Работа

Тихон щербатый один из героев. Тихон щербатый образ и характеристика в романе война и мир толстого сочинение

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.

В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.

Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.

Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».

Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.

Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном

времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.

Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.

Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».

Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».

В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.

Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Занятия № 13-14

«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Партизанская война в романе. Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

Цели:

    воспитательная:

    воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

    воспитание активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма на примере народного подвига в Отечественной войне 1812 г.;

    образовательная:

    создание условий для формирования представления о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года;

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ; страницы истории по теме занятия;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В "Войне и мире" Толстой, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. Под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

На страницах романа Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне 1812 года, по мнению Толстого, столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли.

«Я старался писать историю народа»,- говорил Толстой.

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа.

    Анализ текста.

    Когда впервые Толстой изобразил массовый патриотизм русского народа?

    Расскажите сцену оставления Смоленска. (Просмотр эпизода из фильма).

Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события. Толстой показывает проявление «скрытой теплоты патриотизма» русских людей. Купец Феропонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! Решилась Рассея!.. Сам запалю. Решилась...». Наряду с Феропонтовым автор рисует единодушие двух солдат, поджигавших дом купца, людей из толпы, с изумленно - радостными лицами смотревшими на пожар. Толстой напишет, что партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

    Слово преподавателя.

    Почему жители покидали Москву?

«Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

    В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России?

Раньше во всех войнах победа одного войска над другим автоматически влекла за собой порабощение народа побежденного войска.

В России же «французами одержана победа под Москвой, Москва взята, но Россия не перестала существовать, а перестала существовать 600-тысячная армия, потом наполеоновская Франция». Этот факт доказывает, «что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом».

    Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница?

Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мысли Толстого, участь войны.

Толстой пишет: «...дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную .

    Как относится Толстой к такому способу ведения войны?

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который … в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Он воспевает «дубину народной войны», считает партизанскую войну выражением справедливой народной ненависти к врагу.

    Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались из иссохшего дерева - французского войска, и иногда трясли это дерево», - пишет автор. Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между французами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

    О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

«Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

    Когда был учрежден первый партизанский отряд?

    Кто особенно выделяется в партизанском отряде?

Тихон Щербатый.

    Анализ образа Тихона Щербатова. (Сообщение «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый»).

    Крестьянин Тихон Щербатый - самый полезный и храбрый человек в отряде.

    Просмотр эпизода «Первая встреча с Тихоном».

    Зачитайте описание внешности героя.

    Знакомо ли ему чувство жалости к французам?

Нет, когда он рассказывает о том, как убил француза, «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку». Многие критики видят в Тихоне Щербатом олицетворение мысли Толстого о дубине народной войны, которая тоже «с глупой простотой» гвоздила французов. Глупый у Толстого не всегда антоним к слову умный, - нам уже приходилось об этом говорить. Глупый - не рассуждающий, а действующий. Таким и является перед нами Тихон.

    Как он попал к партизанам?

Он еще до того, как вступил в отряд Денисова, убивал французов.

    Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

«Мы французам худого не делаем.... Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали...» Он убивает лишь мародеров, видя в них что-то общее с мироедами. Сознательного патриотизма у него нет. Но, как утверждает Толстой в своих философских отступлениях, бессознательные поступки и приносили наибольшую пользу. «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии», - пишет Толстой. Так что, действительно, в Тихоне Щербатом - олицетворение мысли о «глупой простоте» дубины народной войны. .

    С кем Толстой сравнивает Тихона?

С волком. Оружие Тихона «составляли мушкетон... пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выдирая им и блох из шерсти и перекусывая толстые кости».

    Как называют Тихона партизаны?

«...Меринина здоровенный». Ему поручалось «сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое - выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день 50 верст». Итак, все, что не под силу человеку или что человеку гадко, противно, поручается Тихону, «волку», «мерину».

    Слово преподавателя.

В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

    Анализ образа Платона Каратаева. (Сообщение о Платоне Каратаеве).

    Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева?

В нем «Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое».

    Что же так подействовало на Пьера?

«Круглые, спорые, без замедления следовавшие одно за другим движения», «запах даже этого человека». Самое важное здесь - занятость Платона, завершенность всех его движений, слаженность этих движений («пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу»).

    Какова манера речи Каратаева?

Язык его - народный. «Э, соколик, не тужи, - сказал он с тою нежно-певучею лаской, с которою говорят старые русские бабы»; «ну, буде, буде»; «картошки важнеющие»; «не думали - гадали»; «сам-сем косить выходил»; «христиане» (вместо крестьяне); «думали горе, ан радость». Другая особенность его речи - насыщенность ее пословицами и поговорками: «Где суд, там и неправда»; «Москва - она городам мать»; «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае»; «Не нашим умом, а божьим судом»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки»; «Рок головы ищет»; «Лег - свернулся, встал - встряхнулся». И третья очень важная особенность - его манеры общения с собеседником: он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Перед началом разговора с Пьером он «прямо уставился на него». Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые кто-то заинтересовался не пленным, «отказавшимся назвать свое имя», а человеком, Пьером Безуховым. В голосе у Платона - ласка.

    Зачитайте описание внешности Каратаева.

«...Вся фигура Платона, в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая. Голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые».

    В чем же суть «круглого» каратаевского отношения к действительности?

«...Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого...». Отсутствие всего личного, осознание себя только как частицы целого - это уже было сказано о Кутузове. Кутузов и Каратаев в одинаковой степени выражают толстовскую мысль о том, что правда - в отказе от своего «я» и в полном подчинении его «общему».

    Как он попал в солдаты?

Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья: «Братцу бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят...». Все пословицы Каратаева сводятся к вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное - лучшее. Да, «червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае». Это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадет раньше капусты. Это - вера в неизбежность совершения божьего суда. Сразу в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит «червь капусту гложе...», Платон отвечает: «Я говорю: не нашим умом, а божьим судом». В этой поговорке - основа каратаевщины и ядро той философии, которую хотел проповедовать Толстой-мыслитель в «Войне и мире». Чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по божьей воле. Если признать истинной эту философию (она называется квиетизмом), тогда можно не страдать оттого, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире. Толстой хочет доказать это, но, как мы видели раньше и как увидим из дальнейшего, жизнь опровергает эту философию и Толстой сам не может оставаться последовательно верным своей теории.

    Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

Он чувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах двигался в душе его».

    Как относился Платон Каратаев к людям?

«...Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком - не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом...» Так выразил Толстой основы своего миросозерцания.

    Слово преподавателя.

В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

    Вывод.

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года).

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

Петя Ростов в партизанском отряде.

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Петя и французский барабанщик».

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Петя в разведке».

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Смерть Пети».

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Весьма колоритный персонаж второго плана, Тихон Щербатый – собирательный образ простых русских мужиков, вставших на защиту отечества от захватчиков, французов. Свое прозвище Щербатый получил от физического недостатка – когда он улыбался, становилось заметно отсутствие одного зуба.

Его Лицо покрыто шрамами от оспы и морщинами. Голос басовитый, певучий. По своей натуре Тихон – весельчак, шут. Никогда не унывает, любит рассказывать товарищам смешные истории, сопровождая рассказ размашистыми жестами. Носил мушкетон и топор на поясе, при этом нет ни одного упоминания, чтобы Тихон использовал мушкетон. Зато топором как оружием владел мастерски. С готовностью брался за любую работу, какой бы трудной или гадкой та ни казалась. О физической силе и выносливости Тихона говорится, что он готов весь день пройти пешком, до 50 километров, и при этом не отстать от верховых.

Манеры у Тихона простые, грубоватые, исходят от чистого сердца. В глаза командирам и аристократам смотрит прямо, не пытается как-то снискать их расположение. Для него любой русский человек родная душа. Зато к французам он нетерпим, из всего отряда на счету Тихона больше всех убитых врагов. Такой человек никогда не станет маяться страданиями, которые настигли Пьера Безухова. Жизнь Тихона насыщена работой, которую нужно выполнить, и он берется за ее выполнение с весельем.

Родом из крестьянской семьи из Смоленской области, Тихон по собственному желанию присоединяется к партизанскому отряду Денисова. Поначалу выполняет самую простую работу – ухаживает за лошадьми, смотрит за кострами. По собственной инициативе совершает вылазки к французам, никогда не возвращается с пустыми руками, а приносит трофеи: еду, оружие, одежду. Денисов увидел и по достоинству оценил в нем эту инициативность и ловкость, повысил Тихона до казака. Теперь ему поручали захватывать языков, т.е. таких пленников, которые могли бы сообщить полезную информацию. Тихон интуитивно находил самых полезных пленников, и благополучно доставлял их в лагерь. Все товарищи Тихона любят его веселый нрав, восхищаются его ловкостью, с благодарностью ценят готовность выполнить малоприятную работу.

2 вариант

Часто в литературных произведениях изображают образ героя, человека который готов пойти на всё, дабы защитить свою родину и близких. В большинстве случаев построение данного образа связанного с войной, и необходимостью защиты своей страны, что и требуется от героя. Герои могут быть самыми разными. Они могут быть, как и идеалами человеческой личности, которым чуждо всё мирское, так и не очень хорошими личностями, которые при своих недостатках, всё же имеют право называться героями. Такие герои присутствуют в произведении Толстого “Война и мир”.

В прекрасном произведении Толстого “Война и мир” описываются поистине ужасные вещи. В нём автор рассказывает нам о войне, которая унесла огромное количество жизней и нанесла вред достаточно большой территории. Но он также описал в произведении жизнь людей во время войны. Написал о том, как они справляются с тяготами, как они борются со сложностями, и переживают невзгоды. Также в произведении описан интересный образ Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый – один из солдат в армии, правда, не самый обычный. Он поистине является олицетворением солдатской чести и мужества. Во время боя он одним из первых несётся на противника, дабы дезориентировать его и привести в замешательство, ведь из оружия у него только топор да мушкет, которыми он владеет в идеале. Также во время сражения он имеет весьма и весьма устрашающий вид, так как после многих сражений у него на теле осталось множество заметных шрамов, который видит противник и понимает, что от этого человека пощады не будет.

Характером же Тихон довольно спокойный, добрый, и отзывчивый человек. Он всегда готов пойти на компромисс в каком-либо конфликте, дабы не создать ещё больший. Однако так он ведёт себя только со своими товарищами по оружию. С противником же у него разговор короткий. Он готов пойти на всё, но лишь бы защитить свою родину и людей, живущих на ней.

Таким образом, автор через его характер передаёт нам образ настоящего героя, который хоть и не идеализирован во всех аспектах человеческой личности, но всё же имеет полное право называться героем, ведь он таковым и является. Автор показывает, что даже в самое смутное время простой народ, вроде Тихона Щербатого, готов пойти на героические поступки, и проявлять не дюжую смелость, сравнимую только с некоторыми героями во всей истории человечества.

Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Тихона Щербатого из произведения “Война и мир” Толстого.

Сочинение на тему Тихон Щербатый

Главными героями романа являются представители дворянского сословия. Толстой желает нарисовать в своем романе «Война и мир» картину полную, описывая все стороны русской жизни. Описывает он эти стороны, далеко не всегда с положительной стороны. Именно поэтому в романе так же присутствуют простые люди, такие, как Тихон Щербатый. Он хочет, чтобы люди видели не только ту дворянскую жизнь, но и жизнь простых людей, жизнь всей России.

Образ Тихона несет тот самый русский дух, смелость и отвагу. Щербатого можно сравнить с богатырем на Древней Руси. Именно такие люди, как он за Отчизну идут до конца. Этот герой воплощение русского народа, прототип обычного русского человека.

Тихона Щербатого с уверенностью можно назвать самым смелым и отважным бойцом в отряде Денисова. Его роль в отряде была исключительно важной и неповторимой. Он был настолько предан делу, что не боялся рисковать своей жизнью ради других людей. Очень часто, по ночам, он уходил из отряда, чтобы добыть все самое важное для себя и товарищей. Тихона можно назвать настоящим мужчиной, который не боялся даже самой пыльной работы. Он ловко рубил дрова, защищал себя и творящей. Его все считали настоящим другой и каменной стеной.

Тихо обладал уникальным чувством юмора. Кажется, в этом человеке соединились все лучшие качества русского народа. Это тот человек, который никогда не унывал, не причитал и не падал духом. Безусловно, он был любимцем всего отряда. Тихон обладал жесткостью, но в те времена – это не назовёшь плохой чертой в характере. Шла Отечественная война 1812 года, времена были трудные, такие люди, как Тихон Щербатый были настоящими спасителями своей Родины.

Тихон очень ловок, смышлен и уверен в себе. Одной из особенностей внешности мужчина является то, что у него нет одного зуба. Его внешность весьма необычная, даже своеобразная. Ему больше, чем 50 лет. Волосы были, как у молодого, ни одного седого волоска. Его внешность больше указывала на то, что он мягкий человек, а характер – наоборот. Можно сказать, что внешность противоречила характеру.

Тихон никогда не обращается к Богу, все надежда, по его словам, только на себя одного. Он привык рассчитывать только на свою силу и ум. Тихон довольно резок, парой, бывает очень грубым. В Тихоне столько много патриотизма, что хватит, кажется, на весь русский народ вместе взятый. Он готов умереть за свою Отчизну.

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».
Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».
Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе «Война и мир» (2 вариант)

Тихон Щербатый - обыкновенный русский мужик, который пристал к отряду Денисова, чтобы сражаться за Родину. Своё прозвище он получил за то что у него не хватало одного переднего зуба, и сам он выглядел немного страшновато. В отряде Тихон был незаменим, так как был самым ловким и мог с лёгкостью справиться с самой грязной и сложной работой. Сначала он просто ухаживал за лошадьми, разводил костры и по своему желанию отправлялся в лагерь к французам, откуда всегда возвращался с трофеями: приносил оружие и одежду. Потом его произвели в казаки и начали отправлять к неприятелю брать языков. У него было какоё-то чутьё и он всегда приводил нужных офицеров. По своей натуре Тихон очень добродушный, но враги для него не люди, и с ними он бывает жесток. Тихон представлен как народный мститель, который защищает своё землю, на которой привык жить и трудиться. Товарищи по оружию уважают его, восхищаются его смелостью и находчивостью, они рады, что в их отряде есть такой простой сильный и мужественный человек. Лучшим оружием Тихон считал топор и пику, так как владел ими в совершенстве, а мушкетон носил просто так и может даже никогда им не пользовался.

В образе Тихона Щербатого Толстой пытался показать нам, что с началом войны народные массы не остались в стороне, простые люди тоже переживали за будущее страны и встали на её защиту.