Государство

Тире между подлежащим и сказуемым план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему. Тире между подлежащим и сказуемым план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему Цитаты из романа по персонажам

«Герой нашего времени» психологический роман. Печорин главный герой произведения мечтал о подвигах, но из-за своего бездействия не смог добиться ничего в жизни. Опустошенный морально он глубоко несчастен. При прекрасных внешних данных, блестящем образовании у него нет друзей, любимой женщины. Он слишком много думал, но мало делал для того, чтобы изменить жизнь в лучшую сторону.

Цитаты из романа «Герой нашего времени» можно использовать в нашей жизни. Они несут жизненный смысл и будут использоваться вечно, передаваясь из поколения в поколение.

Цитаты из романа по персонажам

Цитаты Печорина:

Ожидание насильственной смерти, не есть ли уже настоящая болезнь?

Заметьте, любезный доктор, - сказал я, - что без дураков было бы на свете очень скучно!

Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце.

Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием (о докторе Вернере).

Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится.

Радости забываются, а печали никогда.

Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего!

Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело.

Мирный круг честных контрабандистов.

Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.

Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.

Я иногда себя презираю.…Не оттого ли я презираю других?

Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать.

Зло порождает зло.

Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.

Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!

На стене ни одного образа – дурной знак!

Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.

Цитаты Максим Максимыча:

Уж эта мне Азия! Что люди, что речки – никак нельзя положиться!

Нет проку в том, кто старых друзей забывает!

Плохое дело в чужом пиру похмелье.

Ах, подарки! Чего не сделает женщина за цветную тряпочку!

И к свисту пули можно привыкнуть.

Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться.

Она хорошо сделала, что умерла: ну что бы с ней сталось, если бы Григорий Александрович ее покинул?

Цитаты Автора:

Привычка – вторая натура.

Что началось необыкновенным образом, то должно так же и кончиться.

Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения.

Мы почти всегда извиняем, то, что понимаем.

Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.

Чтоб воздержаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.

И к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца.

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

Цитаты из романа «Герой нашего времени» можно с успехом применять в современном мире. Крылатые выражения помогают окрасить речь в более яркие цвета. Учат четко формулировать мысль, обогащают словарный запас.

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Обучающие

  • знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • научиться правильно ставить его.

Развивающие

  • развить у обучающихся умение применять полученные знания;
  • обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитывающие

  • формировать интерес к предмету;
  • способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Слайд № 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд № 2

  1. фронтальный опрос
  • Назовите главные члены предложения.
  • Что такое подлежащее?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  • Какой член предложения называется сказуемым?
  • На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание:

  1. Краткость достоинство прозы.

Слайд № 3

III. Объяснение нового материала.

Слайд № 4

  1. беседа

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. работа с учебником (с. 57, упр. 114 );
  3. запись опорных схем в тетрадь.

Слайд № 5-6

Ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. - сущ. И.п.

Слово - полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. - числ. И.п.

Девятью сорок - триста шестьдесят.

Сущ. И.п. - числ. И.п.

Числ. И.п. - сущ. И.п.

Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. - н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. - сущ. И.п.

Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. - н. ф. глаг.

Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький).

Это

Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев).

Вот

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Значит

Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).

Слайд № 7-8

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

Слайд № 9

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Погода несносная дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником (с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память - одно из важнейших свойств бытия.

Слайд № 10

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Вариант 1

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Но объяснение не оправдание.
  2. Твои речи будто острый нож.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Слайд № 11

§22, упр. 115

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

Тут Печорин задумался. «Да, - отвечал он, - надо быть осторожнее... Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал ».

Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он ее редко, и она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь:

«О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна? » - «Нет! » - «Тебе чего-нибудь хочется? » - «Нет! » - «Ты тоскуешь по родным? » - «У меня нет родных ». Случалось, по целым дням, кроме «да » да «нет », от нее ничего больше не добьешься.

Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями - напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, - и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь - только не в Европу, избави боже! - поеду в Америку, в Аравию, в Индию, - авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог ». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, - продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне. - вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошная молодежь вся такова?

Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:

А все, чай, французы ввели моду скучать?

Нет, Англичане.

А-га, вот что!.. - отвечал он, - да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!

Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-пакитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.

Между тем он продолжал свой рассказ таким образом:

Казбич не являлся снова. Только не знаю почему, я не мог выбить из головы мысль, что он недаром приезжал и затевает что-нибудь худое.

Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на кабана; я долго отнекивался: ну, что мне был за диковинка кабан! Однако ж утащил-таки он меня с собой. Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу, - нет зверя. «Эй, не воротиться ли? - говорил я, - к чему упрямиться? Уж, видно, такой задался несчастный день! » Только Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован... Наконец в полдень отыскали проклятого кабана: паф! паф!... не тут-то было: ушел в камыши... такой уж был несчастный день! Вот мы, отдохнув маленько, отправились домой.

Мы ехали рядом, молча, распустив поводья, и были уж почти у самой крепости: только кустарник закрывал ее от нас. Вдруг выстрел... Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение... Опрометью поскакали мы на выстрел - смотрим: на валу солдаты собрались в кучу и указывают в поле, а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле. Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружье из чехла - и туда; я за ним.

К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены: они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были все ближе и ближе... И наконец я узнал Казбича, только не мог разобрать, что такое он держал перед собою. Я тогда поравнялся с Печориным и кричу ему: «Это Казбич!.. » Он посмотрел на меня, кивнул головою и ударил коня плетью.

Вот наконец мы были уж от него на ружейный выстрел; измучена ли была у Казбича лошадь или хуже наших, только, несмотря на все его старания, она не больно подавалась вперед. Я думаю, в эту минуту он вспомнил своего Карагеза...

Смотрю: Печорин на скаку приложился из ружья... «Не стреляйте! - кричу я ему. - берегите заряд; мы и так его догоним ». Уж эта молодежь! вечно некстати горячится... Но выстрел раздался, и пуля перебила заднюю ногу лошади: она сгоряча сделала еще прыжков десять, споткнулась и упала на колени; Казбич соскочил, и тогда мы увидели, что он держал на руках своих женщину, окутанную чадрою... Это была Бэла... бедная Бэла! Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал... Медлить было нечего: я выстрелил, в свою очередь, наудачу; верно, пуля попала ему в плечо, потому что вдруг он опустил руку... Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле нее Бэла; а Казбич, бросив ружье, по кустарникам, точно кошка, карабкался на утес; хотелось мне его снять оттуда - да не было заряда готового! Мы соскочили с лошадей и кинулись к Бэле. Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями... Такой злодей; хоть бы в сердце ударил - ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину... самый разбойничий удар! Она была без памяти. Мы изорвали чадру и перевязали рану как можно туже; напрасно Печорин целовал ее холодные губы - ничто не могло привести ее в себя.

Печорин сел верхом; я поднял ее с земли и кое-как посадил к нему на седло; он обхватил ее рукой, и мы поехали назад. После нескольких минут молчания Григорий Александрович сказал мне: «Послушайте, Максим Максимыч, мы этак ее не довезем живую ». - «Правда! » - сказал я, и мы пустили лошадей во весь дух. Нас у ворот крепости ожидала толпа народа; осторожно перенесли мы раненую к Печорину и послали за лекарем. Он был хотя пьян, но пришел: осмотрел рану и объявил, что она больше дня жить не может; только он ошибся...

Выздоровела? - спросил я у штабс-капитана, схватив его за руку и невольно обрадовавшись.

Нет, - отвечал он, - а ошибся лекарь тем, что она еще два дня прожила.

Да объясните мне, каким образом ее похитил Казбич?

А вот как: несмотря на запрещение Печорина, она вышла из крепости к речке. Было, знаете, очень жарко; она села на камень и опустила ноги в воду. Вот Казбич подкрался, - цап-царап ее, зажал рот и потащил в кусты, а там вскочил на коня, да и тягу! Она между тем успела закричать, часовые всполошились, выстрелили, да мимо, а мы тут и подоспели.

Да зачем Казбич ее хотел увезти?

Помилуйте, да эти черкесы известный воровской народ: что плохо лежит, не могут не стянуть;? другое и ненужно, а все украдет... уж в этом прошу их извинить! Да притом она ему давно-таки нравилась.

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

«Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний…

См. также статьи: