Здоровье

Спасение жены темучина бортэ из плена. Женщины Чингисхана

Чингисхан родился в 1155 году, в час победы монголов над татарскими племенами. Его отец, знатный вождь большого племени, Есугай-баатур, посчитал рождение сына предзнаменованием и нарёк ребёнка Темучином (Тэмуджином), что означало «кузнец». В 1164 году Есугай-баатур женил сына, когда тому едва исполнилось девять лет…

Девушка происходила из менее знатной семьи, однако была родом из Унгиратского племени, которое издавна славилось особой красотой девочек. Борте была старше своего малолетнего жениха на три года, хорошо воспитана и красива. Она стала первой супругой маленького Темучина и оставалась преданной ему до конца своей жизни. Они прожили больше сорока лет. В 1206 году Темучин стал великим ханом монгольской империи, взяв себе имя Чингисхан.

По давним традициям, монголы могли иметь несколько жён, однако хан не желал приводить в дом других женщин. Он любил Борте, но она уже была стара и больше не могла производить на свет наследников. Поэтому близкое окружение хана стало упрашивать его привести в дом вторую супругу, а мудрая Борте не стала противиться и во всём подчинилась любимому мужу. Тот привозил из военных походов молодых девушек, делал их наложницами, и спустя несколько лет у владыки было уже около двух тысяч женщин, некоторых из которых, он, впрочем, даже ни разу не увидел.

Однажды прославленный монгол задумал выгнать со своих земель татар. Истребляя и прогоняя их с родных степей, Чингисхан увидел молодую татарку Есуган. Она была так красива, что великий повелитель приказал своим воинам привести её в гарем, сделав наложницей, и решил жениться на девушке. Когда Чингисхан пришёл к ней и сообщил о своём намерении, Есуган, опустив голову, заплакала.

Удивлённый хан немедленно потребовал от наложницы ответа, и та рассказала историю о старшей сестре, Есуй, которую очень любила и не хотела, чтобы та погибла от рук разъярённых и ожесточённых монголов. Чингисхан велел отыскать Есуй, желая посмотреть на девушку.

Когда же воины нашли её и привели в покои к великому хану, тот, ослеплённый красотой молодой женщины, тотчас же приказал готовиться к свадьбе. Есуган, обняв сестру, уступила ей своё место, а спустя несколько дней красавица Есуй стала женой монгольского хана. Однако такой любви, какую ждал от новой ханши великий владыка, не последовало. Есуй была молчалива, грустна и часами сидела возле юрты, вглядываясь куда-то вдаль.

Не раз пытался разгадать тайную печаль девушки хан, однако она так и не раскрыла своё сердце. И лишь однажды младшая сестра рассказала её тайну: Есуй была давно влюблена в молодого татарина, которому хотела стать любимой и верной женой. Девушка страдала, плакала по ночам и ждала своего возлюбленного, веря, что тот когда-нибудь придёт за ней.

Разгневанный Чингисхан, узнав обо всём, велел двум своим воинам не спускать глаз с молодой супруги и охранять её даже по ночам.

Однажды уставший хан, отдыхая у юрты со своими жёнами, заметил, как неожиданно вздрогнула Есуй. Чингисхан тут же приказал своим воинам встать со своими семьями. И когда было выполнено приказание повелителя, все увидели чужого молодого юношу. Тот вёл себя отважно, не боясь гнева хана, заявил, что он жених Есуй. Удивившись смелости юноши, разгневанный хан приказал своим воинам отрубить ему голову. Есуй потеряла сознание и несколько дней не выходила из юрты, оплакивая своего любимого, и только младшая сестра Есуган была рядом с ней, утешала, боясь за её жизнь. Старшая жена хана Борте не любила молодых жён хана и оставалась равнодушной к её горю.

Собираясь в новый военный поход, Чингисхан взял с собой Борте и Есуй. Он чувствовал вину перед Есуй и пытался своим вниманием, частым посещением её юрты, сгладить свою вину. Есуй выполняла все прихоти мужа, но была холодна и молчалива. С горя и досады, отчаявшись покорить девушку, Чингисхан увеличил свой гарем, в котором стал проводить всё свободное от походов время. И его двадцать шесть законных жён, оставшиеся без внимания хана, жаловались, что у них не рождаются наследники (у Чингисхана было двое сыновей – от Борте и Хулан). И только одна Есуй ни на что не жаловалась.

За несколько лет до смерти Чингисхана, всегда печальная и молчаливая Есуй спросила о том, кто же будет править народом после его смерти. Хан встревожился и впервые, осознавая что он смертен, провёл несколько бессонных ночей. Мечтая обрести бессмертие, вспомнил о китайских монахах, которые умеют продлевать себе жизнь, велел отыскать их и привезти к нему. Даосский мудрый монах Цю Чуцзи, прибывший в мае 1222 года, рассказал хану об учении даосизма. «Нет средства бессмертия, можно лишь продлить свою жиХулань». Чингисхан сознавал, что доживает последние годы. Его здоровье и силы были подорваны чрезмерными чувственными увлечениями и частыми военными походами. Храброго и смелого Угедея, сына старшей жены Борте, Чингисхан назначил своим наследником.

В 1227 году в возрасте семидесяти двух лет около реки Хуанхе умер великий основатель монгольской империи Чингисхан. Говорят, что преданные воины хана убивали всех, даже птиц и зверей, кто был свидетелем похоронной процессии. Все приближенные хана, его драгоценности, золото, военные трофеи были похоронены вместе с ним. Никому неизвестно местонахождение гробницы великого хана. Много раз историки пытались организовать экспедиции по раскопкам могилы Чингисхана, но безуспешно. Жители тех мест протестуют и считают, что никто не должен знать тайну великого монгола и если могила хана будет найдена, то на них падёт страшное проклятие.

Отсюда и Отсюда

В 13 веке монголы вышли из своих родных земель и создали одну из величайших империй, когда-либо существовавших на Земле. Когда-то давно у них была репутация простых пастухов и бесхитростных воинов, но вскоре правящая семья Монгольской империи стала богатейшей и самой властной династией на планете. Перебравшись из шатров в дворцовый город Каракорум (Karakorum) монгольский двор скрывал немало темных секретов, о которых вы узнаете прямо сейчас.

10. Убийство

Чингисхан совершил свое первое убийство, когда ему было всего 14 лет. Согласно свидетельствам из летописи близких современников под названием «Тайная история монголов», молодого Темучина (Temujin, имя великого правителя) часто бил его старший сводный брат Бектер (Begter). После того, как Бектер однажды украл у семьи еду, Темучин и его младший брат Касар (Qasar) подкрались в зарослях высокой травы к своенравному родственнику и изрешетили его стрелами.

Неудивительно, что Чингисхан с тех пор считал убийство верным способом решения всех проблем, и немало его врагов умирало внезапными и подозрительными смертями. Одним из примеров такой смерти была гибель известного монгольского борца по имени Бури (Buri), который имел неосторожность во время схватки оскорбить Бельгутея (Belgutei), младшего брата Чингиза, что случилось до того, как великий хан получил свою власть.

«Тайная история» ссылается на то, что после воцарения Темучина и возведения его в ранг хана, он пригласил Бури для реванша. Испуганный властью нового хана, Бури решил отделаться малой кровью, почти не сопротивлялся и позволил Бегутею повалить и заколоть себя. Но по сигналу Чингисхана Бегутей уперся коленом в спину врага и сломал ему позвоночник. Парализованного бойца оттащили за пределы ринга на улицу и оставили погибать в пыли. Предположительно, это произошло потому что Темучин понял затею Бури и наказал его именно таким образом из-за ненависти к трусости.

9. Казни


Фото: indiandefence.com

Хотя Чингисхан запрещал пытать заключенных, монгольские казни часто отличались особой жестокостью. Когда хан Гуюк (Guyuk Khan) заподозрил, что властная придворная дама Фатима отравила его брата, он пытал ее, пока та не призналась в содеянном. По воспоминаниям современников «ее верхние и нижние отверстия была зашиты, ее завернули в полотно от шатра и выбросили в реку».

Среди монголов было введено табу на пролитие королевской крови, поэтому другой популярный метод казни был давкой. Родственник султана Аббасида Калиф аль-Мусты (Abbasid Caliph al-Musta) был завернут в ковер и затоптан до смерти стадом вздыбившихся лошадей. После битвы при реке Калка плененные русские князья были убиты под древесными половицами. Их попросту размозжило под тяжестью празднующих свою победу монголов, устроивших пир прямо сверху половиц.

Чингиз приказал переименовать захваченного правителя народов Тангута в Шидурку (Shidurqu, королевский) прямо перед тем, как его раздавили, чтобы дух покоренного правителя был вынужден служить монголам в загробной жизни. Ему повезло в сравнении со смертью перса из знатной семьи, которого обмазали бараньим жиром, завернули в фетровую ткань и оставили связанным погибать под палящими лучами солнца.

8. Интриги


Фото: Wikia

Вопреки репутации монголов как грубых и простодушных воинов, в их стане было достаточно интриг, как и при дворе любого другого народа, где всегда имели место конкуренция и заговоры. Один из самых ранних и почти самых серьезных случаев произошел во время правления Чингисхана, когда шаман Теб Тенгри (Teb Tengri) впервые нацелился на брата хана, Касара, рассказав о пророческом видении, в котором младший брат Темучина пытается лишить его власти. Хан немедленно приказал арестовать Касара и почти приговорил его к смерти.

Но родственник был спасен благодаря матери Чингисхана, Оэлун (Hoelun). Когда женщина услышала об Касара, она посреди ночи отправилась в путь и ворвалась в шатер хана. Чингиз был настолько поражен, что даже не воспрепятствовал матери, когда та принялась развязывать младшего сына. Она разорвала на себе одежды и потребовала братьев ответить, узнают ли они груди, которые они сосали в младенчестве. Затем мать долго ругала Чингиза, пока тот не согласился освободить брата.

Шаман дождался смерти Оэлуни и предпринял новый шаг, украв наследство, которое должно было перейти к ее самому младшему сыну Тэмуге (Temuge). Когда тот пожаловался на пропажу, братья шамана избили его, заставили на коленях молить у Теб Тенгри помилование.

В этот раз вмешалась уже другая женщина, старшая жена Чингисхана Бортэ (Borte), предупредившая мужа, что шаман намеревается выступить против него. В этот раз Темучин прибег к своему любимому трюку и организовал состязание, в котором шаману Теб Тенгри сломали спину, и парализованного противника бросили погибать на обочине.

7. Сексуальное рабство


Фото: historyonthenet.com

Вопреки тому, что многие монгольские женщины получили в свое время высокий статус и немалую власть, монгольское общество не отличалось феминизмом. Иностранок, захваченных в плен во время набегов на чужие земли, насильно выдавали замуж за монгольских мужчин или принуждали их служить наложницами. Монголы также часто требовали от покоренных народов в качестве дани поставлять им молодых девственниц.

Одним из самых знаменитых примеров был случай, когда сибирская царица Ботохуи-тархун (Botohui-tarhun, большая и яростная) стала одной из немногих, кому удалось победить монгольскую армию. Победу ей принес хитрый ход, во время которого она заманила одного из генералов Чингиза в засаду. В ответ хан направил новую военную экспедицию, во время которой сибирский народ пал, их королеву насильно выдали замуж за монгольского солдата, и она канула в Лету.

Некоторые благородные женщины сумели выйти из плачевного положения пленницы наилучшим образом. Например, когда Чингисхан покорил народ меркидов, он выдал их принцессу Торджин (Toregene) за своего сына Оджидея (Ogedei). Вскоре пленница затмила всего остальных жен принца и правила империей еще целых 5 лет после смерти супруга.

6. Алкоголизм


Фото: Wikimedia

Во времена, когда монголы были бедными племенами пастухов, у них почти не было доступа к алкоголю, и пили они в основном ферментированное лошадиное молоко. Этот напиток был несильно алкогольным и удой не был круглогодичным. Но после успехов Чингисхана богатство потекло рекой в руки монголов, и многие из них начали вести зажиточный образ жизни. Вина и других спиртных напитков теперь было неограниченное количество. В результате ко времени смерти Чингисхана алкоголизм стал уже довольно серьезной проблемой.

Даже семья великого хана не была исключением, поскольку по меньшей мере двое из его сыновей, Толуи и Оджидей (Tolui, Ogedei) выпивкой свели себя в могилу. Их брат Шагатай (Chagatai) был вынужден настрого приказать своим слугам подавать на стол не больше нескольких чашек увеселительных напитков в день.

Острее всего проблема стояла в случае с Оджидеем, который впал в полную зависимость от вина. Он стал алкоголиком до такой степени, что персидский историк Ата-Малек Юваюни (Ata-Malek Juvayni) утверждал, что тот часто принимал ключевые государственные решения в состоянии опьянения.

Его министр Елу Шукаи (Yelu Chucai) несколько раз заставлял хана обещать бросить пить. Но тот никогда не сдерживал свое слово, особенно с тех пор, как его жена Торджин начала поощрять пьянство хана, чтобы ей было проще получить власть над нелюбимым мужем и вражеской империей.

Проблема не остановилась на детях Чингиза. Европейский монах Вильям из Рубрука (William of Rubruck) однажды посетил двор Мунке (Mongke), правнука великого хана, и потом рассказывал про чрезвычайно распространенную культуру питья, упоминая серебряное древо с четырьмя краниками, из которых, как из фонтана, текли потоки виноградного , рисового вина, медовухи и ферментированного лошадиного молока.

5. Похищение, которое помогло создать и погубить великую империю


Фото: timetoast.com

Около 1178 года новоиспеченная жена хана Бортэ была похищена племенем меркидян. Ее разгневанный муж Темучин быстро собрал небольшое войско, атаковал дерзкого врага, спас свою первую жену и заработал репутацию непревзойденного воителя. Возможно, это был случай, положивший начало всем легендарным завоеваниям Чингисхана.

Однако похищение не только положило начало империи, но и сгубило ее. Когда Бортэ захватили в плен, она уже несколько месяцев была беременна, и никто не мог в точности утверждать был ли отцом ее законный муж или же насильник из числа похитителей. Чингисхан принял дитя как свое родное, но слухи про ребенка ходили не самые хорошие.

Спустя много лет постаревший Темучин призвал всю свою семью, чтобы объявить наследника трона. Очевидным образом выбор должен был пасть на его самого старшего сына, Йочи (Jochi), рожденного от Бортэ. Но второй по старшинству сын пожилого хана Шагатай настаивал на том, что именно ему должно перейти право на трон в обход сына-ублюдка, рожденного от меркидянина. Предсмертное собрание превратилось в недостойную драку.

Вопреки просьбам отца братья не согласились мириться. В итоге Чингис решил найти компромисс, и передал управление империей третьему сыну, алкоголику Оджидею. Это положило начало 4 годам распрей и раздоров, которые в итоге развалили империю.

4. Зачистка


Фото: epicworldhistory.blogspot.com

Чингисхан очень тщательно позаботился о том, чтобы после его смерти его сын Оджидей взошел на трон без сопротивления со стороны какой-либо оппозиции. Настоящие проблемы начались, когда Оджидей напился до смерти в 1241 году. Политические распри возросли до такого степени, что практически полностью истребили всех потомков 2 из 4 сыновей Чингиза.

Первое время власть была сосредоточена в руках жены Оджидея, Торджин, которая правила империей 5 лет. Она тщательно спланировала все так, чтобы ее брачный сын Гуюк был избран новым ханом. Это удалось во многом благодаря хитрым интригам, в числе которых была казнь последнего выжившего брата Чингисхана, Темуге. Но Гуюк восстал против матери, когда та попыталась оставить реальную власть себе. Советники Торджин были казнены, а сама королева умерла при крайне загадочных обстоятельствах.

Спустя всего 2 года сам Гуюк внезапно скончался, и империя вновь погрузилась в хаос, поскольку наследники Темучина Йочи и Толуи объединились, чтобы посадить на трон сына Толуи – Мунке. В оппозиции сосредоточились 2 других сына великого хана – Шагатай и Оджидай, попытавшиеся убить молодого Мунке. В ответ он начал масштабную зачистку своих врагов.

Министры Оджидая и Гуюка были убиты. Была собрана целая армия, которая прочесала всю Монголию, выискивая сторонников Оджидая. Специальные военные суды были проведены по всей империи, а казни проводились особенно демонстративно для устрашения лояльных Оджидею сил. Сторонникам Шагатая и Оджидая понадобилось немало лет, чтобы восстановиться после такой зачистки.

3. Гражданская война


Фото: doliva1.wixsite.com

Во время короткого правления хана Гуюка в Монголии чуть ли не произошла первая гражданская война. Во время званого ужина в России хан оказался вовлечен в глупую ссору с сыном Йочи – Бату (Batu). В итоге Гуюк при всех выкрикнул, что Бату – всего лишь дряхлый старик.

С тех пор они стали злейшими врагами, и Бату отказался платить Монгольской империи дань, когда Гуюк взошел на трон. В ответ новоявленный хан собрал армию и отправился в поход к землям Бату в России. К счастью, Гуюк погиб в пути, и война так и не состоялась.

Монголам повезло намного меньше после смерти хана Мунке, когда его братья Кублаи и Арик Бок (Kublai Khan, Ariq Boke) поспешили расколоть империю на части во время масштабной гражданской войны, желая определить, кто займет место Мунке. Благодаря этому хаосу кланы Оджидея и Шагатая вернули себе былую власть.

Вскоре династии Йочи и Хулагу (Hulagu), другого брата Мунке, вторглись в монгольские земли на Западе, и их царства впоследствии были прозваны Золотой и Ильханатом. Монгольская империя с тех пор больше никогда не была единой силой.

2. Религиозный фанатизм


Фото: taringa.net

Монгольская империя исторически считалась одной из самых толерантных в религиозных вопросах, но на самом деле правящая династия верила, что ее священная миссия оправдывает все кошмарные убийства во время их завоевательных походов. В 1218 году Чингисхан поднялся за кафедру в мечети завоеванного города Бухара (Bukhara) и заявил покоренным гражданам примерно следующее: «Вы совершили великие грехи… Если бы вы не совершили эти грехи, Бог бы не послал на вас свою кару в моем лице».

Много лет спустя внук Чингиза Гуюк сказал что-то подобное в своем письме IV Папе Римскому: «Благодаря власти вечных Небес нам были даны все земли от восхода до заката… Если вы не повинуетесь приказам Небес и воспротивитесь нашей воле, мы будем знать, что вы наши враги».

Другой внук, хан Мунке, написал французскому королю Луи: «Есть только один Бог на бесконечных Небесах, а на Земле есть только один господин, Чингисхан… Силой безграничного Бога от восхода Солнца до его заката весь мир погрузится в состояние радости и мира, и будет провозглашено, что мы пребудем вовек».

Хан Хулагу выразил схожие мысли в другом письме: «Бог… разговаривал с нашим дедом, Чингисханом, через шамана Теб Тенгри, и сказал ему, что поставил его над всеми народами… чтобы низвергать, возводить и взращивать… Те, кто не верят, позже познают кару».

1. План истребить китайский народ


Фото: Rrmarcellus

Монголам всегда было комфортно на открытых просторах равнин, где было вдоволь еды для их лошадей. За месяцы или годы до начала их знаменитых военных экспедиций, они высылали небольшие отряды сжигать фермы, сады и деревни врагов. Это вынуждало местных жителей рассеиваться по полям ко времени, когда основная военная мощь монголов прибывала на место сражения, и земли доставались им почти без какого-либо сопротивления со стороны разрозненных племен.

Разгневанный сложностью завоевания такого развитого народа, как китайцы, Оджидей решил предпринять попытку их экспансии по той же схеме. Первоначальным планом было уничтожение крестьянства на севере Китая и превращение территории династии Цзинь в огромное пастбище.

План по геноциду по большей части не состоялся благодаря серьезнейшим усилиям советника Оджидея, китайца Йелу Шукаи (Yelu Chucai). Он убедил хана в том, что введение системы налогообложения будет более выгодным в долгосрочной перспективе, и это обеспечит стабильную прибыль для монгольской казны и для спонсирования дальнейших военных походов. К счастью, Оджидей послушал своего министра и так и не подписал указ об этнической зачистке северного Китая.




«Лучшее развлекательное издание России» - познавательно-массовая газета «СПИД-ИНФО», имеющая миллионные тиражи в бумажном и электронном вариантах, недавно опубликовала «исследование» доктора исторических наук, профессора Кирилла Чернова Как и свойственно этому изданию, тема публикации касается «горячих подробностей» сексуальной жизни. Часто о таковой здесь рассказывают разного масштаба «звезды». Либо представлены сведения о том, как ЭТО бывало у популярных личностей в истории, например. На сей раз героем «клубничной» публикации стал никто иной как сам Чингисхан!

В статье профессора Чернова под названием «Все мы вышли из постели Чингисхана» описаны сексуальные привычки того, о ком – даже о внешности, дате и месте рождения – мало что известно доподлинно. Хотя в своем занятном исследовании доктор наук не особо «заморачивается» ссылками на авторитетные источники. Разве что упоминает цитату из «Ясы» в изложении Рашид-ад-Дина и записки Паоло Каолини, где в «развращении» двора Чингисхана обвиняются китайцы.

Впрочем, мы не пойдем тем же путем и не станем пересказывать оригинальный текст. Процитируем профессора полностью. Так сказать – на ваш суд. Или, как минимум, к размышлению…

Все мы вышли из постели Чингисхана

Книга рекордов Гиннесса готовится на днях пополниться сенсационной статьей. По данным, полученным группой исследователей Оксфордского института антропологии и генетики (Великобритания), сегодня на Земле проживают 17 миллионов 435 тысяч 217 человек, имеющих общего предка. Имя его - Чингисхан. Он и войдет в Книгу Гиннесса как самый плодовитый отец в истории человечества!

Как, каким образом древнему завоевателю удалось оставить такое многочисленное потомство? История взаимоотношенийЧингисхана с его многочисленными женами (а их, по мнению исследователей, было порядка 7000!) и семейные тайны чингисидов долгое время были неизвестны широкому читателю. Только сейчас благодаря изысканиям ученых из Монголии, Индии, Японии и США появилась возможность узнать шокирующие подробности интимной жизни Сотрясателя Вселенной.

Семейная жизнь Чингисхана была полна драматических событий. Широко известна история с пленением его первой жены Борте соседним племенем меркитов. С помощью вождя дружественного племени кераитов хана Тоорила Борте вернулась в юрту Чингисхана , но - беременная. Родившегося вскоре мальчика назвали Джучи, и Чингисхан всю жизнь сомневался, его ли это сын.

Однако мало кто знает, что впоследствии Чингисхан страшно отомстил меркитам за свой позор, полностью истребив их племя. Дочь же меркитского хана, прекрасную Хулан, он сделал своей женой. Летописи указывают, что Хулан "умела удовлетворить своего господина с помощью всех скважин, дарованных ей природой".

Две сестры – две жены

О нравах монголов и их отношении к женщинам написана не одна монография. Но самую полную и ясную картину дают летописи и древнее "Сокровенное сказание монголов". Из них мы узнаем, что, например, еще в ходе объединения монгольских племен Чингисхан жестоко расправился с племенем татар, когда-то убившим его отца Есугея-багатура.

После победы Чингисхан взял в жены дочь татарского хана луноликую Есуган. Проведя ночь с победителем, наутро она сказала ему: "Быть твоей женой - большая честь для меня, но куда больше этой чести достойна моя сестра Есуй. Она красивее и опытнее в искусстве любви". Чингисхан велел немедленно разыскать Есуй. Впоследствии великий хан не раз уединялся в своей юрте на ночь с обеими сестрами. Сам Чингисхан называл это "ездить на двух кобылицах".

Сладкая смерть

Борте, Есуган, Есуй и Хулан были так называемыми старшими женами великого хана. Они участвовали в решении государственных дел и давали советы своему господину.

Всех остальных жен Чингисхана можно условно разделить на несколько групп. К первой относились "политические жены" - дочери ханов и правителей, которых отцы выдавали замуж, чтобы скрепить союз с завоевателем. Со многими из них Сотрясатель Вселенной встречался только один раз - в брачную ночь.

Вторую группу составляли "искусницы", по большей части китаянки, до любовных утех с которыми Чингисхан был большим охотником. Известно, что великому хану нравились изощренные китайские сексуальные техники, позволяющие многократно доводить мужчину до блаженного состояния без эякуляции.

Третья группа - "красавицы" - представляла собой, говоря современным языком, живую коллекцию самых красивых девушек из завоеванных стран, ставших секс-рабынями Чингисхана. С ними он не церемонился. Так, захваченную при штурме города Нашпур индийскую танцовщицу Сами, девушку небывалой красоты и бешеного темперамента, которая осмелилась сказать Чингисхану , что ей мало того мужского внимания, которое он ей уделяет, Сотрясатель Вселенной приказал "накормить досыта". С помощью двух нефритовых фаллосов-лингамов придворный монах-даос в течение нескольких часов на глазах Чингисхана многократно доводил Сами до оргазма. В итоге сердце танцовщицы не выдержало.

“Втыкать мясо в мясо”

Естественно, все жены рожали Сотрясателю Вселенной детей, но только сыновья Борте имели право наследования империи, созданной отцом. Тем не менее никто из многочисленного потомства не бедствовал, и все они относились к имперской аристократии - чингисидам.

Оксфордский генетик Брайан Сайкс, сотрудник компании Oxford Ancestors, много лет занимается исследованиями, связанными с восстановлением родословных. Согласно его данным, по всему миру сейчас проживает более 17 миллионов потомков Чингисхана . К слову - это соответствует населению такой страны, как, например, Казахстан.

Правда, родство можно проследить только у мужчин - именно в их геноме присутствует Y-хромосома, единственная из 23 пар хромосом в человеческом организме, которая передается детям неизменной. Какое число женщин носит в себе геном Чингисхана, наука пока выяснить не может, но оно явно больше мужской популяции хотя бы потому, что дочерей у Чингисхана было в несколько раз больше, чем сыновей.

Древние монголы вообще известны в истории как охочий до секса народ. Считается, это связано с тем, что монгольские мужчины много ездили верхом, а это стимулирует предстательную железу и всю паховую область. Правда, повышенное либидо монголов проявлялось самым варварским способом - при взятии очередного города все женское население повально насиловалось, полностью подтверждая известную истину: "монгол любит есть мясо, ездить на мясе и втыкать мясо в мясо". То, что мир сегодня не населен одними только монголами, объясняется просто - после массовых изнасилований женщин убивали. Чингисхан не хотел, чтобы покоренные им земли оказались заселены полукровками-мангасами.

Папский легат (посланник) Паоло Карпини, живший при дворе внука Чингисхана великого хана Хубилая, оставил подробные записки о быте и нравах монголов. Из них мы узнаем, что монгольская аристократия весьма развращена, и винить в этом следует в первую очередь покоренных монголами китайцев.

К извращениям Паоло Карпини отнес практикуемый китайцами групповой секс по схеме "один мужчина и три женщины", анальный секс, секс с животными. Любопытный момент - мужеложство, процветающее в Китае, итальянец Карпини извращением не посчитал.

Как делить будем?

Современник и биограф Чингисхана Рашид ад-Дин в своих рукописях цитирует "Великую Яссу", свод законов, написанный лично Чингисханом : "Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов, превратить животы его прекрасноликих супруг в ночное платье для сна и подстилку, смотреть на их розоцветные ланиты и целовать их, а их сладкие губы цвета грудной ягоды сосать!" Благодяря такому темпераменту и учитывая отсутствие контрацепции, гены Чингисхана широко распространились по миру.

Юристы указывают и еще на один немаловажный аспект, возникающий в связи с повальной "чингисханизацией", - могила Сотрясателя Вселенной (он был похоронен вместе с несметными сокровищами) до сих пор не найдена, а по монгольским законам прямой потомок по мужской линии вправе претендовать на все имущество своего предка.

Как знать, быть может, этим человеком окажется кто-то из читателей "СПИД-инфо"?

Доктор исторических наук, профессор Кирилл Чернов

АРД: Разумеется, эта публикация привлекла всеобщее внимание. Шутка ли. Пикантные подробности из жизни самого Потрясателя Вселенной! Можно даже с полным пониманием отнестись к тому, что издание, имеющее такую громадную аудиторию – вовсе не в силах обойтись без темы Великого создателя Их Монгол Улс! Постоянное многолетнее эксплуатирование «клубнички» кому угодно может наскучить – а тут… Бренд мирового масштаба! Человек тысячелетия! Даром что о его жизни мало что известно наверняка. Тем легче «накопать» о нём то, чего всё равно никто ни проверить, ни опровергнуть не может.

Сексуальная культура, вне всяких сомнений – вещь крайне необходимая для человечества. Но! Вследствие «популяризации» такого рода информации о Чингисхаане – у многомиллионной аудитории создается мнение не только о жизни «отца монгольской нации». Но ещё и о сексуальном поведении, принятом у монгольских народов в целом. И мало кто задумывается, что привычки аристократии (даже степной) – разительно, если не абсолютно отличаются от сексуальной культуры «простого» народа.

Хотя… может, все-таки… есть среди нас те, кто согласен с мнением профессора Чернова? И может быть, кто-то вовсе не против того, чтобы у Великого Чингисхаана (и у всех монголов) был именно такой имидж в мире? Благо, монгольские кочевники излишним ханжеством, свойственным, к примеру, христианской культуре – никогда особо не отличались. Без ложной скромности…

Но самое, вероятно, забавное – это то, что в «родственники» к монголам теперь готов «записаться» едва ли не целый мир!

Всемирная история хранит память о многих женщинах, чьи деяния прославили их имена на многие века. Поэты воспевают их разум и красоту, ученые спорят о месте, роли и значении каждой из них в развитии прогресса, истории той или иной страны. И совершенно незаслуженно история предала забвению имена самых могущественных женщин мира за все время существования человечества — монгольских женщин XIII века.

Европейские и азиатские современники, а затем историки, исходя из сложившихся в их странах взглядов на роль и место женщины в жизни общества, не могли понять системы семейно-брачных отношений среди кочевников. Они либо замалчивали роль жен Великих ханов в политической истории, либо недооценивали их интеллектуальные способности, а иногда даже и совершенно лишали их таковых. В современную эпоху тоже мало что изменилось. Исследователей и тогда и сейчас ставит в тупик сам факт успеха монгольского оружия и политического таланта. Ну не могли какие-то дикие кочевники создать самую великую и прогрессивную империю в мире! Дальше признания гениальности Чингисхана и его полководцев дело не идет. А не мешало бы взглянуть на состояние эффективности самого кочевого общества, в котором женщина не рассматривалась просто как необходимый элемент для продолжения рода. Хозяйственно-экономическая роль женщины в семье превосходила мужскую. Об этом говорят исторические источники. Дело мужчины – поле, а все остальное – на ее плечах. Это вдвое увеличивало военно-политический и экономический потенциал при той же численности монголов раннего средневековья.

История писана и переписана неоднократно. Но в ней периоды междуцарствия до сих пор остаются «белым пятном». При том, что они были достаточно продолжительны. Два года после смерти Чингисхана в «Юань-ши» записаны одной строчкой: «… регентствовал царевич Толуй». Это при том, что еще при жизни Чингисхана на семейном совете было решено отдать власть Угедею. Почему источники упускают роль и значение в этот период жены Чингисхана Есуй-хабун? Пока неизвестно.

Туракина-хатун

После смерти Великого хана Угедея междуцарствие длилось пять лет. Разве великая держава могла существовать без власти в такой большой промежуток времени? Нет. Завоевательные походы были успешны, развивались государственные структуры. Без твердой руки это было невозможно. Западные исторические источники называют это время регентством Туракины-хатун, вдовы Угедея. Китайские – временем правления императрицы Лю, происходившей из рода Наймачжэнь. «Сокровенное сказание монголов» связывает ее происхождение с меркитами. Это была властная, целеустремленная женщина с твердой волей. Мудро управляя государством, она сконцентрировала в своих руках всю власть от Адриатического моря до Желтого. Она смогла победить и в династийной борьбе, сделав Великим ханом своего сына Гуюка в обход существовавших правил престолонаследия.

Историки несправедливы к ней. Повторяя вслед за католическим монахом Плано Карпини выдумку, что Туракина-хатун лично отравила русского князя Ярослава, последователи превращают ее в не очень умную особу. Даже такой великий ученый как Гумилев Л. Н. не избежал этой участи, назвав ее «вздорной, глупой бабой». И никто не задался вопросом: «Зачем ей это было нужно?». По рассуждениям Карпини, представителя варварской в то время Европы, она хотела этим шагом присоединить владения Ярослава к своему улусу. Более нелепого предположения придумать трудно. Небольшое по сравнению с империей монголов княжество на северо-востоке Руси и так входило в орбиту монгольского влияния. Великой императрице вряд ли пришло бы в голову лично участвовать в междоусобных проблемах князей на окраинах ее государства. Что было позволительно не понимающему реалий монаху, вряд ли может соответствовать авторитету современного исследователя.

Огул-каймиш

Гуюк правил недолго, и новое междуцарствие возглавила его жена Огул-Каймиш (Огуль-Гаймишь), о личности которой мы мало что хорошего можем почерпнуть из источников и исследований. И здесь сработала сила инерции. Государство росло и укреплялось, а ей в вину ставили увлечение колдунами и ворожеями, развал государственных дел. А зря! Да, она проиграла династийную борьбу. Но кому? Самой Соркуктани-беги!

Эта борьба длилась долгих три года и завершилась казнью Огул-Каймиш, ее сына Ширемуна и других видных нойонов. Три года могущественная Соркуктани не могла справиться с «глупой и никчемной» Огул-Каймиш. Тут в исторических трудах явно не все в порядке!

Соркуктани-беги

Соркуктани-беги (правильнее было бы Сорхаг-тани, как доказал Бельо, но и мы подвержены инерции) безусловно была самой могущественной женщиной в истории. Перед обаянием ее личности не устояли ни великие правители, ни исторические описатели, даже такие как Рашид-ад-Дин и Плано Карпини, которые в силу своих религиозных убеждений относились к женщинам с определенным предубеждением. Последний в своей книге отмечал: «… Сероктан, эта госпожа пользовалась среди всех татар (монголов) предпочтительным уважением…». А ведь Карпини был при дворе Великого хана еще до избрания Гуюка.

«Соркуктани-беги была весьма умной и способной и возвышалась над женщинами света (даже здесь Рашид-ад-Дин не удержался от половой дискриминации — авт. ). Она обладала в полнейшей мере твердостью, скромностью, стыдливостью и целомудрием. Так как ее сыновья остались после отца (малыми) детьми, то она благодаря своим способностям приложила большие старания в деле их воспитания и обучила их добродетелям и учтивости. Она никогда не допускала, что бы между ними случился какой-нибудь спор даже о волоске, она сдружила их жен (одно это чего стоит — авт. ) и с рассудительностью воспитала и оберегла детей, внуков, всех старших эмиров (нойонов) и войско, которое осталось после Чингисхана и Тулуй-хана и находилось в их подчинении. А так как они признавали за ней совершенный ум и предельные способности, то никогда «ни на волос не преступали ее повелений».

Одна из жен младшего сына Чингисхана Толуя, Соркуктани не могла претендовать на высокое положение в социальной иерархии монгольского общества. К тому же она являлась племянницей Ван-хана кереитского, в жестокой схватке с которым Чингисхан и приобрел свои политический вес и могущество в Степи. Но разум и рассудительность, умение сглаживать углы и примирять непримиримых в семье чингисидов сделали ее вначале всеобщей любимицей, а затем и советчицей. Ради нее многим прощалось даже нарушение Ясы. В 1225 году во время похода монголов против государства тангутов войско Толуя задержалось с выступлением. Жестоко каравший за малейшие воинские провинности покоритель мира был вынужден оставить проступок без наказания: оправдание было весомым – приболела Соркуктани-беги.

Она сблизила царственные дома Джочи и Толуя, вероятно, потому, что женой Джочи была ее сестра Биктутмиш-фуджин. Бату-хан, будучи уже старшим из чингисидов по возрасту и положению, тем не менее, всегда советовался с вдовой своего дяди и прислушивался к ее мнению. Соперник Бату, Угедей-хан, как позже и его потомки, с большой любовью относился к Соркуктани-беги и ее детям, что не помешало последним перехватить бразды правления империей. Рашид-ад-Дин: «Kaaн (т. е. Угедей) совещался с ней о всех делах, не преступал принятого ею решения и не допускал изменений в ее приказаниях, все зависимые от нее люди были отмечены покровительством и почетом».

Импонировал подданным и ее отказ выйти замуж после смерти мужа даже за Великого хана Гуюка. Это способствовало тому, что любовь монгольского народа к ней стала даже выше почитания матери Чингисхана Оэлун-Эке.

Четверо сыновей Соркуктани-беги были великими историческими личностями. Старший сын, Мункэ, избирался хурултаем Великим ханом. Этого титула удостаивались и другие сыновья: Хубилай и Ариг-Буха. Спор между ними завершился в 1260 году в пользу Хубилая, которого сегодня историки считают самым могущественным государем в истории. Он основал династию Юань в Китае. Второй ее сын, Хулагу, возглавил поход монголов на Ближний Восток, где он стал основателем династии ильханов. При Хубилае монгольская империя достигла наивысшего своего могущества и небывалого в истории охвата территории. Приложила к этому усилие и Соркуктани-беги. Направленное ею войско на север присоединило обширные пространства Сибири вплоть до Ледовитого океана. Расположения ее добивались цари и князья многих народов, через ее ставку проходил путь всех иноземных послов.

Поскольку Соркуктани была христианкой, на ее помощь и защиту рассчитывали русские, армянские, грузинские владыки, правители европейских стран. На берегах всех четырех океанов ее слово было законом, которое не могли оспорить даже Великие ханы, ее сыновья. Неограниченная власть не портила ее. Будучи сама образованной, она привила тягу к науке и сыновьям. Была милосердна и милостива. Она опекала не только христиан. На ее деньги было построено медресе в Бухаре. И сколько еще добрых поступков было в ее жизни, сегодня, наверное, не сосчитает никто.

Возможно, именно она протежировала когда-то опальных своих двоюродных братьев и племянников, внуков и правнуков Ван-хана, способствовала возвышению их среди торгоутов, гвардии Великих ханов, потомки которых через несколько веков станут калмыцкими ханами.

В науке имеется несколько дат ее смерти. Но это неважно. Соркуктани-беги завершила свой жизненный путь на вершине славы, почета и могущества, нашла упокоение в священном месте, где был похоронен Чингисхан. Ни до, ни после нее больше не было более могущественных монгольских императриц как по охвату, так и по силе власти.

Абике-беги

Одной из самых интересных и замечательных личностей эпохи ранней истории монгольских народов можно назвать Абике-беги, одну из старших жен Чингисхана. Принцесса по крови, умная, волевая женщина, она прожила жизнь, достойную сюжета для многих поэм, романов и даже детективов. Неординарность ее натуры привлекала древних хронистов и в то же время ставила в тупик.

В современных переводах старинных источников на русский язык ее имя можно встретить как Ибаха (у Козина), Ибака (у Дарваева), Абикэ (у Рашид-ад-Дина) и т. д. Думается, что ее имя имеет, как и солидная часть современных имен многих народов, этническую этимологию. Народ абак был достаточно уважаем в Великой Степи. Даже один из ильханов в государстве хулагидов имел имя Абака-хан. Абике, это уменьшительное производное, поэтому будем считать данное произношение имени правильным.

Большинство древних хроник описывают одно важное событие в жизни Абике-беги. В стихе 208 главы 7 «Сокровенного сказания монголов» и в дальнейших монгольских переложениях этот случай преподносится как дарение Чингисханом своей жены Абике за большие заслуги нойону племени урутов Джурчедаю. Перечисляя его подвиги, хан упоминает исключительную роль Джурчедая в разгроме войск кереитского Ван-хана, а затем кереитского Джахамбо с захватом их подданных. Далее необходимо привести цитату из перевода «Сказания…» П. Дарваева полностью:

«Ради того, что в дни сражений он рисковал жизнью, что в дни битв он скакал впереди, Чингис-каган подарил Джурчедаю Ибаку-беки и сказал ей: «Я никогда не говорил, что ты глупа, что ты плоха! Тебя, вошедшую в мое сердце и душу и сидевшую рядом со мной, я отдаю Джурчедаю ради Великого Дела, ради того, что в дни сражений он становился щитом, от врагов он был укрытием, что он соединял отделившихся, собирал разбредшихся, за все его заслуги, ради Великого Дела я тебя отдаю. После меня мои потомки, когда сядут на наше место, пусть также думают о пользе Делу, не искажая моих слов, до потомков не прерывают долг (не забывают заслуги) Ибаки!»

Еще Чингис-каган сказал Ибаке: «Твой отец Джака-Канбу дал тебе двести человек, а также Ашик-Темур-баурчи и Алчик-баурчи. Сейчас, уходя в племя Урууд, отдай мне на память из приданого Ашик-Темур-баурчи и сто человек!»

Еще Чингис-каган сказал Джурчедаю: «Я дарю тебе свою Ибаку, четырьмя тысячами своих Уруудов ты будешь сам ведать, не так ли?» Так он наградил Джурчедая».

Приведение данной цитаты полностью не случайно. «Сокровенное сказание монголов», как и последующие монгольские интерпретации жизнеописания Чингисхана, является, с претензией на хронику, все же литературно-художественным произведением, и автор его вряд ли лично присутствовал при данном эпизоде. Но и умолчать о подобном факте он не мог. Слишком большой резонанс это вызвало в кочевом обществе. И было от чего!

Сам поступок дарения жены даже за величайшие заслуги другому в истории человечества нельзя назвать ординарным, особенно в средневековом кочевом обществе. Это было необъяснимо ни тогда, ни сегодня, ни с точки зрения какой-либо морали. Китайские хронисты в «Юань ши», старательно отмечавшие все вехи жизни Чингисхана, в данном случае просто о нем не упомянули.

Историк Рашид-ад-Дин в своих «Летописях» несколько по-иному раскрывает суть происшедшего. Получатель удивительного подарка Джурчедай у него именуется как Кяхтэй (Кэхтэй) — нойон. Вот как описывает события

«… Из рассказов о нем один такой: однажды ночью он возглавлял гвардейский караул в ставке Чингис-хана. Чингис-хан, увидев какой-то страшный сон, проснулся и потребовал света. В ставке была жена, по имени Абика-беги, дочь Джаканбу. Он сказал этой жене: «Я постоянно был с тобою хорош и от тебя не видел никакого зла и вероломства. В этот момент я увидел некий сон, и всевышний господь повелел, чтобы я тебя подарил. Тебе не следует сердиться». И он окликнул: «Кто снаружи?» Кэхтэй-нойон, который был в карауле, ответил: «Я». Позвал его внутрь и сказал: «Я тебе подарил эту госпожу, возьми ее!» Кэхтэй весьма испугался этого происшествия. Чингиз-хан его успокоил и сказал: «Не бойся, ибо я действительно говорю эти слова!» Жене же сказал: «Оставь мне на память одного стольника (баурчи — авт .)… и такую-то золотую чашу, из которой я пью кумыс». Все же остальное полностью: орду, ов-угланов, домочадцев и слуг, казну, табуны и стада полностью отдал жене, подарив ее Кэхтэй-нойону. И все!»

Но это не все! Чингисхан совершил этот поступок, когда власть его окрепла – уже были покорены все монгольские племена и установлены законы Ясы. Абике-беги также не была простой женщиной, которую можно было бы подарить как вещь.

Она была племянницей Ван-хана, близость к аристократическому роду которого в Степи значила очень много. Абике была старшей из четырех дочерей Джахамбо (Джаканбу). Ее сестры являлись: Бектутмиш-Фуджин – старшей женой Джучи, старшего сына Чингисхана, а Соркуктани-беги – главной женой его младшего сына Толуя. Они имели достаточно большое политическое влияние среди монголов. Еще одна сестра была отдана замуж за царя онгутов или тангутов. Источники в этом разнятся. В ходе своих завоевательных походов Чингисхан активно пытался найти ее, но безуспешно. Поэтому имя ее в истории не сохранилось. Сестры располагали полной экономической свободой и даже воинской силой. Двести гвардейцев-торгаутов Абике-беги по законам рыцарей чести могли защитить достоинство своей госпожи. Чингисхан знал это, из чего следует, что его поступок не являлся оскорблением для отданной в подарок жены.

Что же произошло на самом деле в ту ночь? Отказаться по доброй воле от жены Чингисхан по обычаю не мог, даже если бы она была уродлива или бесплодна, ни то, ни другое к ней не относилось.

Не оказался ли Чингисхан невольным свидетелем встречи возлюбленных или же он заподозрил свою жену в неверности? По законам Степи и Ясы прелюбодеяние каралось смертью обоих. Чингисхан на казнь пойти не мог по нескольким причинам. Это подорвет у подданных его авторитет правителя и мужа. Во-вторых, насильственная смерть Абике привела бы не только к смуте в только что созданной державе, но и внесла разлад в царственную семью. Объяснить поступок владыки благородным порывом к соединению влюбленных сердец тоже маловероятно. История знает, как он распорядился судьбой жениха другой своей жены Есуй, татарской принцессы.

Ясно одно: инициатива развода исходила не от Чингисхана и страшный сон здесь ни при чем. Эта причина была придумана как оправдание через столетие после описываемого события. Если бы это было его волеизъявление, то он должен был не только вернуть все приданое жены, но и пополнить его. А получилось наоборот: бывший муж выпросил для себя в качестве подарка добрую половину приданого. Понятно, что сотня храбрых верных нукеров и надежный распорядитель ханского стола даже величайшему владыке не помешают. Но золотая чаша-кисе, о которой упоминает Рашид-ад-Дин?! Несолидно для человека с амбициями на владение всем миром, если это не та знаменитая голубая чаша Ван-хана, пить из которой желали по утрам совсем еще юные Темуджин, Джамуха и Килха-Сенгум.

Похоже, идея принадлежала Абике. Но зачем обладающей реальной властью одной из старших жен степного государя соединять свою судьбу с простым командиром охранников, даже если он красавец-удалец? Мало того, с самым ретивым губителем ее дяди и двоюродного брата, убийцей собственного отца? Причина была одна — месть! Пока она была членом семьи Чингисхана, сделать этого она не могла, Джурчадай (Кяхтай) слишком много имел заслуг в возвеличивании этой семьи. По понятным причинам не мог подвергнуть опале героя и сам хан. Нойоны тысяч не простили бы этого.

Как и о чем договорились той ночью супруги, мы не узнаем никогда. Но, вероятно, Чингисхан вполне разделял стремление Абике к благородной мести. Это не противоречило кодексу рыцарской чести, и хан пошел на это. Теперь месть губителю древнего рода кереитских властителей стала делом семейным, а не государственным. Тогда понятен и тот ужас бесстрашного воина при получении такого «подарка».

После рокового приобретений Джурчедай (Кяхтэй) был отстранен от двора, и дальнейшая судьба его неизвестна. Исчезло даже само племя храбрецов-урутов, нойоном которого он был. Во всяком случае, во времена Рашид-ад- Дина этого племени уже не было. Его должность перешла к его родственнику Чанаю. Трудно сказать, какое из имен, Джурчедай или Кяхтэй, было настоящим, а какое прозвищем, возможно, это два разных человека.

Абике-беги же не только не потеряла авторитета среди чингисидов, но и упрочила его. Ее сын стал баурчи-стольником при Великом хане Угедее. От кого она родила этого сына – неизвестно, но такая должность при дворе говорит об очень высокой степени доверия. Кроме того, Абике ежегодно приезжала из своего города в Ставку Великого хана и устраивала пир. После одного такого пира Угедей-хан, напившись вина, скончался. Придворные языки пытались злословить об отравлении, но Эльчидай-нойон, молочный брат хана, пресек эти разговоры. Авторы «Юань-ши», правда, возложили вину за отравление на ханского министра Абд-ар-Рахмана. Абд-ар-Рахман руководил сбором налогов, в том числе и в Китае.

Благодаря стараниям сестер кереитский род стал постепенно набирать силу. Свою двоюродную сестру Дугуз-хатун они сосватали за Толуя, а затем сделали старшей женой Хулагу-хана. Племянница Дугуз-хатун, тоже кереитка, стала женой Аргун-хана и матерью наследника Харабандэ. Поддерживая родовичей, сестры помогли древнему роду правителей кереитов снова выйти на политическую арену. Потомками их были калмыцкие ханы. А далекая внучатая племянница Абике, дочь Хо-Урлюка Юмагас оказалась достойной преемницей своей пращурки. Мстя за неисполнение обычаев родственникам первого мужа, она уничтожила могущество хошеутовских ханов в Джунгарии.

Виктор Маглинов

Фото из интернета

Эта представительница казахского племени конырат была путеводной звездой для своего могущественного супруга, опорой и самым верным товарищем. Разве не говорят, что восточные женщины не должны вмешиваться в дела мужчин? Начнем с того, что мы сегодня называем восточными женщинами представительниц мусульманской уммы. Монголки же двенадцатого века, современницы Чингисхана, наравне с мужчинами пасли скот, скакали на лошадях, стреляли из лука, неспроста мать Чингисхана Оэлун имела прозвище «Мерген», что значит «меткая». Согласно древним законам кочевых племен у правителей были многочисленные жены и наложницы, но, как правило, первая всегда занимала особое место. Что касается Борте, то она была старшей и главной женой Чингисхана, и на протяжении всей жизни великий полководец прислушивался к ее советам. Это исторический факт. И только сыновья Борте - Джучи, Чагатай, Угэдэй и Толуй, унаследовали крупнейшую за всю историю человечества империю - Империю Чингисхана. Их же прямые потомки - Жанибек и Керей основали Казахское ханство. Эта женщина своей рассудительностью и своим умом добивалась исполнения своей воли.

Историческая хроника гласит, что согласно обычаям своего народа, по уговору родителей, дочь вождя коныратов Дай-Сечена - Борте и сын Есугэй-бахадура из рода Кият-Борджигин - Чингисхан были обручены в возрасте десяти лет. По воле судьбы Темучин рано потерял отца, но в назначенный срок, вопреки всем преградам, Темучин сумел взять в жены Борте. Она всегда была рядом с Темучином, и в лихие годы, когда от него отвернулись сородичи, друзья и близкие, и в годы первых побед над врагами и становления его предводителем Монгольского улуса.

В сведениях о Борте нет подробных описаний того, какой она была, какова была в действительности ее судьба. Оно и понятно, в кочевом обществе женщина ограничивалась ролью продолжательницы рода, матери, хранительницы очага. Она полностью зависела от воли своего отца, старших братьев, а затем и мужа, которого не могла даже сама выбирать. В некоторых источниках Борте часто описывается как красивая женщина, мудрая ханша, одетая в белое шелковое платье, с золотыми монетами в волосах, с белым ягненком и верхом на белом коне. Ее настоящее имя звучит как Борте-фуджин или Борте-уджин. В переводе с монгольского «Борте-уджин» означает «госпожа».

Испытывал ли Темучин любовь к Борте, мы не знаем. Но в течение всей долгой супружеской жизни, Борте оставалась не просто первой женой, но и неизменно старшей женой Чингисхана, и он всегда относился к ней с чувством глубокого уважения и особой привязанности. Борте являлась важным человеком в жизни императора, он ценил её больше остальных женщин, которых у великого правителя было немало. Никто из женщин и мужчин, окружавших Темучина, не был прославлен более, чем Борте. Она всегда оставалась высокочтимой хатун, госпожой и содействовала триумфам завоевателя вселенной.

В истории монгольского императора Борте было суждено сыграть особую роль. Она стала для него тем, чем Земля была для Антея. Прежде всего, она родила ему четырех сыновей, что для средневекового монгола имело первостепенное значение. Более того, жена была для Чингисхана советником, к словам которой он прислушивался. Она, будучи мудрой женщиной, не раз давала ему советы при принятии им важных решений. В критические моменты, особенно советы Борте, подсказывали будущему императору единственно правильное решение. Именно Борте посоветовала мужу отделиться от Джамухи в один из критических моментов их взаимоотношений, когда монгольские племена стремились к единству. Джамуха с Темучином пытались воспользоваться этой ситуацией. Вопрос заключался лишь в том, кто добудет из этого для себя большую выгоду. Это хорошо понимала Борте, и Темучин прислушался к совету жены, и тем самым спасся от гибели. Отсюда следует, что Борте, как мы сейчас утверждаем, оказывала воздействие на высокую политику, сыграв огромную роль в превращении Темучина в Чингисхана.


Борте сумела стать не просто женой и матерью, но и мудры м советником, «голосом разума». Сохраняя терпение и верность, любовь к своему мужу, прощая все обиды, она воспитала достойных сыновей и осталась главной и мудрой женой Чингисхана. Жизнь Борте незаурядна и трагична, ведь ей пришлось пережить и мужа, и первенца.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ