Интернет

Танец анитры смерть озе. Анализ музыкальных форм Эдвард Григ «Танец Анитры

Э. Григ «Пер Гюнт»

Музыкальное сопровождение к театральному спектаклю, а впоследствии и две сюиты «Пер Гюнт» по праву входят в золотую коллекцию шедевров мирового искусства. Сотрудничество известного поэта и драматурга Генрика Ибсена с Эдвардом Григом принесло миру не только удивительную постановку, но и превосходную музыку. Узнать историю создания сочинения, прочитать интересные факты и сюжет, послушать композиции в исполнении лучших музыкантов современности, а также изучить музыкальную характеристику наиболее известных номеров можно на нашей странице.

История создания

В 1870 году мир узнал нового писателя. Генрик Ибсен, родившийся и выросший в Норвегии, прославился на весь мир благодаря сочинению двух пьес «Брандт» и «Пер Гюнт». В этих пьесах противопоставлены образы человека и его стремления в жизни. Один из героев старается найти истинный жизненный путь, а другой буквально убегает от проблем и ничего не хочет менять. Пер Гюнт, как литературный персонаж представлял собой достаточно актуальную для всех времен психологическую модель. Он не хотел менять себя, не хотел искать смысл, он хотел, чтобы его принимали таким, какой он есть.

Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением, состоящим из 5 актов, и не делящегося на картины. За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство. Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.

В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка. Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ . В те времена композитор был известен на весь мир. До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.

Творческому человеку, имеющему собственный взгляд и представление, достаточно сложно писать музыку, придерживаясь строгих рамок и авторских указаний. Возможно, именно по этой причине работа над сочинением музыки шла долго. Лирическая музыка, с использованием народных норвежских мотивов была закончена первой, остальная танцевальная часть представляла сложность. В первый срок постановки работа была не закончена, осенью композитор отправился в поездку по Европе, но и там продолжал активно сочинять новые номера и оркестровать уже готовые. Весной 1875 года партитура была полностью завершена.

Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.

Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.

В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров композитор создал две потрясающие сюиты. Первая сюита op.46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года. Музыка была узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар. На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.

Сюжет


В сюжетную линию Генрик Ибсен искусно вплетает скандинавские мифы и легенды, так, история приобретает черты волшебной сказки с моралью. Пер Гюнт - необычный парнишка из деревни, сын человека, который был богат по наследству, но не сумел удержать деньги и обанкротился. Все что было потеряно отцом Пер Гюнт хочет восстановить, он постоянно хвалится, что станет таким же богатым, но его поступки не подкрепляются действием и люди смеются над ним. Герой ввязывается в драку с кузнецом. На свадьбе в Хэгстеде, он знакомится с Сольвейг, похищает невесту Ингрид. На Пер Гюнта открывается охота, его разыскивают, но он отправляется с тремя пастушками в горы. Тролли окружают парнишку, их король заклинает его «будь всегда собой доволен». Сольвейг остается жить в их избушке на окраине леса.

Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюгт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании. Для нее он всегда будет оставаться самим собой.

Интересные факты

  • Из музыки к спектаклю в дальнейшем композитор создал две сюиты, в них вошли по четыре номера из двадцати трех композиций.
  • В 2015 году на музыку был поставлен балет «Пер Гюнт» в 2 актах. Либретто было составлено Эдвардом Клюгом.
  • При сочинении пьесы писатель обращался к отечественному норвежскому фольклору. Так, имя литературного персонажа было позаимствовано из сборника сказок, собранных Петером Кристенсем Асбьернсоном и Йоргеном Му.
  • Для постановки в Копенгагене Эдвард Григ полностью переделал оркестровку.
  • Полная партитура состоит из 23 номеров, среди которых танцевальные вставки и вступления к каждому акту.

Содержание

Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» отличается колористичностью и красочностью. Отдельные номера, которые вошли в сюиты, представляют собой законченные музыкальные композиции. В каждом номере передается продуманная до мелочей атмосфера, композитор сумел проиллюстрировать самобытность других стран, использовав ряд профессиональных приемов, характерных для музыки иных национальностей. Рассмотрим музыкальную характеристику наиболее известных композиций.

Утро


С восходом солнца в сердце к тому, кто верит приходит надежда на лучшее. Новый день позволяет начать все по-другому. Возникает вопрос: можно ли изменить мир, не меняя себя. Как по завету горного короля и троллей: «всегда быть довольным собой?». И сколько преград нужно преодолеть, чтобы понять, что истинное счастье всегда находится ближе, чем кажется, и не нужно отправляться за три девять земель, чтобы обрести его.

Природа Норвегии, ощущение пространства дарит слушателю чувство спокойствия. Все бури улягутся сами собой, преграды будут преодолены, лишь бы был тот, кто верит и ждет, несмотря ни на что.

Выразительные средства, к которым обращается композитор – это пентатоника, чистая прозрачная гармония и тембры флейты, гобоя. Все это создает пасторальность, пейзажность и живописность. Покой утренней природы – вот, что нужно, чтобы прийти к гармонии.

«Утро» (слушать)

Смерть Озе

Невероятно лиричный и трагичный номер. В нем Григу удается передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению дальнего путешествия. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала, как символа смерти и конечности человеческого пути. Но вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку. Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал. Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью и вместе с тем, чувственностью и возвышенной лирикой.

Танец Анитры

Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Номер контрастен по сравнению с предыдущими сценами, связанными с норвежским колоритом. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.

«Танец Анитры» (слушать)

В пещере горного короля

Мрачное царство Доврского деда озвучено в тембрах низких струнных и фагота. Постепенно звучность приобретает все большую насыщенность и динамику. Мелодия немного примитивна, напоминает смесь шотландских мотивов и марша. С каждым тактом он набирает обороты, что приводит к кульминационному построению. Весь оркестр грохочет и поражает мощью и величественной полнотой звучания. Изумительна оркестровка. Особенно выделяются ударные инструменты, создающие не только ритмическую поступь, но и динамическую лавину, завершающую первую сюиту.

«В пещере горного короля» (слушать)

Жалоба Ингрид

Яркая многохарактерная зарисовка открывается небольшим эпизодом в стремительном темпе. Использование всех инструментов, за исключением тяжелой меди позволяет сразу привлечь внимание. Это гнев похищенной невесты. Продолжает миниатюру тема, имеющая прямое отношение к норвежскому фольклору, а именно свадебный народный танец. Секундовые интонации – это изображение плача невесты, продолжаются протяжной мелодией и завершается неистовым материалом вступления.

Арабский танец

Жара аравийской пустыни. Пер Гюнт бродит, проходя сквозь зыбучие пески. Он слышит изломанную мелодию в исполнении высоких духовых инструментов. Чёткий ритм большого барабана заставляет буквально пускаться в пляс. Постепенно извилистая мелодия переходит в партию струнных инструментов, воссоздавая ориентальность восточной музыки.



Возвращение Пера Гюнта

Годы странствий наложили видимый след на Пер Гюнта, и вот, он решил вернуться обратно. Но и здесь его ждут трудности. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются все выше и выше. Это стихийное бедствие использовано, как аллегория личной трагедии. Жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией.

Великая музыка Грига

Эдвард Григ. Сюита "Пер Гюнт"

Великий норвежский композитор Эдвард Григ жил в конце XIX века.

В 1875 году крупнейший норвежский драматург Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к театральной постановке пьесы «Пер Гюнт».
Есть такой жанр — прикладная музыка. Вы слышали прикладную музыку в любом фильме или театральном спектакле (не музыкальном). Она лишь аккомпанирует действию и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен.
Когда великий музыкант берётся за сочинение прикладной, «второстепенной» музыки, она нередко выходит за рамки простого аккомпанемента и становится самостоятельным художественным произведением. Так и случилось с музыкой Грига.
Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. Её герой, деревенский парень Пер Гюнт, озорной и легкомысленный мечтатель и фантазёр, попадает к злым троллям, которые внушают ему своё жизненное правило: «будь всегда доволен самим собой». За дурные поступки односельчане прогоняют Пера из деревни, и он отправляется путешествовать. Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая умирает у него на руках. В деревне остаётся девушка Сольвейг, которая любит Пера и будет ждать его всю жизнь.


Сорок лет странствует Пер по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путём огромное богатство, но к концу жизни всё растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая всё ему прощает. Всё лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг сохранила в своём сердце.
В пьесе Ибсена много сатиры, он жестоко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке, — писал Григ Ибсену.
После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес.
И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.
Первая сюита состоит из четырёх частей: «Утро», «Смерть Озе», Танец Анитры, «В пещере горного короля».
"Утро"в спектакле - это вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное, норвежское утро. В пьесе эта музыка звучит как воспоминание Пера о своей далёкой родине.
Спокойная, безмятежная мелодия напоминает простой пастуший наигрыш. Одна и та же фраза чередуется у флейты и гобоя в разных октавах, как будто перекликаются на большом расстоянии два пастушеских рожка.



Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей: «Жалоба Ингрид», Арабский танец, «Возвращение Пера Гюнта» и Песня Сольвейг.

В сюите Песня Сольвейг звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Образ верной, любящей Сольвейг был особенно дорог Григу в драме Ибсена. Тема её песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.
Лейтмотив — короткая музыкальная фраза, неоднократно повторяющаяся и выражающая определённый образ или определённое событие.
Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии, — писал Григ о Песне Сольвейг.
Музыка запева печальна, но спокойна и светла. Сольвейг грустит, но любовь её безгранична, она верит, что дождётся Пера. В этой простой песне снова проявилась неисчерпаемая гармоническая фантазия Грига.

Текст из музыковедческих сайтов.

Об исполнителе

Эдвард Григ (Edvard Grieg, 1843–1907) - норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858–62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фортепиано, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига. Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и другими участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции. Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б.

Эдвард Григ (Edvard Grieg, 1843–1907) - норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858–62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фортепиано, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига. Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и другими участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции. Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 - в Тролльхаугене. В 80–90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учреждён 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Действие поэмы охватывает время от начала до 60-х гг. XIX в. и происходит в Норвегии (в Гудбраннской долине и окрестных горах), на марокканском побережье Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова в Норвегии, на родине героя.

Молодой деревенский парень Пер Гюнт дурачится, обманывая мать Осе. Он рассказывает ей историю об охоте на прыткого оленя. Раненый олень взвивается с оседлавшим его Пером на вершину хребта, а потом прыгает с высоты в кристально чистое, как зеркало, озеро, устремляясь к собственному отражению. Затаив дыхание, Осе слушает. Она не сразу спохватывается: эту историю она знает - Пер лишь слегка переиначил старинное предание, примерив его на себя. Порванная одежда сына объясняется другим - он подрался с кузнецом Аслаком. Задирают Пера окрестные парни часто: он любит пофантазировать, а в мечтах видит себя героем сказок или легенд - принцем или королём, окружающие же считают его истории пустым хвастовством и вздором. Вообще, Пер слишком заносчив! Ещё бы, ведь он - сын капитана, пусть даже спившегося, промотавшего состояние и бросившего семью. И ещё одно - Пер нравится девушкам. По этому поводу мать сетует: что бы ему не жениться на Ингрид, дочери богатого хуторянина? Тогда бы были у них и земля, и поместье! А ведь Ингрид заглядывалась на Пера. Жаль! Как раз вечером играют её свадьбу, Ингрид выходит замуж за Маса Мона.

За Маса Мона? Тюфяка и простофилю? Этому не бывать! Пер идёт на свадьбу! Пытаясь отговорить сына, Осе угрожает - она пойдёт с сыном и перед всеми его ославит! Ах, так! Пер, смеясь и играючи, сажает мать на крышу чужого дома: пусть посидит тут, покуда её не снимут, а он пока сходит на праздник.

На свадьбе незваного гостя встречают в штыки. Девушки не идут танцевать с ним. Пер сразу отличает среди них Сольвейг, дочь крестьянина-сектанта из переселенцев. Она так прекрасна, чиста и скромна, что даже ему, лихому парню, боязно к ней подступиться. Пер приглашает Сольвейг несколько раз, но всякий раз получает отказ. В конце концов девушка признается ему: ей стыдно идти с подвыпившим. Кроме того, она не хочет огорчать родителей: строгие правила их религии ни для кого исключений не делают. Пер огорчён. Воспользовавшись моментом, парни предлагают ему выпить, чтобы потом над ним посмеяться. Пера к тому же злит и раззадоривает неумёха жених, не знающий, как надо обращаться с невестой... Неожиданно даже для самого себя Пер хватает невесту под мышку и, «как свинью», по выражению одного из гостей, уносит её в горы.

Страстный порыв Пера недолог, он почти сразу отпускает Ингрид на все четыре стороны: ей далеко до Сольвейг! Разъярённая Ингрид уходит, а на Пера устраивают облаву. Он прячется в глубине леса, где его привечают три пастушки, отвергающие ради его любви своих дружков-троллей. Здесь наутро Пер встречает Женщину в Зелёном Плаще, дочь Доврского короля - правителя обитающей в лесу нечисти - троллей, кобольдов, леших и ведьм. Пер хочет Женщину, но ещё больше ему хочется побыть настоящим принцем - пусть даже лесным! Условия Доврский дед (так зовут лесные придворные короля) ставит жёсткие: тролли исповедуют «почвеннические» принципы, они не признают свободного выезда за пределы леса и довольствуются только домашним - едой, одеждой, обычаями. Принцессу отдадут замуж за Пера, но прежде ему следует надеть хвост и выпить здешнего меду (жидкого помёта). Покривившись, Пер соглашается и на то и на другое. Все во дворце Доврского деда выглядит заскорузлым и безобразным, но это, как объясняет Доврский дед, лишь дефект человеческого взгляда на жизнь. Если, сделав операцию, перекосить Перу глаз, он тоже будет видеть вместо белого чёрное и вместо безобразного прекрасное, то есть приобретёт мировоззрение истинного тролля. Но на операцию Пер, готовый ради власти и славы почти на все, не идёт - он был и останется человеком! Тролли наваливаются на него, но, услышав звуки церковного колокола, отпускают.

Пер - в обморочном состоянии между жизнью и смертью. Невидимая Кривая обволакивает его путами и скликает для расправы крылатых демонов. Пер спотыкается и падает, но опять слышно церковное пение и звон колоколов. С криком: «Смерть мне, бабы у него за спиной!» - Кривая отпускает Пера.

Его находят в лесу мать и Сольвейг. Осе сообщает сыну: за похищение Ингрид он теперь объявлен вне закона и может жить только в лесу. Пер строит себе избушку. Уже выпал снег и дом почти готов, когда к нему на лыжах прибегает Сольвейг: она ушла от строгих, но любимых ею родителей, решив остаться с ним навсегда.

Пер не верит своему счастью. Он выходит из избушки за хворостом и неожиданно встречает в лесу сильно подурневшую Женщину в Зелёном с уродцем, которого она представляет Перу как его сынка - тот, кстати, встречает отца не слишком приветливо («Я папочку пристукну топором!»). Троллиха требует от Пера, чтобы он прогнал Сольвейг! Или, может быть, они заживут в его доме втроём? Пер в отчаянии, его тяготит тяжёлое чувство вины. Он страшится запачкать Сольвейг своим прошлым и не хочет её обманывать. Значит, он должен от неё отказаться! Попрощавшись, он уходит из избушки якобы на минуту, но в действительности навсегда.

Перу не остаётся иного, как бежать из страны, но он не забывает о матери и посещает её. Осе больна, ей помогает соседка; нехитрое имущество в доме описано судебным приставом. В несчастье матери, конечно, виноват сын, но Осе оправдывает его, она считает, что сам по себе её Пер неплох, его сгубило вино. Старуха чувствует, жить ей осталось недолго - мёрзнут ноги, царапает дверь кот (плохая примета!). Пер садится на кровать и, утешая мать, рассказывает ей нараспев сказку. Они оба приглашены в волшебный замок Суриа Муриа. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Вот и ворота! Их встречает сам святой Петр, и Осе, как важной барыне, подносят кофе с пирожным. Ворота позади, они - у замка. Пер хвалит мать за её весёлый нрав, за терпение и заботливость, он не ценил их раньше, так пусть же за доброту ей воздаст хозяин волшебного замка! Искоса взглянув на Осе, Пер видит, что она умерла. Не дожидаясь похорон (по закону вне леса его может убить каждый), он уезжает «за море, чем дальше, тем лучше».

Проходит много лет. Перу Гюнту под пятьдесят. Ухоженный и преуспевающий, он принимает на средиземноморском берегу Марокко гостей. Рядом в море стоит его яхта под американским флагом. Гости Пера: деловитый мастер Коттон, глубокомысленно многозначительный фон Эберкопф, бомондный мосье Баллон и немногословный, но пылкий Трумпетерстроле (швед) - превозносят хозяина за гостеприимство и щедрость. Как удалось человеку из народа сделать такую блестящую карьеру! В осторожных выражениях, стремясь не задеть либерально-прогрессистских взглядов гостей, Пер Гюнт говорит им правду: он спекулировал в Китае церковным антиквариатом и занимался работорговлей в южных штатах в Америке. Сейчас он на яхте направляется в Грецию и может предложить друзьям дело. Превосходно! Они с удовольствием помогут грекам-повстанцам в их борьбе за свободу! Вот, вот, подтверждает Гюнт, он хочет, чтобы они раздували пламя восстания как можно сильнее. Тем больше будет спрос на оружие. Он продаст его Турции, а прибыль они вместе поделят. Гости смущены. Им стыдно и одновременно жаль упускаемой прибыли. Фон Эберкопф находит выход - гости отнимают у Гюнта яхту и уплывают на ней. Проклиная несостоявшихся компаньонов, Пер грозит им вслед - и чудо! - гружённая оружием яхта взрывается! Бог хранит Гюнта для дальнейших свершений.

Утро. Гюнт прячется от хищных зверей на пальме, но и здесь попадает в общество... обезьян. Мгновенно сориентировавшись, Пер приспосабливается к законам стаи. Приключение заканчивается благополучно. Соскочив с дерева, герой бредёт по пустыне дальше, осуществляя в воображении величественный проект орошения Сахары. Пер Гюнт превратит пустыню в идеальную страну - Гюнтиану, он расселит в ней норвежцев и будет поощрять их занятия науками и искусствами, которые расцветут в столь благодатном климате. Единственное, чего ему сейчас не хватает... это коня. Удивительно, но Гюнт тут же его получает. Коня и драгоценные одежды прятали за барханом воры, которых спугнула разыскивавшая их стража.

Облачившись в восточные одежды, Гюнт отправляется далее, и в одном из оазисов арабы принимают его за важную персону - как считает сам Гюнт, за пророка. Новоявленный пророк не на шутку увлекается прелестями местной гурии - Анитры, но она обманывает его - ей нужна не душа (которую она у пророка просила), а драгоценности Гюнта. Роль пророка ему тоже не удалась.

Следующая остановка Пера в Египте. Рассматривая Сфинкса и статую Мемнона, Пер воображает себя знаменитым историком и археологом. Мысленно он строит грандиозные планы путешествий и открытий, но... лицо Сфинкса ему кого-то напоминает? Кого же? Не Доврского ли деда? Или загадочной Кривой?

Пер делится своими догадками с неким Бегриффенфельдом, и тот, очень заинтересованный собеседником, обещает познакомить его со своими каирскими друзьями. В доме с зарешеченными окнами Бегриффенфельд под страшным секретом сообщает: буквально час назад преставился Абсолютный разум - они в сумасшедшем доме. Бегриффенфельд, директор его, знакомит Пера с больными: Гуту - поборником возрождения древнего языка индийских обезьян, Феллахом, считающим себя священным быком древних египтян Аписом, и Гуссейном, вообразившим себя пером, которое требуется немедленно очинить, что он и делает сам, перерезая себе горло перочинным ножом. Вся эта фантастическая сцена была хорошо понятна современникам Ибсена, в ней на «египетском» материале зашифрованы выпады против национального норвежского романтизма: Гуту, как предполагают, это Ивар Осен, создатель лансмола, искусственного языка, составленного из крестьянских диалектов (кстати, на нем сейчас читает и пишет почти половина населения страны), феллах - это норвежский бонд (то есть крестьянин), «священная корова» и идеал норвежских романтиков, Гуссейн - министр иностранных дел Мандерстрем, предавший во время датско-прусского военного конфликта в 1864 г. идеалы скандинавизма: он подменил конкретные действия Швеции и Норвегии в защиту Дании писанием бесчисленных нот протеста, за что и был прозван Ибсеном в газетной статье «способным пером». Ошалев от атмосферы безумия и совершившегося на его глазах самоубийства, Пер падает в обморок, а безумный директор жёлтого дома садится на него верхом и венчает его голову соломенным венком дурака.

Проходит ещё много лет. Совершенно седой Пер Гюнт возвращается на родину. Его корабль тонет у берегов Норвегии, но Гюнту, зацепившемуся за выброшенную в море лодку, удаётся спастись. На борту судна Пера преследовал Неизвестный Пассажир, тщетно выпрашивавший у него его тело «для целей науки» - ведь Пер, по его мнению, непременно скоро умрёт. И этот же Пассажир появляется в море снова и цепляется за перевёрнутую лодку; на прямой вопрос, не Дьявол ли он, Пассажир отвечает уклончиво и казуистически вопросом на вопрос, в свою очередь обличая Пера как человека, не слишком стойкого духом.

Пер благополучно добирается до родной местности. Он случайно попадает на кладбище, где выслушивает хвалебное слово священника над гробом одного поселянина - человека, отхватившего себе во время войны серпом палец (Пер в юности стал случайным свидетелем этой сцены). Этот человек всей жизнью и, главным образом, своим неустанным трудом искупил своё малодушие и заслужил уважение общества. В словах священника Перу слышится упрёк - ведь он не создал ни семьи, ни дома. В своей бывшей деревне на похоронах Ингрид Пер встречает много состарившихся до неузнаваемости давних знакомых. Да и сам он остаётся неузнанным, хотя люди о нем помнят - местный полицмейстер, например, вспоминая о Пере, называет его поэтом, верившим в выдуманную им сказочную реальность. Зато Пера сразу узнает в лесу Пуговичник, уже давно его разыскивавший. Время Гюнта на земле закончилось, и Пуговичник намерен тут же на месте перелить его душу в пуговицу - ведь ни в Рай, ни в Ад душа Пера не попадёт, она годна лишь на переплавку. Негодяем Пера Пуговичник не считает, но ведь и хорошим человеком он тоже не был? Самое же главное, Пер Гюнт не выполнил на земле своего предназначения - он не стал самим собой (уникальной и неповторимой личностью), он лишь примерял на себя разные усредненно-стандартные роли. Впрочем, об этом Пер знает и сам, разве недавно не он сам сравнивал себя с луковицей. Луковица тоже не имеет твёрдого ядра и состоит из одних шкурок. Пер был и остался перекати-полем.

Пер Гюнт не на шутку напуган. Что может быть страшнее переплавки души - превращения её в абсолютно аморфную безликую серость? Он просит у Пуговичника отсрочку, он докажет ему, что и в его натуре было нечто цельное! Пуговичник отпускает Пера. Но встречи его с потерявшим былую мощь Доврским дедом и с Костлявым (Дьяволом?) ничего определённого не дают, а Гюнту сейчас нужно именно это - определённое! Скитаясь по лесу, Пер выходит на построенную им когда-то избушку. На пороге его встречает Сольвейг, постаревшая, но счастливая от того, что увидела его снова. Только теперь Пер Гюнт понимает, что он спасён. Даже под самыми разнообразными масками в течение всей его пёстрой жизни он оставался самим собой - в надежде, вере и любви ждавшей его женщины.

Пуговичник отпускает Пера с предупреждением, что будет ждать его на следующем перекрёстке. Они ещё поговорят между собой.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок разработан для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ по программе С.Б. Беценко (Беларусь, 2007). Может быть проведен на I году обучения по предмету “музыкальная литература” в IV четверти. Направлен на расширение знаний детей о произведении Э. Грига “Пер Гюнт”, воспитание интереса к классической музыке.

Введение

Темы I года обучения по предмету “музыкальная литература” посвящены ознакомлению с основной терминологией и понятиями курса: музыкальный язык, музыкальные жанры, музыкальная форма, музыка в театре. Урок рассчитан на проведение его в IV четверти. К этому времени учащиеся уже овладели основными навыками, необходимыми для восприятия музыкального произведения: слушание музыки, наблюдение музыки по нотам, анализ музыкального произведения.

На протяжении трех четвертей учащиеся знакомились с отдельными пьесами из сюиты Э. Грига “Пер Гюнт” при разговоре о средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах. Эти пьесы звучат и на уроках музыки в общеобразовательной школе. Практика показала, что дети сразу запоминают композитора, название пьес.

Это урок-повторение, обобщение знаний, полученных на протяжении всего учебного года. Это урок, построенный на активизации самостоятельного мышления учащихся при слушании музыкального произведения.

Чтобы ответить на вопросы учителя могли все ученики, а не один, во время прослушивания произведения или после окончания звучания, после беседы дети в течение всего урока выполняют письменное задание по каждой пьесе. Поэтому в презентации неоднократно появляется таблица с элементами музыкальной выразительности, что позволяет сосредоточиться на выполнении задания. В процессе слушания музыки выполняется творческая работа, по окончании основной части урока обдумываются вопросы теста. Степень усвоения музыкального материала позволит проверить краткая викторина. Все правильные ответы выводятся на экран, и каждый учащийся может самостоятельно проверить результаты своей деятельности. В группе находятся дети разного возраста, уровня развития, подготовленности, воспитания. Поэтому сочетание устных и письменных заданий позволит чувствовать себя комфортно на уроке, найти и выполнить задание по силам.

Мультимедийная презентация подкрепляет слуховые представления, сделает изучаемые произведения более наглядными и яркими для восприятия.

Так как это не первое знакомство с музыкой Э. Грига, возможно прослушивание не всех 5 произведений целиком, а в виде музыкальных законченных фрагментов. Поэтому и нотный текст в презентации приводится не полностью, а частично. Несомненно, 2-3 произведения по выбору педагога (возможно, наименее знакомые), звучат целиком.

Домашнее задание творческое, рассчитано на эмоциональный отклик учащихся на полюбившуюся музыку. Сочинение мелодии позволит на практике применить знания по сольфеджио, и здесь, несомненно, прослеживаются межпредметные связи.

Цель: углубление представлений о программной музыке, музыкальном образе и содержании музыкальных произведений.

  • расширение знаний о творчестве Э. Грига;
  • совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на произведение;
  • формирование устойчивого интереса к классической музыке.

Оборудование и музыкальный материал: диапроектор; экран; ноутбук; презентация; аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”; мультипликационный фильм “Гномы и горный король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”, “Песня Сольвейг”; цветные карандаши (у каждого ученика); листы для детей с индивидуальными заданиями (таблица выразительных средств, таблица для викторины, 2 контура Сольвейг).

Структура урока: организационный момент; повторение изученного материала; закрепление изученного материала; практическая работа; диагностика; оценивание.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки; выполнение творческого задания в процессе слушания музыки; наблюдение музыки по нотам; ответы на поставленные вопросы.

Методы обучения: словесный;наглядно-слуховой;стимулирование творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций;обобщение;анализ.

Ход урока

[Слайд № 1]. У.: В любом музыкальном произведении так же, как в романе, повести, сказке, картине, есть свое содержание. Это содержание отражает окружающий нас мир. Только мы не встречаемся с конкретными изображениями людей, птиц, зверей и это не словесные описания событий. Это – музыкальные образы. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения. Богатые средства музыкальной выразительности позволяют создать самые разные образы. Их можно обозначить как образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. В зависимости от содержания и замысла композитора в музыкальном произведении может быть один или несколько образов.

[Слайд № 2].Сегодня мы познакомимся с вами с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига и услышим музыку к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

[Слайд № 3].

1. Кто такой Генрих Ибсен? Генрих Ибсен - норвежский драматург.

2. Как зовут норвежского композитора, автора музыки к драме? Композитор Эдвард Григ.

[Слайд № 4].

3. Что вы знаете о содружестве композитора и драматурга?Композитор написал музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” - свое самое значительное произведение. Премьера спектакля состоялась в 1876 г., и ей сопутствовал огромный успех. Впоследствии из музыки к спектаклю композитор составил две сюиты для оркестра.

4. Что такое сюита?Сюита (от французского “ряд”, “последовательность”) – последовательность, или цикл пьес разного характера.

5. Расскажите, что вы знаете о композиторе Григе. Нам помогут вспомнить сведения о нем предложения с пропущенными словами.

[Слайд № 5]

1.Эдвард Григ - великий норвежский композитор, … , … (пианист, дирижер).

2. Э. Григ жил и работал в … веке (XIX веке).

3. Он написал много замечательных произведений в различных жанрах: … , … , … (сонаты, “Лирические пьесы” для фортепиано сюиту “Пер Гюнт”, вокальные произведения).

4. Музыка Грига проникнута интонациями … народных песен и …(норвежских, танцев).

5. В произведениях композитора воплощены образы … природы, картины … жизни (северной, народной).

[Слайд № 6]. У.: Сейчас речь пойдет о прикладной музыке. Вы ее слышали в любом немузыкальном фильме или театральном спектакле. Эта музыка лишь сопровождает действие и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен.Бывает так, что когда великий композитор сочиняет “второстепенную” музыку, она выходит за рамки простого сопровождения и приобретает самостоятельное значение, становится самостоятельным художественным произведением. Так и произошло с музыкой Грига Герой пьесы, деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет странствует по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путем огромное богатство, но к концу жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце.

[Слайд № 7]. В пьесе Ибсена много сатиры, он жестко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену. Сколько сюит составил Григ из музыки к спектаклю? Сколько частей в каждой сюите? Как называются части Первой сюиты?

[Слайд №8]. “Утро”.

1. Что такое пейзаж?

2. Какую пьесу из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига можно назвать музыкальным пейзажем?

3. К указанию темпа в этом произведении композитор добавил слово пастораль. Что это означает?

У.: В спектакле пьеса звучит как вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное норвежское утро. Пер вспоминает о своей далекой родине. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака”, - говорил Э. Григ.

[Слайд № 9]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,57 сек.

4. Какие особенности у мелодии в пьесе “Утро”?

5. Как форма и оркестровка раскрывают содержание пьесы “Утро”?

[Слайд № 10] 6. Посмотрите на экран. Какие изображены музыкальные инструменты? Почему композитор не включил их в партитуру?

7. К какой группе образов принадлежит пьеса “Утро”?Образ-пейзаж.

[Слайд № 11]. 8. Заполни таблицу (Приложение 1).

Познакомившись с музыкой, попробуйте выбрать подходящее определение основных элементов музыкального языка к каждой пьесе: (1). “Утро”. Проставьте цифру 1, соответствующую пьесе “Утро”, рядом с определениями.

[Слайд № 12]. “Смерть Озе”.

1. Посмотрите внимательно в нотный текст. Вспомните название этой пьесы из музыки к драме Г.Ибсена “Пер Гюнт”:

а) “Утро”.

б) “Смерть Озе”.

в) “Песня Сольвейг”.

г) “В пещере горного короля”.

[Слайд № 13]. У.: Норвежские газеты писали после премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть Озе” - “это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью”. Озе умирает. Пер рассказывает ей сказку. В волшебных грезах, счастливая, она засыпает навсегда.

[Слайд № 14]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 4,38 сек.

У.: В какой форме написана эта пьеса? Какие жанры мы здесь услышали?

[Слайд № 15]. 4. Какие еще элементы музыкального языка использовал композитор для создания образа?

[Слайд № 16]. 5. К какой группе образов принадлежит пьеса “Смерть Озе”?Образ-сцена.

Дети показывают свои работы.

5. Заполни таблицу (Прил. 1): (5). “Песня Сольвейг”.

[Слайд № 32]. Проверка письменных работ. Сейчас мы проверим правильность выполнения задания, которое вы выполняли на протяжении всего урока. Верные ответы вы найдете на экране.

[Слайд № 33]. Проверь себя, ответив на вопросы теста.

а) Г.Х. Андерсен; б) Г. Ибсен.

2. Как звали возлюбленную Пера Гюнта?

а) Анитра; б) Сольвейг.

3. В какой пьесе появляется тема троллей?

а) “В пещере горного короля”; б) “Смерть Озе”.

4. Развитие какой пьесы сопровождается ростом звучности от piano к fortissimo?

а) “Танец Анитры”; б) “Утро”.

5. Как строится пьеса “В пещере горного короля”?

а) как ряд вариаций; б) как куплет и припев.

6. Мелодия какой пьесы напоминает наигрыш пастушеского рожка?

а) “Утро”; б) “Танец Анитры”.

7. Где Григ вводит прямое подражание народной мелодии?

а) в “Песне Сольвейг”; б) в пьесе “Смерть Озе”.

8. Какая пьеса не входит в музыку к драме “Пер Гюнт”?

а) “Шествие гномов”; б) “В пещере горного короля”

9. В какую пьесу композитор вводит ударный музыкальный инструмент – треугольник?

а) “В пещере горного короля”; б) “Танец Анитры”.

Викторина. Напротив названия каждой пьесы поставьте номер от 1 до 5 в порядке ее звучания.

[Слайд № 34].

Подведение итогов.

У.: Вам сложно было воспринимать музыку, созданную композитором Эдвардом Григом, понятна она вам?

У.: Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана более 100 лет назад.

Многие режиссеры в разных странах неоднократно обращались к пьесе Генриха Ибсена, используя в своих постановках музыку Эдварда Грига.

[Слайд № 35]. У.: Содержание музыкальных произведений трудно передать словами. Его нельзя увидеть или прочесть – лишь почувствовать, пережить. Нам сегодня было немного легче воспринимать произведения, так как мы говорили о программной музыке, то есть о музыке, которая по замыслу автора, уже имела название и содержание. Слушая музыку, мы способны разделить те же чувства, настроения, мысли, которые овладевали композитором во время создания произведения, и которые он стремился передать нам.

1. Почему вы легко определили настроение и образ каждого музыкального номера сюиты? Что помогло вам?

2. Как выразительные средства способствовали созданию образа?

3. Если изменить некоторые выразительные средства, изменится ли образ произведения?

4. Как вы думаете, достаточно ли какого-либо одного вида развития музыки для того, чтобы создать образ?

[Слайд № 36]. Как сказал однажды композитор Э. Григ, “слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем”. Музыка Грига проверена временем, и об этом говорят многочисленные альбомы, диски с записью сюиты в исполнении лучших оркестров мира, издаваемые до сих пор в разных странах.

[Слайд № 37].

Домашнее задание. Попробуйте сочинить сказочную мелодию, используя повышенные и пониженные ступени лада (как в пьесе “В пещере горного короля”).

Критерии оценивания: активность учащихся на уроке; качество выполнения творческих заданий; количество правильных ответов в письменной работе.

Литература

  1. Акимова Л. Ю. Музыкальная литература: Дидактические материалы. Выпуск 1. – М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. – 79 с.
  2. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: для IV Кл. ДМШ: Учебник. – 11-е изд., перераб. – М.: Музыка. 1992. – 159 с.
  3. Мировая музыкальная литература: Часть первая. Музыка, ее формы и жанры/авт.-сост. Казак И. И. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ: Ровно, “Каллиграф”, 2008. – 152 с.
  4. Музыка. 3 класс: поурочные планы (по программе Э. Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б. Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 152 с.
  5. Музыка. 4 класс: поурочные планы (по программе Э. Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б. Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
  6. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997. – 200 с.: ил.
  7. Ротачкова Н. М., Казанцева Е. С. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. – Издательский дом В. Катанского, 2003. – 96 с.
  8. Современный урок музыки: творческие приемы и задания./Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128. (В помощь учителю).
  9. Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: музыка, ее формы и жанры. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 121, (1) с.: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).
  10. Фролов А. Музыкальная литература: Учебник для 4-го класса детских музыкальных школ. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2005. – 224 с., ноты.
  11. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с. и цв. ил.
  12. http://yandex.by/yandsearch?text
  13. http://www.visualdictionaryonline.com/arts-architecture/music/stringed-instruments/violin-family.php
  14. http://www.solnet.ee/sol/004/rr_034.html

Заключение

“Пер Гюнт” - величайшее творение двух норвежских мастеров – Г.Ибсена и Э.Грига. Не только тема, заложенная драматургом (трагедия личности, право на свободу, выбор собственного пути), но и потрясающая музыка композитора сделали это произведение бессмертным.

О его роли в мировом культурном наследии говорят неоднократные экранизации и театральные постановки на протяжении последних полутора столетий. Музыка к драме Г.Ибсена явилась одной из наиболее значительных творческих удач композитора. Она вошла за рамки прикладного жанра и обрела самостоятельную жизнь.

Произведение Э.Грига слушают и учат в общеобразовательной и музыкальной школах с первых классов. Это произведение популярно и в наши дни. Количество обработок достигает нескольких десятков, включая танцевальные версии, рок-обработки. Но, считаю, задача музыкальной школы – привить любовь к произведению в его изначальном варианте, учить общению с музыкой, запоминать музыкальное произведение, где бы учащиеся с ним не встречались – на концерте, уроках по музыкальному инструменту, при звучании на радио, по телевидению, во всей своей дальнейшей жизни.

Цель и задачи, поставленные при формировании темы урока, решены через различные виды деятельности учащихся. Методы обучения, предложенные задания заставляют детей постоянно на протяжении всего урока находиться в поиске ответов на поставленные вопросы. И результатом данного урока должен стать еще один шаг в деле воспитания активных любителей музыки, открывающих для себя богатство не только современной, но и музыки прошлых веков, расширение кругозора учащихся.