир духовный и предметный мир, социальные и природные явления отражаются в виде конкретных образов в сознании.
  2. Идеи, этические идеалы, эстетические установки, знания и правовые нормы позволяют смотреть на мир через призму общества.
  3. Духовный мир каждого индивида и его внутренние переживания уникальны.
  4. Источник сознания - космическое информационное поле, причем человек является только его маленькой частью.

1. Дух и сознание как философская проблема.

2. История представлений о сознании и основные концепции его понимания.

3. Отражение и сознание. Психика животных.

4. Структура сознания: компоненты и уровни.

1. Материя и все связанные с ней процессы, в том числе и процессы жизнедеятельности человеческого тела, являются лишь одной из сторон бытия. Развитие природы, формирование живого вещества, приводящее к появлению человека и общества, являются предпосылками возникновения другой не менее важной стороны – духа. Понятием «дух» принято объединять все нематериальные процессы, имеющие идеальную природу – сознание, общество, культуру. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие основные характеристики духа:

1. Дух является формой существования, характеризуемой сотворенностью и временностью.

2. Дух неотделим от материи, но в то же время противоположен ей. Материя объективна, дух субъективен, будучи внутренним состоянием материальных объектов. Следовательно, если материя телесна, то дух бестелесен, но при этом именно дух управляет материальными объектами. Высшей формой такого управления (через материальные средства в рамках существования) является человеческая деятельность, для которой сознание представляет столь же необходимый элемент, как и наличие искусственных орудий.

3. Дух представляет собой систему. Нет духа в чистом виде как некоторой субстанции, он существует в форме отдельных образов, идей, которые формируют более высокую систему, которую иногда определяют как мировой разум, несущий в себе закономерности существования и развития мира как целого.

4. Дух и материя находятся в постоянном движении, изменяясь и совершенствуясь. Духовное развитие состоит в обогащении духовных образов, содержащихся и образуемых духом моделях мира и самого себя.

5. Высшая ступень развития духа, представленная сознанием человека и человечества, понимается как постижение мира, в котором мы живем и действуем. Такая духовная деятельность направлена на то, чтобы строить каждому человеку свою жизнь, и деятельность в соответствии с понимаем основных характеристик бытия 46 .

Проблема сознания – одна из ключевых проблем философиии науки.До настоящего времени так и не сложилось определения сознания, которое могло бы объединить различные исследовательские стратегии. Это означает, что как никогда востребованной продолжает оставаться тысячелетняя традиция философии. Если психологический подход к сознанию состоит в выяснении механизма его функционирования, выявлении в нем природных и социальных компонентов, то задача философии сводится к комплексному исследованию сознания, в единстве его исторических корней, психологического, физиологического и социального аспектов. Это подразумевает вопросы о природе сознания, его основных противоречиях, структуре, а также анализ сознания как части идеального в целом (духа). Философия стремиться выявить общие предпосылки исследования сознания : что мы знаем о собственном сознании? Среди таковых принято выделять следующие:

1. Самоочевидность сознания. При ближайшем рассмотрении оказывается, что сознание – это первое, что дано нам. Все остальное воспринимается через призму сознания, а значит, зависимо от него.

2. Сознание может быть свободно управляемо и изменяемо, т.е. человек может направлять свою мысль на любую предметность (напр., воспоминание или фантазия или реальный объект перед вами).

3. Присутствие собственного сознания служит средством освоения всех других форм существования, т.е. весь окружающий мир дан нам через посредничество сознания.

Последнее свойство сознания, по мнению В.В. Миронова и А.В. Иванова, 47 ставит ряд трудностей при его анализе:

1. «Парадокс ускользающей предметности» : поскольку сознание интенционально, т.е. всегда направлено на какой-либо предмет, оно всегда есть «сознание о чем-то». Проблема в том, что за этим «сознанием о чем-то» мы не можем оценить само наше сознание, как оно есть (как не можем в жизни полностью отдавать отчет во всех своих поступках).

2. «Парадокс логических средств осмысления сознания» : чтобы рационально что-либо понять, необходимо очертить границы исследуемого объекта, т.е. показать, чем он не является, а затем сравнить. Однако, как можно очертить границы сознания, если через него нам «даны» все предметы мира, включая его самого как ускользающую предметность?

3. Проблема объективных методов изучения сознания : какие бы методы анализа не использовались, на данный момент не представляется возможным устранить влияние особенностей внутреннего мира ученого на получение и интерпретацию данных. Это связано с эмоционально-психологическим состоянием, фактами личной биографии, базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, национально-культурного окружения.

4. Проблема языковых средств описания сознания : даже если определенные объективные методы исследования сознания будут найдены, то каким образом их описывать? Затруднение имеет своей причиной тот факт, что сознание континуально, неразрывно, оно представляет собой живой поток взаимопересекающихся мыслей, в то время как любой язык – явление дискретное, разорванное на отдельные понятия и слова 48 .

Философский подход к сознанию концентрирует свое внимание на основных противоречиях в существовании сознания. Оказывается, что сознание представляет собой синтез на первый взгляд совершенно несоединимых противоположностей: сознание предстает как посредник между внутренним миром человека и внешней реальностью, оно изменяется под воздействием обстоятельств и в то же время имеет достаточно устойчивые стереотипы поведения и мышления, по которым человек может действовать всю жизнь; оно состоит из осознаваемых и бессознательных компонентов, которые по-разному переплетаются в каждом человеке.

С помощью сознания возможной оказывается сама человеческая деятельность. Это связано с тем, что практически все осознанные действия человека всегда имеют определенную цель. Цели формируются, сохраняются, а также корректируются в процессе деятельности благодаря сознанию.

С точки зрения философии сознание можно определить как высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в способности к идеальному воспроизведению действительности реального мира, включающей в себя не только обобщение и оценку происходящих процессов, но и предварительное мыслительное построение действий, а также целенаправленное творческое изменение действительности.

2. В современной истории философии принято считать, что одним из первых проблему сознания в европейской философии поставил Платон . Это вовсе не означает его абсолютного первенства (на Востоке сознание всегда, по сути, и выступало как важнейший объект размышлений). Вместе с тем, сам термин «сознание» древние греки не употребляли. Проблема сознания изучалась ими в контексте проблем мышления и души. Так, например, философ Демокрит рассматривал душу как особое образование, состоящее из особой разновидности атомов. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Вместе с тем, сознание не являлось пока еще самостоятельным феноменом, а душа (как носитель сознания) воспринималась как часть мирового космоса, абсолютно точно воспроизводя явления окружающего мира.

В эпоху Средневековья на изучение души, мышления и сознания наложила отпечаток религиозная направленность философии. Это позволило разделять душу и дух как различные проявления божественного в человеческом.

В эпоху Нового времени в контексте общего поворота науки от общих проблем понимания мира к конкретным вопросам естествознания и техники происходит изменения ракурса изучения сознания. Именно в это время собственно и происходит поворот от понятия души к понятию «сознание», а последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» - личностное образование. Сознание понимается как 1) продукт внутреннего развития мышления у Рене Декарта и как 2) результат внешних воздействий, называемых ощущениями у Джона Локка и Томаса Гоббса . В ф илософии XIX века сознание получает принципиально новую трактовку. Так, иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания .

Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческого, надличностного, в конечном счете, трансцендентального феномена (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащего в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание в этом случае есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самостоятельную и самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, материя одушевлена и обладает предпосылками к мышлению (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).

Вульгарный материализм - это отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет абсолютно материальный характер, так как оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).

3. Современные трудности с определением сознания во многом могут быть решены в контексте изучения проблем биологических предпосылок сознания. В современной психологии и физиологии высшей нервной деятельности к подобным «биологическим» предпосылкам относят:

1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием центральной нервной системы и головного мозга;

2) начало орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, освободивший передние конечности в сочетании с прямохождением;

3) стадную форму обитания животных, а также возникновение звуковой сигнализации для передачи информации.

Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания. В данном параграфе нас интересует первая составляющая. Возникают вопросы: каков механизм функционирования сознания? Каким образом он появляется?

Важную роль в объяснении данного вопроса продолжает играть теория отражения, согласно которой сознание есть продукт эволюции головного мозга, который в свою очередь является одной из высших форм развития органической материи. Понимаемый как результат эволюции всего живого, человеческий мозг является генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром.

Таким образом, материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения , которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Способность к самоорганизации и саморазвитию материальных систем является одной из важнейших причин усложнения форм отражения. Эволюция форм отражения выступает в качестве предыстории сознания: в качестве связующего звена между неорганической материей и материей, выраженной в органической и, прежде всего, в человеческой форме.

Что же такое отражение? О тражение естьпроцесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия. То есть отражение в качестве результата взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а сохраняется в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Подобное отраженное многообразие структур и свойств, взаимодействующих явлений получило название информации, которую понимают как содержание процесса отражения. Совершенно справедливо говорить о различных качественных уровнях проявления отражения и о различных мерах информационной насыщенности отражения.

Подобная многомерность отражения принципиально меняет его свойства в условиях неживой и живой природы. Если в неживой природе разнообразие форм взаимодействия и отражения минимально, а порог чувствительности по отношению к указанному разнообразию остается низким, что является источником слабой способности к использованию полученной информации для самоорганизации, то в живой природе доступна уже более высокая степень интенсивности информационного содержания отражения и значительно более широкий ее объем. Интенсивность информационного обмена в живой природе оказывает мощное воздействие на расширенное самовоспроизводство свойств, а также формирование новых признаков, их кодирование и наследственную передачу. Таким образом, усложнение форм отражения выражает не только факт развития и усложнения материи, но и ускорение этого развития.

Уровнями отражения в живой природе выступают явления раздражимости, чувствительности, а также психическая форма отражения.

Раздражимость – это способность организма к простейшим реакциям на воздействие окружающей среды, проявляющаяся в форме ответных действий. Речь идет об избирательном реагировании живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат реакции с потребностями организма. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение.

Чувствительность – это способность отражать отдельные свойства внешней среды в форме ощущений, основанная на возникновении совокупности рецепторов существенно обогащающих информационное содержание отражения окружающего мира. Развитие ощущений еще более ускорило процесс эволюции живого.

Психическая форма отражения - это особая форма отражения, опирающаяся на нервную систему и функционирование ее особого центра – мозга, и проявляющаяся в способности анализировать сложные комплексы одновременно действующих внешних раздражителей. Данная форма призвана создавать целостный образ ситуации, индивидуальное поведение, основанное на опыте отдельной особи, на условных рефлексах, в отличие от интуитивного поведения, основанного на безусловных рефлексах.

Психическая форма отражения характеризуется не столько значительным богатством отражения явлений, сколько более активным «участием» в процессе отражения отражающего. В данном случае существенно возрастает избирательность отражения, концентрация и выбор объекта отражения или даже его отдельных свойств и признаков. При этом подобная избирательность определяется не только биофизической актуальностью для отражения тех или иных свойств и признаков, но и эмоционально-психической предпочтительностью. Следует заметить, что усложнение свойств психического отражения непосредственно связано с развитием мозга, его объема и структуры. На данном уровне развития расширяются ресурсы памяти, способность мозга запечатлевать конкретные образы вещей и присущие им связи, воспроизводить эти образы в различных формах ассоциативного мышления.

Таким образом, важнейшей предпосылкой возникновения сознания оказывается факт естественно-исторической эволюции материи и одного из важнейших ее свойств – отражения. В процессе эволюционного развития материя, все больше усложняясь в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг. Дальнейшая трансформация психики в человеческое сознание происходит вследствие различных факторов антропосоциогенеза, важнейшими из которых выступают орудийная деятельность и стадная форма обитания животных.

4. Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей, каждая из которых является отдельной сферой сознания:

- сфера телесно-перцептивных способностей : к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

- логико-понятийные компоненты сознания : с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

- эмоциональная компонента сознания : это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся:

1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы);

2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.);

3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.).

Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».

- ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания . Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами 49 .

Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания , которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.

В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.

Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».

К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания. Например, могут быть отнесены категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество), устойчивый каркас знания как такового (математические истины, логические правила, законы природы, всеобщие нравственные, эстетические и социальные ценности), творческие озарения. В сфере сверхсознательного проявляется свойство сознания восходить от индивидуальных форм к формам коллективным, т.е. не зависеть от предпочтений и пристрастий отдельных людей.

1. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

2. Спиркин, А.С. Сознание и самосознание. - М.: Наука, 1972.

3. Спиркин, А.С. Философия. - М.: Гардарики, 1998.

4. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская категория // Вопросы философии. – 1990. – № 10.

5. Философия: учебник для вузов / ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Акад. проект: Культура, 2008.