Деньги

Субкультуры, музыкальные стили, биографии. Кто такие готы на самом деле

Специалисты Германо-Славянской археологической экспедиции ХНУ им. В.Н. Каразина Кирилл Мызин и Марина Филатова.

История происхождения


Готы-племена. Готский историк Иордан описывает легенду их происхождения так: «С острова Скандзы (Южная Швеция, о. Готланд – NS), кузницы народов, или, вернее, как из утробы, порождающей племена, по преданию вышли некогда готы…» Выйдя «из утробы» в начале I века н.э., эти воинственные племена переселились на Большую землю, и в начале III века они уже были на территории современной Украины. После неизбежных столкновений с Римской империей, к границе которой они подошли, мир был подписан только в начале IV века. С этого периода и начинается «золотая эра» готов. Они расселяются по Восточной Европе. Однако в 375 году, как гласит предание, появившиеся в этих местах племена гуннов заставляют готов покинуть «родные» края. В V веке готы появляются в Испании, Южной Франции и Италии, а разгромив Западную Римскую империю, основывают королевства вестготов и остготов. После этого готы постепенно исчезают с исторической арены.


Готы-субкультура. Пугающие сердобольных старушек, одетые в черное мужчины и женщины – это последователи субкультуры, зародившейся в 1970-х годах в Великобритании. (Подробнее о готах и других субкультурах, а также о будущем неформальных движений в материале "Павел Горюнов: «Сегодня огромное количество неформальных групп существует только в киберреальности»" – NS). Конкретный основатель этого движения, по сути, неизвестен. Готы появились на основе панк-движения. После того как влияние панка в Англии начало ослабевать, появился принципиально новый музыкальный жанр, который получил название пост-панк, а позже – готик-рок. Со временем вокруг этого музыкального движения сформировалось и движение молодежное, которое не только слушало готик-рок, но и подражало музыкантам в одежде и стиле. Июль 1982 года считается предположительной датой возникновения субкультуры: именно в этот день был открыт музыкальный клуб Batcave.


Готы-субкультура. Провести параллель между молодежным движением готов и какими-либо религиозными и мифологическими течениями очень сложно, ведь представители этого движения могут принадлежать к совершенно разным конфессиям, увлекаться оккультизмом и магией или вовсе быть атеистами. Духовные взгляды готов проявляются по преимуществу в музыке.

Нравы и обычаи


Готы-племена. Об их нравах, как и о многом другом из повседневной жизни готов, тоже, увы, почти ничего не известно. Однако Тацит сообщает нам о «строгости нравов» и «крепости семейных уз». Известно также, что древние германцы были людьми гостеприимными, большими охотниками до выпивки и азартных игр.


Готы-субкультура. «Одной из психологических основ готического движения является «пассивный» эстетический протест против устоявшихся стереотипов, норм морали и культуры поведения, – пишут авторы статьи. – Для представителей субкультуры зачастую характерны замкнутость и немногословность». Тем не менее разные представители субкультуры имеют и разное мировоззрение. Большинство готово успешно интегрировано в социум. Они уважают другие неформальные движения и особенно трепетно относятся к представителям сексуальных меньшинств, хотя сами, чаще всего, являются гетеросексуалами. У них есть своеобразное понимание мужественности и женственности и взаимоотношений между полами.

Отношения с окружающими


Готы-племена. Мы уже говорили о воинственности этого народа. Главным врагом готов во все времена был могущественный Рим. В то же время с сарматами готы, вероятно, быстро нашли взаимопонимание и заключили равноправный союз, так же как и с другими родственными германскими племенами, вместе с которыми готы успешно грабили несчастных римлян. Не самыми лучшими были у готов отношения, видимо, и со славянами, которых они гнали в леса, забирая себе славянских женщин. Несмотря ни что, готов в древнем мире уважали. Вероятно, потому что, боялись.

Готы-субкультура. Устрашающий вид готов сделал свое дело: бабушки в метро их боятся, все остальные – относятся с недоверием. СМИ и кинематограф сформировали образ готов как агрессивных и склонных к суициду. Некоторые религиозные представители также обвиняют многострадальных готов в сатанизме. Все это, разумеется, совсем не является истиной. Неудивительно, что не окружающие чаще страдают от готов, а готы от окружающих.

Готы - субкультура, окутанная тайнами, слухами и стразами. Кто они, эти загадочные «люди в чёрном», обожающие ночь, вампиров и чарующие романтично-трагичные рассказы? Чем живут, что проповедуют и как ищут смысл жизни? Мы познакомим читателя с этим необычным и достаточно смелым молодёжным движением, расскажем о том, кто эти люди и что они несут в мир. Правда, готы - субкультура, кратко описать которую невозможно. Слишком уж она сложная и многогранная, и оттого ещё более интересная.

Готические истоки

Молодёжная субкультура «готы» - это относительно новое движение, которому нет ещё и 40 лет. Первые представители «людей в чёрном» появились в Великобритании в 1979-1980 году. Интересно, что «прародителями» готов были не кто иные, как панки. Свой вклад в развитие этой «тёмной» субкультуры внес и новый жанр музыки под названием «готик-рок». Эта музыка основывалась на интеллектуальных и философских выводах о смысле жизни, а также на мрачной романтике и нигилизме, который отрицает любой смысл существования человека. Самые яркие представители этого музыкального жанра - группы The Cure, Christian Dead, Bauhaus. Тогда же на волне развития готической субкультуры в Лондоне открылся всемирно известный клуб Batcave, который способствовал расширению этого движения среди молодёжи.


Тёмные романтики

Готы - субкультура, ассоциирующаяся с мрачностью. Типичного гота легко узнать: чёрная одежда и волосы, густо подведённые, будто бы прорисованные углём глаза, такие же губы и, конечно же, ногти. К тому же на каждом приличном готе можно рассмотреть обилие всевозможных металлических цепочек, винтажных серебряных украшений, включая пирсинг. Помимо этого, готы зачастую украшают себя тематическими татуировками.

Прекрасные представительницы этой субкультуры - готессы - одеваются в одежду, декорированную кружевами, буфами, оборками и воланами. Также дамы-готы обожают корсеты со шнуровкой и без оной, длинные платья и юбки. При выборе ткани предпочтение отдаётся бархату, велюру, замше, латексу, винилу и атласу. Цвет может быть красный, бордо, фиолетовый. Однако чёрный доминирует. Готы - субкультура, не признающая светлых оттенков.

Взгляд внутрь

Для того чтобы быть готом, мало носить чёрную одежду, подводить тёмным глаза и наносить на губы чёрную помаду. Дело не в цвете одеяния и не во внешнем виде - дело в состоянии души, без которого гот - это не гот, а дешёвая карикатура.

Готы - субкультура, на английском языке название которой звучит как «goths» и в дословном переводе означает «варварский, грубый». Эти неформалы - ходячий негатив, уныние и депрессия в одном флаконе. Они не верят в Бога и в добро, а любовь у них всегда тёмная, трагичная и бессмысленная. Интересно то, что в смерти готы находят свой особый романтизм, свою собственную философию.

Однако, «не так страшен чёрт…». Готы живут по принципу «умирай с улыбкой», выражают себя через одежду, внешний вид, особую музыку, картины. Они всю свою жизнь проводят в поисках красоты, находя её даже там, где, казалось бы, её и быть не может.

Дело в том, что готам жизненно необходимо постоянно испытывать грустные эмоции, благодаря которым они находятся в отрешённом состоянии безысходности, душевной боли и непрекращающегося отчаяния. Эти «чёрные ангелы» каждый день своей жизни воспринимают как последний и стараются прожить его как можно эмоциональнее, веруя только в себя.

Светлые "тёмные"

Готами не рождаются - ими становятся. Этому способствуют разные причины, и для каждого она своя.

Психологи сходятся во мнении, что за устрашающей маской и чёрной одеждой готов прячутся застенчивые, робкие, ранимые и беззащитные люди. Облекая тело в готические одеяния, разрисовывая лицо и обвешиваясь украшениями, они пытаются защитить себя от жестоких реалий окружающего мира. Можно быть уверенными, что, прежде чем стать готом, юноша или девушка пережили тяжёлую душевную травму. Они замыкаются в себе, зацикливаются на своей обиде и никого не пускают внутрь. Им проще жить, не надеясь на чудо - так по крайней мере никто не сделает больно. Растопить ледяное сердце гота может только терпение, бесконечная доброта, понимание и искренняя любовь.

Танцы на кладбище

Готы в своём большинстве - одиночки. У них нет привычной нам иерархии, никто ни над кем не доминирует, все равны. Тем не менее, как любое живое существо, они периодически нуждаются в общении с себе подобными.

Любимое место готов - места упокоения и заброшенные здания. Кладбище для готов - это своеобразное капище, место, пропитанное трагизмом, грустью и смертью.

Именно там они находят своеобразное утешение, черпают вдохновение и прячутся от излишне любопытных глаз. Готы - субкультура, не связанная с агрессией. В отличие от сатанистов, они не склонны к вандализму, жертвоприношениям и прочим ужасным действам.

Их основные занятия - это сочинение стихов и песен в стиле «хоррор», написание своеобразных картин с готическим смыслом, обсуждение бренности бытия.

Эволюция готов

Помимо «классических» представителей готического движения, всё чаще встречаются кибер-готы - субкультура, которая эволюционировала в сторону техногенного развития.

Представители этого движения выглядят несколько иначе, чем «стандартные» готы. Например, их одежда, как правило, сшита из высокотехнологичных материалов - никакого бархата и велюра! Только винил, сетка, фосфоресцирующий пластик. Из украшений вместо привычных цепочек надеты провода, кулоны и серьги представляют собой различные шестерёнки, молекулярные соединения.

Из «классической моды» готов кибер-готы оставили подведенные глаза, накрашенные губы и ногти. Правда, представители этого движения тяготеют не к чёрному, а к кислотным, ярким цветам.

Их мировоззрение очень отличается от классического готического: суть этой субкультуры основывается на литературе в стиле «киберпанк», «фантастика» и «пост-апокалипсис». Кибер-готы уверены в неизбежности техногенной или любой другой катастрофы, которая повлечёт за собой смерть всего живого, и именно технологии спасут человечество.

Отсюда тяготение к "неземному", "космическому" внешнему виду, блестящим элементам в одежде, цветным высоким сапогам и причудливым очкам. Кибер-готы любят электронную музыку.

04 февраля 2013

Хотите как можно скорее узнать внутренний мир человека? Взгляните на одежду. Она — его отражение. Всем известная пословица о том, что встречают по одежде, в различных жизненных ситуациях не раз это доказывала на практике. Если обратить внимание на людей, любимым цветом которых является черный, включая их длинные волосы, густо подведенные глаза, ногти и даже губы, не трудно догадаться, кто перед вами и что скрывается за этой «чернотой». Явно в душе таких индивидуумов нет признаков светлых побуждений, стремлений к гармонии и покою.

Помните, как в детстве? Мы любили пугать своих сверстников разными страшилками: «В чёрном, чёрном городе; в чёрном, чёрном доме; в чёрной, чёрной комнате жил чёрный, чёрный человек, который любил бродить черными, черными ночами...». Это как раз о готах.

Если раньше нам казалось, что все «понарошку», то сейчас это, что ни на есть самая настоящая реальность. И, к большому сожалению, представителей этого уже не нового молодежного течения становится все больше. По этому поводу есть даже анекдот: «Новый гот! Новый гот!» — кричали готы возле роддома». Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Подробное исследование о них сегодня является, как никогда острой необходимостью. Ведь не каждый подросток знает об истоках этого неформального объединения, привычках «детей тьмы» (как иногда их называют), мотивах появления и дальнейших последствиях.

«Кто такие готы? Откуда появилась их культура? И что они забыли в нашем мире?» — об этом сегодня задумываются многие. Начиная от родителей, заканчивая молодежью, которая если и не принадлежит к данной группе, но все же пытается выделиться, стать не такой как все. К несчастью, выбирает, как мне кажется, не лучший способ. «МОЗГАМИ надо отличаться. Моз-га-ми!» — прозвучала однажды фраза в юмористической передаче «Городок».

Откуда растут «ноги»?

«Готы» (от англ. goths — готы, варвары) — это, как правило, представители готической субкультуры, которые вдохновлены эстетикой готического романа, смерти и готической музыки.

Представители данной субкультуры появились в 1979 году, когда направление панк-рока пошло на спад. Часть групп изменило свое звучание на более трагическое. Внешний вид стал приобретать более черные цвет. Именно так появилась готическая пост-панк волна, после которой возникли группы, игравшие готический рок. Так панковский эпатаж превратился в вампирскую эстетику, взгляд на мир их постепенно стал далек от света.

Какие они — современные готы?

Тогдашние готы были, так сказать, более воспитанными. Даже одеяние «прапраготов» выглядело более изыскано. Сегодня ирокез сменился на ровные пряди. Виски и затылок начали и вовсе выбривать.

От панковского стиля готы взяли металлические цепи и прочую фурнитуру, пирсинг и татуировки, а также преобладание чёрной ткани, в виде кожи, бархата, атласа, замши. Из металла предпочитают — серебро. Кулоны и подвески выглядят, как летучие мыши.

Кружева, воланы, шнуровка, корсеты приемлют представительницы прекрасной половины готов. В одежде и украшениях обычно используется символика различных культур. Рядом с кельтскими орнаментами могут располагаться египетский анкх (символ вечной жизни) или викторианские вензеля. Цвета различные: бордовый, фиолетовый... Редко, но бывают экстравагантные: белый, розовый, салатный. Однако черный доминирует.

Иногда платья изготавливают из латекса, винила. Для декора используют пряжки, кольца. Юбки носят и мужчины. Из верхней одежды предпочитают пальто, шинели, кожаные плащи, накидки. Непременный атрибут этой субкультуры — ботинки в армейском стиле.

Что в душе, то и снаружи

Быть готом не просто. У подобных неформалов особый взгляд на мир, людей, общество. «Не правда ли, ужасное утро», — именно с этой мыслью начинается день у готов. Здесь нет позёров. Если эмо, при желании, может стать каждый, облачившись в розово-черный цвет, то у готов не все так просто. Только тот, кто истинно (как описывают СМИ) проникся чарующей атмосферой готической культуры, или кем, овладело уныние, ропот, нежелание надеяться на Бога, может по-настоящему им стать.

У готов своя философия, свои принципы, свое отношение ко всем и всему. Индивидуальность превыше всего. Даже романтика у них своя собственная. «Темная». Если музыка, то это мистический рок с элементами готики, философские мотивы или «холодная» электроника. Если конкретное произведение, то ему должна быть присуща некая загадочность, неопознанность. Даже в смерти, по их мнению, присутствуют подобные проявления романтизма.

Их жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики поражает! Да, они всегда стремятся к большему (в жизни, музыке, арте), ищут красоту даже там, где ее нет. Пытаются изменить каждый серый, банальный день — внести в него новые эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа и других источников. Но вы задумайтесь, каким только образом это достигается!

«Die laughing!» (умирай улыбаясь) — вот каков девиз готов! Знают правду и печально насмехаются над ней. Им нравится пребывать в состоянии боли, отчаяния, равнодушия. Если для обычного человека «черные» мелодии «грузят», держат в напряжении, страхе, тревоге, то готы черпают из этого негатива жизненную энергию.

Им все время надо испытывать эмоции. Причем весь спектр, по большей части, грустный. Готы — между двух измерений: радости и грусти. Они — посередине. Их эмоции холодны. Обладатели этого «статуса» не слабеют от печальной прозы жизни, но и радость для них слишком проста, слишком скучна. Поэтому готы постоянно в поиске. Ищут то, что стимулирует чувства, дает возможность пребывать в своем уединенном мире.

«Нужно прожить свой день, как последний», — уверены готы и при этом до последнего живут по принципу веры в себя, настоящую любовь и дружбу. Любить — так до конца, выглядеть — так дерзко, говорить — так истину. В целом неформалы этого типа живут по идеалам Виктора Цоя (максимально показанных в фильме «Игла»), духовных идеалах романов Ремарка («Триумфальная арка», «Черный обелиск») и верят в истины, положенные в основу для фильма «Ворон».

Готами не рождаются

По мнению психологов, выбор черного цвета в одежде говорит о глубокой психологической травме несовершеннолетних «готов». Своим пирсингом, напульсниками, тяжелыми, шиповаными браслетами они как бы стараются защитить себя от всех, спастись от боли.

За ужасающими рисунками, шокирующим имиджем, фотографиями, надписями стоит простой застенчивый человек, беззащитный, с ранимой душой, о котором Бог таким вот образом имеет собственный промысел ко спасению. В душе этих молодых юношей и девушек лежат вечные вопросы: «Что такое любовь?», «Для чего я живу?», «Что есть жизнь, а что смерть?».

К таким подросткам нужно относиться с пониманием, пропуская их душевное заболевание через себя, не обижая и унижая, ибо тем самым еще больше будем их отталкивать. Душа таких ребят оголена, ранима, как ваза, уронишь — разобьется. Понадобятся потом долгие месяцы, а может, и годы, чтобы вернуть расположение, завоевать доверие. Только горячая любовь способна растопить их ледяное сердце.

Готы — опасны?

Цвет ночи ассоциируется чаще всего с темной, дьявольской силой. Любовь к сверхъестественному, оккультивному, которая присуща готам, двояка. Гот готу рознь. В некоторых случаях можно смело сказать, что они несут в себе социальную опасность: вандализм, объединения, связанные с исповеданием искаженных форм язычества, суициды...

Но, по большому счету, любители собраться на кладбищах делают это не для того, чтобы учинить там беспорядки. Если внутри пустота и хаос, значит, форму внешнюю, в которую он обличен, нужно заполнить. Вот так как, через атрибутику кладбища, одежды вампиров, мертвецов дети и желают самовыразиться. Так у них создается иллюзия духовного богатства, собственной значимости.

Профилактика

В основном, причиной самоубийства является неразрешённый внутренний конфликт личности и среды, а также дефицита общения между родителями и детьми. Поэтому профилактика суицида среди подростков должна начинаться не с запрещения пристрастия к тому или иному неформальному течению, а с восполнения дефицита общения между родителями и ребенком.

Частоту самоубийств у подростков можно существенно снизить путем улучшения взаимоотношений в семье. В противном случае, если родители не откликнутся искренне на заботы и трудности своих детей, а будут продолжать использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы будут все чаще повторяться.

Взрослым необходимо жить жизнью ребенка, не «душить» своей любовью, но в то же время и не делать воспитание попустительским, а просто уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, о чем они думают, что их беспокоит, волнует.

Не так давно прочитала уникальную информацию. По сути, готы — это брошенные люди, люди, оставшиеся без человеческого внимания, особенно родительского. Их одели, обули, накормили телесной пищей, а напитать пищей духовной забыли. Свое спасение и опору они ищут в различных неформальных движениях, где, как им кажется, находят душевных комфорт. Но он ложный. И они подсознательно чувствуют это и своеобразной одеждой, поведением пытаются вернуть утерянное некогда драгоценное для них внимание, просят нас о помощи. И мы должны им помочь.

Наталия Стрюкова

Инструкция

Готы – это не какая-то внешняя стилизация под смерть и под все, что с ней связано. Готы – это приверженцы субкультуры в ее исконном смысле. Их является индивидуальной. Их отношение к тем или иным явлениям объективной реальности – это сугубо личное мнение и не понятно обычному человеку. У готов даже своя собственная романтика. Однако не стоит путать истинных готов с так называемыми псевдоготами! Псевдоготы - те, кто просто носит черную , играет в смерть, но при этом вообще не имеет никакого отношения к настоящему готическому движению. Эти люди лишь повторяют основные черты готического образа. Кстати говоря, не правы и те, кто считает, что готы целиком и полностью связаны с мрачной и загробной музыкой. Это не так! Готику могут и обычные люди: это музыка по настроению.

Готическая начала широко распространяться и развиваться еще в конце прошлого века, а готами стали люди, для которых и сам мир, и его ценности чужды. Однако не стоит равнять всех готов под одно лишь понятие их субкультуры. Следует понимать, что за каждым из приверженцев этого течения (преимущественно молодежного), носящим темные одеяния и прочую специфическую атрибутику, стоит отдельная личность со своими определенными проблемами. Чтобы понять, кто же такие готы, необходимо научиться видеть в этих людях не их имидж, а образы, которые доминируют в готической среде. Однако смотреть нужно не на образы демонов, чудовищ и смерти, а на одиночество, которое невидимой нитью проходит через всю жизнь гота.

Психологи и социологи считают, что готы-подростки являются максималистами и романтиками. У таких и эти чувства проявляются в гораздо большей степени, нежели у их сверстников, не являющихся представителями данной субкультуры. Психологи утверждают, что многие юные готы имеют довольно высокий интеллект, позволяющий им задумываться о смысле жизни и о тех вещах, до которых их ровесникам еще пока нет никакого дела.

Современные готы смешали в себе элементы нескольких стилей. Например, от панковского были взяты пирсинг, металлические цепи. Оттуда же готы переняли и преобладание черной ткани в виде бархата, замши, атласа или кожи. Готические кулоны и подвески выглядят как черепа, летучие мыши, гробы и т.д. Современные готы предпочитают в качестве металла для своей атрибутики серебро. Прекрасная половина готов обзаводится шнуровками, корсетами, кружевами, воланами и т.д. К сожалению, многие современные готы – это приверженцы не готической субкультуры, а какого-то неформального стиля жизни, однако готы- тоже имеют особый взгляд на мир и на текущие события, правда отличающийся от общей готической направленности.

Готы

народ германского происхождения, входящий в состав восточно-германской (готской, вандальской) группы и игравший видную роль как в доисторической жизни России, так и в истории великого переселения народов. Древнейшая родина их была область на В. от нижней Вислы до Прегеля, но влияние их - политическое и культурное - простиралось далеко за пределы этой реки и охватывало, вероятно, весь прибалтийский край. Южные границы их господства или влияния определить невозможно. По преданию, жившему среди остготов еще в VI веке (Иордан, гл. 4), Г. переселились в низовья Вислы в незапамятные времена, из Скандинавии; но это предание не подтверждается никакими данными. Г. материка ничего общего с гаутами Южной Скандинавии не имеют. Более вероятна связь Г. с одноименным населением острова Готланда (гуты, готы), хотя доказать ее пока не удалось; на нее указывают, кроме общего названия, еще народные предания, сохранившиеся в Гутасаге. - Сведений о первом периоде исторической жизни Г. мы почти никаких не имеем. Тацит ("Germania", гл. 43) свидетельствует о том, что они управлялись королями и что королевская власть была у них сильнее, чем у других германских народностей. Эта политическая организация должна была дать Г. значительный перевес над разрозненными, не имевшими ни культурного, ни политического центра славяно-балтийскими народностями, ближайшими соседями их на В. и Ю.В. Такие факты, как заимствование славянами и финнами из готского яз. слов для обозначения князя и т. д., равно как и некоторые географические названия вне древнеготской области, указывают на то, что преобладание Г. сказывалось в политической жизни соседних племен. - Во второй половине II века по Р. Х. начинается движение Г. на юг, вызванное, вероятно, возрастанием населения. В связи с их движением стоит, вероятно, маркоманская война (см.). Часть готского населения осталась, впрочем, в старых местах и слилась здесь, на островах, образуемых устьями Вислы, с наступавшими с востока балтийцами. Главная масса под предводительством короля Филимера, сына Гудариха, прошла через болотистую область Припяти и, разбив народ спалов (славян?), преграждавших им путь, достигла прибрежья Черного моря. С римлянами Г. столкнулись впервые около 215 года, при Каракалле, уже на Дунае. Около этого времени они заняли всю нынешнюю Украйну и Румынию, так что владения их простирались от нижнего Дуная до Дона (?). В новых своих жилищах они распались на несколько отдельных народностей. Восточную область, от придонских степей приблизительно до Днестра, заняли остготы (Ostrogothi), иначе называвшиеся грейтунгами (Greutungi - "степные жители"); на З., в нынешней Бессарабии и Молдавии до Карпатских гор и Нижнего Дуная, к ним примыкали вестготы (Wisigothi), или тервинги (Tervingi - "лесные жители"); между нижним Дунаем и Трансильванскими Альпами обитали тайфалы (Thaifali, Taiphali), которые почти всегда являются в обществе вестготов и самостоятельного значения не приобрели. Северные границы готских владений в Южной России точно определить нельзя. Очень вероятна гипотеза, что упоминаемый в скандинавских сагах "град Днепра, в речной области, столица славных Г." есть не что иное, как наш Киев. Известий о готском владычестве в Южной России ("готском периоде" русской истории) довольно много, но они так неполны и сбивчивы, что ясной картины о нем мы себе составить не можем. Вероятнее всего, что каждая готская народность со времени переселения на Ю. имела своего короля и только на время остготские короли, наиболее могущественные, несколько раз получали гегемонию над остальными. В первый раз это случилось, по-видимому, около середины III в., при короле Остроготе, кот. владел, если верить Иордану, огромным государством, подчинив себе гепидов, вандалов и друг. Он был первым королем династии Амалов, из кот. в V в. вышел и Теодорих Великий. При Остроготе готские полководцы Аргайт и Гунтарик, перешедши Дунай, опустошили всю Мезию. Его преемник Книва, принадлежавший к другой династии, также совершил нашествие на Балканский полуостров и в 251 г. разбил императора Деция при Абрите во Фракии; сам Деций погиб в сражении. С этого времени начинается длинный ряд набегов Г. на римские владения, то Черным морем - на Малую Азию, то сухим путем - на Мезию и Фракию. Бессистемность и бессвязность набегов доказывает, что политического единства у Г. в эту эпоху не было. Для самих Г. эти нашествия имели, между прочим, то значение, что многочисленные военнопленные христиане, выведенные ими из римских провинций, занесли в их страну христианство, которое здесь распространилось, по-видимому, очень быстро. Сам Вульфила (см.), переводчик Св. Писания на готский яз., происходил от рабов-христиан, вывезенных из Мал. Азии. Чтобы освободить империю от варварских набегов, имп. Аврелиан (в 274 г.) уступил Г. и их соседям всю Дакию; границей империи стало теперь, как до Траяна, течение Дуная. Лишь при Константине, в 321 г., возобновляются нашествия; мир был, однако, заключен уже в 336 г., королем Ариарихом. Его преемник Геберих увеличил свои владения тем, что совершенно вытеснил из Дакии вандалов. Власть его унаследовал (около 350 г.?) могучий Эрманарих (Германрих, см.), слава которого воспевалась всеми германскими народами, сравнивавшими его с Александром Македонским. Иордан дает перечень народностей, покоренных этим могущественнейшим из готских королей. Рядом с герулами мы находим в перечне всех славян (Venethi, Antes и Sclaueni), финнов, черемисов (?), мордву, мерю, пермь (?), весь, чудь на Ладожском озере и несколько других народностей, имена которых не поддаются объяснению. По этому преданию, значит, в состав государства Эрманариха входила почти вся Европейская Россия. О его могуществе свидетельствует и современник, Аммиан Марцеллин, так что сомневаться в нем нельзя. Тем не менее традиция, сохраненная Иорданом, едва ли во всех своих подробностях передает исторический факт; она является, по-видимому, скорее результатом позднейшей идеализации этого славнейшего предка Теодориха Великого, при чем могли сказаться воспоминания о первом периоде истории Г., сохранявшиеся в народных песнях. Несомненно, однако, что в это время весь славянский мир, сосредоточенный еще в Центральной России, подвергся сильному влиянию готской жизни и культуры. - Эрманарих был последним представителем готского могущества на Ю. России. Еще при его жизни отпали вестготы (см.). С тех пор начинается обособленная жизнь вестготов и остготов. Остготы продержались еще некоторое время в своих южно-русск. владениях, под верховенством гуннов, и окончательно покинули их лишь в V веке (см. Остготы). Остатки их слились с надвинувшимися с севера славянами, не оставив по себе ясных следов. Сделанная в последнее время попытка связать с именем Г. происхождение Руси не выдерживает критики (см. Русь, имя).

Г. крымские. Вероятно, уже в третьей четверти III в. по Р. Х. Г. заняли Крым. Овладев первоначально всем полуостровом, они, теснимые гунно-болгарскими народностями, должны были впоследствии сосредоточиться на южной горной части Крыма, между Судаком и Балаклавой. Эта-то горная область в течение средних веков и почти до нашего времени носила название Готии (готские климаты); в ней уцелела горсть Г., которых не коснулась гуннская буря; она сохраняла здесь свою национальность еще в течение целого тысячелетия, до конца XVI в. Их не следует смешивать с Г. тетракситами, которые жили на Таманском полуострове и погибли гораздо раньше. По Прокопию (VI в.), крымские Г. были отличными воинами и жили в дружбе и в союзе с Византией; их число простиралось до 3000. Они находились в зависимости от Восточно-Римской империи, и это отношение в принципе не было нарушено до самого падения последней в 1453 г., хотя на деле зависимость их от импер. часто превращалась в фикцию. Их связь с Византией поддерживалась без перерыва Церковью: епископы (впоследствии архиепископы и митрополиты) Г. находились в прямой зависимости от константинопольского патриарха даже и тогда, когда Царьград был уже в руках турок. В VII и VIII вв. мы находим крымских Г. в зависимости от хазар, владевших тогда Тавридой. К этому времени, именно к 787 г., относится восстание Г., описанное в житии св. Иоанна, епископа Готского. Зависимость от хазар выражалась, вероятно, только данью; Г. продолжали управляться своим князем. Не изменилось положение Г. и в IX-X вв., когда хазар заменили печенеги. Неясны их сношения с Древней Русью. Важный для решения этого вопроса памятник, известный под названием "Записки готского топарха", толкуется исследователями различно. От XI до начала XIII века Г., продолжая находиться в номинальной зависимости от Византии, зависели отчасти и от половцев. Когда в 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, то традиционная власть над Готией перешла к трапезундским императорам. Татары, явившиеся в Крым впервые в 1223 г., сделали своими данниками и Г. В это время готские правители (топархи), первоначально лишь византийские чиновники, достигли почти полной независимости. Теснимые с одной стороны татарами, с другой - генуэзцами, владевшими богатыми колониями на южном побережье Крыма, готские князья должны были довольствоваться, впрочем, одной только юго-западной частью полуострова; их резиденцией был гор. Феодоро (нын. Манкуп). Последним князем готским (манкупским) был Исайко. В 1475 г. турки овладели как генуэзскими владениями, так и готским княжеством. Князь Исайко был захвачен в плен, убит или отведен в Константинополь. Один из членов династии, к кот. принадлежал Исайко, выселился в конце XIV в. в Россию и стал здесь родоначальником рода Головиных. Готская народность пережила падение своего княжества, сохраняя готский язык. Барон Бусбек, посол германского императора при Великой Порте в 1557-64 гг., собрал кое-какие сведения о нем и записал около 90 готских слов, которые неопровержимо доказывают существование готской речи на полуострове еще в это позднее время и дают возможность определить некоторые факты фонетического развития этого языка. Но уже в XVII в. исчезают все следы его; последние остатки Г. отатарились, сохраняя, однако, православие. В 1778 году они, гонимые турками, обратились за помощью к России. Под предводительством последнего готского митрополита, Игнатия, они поголовно выселились на берега Азовского моря, где им были отведены русским правительством обширные земли. Они основали здесь город Мариуполь и 24 деревни. Потомки их ("Мариупольские греки") говорят по-татарски и по-гречески. Воспоминания о прежней независимости в Крыму и о готской национальности совершенно исчезли из их памяти.

Г. мезийские (Moesogothi, Gothi minores) - название тех Г.-христиан, которые около 350 г., во время преследования христиан со стороны Атанариха, выселились в Мезию, где им были отведены земли под Никополем. Во главе движения стоял Вульфила (см.). О дальнейшей судьбе основанной ими патриархальной общины ничего не известно достоверного. Следы их существования имеются до IX в. (Валафрид Страбон).

Готский язык и литература. - Древнейшие памятники готского языка - рунические надписи на наконечнике копья, найденного в Ковельском у. Волынской губ. (вероятно, III в. по Р. Х.) и на золотом обруче, найденном в Пиетроассе в Румынии (конца IV в.). Первое по значению место занимает перевод Свящ. Писания Вульфилы, отрывки кот. дошли до нас в рукописях, писанных в начале или середине VI в. в Южной Италии, но сохраняющих довольно верно особенности готского языка второй половины IV в. Остготский язык VI в. сохранился в так называемых грамотах из Неаполя и Ареццо. О дальнейших судьбах как ост-, так и вестготского языков см. Остготы и Вестготы. Дифференциация на почве языка началась, вероятно, очень рано. Когда говорится о готском языке, имеется в виду обыкновенно язык вестготов времени Вульфилы. Он во многих отношениях стоит ближе к прагерманскому типу, чем все другие германские наречия. Сильно упростилась только система гласных, тогда как согласные не подверглись почти никаким изменениям. Отличительными чертами готского языка являются в области фонетики: ê из прагерманского открытого è, переходы е в i, о в u во всех случаях и обратный переход в е resp. о перед r и h; сохранение многих черт прагерманского спряжения и склонения. В редких только случаях другие германские наречия превосходят готское Вульфилы по древности звуков и форм; всего чаще - язык древнейших скандинавских надписей и формы, восстановляемые для готского же языка из слов, заимствованных в доисторическое время финнами и славянами у Г. Этим объясняется важное значение, которое имеет готский язык в общегерманской филологии. Перевод Вульфилы вызвал оживленную научно-литературную деятельность среди Г. (см. Вульфила). Единственный памятник ее, дошедший до нас, так называемый Skeireins (чит. Skîrîns) - отрывки толкования Евангелия от Иоанна, вероятно IV в. О богатом развитии народной поэзии среди Г. свидетельствуют римские и византийские историки. Общие труды по истории Г. см. в статьях Вестготы, Вандалы, Гепиды. Кроме того: V. Thomsen, "Ueber den Einfluss der german. Sprachen auf die finnisch-lappischen" (Галле, 1870, перевод с датского); Васильевский ("Ж. M. H. Пр.", т. 105). О крымских Г. - Брун ("Зап. Акад. наук", т. XXIV, 1874); Куник (там же); Васильевский ("Ж. М. Н. Пр.", т. 185, 1876); W. Tomaschek, "Die Goten in Taurien" (Вена, 1881); F. Braun, "Die letzten Schicksale der Krimgoten" (СПб., 1890); Ф. Браун, "Мариупольские греки" (в "Живой старине", 1890). О языке и литературе - Sievers (в "Grundriss" Пауля, т. I, стр. 407 и сл. и II, 65 и сл.).

Ф. Браун.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .