Государство

Сравнительная характеристика петруши гринева и швабрина. Характеристики Гринева и Швабрина

Павел Гринёв родился в семье отставного премьер - майора и дочери дворянина. Отец всегда хотел видеть в своём ребёнке военного и записал его в Семёновский полк сержантом ещё задолго до его рождения.

Швабрин тоже вырос в дворянской семье, но у него примера военного поведения не было. Поэтому чувство чести было плохо развито в этом человеке.

Гринёв получил хорошее воспитание и образование. Сначала в лице дядьки Савельича , который научил его житейской мудрости и русской грамоте. Затем – француз Бопре.

Отношение к службе и воинской чести у главных героев различно. Гринёв относится к службе ответственно и остаётся верным­ свое императрице до конца, проявляя преданность присяге. Швабрин же относился к воинской службе безответственно, сразу же перейдя на сторону Пугачёва .

Отношение героев к женщине и чувству любви также различно. Гринёв искренне любил Машу и открылся ей в своих чувствах. Любовь Швабрина своеобразна. Испытывая чувство к героине, он нелестно отзывается о матери Марии. И Маша опасается Швабрина из-за его коварство и наглости.

Главные Пушкинские герои раскрывают свои характеры, прежде всего по отношению к Пугачёвскому бунту.

Гринёв до конца остаётся офицером. Воспитанный в офицерский семье, он не роняет своей чести и достоинства в трудное время. Верен своей­­ ­ Отчизне, присяге и воинскому долгу. Он считает, что, молодой офицер, нарушивший присягу – преступник.

Швабрин же был лишён этих высоких принципов и стал сторонником бунтаря не из-за идейных убеждений, а из корыстных целей.

Все смешалось в историческом романе Александра Пушкина “Капитанская дочка” – честность, благородство, предательство, подлость, любовь. А Пугачевский бунт, который лег в основу произведения, оказался настоящим испытанием для главных героев – Петра Гринева и Алексея Швабрина.

Жизненные трудности на людей действуют по-разному: одних закаляют, других ломают – все зависит от силы характера, воспитания, моральных устоев.

Немного о произведении Александра Пушкина “Капитанская дочка”

Действие романа происходит в конце XVIII века, когда в России бушевали мятежники под командованием Емельяна Пугачева. Рассказ ведется от первого лица, молодого дворянина Петра Гринева, который волею случая попадает в самый водоворот пугачевских событий.

Черты характера Гринева и Швабрина – отношение к людям

В романе привлекают внимание два центральных образа – это офицеры Белогорской крепости Петр Гринев и Алексей Швабрин. Но нельзя недооценивать и фигуру Емельяна Пугачева, ведь именно с этим героем связаны все сюжетные линии.

Гринев – семнадцатилетний недоросль, сын помещика, посланный отцом вместо Петербурга на службу в далекий гарнизон Оренбургской губернии с напутствием: “Береги честь смолоду”.

Швабрин – образованный молодой человек, дворянин, переведенный в крепость за убийство на дуэли.

  • Петр – взбалмошный, заводной, но добрый и благодушный. Проиграв на бильярде ротмистру Зурину сто рублей, он кричит на Савельича, требуя заплатить долг чести. Обидев слугу, Гринев переживает не меньше своего дядьки, раскаявшись, просит прощение. И в сцене с вожатым, Пугачевым, который выводит кибитку Гринева из бурана к постоялому двору, тоже проявляются нотки отзывчивости и щедрости героя. В благодарность за спасение Петр угощает прохожего мужика чаем, вином, жалует ему заячий тулуп. Встреча оказывается судьбоносной для юноши. Кто знает, чем бы закончился захват Белогорской крепости бунтовщиками для Петра, если бы мнимый император не узнал своего благодетеля?
  • Швабрин – человек со злобным, мстительным характером. Он с презрением отзывается о людях, с которыми служит: насмехается над добротой капитанши Василисы Егоровны, издевается над влюбленностью Гринева, называя его стихи полной ерундой. Даже капитанскую дочку – Машу, именует дурочкой, мстя за отказ выйти за него замуж.
  • Гринев – порядочный, смелый. Он, не раздумывая, вступается за честь Марии Ивановны, услыхав скабрезные намеки на ее счет Швабрина.
  • Алексей – подлый, хладнокровный, готовый ради своей выгоды опорочить неповинного человека. Он строчит донос на Гринева в следственные органы, обвиняя его в пособничестве Пугачеву, сообщает родителям Петра о сыне-изменнике, распускает сплетни о молодой девушке. В сцене же дуэли Швабрин ведет себя крайне недостойно: подло ранит своего соперника.


Черты характера Гринева и Швабрина – отношение к Отечеству

  • Отряд Пугачева захватывает крепость. Швабрин без колебаний присягает новоявленному царю на верность. Алексей так боится за свою жизнь, что унижается перед атаманом, сгибаясь в подобострастном поклоне. Становится ясно, что у этого человека нет чувства долга, собственного достоинства, преданности. Офицер рассказывает атаману, что Маша – дочь казненного капитана крепости. Швабрин делает это для того, чтобы Гринева наказали, и девушка досталась ему.
  • Петр, как честный человек, готов погибнуть, но остаться верным долгу перед Отечеством. Он прямо заявляет Пугачеву, что уже присягал императрице и лучше умрет, но не нарушит клятвы.
  • Для Алексея, в отличие от Петра, нет ничего святого. Он легок на измену, может запросто оболгать даму сердца, если от этого будет польза. Про него можно сказать, что он служит тому, с кем выгоднее.


Черты характера Гринева и Швабрина – отношение к любви

Любовная линия, проходящая через все произведение, дается на фоне страшных событий Пугачевского бунта. Говорят, что в сердечных делах все способы хороши, но так, как действует Швабрин, добиваясь взаимности Марии Мироновой, неприемлемо для честного человека.

  • Алексей, оставленный Пугачевым в крепости за старшего, запирает Машу, не кормит, стремясь склонить девушку к ненавистному для нее замужеству.
  • Петр, узнав, что его любимая находится в руках у негодяя Швабрина, не задумываясь о последствиях, бросается ей на выручку. Не добившись помощи от власти, Гринев обращается к Пугачеву за поддержкой, и тот помогает ему. Освободив капитанскую дочку, Петр отправляет ее к родителям, назвав своей невестой. Даже на суде, куда герой попадает из-за навета Швабрина, он не упоминает о Маше, чтобы не доставить ей неприятностей.


Читая роман, мы видим взрослеющего Петра, который свято соблюдает присягу на верность Отечеству и чтит заповедь своего отца. И судьба награждает его – герой полностью оправдан и впереди у него долгая счастливая жизнь с любимой женщиной.

В сюжет повести «Капитанская дочка» легли события конца XVII столетия. По России прокатилась волна мятежей под командованием самозванца Пугачева. Герой пушкинского произведения - молодой дворянин Петр Гринев. Что общего у Швабрина с главным персонажем?

Для того чтобы найти сходные черты у этих героев, следует дать сравнительную характеристику. О том, что общего у Гринева и Швабрина, можно понять уже из той главы, где рассказано об их встрече.

Отношение к людям

Гриневу семнадцать лет. Он сын помещика, приверженца старых традиций. В начале произведения Гринев показан открытым, но легкомысленным подростком. На Петра огромное влияние оказал гувернер - человек несерьезный и не самый лучший педагог. Впрочем, француз преподал своему подопечному несколько уроков фехтования, что в дальнейшем спасло ему жизнь.

Уже в начале повести читатель видит, что главный герой человек добрый, отзывчивый. Достаточно вспомнить сцену встречи с Пугачевым. Неизвестный мужик помог Гриневу выбраться к постоялому двору. Петр отблагодарил своего спасителя, подарив ему заячий тулуп. Сложно сказать, что общего у Гринева и Швабрина. Ведь для последнего отношения к людям обусловлено расчетливостью. Швабрин - мстительный, злобный человек. Сперва Петр рад знакомству с молодым дворянином, но уже скоро разочаровывается в своем новом приятеле.

Маша Миронова

Алексей коварный, подлый. Он отвратительно отзывается об обитателях крепости, в том числе и о Маше, которая отказалась выходить за него замуж. Что общего у Гринева и Швабрина? Они оба влюблены в капитанскую дочку. Правда, чувства свои выражают по-разному.

Швабрин пытается всячески очернить несостоявшуюся невесту. Он называет ее дурочкой, а прочитав стихотворение, посвященное капитанской дочке, распускает о ней грязные сплетни. Маша, по словам Алексея, готова ответить взаимностью тому, кто сделает ей подарок. Гринев не позволяет себе отзываться о людях плохо. Он настоящий дворянин.

Петр заступается за честь девушки, вызывает Алексея на дуэль. Далее автор изображает сцену, которая и отвечает на вопрос о том, что общего у Гринева и Швабрина. Общее одно - умение фехтовать. В остальном эти герои совершенные противоположности. Швабрин наносит удар противнику тогда, когда тот оборачивается на крик слуги. Наносить удар в спину - тактика, характерная для Алексея.

Но вернемся к главной героине пушкинской повести. Гринев любит Машу, и это чувство взаимно. Но если б сердце девушки принадлежало другому человеку, его отношение к ней не изменилось бы. Это человек благородный, действующий в любой ситуации, как велит ему офицерский долг. Швабрин же, перейдя на сторону Пугачева, сделал Машу своей пленницей. Что общего между Гриневым и Швабриным в отношении к главной героине, сказано выше. Это влюбленность. Однако в главах, где рассказано о захвате крепости, Алексей изображен в настолько неприглядном виде, что у читателя возникают сомнения, способен ли это человек любить. Любовь - чувство бескорыстное, а Швабрин всегда стремится к наживе.

Отношение к Отечеству

Максимально раскрывают характеристики героев события, происходящие после захвата крепости. Швабрин без колебания переходит на сторону мятежников. Он так боится смерти, что мгновенно забывает о присяге, которую дал императрице. Гриневу же удается следовать наставлениям отца даже в критический момент. Петр отказывается присягать мятежнику, при этом честно заявляет Пугачеву о своем долге перед Отечеством.

Как ни странно, разбойник Емельян испытывает к молодому дворянину симпатию. И дело даже не в том, что Петр когда-то подарил ему тулуп и угостил вином. Пугачев видит, что перед ним не трус, человек с твердыми убеждениями. Даже самозванец, на совести которого множество смертей, уважает офицера, не отступившего от своих слов в минуты смертельной опасности.

Для Швабрина нет ничего святого. Он предает Родину, отрекается от офицерского чина. Но он очень мстительный. Оказавшись под арестом, Швабрин всячески пытается оклеветать Гринева. От казни Петра спасает Маша.

Что общего у героев Гринева и Швабрина

В этих образах больше отличий, чем сходных черт. Общую характеристику Гринева и Швабрина составить невозможно. И у первого, и у второго дворянское происхождение. И Гринев, и Швабрин - офицеры. Но назвать перебежчика, труса, предателя дворянином нельзя. Дворянин тот, для которого превыше всего чувство долга. Это тот, кому неведома ни корысть, ни трусость, ни мстительность. Классический образ русского дворянина - Петр Гринев. Швабрин - антипод главного героя повести Пушкина.

Береги честь смолоду.

Пословица

Давно замечено, что, преодолевая жизненные трудно-сти и противостоя превратностям судьбы, одни люди становятся крепче, закаленнее, мужественнее, другие же — сдаются, ломаются. Преподнося неожиданные сюр-призы, жизнь словно проверяет людей на силу характера, на устойчивость их моральных и нравственных ценнос-тей, честность перед самим собой. Таким «проверочным» испытанием явилась для многих крестьянская война под предводительством Пугачева. Участие в пугачевском восстании и его подавлении ярко высветило в повести два по-своему незабываемых характера — Петра Гринева и Алексея Швабрина.

С самого начала повести мы имеем возможность на-блюдать, какие события и факторы накладывают свои глубокие отпечатки на характер Петра Гринева, формируя его. В начале повести Петр — доверчивый и наивный юноша, но уже тогда он свято выполняет завет отца, провожавше-го его на службу: «Береги честь смолоду». Глубокий стыд и раскаяние охватывают Петра после веселой пирушки с новым знакомым Зуриным. Однако, несмотря ни на что, Петр считает делом чести отдать тому проигранные в не-честной игре деньги. Доброту, щедрость и простую челове-ческую благодарность проявляет Гринев по отношению к человеку, спасшему его во время бурана и впоследствии оказавшемуся предводителем крестьянского восстания Пугачевым.

Попав на службу в Белогорскую крепость, Петр Гринев знакомится со всеми ее обитателями, особенно близко схо-дится с семьей коменданта крепости Миронова и Алексе-ем Швабриным.

По мере того, как растет и укрепляется в сердце Грине-ва любовь и нежность к Маше Мироновой, ему открываются и причины низменных и подлых порывов Швабрина. Ведь Швабрин когда-то тоже был влюблен в Марью Ива-новну, но, получив отказ, теперь не может смириться с этим, и пытается очернить ее, выдумывая сплетни и гадости о ней и ее семье. Поняв это, Гринев вступается за честь де-вушки и вызывает обидчика на дуэль. Неизвестно, чем бы закончился поединок, если бы Швабрин бесчестным уда-ром не ранил Петра.

Швабрину невыносимо видеть внимание и участие, которым окружили раненого Гринева Маша и ее семья. Он пишет анонимное письмо отцу Петра, после которого, раз-гневанный поступком сына, отец не дает молодому Грине-ву согласия на брак с любимой девушкой.

Когда волна восстания докатилась до стен Белогорской крепости, ее обитатели по-разному встретили мятежников. Комендант крепости и многие офицеры пали от руки суро-вого Пугачева, отказавшись признать его царем. Муки со-вести не свойственны Швабрину. Он без колебаний при-сягнул на верность Пугачеву, поцеловал руку, переоделся и остригся. Для этого человека не существует понятия о дворянском долге и ради спасения своей жизни он готов на все. Оставшись же в крепости за главного, этот негодяй сажает Машу Миронову под замок на хлеб и воду и вся-чески ей угрожает, добиваясь, чтобы она стала его женой. Он чувствует свою безнаказанность и от этого становится еще более жестоким.

Волей судьбы оказывается так, что заячий полушубок, подаренный Гриневым Пугачеву давным-давно, во время суда над защитниками крепости спасает юноше жизнь. Теперь его основная задача — спасти Машу из плена, дать ей защиту и укрытие. Честность и прямолинейность, доб-рота, чувство собственного достоинства и долга, благород-ство привлекают в Гриневе не только читателей повести, но и самого Пугачева, который умеет оценить настоящие достоинства человека. Ведь Гринев, обращаясь за помо-щью к государственному врагу, не изменяет присяге и не скрывает этого от грозного атамана. Надеясь на порядоч-ность, понимание и человеческое участие, Петр Гринев про-сит у Пугачева помощи и получает ее. Девушка и ее доб-рое имя спасены. Материал с сайта

Попав под суд после подавления восстания, Швабрин и не думает раскаиваться в своих низменных поступках. Он продолжает выгораживать себя, обвиняя в шпионаже и измене Гринева, надеясь тем самым раз и навсегда отомстить своему врагу, свидетелю его — Швабрина — низости и подлости. Гринев же в очередной раз прояв-ляет благородство и широту души, отказавшись от оп-равдания себя перед лицом императрицы и всего госу-дарства с целью не впутывать в судебное разбирательство имя любимой девушки, оставшейся сиротой и перенесшей тяжелые испытания.

Для Петра Гринева все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности и трудности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципно-го и бесчестного человека, которому неведомо чувство дол-га, часто ожидает участь остаться наедине со своими гад-кими поступками, низостью, подлостью без друзей, люби-мых и просто близких людей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика швабрина из капитанской дочки
  • сравнительная хар-ка швабрина и гринева
  • гринев в начале повести
  • швабрин и гринев
  • гринев в повести капитанская дочка

Подробности

Готовимся к сочинению

Гринёв и Швабрин
(сравнительная характеристика героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Сравнить - установить черты сходства или различия , сопоставить (Толковый словарь русского языка С. Ожегова).

Сравнительную характеристику можно построить двумя способами :

  1. Последовательное сравнение (после вступления рассказать об одном герое, потом о другом, сделать выводы)
  2. Параллельное сравнение (после вступления герои сравниваются по разным позициям: воспитание одного и другого, отношение к Маше, поведение во время приступа, судьба героев и т.д.)

Чтобы написать вступление , попробуйте ответить на вопросы:

  • Вспомните эпиграф ко всему произведению. Какие проблемы поднимает автор в романе?
  • Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?
  • Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
  • Выбор кого из героев можно назвать нравственным?

Готовясь к сочинению, выполните тестовые задания .

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  3. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Итак, Гринёв и Швабрин - герои-антиподы, но в них есть и общее :

  1. оба офицеры
  2. оба молоды
  3. оба любят Марью Ивановну

Герои проявляют себя в следующих эпизодах :

  1. знакомство Гринёва и Швабрина
  2. их разговоры о Маше
  3. дуэль
  4. взятие Белогорской крепости
  5. спасение Маши Мироновой
  6. арест и допрос

Сравните героев по следующему плану:

  1. Воспитание и образование.

    Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. С детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

    Швабрин получил столичное воспитание и образование.

    Как Гринёв и Швабрин оказались в крепости?

  2. Отношение к воинскому долгу.

    Как повёл себя Швабрин во время взятия Белогорской крепости? А Гринёв? Как такое поведение характеризует героев?

  3. Отношение к Маше Мироновой.

    Попробуйте данные словосочетания «распределить» между Гринёвым и Швабриным.

    глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, низменный характер чувства, глубокое уважение к женщине, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

    Комментарий.

    Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь - милосердие. Не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а любовь - милосердие.

    Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

    Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

    Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу - это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

  4. Отношение к людям.
    • Для кого из героев характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность?
    • Для кого из героев характерны доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость?
    • В каких эпизодах это проявляется?
    • Согласны ли вы с мнением поэтессы М.И.Цветаевой. утверждающей, что Швабрин -«мелкий завистник и доносчик», «низкий злодей»?
    • Обратите внимание на то, как сложилась судьба двух героев. Закономерен ли такой финал?

Подумайте, как можно построить заключение. Возможно, вы скажете об отношении автора к своим героям. Или напишете о своём отношении к ним. В любом случае подумайте о нравственных уроках произведения.

План

I. Вступление. Проблема чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

II. Гринев и Швабрин.

  1. Общее в героях.
  2. Гринёв и Швабрин - герои-антиподы.
    а) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
    б) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
    в) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
    г) Судьба Гринёва и судьба Швабрина.
    д) Отношение автора к своим героям.

III. Заключение. Нравственные уроки повести.

Речевая подготовка.

Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (наоборот, напротив) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего ), а также вводных слов (значит, таким образом, итак, наконец ), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (если... то другой...).

Выбираем эпиграф

Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель

Мнение критика

«Он [Гринёв] русский дворянин, человек ХVIII века, с печатью своей эпохи на челе….он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью… В этом глубокое отличие Гринёва от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринёв у пугачёвцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства - как друг Пугачёва. Он не «пришёлся» ни к одному лагерю; Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачёва» (Ю.М. Лотман )