Собственный опыт

Спектакль Мольер (Кабала святош). Спектакль Мольер (Кабала святош) Спектакль мольер

31.10.2018 10:32

Театр Армена Джигарханяна представляет спектакль «Мольер»

Новое прочтение булгаковской «Кабалы святош» можно увидеть на основной сцене Московского Драматического театра под руководством Армена Джигарханяна. Премьера спектакля «Мольер» состоялась 26 октября.

Режиссер Сергей Виноградов:
«Булгаков – автор катастрофический, и эта пьеса особенно сложная. Как пьеса – она неповторимая по языку, по своей конституции. Но в ней, с моей точки зрения, очень точно раскрыта тема артиста, художника и не только в своем отношении с властью, тут показана судьба этого художника, великого артиста и великого драматурга. Работа по созданию спектакля «Мольер» проходила очень сложно. Мы сразу приняли решение уйти от классического Мольера, в спектакле нет ни париков, ни камзолов, ни шпаг. О чем писал Булгаков? Он писал в первую очередь про себя. Когда то изначально была идея, подсказанная Арменом Борисовичем, перенести действие пьесы в тридцатые годы, когда она и была написана, где все эти кринолины были бы лишними, и вся эта музейная история неуместна. Булгаков – это психологический театр, который ближе к Шекспиру, и там другое существование актеров. И вся история, описанная Булгаковым, с моей точки зрения, как раз и должна была происходить именно в тридцатые годы».

Облик персонажей «Мольера» в постановке Виноградова необычен: король Людовик примеряет сталинскую шинель, а юная Арманда красуется на сцене в мини.

Сценография спектакля выполнена, по словам режиссера, в стиле сталинского ампира. Это монументальный стиль в советской архитектуре середины ХХ века.

Актер Алексей Анненков:
«Я думаю теперь о театре так, как думал о нем Мольер. Если нет любви к материалу, ничего не получится. Определенного времени у Булгакова нет, как и у Мольера – они герои вне времени. Гениальные драматурги пишут о вечных взаимоотношениях между обществом и людьми. 450 человек в зале, и у каждого свое видение истории на сцене. Это и прекрасно. Армен Борисович Джигарханян не был на всех репетициях, он редко приезжает, несмотря на то, что свой театр он очень любит. Но когда он в театре, то мы обсуждаем очень много важных вещей, у него очень интересное видение сцен, и для меня это неоценимый опыт. Но он ни разу не подсказывал, как нужно играть актеру. И я играю своего персонажа, исходя из событий пьесы и характера персонажа».

Актриса Надежда Селиванова:
«Моя героиня Арманда — молодая актриса, которая влюблена в Мольера, несмотря на большую разницу в возрасте — Мольеру было 50 лет, ей всего 16. Арманда пришла работать в театр и у них закрутился любовный роман. Мольер решает в таком возрасте впервые жениться. Но Мольер далеко не идеал, совсем непросто жить с гением и они друг друга мучают. Их отношения так или иначе зашли бы в тупик».

Армен Джигарханян не смог присутствовать на премьере, но через режиссёра Виноградова пожелал всем актерам удачи.

Рубрика:

Французский вариант преступления и наказания, поэтому грехи будут в основном литературного и сексуального беспорядка.
Мольер, фигура крупная во всех смыслах, показан обыкновенным мужчиной со свойственными этому полу недостатками, к примеру, менять женщин на более молодых.
Старая подруга наскучила, взял молодую, не послушав предыдущую.
А она возможно была его дочерью.
Католики убрали "возможно" и приписали Жан Батисту все грехи сразу и мы не можем быть более объективны, чем они - ведь факты налицо.
Спектакль интригует,щекочет нервы, местами пересекаясь с советской сталинской системой отношений - есть покровительство, делай что хочешь, не угоден - тебя уничтожат.
Церковь и государство слились в едином порыве уничтожить грешника, хотя нам рекомендовали "не судите и не будете судимы".

По Булгакову спектакль, конечно. По «Кабале святош».
Мольер здесь человек преклонного возраста, седой, крупный, уже слабеющий здоровьем, раздражительный и вредный. Анненков Алексей создает образ дедушки-клоуна, тиранящего актеров своей труппы, талантливого, капризного и страдающего. Он недоволен своим главным покровителем – королем, поскольку тот – тиран, но грешен властностью и нарциссизмом сам. Мольер тоже король, на свой манер, и в своем театральном королевстве. Может многое. Жениться на юной актрисе, например, но запретить ей любовников. Чтоб честь была соблюдена. Хотя какая уж тут честь…Может прогнать полезную актрису-старую любовницу, раз уж вышла из возраста соблазнения. Еще усыновить ловкого мошенника и героя-любовника. Масса разумного, доброго и вечного во всем этом.
В общем, публику не обмануть, она все равно любит слугу Мольера - Бутона. Тем более что играет Бутона Петр Ступин, обаятельнейший актер. Его валенки, миниатюрность, худоба, выразительные морщины, умные глаза способны завоевать внимание и любовь. Бутон – звезда этого спектакля.
Еще тут есть король Людовик, Солнце, и он – в белом кителе, фуражке и при усах (Анатолий Морозов). Товарищем его никто не назвал, конечно, но прозвучало бы вполне естественно.
Вместо священников в сутанах черных ужас наводят ребята в черных кожанках. Чекисты, вестимо. Главный ариец у них – архиепископ (Четков Виталий), гладкая прическа, жесткие скулы. Злой. И команда у него суровая и невеселая.
И, кстати, с чего им веселиться. Театр в принципе не нравится церкви, а тут, в Пале-Рояле, король разрешает ставить «Тартюфа» и «Дон Жуана» своему любимому старику Мольеру. Ну это же ахтунг.
А старик этот (40 лет) еще и женится на молодушке 20-ти лет. Многие знают ее секрет, но никому это не мешает жить дальше. И только кабале не все равно. Они всегда на поле боя. Даже Орсиньи (Двинских Эдуард) применили,_заманили женщиной с гладкой прической и в юбке-карандаш, натравили на Мольера злосчастного, но тот оказался хитрей дуэлянта и бабника, побросал оружие и убежал. Вернее, уполз. Старость не радость. Так что всем нелегко.
Дамы в спектакле. Скучные роли у них, как часто у дам бывает. Что в жизни, что в театре.
При том красивые актерки. Все в красивом белье, как договорились, ну или как доктор (режиссер) прописал. Брюнетка Риваль (Крымова Лана) в ярко-красном, хороша чертовка, даже непонятно почему выбор драматурга пал на рыжую Арманду (Надежда Селиванова) в черно -белом боди или светлом пеньюаре (уже потом, для любовника). Мадлен (Ксения Худоба), блондинка, тоже в черном (родственницы! Зуб даем, и вкусы даже схожи). Не старая, фигура у Мадлен ого-го. Можно рассмотреть вполне подробно. Костюм позволяет. Все хорошо у Мадлен Бежар, стройна, красива и талантлива. Но любовь компаньона и тайного супруга потеряна навсегда. Увы, возраст – штука страшная и непоправимая. Молодец Мольер, что хотя бы пенсию выделил матери своей жены. Плюсик в карму. Или боялся ее. Тоже может быть. Тогда минусик. Мадлен оставила все свое добро по завещанию Арманде, и это месть, плоды которой не разгрести теперь уж никогда.
Роман Керн в роли Муаррона – убедителен и интересен. И Лагранж – Андрей Крупник-ничего не нарушает.
Но Бутон все равно лучше всех. Наши аплодисменты

Спектакль «Мольер» по пьесе М.Булгакова «Кабала святош» доставил необычайное удовольствие.
Режиссер спектакля Сергей Виноградов предложил неординарный ход, соединив произведение М.Булгакова с реальными событиями жизни автора. Получился очень мощный симбиоз. И очевидные параллели. Соединение двух эпох.
Почему–то всегда великих людей представляешь в каких-то героических полубожественных образах, забывая, что это обычные люди с их слабостями, одиночеством и множеством нерешенных проблем. Мольер в спектакле показан творцом, но одновременно, обычным человеком. Предавший, и сам столкнувшийся с предательством; умеющий прощать; страшно боявшийся остаться одиноким и никому не нужным; лебезящим перед королем (куда уж без этого, поди, попробуй не лебезить); уже почти сломленным, но как истинный Созидатель все же не сдающийся, доигрывающий свою роль до конца, наперекор всему, даже смерти. Алексей Анненков в роли Мольера просто великолепен. Забываешь, что ты в театре. Веришь во все происходящее. Вот он охвачен страстью к юной девушке и готов на все лишь бы она была с ним; вот - довольный своим успехом, самовлюбленный актер и директор театра; а вот - разбитый горем и умирающий несчастный старик. Веришь абсолютно всему, что говорит и делает Алексей Анненков – Мольер. Браво! Но и остальные актеры играли замечательно. Практически все очень понравились. А многие мужчины в зале оценили выход юной героини в ярко-красном нижнем белье. Да, и такое в спектакле есть, но смотрится очень гармонично и не пошло.
Из декораций запомнились старинные стены, очень похожие на готический собор с освещенными окнами – витражами наверху. Красиво и торжественно.
В спектакле довольно много шуток. Не сказать что они глубокие, скорее похожи на добрые, немного наивные шутки времен СССР, но люди посмеивались, да и я тоже. Наверное, потому что остроты получились какие-то домашние и милые, создающие соответствующее настроение.
Вечер удался! Иногда ценность спектакля заключается не только в самой постановке и игре актеров, но и в том, что внезапно и до жути тебе начинает хотеться что-то читать, например, биографию Мольера, и ты сидишь, читаешь-читаешь. И с любопытством смотришь, как же выглядели настоящие герои, пытаешься представить их жизнь. И все еще пребываешь на сцене, где жил, творил и умирал Мольер.

ТРЕНИРОВКИ БУЛГАКОВЫМ

«Мольер» в театре п/р Армена Борисовича, конечно же ожидаемая постановка. Обращения к творчеству Михаила Афанасьевича носят массовый и вполне оправданный характер. Многогранность, лёгкость и высокохудожественность литературного материала, вкупе с лиричностью, а порой и гротескностью образов, определяют наличие спектаклей по пьесам Булгакова, большинства репертуарных театров. Октябрьская премьера театра, по всему обещала быть великолепной. С таким настроем я и направился в Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна на премьеру посмотреть, да получить многие удовольствия от просмотра.
Много писанного о творчестве талантливого драматурга, мистика, сатира, сходится во мнении, что трудами своими последний не только, и не столько изобличал режим, при котором ему довелось жить. Более правдиво звучит версия о поиске струн душевных, создании инструментов и образов игры на них и, конечно же, затрагивание глубочайших, уже костенеющих, но всё ещё возвышенных и гуманных чувств и нот. Так и «Мольер», Кабалою святош служит проформой изобразительных образов высоких чувств, душевных терзаний и растапливания сургучных печатей, скрепивших врата духовности, высказанных автором в «Мастере и Маргарите». Тем и интересны множества постановок пьесы, раскрытием в них близких режиссёру чувств и историй. Выразительностью образов этих самых чувств, глубинами переживаний, а не сведением к банальному любовному треугольнику с властью.
Несомненно, игра актёров, художественное решение сценического пространства – очень важны. Возможно населить спектакль конъюнктурными узнаваемыми образами, сдобрить модными шутками… и, уверен, что зевать не придется. Тогда приключится история, написанная высоко художественным языком, однако глубоко конъюнктурная и посредственная, рассказанная на потребу масс, в надежде всеобщего одобрения. Такой уж строгий и требовательный Булгаковский максимализм, не больно-то позволяющий «лепить бабу» из его историй.
Не люблю я ходить на «молодые» спектакли. Надо дать ему подрасти, «пообкататься», войти в свой темпо-ритм. И тогда, при первоклассной постановочной команде и талантливом режиссёре, спектакль начинает жить самостоятельно, захватывая зрителя не только литературным материалом.
Как же хороши артисты театра в этом спектакле, как здорово они «держат» зал. Но усталость брала своё. Временами я боролся с дремотой, порой злился в провальных затемнениях и перестановках декорации, разрушающих непрерывность действия, а порой и кривил лицо, от замыленных образов и вышедших в широкий тираж мизансцен. Каюсь, рано пошёл, да многого ждал. Попробую ещё раз просмотреть по весне.
А актёры были великолепны. Игрою захватывали и срывали аплодисменты. Ну конечно же и прекрасные актрисы, радовавшие временами ярко-красными лифчиками и кожаными трусиками… Обнажения на сцене не то, что в кино. Они позволяют, а порой заставляют ярче открыться характеру, эмоциям, заставляя артиста «отдаваться» чувственности и выразительности образа. Поэтому мне притягательны обнажения в театре. И пускай в этот раз я больше думал о чрезмерной одетости и закрытости белья, хотел развития со скидыванием его или бальным выпадением груди, благо было на что посмотреть, я остаюсь уверен в природе своих критических высказываний – лёгкая усталость и внезапный первый снег.

Театр.
Кабала святош в т. Российской армии.
Эпиграф:
« - Сударь, как вам нынешний король?
- Даже не знаю что сказать?
- Скажите как можете.
- Как то мягок. Все время держит руку в кармане.
- Прошлый вам нравился больше?
- Ну... Прошлый был суров и беспощаден, даже там где этого не требовалось. А этот, как то не смел что ли. Словно ещё не решил кому он будет угождать а кому нет.» Рене Либеркон.

Все таки не покидает ощущение Колизея когда смотришь на монстрическое здание театра. Монстр застыл артефактом ушедшей эпохи. Непомерно вытянутые колонны пяти портиков и непонятное несомое навершие. Позвоночники нескончаемых лестниц и пустые пространства холлов. Человек словно крошка от сухарика на огромном банкетном столе. Кто нибудь вообще способен надышать это пространство?
Разве нынешнее время выявило таких соразмерных?
Мы все испуганы и теснимся на малых сценах, малых форматах, малых удовлетворениях. Это ведь страшно попасть в пасть огромного монстра. Как хорошо в крошечном уютном буфете, тесно и тепло.
Припомнился «Мнимый больной» в Сатириконе в постановке Горбаня, только в уменьшенном формате. Там и сцена была значительно больше и зал огромный и до отказа заполненный. Прошло лет двадцать. Всегда с чем нибудь сравниваешь.
Конечно театр всегда должен быть современным, потому ставить исторический материал очень не просто. Либо ставится нигилистическое часто скабрезное разложение, мы весь, мы старый мир разрушим, либо часто сильно нафталиновое традиционное с приятными старыми обертками в виде шторок, занавесей, стульчиков, добротных музейных костюмов с кучей перьев, пистолетами и шпагами в придачу. Да все хорошо в провинциальном театре. Зритель хочет? Хочет. Все. Задача выполнена. Пятьдесят коньяку, бутерброд с колбаской и спокойно пошли домой. На душе тепло и слава Богу. И Король-театр заснул. Фаворит не родился, Голиаф цел, Давид ещё в яслях.
Любите ли вы театр как люблю его я?
Тут что то заныло, запахло, впилось под лопатку и... пошёл за монахом по проходу. Поворот направо к сцене, за ним... ещё несколько шагов и... Хлопаешь себя по лбу, разворачиваешься...
Господа актеры! Сегодня в зале нет помидоров. Зал ваш. Делайте с ним что хотите. Зашвырните весь этот зал в горизонт иллюзии. Только ничего обыкновенного, ничего обычного, никакого парня из телевизора узнаваемого по серым сериалам. Он же Мольер, гений, поэт - король, король сцены, властитель душ. Правда смешные рыжие панталоны... И ведь назрело, фига в кармане шевелится, мешок прохудился и шило лезет наружу. Там, на улице что? Во всю давят червяков, властитель откровенно зовётся тираном. Надо как то реагировать. Художественно конечно в обнимку со стариком Эзопом. Простите, Мольером. Все таки бюджетный театр а не какой нибудь безответственный балаганчик. Чтобы понять театр, я имею в виду конкретный театр, надо посмотреть не одну постановку. Тогда многое станет понятным. Узнаешь, привыкаешь, тянешься... становится родным. Тот же стол и кресло, да и стоят там же слева, ну любит художник слева, что то большое белое по середине, хорошо, артист так же сидит уставшим в кресле, прекрасно, вот тот же слуга бегает через сцену, может и текст говорит тот же. Все знакомо и уже почти любимо. Есть что порассматривать. Складочки всякие, мелкости. Важное дело, надо же артистам чем то заниматься кроме как текст говорить. Первый тайм спас монолог жены. Человеческое побеждает искусство при помощи искусства же. Действительно, какая к чертям разница гений он или просто... человек. Любит, ревнует, устаёт, не хочет умирать в одиночестве. У всех сие одинаково. Вот и играть надо обычного человека. Только в специальном костюме. Опять эти панталоны. Да костюмы просто блеск. Некоторая разножопица с перчаткам монахов даже прикольно, как сейчас говорят. Не отпускает ощущение водевиля. Правда пьеса немного про другое, но это пустяки. Слуга бегает, любовник акробатически вылетает, великолепно дефилирует верзила с пером и шпагой, король весь в белом... красота. Немого перчика про власть торта не испортило. Второй тайм за всеми. Браво. Скрипят колесики старого любимого балаганчика. Все таки не хватает гусаров в зале.
И все бы Слава Богу, но ухо старого театрального забияки вдруг насторожилось и глаз прицелился. Все го то небольшой кусок перед сплошным занавесом и все заработало. Специальный бонус для особо вредного. Спасибо господа.