Здоровье

Страшнее хоррора: катакомбы капуцинов - тысячи мумий в одном месте. Катакомбы Капуцинов в Палермо — итальянский город мертвецов

Продолжаем рубрику «Пост из прошлого»: Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) - погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты и выдающихся граждан - духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых - скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.

Внимание! Материалы представленные в этой фотоновости могут показаться пугающими!

(Всего 47 фото)

1. К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

2. Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем - настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

3. Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо - духовенства, монахов, мирян. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

4. Уже в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб капуцинов препятствуют разложению тел. Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

5. Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

6. Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её , обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело сохранилось нетленным. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

7. В настоящее время секрет состава был установлен итальянскими учеными. Согласно сведениям из найденного дневника Салафии, в состав входит формалин, спирт, глицерин, цинк и некоторые другие ингредиенты. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты. Захоронение Розалии Ломбардо стало последним в истории катакомб капуцинов в Палермо. С мумией девочки связан ряд таинственных историй. Тридцать пять лет назад здешний смотритель сошел с ума. По его словам, он видел, как девочка открывала глаза…

8. В кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально сохранившихся тел. В их числе тело молодого человека с огненно-рыжими волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах гражданина США.

10. Для удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники, монахи и "профессии". Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов и лиц, так или иначе связанных с религией.

15. Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX века помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных костюмов, сорочек, жабо и галстуков.

20. Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

21. Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни»: "…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!"

23. Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены. Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах.

24. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном: "Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах".

25. Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическими венцами в знак девственной чистоты усопших. Новый коридор - самая новая часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

27. Супружеские пары:

29. Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны: Филиппо Пеннино - скульптор, Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале, Сальваторе Манцелла - хирург, Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий. Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.

Помимо дворцов и музеев есть в Палермо одна достопримечательность, которую слабонервным и впечатлительным посещать не рекомендуется. Полумрак и особая атмосфера в этом месте только добавляют остроты ощущениям. Речь о знаменитых Катакомбах капуцинов, своеобразном Городе-музее мертвых под монастырем капуцинов в пригороде Палермо (Италия).

Немного истории

Первые капуцины появились на Сицилии в 1534 году и поселились неподалеку от Палермо, к западу от города. Им была передана во владение небольшая церковь эпохи норманнов – часовня Santa Maria della Pace .

Рядом с ней монахи со временем отстроили монастырь и часовню, причем большая часть финансов для строительства поступала от горожан, в качестве пожертвований. В 1565 году церковь решено было реконструировать , полностью изменив ее очертания и структуру. Ремонтные работы по ряду причин растянулись на несколько десятилетий.

По мере разрастания монастыря и численного увеличения братства перед монахами встал вопрос о достойном месте для погребения умерших братьев. Первые захоронения появились здесь в 1599 году, а именно – в монастырской крипте . Сюда же были перенесены тела монахов, умерших за год-два до этого. Постепенно свободного пространства становилось все меньше, и монахи были вынуждены расширить помещение для захоронений, вырыв ряд тоннелей и коридоров.

Свой нынешний вид церковь Санта-Мария делла Паче приобретает в 1934 году, когда была произведена реконструкция церковных помещений. В интерьерах церкви сохранились предметы церковной утвари и произведения искусства XVI-XVIII веков.

Описание и фото

Погребальные катакомбы представляют собой крипту с захоронением более 8 тысяч человек – множество коридоров, вдоль которых стоят, лежат, сидят многочисленные мумифицированные тела давно усопших людей. Некоторые мумии похоронены в гробах – от простого и до изысканного, некоторые – в нишах в стене.

Расположение захоронений имеет свою особенность – здесь хоронили не всех подряд , для каждого из умерших предназначался свой отдельный коридор.

Два коридора, наиболее длинных и располагающихся параллельно друг другу – это коридор мужчин и коридор профессионалов . В последнем хоронили «людей искусства» – поэтов, художников, скульпторов, архитекторов. Существует даже своя легенда, согласно которой в этом коридоре похоронен сам Диего Веласкес, знаменитый испанский живописец.

Коридор мужчин тоже впечатляет размерами. Здесь хоронили сначала влиятельных вельмож и представителей духовенства , а затем знатных и богатых горожан (особенно тех, кто жертвовал немалые суммы на приход). Разрешение на захоронения в крипте до 1739 года выдавали только архиепископы или руководители ордена капуцинов. Быть похороненным в подземной крипте считалось среди горожан весьма престижным.

Перпендикулярно этим коридорам идут коридор женщин, коридор монахов, коридор девственниц, коридор детей и младенцев . Коридор женщин оказался единственным, который подвергся бомбардировке в 1943 году. Многие мумии оказались разрушенными целиком, а те, что остались, были уложены в ниши и на полки. Причем резко контрастируют почти разрушенные лица и яркая, отлично сохранившаяся одежда разных эпох…

Отдельно идет коридор священников, куда туристы не всегда допускаются. Есть и закрытые помещения, где похоронены высшие церковные чины.

Особенность атмосферы в катакомбах такова, что она препятствует разложению тел. Все мумии благодаря особой температуре склепа сохранились довольно неплохо : какие-то сохранились целиком и полностью, можно даже в деталях рассмотреть наряд той эпохи, которой принадлежала мумия – от платья обычного горожанина до роскошного наряда знатного вельможи.

Причем по поводу одежды случались небольшие казусы . Именитые горожане, завещавшие похоронить себя в крипте, давали монахам-капуцинам особые указания по поводу того, сколько раз в год нужно менять их наряды…

В этом видео вы можете увидеть мумии музея мертвых – катакомб капуцинов в Палермо (осторожно, это не для слабонервных!):

О других, менее страшных читайте в отдельном материале. А вы найдете весь перечень знаменитых мест на острове Сицилия.

Секреты маленькой Розалии Ломбардо

Есть у крипты еще одна тайна, один секрет, ради которого туристы посещают это место.

В часовне святой Розалии установлен небольшой гроб, а в нем покоится тело двухлетней жительницы Палермо – Розалии Ломбардо, похороненной здесь в 1920 году . Она скончалась от воспаления легких, причем скоропостижно, и безутешный отец никак не мог понять, что его любимая дочурка умерла.

Отец малышки обратился к известному в то время бальзамировщику Альфреду Салафии с просьбой сохранить тело малышки нетленным. После уговоров Альфред согласился и исполнил волю синьора Ломбардо.

Секрет своего волшебного состава Альфредо Салафия так никому и не раскрыл, поэтому остается загадкой, как тело девочки за долгие десятилетия не подверглось никаким изменениям – не только мягкие ткани, но и глазные яблоки, волосы и ресницы остались невредимыми.

Туристам, приходящим в часовню кажется, что малышка попросту уснула, а сами жители Палермо называют Розалию Ломбардо «наша Спящая красавица»…

Высказывались предположения, что малышка находится в летаргическом сне, или она вообще является куклой. Но результаты рентгеновского исследования, проведенные группой ученых в 2009 году, подтвердили, что это настоящий умерший ребенок , тело которого не подверглось никаким изменениям.

Однако даже после проведенного исследования ученым была подброшена еще одна задачка: бесстрастная техника зафиксировала два слабых электромагнитных импульса головного мозга ребенка, как будто Розалия находится в состоянии сна .

Служители часовни утверждают, что иногда от тела девочки исходит слабый аромат лаванды. Объяснить это явление ученые не в силах до сих пор, а глубоко религиозные люди считают Розалию «вестницей Бога» .

Больше о мумии «Спящей красавицы» Розалинде Ломбардо смотрите на видео:

Узнайте больше о – еще одном ярком местечке на Сицилии. А о городе Чефалу на том же острове и его интересных местах .

Каких только музеев нет на нашей планете! Но самым необычным считается знаменитый Catacombe dei Cappuccini, экспонаты которого шокируют неподготовленного посетителя. Это не просто музей, а настоящее элитное кладбище, где покоятся более восьми тысяч мумий.

Самые необычные в мире катакомбы

Разберемся, что означает слово "катакомбы". Оно произошло от латинского catacumbae, что переводится как "ложиться спать". В Западной Европе подземные лабиринты всегда были связаны с местами погребения усопших. В XVI веке действовал учрежденный папой римским монашеский орден капуцинов, члены которого занимались миссионерством, проповедуя христианство по всему миру.

Самая многочисленная община находилась в Палермо, на Сицилии. Катакомбы капуцинов появились в конце XVI столетия, когда усопших стало слишком много. Именно тогда и возник вопрос о новом месте погребения. Члены ордена вспомнили о крипте - огромном подвальном помещении, находившемся в монастыре Convento dei Cappuccini, куда и было принято решение складывать тела умерших. В 1599 году появились знаменитые на весь мир катакомбы, а необычность их состояла в том, что усопших хоронили не в гробах, а в открытом виде. Разрешения на погребение выдавали городские архиепископы или настоятели монастыря.

Бальзамирование, позволявшее телам сохраняться

В подземных усыпальницах тела разлагались очень медленно, кроме того, их высушивали в специальных камерах в течение нескольких месяцев, промывали останки уксусом, бальзамировали и переодевали в лучшие одежды. Затем их выставляли в открытом виде на полках, проходивших вдоль стен.

Когда начинались страшные эпидемии в городе, метод сохранения тел немного менялся: останки помещали в специальные сосуды, заполненные раствором с мышьяком, и только после этой процедуры их выкладывали на всеобщее обозрение.

Элитное кладбище

Изначально катакомбы капуцинов предназначались лишь для членов монашеского ордена, однако со временем они превратились в престижное кладбище, на котором хотели быть погребенными знатные люди Палермо. В завещаниях богатые покровители монастыря обговаривали все моменты, прописывая, через какие промежутки времени должна меняться одежда.

И вскоре элитное кладбище стало существовать на пожертвования родственников усопших, которые могли прийти в определенные дни, чтобы потрогать за руки ушедших близких и помолиться. Каждое тело находилось на постоянном месте, но как только семья переставала выплачивать деньги, труп перекладывали подальше.

Последний приют для 8 тысяч горожан

Вскоре подвал становится тесным, и монахи начинают рыть дополнительные подземные коридоры, которые в настоящее время образуют прямоугольник. Катакомбы капуцинов были закрыты властями в 1882 году, просуществовав 283 года. За столь внушительный срок в них нашли последний приют около восьми тысяч богатых и уважаемых жителей Палермо. По приблизительным подсчетам, в Catacombe dei Cappuccini хоронили почти по 30 покойников в год.

Когда было запрещено размещать тела в открытом виде, монахи удаляли одну из стенок в гробу, оставляя "окошки" для членов семьи, которые могли видеть останки.

Структура катакомб

По своей структуре мрачные катакомбы капуцинов в Палермо состоят из нескольких подземных коридоров. Все залы самого крупного в мире некрополя мумий разделены на отдельные категории: умершие различаются не только по половому признаку, но и по принадлежности к социальным слоям общества. В одном из помещений лежат тела уважаемых монахов, куда запрещен доступ посетителям. Далее следуют коридоры, где захоронены мужчины и женщины, а дети, не достигшие 14 лет, покоятся в кубикуле - небольшой комнате под землей. Отдельно хоронили выдающихся жителей города и девственниц.

Коридоры

Коридор монахов - это самая древняя часть подземелий, где покоятся наиболее почитаемые капуцины. Все они похоронены в одеждах своего ордена - грубой рясе с намотанной вокруг шеи веревкой. Тела умерших священников Палермо, облаченные в яркие ризы, находились в отдельном помещении.

До 1943 года вход в коридор женщин был закрыт решетками, а тела хранились в нишах под герметичным стеклом. Однако в результате бомбардировок преграды были разрушены, а останки серьезно повреждены. Сейчас лишь часть тел поставлена в вертикальные ниши, а остальные лежат. Превратившиеся со временем в прах, они представляют собой ужасающее зрелище: пустые глазницы глядят из-под модных по тем временам шляпок, а костлявые руки торчат из рукавов шелковых платьев.

Богатые покровители ордена из числа мирян нашли последнее пристанище в коридоре мужчин, а тела известных скульпторов, хирургов, военных, художников, юристов покоятся в коридоре профессионалов. По неподтвержденным данным, катакомбы капуцинов хранят тело Веласкеса - знаменитого испанского живописца.

После запрета выставлять на всеобщее обозрение трупы на кладбище появился еще один коридор, который заполнили закрытые гробы. В 1943 году большая их часть была уничтожена. Сейчас здесь можно увидеть пол, украшенный майоликой (цветной керамикой из глины), а также выставленные вместе тела семейной пары с двумя малышами.

Кубикулы

Останки детей помещались в кубикулу. Здесь в открытых и закрытых гробах лежат мальчики и девочки, а также их тела уложены в ниши, идущие вдоль стен. В центре комнаты на кресле-качалке сидит ребенок, прижимающий к себе младшую сестру. У туристов наворачиваются на глаза слезы при виде скелетов ребятишек, облаченных в милые платьица и костюмчики.

Еще одна небольшая кубикула отведена для погребения умерших девственниц. У деревянного креста, расположенного в центре комнаты, покоится с десяток тел девушек, на головах которых красуются металлические венцы, символизирующие чистоту усопших.

Прекрасная обитательница, прославившая катакомбы капуцинов

Девочка Розалия Ломбардо - это последний погребенный человек после официального закрытия властями элитного кладбища и самый известный экспонат необычного музея. Она умерла в декабре 1920 года, не дожив до двухлетнего возраста. Тяжело переживавший страшную утрату отец попросил забальзамировать свою малышку, чтобы предотвратить разложение тела. Официальных документов, рассказывающих о самой девочке, к сожалению, не сохранилось, как и не осталось фотографий живой Розалии, которая была очень болезненным ребенком.

Известный мастер А. Салафия, владевший эффективной технологией бальзамирования, выполнил просьбу безутешных родителей. Раствор, в состав которого входили спирт, соли цинка, формалин, глицерин и другие химические соединения, разошелся по кровеносным сосудам, что позволило телу девочки, находившемуся в застекленном гробу в дальней части подземелий, прекрасно сохраниться. Нетленными остались мягкие ткани лица, глазные яблоки и ресницы с волосами.

Скандалы, связанные с именем малышки

Прошло почти сто лет, а мумия ребенка, помещенная в катакомбы Капуцинов, выглядит свежо и естественно, что вызвало разговоры о замене тела девочки, превратившегося в прах, восковой копией. Для опровержения слухов сюда было доставлено специальное оборудование, чтобы просветить гроб. Исследователи увидели скелет ребенка, его мозг и органы, оказавшиеся целыми. А после выхода на экраны документального фильма, рассказывающего о Розалии, все слухи прекратились. Зрители рассмотрели тело малышки не только снаружи, но и внутри гроба, а также были показаны руки, покоящиеся под одеялом, которых ранее никто не видел.

Маленькая спящая красавица будоражит воображение людей, а несколько лет назад, после того как ее глаза приоткрылись, началась настоящая истерия. Экзальтированные туристы заявили, что в тело малышки вернулся ее дух, а ученые, заметившие странные изменения температуры в подвале, назвали именно их причиной явления, вызвавшего страх у людей.

Мумия невинного ребенка, от которой часто исходит приятный аромат лаванды, привлекает огромное количество посетителей, а для многих творческих людей на протяжении века она служит источником вдохновения. В честь малышки старинная культовая постройка при монастыре была переименована, и сейчас девочка находится в часовне Святой Розалии.

Регулярно потомки тех, кто покоится в подземельях Палермо, посещают катакомбы капуцинов, фото которых наводят на многих ужас. После официального закрытия некрополя у стен монастыря появилось обычное кладбище, а члены ордена создали в других населенных пунктах подземные склепы, и самыми известными являются сооружения в городе Савоке, где находятся около 150 мумий местной знати и духовенства.

В конце XVIII века Палермо посетил известный поэт И. Пиндемонте, который настолько был впечатлен катакомбами, что посвятил им поэму Sepolcri ("Гробницы"). В ней он пропел о торжестве жизни над смертью и вере в воскресение человека.

Сто лет спустя в мрачные погребальные катакомбы капуцинов в Италии заглянул Мопассан, но увиденное зрелище вызвало у него настоящий ужас. В отличие от романтически настроенного поэта, он заметил гниющую плоть, отвратительные скелеты, одетые самым нелепым образом, и мышей, перегрызающих шейные позвонки…

Где находится некрополь?

Найти это место очень просто: подземные склепы находятся в черте города, на площади Piazza Cappuccini, дом 1. Именно здесь располагается знаменитый монастырь, хранящий тела жителей. Стоимость посещения музея, где мумии усопших ограждены решеткой, составляет 1,5 евро.

Что говорят туристы?

Туристы, посетившие погребальные катакомбы капуцинов в Палермо, признаются, что это зрелище не для слабонервных. Наряженные скелеты с пустыми глазницами и высохшие мумии оставляют гнетущее впечатление. И многие из тех, кто побывал в подземелье, не ощутили пасхальной радости. Им захотелось поскорей уйти из царства мертвых, где все пропитано горем, а смерть представлена в очень безобразном виде. Однако для жителей Палермо жуткое место является самым обычным кладбищем, и никакого страха они не испытывают.

Погребальные катакомбы капуцинов, в которых монахи наглядно показывали всем, что ждет людей в будущем, являются одной из главных достопримечательностей итальянского города. Ежегодно их посещают сотни тысяч зевак, однако не во все помещения жуткого некрополя можно попасть. Здесь запрещено фотографировать, но некоторые туристы все-таки ухитряются сделать снимки. В последнее время все активней ведутся разговоры о том, чтобы запретить доступ в подземные коридоры и наконец-то оставить в покое тех, кто умер много веков назад.

Стена в катакомбах

Катакомбы вырыты под монастырем капуцинов, который можно отыскать неподалеку от исторического центра Палермо. Он существует на данном месте на протяжении многих столетий. В конце XVI века число священнослужителей духовной обители существенно увеличилось. Срочно потребовалось создать солидное и просторное место для погребения монахов. Для этого прекрасно подошел крытый подземный ход под монастырем. Первое захоронение было сделано в 1599 году – в крипте храма упокоили тело Сильвестро де Губбио. После этого тут перехоронили тела нескольких монахов и продолжали погребать всех усопших в стенах храма.

Со временем места стало совсем мало, поэтому капуцины были вынуждены создать еще один длинный тоннель, расширив таким образов имеющуюся площадь. Состоятельные люди начали просить похоронить их здесь. Для погребения обычных граждан создали дополнительные коридоры. Была введена система выдачи разрешительных документов на получение отдельного участка в катакомбах. Подобную бумагу мог выписать архиепископ Палермо, руководитель ордена капуцинов или настоятель обители. Достаточно быстро это место обрело известность в качестве самого престижного кладбища города.

Катакомбы капуцинов закрыли лишь в конце XIX века. За все время здесь было захоронено множество жителей Палермо, среди которых фигурировали как представители духовенства, так и обычные миряне. После прекращения деятельности монастырского кладбища тут по специальной просьбе упокоили некоторых людей, среди которых указывается имя вице-консула США Джованни Патернити и упоминается двухлетняя девочка Розалия Ломбардо.

На сегодняшний день катакомбы Капуцинов являются популярнейшей выставкой мумий, привлекающей людей со всех уголков мира. Разветвленные туннели склепа разделены на отсеки – имеются залы для мужчин, женщин, детей, девственниц, священников и монахов. Таинственный полумрак, леденящий холод и особая мрачная атмосфера в этом месте добавляют остроты ощущениям и вызывают выброс адреналина даже у самых флегматичных посетителей.

Методы погребения

Розалии Ломбардо

Уже при открытии кладбища под монастырем стало известно, что специфика земли и воздуха в подземных ходах способствует хорошему сбережению тел. Наиболее распространенным методом подготовки останков человека к сохранению была их сушка в течение нескольких месяцев в отдельных камерах. Мумифицированные тела затем протирали раствором уксуса, наряжали в красивые одеяния и располагали в определенных местах Катакомб. Родственники могли попросить положить труп в гроб, но зачастую останки выставляли в углублениях стен и на полках. Во время вспышек эпидемий начали использовать другой способ сохранения тел – на некоторое время их помещали в известковый раствор, либо раствор мышьяка. В 1837 году размещение тел в подобном виде запретили, но это препятствие удавалось обойти, удалив одну из стенок гроба или вставив в деревянный ящик окошко.

Вход в монастырь капуцинов

Особый интерес для посетителей катакомб представляет тело вышеупомянутого ребенка – Розалии Ломбардо. Согласно записям доктора, проводившего её бальзамирование, в артерию умершей девочки ввели формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловую кислоту. Затем вещества под давлением распределили по всем сосудам девочки. Результат оказался потрясающим – тело ребенка сохранило первозданный вид живого человека. Многим туристам, побывавшим здесь, кажется, что малышка просто спит.

Многочисленные коридоры Катакомб Капуцинов

Схема Катакомб несложная, коридоры и кубикулы делятся по нескольким признакам – половому, социальному, возрастному. Существуют коридоры: мужчин, женщин, монахов, священников, профессионалов, новый коридор. Также в Катакомбах Капуцинов есть кубикулы детей и девственниц (на их головах можно увидеть металлические венцы в знак их чистоты).

Мумия ребенка

Если посмотреть общий план Катакомб Капуцинов, то он выглядит в форме прямоугольника, каждая сторона которого является коридором, в нижней части этой фигуры находится еще одна линия – коридор священников. На пересечении каждой стороны можно найти одну из кубикул или часовню.

Коридор женщин

Самую древнюю линию образует коридор монахов. Наиболее почитаемые капуцины размещены в первой части коридора, их шеи обвиты веревками. Все умершие одеты в простые рясы.

Самая маленькая линия – коридор женщин. Большая часть тел покоится в специальных нишах. До середины двадцатого века ниши были защищены стеклом. Останки женщин облачены в модные (для своего времени) платья из шелка с оборками из кружева, на их головах шляпки.

Коридор мужчин – первая длинная линия прямоугольника Катакомб. Тела были сохранены согласно завещанию, кто-то одет скромно, а кто-то в самые роскошные наряды своего времени. Большая часть усопших – благодетели монастыря.

Жуткие экспонаты

Информация для посетителей

Стоит быть готовым к особой атмосфере в этом необычном музее. Большинство экспонатов выглядят по-настоящему жутко, поэтому слабонервным людям и детям крайне не рекомендуется посещение данного места. Если вы все же отважились на эту мистическую экскурсию, будьте уверены, что она надолго останется в вашей памяти. Все желающие могут посетить катакомбы Капуцинов с 8.30 до 18.00. Цена входного билета является символической и составляет 1.50 евро.

H G Я O L

Расположение

Катакомбы капуцинов расположены под Монастырём капуцинов (итал. Convento dei Cappuccini ) за пределами исторического центра Палермо . От Пьяцца Индепенденца (Норманнский и Орлеанский дворцы) нужно пройти по Корсо Калатафими два квартала и затем свернуть по Виа Пиндемонте . Указанная улица завершается площадью Пьяцца Каппучини , на которой находится здание монастыря.

История

Первоначально вход в Катакомбы осуществлялся непосредственно из находящейся выше монастырской церкви. В 1944 году был открыт новый вход прямо с Пьяцца Каппучини .

Из практических соображений вход в «тупиковые» коридоры и кубикулы перекрыт решётками, а движение посетителей организовано по периметру прямоугольника.

Коридор монахов

- дон Винченцо Агати (умер 3 апреля 1731 года).

В левой части коридора в числе других монахов помещены тела Сильвестра из Губбио (умер 16 октября 1599 года), первого из погребённых в Катакомбах, и Риккардо из Палермо (умер в 1871 году), последнего из капуцинов, похороненного здесь. Все тела капуцинов облачены в одеяния своего ордена - грубую рясу с капюшоном и с верёвкой вокруг шеи.

Коридор мужчин

Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII -XIX века помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных костюмов , сорочек , жабо и галстуков .

Кубикула детей

Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах , а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещено детское кресло -качалка, на котором сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни».

…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навёртываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!

Коридор женщин

Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом . В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены.

Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах , и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII -XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном .

Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах .

Кубикула девственниц

Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста , над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк. ). Головы девушек увенчаны металлическими венцами в знак девственной чистоты усопших.

Новый коридор

Новый коридор - самая недавняя часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой . Помимо этого, в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

Коридор профессионалов

Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров , юристов , художников , скульпторов , профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны:

- Филиппо Пеннино - скульптор,

- Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале ,

- Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий .

Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса .

Коридор священников

Параллельно Коридорам монахов и женщин проходит дополнительный коридор, в котором помещены многочисленные тела священников епархии Палермо. Тела облачены в разноцветные богослужебные ризы, контрастирующие с иссохшими мумиями. В отдельной нише помещено тело единственного захороненного в Катакомбах прелата - Франко д’Агостино , епископа Пьяна-дельи-Албанези (Итало-албанская католическая церковь).

Часовня святой Розалии

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело однолетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году). В результате успешного создали в подражание палермитанским Катакомбам другие подземные Sepolcri »). В его представлении Катакомбы представляют собой знаменательное торжество жизни над смертью, свидетельство веры в грядущее Воскресение:

«Большие тёмные подземные комнаты, где в нишах, подобно восставшим призракам, стоят тела, покинутые душами, одетые, как в день своей кончины. Из их мёртвых мускулов и кожи искусство прогнало и испарило всякий след жизни, так что их тела и даже лица сохраняются веками. Смерть смотрит на них и ужасается своему поражению. Когда каждый год падающие осенние листья напоминают нам о скоротечности человеческой жизни и зовут нас посетить родные могилы и пролить на них слезу, тогда благочестивая толпа наполняет подземные кельи. И при свете лампад каждый обращён к некогда любимому телу и в его бледных чертах ищет и находит знакомые черты. Сын, друг, брат находит брата, друга, отца. Свет лампад мерцает на этих лицах, забытых Судьбой, и иногда как будто трепещущих…

И иногда тихий вздох или сдержанное рыдание звучат под сводами, и эти холодные тела будто отзываются на них. Два мира разделены ничтожной преградой, и Жизнь и Смерть никогда не были так близки.»

Спустя сто лет Катакомбы посетил Мопассан , описавший свои впечатления в «Бродячей жизни» (). В противоположность романтичному Пиндемонте, Мопассан ужаснулся увиденному, увидев в Катакомбах отвратительное зрелище гниющей плоти и отживающего суеверия:

«И я вижу вдруг перед собой огромную галерею, широкую и высокую, стены которой уставлены множеством скелетов, одетых самым причудливым и нелепым образом. Одни висят в воздухе бок о бок, другие уложены на пяти каменных полках, идущих от пола до потолка. Ряд мертвецов стоит на земле сплошным строем; головы их страшны, рты словно вот-вот заговорят. Некоторые из этих голов покрыты отвратительной растительностью, которая еще более уродует челюсти и черепа; на иных сохранились все волосы, на других - клок усов, на третьих - часть бороды.

Одни глядят пустыми глазами вверх, другие вниз; некоторые скелеты как бы смеются страшным смехом, иные словно корчатся от боли, и все они кажутся объятыми невыразимым, нечеловеческим ужасом.
И они одеты, эти мертвецы, эти бедные, безобразные и смешные мертвецы, одеты своими родными, которые вытащили их из гробов, чтобы поместить в это страшное собрание. Почти все они облачены в какие-то черные одежды; у некоторых накинуты на голову капюшоны. Впрочем, есть и такие, которых захотели одеть более роскошно - и жалкий скелет с расшитой греческой феской на голове, в халате богатого рантье, лежит на спине, страшный и комичный, словно погруженный в жуткий сон…
Говорят, что время от времени на землю скатывается та или другая голова: это мыши перегрызают связки шейных позвонков. Тысячи мышей живут в этой кладовой человеческого мяса.
Мне показывают человека, умершего в 1882 году. За несколько месяцев перед смертью, веселый и здоровый, он приходил сюда в сопровождении приятеля, чтобы выбрать себе место.
- Вот где я буду, - говорил он и смеялся.