Здоровье

Сравнительная характеристика гринева и швабрина поступки. Сравнительная характеристика гринева и швабрина

Написанная в 1836 году Пушкиным повесть «Капитанская дочка» является логическим продолжением темы «ничтожного героя», рядового человека, который не может похвастаться большим богатством, влиятельностью или серьезными связями. Главный персонаж близок к народу, обладает положительными качествами характера, добр, справедлив. В основе повести лежит восстание под предводительством Пугачева, но Пушкин вовсе не ставил себе цель воссоздать исторические события, на их фоне он описал жизненные истории простых людей.

Общая характеристика Гринева

Петр Гринев - выходец из дворянской семьи, но его родители бедны, поэтому он рос в обстановке провинциально-поместного быта. Герой не может похвастаться хорошим воспитанием, признается, что рос недорослем. Поскольку отец был отставным военным, то и Петр стал офицером. Это совестливый, мягкий, добрый и справедливый юноша, смотрящий на все сквозь Со рассеиваются, и он понимает, как на самом деле устроен мир.

Благодаря нравственному чутью даже из самых сложных и опасных ситуаций выходит целым и невредимым Петр Гринв. Характеристика героя показывает его стремительный духовный рост. Мужчина сумел рассмотреть в Маше Мироновой нравственную личность и чистую душу, у него хватило мужества попросить прощения у крепостного Савельича, Петр увидел в Пугачеве не просто бунтаря, а справедливого и великодушного человека, понял, каким на самом деле низким и подлым является Швабрин. Несмотря на страшные события, творившиеся во время междоусобной борьбы, Гринев сумел сохранить честь, человечность и верность своим идеалам.

Общая характеристика Швабрина

Характеристики Гринева и Швабрина позволяют читателю разобраться, кто есть кто на самом деле. Алексей Иванович по происхождению дворянин, он оживлен, смугл, не очень красив. На время приезда Гринева в Белгородскую крепость Швабрин там прослужил уже пять лет, его сюда перевели за смертоубийство. Все говорит о его подлости, наглости и бессердечности. При первой же встрече с Петром Алексей Иванович знакомит его с обитателями крепости, отзываясь обо всех с презрительностью и насмешливостью.

Швабрин очень умен и гораздо образованнее Гринева, но в нем нет доброты. Этот персонаж многие сравнивали с перекати-полем, человеком без роду, умевшим лишь приспосабливаться к разным обстоятельствам. Его никто не любил и не ждал, но и ему никто не нужен. В конце рассказа черные волосы Швабрина после пережитых волнений поседели, но душа его так и осталась черной, завистливой и злобной.

Гринева и Швабрина

В каждой повести должен быть антагонист главного героя. Если бы Пушкин не создал образ Швабрина, то духовный рост Гринева был бы не так заметен, к тому же невозможно было бы развитие любовной линии между Марией и Петром. Писатель во всем противопоставляет двух молодых офицеров дворянского происхождения. Краткая характеристика Швабрина и Гринева показывает, что даже на службу в крепость они попали по разным причинам. Петра сюда служить прислал отец, чтобы отпрыск понюхал настоящего пороха, послужил в армии. Алексея в сослали за убийство поручика.

Выражение «воинский долг» каждый из героев понимает по-разному. Швабрину все равно кому служить, лишь бы ему было хорошо. Во время Алексей сразу же переметнулся к мятежникам, забыв о присяге и чести. Гринев под страхом смертной казни отказывается присягать на верность бунтарям, но его спасла природная доброта. Дело в том, что когда-то он подарил Пугачеву заячий тулупчик и подал стакан вина, а тот в ответ платит благодарностью и сохраняет жизнь Петру.

Для героев стала капитанская дочка. Гринев и Швабрин полюбили Машу, но их любовь очень разная. Петр сочиняет для девушки стихи, а Алексей их критикует, разнося в пух и прах. Это и понятно, ведь ему самому нравится Мария, но разве искренне любящий человек мог выставить свою возлюбленную в дурном свете и порекомендовать сопернику подарить ей серьги вместо стихов, чтобы она вышла к нему в сумерки.

Взаимоотношения Швабрина и Марии

Алексею Ивановичу нравится капитанская дочка, он ухаживает за ней, но когда получает отказ, распускает о ней грязные и лживые слухи. Этот человек не способен на искренние, добрые и чистые чувства, Маша ему нужна лишь в качестве красивой куклы, которую можно переделать на свой лад. Характеристики Гринева и Швабрина показывают, насколько это непохожие друг на друга люди. Петр никогда не позволил бы себе оклеветать или принуждать к чему-то свою возлюбленную.

Алексей - подлый и трусливый, действует обходными путями. На дуэли он ранил шпагой Гринева в грудь, затем донес родителям Петра о поединке, чтобы те запретили сыну жениться на Марии. После перехода на сторону Пугачева Швабрин использует свою власть, заставляя девушку стать его женой. Даже в конце он не может допустить счастья Гринева и Мироновой, поэтому наговаривает на Петра.

Взаимоотношения Гринева и Маши

Петр Андреевич питает к капитанской дочке самые светлые и чистые чувства. Он всей душой прикипел к семье Мироновых, ставшей для него родной. Молодая девушка сразу приглянулась офицеру, но он пытался действовать деликатно, сочинял для нее стихи, чтобы покорить сердце красавицы. Характеристики Гринева и Швабрина дают представление о понятии чести у этих двух людей.

Алексей Иванович сватался к Мироновой, но получил отказ, он не смог с достоинством признать свое поражение, поэтому всеми силами пытался запятнать репутацию девушки. Гринев в свою очередь защищает возлюбленную, вызывая противника на дуэль. Петр жизнь готов отдать ради Маши, рискуя, он вызволяет девушку из заточения Швабрина, вывозит ее из крепости. Даже на суде он старается не запятнать честь Мироновой, хотя ему грозит пожизненная каторга. Такое поведение говорит о благородстве героя.

Отношение Гринева к Пугачеву

Петр Андреевич не одобряет действий мятежников и рьяно защищает от них крепость, во время казни офицеров он отказывается присягнуть на верность Пугачеву, потому что служит императрице. Тем не менее, Гринев восхищается великодушием, справедливостью и организаторскими способностями главаря бунтарей. У героя с Пугачевым складываются свои, несколько странные, но дружеские отношения, основанные на взаимном уважении. Мятежник помнит доброту Гринева и отплачивает ему тем же. Хоть Петр и не перешел на сторону Пугачева, но он остается о нем хорошего мнения.

Отношение Швабрина к Пугачеву

Характеристика Швабрина и Петра Гринева показывает разное отношение к чести военного у этих офицеров. Если главный герой и под страхом смертной казни не пожелал предать императрицу, то для Алексея Ивановича важнее всего собственная жизнь. Как только Пугачев призвал офицеров перейти к нему, Швабрин тут же переметнулся на сторону мятежников. Для этого человека нет ничего святого, в нужный момент он всегда готов подставить подножку другим, поэтому признание власти бунтарей - это не более чем попытка спасти свою жизнь.

Духовное становление Гринева и падение Швабрина

На протяжении всей повести читатель следит за духовным ростом главного героя. Характеристики Гринева и Швабрина говорят сами за себя: если для Алексея нет ничего святого, он готов переступить через кого угодно, чтобы добиться своей цели, то Петр покоряет своим благородством, добротой, честностью и человечностью.

1 Швабрин молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Гринев (в повеси не дано описание Гринева, но он представляется типично русским человеком)

2 ВОСПИТАНИЕ швабрин
Галерею образов от императрицы до Савельича дополняет образ гвардейского офицера Швабрина. Он умен, по-дворянски хорошо воспитан, дерзок, порывист, но легкомыслен. Безумно влюблен в Машеньку Миронову, ради нее готов на предательство своего сословия - из гвардейского офицера превращается в сообщника Пугачева.

Образ Гринёва – Сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своём имении, Пётр Андреевич Гринёв рос и воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Окрашенные иронией картины его детства, образования, воспитания стоят порой на грани карикатуры и несколько напоминают знаменитую комедию Фонвизина. Да и сам герой признаётся, что рос «недорослем» .
Лучшие черты Гринёва, обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутьё ярко проявляются в минуты испытаний, решающих поворотов судьбы и помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций.

3 Гринев- любит ее, на все ради нее готов, он не хотел ее отпускать, но ему пришлось ее отпустить, для ее же безопасности
Швабрин- запер Машу в комнате и держал голодом, что бы она согласилась выйти за него замуж. Это не любовь.. .

4
Пётр Гринёв – человек долга, он остаётся верен присяге, готов расстаться с жизнью, но не стать предателем. От неминуемой смерти его спасает только то, что Пугачёв узнал Савельича, а вслед за ним и самого Петрушу как человека, подарившего ему заячий тулуп.
Швабрин ради спасения собственной жизни предаёт всех: государыню, которой присягал служить верно, своих товарищей. Швабрин – человек без чести, без совести, без чувства долга.

5 Гринев
Спасая честное имя девушки, проявляет отвагу и порядочность.
Швабрин
Воспользовавшись тем, что его соперник отвлекся, коварно ранит Гринева

6 Гринев
Держится с достоинством и отвагой, честно отвечая на вопросы Пугачева. Дорожит честью офицера и дворянина.

Швабра:)
Пресмыкается перед Пугачевым лебезит
(т. е.пресмыкается) и подхалимствует, выклянчивая прощение.

7 Вывод:
Итак, Пётр Гринёв - мужественный человек, обладающий чувством долга, умеющий любить. Он живёт по совету "береги плать снову, честь смолоду". Это действительно "природный дворянин" в лучшем смысле этого слова. Швабрин же лишь называется дворянином, по своим душевным качествам он уступает даже подручным Пугачёва: Хлопуше и Белобородову. И Пушкин, на контрасте давая счастливого будущего Гринёва и того, что предстоит Швабрину, показывает обречённость такого типа людей.

НАДЕЮСЬ, что получишь 5

Повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина рассказывает о приключениях молодого дворянина во время его военной службы:

  • о его любви к дочери капитана крепости ;
  • о его конфликтах с одним из сослуживцев – ;
  • о знакомстве и встречах с самым примечательным человеком своего времени .

Приехав в Белогорскую крепость, располагавшуюся в Оренбургской губернии, Гринев познакомился со Швабриным на следующее утро.

Дружба и дуэль между Гриневым и Швабриным

Швабрин сам пришел к Гриневу, чтобы познакомиться с ним. Это был офицер, разжалованный из гвардии и сосланный в дальнюю крепость. Молодых людей дворянского сословия здесь больше не было, и Гринев быстро сошелся со Швабриным. Офицеров сближало происхождение, небольшая разница в возрасте, общность интересов, знание французского языка, на котором они обычно беседовали.

Но как покажет дальнейшее повествование, на этом сходство между Гриневым и Швабриным заканчивается, и начинаются противоположности, различия. Здесь мы попытаемся сделать сравнительную характеристику Гринева и Швабрина, показать, как они вели себя, оказавшись в одинаковых условиях.

Пока Швабрин оставался единственным, относительно молодым человеком в крепости, он мог не бояться конкуренции и надеялся сломить упорство Маши и жениться на ней. Но появление Гринева его не на шутку испугало. Он понимал, что Петр Андреевич был моложе его и привлекательнее внешне. Поэтому он с первых же дней выставил Машу «совершенною дурочкою», создав во мнении молодого человека предубеждение против девушки. Но Маша не была таковой. В конце концов, она обратила на себя внимание Гринева, который стал все чаще разговаривать с нею, и пришел к выводу, что Маша – благоразумная и чувствительная барышня.

Когда Гринев написал свое стихотворение, упомянув в нем Машу, Швабрин испугался того, что любовь между Гриневым и Марьей Ивановной окажется взаимной. Он спровоцировал конфликт и вызвал Петра Андреевича на дуэль. Фактически, дуэль между Гриневым и Швабриным была из-за капитанской дочки, хотя формально, Швабрин сделал вид, что Петр Андреевич оскорбил его. Швабрин хотел, во что бы то ни стало избавиться от соперника. Но применял для этого низкие, недостойные звания дворянина методы. На Швабрин нанес удар Гриневу, воспользовавшись замешательством Петра Андреевича, когда того окликнул . Швабрину не удалось убить соперника. Тогда он написал письмо отцу Петра Андреевича, в котором сообщил о дуэли, исказив истинные причины. Он надеялся, что старый майор потребует перевода Петра из крепости. Но и этого не случилось. Правда, Швабрин бесстыдным доносом все-таки добился своего – старый Гринев не дал благословения на брак Петра Андреевича с Машей, и Маша отдалилась от молодого человека.

Гринев и Швабрин во время пугачевского бунта

Делая сравнительную характеристику Гринева и Швабина. Необходимо также разобрать, как они вели себе во время пугачевского бунта. Когда произошел захват крепости, Швабрин один из первых присягнул Пугачеву, забыв о своем дворянском долге и о чести. Бесчестие Швабрина, клятвоотступничество до глубины души возмутило Гринева. Пугачев назначил Швабрина управлять Белогорской крепостью. Гринев, напротив, несмотря на свою молодость, посчитал для себя ниже своего достоинства кланяться и тем более «целовать ручку» мужику. Для него дворянская честь, верность долгу была превыше всего, о чем он и заявил Пугачеву. Верность присяге и долгу, проявленные капитаном Мироновым и другими защитниками гарнизона, только укрепили дух молодого офицера.

Не сумев завоевать сердце девушки, Швабрин пытался склонить ее к замужеству силой. Но Маша никогда не любила этого человека, интуитивно чувствуя низость его души, столь проявившуюся во время пугачевского бунта. Петр с помощью Пугачева освободил и увез капитанскую дочку из крепости.

Когда бунт был подавлен, началось расследование и поиск виновных, Швабрин и здесь продемонстрировал низость своей души. Он прекрасно знал, что Гринев не примкнул к пугачевскому движению, но оговорил его, чтобы только разлучить с Машей и отомстить.

Надо заметить, что Гринев всегда вел себя достойно, как настоящий дворянин, даже когда общался с разбойником. Он пытался уговорить Пугачева прекратить мятеж и «прибегнуть к милосердию государыни». Петр Андреевич искренне верил в то, что Императрица помилует бунтовщиков, если те сложат оружие и повинятся перед Ее Величеством.

Таким образом, сравнение характеров Гринева и Швабрина в повести « » показывают честность, искренность Гринева и Швабрина. И как бы Швабрин ни пытался испортить жизнь и карьеру Гриневу, правда оказалась сильнее. Швабрин был наказан, а Гринев благодаря заступничеству Маши перед Ее Величеством, был оправдан и прожил долгую счастливую жизнь.

Подробности

Готовимся к сочинению

Гринёв и Швабрин
(сравнительная характеристика героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Сравнить - установить черты сходства или различия , сопоставить (Толковый словарь русского языка С. Ожегова).

Сравнительную характеристику можно построить двумя способами :

  1. Последовательное сравнение (после вступления рассказать об одном герое, потом о другом, сделать выводы)
  2. Параллельное сравнение (после вступления герои сравниваются по разным позициям: воспитание одного и другого, отношение к Маше, поведение во время приступа, судьба героев и т.д.)

Чтобы написать вступление , попробуйте ответить на вопросы:

  • Вспомните эпиграф ко всему произведению. Какие проблемы поднимает автор в романе?
  • Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?
  • Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
  • Выбор кого из героев можно назвать нравственным?

Готовясь к сочинению, выполните тестовые задания .

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  3. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Итак, Гринёв и Швабрин - герои-антиподы, но в них есть и общее :

  1. оба офицеры
  2. оба молоды
  3. оба любят Марью Ивановну

Герои проявляют себя в следующих эпизодах :

  1. знакомство Гринёва и Швабрина
  2. их разговоры о Маше
  3. дуэль
  4. взятие Белогорской крепости
  5. спасение Маши Мироновой
  6. арест и допрос

Сравните героев по следующему плану:

  1. Воспитание и образование.

    Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. С детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

    Швабрин получил столичное воспитание и образование.

    Как Гринёв и Швабрин оказались в крепости?

  2. Отношение к воинскому долгу.

    Как повёл себя Швабрин во время взятия Белогорской крепости? А Гринёв? Как такое поведение характеризует героев?

  3. Отношение к Маше Мироновой.

    Попробуйте данные словосочетания «распределить» между Гринёвым и Швабриным.

    глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, низменный характер чувства, глубокое уважение к женщине, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

    Комментарий.

    Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь - милосердие. Не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а любовь - милосердие.

    Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

    Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

    Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу - это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

  4. Отношение к людям.
    • Для кого из героев характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность?
    • Для кого из героев характерны доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость?
    • В каких эпизодах это проявляется?
    • Согласны ли вы с мнением поэтессы М.И.Цветаевой. утверждающей, что Швабрин -«мелкий завистник и доносчик», «низкий злодей»?
    • Обратите внимание на то, как сложилась судьба двух героев. Закономерен ли такой финал?

Подумайте, как можно построить заключение. Возможно, вы скажете об отношении автора к своим героям. Или напишете о своём отношении к ним. В любом случае подумайте о нравственных уроках произведения.

План

I. Вступление. Проблема чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

II. Гринев и Швабрин.

  1. Общее в героях.
  2. Гринёв и Швабрин - герои-антиподы.
    а) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
    б) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
    в) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
    г) Судьба Гринёва и судьба Швабрина.
    д) Отношение автора к своим героям.

III. Заключение. Нравственные уроки повести.

Речевая подготовка.

Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (наоборот, напротив) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего ), а также вводных слов (значит, таким образом, итак, наконец ), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (если... то другой...).

Выбираем эпиграф

Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель

Мнение критика

«Он [Гринёв] русский дворянин, человек ХVIII века, с печатью своей эпохи на челе….он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью… В этом глубокое отличие Гринёва от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринёв у пугачёвцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства - как друг Пугачёва. Он не «пришёлся» ни к одному лагерю; Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачёва» (Ю.М. Лотман )

Открыть

Гринев.docx

- 16.49 Кб

Гринёв и Швабрин. Сравнительная характеристика.

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что идейное содержание данного произведения очень многогранно. Одной из проблем, волнующих автора, становится противопоставление понятий чести и бесчестия, что очень ярко отражено в постоянном сравнении двух героев: Гринева и Швабрина и их представлений о чести. Эти герои молоды, оба дворянского происхождения. Автор подчеркивает некую схожесть характеров молодых людей. Но что же тогда помешало им стать друзьями и вместе преодолевать все тяготы военной службы?

По-моему, причина – в воспитании. Петр Андреевич никогда не испытывал одиночества, ни в чем не нуждался, ему повезло с родителями. Кроме того, Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности.

На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с духовными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петрушу, который впервые напился и вел себя неприглядно.

А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета.

Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это, прежде всего, честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. В юноше как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.

Швабрин же, напротив, с раннего возраста был лишен родительской ласки и заботы. Он не знал, что значит детское счастье, детский смех, но зато отлично понимал, что такое слезы и горе. Детство обеих героев имело огромное влияние на формирование их характера, совести и морали. Гринев стал добрым, смелым, отзывчивым и надежным человеком, а Алексей – типичным карьеристом, лживым, циничным, коварным. Эти качества своих персонажей Пушкин открывает читателям не сразу, а постепенно, заставляя анализировать каждый поступок молодых людей.

Сближает героев и то, что попадают они в Белогорскую крепость не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…». А Швабрин попал в это захолустье, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Известно, что, в своё время, для дворянина дуэль была способом отстоять свою честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, например, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка заставляет усомниться в благородстве Швабрина.

Гринев же первый раз поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Это же качество проявилось и в щедром подарке неизвестному «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей дальнейшей судьбе Петра Андреевича. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.

Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил и своим поведением доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью.

Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Автор характеризует Швабрина как циничного, пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. И на сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.

Но особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других во время бунта. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступает и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован. Мне кажется, что автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель восстания не был чужд понятиям чести. Кроме того, Гринев и Маша, благодаря ему, навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов, так как Пугачев не только не поддержал его, но и явно дал понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не соперник.

Я думаю, судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев важным жизненным испытанием стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному относятся эти два персонажа и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег…». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной…». Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье…» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнивать главных героев, безусловно, большее уважение вызовет Гринев, потому что, несмотря на молодость, он ведёт себя достойно, остаётся верен себе, не позорит честное имя отца, защищает любимую.

Неоднозначно относится к своим героям и А.С.Пушкин: патриот Гринев является антиподом предателю и мерзавцу Швабрину. Я считаю, Алексей, после перехода на сторону восставших, вообще недостоин офицерского звания и чести носит погоны.

Я поддерживаю позицию автора в отношении к главным героям. Мне кажется, что противостояние Петра Андреевича Гринева и Алексея Швабрина – это противостояние верности и предательства, любви и ненависти, добра и зла. По-моему, Гринев – тот идеал офицера, которого не хватало русской армии в девятнадцатом веке.

К сожалению, сейчас очень мало таких людей, как Петр Гринев, честных, добрых и бескорыстных. Современное общество почти утратило эти качества. А так хочется, чтобы пословица «береги честь смолоду» имела для каждого значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Описание работы

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что идейное содержание данного произведения очень многогранно. Одной из проблем, волнующих автора, становится противопоставление понятий чести и бесчестия, что очень ярко отражено в постоянном сравнении двух героев: Гринева и Швабрина и их представлений о чести. Эти герои молоды, оба дворянского происхождения. Автор подчеркивает некую схожесть характеров молодых людей. Но что же тогда помешало им стать друзьями и вместе преодолевать все тяготы военной службы?