Деньги

«Таинственный ночной Подол» – романтика старого Киева в картинах Юрия Вакуленко.

В сущности, в каждом художнике живет музейщик. Об этом рассуждал и Пикассо, сравнивая себя с «коллекционером, собирающим для себя коллекцию и рисуя картины, понравившиеся у других. С этого именно начинаю и я, а потом получается что-то новое» – говорил великий Пабло.

У Вакуленко как у хранителя музейных ценностей есть все основания согласиться с этим утверждением. Более того, будучи еще и реставратором высочайшей пробы, всю жизнь изучая и постигая изнутри глубины великих произведений великих мастеров, он как никто другой знает другую, внутреннюю, «потайную» жизнь старинных полотен: о чем они говорят и о чем молчат, чем болеют и что прячут за непробиваемым стеклом и кракелюром. Возвращаясь к этим неисчерпаемым источникам вновь и вновь, Юрий Вакуленко естественным образом продолжает диалог с ними и на собственных холстах, уже как художник пытаясь разгадать еще неразгаданные доселе головоломки.

«Инфанта» для Юрия Вакуленко – особенно благодатный объект для «разгадывания». Как известно, одна из знаменитых веласкесовских «Инфант» живет в Киеве, да еще и по соседству, а это значит – постоянные встречи, обмен энергиями, пристальный взгляд эксперта. «Чем больше всматривался – тем больше замечал, сколь много сокрыто в этой маленькой девочке, с рождения просватанной и обреченной на пожизненную «золотую клетку», – рассуждает Вакуленко. «Уже более трехсот лет она смотрит на нас, закованная в роскошный наряд как броню, этот состарившийся ребенок с печальной душой, ее взгляд и будоражит, и не дает покоя». После Веласкеса душа инфанты Маргариты не давала покоя многим. Среди них Пикассо, Дали и Миро. В литературе – Уайльд. В поэзии – Антокольский, с его щемящими строками:

«Потом прошли века. Один. Другой, и Третий.

И смотрит мимо глаз, как он ей приказал,

Инфанта – девочка на пасмурном портрете.

Пред ней пустынный Лувр. Седой музейный зал».

Словом, к достойной компании уже в нынешнем, 21 веке, примкнул Юрий Вакуленко. Инфант у Вакуленко несколько и между ними огромная дистанция – они как этапы прожитой жизни. «Не бойтесь зайти слишком далеко, потому что истина всегда еще дальше» – говорил Марсель Пруст. Вакуленко не боится. Он смело вторгается на историческую территорию. Разговаривает с мудрым Веласкесом. И, кажется, ему есть что сказать.

Юрий Вакуленко – украинский живописец и график.

В 1977 г. окончил Бакинское художественное училище им. Азима Азим-заде.

В 1986 окончил Киевский государственный художественный институт (НАОМА) по специальности художник-реставратор.

Основатель художественного объединения «39.2°» (1988).

Заслуженный работник культуры, доцент кафедры экспертизы Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, действительный член Петровской академии науки и искусств в Петербурге (2007), член международной Ассоциации музеев. Ведущий эксперт в области антиквариата.

Генеральный директор Киевского национального музея русского искусства.

Фото Юлии Наумовой




Директор галереи "Триптих АРТ" Татьяна Савченко и художник Юрий Вакуленко

26.11.2014 в галерее «Мистецька збірка» откроется выставка новых работ художника Юрия Вакуленко

В новой серии «Таинственный ночной Подол» Юрий Вакуленко воплощает романтическую атмосферу старого Киева. Художник выбирает уголки, известные только местным жителям. Из-под его кисти возникает подольская «Мореходка», золотистый царский дом в дворике на Ярославской или «голубой» подъезд на Юрковской. На полотнах Вакуленко оживают и заброшенные здания с зияющими черными дырами вместо окон и дверей.

Подол Юрия Вакуленко - как и в реальности - растрескавшийся и обшарпанный. Но через трещинки, дождевые потоки и морщины пробивается яркий цвет - густо-синий, изумрудный, голубой или золотой. Тайны Подола открываются художнику, когда люди расходятся по домам, зажигаются фонари, и звенит последний трамвай... И тогда, в ночной тишине, подольские улицы и дома рассказывают тысячу и одну историю многих поколений киевлян.

Юрий Вакуленко: «Относительно недавно я поселился на Подоле, в доме, который имеет более чем столетнюю историю. День за днем, возвращаясь домой, я узнавал все новые и новые тайны древнего Подола. Иногда я выходил на улицу поздно вечером и заглядывал в самые темные и таинственные места, открывая для себя старые дома, которые ночью оживают и сияют внутренним светом, вытесняя с карты и растворяя в темноте схематические и безликие новостройки».

Об авторе: Юрий Вакуленко - украинский живописец, эксперт по антиквариату. С 2004 г. - директор Национального музея русского искусства. Учился в Киевском художественном институте, который закончил по специальности «художник-реставратор». Работал в центре реставрации и экспертизы Киево-Печерского заповедника, директором которого стал в 1995г. В 1988 г. создал художественное объединение «39,2 °». С 1990 г. персональные выставки проходили в Украине, Италии, Венгрии и Испании. Картины находятся в музейных собраниях Киево-Печерского заповедника, Национального музея русского искусства, в частных коллекциях. Работы выставлялись на аукционах MаcDougall"s и «Корнерс». Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств в Санкт-Петербурге, доцент кафедры экспертизы Академии культуры, заслуженный деятель культуры.

Пн - вс: с 11:00 до 18:00

Вход свободный

Галерея «Мистецька збірка»

г. Киев, ул. Терещенковская, 13, вход в арку 2-й двор.

Тел.: +380501364737, +380442341427

[email protected] / www.artzbirka.com

Юрий Евгеньевич Вакуленко (род. 1957 г., Нижний Тагил) - художник-живописец. С 2004 года - генеральный директор Киевского национального музея русского искусства . На протяжении 10 лет (1993-2004) возглавлял Центр реставрации и экспертизы национального заповедника Киево-Печерская Лавра .

Биография

В 1977 г. окончил Бакинское художественное училище им. Азима Азим-заде.

В 1980 году переехал в Киев. В 1986 г. окончил по специальности художник-реставратор под руководством В. Будникова и А. Киселева.

В 1988 создал творческую группу «39.2°».

С 1988 ведет активную выставочную деятельность. В 1993 – 1995 состоялись персональные выставки в Италии, Венгрии и Испании.

Награды и признание

Заслуженный работник культуры Украины , доцент кафедры экспертизы Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств Украины, действительный член Петровской академии науки и искусств, действительный член международного комитета музеев ИКОМ ЮНЕСКО , с 2007 – член-корреспондент Петровской академии науки и искусств. Кавалер ордена Карла Фаберже (знак № 17, 2007, Мемориальный фонд Карла Фаберже).

Напишите отзыв о статье "Вакуленко, Юрий Евгеньевич"

Ссылки

  • Валерий ПОЛИЩУК - , «Рабочая газета» № 202 от 16 ноября 2012 г.
  • Антонина ТРОФИМОВА - , Еженедельник 2000, №9 (451) 27 февраля - 5 марта 2009 г.
  • , Главред, 22 ноября 2010
К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Вакуленко, Юрий Евгеньевич

– C"est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой.
– Oui, Sire, [Слушаю, государь.] – и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную.
Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза.
Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль – быть достойными своего императора, и один страх – не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие.
– Я должен поправить это в Москве, – сказал Наполеон. – A tantot, [До свиданья.] – прибавил он и подозвал де Боссе, который в это время уже успел приготовить сюрприз, уставив что то на стульях, и накрыл что то покрывалом.
Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт.

В Ялте в галерее «Почерк» открылась выставка крымского художника Николая Муравского и киевского живописца Юрия Вакуленко «Погружение в красоту».

В целом оба автора представили на суд зрителей 20 работ, созданных ими за последнее время.. По словам организаторов экспозиции, Друзья и единомышленники в жизни, Юрий Вакуленко и Николай Муравский продолжают свой «духовный диалог» и в совместном проекте.

«Творческий тандем этих двух мастеров, на первый взгляд, кажется неожиданным и даже парадоксальным: ведь у художников совсем разные характеры и творческие пути, они работают в разных жанрах, каждый имеет ярко индивидуальный, особенный почерк. Николай Муравский - ялтинский мечтатель и эстет, философ, человек, погруженный в творчество с головой и живущий только им, тонкий портретист с отточенной, почти ювелирной техникой, вдумчивый, интеллектуальный мастер, прорабатывающий свои полотна до малейших нюансов. Юрий Вакуленко - человек-пламя, успевающий все и везде: возглавлять столичный музей русского искусства, заниматься экспертизой и реставрацией, блистать на столичных раутах и, конечно, писать - причем писать, как живет: эмоционально, ярко и изобретательно, прислушиваясь к своей интуиции и создавая на полотнах новые, часто фантастические миры», - пояснили организаторы.

По словам искусствоведов, двух таких непохожих мастеров на одной творческой площадке объединили «эстетизм, общее стремление к одухотворенной гармонии, высоким идеалам, поиск истинной, чистой красоты, ничем и никем не нарушенной, без грамма фальши, без примеси денег и без привкуса нашей циничной эпохи».

«Юрий Вакуленко открывает одухотворенную гармонию в крымской природе - неброском расцветшем кусте, пристроившемся у царской тропы, или в очертаниях гор, отражающих голубизну моря и неба. Находит мастер вдохновение и в каких-то маленьких, почти незаметных всем, кроме него, крымских красотах: загадочных фонарях, рисующих цветовые узоры на ялтинских кипарисах и севастопольской бухте, или в фонтане, искрящемся брызгами во дворике знаменитой ялтинской виллы “Елена”. Любопытно, что все работы Вакуленко из графической серии, представленной на выставке, - пейзажи вечерние или ночные. В них мастер играет с цветовыми контрастами - от иссиня-черной завесы тьмы до ярко-красных выбросов огней большого города, - столь характерной палитрой для крымских летних ночей. Николай Муравский в своих графических работах также отдает дань неброской красоте крымского цветка. Однако главный герой его графической серии - это человеческое тело. Муравский ищет совершенство именно в нем - в сильных изгибах женского торса и почти эллинистических мужских профилях. Художник отдает предпочтение обнаженной женской натуре, однако созданные им образы не вульгарны, и даже не откровенно сексуальны. Графика Муравского демонстрирует высочайший профессионализм рисовальщика. Его линии изящны, точны и «ренессансны». В почти монохромных набросках мастер создает ощущение тончайшей нюансировки цвета, настроения, композиции. В них нет ничего лишнего, ничего, что отвлекало бы от главного - “обнажения” души, стремящейся к гармонии и красоте», - заключили специалисты.




Вакуленко Юрий Евгеньевич, родился 19 ноября 1957 года, в Нижнем Тагиле, Россия — украинский живописец, график, генеральный директор Национального музея русского искусства. В 1973 – 1977 учился в Азербайджанском художественном университете по классу живописи. В 1980 переехал в Киев и продолжил обучение в КХИ под руководством В. Будникова и А. Киселева. В 1986 закончил КХИ по специальности художник-реставратор. В 1988 создал художественное объединение «39.2°». В 1993 – 1995 состоялись персональные выставки в Италии, Венгрии и Испании. С 2007 – член-корреспондент Петербургской АХ.

Юрия Вакуленко вряд ли можно отнести к цеху традиционных художников-анималистов. И очевидно, что живописец не ставит целью натуралистическое воспроизведение образов животного мира. Его «Анимализм» совсем другого рода. Животные и птицы, обитающие на полотнах художника, никакого отношения к реальным джунглям не имеют, они являются жителями вымышленного, сказочно-фантастического мира, который много лет создает живописец в своем творчестве.

На полотнах Вакуленко с радостным удивлением и хорошей любознательностью смотрят друг на друга два петуха — морской и земной. Черепаха пролетает над своим гнездом в морских глубинах. Глубины спокойные и мирные. В них не штормит и не хлопают челюстями акулы. Казалось бы, жесточайшее животное на земле — тигр — превращается у Вакуленко на пушистую кошку, беззаботно спящую и улыбающуюся во сне. А опасная пантера становится нежным и грациозным вельветовым бутоном. Даже в «Битвах гигантов» речь идет не о поедании друг друга, а скорее об охоте на мечту — «золотую птицу».

В фантастическом мире, созданном Вакуленко, присутствуют почти все элементы земной жизни. В нем есть воздух, вода, земля, огонь. Есть леса и цветы. И есть бабочки, шмели, скорпионы, лягушки, слоны, черепахи и даже крокодилы, которые не просто сосуществуют в гармонии с природными стихиями, а составляют с ними единое неотъемлемое целое. Они рождаются с ветра или огня, выныривают из воды или воздуха, дышат и вибрируют вместе в одном ритме. Нет в этом «танце» стихий только места человеку. Никаких свидетельств человеческой деятельности. Только одни «материальные» следы встречаются на анималистических полотнах художника. Но это следы Бога.

Цикл «Моноанимализмы» можно трактовать как бегство в «неземную», альтернативную реальность. Или как попытку «очистки» земли от всего человеческого и создание на ней другого, прекрасного и мирного «мира тысячи бабочек» — яркого, пестрого и разноцветного. И пусть Вакуленко назовут неисправимым романтиком, а его «Моноанимализмы» кажутся кому-то «сладковатыми». Художник с отчаянием «последнего из могикан» отстаивает точку зрения, что мир, добро и идеальная реальность существуют, даже если живут они только в его собственном воображении и на собственном полотне.

www.vakulenko.info

Фантастический мир. Вакуленко Юрий

" data-medium-file="https://i0.wp.com/www.dukoe.com/wp-content/uploads/2017/03/Не-надо-будить-спящего-тигра.jpg?fit=640%2C474" data-large-file="https://i0.wp.com/www.dukoe.com/wp-content/uploads/2017/03/Не-надо-будить-спящего-тигра.jpg?fit=640%2C474" class="alignleft size-thumbnail wp-image-4787" src="https://i0.wp.com/www.dukoe.com/wp-content/uploads/2017/03/%D0%9D%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BF%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0.jpg?resize=170%2C170" alt="Фантастический мир. Вакуленко Юрий" width="170" height="170" srcset="https://i0.wp.com/www.dukoe.com/wp-content/uploads/2017/03/Не-надо-будить-спящего-тигра.jpg?resize=170%2C170 170w, https://i0.wp.com/www.dukoe.com/wp-content/uploads/2017/03/Не-надо-будить-спящего-тигра.jpg?zoom=2&resize=170%2C170 340w, https://i0.wp.com/www.dukoe.com/wp-content/uploads/2017/03/Не-надо-будить-спящего-тигра.jpg?zoom=3&resize=170%2C170 510w" sizes="(max-width: 170px) 100vw, 170px" data-recalc-dims="1">