Собственный опыт

Темы проектов и исследовательских работ по изо и мхк. Практические задания по изобразительному искусству Рисование на темы

В данном разделе собраны наиболее интересные для исследования учащимися темы проектов по ИЗО .

На страничке представлены темы исследовательских работ по ИЗО , которые охватывают древнее и современное изобразительное и декоративное искусство, древнегреческое искусство, живопись, граффити, скульптуру, дизайн, керамику.

Также предлагаются , которые предполагают рассмотрение творчества выдающихся художников и скульпторов, знакомство с узорами и украшениями различных народностей, с интересными техниками рисования.

Темы проектов по рисованию можно подобрать для любого класса школы, их можно изменять и расширять на свое усмотрение.

Темы проектов по изобразительному искусству

Интересные темы проектов по изобразительному искусству:

"Быстрые" техники рисования.

Абстрактная живопись нидерландского художника Питера Корнелиса Мондриана.

Абстракционизм Василия Кандинского.

Абстракционизм, как направление нефигуративного искусства.

Аквогрим (рисование специальными красками масок животных). Актуальные формы современного искусства (инсталляция, хепенинг, перфоманс и др.).

Аналитическое искусство русского художника Павла Филонова.

Аппликации на мифологические сюжеты в чернофигурном стиле.

Библейские сюжеты в живописи.

Библейские темы в искусстве.

Благоустройство школьной территории по мотивам сказок.

Божественный и многоликий Сальвадор Дали.

В каждой картине есть главные герои.

Вглядываясь в человека. Портрет.

Взгляд на аналитическое искусство.

Взгляд на символику

Виды декоративного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Визитная карточка нашей области.

Витражи. Краски осени. Витражная роспись.

Волшебные цветы в детских сказках

Волшебство в бумажном завитке.

Волшебство красок.

Времена года в живописи.

Геометрические фигуры в дизайне тротуарной плитки.

Геральдика. Геральдика: соцветие истории, искусства и знаний.

Герои сказок в лепке. Герои сказок в рисунках.

Героическая тема в произведениях русского искусства.

Гжельское чудо.

Городецкая роспись

Граффити — искусство или вандализм?

Декор - человек, общество, время. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире.

Деревня - деревянный мир

Дизайн - искусство нового облика вещей.

Древнегреческий сосуд.

Дымковская игрушка

Жанры в изобразительном искусстве.

Жизнь и творчество местных художников.

Жизнь Иисуса в произведениях изобразительного искусства.

Закономерности в узорах.

Замечательные воины Древней Греции в рисунках.

Золотая русская изба

Идеал личности в портретах И. Крамского.

Из чего же, из чего же сделаны эти краски

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Изобразительное искусство, рожденное Октябрем.

Темы проектов по ИЗО

Интересные темы проектов по ИЗО для учащихся:

Интерьер крестьянского дома.

Искусство в жизни человека.

Искусство графики и его художественные возможности.

Искусство Древнего Китая.

Одежда людей разных сословий.

Искусство рисования манной кашей, предварительно окрашенной пищевыми красителями.

Искусство ручной росписи ткани.

Использование сухих листьев в живописи.

Исследование натуральных пищевых красителей в рисовании.

Исторический жанр в русском изобразительном искусстве.

История жизни фараона Древего Египта в рисунках.

Керамические изделия.

Классическое элитарное искусство на примере жанра Портрет.

Кляксография. Что это?

Кубизм, как авангардистское направление в изобразительном искусстве.

Культурное и этническое многообразие моего города.

Культурный вопрос в первобытном мире.

Ладонная и пальчиковая техника живописи.

Леонардо да Винчи — художник и ученый.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Лубок - живое народное искусство.

Магические узоры.

Массовое и элитарное искусство на примере жанра Портрет.

Мир вокруг меня в разной технике изображения.

Мир грез и фантазий в творчестве художника Виктора Эльпидифоровича Борисова - Мусатова.

Мир наших вещей.

Натюрморт

Мир творчества художника Виктора Васнецова.

Мифологические темы в искусстве.

Мозаика в наследии М.В. Ломоносова.

Мой любимый художник.

Мои сочные краски.

Мотив дороги в творчестве Ф. Васильева.

Направление русского авангарда - футуризм

Народная одежда - образ мира.

Народное творчество Севера.

Народные праздничные обряды.

Народный костюм. История костюма. Народный праздничный костюм.

Насколько белым в действительности выглядит снег и как передать его вид в зимнем пейзаже, используя возможности гуаши.

Натюрморт. Возникновение и развитие жанра.

Невероятные краски

Нетрадиционная техника рисования природы

Нетрадиционные приемы рисования животных

Нетрадиционные способы и приемы рисования

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования в изобразительном искусстве.

Эбру и суманагаши.

О чем говорят наскальные рисунки первобытного мира.

О чем расскажут рисунки на стенах усыпальницы фараона.

О чём рассказывает цвет

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Образ птицы: от мифа к искусству

Обрядовое значение соломы.

Объём - основа языка скульптуры.

Он мне ближе всего из художников.

Оригинальные способы рисования.

Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих к разным художественным промыслам.

Павел Федотов и художники его времени.

Пасхальные традиции русского народа.

Пейзаж. Возникновение и развитие жанра.

Первые в России футуристы художники братья Бурлюки. Пикассо, как основатель кубизма.

Пластилиновые фантазии Полезность вещей в доме.

Портрет человека. Возникновение и развитие жанра.

Посетитель в современном музее: портрет в перспективе.

Православная икона

Приемы работы тушью и их выразительные возможности.

Природа и художник (образы природы в пейзажах художников).

Прогулки по моему городу.

Проектирование предметной среды. Дизайн интерьера кухни.

Произведения искусства в семьях учащихся.

Промыслы нашего края Путешествие в мир красок весны.

Путешествие по древним городам России. Архитектура.

Разноцветный мир (Жанры изобразительного искусства).

Реальность жизни и художественный образ.

Рисование графическими материалами

Родная природа в творчестве Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Левитана.

Рождественская открытка

Роль художественных народных промыслов в современной жизни.

Романтик страсти и печали. Портретное творчество К. П. Брюллова.

Роспись по камню

Русская крестьянская изба

Русская матрешка Русские красавицы

Русский скульптурный портрет XVIII-XIX века.

Русь древняя, средневековая, национальное своеобразие архитектуры и искусства.

Связь времён в народном искусстве Сила искусства в творчестве Модильяни.

Сказочный осенний лес

Современное выставочное искусство.

Современные российские молодые художники.

Современные техники декоративно-прикладного искусства.

Современные украинские молодые художники.

Современный музей, как важный ресурс развития города и региона.

Суперматизм выдающегося художника Каземира Малевича.

Супрематизм Суть портретного жанра в современном и классическом стиле.

Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.

Творческий путь Валентина Серова. Творчество В. Сурикова. Творчество И.И. Левитана Творчество И.И. Шишкина

Творчество любого художника от эпохи Возрождения до наших современников.

Творчество Ф.А. Васильева.

Творчество художника Каземира Малевича

Творчество художника Тулуз Лотрека

Терракотовые статуй китайского императора

Техника "Водяная печать"

У истоков греческой скульптуры.

Удивительные изделия из гобелена.

Удивительные изделия из металла.

Удивительные изделия из стекла.

Узоры в Древней Греции.

Узоры в Древней Руси.

Узоры в Древнем Египте.

Узоры в Древнем Риме.

Узоры в истории нашего края.

Узоры в оформлении книг.

Узоры на зданиях.

Узоры на одежде.

Узоры на оружии.

Узоры на посуде.

Футуризм

Художественная культура Японии

Художественная роспись по стеклу

Художественная специфика венецианской живописной школы.

Художественная специфика умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.

Художники- футуристы

Цвет и символ в архитектуре и дизайне.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Что обозначают рисунки на одежде?

Что такое авангард?

Чудо - тесто.

Шедевры Высокого Возрождения.

Эбру - рисование на воде.

Элитарное и массовое изобразительное искусство для современного зрителя.

Эмблема моего класса.

Эти загадочные наскальные рисунки.

Это черный квадрат какой-то.

Я рисую на компьютере

Языческая символика в народных промыслах.

Японский сад.

Яркие краски лубка.

Темы проектов по изобразительному искусству

В данный раздел включены темы проектов по МХК , не вошедшие в списки тем для 7-11 классов. На странице предлагается выбрать темы исследовательских работ по МХК , в которых рассматривается архитектура, живопись и скульптура Древнего Востока, Египта, Европы и России.

Темы проектов по МХК по классам:

Мы распределили темы исследовательских работ по мировой художественной культуре по классам, ниже можно перейти и просмотреть темы по МХК для 7-11 классов.

(откроются в новом окне)

Также предлагаются темы исследовательских работ по культуре на знакомство с музеями различных стран мира.

Среди тем проектных работ по МХК можно выбрать интересную тему для учащихся любого класса школы. Темы охватывают культуру практически всех известных цивилизаций.

Темы исследовательских работ по МХК (общие)

Арканджело Корелли.

Архитектура Древнего Египта.

Архитектурные памятники города, в котором я живу.

Архитектурный модерн одного из городов России

Библейские сюжеты и образы в творчестве Эль Греко (Рембрандта и др.)

Боевые воинские искусства

Бытовой жанр в западноевропейской и русской живописи. В. А. Серов «Девочка с персиками»

Венецианская маска.

Влияние африканской скульптуры на творчество П. Пикассо.

Влияние венецианских масок на образы современной моды.

Влияние Византии на формирование культуры и искусства Киевской Руси

Волшебное искусство амигуруми.

Город-музей Санкт-Петербург и его пригороды.

Готическое искусство

Греческий театр.

Декор положения человека в обществе.

Греческая вазопись.

Древнерусская иконопись

Египетский стиль в современном интерьере.

Живопись С. Дали и театр абсурда.

Живопись эпохи "передвижников".

Жизнь Иисуса в произведениях искусства.

Идеал красоты в разные эпохи

Из истории французского костюма.

Импрессионизм. Огюст Ренуар Импрессионистические приемы в творчестве К. Коровина (В. Серова).

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство доколумбовой Америки.

Искусство Западной Европы XVII века. (Эпоха барокко).

Йозеф Ланнер,основатель венского вальса.

Комната моей мечты

Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX - начала XX века

Культура античности Культура восточного танца Культура и быт народов Кубани XVII - XVIII в.

Культура и искусство Византии Культура и искусство эпохи Просвещения.

Майолика эпохи Возрождения

Может ли искусство быть оружием

Музеи Европы Музеи мира. История становления музея, принципы, по которым сложились национальные коллекции. Музеи России. Музеи Украины. Музей в современной социокультурной ситуации города.

Образ Клеопатры в кинематографе.

Образ кошки в русской культуре.

Образ Петра I в скульптурах Б.К. Растрелли и Э. Фальконе.

Образ солнца в народном искусстве.

Образы Мадонн в творчестве Леонардо да Винчи (Рафаэля).

Особенности русского духовного идеала в творчестве М. Нестерова.

Отражение образов первобытного искусства в творчестве П. Гогена.

Пирамиды в современной архитектуре.

Поиски фовистов и особенности их образного языка.

Преломление иконописных принципов в живописи Эль Греко.

Природа и человек в изобразительном искусстве романтизма (на примере творчества К. Д. Фридриха).

Проблема выбора жизненного пути в произведениях А. Иванова «Явление Христа народу» и И. Крамского «Христос в пустыне».

Прогулка по Версалю.

Противопоставление естественного и искусственного как основной мотив творчества К. Сомова.

Психологизм скульптурных портретов А.С. Голубкиной.

Роль Тулуз-Лотрека в развитии искусства плаката.

Романское искусство

Рыцарство

Своеобразие жанра картины-элегии в творчестве В. Борисова-Мусатова.

Своеобразие стилистической манеры Ф. Рокотова.

Символика натюрморта в голландской живописи XVII века.

Символика украшений Древнего Египта.

Связь символики с мировоззрением египтян.

Символические образы в творчестве Врубеля.

Скульптура эпохи Возрождения: Донателло, Микеланджело.

Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.

Скульптурное убранство готических соборов.

Славянская мифология "Русская нечисть" Славянская мифология "Священные птицы"

Советская и американская культура 20-х годов XX века.

Тайна красоты в русских женских портретах XIX века.

Танец богини Гуань

Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери.

Традиции древнерусского искусства в архитектуре петровского времени.

Художественные открытия «малых голландцев».

Черты романтизма в творчестве прерафаэлитов.

Экзотика Востока в произведениях Делакруа.

Экскурсия по Собору Святой Софии в Константинополе.

Лекция 2.3.6 Содержание и формы организации внеклассных занятий по изобразительному искусству

1.Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Кружок

Факультатив

4.Экскурсии, беседы, лекции

5.Арт-студия

Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Внеклассная работа по ИЗО преследует в основном те же цели, что и учебные занятия. Виды и формы внеклассных мероприятий могут быть весьма разнообразными: конкурсы, викторины, творческие мастерские, кружки, студии и др. Особенностью внеклассных занятий является то, что имеются широкие возможности для поиска эффективных методов и средств приобщения учащихся к художественному творчеству.

Традиционные уроки ИЗО могут быть дополнены системой углубленных занятий по одному из видов искусства и разнообразными праздниками, фестивалями, смотрами, конкурсами, олимпиадами искусств, школьными выставками, концертами, спектаклями и т.д. Большой популярностью в последнее время пользуются факультативы и курсы по выбору (эликтивные). Важное место в системе форм организации внеклассных мероприятий занимают коллективные посещения школьниками музеев и выставок искусства с последующим их обсуждением.

Развитию интереса и любви к изобразительному искусству способствует и выступление приглашенных в школу художников, посещения художественных выставок, мастерских художников.

Как известно, для нормальной работы кружка необходим кабинет или мастерская изобразительного искусства с комплексами методических пособий, таблиц и натурного фонда.

2. Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы.

Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий.

Но кружковые занятия имеют свои особенности:

1.Это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью.

2. Структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.


Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т.д., при организации различных оформительских работ в своем классе, отряде, звене.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа (1), как мы уже го­ворили, предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве.

Занятия изобразительным искусством проводятся с первого по шестой класс. На весь курс обучения отводится 213 учебных часов. Из них 98 часов отведено на рисование с натуры, 39 часов - на деко­ративное рисование, 55 часов - на тематическое и 21 час - на беседы по искусству. По годам обучения часы занятий распределяются сле­дующим образом:

Виды занятий Количество часов в каждом классе
I II III IV V VI
Рисование с натуры 10 12 21 19 18 18
Декоративное рисование 10 9 5 5 5 5
.Рисование на темы 16 15 6 6 6 6
Беседы об искусстве - - 4 5 6 6
Итого: 36 36 36 35 35 35

Рассмотрим каждый вид занятий.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Из приведенных выше цифр видно, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Это предусмотрено програм­мой не случайно. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробужда-

" См.: Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. М., 1980.


ет интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внеш­ней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой фор­мой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предме­тов: математики, физики и т. д.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатле­ния. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребен­ком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке про­цесс познания натуры является не простым созерцанием, а перехо­дом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обоб­щенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенно­сти, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более кон­кретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступ­на зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, - ему кажется, что там впадина. Од­нако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах це­лесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям - изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает пре­красные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Так, И. Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая яснее представить себе выразительность пластики формы головы, был вы­нужден вылепить ее из глины: "Он снял на станке мокрые покрыва­ла, и я увидел ту же удрученную голову Христа, вылепленную из се­рой глины... Я не видел еще никогда только что вылепленной скульп­туры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени".

Другой пример: при рисовании в перспективе геометрического те­ла ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Од­нако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная. Или такой пример. Дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, ча­сто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения пока-


зывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного вни­мания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитекту­ры; рисунок - источник и корень всякой науки".

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях при­учать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведе-ния, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анали­зировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и по­дробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда пе­ревести внимание ребенка на самые характерные особенности стро­ения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на пер­вое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобра­зовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобрете­ния верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с мо­делей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько при­обретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы".

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и во­ображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами пер­спективы происходит сложнейший процесс пространственного мы­шления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика разви­вать пространственное мышление и воображение. Всякое графичес­кое выражение мысли основывается на умении зрительно представ­лять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно пред­ставить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.


Развивая у учащихся способность к ясным образным представле­ниям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни че­ловека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с нату­ры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышле­ние. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к аб­страктному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно прихо­дится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отме­тить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения фор­мы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса аб­страктного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматри­вает не только изображение предметов средствами светотеневого ри­сунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.

В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдель­ных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техничес­кими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гу-ашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д.), еще не пользуясь сме­шением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с исполь­зованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) - сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года - на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овла­девают умением работать акварелью на основе использования при­емов повторных прокладок цвета, слияния цветов.

При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с ра­достным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно пре­вращаются в мысли. Задача педагога - не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основ-


ными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от нату­ры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предме­тах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетическо­
го воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая
характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красо­
там природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит
пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и
гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей на­
блюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетическое
го воспитания.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Как мы уже говорили, рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих спо­собностей. Особенно эффективно развиваются творческие способ­ности учащихся на уроках декоративного рисования.

В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду подготовку к профессиональной деятельности, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и само­деятельности учащихся, привлечения их к общественно полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить уча­щихся с основными принципами декоративно-прикладного искус­ства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гар­монического сочетания цветов.

На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками ра­боты акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнамен­тальное творчество русского и других народов (рис. 36-41).

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с ос­новами художественного конструирования. От учителя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производ­ство, в наш быт. Возрастающий художественный вкус народа дикту­ет производству новые, повышенные эстетические нормы. В содру­жестве с художниками начинают работать инженеры-конструкторы. Появились новые термины: "промышленная эстетика", "производ-

ственная эстетика", "дизайн".



40. Азербайджанский орнамент.

41. Казахский орнамент.

Декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров, эскиза декоративного оформле­ния платка, тарелки, подушки или полотенца надо показать ученику, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц - и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.

Существенным моментом в декоративном рисовании является мо­мент художественности, т. е. того, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение имеет показ образцов народ­ных орнаментов. Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Его восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами добивается необык­новенной выразительности. У ребенка начинает рождаться творчес­кая инициатива, он хочет испробовать свои силы, чтобы так же, ис­пользуя простые формы, создать красивый узор. Все это приучает де­тей к творческой деятельности.


При организации учебно-воспитательной работы с детьми по декоративному рисованию можно рекомендовать следующую литературу: Т. Я. Ш п и к а л о в а. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979; Т. М а в р и -н а. Городецкая живопись. Л., 1970; И. Я. Бог уславская. Русская народная вышивка. М., 1972; Б. Коромыслов. Мастера. М., 1970; Г. Блинов. Богород­ская игрушка и скульптура. М., 1970; Т. С. Семенова. Художники Полховско-го Майдана и Крутца. М., 1972; А. М о р а н. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. / Пер. с франц. М., 1982.

Развитие творческой инициативы - важнейшая задача гармонич­ного воспитания. Творческая инициатива будит мысль человека, де­лает его труд одухотворенным, увлекательным.

В начальных классах занятия по декоративному рисованию в основ­ном ограничиваются копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий. Затем следует комбинирование элементов на­родных узоров по композиционной схеме, данной учителем (рис. 42).


Часть заданий по декоративному рисованию дается с расчетом на их практическое применение; сделать закладку в книгу с декоративным узо­ром, платочек, украшение для самодельной коробки, шкатулки и т. д. Подобные задания связываются с занятиями по труду. В старших классах даются и задания по художественному конструированию.

Завершают работы по декоративному рисованию задания на со­ставление эскизов декоративного оформления, графических работ с введением шрифта, а также на оформление школы.

Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цве­тистее раскрасить свой рисунок. Все это способствует развитию ху­дожественного вкуса и эстетических чувств.

На уроках декоративного рисования формируется и моральный об­лик детей. Воздействуя на ученика, на его чувства и мысли, декоратив­ное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает личность. Так, рассматривая узоры, которыми различные народы укра­шают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти краси­вые узоры. Этот росток проявления дружественного отношения к куль­туре других народов в дальнейшем, при активном воздействии учителя, превратится в одну из основных черт морального облика человека.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобра­зительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графи­ческим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выра­зить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосред­ственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окру­жающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен прохо­дить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зави­сит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, ак­тивизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень актив-


45. Б. В. Иогансон. "Допрос коммунистов ".

В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля.

В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями че­ловеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т. д.

Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагают­ся задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры - это подсобный материал для композиции.

Тематическое рисование имеет известное значение и для препода­вателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным ми­ром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представле­ния и воображения.

Инамова Шохсанам Зафарбековна
Учебное заведение: школа № 34 города Намангана
Краткое описание работы: Урок расчитан на 45 минут для четвёртого класса. Целью урока является не только научить рисовать подводных жителей, но и дать короткую информацию о мифах и легендах, ознакомить с подводными жителями, с местом обитания подводных жителей. Развить мышление учащихся, наблюдательность, умение делать выводы, рисовать изображение рыб и других обитателей использовав геометрические фигуры.Научить просто так восхищаться красотой окружающей нас природы,любить и беречь природу.Привить интерес к изобразительному искусству.

Сергазина Бибигуль Жусуповна
Учебное заведение: КГУ "ПДЦСО" акимата СКО г.Петропавловск
Краткое описание работы: Учить детей рисовать нетрадиционными способами, учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисованием пальчиками). Закреплять умения детей рассказывать стихотворение по опорной схеме. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать

Хамантова Галина Юрьевна
Учебное заведение: МБУДО "Полазненская детская школа искусств"
Краткое описание работы: В работе раскрывается тема взаимодействия творческих коллективов преподавателей и учителей изо на уровень самообразования, приведены планы и формы работы творческого объединения преподавателей художественных дисциплин "Вдохновение" с 2014 года

Зайцева Лилия Николаевна
Учебное заведение: МБОУ ООШ №12
Краткое описание работы: На первом уроке нового учебного года мы обратимся к теме под названием «Пейзаж нашей Родины. Мой любимый город Муром.» У каждого из вас есть уголки природы, местечки, где вам приходилось бывать и которые остались в ваших воспоминаниях.

ТЕМА: “Знакомство с графической техникой “Силуэт”

На занятиях по композиции ребята овладевают основами художественной грамоты, учатся умело использовать средства художественной выразительности (форму и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линию, объем, фактуру материала, ритм, композицию) в своей творческой деятельности.

Возраст детей 11–15 лет.

Работы выполняются как коллективные (декорационно-конструкторские разработки или декоративное панно), так и индивидуальные.

В конце работы над темой идет обсуждение готовых композиций. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Итогом является выставка работ в классе или выставочном зале школы.

На уроках композиции формируется интерес учащихся к искусству и стремление к самостоятельному изучению его.

Принимая во внимание, что работа над каждой темой по композиции занимает от 9 до 18 часов учебного времени, на занятиях создаются условия для простора фантазии (просмотр слайдов и видеофильмов, выставки детских рисунков по теме, показ работ художников, чтение отрывков из литературных произведений, ролевые игры, прослушивание музыкальных произведений по теме).

Тематика чередуется с целью развития изобразительной деятельности учащихся (станковая композиция, декоративной (коллаж, флористика и т.д.) и конструкторской (бумажная пластика, оригами, изготовление декораций, бутафорская практика).

Практикуется ряд форм внеаудиторной работы, которые дают дополнительные знания и впечатления, помогают развитию художественно – образного мышления. Среди них:

  • посещение выставок;
  • посещение театра;
  • поездки на пленэр;
  • просмотр кино и видеофильмов по изучаемой теме.

Данная методическая разработка по композиции может быть использована на уроках изобразительного искусства в 7-ом классе общеобразовательной школы.

Данные уроки являются составной частью программы по композиции для учащихся 2-ого курса театрально-декорационного отделения. Уроки объединены в блок, состоящий из 12 часов.

Основными целями блока являются:

  1. Образовательная.
  2. Использование учащимися на практике новой графической техники “Силуэт” применительно к пушкинской тематике, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра, закона исторической правдивости).

  3. Развивающая.
  4. Знакомство с историей появления новой техники “Силуэт”, знакомство с именами художников, работавших и работающими в этой технике (Ф. Толстой, Е. Круглякова, Г. Нарбут, Н. Ильин) и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.

  5. Воспитательная.

Воспитание почтительного отношения к русской культуре на примере творчества А. С. Пушкина, её гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

Вся работа над тематической композицией делится на 4 составляющие:

1. Вводное занятие, включающее в себя беседу учителя с учениками на заданную тему, объяснение нового материала, отгадывание кроссвордов, решение проблемных вопросов по составлению композиций в заданной технике силуэта. Здесь используются дифференцированный подход к изучаемой теме: учащиеся группы (14 человек) делятся на 2 группы по возрасту (старшая и младшая). Перед каждой подгруппой ставятся свои задачи по осмыслению новой темы. – 1 час.

2. Работа над эскизами.

  • Индивидуальная работа с каждым учеником в отдельности.
  • Обсуждение типичных ошибок, удачных приемов и находок в составлении эскизов.
  • Выбор из 2–3 сделанных эскизов наиболее удачного, увеличение его в размере и перенесение на чистовой лист.
  • Подготовка материалов и принадлежностей для работы над силуэтной композицией (подготовка рабочего листа для работы кистью и тушью). Размер работ 1/8, 1/4 ватмана.

    6 часов

3. Работа над чистовым вариантом (индивидуальная работа с каждым учеником)

  • заливка тушью больших силуэтных пятен (беличья кисть № 5,6,7), тушь черная;
  • детальная проработка “мелочевки” (беличья кисть № 1,2), тушь черная;
  • обобщение работы, устранение грязных пятен (белила гуашевые, кисть);

    Изготовление паспорта для силуэта (оформление работы)

4. Обсуждение работ учащихся, подготовка к выставке в выставочном зале школы искусств. – 1 час

Работа учеников над тематической композицией предшествовал период интенсивного погружения учащихся в тему:

  • ребятам было дано домашнее задание еще раз внимательно перечитать произведения А.С. Пушкина и выделить для себя наиболее понравившиеся фрагменты для их иллюстрации

Младшая группа (11-12 лет):

“Сказка о царе Салтане”, “Песнь о вещем Олеге”, биография Пушкина;

Старшая группа (14-15 лет)

“Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, “Медный всадник”, биография Пушкина

  • просмотр спектакля о Пушкине, подготовленного учащимися театрального отделения школы искусств. (Внеклассная работа с учащимися)
  • Просмотр в кинотеатре города нового фильма “Барышня-крестьянка” с целью изучения быта, нравов, костюмов пушкинской эпохи. После просмотра учащиеся делают небольшие зарисовки персонажей и костюмов в свои блокноты.

(Внеклассная работа с учащимися)

Примечание: на просмотр спектакля и кинофильма приглашаются родители.

План урока по теме “Но, тень мою любя, храните рукопись, о други, для себя!”

Цели, поставленные для всего блока уроков, остаются таковыми и для этого урока.

Оборудование:

  • посреди класса стоят два больших стола, вокруг которых расположились ребята. Они разделены на две подгруппы по возрасту: младшая и старшая. На столах лежат домашние заготовки – зарисовки фрагментов пушкинских произведений, чистые листы, карандаши, ластики.
  • магнитофон, кассеты с записями произведений: Г. Свиридов “Метель”,

П. Чайковский “Осень”, из цикла “Времена года”, стихи А.С. Пушкина.

(Используется на протяжении всех уроков как музыкальный фон)

Ход урока

Звучит музыка П.И. Чайковского (“Осень” из цикла “Времена года”)

Учащиеся сидят за двумя столами (старшая и младшая подгруппы).

1. Слова учителя о влиянии творчества А.С. Пушкина на развитие русской культуры и изобразительного искусства (использует выставку книг на стенде).

Вопрос учителя: Почему А.С. Пушкин в своем стихотворении “Андрей Шенье” пишет:

“Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!”?

Что он хотел сказать своим потомкам?

Предполагаемый ответ: Пушкинское литературное наследие не умрет, так как его произведения - это учебник русской поэзии, истории, культуры. За свою короткую жизнь Пушкин успел сделать так много и постичь такую глубину русской души, что его творчество будет радовать, учить, понимать самого себя, свои чувства, наталкивать на раздумья о своем месте в жизни России.

Вопрос учителя: Ребята, почему творчество поэта особенно необходимо сегодня?

Предполагаемый ответ: Сейчас наша Родина переживает сложный период своей истории, когда происходит так называемая “переоценка ценностей”. Это время, когда многие молодые люди поддаются влиянию легкодоступной “поп - культуры”, живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, не зная прошлого. Это “Иваны, не помнящие родства своего”. В наше время важно не загубить нашу культуру. Для этого нужны крепкие корни знаний, корни – это Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой …. Мы обязаны их изучать.

Звучит запись стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” в исполнении Качалова.

Учитель: Ребята, нам сегодня предстоит совершить путешествие в прошлое, примерно на 200 лет назад. Представьте – 1833 год. А.С. Пушкин со своей молодой красавицей – женой Натальей Николаевной приехали в свое имение Болдино. (Предположим!) на плечах Александра Сергеевича – плащ, на голове – цилиндр, на Наталье Николаевне платье с кружевами. Их встречают служанки – крестьянские девушки, одетые в сарафаны.

В класс входят ребята театрального отделения, одетые в костюмы героев. Учащиеся их внимательно рассматривают и делают зарисовки одного из героев (младшая группа – крестьянок, старшая – А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой).

Знакомство с новыми словами.

На доске:

Альмавина – мужской плащ – накидка

Блонды – кружева на платьях светских дам

Цилиндр – мужской головной убор

Сарафан – женская крестьянская одежда

Кокошник – женский крестьянский головной убор

(Актеры уходят)

Рассказ о новой технике.

На доске учитель записывает слово “Силуэт”.

Учитель: Силуэт – графическая техника, она двухцветная (подходит к стенду, где вывешены работы – силуэты)

Историческая справка (рассказ ученика)

Искусство силуэта было известно еще в глубокой древности. Греческая легенда рассказывает о том, что возникновением своим оно обязано дочери Дибатада, которая обвела на стене своего дома тень своего возлюбленного. Многие греческие вазы украшены черными профильными фигурами.

В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию.

Название свое силуэт получил в XVIII веке от фамилии Этьенна Силуэта – генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ.

Э. Силуэт, старясь поправить расстроенные в то время финансовые дела Франции, провел реформы и даже предположил сократить расходы короля. За что, он вынужден был уйти в отставку. Говорили, что единственным утешением для него осталось вырезать из бумаги черные фигурки, которые иронично стали называть силуэтами.

Сообщение учителя: в XIX веке популярностью в России пользовались силуэты Ф. Толстого (на стенде “Улица провинциального города”).

Черные фигурки привлекали и советских художников. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой (“Репин на выставке “мир искусства”), и Н.В. Ильина (“Зимний вечер”) – о Пушкине).

Многие художники – графики продолжают и в настоящее время с успехом применять силуэт при оформлении книг.

Закрепление пройденного материала.

  1. После рассказа учитель раздает каждому учащемуся листочки с кроссвордами. Младшая подгруппа разгадывает кроссворд № 1, а старшая кроссворд № 2 (разгадывание кроссвордов ведется коллективно, подгруппами, ребята советуются друг с другом). (Звучит музыка).
  2. Когда кроссворды отгаданы, учащиеся приступают к разработке эскизов.

а) Объяснение учителем особенностей силуэтной техники:

  • важная роль контуров предметов, изображаемых на рисунке (т.е. надо тщательно продумать все детали костюмов героев, пейзажа, архитектуры);
  • внутреннее пространство предметов закрашивается;

  • изображение может строиться по одной линии, например силуэт Н. Ильина “Зимний вечер”, или многопланово, как в работе Е. Кругликовой “Репин на выставке”.
  • работу можно выполнять в виде аппликации (бумага); тушью и кистью, шариковой ручкой.

б) работа над эскизами

(звучит музыка)

Младшая подгруппа

Иллюстрирует сказки Пушкина, используя облегченный вариант силуэта – построение сюжетного действия по горизонтальной линии, используя элементы узора (основа: иллюстрации И. Билибина). Использование зарисовок костюмов, стилизованного пейзажа, древнерусской архитектуры.

Старшая подгруппа

Иллюстрирует “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, биографию поэта. Предлагается использовать многоплановость в построении композиции (основа: работа Е. Кругликовой) Использование зарисовок, книг с иллюстрациями для создания образов эпохи (начала XIX чека).

Работы выполняются на бумаге для набросков карандашом или сразу кистью и тушью.

Итог урока

Просмотр и обсуждение выполненных эскизов.

Домашнее задание: продолжение работы над эскизами, подготовка материалов и инструментов для работы над композицией.

Примечание: вся работа на уроке ведется в форме беседы учителя с учениками (в работе важен диалог).

Кроссворд № 1 (закрепление в памяти учащихся новых терминов, названий, имен, касающихся новой изобразительной техники)

7. Г
5. И 1. Ф
2. И
3. С
4. Б

По горизонтали:

  1. Название страны, в которой в начале XIX века стало модным вырезать фигурки людей из бумаги.
  2. В какой области изобразительного искусства использовалась и используется новая техника.
  3. Фамилия генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ, который изобрел новое хобби.
  4. Название материала, из которого стало модным резать профили.
  5. По вертикали:

  6. Фамилия художника, автора картины “Зимний вечер”.
  7. Фамилия художницы, автора многих работ в технике “силуэт”.
  8. Вид искусства, к которому можно отнести “силуэт”.
  9. Название материала, который используется в работе над силуэтной композицией.

Кроссворд № 2 (закрепление в памяти учащихся названий новой одежды, которую носили во времена Пушкина)

По горизонтали:

  1. Название плаща без рукавов, в котором А.С. Пушкин часто прогуливался по набережной Невы.
  2. Название женского головного убора в виде короны (одевали крестьянки).
  3. Женская крестьянская одежда (платье без рукавов).
  4. По вертикали:

  5. Название мужского головного убора, в котором часто хаживал А.С. Пушкин.
  6. Название кружев, которые использовали светские дамы времен Н.Н. Гончаровой для украшения платьев и головных уборов.