Домашний очаг

Спартанская и афинская система воспитания. Презентация на тему "афинская и спартанская система воспитания" Афинская и спартанская модели обучения и воспитания

Воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания - совокупность добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. За мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь).

После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях.

Школы в Афинах были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем".

Существовало несколько типов учебных заведений. Начальное образование давали частные и общественные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 -16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу восторгал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа.

Учили основам чтения, письма и пения.Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.



Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой - стилем - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым - стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. С помощью абаки учи:ились четырем арифметическим действиям.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимнасии. В V - IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Следует подчеркнуть, что в Афинах имели место философские школы: школа учителей мудрости – софистов, школа Пифагора и др., обучение в которых было ориентировано, прежде всего, на развитие красноречия и логики.

Завершалось воспитание и образование пребыванием 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.

В эллинскую эпоху (III - I вв. до н. э.) в сфере воспитания и образования в Афинах произошли важные перемены:

Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образовании;

Появилась новая ступень школьного образования - грамматическая школа , где учили правильно писать, читать, говорить, давали понятие о музыке;

- гимнасии превратились в государственные учреждения, в них меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого осваивались уже в грамматической школе;

Эфебия утратила свой военный характер, превратившись в своеобразное высшее учебное заведение с годичным сроком обучения; здесь велись теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасии: грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т. д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями;

Философские школы фактически превратились в высшие учебные заведения. При общей философской направленности в программах школ делались определенные акценты: в Академии поощрялся интерес к математике, в Ликее - к естествознанию, истории, теории музыки. Наряду с уже существовавшими были созданы еще две школы – стоиков, Зенон (335 - 262 до н. э.) и эпикурейцев, Эпикур (341 - 272 до н. э.) предшественников сенсуалистического подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению;

Возникают новые центры просвещения, такие как Александрия египетская, столица династии Птолемеев (308 - 30 до н. э.); где с особым вниманием относились к высшему образованию. Птолемеем II (308 - 246 до н. э.) был основан Мусеум. . Среди преподавателей и воспитанников Мусеума: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г. до н. э. - около 500 тыс.), здесь можно было изучать все науки того времени. Согласно эллинистической педагогической традиции, было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, истории, естествознания, медицины и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.

Спартанская система школьного воспитания.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, спартанское воспитание преследовало цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры ). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов в государственных школах – агеллах. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома . Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение.

Гипертрофированная военная подготовка привела к тому, что Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Но традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Особенности воспитания и типы школ в Древнем Риме.

Воспитание и обучение в Древнем Риме отличалось от греческого.

Особенности воспитательно-образовательной практики древних римлян:

1. Значительная роль семьи и семейного воспитания. Дети воспитывались в строгости, скромности, их учили уважать старших и любить отечество. Простота, воздержанность, умеренность, личный пример - основа семейного воспитания. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство.

2. Практический характер воспитания и обучения не только общего, но и профессионального направления. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием.

3. Уважительное отношение к религии как основе нравственного воспитания личности: дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца.

4. Наличие общественных учебных заведений (с 449 г. до н. э.) на базе форума - месте общественных сборищ римлян.

5. Государственное школьное образование из 3-х последовательных ступеней:

1) начальная школа (7-12 лет)- школа литератора (чтение, письмо, счет);

2) основная школа (12-15 лет)- школа грамматики для мальчиков, дающая углубленное общее образование: греческий, латинский языки, история, география, физика, астрономия;

3) старшая школа (16-20 лет), где наряду с общеобразовательными предметами изучали право, философию и в последние годы обучения - ораторское искусство (школа ритора ).

6. Частные грамматические школы - учебные заведения повышенного типа, предназначенные для обучения подростков с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу: помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

7. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

8. Особое значение имели для практики воспитания и образования труды Цицерона и Квинтилиана.

9. Под влиянием катехизиса утверждающегося христианства появилась школа катехуменов или (Александрия, 179 г.) - предшественница школы катехизиса, которая давала образование повышенного уровня и предназначалась для подготовки священнослужителей. В ее программе сочетались элементы христианского и античного образования. (Подобные школы возникли в других центрах античного мира - Антиохии, Эдессе, Низибе.

Школы катехизиса были в дальнейшем трансформированы в кафедральные и епископальные школы. Одна из первых епископальных школ была открыта в начале III в. в Риме. Большинство христиан, вплоть до V в., продолжали получать высшее образование в учебных заведениях античного типа. Юноши-христиане посещали риторские школы, где изучали науки по античной программе семи свободных искусств. С III в. растет число учителей-христиан (грамматиков, риторов, философов). Этот процесс продолжался и после указа императора Юлиана (331 - 363), запрещавшего христианам преподавать в школе. Вот почему, когда в начале IV в. христианство становится государственной религией Римской империи, в самом Риме среди учителей оказалось множество тех, кто исповедовал христианство.

В целом, греко-римская система образования и школьного дела составила основу европейского образования христианского мира.

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Система воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов- полисов (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Соответственно выделялись две системы воспитания - Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.


Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания имела преимущественно военно- спортивный характер, т. к. было необходимо подавлять частые восстания бесправного большинства населения против спартиатов- рабовладельцев, а также военными конфликтами.


Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов. Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев. Спартанская система воспитания


С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома. Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. Мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу. Спартанская система воспитания


В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Спартанская система воспитания




Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (домоводство, уход за ребенком, музицирование) существовала специальная система военно-физических упражнений. Для того чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела. Девушки, так же занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.


Роль семьи была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, умудренные жизненным опытом. Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении. Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты. Спартанская система воспитания


Афинская система воспитания Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии - сочетания физических и нравственных достоинств. Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.


Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет. В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Афинская система воспитания


Достигнув лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы. Афинская система воспитания


Но более основательную в этом плане подготовку юноши лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия. Афинская система воспитания


Продолжая заниматься политическими науками, юноши изучали здесь законы афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин. Афинская система воспитания


Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство. Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Афинская система воспитания


Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов. Сыновья демоса вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами. Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободнорожденному человеку. Афинская система воспитания


Таким образом следует сделать вывод: Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях. Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Образование мальчики получали в школах грамматиста и кифариста, затем – палестрах, гимнасиях и эфебиях.


Древняя Греция дала миру мыслителей, родоначальников философских учений, обосновавших в своих трудах систему воспитания. Софисты были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за плату. Они отказывались от религии и давали рациональное объяснение явлениям природы, возможностям человека и пределам человеческого познания.

4. Школа и педагогическая мысль в Древней Греции Школа . Др.Греция состояла из небольших рабовладельческих гос-в (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония (гл.город- Спарта) и Аттика (гл.город- Афины),где сложились особые системы воспитания,которые обслуживали только детей рабовладельцев. В Спарте вос-ие осуществляло гос-во, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, будущих рабовладельцев.С 7 л мальчики, жившие до этого времени дома, помещались в воспитательные учреждения, (агеллы ), где вос-сь и обучались до 18 л. Руководителем их назначался известный властям человек-педоном . Содержание воспитания : Особое внимание обращалось на физ. вос-ие подростков,много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физ. вос-ию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.Нравственное и пол. вос-ие давалось во время специальных бесед гос.руководителей с молодежью. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).Юноши 18-20 лет переводились в группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Между народами, населявшими данное государство, велись частые войны. В таких жестоких условиях сложилась спартанская система воспитания. Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Детей с малых лет приучали терпеть неудобства и лишения. В 7 лет мальчиков забирали в специальные государственные воспитательные учреждения – агелы. Процесс воспитания проходил в три этапа . На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным. На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям.

В Афинах дети до 7 л вос-сь дома,затем мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее вос-ие в семье, приучаясь к домашнему хозяйству.Первоначально дети (с 7 до 13-14 л) обучались в школах грамматиста и кифариста . Занятия вели учителя-дидаскалы («дидаско»-я учу, позже: «дидактика» - теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «пайс» - ребенок, «агогейн»-вести).В школе грамматиста обучали читать, писать и считать.В школе кифариста давалось литературное образование и эстетическое вос-ие.В 13-14 л мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжение 2-3лет они занимались системой физ. упр-ий(пятиборье ). С ними велись беседы по полит. и нравст.вопросам. Физ.вос-ем и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане.Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже - гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.Затем юноши с 18 до 20 л переходили в эфебию , где продолжалось их военное и политическое вос-ие.

В Афинских же школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию . Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

Слайд 2

Соответственно выделялись две системы воспитания - Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения. Система воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов-полисов (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике.

Слайд 3

Спартанская система воспитания

Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер, т. к. было необходимо подавлять частые восстания бесправного большинства населения против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.

Слайд 4

Цель спартанской системы воспитания

Подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Слайд 5

С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18лет под руководством назначаемого государством лица - педонома.

Слайд 6

В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

Слайд 7

Спартанская система воспитания, включающая в себя определенные элементы и для девушек:

Кроме традиционных (домоводство, уход за ребенком, музицирование) существовала специальная система военно-физических упражнений. Для того чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела.

Слайд 8

Жестокость спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.

Слайд 9

Афинская система воспитания

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания

Слайд 10

Цель афинской системы воспитания:

Воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии - сочетания физических и нравственных достоинств.

Слайд 11

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет. В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию.

Слайд 12

Физическое воспитание

Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска.

Слайд 13

Более высокий уровень образования давала - эфебия. Окончание эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин. Юноши 16 - 18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие.

Слайд 14

Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.

Слайд 15

Таким образом следует сделать вывод:

Воспитание спартиатов преследовало основную цель: Цель афинского воспитания: подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях. всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Образование мальчики получали в школах грамматиста и кифариста, затем – палестрах, гимнасиях и эфебиях.

Слайд 16

Древняя Греция дала миру мыслителей, родоначальников философских учений, обосновавших в своих трудах систему воспитания. Софисты были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за плату. Они отказывались от религии и давали рациональное объяснение явлениям природы, возможностям человека и пределам человеческого познания.

Посмотреть все слайды

В эпоху античности происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Этому способствовали достижения в области содержания, методов и организации образования в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах.

Появление пиктографической письменности. На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцовых хозяйств.

Зарождение алфавитного письма. В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо, в котором были знаки для обозначения гласных и согласных звуков, способствующие зарождению алфавитного письма.

Основные направления воспитания:

1) конечная цель воспитания, по Гомеру, - достичь славы, превзойти в доблести своего отца;

2) в воспитательной практике руководствовались идеальным образом совершенного человека - умственно, нравственно и физически развитой личности;

3) воспитатели использовали традиционные приемы: с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой;

4) пресекающие нежелательное;

5) каждый воспитанник стремился быть самым лучшим.

В VI-IV вв. до н. э., в период расцвета Эллады , ведущие воспитательные традиции противоположного образца были заложены Афинами в Аттике и Спартой в Лаконии.

Основные направления образования спартанцев:

1) акцент в воспитании делался на выработку физических качеств;

2) духовное невежество и безграмотность мало учитывались. В Аттике же существовали иные особенности воспитания:

1) стремление максимально расширить кругозор подрастающего поколения;

2) предлагалось широкое универсальное по тем временам образование для юношей;

3) уделение большого внимания развитию чувства красоты и формированию традиционных нравственных установок.

Афинские учебные заведения были частными, платными.

Всего было два типа школ:

1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);

2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).

В эпоху эллинизма (III-I вв. до н. э.) школы становятся достаточно организованными учреждениями:

1) имеют свои помещения, учителей и руководителей;

2) любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет);

3) был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений;

4) высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени.

Основные направления образования в Риме со II в. до н. э.:

1) уделяется большое внимание обучению грамматике;

2) изучение законов отодвигает занятия математикой на второй план;

3) уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют. Вместо них обучают верховой езде, фехтованию и плаванию;


4) для молодежи аристократического происхождения существовали риторские школы, в основе которых лежало овладение ораторским искусством.

Воспитание и школа в античном мире

Древняя Греция в VII—IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств - полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.

1. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов.

Спарта (VII-III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы. Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «...почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», - писал Аристотель в «Политике».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящимися темноты, не знающими своеволия и плача. С 7 до 30 лет (7-15; 15-20; 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет; это государственная система воспитания. Как писал Плутарх, мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, который защищал его от холода и зноя, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу. В 14 лет каждый спартанец проходил через игон - публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости.

Такое состязание повторялось и позже. Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, четкости и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме. С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными илотами и рабами, В течение следующих лет не прекращались военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины. Вот пример поведения одной спартанской матери. Она отправила пятерых сыновей на войну и ожидала сведений о ходе боевых действий. Когда ей сообщили о гибели всех сыновей, она с возмущением прервала раба-вестника: «Бесчестный раб, разве я об этом спрашивала?!» «Мы победили», - сказал он, и мать побежала в храм, чтобы возблагодарить богов за победу. Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Нагими девушки принимали участие в торжественных шествиях, плясали и пели при исполнении разных обрядов вместе с юношами.

Спартанская система обучения (кратко)

Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке. Физическое воспитание соединялось с приобретением навыков письма, счета, чтения, которым дети обучались с 7 до 15 лет. С 15 до 20 лет физическая подготовка юношей продолжалась, кроме того, попутно шло музыкальное образование. В 20 лет юношей испытывали на выдержку, их публично секли у алтаря Артемиды. Спартанская система применялась и для девочек, они также проходили физическую подготовку, чтобы быть здоровыми и крепкими. Помимо военно-физических упражнений, они изучали домоводство, правила по уходу за детьми, музыку.

Идеал развития личности в Спарте (Лаконии) сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В легенде, приводимой Плутархом , физически нездоровых детей сбрасывали в Тайгетскую пропасть. Однако, по данным исторических исследований, такие дети, конечно, не умерщвлялись, но воспитывались вне спартанской военной общины.

Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы - своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) - представитель государственной власти, а непосредственное руководство - эйрены - юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.

Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо - для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение - для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.).

Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи - способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях - агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку - публичные сечения.

Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты. Задача воспитания мужественного и беспощадного воина решалась в процессе криптии - облавы на илотов, в ходе которой юношам разрешалось убивать самых строптивых рабов. «Испытательный год» заканчивался новым агоном, и подростки переходили в разряд эйренов, обязанностью которых становилась помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

2. Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны, телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство...» (Лукиан ). До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька. После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно): мусические (8-16 лет) - дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания; палестры (13-14 лет) - школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты - странствующие учителя, среди которых были писатели, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая улица или площадь.

Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования, Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основании. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ.) Для Сократа учительская деятельность была дороже жизни, поэтому, приговоренный к смерти по ложному обвинению, он не отказался от своей деятельности и выпил яд - цикуту.

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры - олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура - целая система культурных воздействий. В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Афинская система обучения.

Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. До семи лет дети воспитывались в доме, потом их отдавали в частные школы, где они обучались грамоте, музыке, пению, декламации. Потом из школы грамматиста они шли в школу палистра, где подростки занимались пятиборьем, гимнастикой. Юноши из знатных семей могли продолжить свое образование в гимназиях, в которых они изучали философию, политику, литературу. Высший уровень образования приобретался в эфибии, обучение в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии «калокагахтия» - соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4-5 лет они находились под присмотром раба - педагога (от греч. paidagogos). В переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» - «веду за руку», позднее слово «педагог» приобрело значение «вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя.

С 7 лет дети поступали в школу. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием.

При обучении чтению применялся буквослагательный метод, сохранившийся в начальной школе вплоть до XIX в. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.

Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это, прежде всего, гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16-18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг , содержание обучения в котором преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и «гимнастике ума» в процессе обсуждения важных общественно-политических проблем. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии - государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях - беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался несению службы на границах государства.

Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома - гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

3. Образование в Древнем Риме складывалось под влиянием эллинистической культуры и воспитания на базе сложившихся римских традиций. Рим был основан в 753 г. до н. э., пережил эпоху могущественной империи и пал под натиском варваров в V в. Во время раннего римского воспитания (VIII-III вв. до н. э.) молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца, который привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н. э. возникают первые начальные элементарные школы - ludi (в переводе - игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными, давали начала знаний и не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания.

В период с III в. до н. э. по I в. до н. э. римское могущество распространяется на значительные территории, при этом образование начинает меняться под влиянием греческой традиции. Самым распространенным типом школы в это время была начальная элементарная школа, главной целью которой являлось обучение грамоте. Создание грамматических школ связано с возросшими требованиями к уровню образования и потребностью римской интеллигенции в овладении эллинской культурой. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, риторика. Ко II в. до н. э. в Рим проникают новые тенденции греческого образования, и для получения эллинского образования в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются учителя-греки. Появляется новый тип учебного заведения - школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.

В целом в период с I в. до н. э. по II в. в Древнем Риме складывалась система образовательных учреждений, в рамках которой обучение мало чем отличалось от обучения в Элладе, но имело более прагматическую направленность. Система образования состояла из нескольких ступеней. Начальное образование было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.

Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусствами», которые в дальнейшем станут базовыми для формирования содержания образования на долгие века в европейской образовательной традиции. Эти «семь свободных искусств» включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а их изучение было практико-ориентированным.

Риторические школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный этап образования будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении - коллегии юношества. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.