Интернет

Тест Сонди: кто вызывает у вас отвращение.

Психологи и нейробиологи, изучающие природу эмоций, предполагают, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с животными, необычайно развилось и усложнилось. Отвращение является основой многих предрассудков и мешает людям относиться друг к другу по-человечески.

Все мы хорошо знаем, что многие наши моральные оценки и суждения основаны больше на эмоциях, чем на рассудке. Сложнее ответить на вопрос, хорошо ли это, могут ли эмоции служить надежной основой благополучного существования и развития социума. Не только дилетанты, но и некоторые эксперты полагают, что эмоции, интуитивные побуждения и прочие природные позывы — вполне надежные критерии истинности в этических вопросах. Эта точка зрения основана на предположении, или, скорее, на интуитивной убежденности в том, что первая, непосредственная, не затуманенная всяческими умствованиями эмоциональная реакция и есть самая верная, потому что она идет «из глубины души» и несет в себе «глубинную мудрость». Голос сердца, одним словом. На это особенно напирают противники клонирования, стволовых клеток, искусственного осеменения и других технологий, «покушающихся на самое святое» и «вызывающих естественное отторжение».

Тем временем дотошные нейробиологи проникают всё глубже в пресловутые «глубины души», и то, что они там находят, не всегда похоже на мудрость, которую следует почитать превыше рассудка.

Несколько исследовательских коллективов в последние годы активно изучают природу отвращения — одной из базовых человеческих эмоций, которая, как выясняется, сильно влияет на общественную мораль и социальные отношения. Обзорная статья, опубликованная 14 июня в журнале Nature , знакомит читателей с их достижениями.

Нельзя сказать, чтобы отвращение было исключительно человеческим чувством: животным оно тоже свойственно, но в меньшей степени и в гораздо более простых формах. И обезьяна, и кошка, и новорожденный младенец, взяв в рот что-нибудь неприятное на вкус, могут выплюнуть это с характерной гримасой. Но от «невкусно» до «противно» — немалая дистанция. Только человек, вышедший из младенческого возраста, способен отказаться от пищи лишь на том основании, что она не там лежала или не к тому прикасалась. Пол Розин (Paul Rozin) из Пенсильванского университета , один из пионеров в данной области исследований, полагает, что с появлением разума первичная, унаследованная от животных предков эмоция резко расширилась, включив в себя, в частности, идею контакта, перенесения «скверны» путем прикосновения. Так, добровольцы, участвовавшие в экспериментах Розина, наотрез отказывались пить сок, к которому прикоснулся усиком простерилизованный таракан, или есть из безупречно чистого ночного горшка.

Из этой особенности первобытного мышления, очевидно, выросла так называемая контагиозная магия (см. Дж. Фрезер. «Золотая ветвь», глава 3). У животных и новорожденных детей ничего подобного не наблюдается.

Биологический, эволюционный смысл отвращения представляется более-менее понятным: это вполне адаптивное, способствующее выживанию стремление избежать контактов с заразой, не есть негодную и опасную пищу, а также сохранить собственную целостность, удерживая внутри то, что должно быть внутри (например, кровь), и снаружи то, что должно быть снаружи (например, фекалии).

Отвращение у людей отчетливо делится на «первичное» — это практически бессознательная психическая реакция на всякие мерзости — и «вторичное», или моральное, касающееся более абстрактных предметов, таких как идея клонирования. Связь между ними самая тесная. Во всех без исключения человеческих культурах принято распространять слова и понятия, обозначающие объекты первичного отвращения, на людей, нарушающих моральные и общественные нормы — например, на лживых политиков, продажных чиновников и т. п. Люди, заклейменные таким образом, могут даже восприниматься как источник некой мистической «заразы», вроде каких-нибудь тараканов. К примеру, предложение надеть на себя хорошо выстиранный свитер Гитлера не вызывает у большинства людей ни малейшего энтузиазма. По мнению Розина, это означает, что идея «заразности» в человеческом сознании распространяется и на моральные качества личности, иначе чем объяснить неприязнь к ни в чём не повинному свитеру.

Пол Блум, известный читателям «Элементов» как автор статьи о сопротивлении научному знанию , настроен более скептически: по его мнению, настоящее отвращение люди испытывают только к тем абстрактным идеям, которые непосредственно ассоциируются с объектами «первичного» отвращения, а во всех остальных случаях (например, когда говорят об «отвратительных политических технологиях»), это не более чем метафора.

Джонатан Хайдт (Jonathan Haidt) из Вирджинского университета полагает, что нашел доказательство единой физиологической природы «первичного» и морального отвращения: ему удалось экспериментально показать, что обе эмоции приводят к замедлению пульса, а при особенно острой реакции — еще и к чувству «комка в горле». По мнению Хайдта, это показывает, что моральное отвращение — никакая не метафора, а самое настоящее отвращение.

Бразильский нейробиолог Жоржи Молл (Jorge Moll) пришел к сходным выводам, наблюдая за активностью мозга испытуемых при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ). Оказалось, что при «первичном» и моральном отвращении возбуждаются одни и те же области мозга, а именно боковая и средняя лобноглазничная кора (lateral and medial orbitofrontal cortex) — эти области отвечают и за некоторые другие неприятные переживания, такие как сожаление об упущенных возможностях . Однако выявились и различия: моральное отвращение связано с более сильным возбуждением передней части лобноглазничной коры, которая считается более эволюционно молодой и, по-видимому, отвечает за обработку наиболее абстрактных эмоциональных ассоциаций.

Независимо от того, являются ли «первичное» и моральное отвращение одним и тем же или разными чувствами, «первичное» отвращение само по себе может оказывать вполне реальное влияние на наши моральные суждения и оценки и, как следствие, на наше отношение к людям и социальное поведение. Психологи из Принстонского университета при помощи МРТ показали, что возбуждение отделов мозга, отвечающих за страх и отвращение, снижает активность тех отделов, которые отвечают за жалость, сочувствие и вообще за восприятие других людей как людей (в отличие от неодушевленных объектов). Иными словами, вид противного, грязного бомжа автоматически вызывает чувство отвращения, которое не дает нам помыслить об этом человеке как о личности, заставляя воспринимать его как «кучу мусора».

Розин, Хайдт и некоторые их коллеги предполагают, что отвращение может играть существенную — и в основном негативную — роль в жизни человеческих коллективов. Если изначально отвращение выполняло в основном функции гигиенического характера, то в ходе дальнейшей эволюции это чувство, похоже, было «рекрутировано» для выполнения совсем иных, чисто социальных задач. Объект, вызывающий отвращение, должен быть отброшен, изолирован или уничтожен, от него необходимо дистанцироваться. Это делает отвращение идеальным «сырым материалом» для развития механизмов поддержания целостности группы, что могло быть крайне важно для первобытных людей. Предполагают, что небольшие коллективы наших предков жестоко конкурировали друг с другом. Сплоченность группы повышала ее шансы на выживание, а противостояние внешним врагам — наилучший способ добиться максимальной сплоченности (см.: Межгрупповая конкуренция способствует внутригрупповой кооперации , «Элементы», 28.05.2007).

Возможно, еще на заре человеческой истории наши предки научились испытывать отвращение к разного рода чужакам, «не нашим», «не таким, как мы». Марк Хаузер (Marc Hauser), психолог из Гарвардского университета , работающий также и с обезьянами, отмечает, что непростые отношения между группами бывают не только у человека, но и у других социальных животных, которые тоже прекрасно умеют отличать своих от чужих. Но люди почему-то особенно сильно зациклены на своих межгрупповых различиях и придают им, по сравнению с животными, непомерно большое значение. Для подчеркивания межгрупповых различий сплошь и рядом привлекаются морально-нравственные оценки, в том числе основанные на чувстве отвращения (к примеру, русское слово «поганый» исходно значило всего-навсего «иноверец, язычник»). По словам Хайдта, если первичное отвращение помогало выжить индивидууму, то моральное отвращение помогало выжить коллективу, сохранить целостность социума — «и именно здесь отвращение проявляет себя с самой отвратительной стороны».

Нечистоплотные политики во все времена активно использовали отвращение как инструмент сплочения и подчинения коллективов, натравливания одних групп на другие. Нацистская пропаганда называла евреев «крысами» и «тараканами». Те же эпитеты применяли к своим противникам враждующие партии во время недавней резни в Руанде. Если люди начинают испытывать отвращение к чужакам, они уже не могут воспринимать их как людей, чувствовать жалость или сострадание.

По мнению Молла и других экспертов, отвращение и по сей день служит источником предвзятости и агрессии. Нужно десять раз подумать, прежде чем принимать решения на основе подобных эмоций, идущих «из глубины души». История это подтверждает. Были времена, когда омерзительными, нечистыми считались, к примеру, женщины (особенно во время менструации), психически неполноценные люди или межрасовый секс. Сегодня мало кто в цивилизованных странах будет защищать подобные взгляды, и многие действительно — на физическом уровне — перестали испытывать отвращение ко всему перечисленному. Если в прошлом отвращение не было хорошим моральным индикатором, то с чего бы ему стать таковым сегодня? Во многих случаях то, что кажется нам отвратительным, действительно плохо и вредно, но это не значит, что разумные люди должны строить свои отношения на дремучих слепых инстинктах.

В статье рассказывается также о еще не опубликованных результатах, полученных Блумом и его коллегами. Известно, что люди очень сильно различаются по степени выраженности эмоции первичного отвращения: одни чуть в обморок не падают при виде таракана или неспущенной воды в унитазе, а другим хоть бы что. Оказалось, что существует значимая корреляция между этим показателем и политическими убеждениями. Люди, склонные испытывать сильное отвращение к «первичным» стимулам, чаще придерживаются консервативных взглядов и являются убежденными противниками клонирования, генно-модифицированных продуктов, гомосексуализма, мини-юбок, искусственного осеменения и прочих безобразий. Люди с пониженной брезгливостью, напротив, обычно имеют либеральные взгляды и просто не могут понять, отчего всё вышеперечисленное может кому-то казаться отвратительным.

Исследования в данной области только начинаются, так что речь идет лишь о самых первых, предварительных результатах, многие из которых могут в дальнейшем и не подтвердиться. «Тем не менее, — заключает Дэн Джонс — трудно не прийти к выводу, что если мы будем меньше думать брюхом (guts), а больше — головой и сердцем, то сможем раздвинуть границы своей моральной вселенной». Под «сердцем» здесь, надо полагать, подразумеваются те отделы префронтальной коры, которые отвечают за человечное отношение к другим людям, сочувствие и сопереживание.

Февраль 19th, 2013 Людмила

Начну рассказ об этой базовой эмоции с одного милого анекдота, который любил рассказывать гостям или детям во время приема пищи мой папа.

Летел как-то далеко самолет. Стюардесса прохаживалась по салону и вдруг заметила пассажира, которого сильно тошнило. Она быстро предложила ему пакет. Некоторые из пассажиров, увидев это, засмеялись. Но пассажиру было не до смеха, а стюардесса быстро ушла за новыми кулечками. Каково же было ее удивление, когда она пришла и увидела смеющегося пассажира, которому только-что было так плохо, и кучу одновременно блюющих пассажиров вокруг него. «Что здесь произошло?» — спросила стюардесса. «Да они думали, что у меня через край польется, милая. А я вот взял да и отхлебнул»…

Когда я его слышала в очередной раз, то выражение лица как-то непроизвольно искривлялось и я всегда говорила: «Фу-у-у!!!»

И все же отвращение – очень важная и необходимая для человека базовая эмоция. И в этой статье я расскажу Вам о нем, хотя для меня даже само его название отчего-то вызывает ответную неприятную реакцию. Видимо хватало в жизни ситуаций, когда я сталкивалась с этой эмоцией, и память хорошо воспроизводит неприятный ассоциативный ряд. Итак, отвращение – это эмоция, которая возникает при нарушении границ человеческого организма, при котором произошло его отравление или разрушение.

По спектру нарастания имеет место следующий порядок: брезгливость, пресыщение, пренебрежение, омерзение, гадливость. Что в нашей реальной жизни способно вызвать такой спектр чувств? Отравлять нас могут отвратительные запахи; интроективные установки родителей или других значимых взрослых; отношения, в которых нам невыносимо; чей-то отвратительный внешний вид; какой-то неприемлемый для нас способ поведения среды.

Отвращение – это эмоция для отвержения и удаления с минимумом прикосновения, или, как минимум, для того, чтобы отвернуться. Если организм не может отторгнуть то, что ему отвратительно, то тогда из-за необходимости прекратить отвратительный контакт человек сам отдаляется подальше от объекта отвращения. Отношения при отвращении не развиваются, и дистанция увеличивается до тех пор, пока отвращение не сливается с эмоциональным фоном.

Попробуем рассмотреть кусочек истории хорошо нам известной Дюймовочки, чтобы понять, как она могла столкнуться в своей сказочной истории с чувством отвращения. Для этого немного изменим сюжет. Надеюсь, автор не будет очень сердиться.

Так вот. Подобрала полевая мышь замерзшую и очень проголодавшуюся Дюймовочку. Испытав к ней острую жалость и приступ вселенской любви, старая мышь замотала ее в теплое одеяло и дала ей пшеничное зернышко.

— Скушай, деточка, это зернышко и обогрейся в моей норе.

Крошечная Дюймовочка скушала половину зернышка и благодарна произнесла:

— Спасибо за вашу доброту. Я обогрелась и вкусно поела.

А старая мышь ей в ответ, глядя на недоеденное Дюймовочкой зернышко:

— Да ты, деточка, доешь-ка зернышко, не выбрасывать же его…

Доела Дюймовочка зернышко и, смачно отрыгнув, в свою очередь сказала:

— Ну вот! А теперь я обожралась и вспотела!!!

С одной стороны – забавно, с другой, что ни говори – отвратительная история…

А может ли столь неприятная эмоция как отвращение дать нам что-нибудь положительное? Конечно же — да, может! Отвращение помогает поддерживать нам целостность и границы, удаляя за пределы организма и за его границы всё, что его разрушает. При этом важно выделять в отношениях со средой отравляющие и поддерживающие гомеостаз отношения.

Эмоция отвращения сродни эмоции страха, так как обе эти эмоции увеличивают дистанцию, но отвращение отличается тем, что предполагает отдаление и забывание, тогда как страх – отдаление вместе с вниманием к опасности, и потом взаимодействие, так как в страхе есть энергия для контакта.

Злость и отвращение иногда очень трудно дифференцировать. Часто среда вызывает отвращение, а человек привычно пытается пережить раздражение и начинает ошибочно приближаться, тем самым усиливая отвращение. Усиливающееся отвращение вызывает ещё большую злость, и так далее, вплоть до аннигиляционной агрессии, направленной на уничтожение отвратительного объекта.

В нашей культуре отвращение табуировано, подавлено, что приводит к жадности и корысти (согласно Ф. Перлзу). С самого детства у нас зачастую заставляют ребенка кушать насильно точно как в нашей истории про Дюймовочку, и иногда дети настолько переполнены «причиненным им счастьем», что просто срыгивают или полностью выташнивают «чрезмерную родительскую любовь». Потом их пичкают различными интроектами (различными установками и правилами, например «взрослых надо уважать», «нельзя быть эгоистами», «мужчины не плачут», «девочки должны быть послушными» и т.д. и т.п.) вместо того, чтобы любить, прислушиваться к ним, принимать их и строить с ними действительно близкие отношения, но в которых достаточно места для автономии и взрослых, и детей. Потом по мере роста включается пресс государственных социальных институтов: детские сады, школы, армия, ВУЗы и другие учебные заведения заполняют пустоты, какие только возможно, добивая ростки индивидуальности в большинстве. Оно и понятно, ведь государству нужны винтики в хорошо отлаженной работе бронепоезда, где уж тут потребность в яркой индивидуальности… Ведь никого не приглашают этим бронепоездом порулить…

Если еще раз вернуться к нашим потребностям. Многие из нас еще помнят эпоху дефицита, в которой мы родились и выросли. Мы всегда чего-то хотели. Нам всегда чего-то не хватало. Мы до сих пор, порою не из реального голода, а уже просто по инерции продолжаем испытывать какие-то неясные желания, которые зачастую плохо осознаем и принимаем или идентифицируем как потребность в получении чего-либо… И мы, как голодные волки, стремимся получать еще больше денег, еще больше внимания, стремимся к еще большему успеху, хотим еще больше любви… И нам – всё мало, да мало. А в результате, зачастую от своих стараний мы имеем – ожирение, отвращение и обесценивание.

Крайне редко в своей жизни мы вспоминаем про потребность избавиться от кого-либо или чего-либо, оставаясь в плену человеческой или материальной захламленности собственного жизненного пространства. Отсюда и берутся шутливые высказывания вроде этого: «Кого хочу – не знаю… Кого знаю – не хочу…»


Иногда мы не хотим кого-то видеть. Иногда нам мешают какие-то вещи, и мы даже хотим с этим что-то сделать, что-то изменить, но … Вспомните слова из популярной до сих пор песни, которую исполняет Александр Иванов: «Боже, какой пустяк сделать хоть раз что-нибудь не так, выкинуть хлам из дома и старых позвать друзей! Но что-то всерьез менять, не побоясь в мелочах потерять, свободно только небо над головой моей…»


Также и в своих контактах. Иногда для людей, склонных к слиянию, совершенно нет ни территориальных, ни временных границ. Вам разве никогда не приходилось принимать гостей, которых очень хотелось, к примеру, выпроводить через некоторое время, а иногда – уже и просто послать, чтобы не чувствовать себя изнасилованными. Некоторые люди терпят таких гостей, подавляя свое отвращение, по разным причинам. А иногда, будучи приглашенными в гости, мы можем испытать дискомфорт, заметив, что принимающая сторона, похоже, как-то испытывает потребность в уединении, а также их планы могут внезапно измениться, так же как и Ваши… Этот момент в контакте важно не проскочить, чтобы сохранить экологичность контакта. Потому что подлинная близость между людьми предполагает также возможность отдаления друг от друга в тот момент, когда это необходимо. Если игнорировать такую возможность, то близость станет кого-то напрягать и окажется чрезмерной.


Иногда отвращение может сыграть очень важную роль в функции нашего самосохранения. Наше отвращение интуитивно подскажет нам отказаться от непригодной или даже опасной для нас пищи, если мы сможем быть достаточно чувствительны к себе и неспешны в своих решениях.

Отвращение может быть первичным, как практически бессознательная психическая реакция на всякого рода нечистоты, так и вторичным (моральным) – как реакция на неприятных, например, лживых или асоциальных, людей.

Во все времена формы принятого социального отвращения использовались в качестве инструмента для манипуляций в групповых процессах. Так до сих пор натравливают одну группу людей на другую, например, по национальному признаку, некоторые политики, жаждущие власти. Так с помощью отвращения происходит отщепление нежелательной части людей от общества, например, сирот, физически и психически больных людей. До сих пор женщины во время менструаций считаются нечистыми (отвратительными) в некоторых религиозных культах.

Некоторые национальные блюда, являющиеся деликатесами для одних, будут отвратительны для представителей других национальностей и культур (например, китайское «тысячелетнее яйцо»).

Обратите внимание, как Вы едите. Если быстро, с жадностью заглатывая пищу кусками, то Вы, скорее всего, — нетерпеливый или даже жадный человек и, скорее всего, не способны получить от пищи настоящее удовольствие. Ведь постепенный неспешный контакт с пищей – это настоящее удовольствие. Сначала пищу важно разглядеть, наслаждаясь ее эстетическим видом, почувствовать ее запах, потом откусить небольшой кусочек. Первые кусочки пищи всегда самые вкусные, доставляющие самое сильное удовольствие. Если Вы кушаете не спеша, то почувствуете и момент, когда важно остановиться… едва-едва заметное отвращение. Ваше тело просит Вас остановиться – ему уже хватит, остальное будет уже только лишним.

Перлз считал чувство отвращения ведущим симптомом при неврастении, а подавленное отвращение – важной частью параноидного характера. Он считал отвращение эмоциональным отвержением, неприятием пищи, независимо от того, где она находится – во рту или в горле, видимая она или только воображаемая. Отвращение, по его мнению, является еще и формой защиты, связанной с процессом выделения и уничтожения продуктов дефекации, которым ребенок обучается с самого детства. Подавление отвращения – небезболезненный процесс. Так, например, родители насильно кормят ребенка «полезной» (на их взгляд) пищей. Такая пища может быть совершенно отвратительна ребенку. Но родители чрезвычайно настойчивы. Что остается ребенку? В этом случае он старается по возможности насильно выключить свои ощущения, буквально стать фригидным, чтобы просто выжить в ситуации зависимости и родительского насилия. Чем это черевато? Оказывается, что таким детям позже трудно испытывать настоящее удовольствие от еды, секса, духовной пищи. Но это – только одна сторона медали. С другой стороны, в такого человека можно впихнуть все, что попало. Его подавленное отвращение позволит многое сделать с ним…

Берегите свою чувствительность. Сохраняйте свое отвращение – оно может оказаться очень и очень полезным для Вас. Многие клиенты, обращавшиеся ко мне за психотерапевтической помощью, рассказывали, что в каких-то жизненных ситуациях, возможность вырвать, вытошнить подавленное или удержанное отвращение буквально спасли им жизнь, принеся настоящее физическое облегчение и освобождение.

Монотонная обстановка на работе тоже может вызывать отвращение. По мере взросления и социализации человека, он учится испытывать отвращение к самым разнообразным окружающим его объектам во внешней среде, а иногда – даже к самому себе. Эта эмоция может особенно актуализироваться в кризисные моменты, когда что-то старое отжившее уже приносит только отвращение, тогда возникает мотивация поиска новизны в своей жизни. Иногда, столкнувшись со своим отвращением к чему-либо, мы можем застрять в этом ощущении и отказаться от чего-либо надолго, иногда навсегда. Иногда блюдо, которое мы когда-то переели, мы не сможем съесть даже во время сильного голода. Здесь речь идет уже о некоторой травматизации и застрявшем отвращении. И это может относиться не только к вкусовым ощущениям. Например, в школе влюбленный в свой предмет педагог может так рьяно стараться научить ребенка своему предмету, что от этой любви может вызвать у ученика не только отвращение к своему предмету, но и к обучающему процессу в целом.

Во взрослой жизни в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека может сначала наступить просто нежелание ее выполнять, связанное с раздражением, скукой и отвращением (вплоть до аффекта выташнивания) и настойчивое стремление ее прекратить.

Еще хотелось бы отметить, что испытывая неожиданную любовь к какому-то человеку, мы выделяем именно какое-то его определенное свойство, черту, которая либо удивительно совпадает с нами в чем-то, либо в чем-то является притягательной и дополняющей нас. Поддавшись своему восхищению, мы очаровываемся, зачастую не замечая других аспектов его личности. Но когда эти другие черты обнаруживаются, мы можем испытывать настоящее удивление и отвращение. И тогда мы можем сказать этому человеку: «Фу, как ты отвратителен, вон из моей жизни!» Сила аффекта и наше разочарование мешают нам сказать, что «какая-то часть тебя вызывает у меня отвращение, хотя другая часть – очень нравится мне»…


Все наши чувства на самом деле относительны. Если в одном человеке мы видим одновременно и любимые, и отвратительные черты, то оказываемся в затруднительном положении. Конечно, легче было бы кого-то одного любить, а к кому-то другому испытывать отвращение… Но, если приглядеться повнимательнее, мы можем испытывать отвращение и от каких-то наших мыслей, как бы случайно пришедших к нам в голову, которые могут тоже быть отвратительны нам, и тогда мы стремительно стараемся их отторгнуть, как-то насильственно изгнать, но это не всегда получается. Сложно принять неоднозначность нашего бытия. Существует множество путей, чтобы снизить свою чувствительность, но зачастую это происходит за счет отчуждения многих ценных частей самого себя. А жаль…

С уважением, Лилия Семёнова.

19.02.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

1. Слэнг имиджбордов, мемы оттуда, попытка увидеть в любом слове отсылку на мем, какую-то пошлость или грубость, на что-то грязное. При таких людях начинаешь по десять раз задумываться прежде, чем открыть рот, потому что смысл твоих слов извратят, постесняешься есть банан, потому что, о Господи, он длинный и продолговатый, это же фаллос!
Есть знакомая, которая постоянно называет меня "дедом", хотя я миллион раз просил так не делать, слово "хлеб" сразу рождает в её голове ассоциацию с "Зелёным слоником", а об этом безусловном "шедевре" она может распинаться часами и удивляться тому, что я не смотрел, да и вообще общается так, будто вслух зачитывает посты из паблика "Бугурт-тред" (ничего не имею против этого паблика, но вот пусть их словечки и тамошний юмор там и остаются). Стоит ли говорить, что я не очень-то теперь хочу разговаривать с этой знакомой?
2. Попытки шутить над чем-то, что очень расстраивает или злит человека. Я не буду говорить о случаях, когда это делается со злым умыслом, так как подобное никому не понравится. Я о том, когда человек не желает зла в целом, но любит шутить на больные темы. Сначала человека по сто раз на дню поправляешь и напоминаешь, что это неприятно, в итоге он отправляется в игнор, а потом не понимает, что он такого сказал. Это ведь так смешно и весело. Такое довольно часто случается, например, есть музыкант, которого я уважаю, у него сильные проблемы со спиной, он с трудом двигается, испытывает постоянную боль, но не смотря ни на что продолжает заниматься любимым делом и не сдаётся. Не сторонник "сперва добейся", но в этом случае выбешиваюсь всякий раз, когда шутят про его спину. Ещё из-за болезни у него за много лет сильно уменьшился рост, было около метр 80, сейчас не превышает метр 65, из-за чего он сильно переживает, так сильно, что носит обувь на платформах, что для его здоровья, понятное дело, не очень. За мемы про его рост тоже придушить хочется. Точно так же не понимаю шуток про рак, про смерть, про инвалидов, про всевозможные проблемы - серьёзные и не очень. Видимо, я пропустил момент, когда объяснялось, почему это должно казаться смешным.
3. Прибешивают люди, которые видят во всём крайности и лепят ярлыки. Чёрное и белое. Плохое и хорошее. Сказав им "я это не люблю", можно напороться на негатив, так как они слышат это как "я это ненавижу", а сказав "мне нравится", можно ждать, что тебе напомнят в стиле "Иди смотри, что там, ты же обожаешь..._вставить нужное_". Если на вопрос о вере я отвечаю таким людям, что верю в Бога, я получаю ярлык "а, ты тоже из этих верунов", даже если я ни разу не упоминал до этого темы веры в разговоре и не проявлял себя "неадекватным веруном", а после слов о том, что я не курю и не пью, я оказываюсь "зожником". Очень интересный зожник получается, который хлещет кока-колу литрами, гуляет два раза в месяц и не занимается никаким спортом. Не знал, что такие бывают.
4. Люди, считающие окружающих "серой массой" и не стесняющиеся заявлять об этом. Как правило, такие люди редко превосходят остальных, а те, кто превосходил, были талантливы от природы, это везение, а не заслуга. Привык к тому, что все уникальные люди в моей жизни были добрыми и приветливыми.

Про жестокость и без меня сказали достаточно.

Мы не знаем наверняка, каким образом, и в какой момент возникали в процессе эво­люции различные эмоции. Однако с большой долей вероятности мы можем пола­гать, что эмоция отвращения была в их ряду одной из первых. Уже простейшие орга­низмы должны были обладать биологическими системами, обеспечивавшими моти­вацию для реакции приближения-отстранения, поскольку эта реакция играет фундаментальную роль в выживании организма. Современный человек, вступая в сложные и многообразные взаимодействия с окружающей средой, как физической, так и социальной, демонстрирует огромное разнообразие реакций приближения-отстранения. Он обладает множеством мотивационных механизмов, побуждающих его к приятию другого человека, объекта, события, и таким же, если не большим, разнообразием механизмов, заставляющих его избегать те или иные стимулы. На ранних этапах эволюции эта реакция прибли­жжения-отстранения была гораздо проще, а обеспечивавшая ее мотивация - зна­чительно однообразнее. Приближение и принятие проявлялись главным образом в рамках пищевого и сексуального поведения, а отстранение и отвержение служили для избегания боли и неприятных на вкус и потенциально опасных веществ. Именно из этих примитивных систем, мотивировавших отказ от невкусных и потенциально опасных веществ, и возникла, вероятно, эмоция отвращения.

7.1. Отвращение.

Изучение эмоции отвращения и ее мимического выражения дает нам много цен­ной информации о человеческих эмоциях вообще. Эмоции - одна из фундаменталь­ных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком. Происхождение эмоции отвращения - невозможно проследить и уверенно обосновать эволюционное происхождение всех фундаментальных эмоций. Одним из немногих исключений является эмоция отвращения, представляющая собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания. Она уходит своими корнями в те древние отделы мозга, кото­рые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение. Характерную и совер­шенно отчетливую гримасу отвращения можно увидеть у новорожденного младен­ца, если положить ему на язык какое-нибудь горькое вещество; реакцию отвраще­ния демонстрируют даже те младенцы, которые страдают дисфункцией полушарий (наиболее поздних образований в головном мозге). Очевидно, что такое выражение отвращения не содержит психического компонента, ибо оно не основывается на ког­нитивной оценке раздражителя. Таким образом, гримаса отвращения, наблюдаемая у младенцев, является функцией лишь нейрохимических процессов, не зависящих от научения и памяти. Несмотря на то что выражение отвращения у младенцев с дисфункцией мозго­вых полушарий опосредуется стволом мозга, у нас есть все основания предполагать, что даже такие гримасы сопровождаются гедонистическим состоянием или ощуще­нием, неким субъективным переживанием, соответствующим мимическому выра­жению эмоции. Штейнер (Steiner, 1979), активно изучавший нейрохимические ос­новы эмоции отвращения, пришел к выводу, что выражение отвращения сопровож­дается специфическим переживанием и что именно это переживание мотивирует экспрессивное поведение индивида, предполагающее отказ от неприятного на вкус вещества. Вышеназванные экспериментальные данные и их обоснование согласуются с нашим предположением о внутренней, врожденной взаимосвязи между мимиче­ской реакцией и переживанием. Если это предположение, верно, то мы можем ут­верждать, что всякое мимическое выражение на лице младенца предполагает спе­цифическое переживание. Именно переживание предопределяет организующую и мотивационную роль эмоций. Эмоция отвращения, эволюционное происхождение которой обосновано нами с достаточной долей определенности и которая уходит своими корнями в самые древ­ние отделы мозга, может служить моделью, дающей нам возможность понять дру­гие фундаментальные эмоции. Ниже приводятся некоторые выводы, к которым пришли в результате изучения эмоции отвращения и ее мимического выражения.

· Эмоциональная экспрессия - это один из базовых аспектов человеческой природы.

· Существует естественная и врожденная взаимосвязь между мимическим вы­ражением и переживанием. Любое мимическое выражение, по крайней мере, в младенчестве, сопровождается соответствующим переживанием.

· Переживание, естественно возникшее вместе с мимическим выражением, имеет мотивационное значение.

· Действие социокультурных норм приводит к разрыву врожденной взаимосвя­зи между выражением эмоции и ее переживанием.

· В процессе социализации и приобретения опыта мы научаемся скрывать свои эмоции. Печаль мы прячем под улыбкой, страх - под гневно насупленными бровями.

· Эмоции могут активироваться в результате базовых нейрохимических процессов, независимо от нашего опыта, социальных навыков или воспоминаний.

· По мере социализации когнитивные процессы (анализ и оценка стимула), навыки и воспоминания играют все большую роль в эмоциональной жизни человека. Так, например, мы научаемся испытывать отвращение к очень широкому кругу стимулов.

· В младенческом возрасте эмоции могут активироваться как спонтанно, так и
в результате нейрохимических и сенсорных процессов, но эти эмоции почти
или вовсе не имеют отношения к психическим процессам мышления, памяти
и антиципации. Однако все эмоции, в конце концов, вступают во взаимосвязь с
огромным количеством символов, каковыми являются понятия, образы, мыс­
ли, ценности, цели.

7.1.1. Развитие эмоции отвращения.

В раннем младенчестве реакция отвращения может быть активирована только химическим раздражителем - горькой или испорченной пищей. Однако по мере взросления и социализации человек научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира и даже к самому себе. Понятие «от­вратительно» используется нами в самых разных ситуациях и по отношению к са­мым разным вещам. С его помощью мы можем охарактеризовать запах испорченной пищи, характер и поступки человека или неприятное событие. Оно может означать, что чье-то поведение и манеры резко отличаются от общепринятых (например, ког­да от человека дурно пахнет или он чавкает за столом). Точно так же понятие «вкус» употребляется нами не только по отношению к пище, но и при описании поступков и поведения человека. Например, мы можем сказать, что человек «проявил хороший вкус», отдав предпочтение некой картине, и это будет означать, что он хорошо разбирается в живописи. Сам факт неоднознач­ности этого понятия свидетельствует о том, что эмоция отвращения, возникающая в результате нейрохимических процессов, имеет психологическое значение. Испор­ченная пища вызывает отвращение при любых обстоятельствах, но не менее силь­ное отвращение может вызвать у нас и самая вкусная пища, если она приготовлена или подана не так, как мы привыкли. Малейшее нарушение привычного способа совершения того или иного действия может привести к тому, что действие, обычно воспринимаемое как нормальное и естественное, начинает вызывать отвращение. Так, например, каждый из нас посто­янно сглатывает слюну. Однако, что вы почувствуете, если вам вдруг предложат сплевывать слюну в стакан, с тем чтобы потом проглотить ее разом? Конечно же, отвращение. Итак, изучение эмоции отвращения позволяет нам прояснить некоторые осно­вополагающие характеристики и закономерности всех фундаментальных эмоций. Мимическое выражение отвращения обслуживается самым древним отделом моз­га - стволом мозга. Эмоция отвращения играет чрезвычайно важную адаптивную роль в жизни человека, создавая мотивацию к отвержению физически и психологи­чески вредных объектов.

7.1.2. Причины отвращения.

Розин и Фаллон (Rozin, Fа11оn, 1987) разработали теорию отвращения, в кото­рой эмоция отвращения жестко связывается с пищевым поведением. Отвращение рассматривается ими как физиологическая реакция отвержения вредоносных объек­тов. В качестве таких объектов они рассматривают только продукты животного про­исхождения. Розин и Фаллон выделяют четыре возможные причины пищевого отвержения: 1) невкусная пища (та, которая не нравится индивиду); 2) опасная пища (ядовитая); 3) несъедобные предметы в качестве пищи (например, дерево или песок); 4) пища, вызывающая отвращение (загрязненная или зараженная пища). Отвращение рас­сматривается ими как реакция отторжения, основанная на когнитивной оценке объекта, в особенности на представлении о его зараженности. Авторы имеют в виду психологическое заражение и в качестве иллюстрации приводят следующий пример. В одной больнице медсестры воровали соки, предназначенные для больных детей, но когда соки стали разливать в бутылки для сбора мочи, воровство прекратилось. Бутыл­ки были новыми, и медсестры знали о том, что опасности физического заражения нет. Их отказ был обусловлен только представлениемо возможном контакте с мочой. Можно отвергать те или иные пищевые объекты на основании их неприятного вкуса, но, для того чтобы индивид испытал отвращение к объекту, он должен знать или предполагать, что объект заражен. Розин и Фаллон считают, что развитие эмо­ции отвращения тесно связано с когнитивным развитием человека и зависит от его способности понимать, как происходит заражение пищи и каким образом заражен­ная пища влияет на организм. Таким образом, эмоция отвращения, по мнению авто­ров, возникает у человека не раньше семилетнего возраста. Лишь по достижении семи лет ребенок в процессе обусловливания и научения начинает испытывать от­вращение к объектам, которые раньше были нейтральными для него. Любая вполне съедобная пища теперь может вызвать у него отвращение, если он знает, что она соприкасалась с зараженным объектом. «Зараженность» - это не только и не столько физическая характеристика объекта; психологическая зараженность может вызвать не менее сильное отвращение. Апельсиновый сок, разливаемый по стака­нам из ночного горшка, вызовет отвращение у большинства людей, даже если этот горшок будет новым и абсолютно стерильным. Маленькие дети, по мнению авторов, не могут испытывать отвращения к пище; они отказываются брать в рот только не­вкусные, несъедобные или ядовитые продукты и вещества. Розин и Фаллон представили очень узкое определение эмоции отвращения. Из этого определения следует, что мимическая реакция отвращения, наблюдаемая у детей младше семи лет, не сопровождается соответствующим эмоциональным пере­живанием. Однако, по нашим наблюдениям, маленькие дети, выражая отвращение, демонстрируют поведение, явно мотивированное переживанием отвращения. Представление Розина и Фаллона об эмоции отвращения как исключительно пищевой реакции оспаривается психоаналитиками. Последние сообщают многочис­ленные случаи из своей практики, свидетельствующие о том, что человек может испытывать отвращение к определенным формам сексуальной активности (напри­мер, орально-генитальному или генитально-анальному сексу) (David,Fаhу, 1987). Дэвид и Фэйхи полагают, что эротические импульсы динамически связаны с эмоци­ей отвращения, и подтверждают свой тезис случаями из клинической практики (на­пример, некий мужчина сексуально возбуждался, когда партнерша мочилась ему в рот; некая женщина получала сексуальное наслаждение, когда мужчина мочился на нее). Кроме того, Дэвид и Фэйхи считают, что сексуальное отвращение может выпол­нять адаптивные функции. Например, отвращение к определенным формам сексу­альных отношений может сыграть роль в установлении приемлемых норм полового акта, а отвращение к потенциально опасным, вредным для здоровья формам сексу­альной близости выполняет защитную функцию. Большинство теоретиков согласны в том, что исходной причиной отвращения является «дурной вкус» объекта. Постепенно, по мере научения и накопления опы­та человек научается испытывать отвращение при одном только взгляде на объект, который может быть неприятным на вкус, имеет дурной запах или неприятный вид. Мы можем испытывать отвращение к протухшему мясу и к невоспитанному ребен­ку, к дурно пахнущей пище и к зловонию на улице. Определенные формы полового акта или сама мысль о них также может вызвать у нас отвращение. С точки зрения психологического благополучия индивида, наиболее серьезного внимания заслуживает, наверное, тот факт, что источником отвращения может стать собственное «Я» человека. Некоторые физические аспекты этого «Я», не доставля­ющие человеку особого беспокойства в детстве, в подростковом возрасте могут вы­зывать у него отвращение. Так, например, полнота, часто рассматриваемая в дет­стве как признак хорошего аппетита и крепкого здоровья, в подростковом возрасте нередко становится той частью физической Я-концепции, которая вызывает наи­большее отвращение. В комбинации с печалью и другими эмоциями отвращение может играть немало­важную роль в пищевых расстройствах, которыми страдают очень многие люди. Ге­нерализованное отвращение к пище может привести к полному отказу от пищи, к анорексии. Нарушения пищевого поведения у подростков зачастую характеризуют­ся двоякой симптоматикой - попеременным обжорством и голоданием. Обжорство обусловлено целым комплексом причин, некоторые из них, вероятно, связаны с био­логическими факторами, но большая часть обусловлена неудовлетворенностью раз­личного рода эмоциональных потребностей. Голодание же в определенных случаях может быть обусловлено исключительно эмоцией отвращения. После периода об­жорства многие молодые люди стремятся «очиститься», вызывая у себя рвоту. Об­жорство и субъективно связанная с ним полнота, как реальная, так и воображае­мая, восприятие себя как «жирной и безобразной», вызывают у многих девушек от­вращение. Психологически обусловленное отвращение может в буквальном смысле вызывать у человека рвоту.

7.1.3. Мимическое выражение отвращения.

Мимическое выражение отвращения безошибоч­но распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей и сморщен­ного носа мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в ре­зультате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество. С возрастом человек научается контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Мы не только учимся скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретаем навык «изображать» от­вращение, когда на самом деле не испытываем его. Кроме того, мы можем с помо­щью одного-единственного мимического движения дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение. Дети, испытывая отвращение, высовыва­ют язык и говорят «фу», тогда как взрослые могут выразить свое отвращение одним лишь движением верхней губы или едва заметным наморщиванием носа. Эти дви­жения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными окружаю­щими, если те не слишком наблюдательны. Как и любая экспрессивная мимика, эти движения могут быть непроизвольными, и человек, совершающий их, может не осо­знавать того, что выражает отвращение.

7.1.4. Переживание отвращения.

Эмоция определяется мною как феномен, включающий в себя нейрофизиологи­ческие процессы, экспрессивное поведение и специфическое переживание. Экспе­риментальные данные, по крайней мере, те, которые касаются двух последних ком­понентов, свидетельствуют о том, что отвращение можно рассматривать как эмо­цию. Существует проблема разграничения эмоции отвращения от эмоции гнева, с одной стороны, и от эмоции презрения - с другой, поскольку человек часто пере­живает эти три эмоции одновременно, в одной и той же ситуации. Описанное нами мимическое выражение отвращения уникально, его специфические характеристи­ки позволяют отделить его как от выражения гнева, так и от выражения презрения. Изучение отвращения показывает, что оно тоже вполне отлично от двух других эмоций, составляющих триаду враждебности. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, что он может взорваться, если не выплеснет свою злость или не устранит причину фрустрации, в то время как, испытывая отвращение к чему-либо, человек, прежде всего, стремится устранить объект отвращения или отстраниться от него. В тех случаях, когда отвращение вызвано неприятным запахом или вкусом, вы можете почувствовать тошноту, словно ваш желудок говорит «фу». Но даже психо­логическое отвращение - отвращение, вызванное исключительно когнитивными причинами и не сопровождающееся физической тошнотой, - тем не менее побуж­дает вас к отстранению от неприятного объекта. Сказанное не означает, что только запах и вкус могут вызывать физическое отвращение и тошноту, - зрительные и слуховые раздражители также могут вызвать неприятные ощущения в желудке, по­скольку в процессе обусловливания и научения у нас возникает ассоциативная связь между определенными образами и звуками, с одной стороны, и дурными запахами и вкусом - с другой. Чувство отвращения сродни ощущению тошноты и скверного вкуса во рту, оно побуждает нас к устранению объекта отвращения или отстранению от него. При интенсивном чувстве отвращения человек может действительно почувствовать тош­ноту. Эмоциональные профили для ситуаций гнева и отвращения при всем их сходстве имеют некоторые существенные различия. В ситуации гнева показатель эмоции интереса значительно выше, а показатель эмо­ции печали несколько ниже, чем в ситуации отвращения. Можно предположить, что объект гнева захватывает внимание человека сильнее, чем объект отвращения; по­следний, напротив, скорее способствует переключению внимания.

7.1.5. Биологическая и социальная функции отвращения.

Исходная и наиболее очевидная биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опас­ных веществ. Но отвращение может также играть мотивирующую роль в установле­нии взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной сто­роны, и реакцией избегания-отвержения - с другой. Вкусовые ощущения вызы­ваются только воздействием химических раздражителей, но эмоция отвращения может побуждать индивида к избеганию или отвержению даже тех объектов, кото­рые не воздействуют на его вкусовые или обонятельные рецепторы. Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуа­ций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений чело­век сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внеш­ность, манеры или поведение, а в противном случае рискует быть отвергнутым. Когда что-то вызывает у нас отвращение, мы стремимся устранить этот раздра­житель или изменить его таким образом, чтобы он перестал быть отвратительным. Наверное, именно отвращение побуждало животных в процессе эволюции поддер­живать санитарное состояние среды и предотвращало употребление испорченной пищи и зараженной воды. Хотя отвращение и не самый совершенный детектор зара­женности, оно зачастую сигнализирует нам об опасности объекта. Эмоция отвра­щения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди, как правило, испытывают отвращение к грязной одежде и запахугрязного тела, как своего, так и чужого. Загрязнение окружающей среды может иметь гибельные последствия для группы, а несоблюдение правил личной гигиены, предписываемых социумом, может привести к отвержению и изоляции индивида. Как мы уже отмечали, отвращение играет определенную роль и в установлении стандартов сексуального поведения. Подобно гневу, отвращение может быть направлено не только вовне, - чело­век может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению само­оценки и к самонеприятию. Результаты сравнительного исследования, проведенно­го на здоровых людях и депрессивных пациентах показывают, что гнев и отвращение, переживаемые человеком по отношению к самому себе, являют­ся весьма характерными симптомами депрессии.

7.1.6. Взаимодействие гнева и отвращения.

Сама по себе эмоция отвращения не может рассматриваться в качестве причи­ны агрессивного поведения. Реакция отвержения или избегания, наблюдающаяся при эмоции отвращения, как правило, адекватна стимулу. Однако в комбинации с гневом отвращение может приводить к вредным и опасным последствиям. В этом случае у человека вместо стремления избежать контакта с неприятным объектом или отвергнуть его может возникнуть желание «расправиться» с ним, напасть на него и уничтожить.

7.1.7. Отвращение и психологические нарушения.

Мы уже отмечали, что эмоция отвращения может играть некоторую роль в на­рушениях пищевого поведения. Неумеренность в еде может привести к таким рас­стройствам, как булимия и анорексия, которые серьезно сказываются на физиче­ском и психическом здоровье человека. Отвращение в комбинации с гневом может стать основой для развития такой личностной черты, как повышенная агрессив­ность, и привести к патологически враждебным формам поведения. Нарушения пищевого поведения и сопровождающие их приступы депрессии ча­сто характеризуются чувством отвращения (а также презрения) к самому себе. Ниже приведена схема, которая дает ясное представление о последовательности эмоций и действий, характерных для рас­стройств пищевого поведения. Люди, страдающие нарушениями пищевого поведения, как правило, даже не заду­мываются о том, что их дезадаптивное поведение может быть вызвано тем, что они испытывают отвращение и презрение к себе, но эти эмоции порой действительно могут стать важным фактором психического расстройства.

7.2. Презрение.

Презрение достаточно отчетливо выражает себя мимически. Презрительная мимика, вызванная соответствующим переживанием, выполняет коммуникативную функцию. Однако довольно сложно определить, в чем заключается конструктивное или адаптивное значение презрения. Поведение, которым сопровождается эмоция презрения, обычно не вызывает у нас восхищения. Более того, мы зачастую называ­ем такое поведение и чувства, вызвавшие его, «недостойными».

7.2.1. Причины презрения.

Победа, одержанная над соперником, может вызвать у победителя презрение. При широкой интерпретации понятия «победа», когда мы включаем в него и физи­ческие, и вербальные, и воображаемые преимущества, и столь же широкой трактов­ке понятий «соперничество» и «соперник» можно заявить, что победа над соперни­ком является основным и главным источником эмоции презрения. Человек может испытывать презрение к самому себе; в данном случае одна часть «Я» (сознание или супер-эго) чувствует свое превосходство над другой частью «Я» (например, над фи­зическим «образом Я»). Само понятие «победа» предполагает наличие победителя и проигравшего. Вся­кий раз, когда человек одерживает победу, реальную или мнимую, у него, как прави­ло, возникает чувство собственной значимости, собственного могущества, пусть даже кратковременное и ограниченное рамками конкретной ситуации, и это чув­ство может привести к тому, что победитель начинает относиться с презрением к проигравшему сопернику. Презрение возникает не только в межличностном обще­нии, не только в отношениях между двумя людьми, но и между соревнующимися командами и их болельщиками. Презрение может быть отличительной характерис­тикой отдельной семьи, жителей определенного района или города, социально-эко­номического класса, этнической группы или целой расы.

7.2.2. Выражение презрения.

Кросс-культуральные исследования экспрессивной мимики показывают, что эмоция презрения выражает себя иначе, чем эмоции отвращения и гнева. Презри­тельная экспрессия распознается подавляющим большинством предста­вителей самых разных цивилизованных культур как выражение, отличное от выра­жения отвращения или гнева. Выражение презрения - это комплексное, пантоми­мическое выражение. Выражая презрение, человек в буквальном смысле становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на объект презрения как будто сверху вниз. Развернутое выражение презрения включает в себя также приподнятые брови и приподнятую верхнюю губу (или сжатые уголки губ). Любой из вышеописанных пантомимических сигналов может выражать эмоцию презрения. Экман и Фризен (Екmаn, Friesen, 1986) представили данные исследования, сви­детельствующие о том, что самым узнаваемым признаком презрения являются сжа­тые уголки губ. Данное выражение возникает вследствие сокращения одной-единственной щёчной мышцы. Его сокращение приводит к сжатию уголков губ, в резуль­тате чего рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образу­ются небольшие симметричные углубления. По данным Экмана и Фризена (1988), 75 % представителей изученных ими десяти различных культур интерпретировали это мимическое выражение как выражение презрения. Хотя данные, представленные этими исследователями, кажутся вполне убеди­тельными, данные других авторов позволяют предполагать, что не менее узнавае­мыми сигналами презрения могут быть и другие пантомимические движения (на­пример, приподнятая бровь или откинутая назад и вбок голова). Презрение может также выражаться усмешкой (Izard, Hayness, 1988). Вполне возможно, что сжатые уголки рта представляют собой модификацию описанной Дарвином (Darwin, 1872) «презрительной усмешки», когда животное приподнимает угол верхней губы, обнажая тем самым клык. Это выражение можно наблюдать и у людей, но достаточ­но редко. По сравнению с вульгарной усмешкой, сжатые уголки рта являются более контролируемым и более приемлемым с эстетической и социальной точек зрения способом выражения презрения.

7.2.3. Переживание презрения.

Мало что известно о физиологии презрения. Результаты исследований, в которых изучались эмоции гнева, отвращения и презрения, свидетельствуют о том, что презрение, по сравнению с двумя другими эмоциями, характеризуется самым низким уровнем физиологического возбуждения. Если гнев - самая «возбуждаю­щая» эмоция (кровь «кипит», все мышцы напряжены), то презрение - самая «хо­лодная» эмоция. Это может означать, что переживание презрения не сопровожда­ется вовсе или сопровождается крайне незначительными изменениями сердечного ритма, частоты дыхания и других физиологических параметров, которые изменяют­ся очень существенно при умеренных и интенсивных переживаниях гнева. Таким образом, эмоция презрения сама по себе, без взаимодействия с эмоцией гнева, по-видимому, не может «захватывать» человека полностью, не может «переполнять» так, как переполняют ярость или страх.

7.2.4. Субъективное переживание презрения.

Как мы только что сказали, презрение не переживается как всеобъемлющее чув­ство. Это самая «холодная» эмоция в триаде враждебности. Испытывая презрение к какому-то человеку, мы ощущаем в чем-то свое превосходство над ним. Презре­ние - это больше чем безразличие или равнодушие, ибо оно всегда сопровождает­ся чувством ценности и значимости собственного «Я» по сравнению с «Я» другого человека. Переживание презрения почти всегда предполагает определенные установки и представления. Если вы презираете кого-то, то вы сознательно или неосознанно де­монстрируете надменную или снисходительную манеру общения с этим человеком, подчеркивающую ваше превосходство над ним. Таким образом, презрение приводит к раздуванию чувства собственной значимости и к обесцениванию объекта презре­ния.

7.2.5. Функции презрения.

Из всех эмоций, обсуждаемых в данной книге, эмоция презрения представляет наибольшие трудности для объяснения ее в эволюционной перспективе. Эволюци­онная точка зрения предполагает, что все наши биологически обусловленные дей­ствия или переживания выполняют или выполняли в прошлом некие адаптивные функции. Какую адаптивную функцию могла выполнять в процессе эволюции чело­века эмоция презрения? В эволюционной перспективе презрение, возможно, было своеобразным сред­ством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Напри­мер, молодой человек мог готовиться к бою с противником, вызывая у себя такие мысли: «Я сильнее его, я лучше его». Такое заявление могло служить объединяю­щим сигналом для всех мужчин племени, готовящихся к обороне или нападению. Мужчины, которые усваивали подобный образ мыслей, вероятно, демонстрировали больше смелости (и меньше сочувствия к врагу) и с большим успехом преодолевали опасности, которые подстерегали их на охоте и в бою. Даже сегодня презрение чаще всего возникает в тех ситуациях, когда индивиду нужно почувствовать себя силь­нее, умнее, образованнее соперника, в чем-то превзойти его. Ситуации, вызываю­щие ревность, жадность и соперничество, - это благодатная почва для презрения. Поскольку человек обращает свое презрение противлюдей (или против самого себя), очень трудно найти в этой эмоции что-нибудь позитивное или адаптивное. Возможно, что презрение служит конструктивным целям тогда, когда оно направле­но против тех, кто действительно заслуживает его: тех, кто повинен в хищническом уничтожении природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, в росте пре­ступности, кто совершает аморальные поступки, угнетает других людей, разжигает войны и конфликты. Возможно также, что презрение является средством укрепле­ния социальных норм и групповой конформности. Человек, который пренебрегает социальными нормами, постоянно демонстрирует девиантное поведение, может вызвать у людей презрение. Если это презрение разделяется большинством группы, то оно становится мощным средством давления на индивида, - последний либо при­нимает групповые нормы, либо изгоняется из группы. В тех случаях, когда девиант­ное поведение связано с нарушением юридических или моральных норм или нано­сит ущерб здоровькпсамого человека и окружающих его людей, выражение презре­ния со стороны группы вполне оправдано и может оказаться полезным. Человек, ставший объектом общественного презрения, может почувствовать стыд, а стыд может быть мотивом к самосовершенствованию. Негативное значение эмоции презрения очевидно. Презрение является необхо­димым элементом любых предрассудков, включая расовые. Из трех эмоций, состав­ляющих триаду враждебности (гнев, отвращение, презрение), презрение - самая коварная и самая холодная эмоция. Если в гневе человек «вскипает» и ощущает сильнейший импульс к действию, то презрение порождает холодность и отчужден­ность, которые могут стать основой хитрости и коварства. Эмоция презрения приво­дит к деперсонализации объекта презрения, заставляет воспринимать его как нечто «недочеловеческое». Именно в силу этих характеристик презрение часто выступает как мотив к убийству и массовому истреблению людей. К сожалению, до сих пор солдат в армии воспитывают в духе презрения к про­тивнику. Их учат деперсонализировать врага, добиваясь, чтобы солдат мог с легкос­тью убивать. Однако подобное обесценивание человеческой жизни может приво­дить к истреблению гражданского населения - женщин, стариков, детей. Чем, если не презрением, можно объяснить бессмысленное истребление множества невин­ных, беззащитных людей, которое часто происходит во время военных конфликтов? В нашем обществе, как и в большинстве других, существующих на Земле, пре­зрение зачастую проявляется в очень коварных формах. Поскольку презрение все­гда связано с обесцениванием и деперсонализацией, оно лежит в основе различного рода предубеждений и предрассудков - расовых, классово-социальных, классово-экономических, этнических, религиозных, сексуальных. История человечества знает немало примеров того, как расовые и этнические предрассудки приводят к угнетению целых народов, к лишению их целого ряда прав и привилегий. Предрассудки белых людей по отношению к людям черной расы сто­или последним множества лишений, как в личностном, так и в социально-экономи­ческом плане. Отмена рабства в США в 1864 году была лишь началом долгой и труд­ной борьбы с дискриминацией черного населения. Порабощению подвергались не только чернокожие африканцы. Египтяне пора­ботили народ Израиля, греки - египтян, римляне - греков; этот ряд можно продолжать до бесконечности, победители всегда порабощали побежденных. До сих пор победа означает превосходство, а поражение - подчинение и лишение прав. Побе­дитель с презрением относится к побежденному, побежденный испытывает стыд и унижение. Однако все имеет свою цену и за все нужно платить. Наполняя свою жизнь пре­зрением, человек расплачивается за него свободой мышления. Презрение и вызван­ные им предрассудки ограничивают разум, не позволяют воспринимать жизнь во всей ее полноте и богатстве. В свою очередь тот, кто постоянно испытывает на себе презрение, живет с хроническим чувством стыда или в постоянном ожидании его, что приводит к снижению самооценки и чувству собственной неполноценности. Нам неизбежно приходится платить за свои предрассудки, хотя эта расплата происхо­дит незаметно и последствия ее не всегда очевидны. Жертвы предрассудков нахо­дятся в еще более тяжелом положении, поскольку постоянно осознают то клеймо неполноценности, которым их отметило общество.

7.3. Различия между враждебностью и агрессией.

Основная задача этого раздела - показать различия между враждебностью и агрессией и дать несколько более специфичное определение агрессии по сравнению с теми, которые обычно встречаются в научных трудах. Главное отличие одного от другого состоит в том, что враждебность складывается из аффективного опыта (эмо­ций, чувств) и аффективно-когнитивной ориентации, тогда как агрессия состоит из действий, направленных на причинение вреда. Враждебность - это комплексная аффективно-когнитивная черта, или ориен­тация личности. Враждебность складывается из различных эмоций, драйвов и аф­фективно-когнитивных структур, взаимодействующих друг с другом. Из эмоций в комплексе враждебности самое важное место занимают эмоции гнева, отвращения и презрения. Враждебность также включает в себя драйвы, межаффективные интер­акции и, довольно часто, представления и фантазии, связанные с причинением вре­да объекту враждебности. Такие образы и фантазии не обязательно содержат в себе реальное намерение причинить объекту вред. Враждебность имеет переживатель­ный и экспрессивный компоненты, но не включает в себя вербальные или физиче­ские действия. Эмоции гнева, отвращения и презрения влияют на перцептивные про­цессы и благоприятствуют возникновению образов и мыслей, созвучных аффекту, в результате чего и возникает враждебность. Поскольку враждебность отражает не­гативные эмоции (например, посредством гневной экспрессии), она может причинить вред тому, на кого она направлена, но этот вред бывает преимущественно психологическим. В рамках теории дифференциальных эмоций мы определяем агрессию как враж­дебное действие или поведение. Агрессия - это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждеб­ности; он совершается для того, чтобы причинить ущерб другому человеку (или себе), оскорбить его. Понятие «физический акт» включает в себя как физические, так и вербальные действия. Причиняемый ущерб может быть и психологическим, и физическим (удар по телу или удар по самолюбию). Точно так же боль, вызванная агрессивным действием, может быть как физической, так и психологической. Аг­рессия, как правило, мотивируется враждебностью и порожденными ею образами и фантазиями, но она также может оказывать обратное влияние на враждебность, ослабляя или усиливая ее. Таким образом, враждебность рассматривается нами как сложное мотивационное состояние, а агрессия - как детерминируемое этим состо­янием поведение. Концептуальная парадигма, очерченная этими определениями, предполагает, что, несмотря на сходство экспрессии (пантомимической и вокальной), враждеб­ность еще не есть агрессия, поскольку последняя определяется как физическое дей­ствие, отдельное от эмоционального процесса. Но аффективная экспрессия может отражать и гнев, и отвращение, и презрение и тем самым может причинить эмоцио­нальный и психологический ущерб. Следовательно, враждебность (выражение аф­фекта), так же как агрессия, требует регуляции и контроля. Понимание различий между враждебностью (аффекты, когнитивные структуры, выражение аффекта) и агрессией (действия, направленные на причинение вреда) может способствовать выработке более тонких приемов контроля над этими явлениями.

Речевые реакции (например, брань), направленные на другое лицо, занимают промежуточное положение между выражением эмоции и физическим действием. Они представляют собой разновидность моторного акта, но причиняемый ими ущерб является чисто психологическим (как при враждебности). Вербальные атаки - это больше, чем выражение эмоции (если исходить из того, что экспрессия является компонентом эмоции), это скорее следствие эмоции, нежели ее компонент. Следо­вательно, враждебную вербальную активность правильнее рассматривать как фор­му агрессии.

7.3.1. Аффективные паттерны в ситуациях гнева, отвращения, презрения и враждебности.

Исследования, подобные изучению эмоции печали и аффективной картины де­прессии, были проведены и для базовых эмоций гнева, отвращения и презрения, а также феномена враждебности. Эти результаты несколько отличаются от аффективных профилей ситуаций печали и депрессии. Если последние существенно отличаются друг от дру­га и от профилей всех других фундаментальных эмоций, то профили эмоций, полу­ченные для воображаемых ситуаций враждебности и гнева, оказались фактически одинаковыми. Кроме того, за исключением ожидаемого различия показателей клю­чевой эмоции (той, которая названа в инструкции), профили ситуаций отвраще­ния и презрения по своей форме оказались очень близки профилям враждебности и гнева. Из четырех профилей самым специфичным является профиль ситуации презре­ния. Если принять сумму показателей гнева, отвращения и презрения за общий по­казатель враждебности, мы обнаружим, что он ниже всего в ситуации презрения. Это объясняется главным образом тем, что ситуация презрения вызывает значительно меньше гнева, чем ситуации враждебности и гнева, и несколько меньше по срав­нению с ситуацией отвращения. Профиль презрения характеризуется и некоторы­ми другими особенностями. По сравнению с тремя другими профилями он имеет более низкие показатели страдания и страха. Показатели чувства вины и смущения в ситуации презрения также несколько ниже, чем в других ситуациях. Обратная закономерность обнаруживается для показателя радости, который имеет самое вы­сокое значение в ситуации презрения. Если в ситуациях враждебности, гнева и от­вращения радость почти не упоминается, то в ситуации презрения ее показатель значительно превосходит минимальное значение. Сам собой напрашивается вывод о том, что ситуация презрения с меньшей веро­ятностью толкает человека к агрессии, чем ситуации гнева и отвращения. Если это заключение верно, презрение - наименее опасная эмоция в триаде враждебности. Однако при внимательном анализе эмоционального профиля ситуации презрения обнаруживаются некоторые факторы, противоречащие такому заключению, а имен­но: в ситуации презрения по сравнению с тремя другими ситуациями активируется меньше печали, вины и страха, то есть тех эмоций, которые служат ингибиторами агрессии. Кроме того, ситуация презрения в каком-то смысле выгодна и даже прият­на: человек, переживающий презрение и выражающий его в поведении, чувствует себя вполне удовлетворительно. Говоря о гневе, мы часто используем такие метафоры, как «пламя гнева», «накал гнева» и т. п., и они не случайны. У разгневанного человека краснеет лицо; гнев в буквальном смысле «обжигает» человека. Агрессия, к которой часто приводит гнев, скорее всего, объясняется высокой интенсивностью эмоционального переживания, высоким уровнем мобилизации энергетических ресурсов индивида. Презрение же, напротив, является самой «холодной» эмоцией в триаде враждебности, но именно потому, что оно сопровождается девальвацией объекта презрения, отчуждением от него, именно в ситуациях презрения велика вероятность совершения «хладнокров­ной» агрессии. Изучение эмоции отвращения дает нам много ценной информации о некоторых существенных характеристиках человеческих эмоций вообще. Исходная и наиболее очевидная функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Само мимическое выражение отвращения в своей прототипической форме выступает как инструментальная реакция отказа, так как проявляется в выведении неприятных на вкус объектов из полости рта. Выражение отвращения опосредуется самой древней в филогенетическом пла­не частью центральной нервной системы - стволом мозга. Оно наблюдается даже у людей, страдающих дисфункцией больших полушарий мозга. Экспериментальные данные о нейрофизиологических механизмах, лежащих в основе мимического выра­жения отвращения, подтверждают нашу гипотезу о врожденном и универсальном характере базовой эмоциональной экспрессии. Они также подтверждают наше пред­положение о том, что эмоции являются результатом нейрохимических процессов и не зависят от степени развития когнитивных структур. Разумеется, по мере взрос­ления мы научаемся испытывать отвращение к самым разнообразным объектам, включая идеи и даже собственное «Я». В одной из теорий отвращение рассматривается исключительно как «пищевая» эмоция, которая может быть активирована только представлением о зараженности или ядовитости пищи. Такой подход жестко связывает переживание отвращения с когнитивными способностями (способностью понять саму идею «зараженности»), которые развиваются у индивида не раньше семилетнего возраста. Несмотря на свою ограниченность, этот подход дает нам фундамент для понимания эмоциональ­но-когнитивных взаимоотношений и усвоенных эмоциональных реакций. Эмоция презрения связана с чувством превосходства. Трудно говорить о досто­инствах или о позитивном значении данной эмоции. Мы можем лишь предполагать, что в эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Даже в наше время солдатам в армии внушают презрение к потенциальному врагу, сознательно дегуманизируя его образ, - вероятно, для того чтобы солдаты, преисполнившись чувства собственного превосходства, проявляли больше храбрости в бою и с легко­стью уничтожали врага. Возможно, презрение является адекватным чувством тог­да, когда оно направлено против таких уродливых социальных явлений, как опусто­шение природных запасов, загрязнение окружающей среды, угнетение, дискрими­нация, преступность. Негативные аспекты эмоции презрения достаточно очевидны. Все предрассудки и так называемые «хладнокровные» убийства вызваны презрением. Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции от­вращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности. Однако враждебность необходимо отличать от агрессивного поведения. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней. Человек, испытывающий враждебные чувства, может и не проявлять агрессии. И наоборот, можно вести себя агрессивно, не испытывая враждебности.

Контрольные вопросы.

· Мимическая экспрессия базовой эмоции отвращения-презрения?

· Соматические проявления базовой эмоции отвращения-презрения?

· Причины и функции базовой эмоции отвращения-презрения?

· Взаимодействие эмоции отвращения-презрения с другими базовыми эмоциями?

· Регуляция базовой эмоции отвращения-презрения?

· Базовая эмоция отвращения-презрения в психопатологии?

Эмоционально выгорел, ничто не доставляет радости. Временами накатывает: воображаю себя ничтожеством, лишенным друзей и любви, но сразу же приходит спокойное осознание того, что ни в первом, ни во втором не нуждаюсь и ничего этого не желаю. Хроническое невезение, причем в какой-то извращенной форме - казалось бы, все не так уж и плохо, но никогда не пропадает неприятный душевный осадок и ощущение бездарности и нелепости происходящего. Перестал читать, прекратил слушать музыку. Раньше пытался сочинять что-то " в стол " ради развлечения, но теперь и это забросил. Общение с людьми вызывает отвращение и отторжение. Даже внутренний диалог уже давно ничего, кроме раздражения, не вызывает. И, самое главное, вся эта белиберда, которую условно можно назвать моей " жизнью " и все мои размышления касательно ее лишены какой бы то ни было яркой эмоциональной окраски и, как говорится, пафоса. Не лучше ли сейчас, не откладывая в долгий ящик, прервать это вялое блеянье социализированного мяса?
Поддержите сайт:

Счастливчик, возраст: 20 / 10.06.2011

Отклики:

Я очень хорошо тебя понимаю. Попробуй начать помогать другим, людям, которым гораздо хуже тебя: больным, инвалидам, обреченным. Сначала ты станешь оживать оттого, что твоя жизнь будет наполняться смыслом, а потом ты с удивлением обнаружишь, что это не ты, а в большей степени они спасают тебя и учат истинной жизни. Попробуй, стань волонтерем, и твоя жизнь полностью поменяется.

Наташа, возраст: 26 / 11.06.2011

Вы просто,наверное,устали;устали от людей,котрые Вас так или иначе не устраивают,но с которыми Вы вынуждены общаться.Или Вы сильно были разочарованы в людях.Если Вам сейчас не нужна ничья дружба или не нужна любовь,то и не стоит пока заводить дузей,искать свою любовь.Просто Вам,наверно,надо отдохнуть от всей этой людской суеты,довести до минимума общение с людьми,тем более если Вы сейчас в таком поддавленном состоянии.Я понимаю,люди сейчас разные.С ними сейчас тяжело стало общаться.У меня самой порой возникает это непрятный осадок на душе.Тоже,как и Вы,перестаю слушать музыку,мысленно с собой разговаривать.Мой Вам совет:не накручивайте себя.От того,что будете продолжать себя накручивать,жизнь и окружающие Вас люди лучше не станут.Не думайте о плохих сторонах жизни.Это состояние у Вас пройдёт.Вам надо сейчас просто успокоиться.Как только Вам станет лучше напишите.И выкините из головы эти мысли о "прерывании этого вялого блеянья социализированного мяса"! Ну что Вам такое ещё в голову пришло! Пркеращайте даже мыслить об всём этом!

Айгуля, возраст: 34 / 11.06.2011

Прямо приятно читать - такая грамотность, ни одной помарочки! У тебя талант, интересно было бы почитать то, что ты сочинил. Вот только почему "в стол"? Попробуй опубликовать что-нибудь. У тебя дар, который ты не реализуешь, вот он-то и не дает тебе спокойно жить. Кому дано много, с того много и спросится. А помимо "социализированного мяса" у тебя есть еще и душа, которая прямо ноет от безделья. Помоги кому-нибудь, кому дейстительно плохо, и поймешь, как тебе хорошо.

Ари, возраст: 33 / 11.06.2011

Дорогой счастливчик, есть простой способ понять, что ты действительно счастливчик - посмотри, сколько людей лишены того, что есть у тебя - возможности видеть и слышать, ходить, разговаривать и т.п. - это я об инвалидах.
А многие едва сводят концы с концами, и очень нуждаются в нашей заботе и участии. Помоги кому-нибудь из них, и Господь пошлет твоей душе особую радость и даст увидеть истинный смысл жизни: любовь к Богу и ближнему.

Лариса, возраст: 42 / 11.06.2011

Счастливчик, а вообще-то ты чем занимаешься? Тебе явно не достает ярких эмоций, раз всё, чем ты любил заниматься раньше, наскучило. Может, поискать на время работу с физическим трудом и минимальным общением, так сказать "переключение деятельности"? Она бы помогла отдохнуть от надоевшего и, вполне вероятно, возродила бы твой интерес к тому, чем ты пресытился сейчас. Ты бы почувствовал себя нужным. Подумай над моими словами.

Maria , возраст: 20 / 12.06.2011

Дорогой,Счастливчик! Мне знакомо ваше состояние.Самой пришлось пережить такое состояние.Жизнь казалась мне чем-то ужасным.Хотелось умереть.Но сейчас все изменилось.Как это произошло? Во многом мне помогли статьи этого форума.Ведь секрет счастья прост:надо ценить и благодарить жизнь за то,что имеешь.Перед сном я мысленно благодарю Бога(жизнь)за все хорошее,что произошло со мной за прошедший день:мирное небо над головой,за хлеб насущный,за то что я здорова - не инвалид,за то что вижу красоту окружающего мира,за то что у меня две прекрасные подруги,заботливый муж,прекрасный попугайчик,есть работа,у меня красивые волосы и так далее. Попробуйте найти 50 поводов для благодарности и вы уснете счастливым. На следующий день у вас будет хорошее настроение.

Татьяна, возраст: 39 / 12.06.2011

Вы считаете, что Ваша жизнь не имеет смысла? А жизнь других людей? А жизнь всего человечества? А существование уникального во Вселенной объекта Земля - случайно? Никчемно?
Может быть, пока Вы живы (поверьте, это не навсегда), следует выяснить для себя, зачем Вы здесь, в этом мире? И уж во всяком случае, прежде, чем принудительно обрывать свою жизнь, нужно узнать, что же Вас ждет за ее пределом. Думаете, ничего? Ну, тогда Вы ничего и не теряете, кроме, разумеется, этой временной жизни. А вдруг Вас там ждут нескончаемые, мучительные терзания и неослабевающая душевная боль?
Надо подготовиться к смерти, дорогой мой. Смерть - слишком серьезная дама, чтобы подходить к ней от скуки или раздражения. И открою Вам секрет: если Вы действительно начнете готовиться к собственной смерти, - Вам едва-едва хватит отмеренной Богом жизни. И скучно не будет.

Мария, возраст: 48 / 12.06.2011

Здравствуй.
Твоя сплошная полоса невезения имеет важную функцию. Она закаляет твой характер. Точно так же, как физические упражнения укрепляют твое тело, лишения и нужды закаляют твой дух. И принимать их надо не только с пониманием, но и с благодарностью. Так как они посылаются по нашим силам и для нашего же блага.
Периоды эмоционального выгорания бывают у всех. Со временем это проходит. Мне самому помогает эмоционально восстанавливаться молитва. Еще когда кому-нибудь помогаю. От этого в сердце появляется радость. Ну и конечно смена обстановки, новые приключения, поездки. Это все эмоционально подзаряжает.
Как бы ни было трудно, брат - продолжай идти вперед. Терпи. Через терпение растет сила и выносливость. Храни тебя Бог!

Сергей К, возраст: 28 / 12.06.2011

По Аристотелю, счастье - это не статическое
состояние, а процесс реализации себя, своих
возможностей и талантов. Проецируя это меткое
наблюдение на современный социум, можно
заметить, что люди испытывают душевный
дискомфорт то того, что могут больше и лучше
делать и работать в жизни, но нет возможности.
Для мужчины главное - дело. Найди занятие,
которое приносит радость и где сможешь
реализовать себя. Я вот работал 15 лет,
израсходовал все душевные и интеллектуальные
силы своих лучших молодых лет на каторжный
труд, а теперь это все мне надоело, не мое.
Меня жестко кинул мой руководитель - присвоил
все мои разработки и изобретения, оставив меня
на улице. Помножьте этот "результат" на
атмосферу эмоционального террора и грубого
вмешательства в личную жизнь. Был депресняк, да
и сейчас есть еще, но "на старость лет " пошел
на заочный на совершенно другой предмет.
Наконец-то я сделал то, что я хочу САМ, а не по
принуждению.