Инф. технологии

Территория палестины до и после. Карта палестины и израиля


Официальное название : Государство Палестина, دولة فلسطين (по-арабски, произносится «Да́улят Филасты́н»), State of Palestine (англ.)

Столица – г. Иерусалим

Площадь : 6,020 км² (Сектор Газа - 365 км², Западный берег реки Иордан - 5,655 км²)

Население - 4 млн 016 тыс. чел. (2007), (сектор Газа - 1 млн 499 тыс.) (Западный берег реки Иордан - 2 млн 517 тыс.) , 71.8% - горожане

Основной народ : арабы

Государственный язык : арабский

Государственный строй – демократическая парламентская республика

Глава государства – президент, избираемый всеобщим прямым тайным голосованием сроком на 4 года

Парламент – Палестинский законодательный совет (132 депутата - 66 избраны по пропорциональной системе, 66 - по мажоритарным многомандатным округам), избираемый арабским населением Западного берега реки Иордан, Сектора Газа и Восточного Иерусалима (в границах на 4 июня 1967) на 4 года.

Денежная единица : отсутствует, но на Западном берегу реки Иордан имеет хождение иорданский динар (пишется JOD), в 1$ = 708 JOD (на 17.10.2007), а новый израильский шекель (пишется ILS) распространен на всех территориях Палестины

ПАЛЕСТИНА , историческая область в восточном Средиземноморье; самоуправляемая территория, состоящая из двух отдельных частей: Западного берега Иордана (площадь - 879 кв. км) и полосы Газа (площадь - 378 кв. км). Западный берег граничит на севере, западе и юге с - 307 км), на востоке - с Иорданией (протяженность границы - 97 км.). Газа омывается с запада Средиземным морем (протяженность береговой линии - 40 км), на юге граничит с Египтом (протяженность границы - 11 км), на востоке - с Израилем (протяженность границы - 51 км).

Название "Палестина" происходит от ивритского плиштим, букв. "те, кто вторглись " - "филистимляне". Впервые слово "Палестина" встречается в выражении "Сирия Палестинская" в сочинениях Геродота ( V в. до н. э.) в греческом написании, и около 63 г до н. э. - в латинском.
Изначально "Палестиной" называлась заселенная филистимлянами часть побережья, но после того, как римский император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы 135 году н. э., он построил на месте Иерусалима языческий город Элия Капитолина и приказал всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан называть Палестиной. Переименование было проведено с целью стереть память о существовании Иудейского царства. С арабским завоеванием в 638 г. Эрэц-Исраэль превратилась в провинцию халифата - Фаластын (арабская форма названия Палестина).Во времена английского мандата название "Палестина" закрепилось за всей территорией Эрэц-Исраэль. В середине ХХ века от слова "Палестина" было образовано название "палестинцы" ("палестинский народ", "арабский народ Палестины"), относящееся к арабам, проживающим на территории Израиля.

В результате Первой мировой войны в апреле 1920 г. на конференции в Сан-Ремо Великобритания добилась мандата на управление территорией Палестины (был утверждён Лигой Наций в июле 1922 г). Английская подмандатная территория Палестина включала в себя также территорию, ныне занимаемую Иорданией. 2 ноября 1917 г. английское правительство опубликовало так называемую декларацию Бальфура, в которой содержалось обещание содействовать созданию в Палестине "национального очага для еврейского народа". В 1921 г. был выделен отдельный мандатный эмират Трансиордания, из которого впоследствии (в 1946 г.) было образовано независимое королевство Иордания.

14 мая 1948 г. на оставшейся части территории подмандатной Палестины было провозглашено государство Израиль. Создание государства Израиль явилось результатом долгого и сложного процесса, которую вели лидеры сионистского движения за создание национального очага на территории Палестины, а также победы в войне за независимость в 1948-49 годах.
Решение ООН о разделе, после которого и было провозглашено о создании государство Израиль, также предусматривало выделение в Палестине территории арабского государства. План ООН был принят евреями и отвергнут арабами, в результате последующей войны разделение произошло по линии прекращения огня. Фактически эти территории оказались под контролем отчасти Израиля, отчасти Египта и Иордании, а государство создано не было. В 1967 в ходе Шестидневной войны вся территория бывшего мандата оказалась под контролем Израиля. Арабское государство Палестина так и не было создано. Израиль создал Палестинскую автономию. Ситуация продолжает оставаться неурегулированной.

Достопримечательности Палестины

Иерусалим

Как и многое другое в палестинской автономии, далеко не все очевидно и с ее столицей. Палестинцы считают своей столицей Иерусалим, где расположена третья по важности исламская святыня - Харам аль-Шериф. Вместе с тем, статус Иерусалима является спорным, и этот город принято считать столицей Израиля. Ситуацию еще более осложняет победа радикальных исламистов Хамаса в Газе. На сегодня, автономия разбита на две части: Западный берег под контролем Фатха с административным центром в Рамалле, и сектор Газа контролируемый Хамасом с центром в городе Газа. Мировое сообщество не признает легитимность Хамаса, и все иностранные дипломатические миссии в Палестине расположены либо в Рамалле, либо в восточном Иерусалиме.

Хеврон

Хеврон - один из самых древних постоянно заселенных городов мира. Его Арабское название, Халиль Эль-Рахман, означает "Друг Бога". Хеврон связан с именем Авраама и является святым городом как для евреев, так и для христиан и мусульман. Когда Сара, жена Авраама была близка к смерти,Авраам приобрел пещеру Махпела, где она и была похоронена. Расположенная в центре Хеврона, прещера Махпела стала могилой Патриархов и их жен: Сары, Аврааама, Исаака, Ребекки, Л e и и Яакова. Город расположен к югу от Иерусалима на высоте 1000 метров над уровнем моря. Особенно привлекательным для туристов его делают узкие, петляющие улочки старого города, множество старинных каменных зданий и храмов. Эль Харам - главная святыня Хеврона, напоминающее крепость здание, возведенное над пещерой Махпела, внутри которой отдельно совершают молитвы как евреи, так и арабы. Современный Хеврон - главный город южной части Западного Берега, с населением в 100,000 жителей, коммерческий и культурный центр южно-Иудейского региона. В конце девяностых годов город перешел под палестинское самоуправление, за исключением небольшого еврейского квартала, по-прежнему контролируемого израильской армией.

Вифлеем

Вифлеем расположен на высоте 955 метров выше уровня моря на древнем караванном пути в 10 км к югу от Иерусалима. Окруженный холмистой местностью, он протянулся в восточном направлении к Иудейской пустыне. Со стен города открывается потрясающий вид: древний ландшафт, поросший виноградниками, оливковыми деревьями, и маленькие старинные деревеньки.

Само название Вифлеема вызывает в воображении образы младенца Иисуса и девы Ma рии, трех волхвов, принесших Ему священные дары. Как место рождения Сына Божьего, Вифлеем для христиан более значим, чем любое другое место на земле. Этот маленький городок, чья история уходит своими корнями вглубь тысячелетий, оказал однако огроомное влияние на ход истории мировой.

Издавна Вифлеем славился своими мастерами-резчиками по дереву, которые превращали оливковые доски в произведения искусства. в основном ими изготовлялись предметы культа, украшавшиеся перлямутром и драгоценностями. Впервые эти уникальные вещи были представлены на Международной Ярмарке в Нью-Йорке в 1852. После этого в самом городе началось поточное производство сувениров, имитирующих предметы культа.

Базилика Рождества

Когда Иосиф, повинуясь указу цезаря Августа о переписи населения всей империи, прибыл в Вифлеем вместе с беременной женой своей Марией, места в их гостинице не оказалось, так что Иисус, как свидетельствует Священное Писание, был рожден в пещере, что использовалась как временное пристанище. Впоследствии на этом, святом для всех христиан, месте императором Константином Великим в 332 г. была возведена Базилика Рождества. От первоначального сооружения до наших дней дошла лишь небольшая часть мозаичного пола и элементы каркаса церкви. Существующая ныне Базилика была восстановлена в 30 годах VI века. Внешний вид ее напоминает крепость, низкий и узкий вход в которую защищал святыню от вторжения захватчиков и предотвращал всякую возможность для "неверующих" въехать в храм верхом на лошади. Базилика поражает великолепием своего убранства. Здесь до настоящего времени сохранились фрагменты древних фресок и мозаики.

Но главное место храма - Грот Рождения. Здесь, в этом крохотном пространстве и появился на свет младенец Иисус. Место его рождения обозначает серебряная звезда (Вифлеемская звезда) в белом мраморном полу. Об этом свидетельствует и надпись на ней: Hic Virgine Maria Iesus Christus natus est . Из пятнадцати лампад, горящих над местом рождения Христа, шесть принадлежат Греческой христианской общине, пять - Армянской и четыре - Латинской.

Крепость Иродион

В шести километрах к востоку от Вифлеема на вершине южного холма возвышаются развалины укрепленного дворца Иудейского царя Ирода. С крепостных стен открывается великолепный вид на Мертвое Море. Сам дворец поражает своим величием и роскошью. Взгляду открывается целый город, включающий квартиры, фонтаны и сад. У подножия холма можно видеть руины огромного бассейна и различных административных построек.

Соломоновы пруды В четырех километрах к югу от Вифлеема, среди высоких сосен находятся остатки древних гидротехнических сооружений - Соломоновы Бассейны. Они представляют собой три огромных прямоугольных резервуара из камня, которые некогда могли вмещать 160,000 кубических метров воды. Хотя легенда их строительство приписывает царю Соломону, современные ученые без сомнений относят создание бассейнов ко времени правления царя Ирода. Возможно также, что проект был осуществлен под непосредственным руководством Понтия Пилата. В прошлом, скопившаяся в этих резервуарах дождевая вода при помощи насосов подавалась в Вифлеем и Иерусалим. Около бассейнов располагается Qalat Аль- burak , Отттоманская крепость, относящаяся к XVII столетию. Крепость была воздвигнута для защиты резервуаров - главного источника воды для близлежащих городов.

Монастырь Мар-Саба Это сооружение, возвышающееся над глубоким каньоном ручья Кидрон, является, пожалуй, одним из самых грандиозных памятников Иудеи. Громадный, напоминающий крепость монастырь, в котором когда-то проживало более тысячи монахов, расположен в 15 км к востоку от Вифлеема.

Иерихон

Иерихон - древнейший город мира, расположенный на 260 метров ниже уровня моря. Город, столь часто упоминающийся в Библии, имеет более чем 10 000- летнюю историю. В Иерихоне находится несколько наиболее значимых для человечества памятников. Вклад Иерихона в развитие мировой цивилизации уникален. Глиняная посуда появилась в древнем Иерихоне примерно на 1000 лет раньше, чем в Месопотамии (Шумере) и Египте. Интересно, что и стены и укрепления города на 4000 лет "старше" пирамид Египта.

Древний Иерихон располагался в 2 км от северо-западных предместий современного города. По сути, это оазис в пустыне. В результате археологических раскопок было найдено много древних построек, включая самую старую (из известных) лестницу в мире и крепостные укрепления, возраст которых - 7000 лет.

Мечеть Наби Муса

Nabi Musa на арабском языке означает "пророк Моисей" - один из главных пророков не только в иудаизме, но и в Исламе. Уже в средние века мечеть Nabi Musa стала местом ежегодного сбора паломников. Несмотря на свое расположение во внушающей страх местности в 20 км к востоку от Иерусалима, " Nabi Musa " - роскошный пример средневековой Исламской архитектуры.

Монастырь Дейр Каранталь Монастырь был построен в VI столетии на месте пещеры, где жил Христос. Около 40 пещер на восточных наклонах горы населялись монахами и отшельниками начиная с ранних дней Христианства. Как свидетельствует Библия, именно здесь Иисус провел сорок дней без пищи и воды, стойко отвергая все те искушения, которые щедро посылал ему Сатана. Отсюда, с вершины Горы Искушения (350 м над уровнем моря) великолепно видна долина реки Иордан. Путь, ведущий к монастырю, очень крут и труден для подъема, но великолепие монастыря и открывающегося с его стен пейзажа - стоят затраченных усилий.

Официальное название - Палестинская национальная автономия (ПНА) (Palestine National Authority). Расположена в юго-западной части Азии у берегов Средиземного моря. Состоит из двух отдельных территорий: Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Площадь - 6,2 тыс. км2: Западный берег - 5,8 тыс. км2, сектор Газа - 360 км2. На начало 2000 под контролем ПНА находилось де-факто 4,4 тыс. км2, что составляет менее 40% общей площади, предназначенной ООН для Арабского палестинского государства. Численность населения - 3,4 млн чел. (июль 2002). Государственный язык - арабский.

15 ноября 1988 Национальный совет Палестины провозгласил Иерусалим столицей Арабского палестинского государства. В настоящее время полностью контролируется Израилем.

Государственные праздники - День начала «палестинской революции» 1 января (1965), День провозглашения Государства Палестины. 15 ноября (1988), День международной солидарности с палестинским народом 29 ноября. Денежные единицы: израильский шекель (равен 4,7 долл. США, 2002) и иорданский динар (равен 0,7 долл. США с 1996).

Член Лиги арабских государств, Организации Исламская конференция и ряда других. Поддерживает дипломатические отношения со 120 государствами мира.

Достопримечательности Палестины

География Палестины

ПНА граничит: на Западном берегу - с Израилем (административная граница - 307 км), с Иорданией (97 км), в секторе Газа - с Египтом (11 км). Находится в зоне субтропического климата средиземноморского типа с сухим, жарким летом и мягкой зимой, с крайне скудным количеством осадков: от 500 мм в гористых северных и центральных районах Западного берега до 50 мм на побережье Мёртвого моря. Среди немногочисленных рек наиболее крупная - река Иордан, вытекающая из Тивериадского (Генисаретского) озера на севере и впадающая на юге Западного берега в Мёртвое море. Не обладает сколько-нибудь значительными природными ресурсами, за исключением калийных солей, натрия и брома в Мёртвом море.

Население Палестины

Из общей численности населения 3,4 млн чел. на Западном берегу проживает 2,2 млн, в секторе Газа - 1,2 млн (2002). Численность населения за последние 30 лет увеличивалась в среднем на 3,5% в год. Возрастная структура населения: 0-14 лет - 44,1%, 15-64 года - 52,4%, 65 лет и более - 3,5%. Дети и подростки до 15 лет составляют 46% всей численности ПНА. 42,6% населения - беженцы, преимущественно из западных областей, занятых Израилем.

Демографической структуре ПНА свойственны высокая концентрация и плотность населения вокруг городских центров, в немалой степени связанная с существованием здесь лагерей для беженцев. Так, по данным Агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (ЮНВРА), в конце 1980_х гг. только на Западном берегу функционировало 20 таких лагерей с населением 385 тыс. чел., включая один лагерь на территории муниципалитета Иерусалим. Максимальная степень плотности и концентрации населения характерна для сектора Газа. В лагерях для беженцев проживало 2/3 всего населения этого района.

В кон. 1980-х гг. на Западном берегу располагались 12 городов и, по разным данным, от 377 до 403 деревень; в секторе Газа - 3 города и 4 деревни. Наиболее крупные города: Иерусалим, в восточной (арабской) части которого проживало 136 тыс. палестинцев, Рамалла, Иерихон (Ариха), Наблус, Вифлеем, Хеврон, Дженин, Калькилийя, Салфит, Тубас, Тулькарм, Северная Газа, Газа-сити, Хан-Юнис, Дейр аль-Балах, Рафах.

Важной чертой демографической структуры населения ПНА является их национальная и религиозная однородность: подавляющее большинство (83%) жителей этих территорий - арабы, т.е. палестинцы, говорящие на арабском языке. По своей религиозной принадлежности 75% населения исповедуют ислам суннитского толка; остальные: евреи - иудаизм, христиане - православие и католицизм.

История Палестины

В результате 1-й мировой войны Великобритания захватила у Оттоманской империи (Турции) территорию, которую в древности именовали Палестина. Она получила мандат на эту территорию и восстановила ее историческое название. В тот период название «Палестина» распространялось на всех жителей - арабов, евреев и христиан. В 1946 Трансиорданский сектор Палестины был выделен Великобританией в качестве самостоятельного королевства. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, предусматривавшую прекращение мандата Великобритании на Палестину и создание на её территории двух независимых государств - арабского и еврейского. Для Иерусалима учреждался специальный международный режим с особым статусом под управлением ООН. Резолюцию поддержали США и СССР, но Лига арабских государств выступила 17 декабря 1947 с заявлением о том, что не допустит реализации этой резолюции, так как она предусматривает создание еврейского государства.

14 мая 1948 Великобритания объявила о прекращении своего мандата и выводе своих войск. В ночь с 14 на 15 мая Еврейское агентство объявило о создании Государства Израиль на отведённых ему в резолюции территориях. США и СССР признали Государство Израиль. Иррегулярные части арабов из Египта, Сирии и Ирака начали подтягиваться к Палестине и занимать военные базы, освобождаемые англичанами, и 15 мая регулярные армии Египта, Трансиордании, Ирака, Сирии и отдельные контингенты из Саудовской Аравии под знаменем Лиги арабских государств вступили на территорию Палестины. Арабо-израильская война 1948-49 закончилась поражением арабских армий и захватом Израилем значительных палестинских территорий, отводившихся согласно резолюции ООН под создание арабского государства, а также западную часть Иерусалима. Трансиордания заняла Западный берег и Восточный Иерусалим, а Египет - район Газы. На долгие десятилетия возникла проблема палестинских беженцев. В 1950 король Трансиордании аннексировал Западный берег и переименовал страну в Иорданию.

С сер. 1960-х гг. инициатива в противостоянии Израилю и борьба за создание Палестинского государства начала переходить к самим палестинцам. В 1964 была создана Организация освобождения Палестины (ООП), которая объединила под своей крышей разрозненные группы и организации федаинов. В том же году были сформированы Национальный совет Палестины (палестинский «парламент в изгнании») и Исполнительный комитет («правительство в изгнании»), которые с 1969 неизменно возглавляет Ясир Арафат - руководитель организации «Аль-Фатх», ставшей с 1969 головной организацией ООП.

5 июня 1967 началась «Шестидневная война» между арабами и Израилем после того, как руководство Египта потребовало от ООН вывести чрезвычайные силы ООН в Синае, служившие там буфером между противостоящими силами. Израиль нанёс удар первым и 5 июня 1967 уничтожил большую часть авиации Египта на аэродромах. 10 июня война фактически закончилась, и результатом её была оккупация Израилем Западного берега, сектора Газа, египетского Синая, сирийских Голанских высот и Восточного Иерусалима.

22 ноября 1967 Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242, в которой излагались принципы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Египет и Иордания признали эту резолюцию, выставив ряд предварительных условий для проведения мирных переговоров. Израиль также признал резолюцию № 242, заявив о необходимости прямых переговоров с арабскими государствами и заключения всеобъемлющего мирного соглашения. Сирия отвергла резолюцию, резко высказавшись против уступок, которые она требовала от арабских стран. ООП также подвергла резкой критике резолюцию № 242. Решение проблемы зашло в тупик.

В течение 1970 в Иордании, где обосновалась ООП, начало усиливаться напряжение между королевской властью и палестинцами. В результате столкновений ООП была выведена из страны и её силы перегруппировались в соседний Ливан.

В октябре 1973 вновь начались военные действия между Египтом и Израилем в районе Суэцкого канала и Синая, а также между Израилем и Сирией на Голанских высотах. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 338 (1973), в которой были подтверждены принципы мирного урегулирования, закреплённые в резолюции № 242, и призвал стороны к началу мирных переговоров на их основе. Призыв ООН к прекращению огня был подтверждён позднее в резолюции Совета Безопасности ООН № 339 (1973). В октябре были созданы миротворческие Чрезвычайные вооружённые силы ООН. Израиль и Египет (1974), а затем Израиль и Сирия (1975) согласились на разъединение своих Вооружённых сил. Для контроля за соблюдением соглашений между Израилем и Сирией были учреждены Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР). Мандат СООННР в зоне противостояния Египта и Израиля истёк в июле 1979 после заключения мирного договора между этими странами. Но на Голанских высотах СООННР продолжают функционировать до сих пор.

В 1974 король Иордании аннулировал своё право представлять на международной арене палестинский народ и признал таковое за Исполнительным комитетом ООП.

В декабре 1987 на оккупированных Израилем территориях началось народное восстание, выдвинувшее в качестве основных лозунгов прекращение израильской оккупации и создание независимого Палестинского государства. 15 ноября 1988 Организация освобождения Палестины провозгласила создание на Западном берегу и в секторе Газа Государства Палестина,признала резолюции Совета Безопасности ООН по урегулированию ближневосточного конфликта, в т.ч. право Израиля на существование, выдвинула требования ухода Израиля со всех палестинских и арабских территорий, оккупированных им в 1967, включая арабскую (восточную) часть Иерусалима, и ликвидации всех израильских поселений, созданных на этих территориях.

США и многие другие страны установили дипломатические контакты с Организацией освобождения Палестины 18 ноября 1988 СССР заявил о признании Палестинского государства. В январе 1990 представительство ООП в СССР, существовавшее с 1981 и имевшее статус дипломатической миссии, было преобразовано в посольство Государства Палестина.

В октябре 1991 в Мадриде открылась международная конференция по Ближнему Востоку, положившая начало мирному процессу в регионе. 13 сентября 1993 премьер-министр Израиля И. Рабин и генеральный секретарь ООП М. Аббас подписали Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению, определившую основы организации временного самоуправления палестинцев в секторе Газа и на Западном берегу (Осло 1). В 1994 и 1995 сторонами были подписаны дополнительные соглашения, которые определяли условия пятилетнего переходного периода и организации палестинского самоуправления на палестинских территориях (Осло 2) - Палестинской национальной автономии. В результате в 1996 были проведены выборы в Палестинский законодательный совет, выборы президента, а также сформировано правительство.

4 мая 1999, по истечении пятилетнего переходного периода, предусмотренного Декларацией принципов и дополнительными соглашениями, между Израилем и ПНА должна была состояться договорённость об определении окончательного статуса Палестинской автономии и о создании Палестинского государства. Однако к этому сроку сторонам не удалось договориться, переговоры были прерваны из-за разногласий по ряду принципиальных вопросов: территориального разграничения между Израилем и Палестинским государством, статуса Иерусалима, судьбы еврейских поселений и возвращения палестинских беженцев.

В сложившейся обстановке 30 апреля 2003 представителями международного сообщества - «четвёркой международных посредников»: Россией, США, ЕС и ООН - был выдвинут проект выхода из кризиса «Дорожная карта». Этот проект предусматривает мирное продвижение к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в 3 этапа в соответствии с принципом сосуществования двух государств. Конечная цель плана - окончательное и всеобъемлющее урегулирование конфликта к 2005. Этап I: окончание террора и насилия, нормализация условий жизни палестинцев, формирование палестинских институтов. Этап II: создание независимого Палестинского государства во временных границах и с атрибутами суверенитета на основе новой Конституции. Этап III: соглашение по постоянному статусу и окончание палестино-израильского конфликта.

Логическим продолжением последовательных усилий международного сообщества по урегулированию палестино-израильского конфликта стало принятие 19 ноября 2003 Советом Безопасности ООН предложенной Россией резолюции № 1515, в которой выражается поддержка проекта «Дорожная карта» и содержится призыв к сторонам выполнять ее положения в сотрудничестве с «четвёркой».

Государственное устройство и политическая система Палестины

По своему политическому устройству ПНА фактически представляет собой политический кондоминиум Израиля и палестинской администрации. В существующей структуре власти наиболее важные полномочия - внешние связи, внутренняя и внешняя безопасность, общественный порядок и безопасность в местах израильских поселений - сохраняются за Израилем. Кроме того, согласно Меморандуму, подписанному представителями палестинской и израильской властей в сентябре 1999 в Шарм-эль-Шейхе, Израиль продолжает полностью контролировать т. н. зону С (малонаселённые районы, еврейские поселения, а также важные для Израиля военно-стратегические места на Западном берегу и в секторе Газа), составляющую в общей сложности более 50% всей территории ПНА. Полномочия палестинской администрации распространяются на большинство палестинских городов (зона А) и сельских населённых пунктов Западного берега (зона В).

В Палестинский законодательный совет входит 88 чел. Правительство состоит из 26 чел. В его функции входит: регулирование экономической жизни, обеспечение безопасности в зоне ответственности ПНА, налогообложение и социальное обеспечение, образование, здравоохранение, культура, туризм.

Главным должностным лицом в структуре власти в ПНА, определяющим её внутреннюю и внешнюю политику, является Я. Арафат. Он совмещает должности президента ПНА и председателя Исполкома ООП, объединяя в своих руках все три ветви власти ПНА - законодательную, исполнительную и судебную.

Формирование судебной системы на территории ПНА, как и других органов власти, находится в стадии становления. Действуют светские и религиозные суды. Высший судебный орган - Верховный суд ПНА - уполномочен осуществлять надзop за деятельностью судов более низких уровней. Выдвижение, назначение и снятие судей находится в ведении Я. Арафата. Деятельностью шариатских судов формально руководит муфтий Палестины, хотя назначение членов шариатских судов находится под контролем Министерства юстиции. Шариатские суды занимаются главным образом вопросами «личного статуса мусульман» (женитьба, развод, наследное право и т.д.).

Территория ПНА делится на 16 административных единиц. Западный берег - 9 округов и 2 района. Округа: Дженин, Тулькарм, Калькилийя, Наблус, Иерусалим, Иерихон (Ариха), Вифлеем, Хеврон, Тубас. Районы: Салфит и Рамалла-аль-Бира. Сектор Газа - округа: Северная Газа, Газа-сити, Дейр аль-Балах, Хан-Юнис, Рафах. Мэры городов и председатели местных советов назначаются центральными властями ПНА, члены местных советов избираются населением. В непосредственном ведении местных властей находятся вопросы просвещения, культуры, санитарного состояния, здравоохранения, социального обеспечения.

Функции по охране порядка и безопасности граждан осуществляют силовые организации, прежде всего палестинская полиция. Её численность, по разным оценкам, составляет 30-45 тыс. чел. Наряду с регулярными частями полиции функционируют различного рода спецслужбы: «Служба_17», также известная как Президентская гвардия (ок. 3 тыс. бойцов), силы национальной безопасности, несущие патрульную службу и охрану границ (ок. 6 тыс. чел.), служба общественной безопасности (ок. 14 тыс. чел.), полиция охраны правопорядка (ПОП, 10 тыс. чел.). В задачу ПОП кроме поддержания правопорядка входит урегулирование кризисных ситуаций и борьба с терроризмом. Со времени создания ПНА на палестинских территориях действует также служба контрразведки, контролирующая общественно-политическую жизнь и положение дел в различных общественных движениях. Вся система правоохранительных органов и служб координируется Советом Безопасности Палестины (СБП), возглавляемым Я. Арафатом.

ПНА располагает весьма развитой общественной политической инфраструктурой. Хотя здесь нет партий в обычном понимании этого слова, но существуют различные движения и общественно-политические организации, которые представляют отдельные слои палестинского общества. Наиболее крупной и влиятельной организацией является «Аль-Фатх» - Движение освобождения Палестины. В современном палестинском обществе это своего рода «партия власти»: её функционеры и руководители занимают доминирующее положение в большинстве властных структур от президента до мэров городов. Другая влиятельная организация - «Хамас» («Движение исламского сопротивления») выступает за построение независимого исламского государства на всей территории Палестины, включая ту её часть, которая была выделена ООН для образования Государства Израиль.

Важную роль в общественно-политической жизни ПНА играют профессиональные союзы, объединяющие более 250 тыс. чел., женские организации, союзы студентов, писателей и журналистов, адвокатов, художников.

Экономика Палестины

Главные отрасли экономики ПНА - сельское хозяйство, промышленность, торговля и сфера услуг ориентированы на «общий рынок» с Израилем. Св. 60% сельскохозяйственной продукции этих территорий (в основном оливки, табак, цитрусовые, овощи и некоторые виды сырья) направляется на переработку и потребление в Израиль. Экспорт сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении - 603 млн долл. США. Общая стоимость импорта - 1,9 млрд долл. США (2002). Более 90% импорта приходится на потребительские товары из Израиля (текстиль, электротовары, транспортные средства, а также некоторые пищевые продукты - мука, сахар, рис).

Общая тенденция последнего времени в экономике - сокращение занятости населения в сельском хозяйстве, его «раскрестьянивание» и превращение в наёмных рабочих - полупролетариев. В 1990-х гг., по некоторым оценкам, до 50% активного населения Западного берега и Газы были наёмными рабочими, 66% из них были заняты в сфере услуг, 21% - в промышленности и 13% - в сельском хозяйстве. В структуре ВВП доля сельского хозяйства в 2002 составила 9%, промышленности - 28%, сферы услуг - 63%.

В промышленности преобладает мелкотоварное производство: небольшие предприятия, мастерские с числом рабочих от 50 до 10 чел. и менее (в основном по производству оливкового масла, мебели, текстиля, кожевенных изделий, мыла, пластиковых материалов). Некоторые промышленные предприятия на Западном берегу специализируются на производстве строительных материалов: цемента, нерудных ископаемых, строительного камня, мрамора. 90% промышленного производства ПНА идёт на местные рынки и лишь ок. 10% экспортируется в Израиль, Иорданию, Египет.

Специфика экономики ПНА - массовая миграция арабских рабочих на заработки в Израиль, где они используются главным образом на тяжёлых работах в строительстве, сельском хозяйстве, на прокладке дорог, в сфере городского обслуживания. В 1970-80-х гг. численность таких рабочих достигала 100-120 тыс. ежегодно. В 2000-03 в связи с введением израильским правительством практики закрытия границ с Западным берегом и сектором Газа эта цифра снизилась до 30-40 тыс.

ПHA принадлежит к числу тех стран, экономическая жизнеспособность которых в большой степени зависит от иностранной финансовой помощи. В 1994-98 эту помощь оказывали (в млн долл. США): арабский мир - 43, Европа (страны ЕС) - 277, США - 65, Япония - 62, МБРР - 24.

Бюджет 2002 (млн долл. США): доходы - 930, расходы - 1200, внешний долг - 108.

ВВП на душу населения в год - 800 долл. США. В наиболее трудном положении находятся палестинцы - жители лагерей для беженцев. Официальная сумма расходов ЮНВРА на 1 чел. Равна 37 долл. США в год. От недоедания, болезней, особенно желудочных, недостатка врачей детская смертность достигает 32%. Один врач приходится на 10 тыс. беженцев. Уровень безработицы превышает 30%, а в Газе - 60%.

Наука и культура Палестины

В ПНА сложилась достаточно развитая система просвещения, которая включает начальное школьное образование, школы 2-й ступени, университеты, колледжи, институты и профессиональные училища. В 2002/03 учебном году на Западном берегу и секторе Газа насчитывалось 1493 общеобразовательные школы (начального и подготовительного уровня) на содержании администрации ПНА, 244 частные школы и 269 школьных учреждений на попечении ЮНВРА в лагерях для беженцев. Во всех этих школах обучалось 984 тыс. учащихся по сравнению с 663 тыс. В 1995/96. По данным первой переписи населения, проведённой администрацией ПНА в 1997, системой просвещения охвачено в общей сложности 90% палестинцев. Широкая сеть школьных учреждений обеспечивает высокую степень грамотности населения палестинских территорий, которая составляет, по некоторым оценкам, более 70%.

Подготовка преподавательского состава для школ 1-й и 2-й ступеней, а также специалистов в различных областях знаний ведётся в высших учебных заведениях Палестинской автономии: в университетах «Бир-3ейт» (в окрестностях г. Рамалла), «Ан-Наджах», в институтах и колледжах г. Газа - Дженин, Наблус, Восточной части Иерусалима и других крупных палестинских городов. Большое число палестинских студентов получают образование за рубежом: в Египте, Ливане, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в России. 21 апреля 1998 в Рамалле было подписано соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством высшего образования ПНА о сотрудничестве в области образования на 1998-2002. Всего в образовательных учреждениях Советского Союза и России подготовлено ок. 1,5 тыс. Палестинских специалистов с высшим образованием, в т.ч. кандидатов и докторов наук. Среди палестинцев - выпускников университетов за последние 20 лет св. 60% - специалистов гуманитарных и социальных областей, 36% - инженеров, специалистов сельского хозяйства, медицины.

Современная литература арабской Палестины состоит главным образом из произведений нового поколения палестинских писателей и поэтов. Наиболее яркие представители этого поколения: выдающийся палестинский поэт, лауреат международной литературной премии «Лотос» Махмуд Дервиш (цикл стихов «Песни моей маленькой родины», поэма «Стихи при отблеске выстрела»), поэты Самих аль-Касем, Муин Бсису. Писатели и поэты старшего поколения - Абу Салма, Тауфик Зайяд, Эмиль Хабиби. Произведения палестинских писателей изданы в Ливане, Египте, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в Советском Союзе и России.

В последние годы заметное место в культуре арабской Палестине заняло изобразительное искусство, особенно живопись и графика. Наиболее известные палестинские художники: Исмаил Шаммут (картины «Добрая земля», «Женщины из Палестины»), Тамам аль-Акхаль, Тауфик Абдуляль, Абдедь Myты Абу Зейда, Самир Салама (полотна «Лагерь палестинских беженцев», «Мир и война», «Сопротивление народа»). Широкой популярностью среди палестинского населения пользуются произведения художника Ибрагима Ганема, которого справедливо называют «художником палестинской деревни». В своих картинах он показывает привычный повседневный труд крестьян-феллахов, их традиционные обычаи и обряды, красочные костюмы и танцы, наполненные солнечным светом пейзажи палестинских деревень. Это глубокое ощущение своей родной земли и обычаев её народа живописец тонко передаёт в композициях «Танцы на деревенской площади», «Жатва», «Сельский пейзаж». Столь же искренне и проникновенно показаны жизнь и труд крестьян и горожан в полотнах художников Джумарани аль-Хусейни («Сезон сбора оливок»), Лейлы аш-Шавва («Деревенские женщины»), Ибрагима Хазима («Девочки»).

Весомый вклад в развитие национальной культуры Палестины вносят деятели киноискусства. Среди работ молодых палестинских кинематографистов - «Хроника исчезновения» и «Божественное вмешательство» (реж. Илия Селейман, 2002), «Вторжение» (реж. Низар Хасан), «Хроника осады» (реж. Самир Абдулла, работающий во Франции), документальный фильм Мухаммеда Бакри «Дженин» (2002), «Свадьба Рана» (реж. Хани Абу Асад, Палестина - Нидерланды, 2002) и ряд других кинолент.

Для современного национального изобразительного искусства Палестины характерно стремление художников нового поколения к тесной связи с массами, к объединению творческих сил мастеров старшего поколения, находящихся в эмиграции (в Сирии, Ливане, Египте), с молодыми художниками, недавно пришедшими в искусство и живущими на палестинских территориях автономии. Эти новые тенденции к объединению всех творческих сил писателей и мастеров изобразительного искусства на территории автономии и палестинской диаспоры способствуют сохранению национальной общности и единства палестинского народа перед лицом выпавших на его долю тяжёлых испытаний и потрясений.

Ранняя история

В 3 тысячелетии до н. э. территория Палестины (Ханаан) была заселена племенами ханаанеев .

В XIII в. до н. э. в страну вторглись «народы моря» с Крита и других островов Средиземного моря, нападавшие также и на Египет и закрепившиеся в южной части Средиземноморского побережья, в районе нынешнего сектора Газы.

От окрестных семитоязычных народов они получили название плиштим, буквально «вторгшиеся», или филистимляне.

В XI в. до н. э. древнееврейские племена основали Израильское царство, распавшееся в 930 г. до н. э. на два: Израильское царство (существовало до 722 г. до н. э.) и Иудейское царство (до 586 г. до н. э.).

Античность

Впоследствии Палестина была завоёвана древнеперсидским государством , затем входила в состав эллинистических государств (в III-II вв. до н. э.).

С 63 г. до н. э. Иудея являлась римской провинцией и разделялась на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 395 г. - в составе Византии.

После поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 132 г., римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в «Сирия Палестина», чтобы навсегда стереть память о еврейском присутствии в этих местах. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею.

В 395-614 гг. Палестина была провинцией Византии.

В 614 г. Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав .

После победы над Персией в 629 г., византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим - Палестина снова стала провинцией Византии.

Период арабского владычества (638-1099)

Под властью Османской империи (1516-1917)

В 1517 г. территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-20).

В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.

В начале 1799 г. в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и . Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот.

Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны и у горы Тавор (апрель 1799 г.). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон и был вынужден отступить в Египет.

В 1800 г. население Палестины не превышало 300 тысяч, 5 тысяч из которых составляли евреи (главным образом ).

Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, и . Христиане, численность которых составляла около 25 тысяч, были намного более рассеяны.

Главные места концентрации христианского населения - в Иерусалиме, и - контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все - сунниты.

В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции (вилайеты).

Центрально-восточный горный район, простиравшийся от на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса - к вилайету Акко.

После года боевых действий было объявлено перемирие и определены временные границы, названные « ».

Трансиордания аннексировала то, что впоследствии стали называть Западным Берегом и , а Египет получил контроль над . Арабское государство Палестина так и не было создано.

930 до н. э. держава Давида и Соломона распалась на два царства, стало называться Израиль, а — Иудея (ивр. יְהוּדָה ‎, «Еуда»). После завоевания Израильского царства (722 г. до н. э.) название «Иудея» постепенно распространилось и привилось как наименование всей территории страны.

Римский император Адриан подавил в 135 г. евреев против Рима под предводительством Бар-Кохбы. Он изменил название Иерусалима на « » и приказал всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан называть «Palaestina» (латинский вариант греческого названия).

Переименование было проведено с целью стереть память об Иудейском царстве.

Арабские завоеватели с 638 г. называли страну «Фаластын» в качестве арабской формы названия «Палестина».

Во времена британского мандата название «Палестина» закрепилось за всей территорией Эрeц Исраэль.

В середине XX в. от слова «Палестина» было образовано название « » («палестинский народ», «арабский народ Палестины»), относившееся к арабам, проживавшим на данной территории, хотя прежде оно определяло всех жителей региона и не носило этнической окраски.

Еще в 1974 г., президент Сирии Хафез Асад называл Палестину «не только частью „арабской родины“, но и основной частью южной Сирии».

В глубоких впадинах значительно ниже уровня моря находятся (Галилейское море, Кинерет, 212 м ниже уровня моря) и — самая глубокая сухопутная впадина на земном шаре, на 400 м ниже уровня моря.

Спор об историческом праве на Палестину

Вопрос об историческом праве на Палестину между палестинскими арабами и евреями является предметом острых споров.

Другие источники полагают, что, в отличие от исчезнувших ханаанеев и филистимлян, еврейское присутствие в Палестине никогда не прерывалось.

Русское присутствие в Палестине

В последние годы возобновились переговоры между Российской Федерацией и Израилем по её статусу.

Территории, находящиеся между Средиземным морем и рекой Иордан, до сих пор являются предметом острых споров между палестинскими арабами и израильскими евреями. Палестина на карте мира появилась только в 1994 году. Она занимает Сектор Газа, частично Израиль, Ливан, Сирию, Дамаск и Голанские высоты, однако, при этом Палестину принято считать отдельной географической территорией, хотя официально до конца и не признанным государством.

Учитывая месторасположение Палестины, легко догадаться, что местные достопримечательности являются традиционными маршрутами для миллионов туристов со всего мира.

Cердце Палестины – Иерусалим

Сердцем Палестины стал Иерусалим. Довольно сложно понять, как этот город выдержал испытание временем в течение тысяч лет. Это святой город для ислама, христианства и иудаизма, при этом он один из старейших городов мира, в котором жизнь не прерывалась ни на мгновение. Как свидетельствуют раскопки археологов, история города началась более 5000 лет назад. Иерусалим также стал домом для храм Святого гроба Господня, в котором находится гробница Христа.

Старый город Иерусалима является одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых исламских городов в мире. Он разделен на четыре основных квартала: Мусульманский, Христианский, Армянский и Еврейский. Старый город стал колыбелью для многих различных культур, отраженных в архитектуре и планировании города и его священных зданиях, улицах, рынках и жилых кварталах. Сегодня, живые традиции Иерусалима продолжаются.

В 1982 году Иерусалим был включен в список городов всемирного наследия, находящихся под угрозой со стороны Иорданского Хашимитского Королевства.

Вифлеем – Родина Сына Божьего

Местом рождения Иисуса Христа принято считать Вифлеем. Этот город имеет большое значение не только для христиан, как место рождения мессии, но и для мусульман, хотя последние видят в нем только одного из пророков. Тот, кто посетил Вифлеем во время Рождественских праздников, не забудет своих впечатлений никогда! Главной в эти дни становится улица Звезды – одна из старейших улиц города – она соединяет Северную часть Старого города с его Южной частью. На улице расположены исторический Абу Джафар аль-Мансура и Вифлеемский музей фольклора, а также Греко-католическая церковь, от которой начинает движение религиозная процессия – парад, посвященный празднование Рождества Христова.

В 2012 году церковь Рождества и паломнический маршрут в Вифлееме были занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рамалла – временная столица Палестины

Достопримечательность Рамаллы — мемориал Ясира Арафата

Населяющие Палестину арабы, уверены в том, что рано или поздно столицей их страны станет Вечный город Иерусалим. А пока он является столицей соседнего Израиля, главным городом временно назначен быстрорастущий и космополитный Рамалла.

Здесь приятный и прохладный климат, поэтому Рамалла уже давно популярен как летний курорт. В двенадцатом веке французские крестоносцы построили здесь крепость, и остатки башни крестоносцев, известные как В-Тира, все еще можно увидеть в старой части города.

Современный Рамалла имеет оживленный центр, музеи, художественные галереи, театры, парки, гостиницы и рестораны, что обеспечивает шумную ночную жизнь. Здесь хорошая транспортная развязка и большой спектр разнообразный туристических услуг. Тут рады туристам, встречая их доброжелательно и гостеприимно.

Перед отъездом их столицы, стоит нанести визит к могиле Арафата. Место его упокоения тоже считается правоверными мусульманами временным и ожидает переезда в Иерусалим.

Зимний курорт, Иерихон

Расположение в долине между гор и умеренный климат Иерихона сделали этот город популярным для зимнего отдыха. Местной достопримечательностью считаются «Цитрусовые сады» – рощи, состоящие из финиковых и банановых пальм, а также лимонных, апельсиновых и мандариновых деревьев. Они растут по всему городу, как оазисы.

Из достопримечательностей особого внимания заслуживает Монастырь Искушения (Дэйр Каранталь), возведенный в VI веке на отвесной скале. Он расположен на месте пещеры, где, как гласит предание, в течение 40 дней после крещения жил Иисус Христос, отказавшись от еды и питья и подвергаясь искушениям Сатаны.

Дорога к монастырю крайне трудна, однако, с каждым годом все большее количество паломников совершает сюда восхождение. С недавних пор к подножию монастыря была проложена канатная дорога, протяженностью в полтора километра и перепадом высоты в 200 метров. Из окон вагончиков открываются изумительные виды на Иерихон, Иудейскую пустыню и Мертвое море.

Всего в паре километров к северу от Иерихона находится дворец Омейядов халифа Хишама. Это отличный пример исламского искусства и архитектуры восьмого века.

Наблус – пример традиционной архитектуры Палестины

Посетив Наблус можно понять, что такое традиционная архитектура Палестины. Семь городских кварталов, расположенных вокруг шумного центрального рынка, расскажут уникальную историю города с мечетями, турецкими банями и традиционными мыльными фабриками.

Именно в сувенирных лавках Наблуса стоит покупать оливковое мыло и ювелирные украшении. Здесь же стоит не упустить возможности отведать иткнафе – традиционного палестинского десерта из сыра, манной муки и розового сиропа.

Себастия – древняя столица

Примерно в десяти километрах от Наблуса находится Себастия – одна из главных достопримечательностей Палестины. По утверждению археологов, уже в железном веке здесь находилась столица Палестины. Не утратил город своего значения и во времена правления в нем греков и римлян.

Традиция культурной преемственности оставила потомкам могилу Иоанна Крестителя. Также здесь расположен собор Иоанна Крестителя, римский мавзолей, храм Наби Яхиа и Дворец Кайед.

Хеврон – город, сохранивший свое лицо

После Мекки, Медины и Иерусалима Хеврон называют четвертым священным городом мусульман всего мира. Этот город известен как место захоронения пророков Авраама (Ибрагима), Исаака и Иакова, а также их жен.

Центральной святыней города считается Эль Хаарам – крепость, возведенная над пещерой Махпела. В ней совершают молитвы и арабы и евреи.

Сектор Газа

Газа – один из наиболее древних городов мира. Он несколько раз упоминается даже в Ветхом Завете и у греческих историков. Расположенный на берегу Средиземного моря, недалеко от Египта город и по сей день сохраняет свое территориальное значение.

Газа всему миру известен коврами ручной работы, здесь также выращивают цитрусовые, а кроме этого, город славится свежими морепродуктами, которые можно отведать в бесконечных ресторанчиках вдоль пляжа. Туристы могут насладиться приятным средиземноморским бризом в многочисленных общественных парках.

Национальная кухня

Посетив Палестину, невозможно остаться в стороне от этнической кухни. К местным деликатесам относятся блюда из мяса, птицы, муки, молока, сыра, овощей и сладостей.

  • Фалафель – пирожок, жаренный во фритюре, с начинкой из нута или фасоли.
  • Шаурма – местный фаст фуд из нарезанных кусочков мяса ягненка, козы, индейки, курицы, говядины или их смеси. Подается, как правило, в лаваше.
  • Мусахан-Табун – хлеб, увенчанный кусочками вареного сладкого лука, шафрана и душистого перца. Подается с жареными цыплятами.
  • Maклуба – запеканка из риса, запеченных баклажанов, с цветной капустой, морковью и курицей или бараниной.
  • Кнафех – десерт, запеченный из лоскутков сладкой лапши с медом и подслащенного сыра, верхний слой поливается вареным сахаром и посыпается измельченными фисташками.

Множество изысканных ресторанов помимо еды предоставляет возможность познакомиться с национальными танцами и песнями.

Центры культурного наследия Палестины также предлагают практический подход к изучению палестинской культуры. Здесь в теплой атмосфере можно поседеть в настоящих бедуинских палатках, в подлинной одежде бедуинов, попивая ароматный чай или арабский кофе и насладиться танцем Дабка.

Госуда́рство Палести́на (араб. دولة فلسطين‎‎, англ. State of Palestine) в настоящее время находится в процессе создания. Предусматривается формирование палестинского государства на территории Западного берега реки Иордан (или его части, в том числе на территории Восточного Иерусалима) и сектора Газа. Существуют различные предложения по созданию Палестинского государства в зависимости от мнения о палестинской государственности, а также различные определения Палестины как территории.

Провозглашение Государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета (высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины) - 253 голоса «за», 46 - «против» и 10 человек воздержались от голосования.

Тем не менее, c 1994, когда в соответствии с соглашениями в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) от 13 сентября 1993, была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), руководство ООП соблюдает своего рода мораторий на провозглашение независимости Палестины без окончательной договорённости с Израилем, и официально именует себя Палестинской национальной администрацией. В то же время дипломатические представительства ООП действуют под вывеской посольств Государства Палестина.

Фактически Государство Палестина по сегодняшний день не создано и не обладает реальным суверенитетом. Государственные структуры сформированы только частично (например, нет армии, хотя есть многочисленная полиция и при этом активно действуют всевозможные полувоенные организации). Значительная часть территории Западного берега реки Иордан контролируется израильской армией, a Восточный Иерусалим аннексирован Израилем. Сектор Газа и Западный берег реки Иордан представляют собой два анклава, разделённые территорией Израиля, первый контролируется сторонниками ХАМАС, признанного в ряде стран террористической организацией, а второй - ФАТХ. Организации находятся в состоянии вооружённого конфликта между собой. В каждом анклаве образовано своё правительство.

Границы

Согласно резолюции 181 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе британской мандатной территории Палестина на её территории должны были быть созданы два независимых государства - еврейское (Государство Израиль) и арабское, а также Большой Иерусалим - территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трёх территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Арабы отказались принять план ООН и не признали факт самопровозглашения еврейского государства. 15 мая 1948 года армии шести арабских стран: Ливана, Сирии, Саудовской Аравии, Трансиордании, Ирака и Египта вторглись на территорию, отведённую ООН будущему еврейскому государству, с севера, востока и юга. В результате арабо-израильской войны 1948 года около половины территорий, выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим оказались под контролем государства Израиль. Остальные арабские территории, а также Восточный Иерусалим, оказались под контролем