Деньги

Топочный мазут. Характеристики, применение, цены

См. также `Мазут` в других словарях

МАЗУТ

Перевод

продукт, получаемый из нефти после отгонки наиболее летучих частей-бензина, керосина. М. бывает масляный (исходный материал для смазочных, масел), смазочный и топливный.

Смазочный М. без дальнейшей очистки идет для смазки гл. обр. грубых механизмов-тележных осей, деревянных шестерен и пр., топливный применяется как топливо для паровых котлов и т. д.

Мазут (тюрк.)

остаток после отгона от нефти бензина, лигроина, керосина и фракций дизельного топлива. В зависимости от химического состава и свойств М. может быть использован как Жидкое котельное топливо, для получения дистиллятных и остаточных смазочных масел, для крекинга или гидрирования с целью получения моторного топлива (бензина, дизельного топлива), для производства битумов, кокса и других целей.

Свойства М.: плотность при 20 °С 890-1000 кг/м 3 , теплота сгорания 38-42 Мдж/кг (9100-10000 ккал/кг ); вязкость условная 5-15° при 50 °С; поверхностное натяжение 0,03-0,04 дж/м 2 (30-40 эрг/см; 40 °С); теплота испарения 170-210 кдж/кг (40-50 ккал/кг...

(тат.). Нефтяные остатки при добывании керосина.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

нефтяные остатки, получаемые при добывании керосина и служащие топливом для котлов паровых машин на железных дорогах, пароходах и фабриках.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

остатки, получаемые при добывании керосина, идущие на отопление паровых котлов.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

А (-у), м. Густые маслянистые остатки, получаемые после перегонки нефти. II прил. мазутный, -ая, -ое.

мазута, мн. нет, м. (от араб. makhzulat - отбросы) (тех.). Нефтяные остатки, получаемые после отгонки из нефти керосина, бензина и газолина; то же, что горючее масло. Топливный мазут. Смазочный мазут. Мазут масляный.

мазут Заимств. из турецк. яз., где mazut восходит к араб. mahzulāt «отходы» (после переработки нефти в бензин). В словарях отмечается с конца XIX в. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

1. Топливо.
2. «В одно из парковых озер Толстому вылили... И, по легенде, с этих пор Есть в графском парке чёрный пруд» (шутка).
3. Остаток после отгона от нефти бензина, лигроина, керосина и фракций дизельного топлива.
4. Нефтяные масляные остатки после перегонки бензина, газолина, керосина.
5. Продукт переработки нефти.

Мазут

МАЗУТ а, м. mazout m . <араб. makhzulat отбросы. рус. 1906. Лексис. 1 . Нефтяные маслянистые остатки, получаемые после отгонки из нефти бензина, газолина, керосина. Ож. 1986. Охладить дешевым способом так называемый "мазут", или нефтяной деготь, стекающий из трубы совсем горячим, как ненужный остаток при выработке керосина. РВ 1892 11 40. Требуются кочегарши на мазуте. Мужчины не принимаются, ввиду попойки. Опыт имеется. Объявление. "Нарочно не придумаешь". Крокодил 1994 1 11. Мы признали: ехать в промерзшей замазученной коробке удовольствия мало. Континент 2002 218. | В сравн. Свобода и безнравственность сродни жидкому кислоро...

мазут

МАЗУ́Т -а; м. Маслянистые остатки, получаемые после отгонки из нефти керосина, бензина и газолина (применяются как жидкое моторное топливо). Измазаться в мазуте. Бочка мазута. М. для трактора. Котельная на мазуте (использующая мазут в качестве топлива).

Мазу́тный, -ая, -ое.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

МАЗУТ

Вырос в мазуте. Жарг. мол. Шутл. Певец Эрос Рамазотти. Я - молодой, 1997, № 24.

Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007

Мазут МАЗУ Т , -а, МАЗУ ТЧИК , -а, м. Тот, кто служит в войсковых подразделениях, имеющих черные погоны.

Вон мазуты шлепают (идут) .

Возм. из арм.

Словарь русского арго. - ГРАМОТА.РУ . В. С. Елистратов . 2002 .

Мазут

Black oil, mazut

Нефтяной остаток после отгонки так называемых светлых фракций (бензина, лигроина, керосина), содержащий все масляные фракции. Для получения масел мазут подвергается разгонке при пониженном давлении с водяным паром. Обычно отбираются соляровый, трансформаторный, веретенный, турбинный, машинный, авиационный, автомобильный, цилиндровый дистилляты. Остаток после отбора из мазута масляных фракций называется масляным или остаточным гудроном.


Мазут - густая жидкость темного цвета, представляющая собой остаток после удаления из состава нефти бензиновых и керосиновых фракций, которые выкипают при температуре 350-3...

Мазут

мазу́тов,

мазу́там,

мазу́том,

мазу́тами,

мазу́тах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


МАЗУТ (тюрк.) - густая жидкость темно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций. Плотность 0,89-1,00 г/см³ , теплота сгорания 39,4-40,7 МДж/кг. Применяют как жидкое котельное топливо, для производства моторных топлив и смазочных масел, битумов, кокса.

мазут мазу́т "отходы при переработке нефти". Согласно Ушакову (2, 118), из араб. makhzulat "отбросы", возм., через тюрк. Но диал. мазу́тина "грязное, жирное пятно" – от ма́зать. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

Мазут мазу́ т

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

мазут

Турецкое – mazut.

Арабское – mahzulat (отходы).

Слово «мазут», означающее «отходы при переработке нефти», пришло в русский язык из арабского через турецкий в конце XIX в.

Производное: мазутный.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство Москва 2003

Мазут

маз\"ут, -а


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

тяжелые фракции или остатки перегонки сырой нефти; или смеси этих продуктов, предназначенные для использования в качестве горючего для получения тепла или энергии (Международная конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефти).

мазут

сущ. , кол-во синонимов: (3)

мазутоснабжение (2)

При производстве многих продуктов, таких как моторные масла, кокс, битумы, смазочные масла и т.д., используется мазут. Кроме этого, мазут применяется и в качестве котельного топлива.

Мазут представляет собой нефтепродукт, но при этом он может производиться и из каменных углей, а также горючих сланцев, однако такие варианты мазута предназначаются для потребления в месте производства, а потому не изготавливаются в больших количествах.

Мазут является смесью большого количества различных компонентов, среди которых имеются некоторые органические соединения, нефтяные смолы, карбены, углеводороды с молекулярной массой 400-1000 г/моль. Консистенция мазута жидкая, а цвет темно-коричневый.

В настоящее время известны следующие виды мазута: топочные, прямогонные, крекинг-мазут, флотский, печное бытовое топливо.

Мазут представляет собой остаток первичной перегонки нефти и может применяться в качестве котельного топлива - облегченный мазут (выше 330?С), а также в качестве сырья, в последующем перерабатываемого на масляные фракции до гудрона, который применяется при производстве масел - утяжеленный мазут (выше 360?С).

Кроме этого, если раньше мазут использовался как сырье установок термического крекинга, то на сегодняшний день он применяется и в качестве сырья установок гидрокрекинга и каталитического крекинга.

Используя разные составы и физико-химические свойства исходного материала, имеется возможность получать мазут, обладающий различными свойствами. В зависимости от плотности, вязкости и содержания в составе мазута серы производится оценка его качества. Плотность мазута определяют при температуре 20?С, и она должна составлять 0,89 - 1 грамм на кубический сантиметр.

Не менее важным параметром оценки качества является температура застывания, которая варьируется от 10 до 50?С, но исключением являются флотские мазуты, для которых данная температура составляет от минус 5 до минус 10?С. Вязкость мазута должна находиться в пределах 8-80 мм2/с и измеряется при температуре 100?С.

На сегодняшний день большое количество мазута перерабатывается, и в результате переработки получаются дистиллятные смазочные материалы и моторные топлива. Несмотря на то, что мазут применяется во многих отраслях, основными его потребителями являются предприятия промышленности, а также жилищно-коммунальные хозяйства.

Мазут применяется в двигателях морских судов и тепловозов, но наиболее широко используется как топливо для паровых котлов, промышленных печей и котельных установок.

Пик потребления мазута выпадает на зимний сезон, однако, это не означает, что на него нет спроса в остальное время года.

В современное время наиболее популярен мазут М-100.

Продукт переработки нефти коричнево-черного цвета, получаемый путем вторичного исключения из нефти газойлевых, бензиновых и керосиновых фракций называется мазутом.

Его основа - углеводородная смесь, а также другие составляющие, такие как зола, водород, кислород, азот и сера.

Где используется мазут?

Этип топливом заправляются двигатели паровых котлов, котельных, промышленные печи. Этот нефтепродукт служит основой для флотского мазута, бункерного и тяжелого моторного топлива.

Из этого нефтепродукта делают гудрон и битум, используемые для ремонта автодорог, в качестве кровельного покрытия, а также для других жилищно-коммунальных целей (например, для изоляции, повышения уровня влагостойкости).

Многие смазывающие вещества изготавливаются на основе мазута.

Свойства, которыми обладает мазут

  • Вязкость;
  • Плотность;
  • Содержание серы и золы;
  • Температура замерзания;
  • Наименьшая теплота сгорания.

Оптовая продажа мазута

Оптовая продажа мазута производится средними и крупными нефтетрейдерами, такими как «Петролеум Трейдинг». Обычно такие компании специализируются на продаже бензина и других видов топлива, но мазуту также достается свое место в сфере их интересов. Согласно статистических данных продажа этого нефтепродукта в нашей стране занимает четвертое место после нефти, продаж бензина, дизельного топлива. Место в рейтинге определяется по процентному соотношению прибыли, получаемой от продаж нефтепродуктов.

Кто покупает мазут оптом?

Оптовыми покупателями обычно являются:

  • Предприятия коммунальной сферы;
  • Промышленные заводы и предприятия;
  • Электростанции;
  • Гражданский (речной и морской) и военный флот.

Мазут доставляется конечным потребителям к месту его непосредственного использования автотранспортным или железнодорожным сообщением. Поставки нефтетрейдеры (если это крупные компании) производят прямиком из мест переработки.

Мазут различается по процентному содержанию серы, которая является загрязняющим окружающую среду элементом, поэтому современное его производство максимально регулирует содержание этого вещества.

Заказывая оптом мазут у нефтетрейдеров, компании-потребители могут рассчитывать на стабильный уровень цен, поставку качественного нефтепродукта, своевременную доставку, возможность делать запасы топлива по приемлемой стоимости, сотрудничество с надежным партнером.

Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными: вязкость 8-80 мм 2 /с (при 100 °С), плотность 0,89-1 г/см 3 (при 20 °С), температура застывания 10-40°С, содержание серы 0,5-3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4-40,7 МДж/моль. Типичное распределение смолисто-асфальтеновых веществ в мазуте представлено в табл. 1.

Таблица 1.

Основными характеристиками мазута является: плотность, вязкость, и температура застывания, которые более детально описаны в табл. 2.

Таблица 2.

Основные эксплуатационные характеристики котельных и тяжелых топлив

Эксплуатационные характеристики определяются поведением топлива в условиях хранения, транспортировки и эксплуатации. Эти показатели определяются следующими физико-химическими характеристиками:

1. Вязкость - определяет методы и продолжительность сливно-наливных операций, условия перевозки и перекачки, гидравлическое сопротивление при транспортировке по трубопроводам и эффективность работы форсунок. От вязкости будет зависеть способность отстаивания от воды, чем выше вязкость, тем труднее отделяется вода. По химическому составу все темные топлива отличаются наличием твердых парафинов, асфальто-смолистых веществ.

2. Содержание серы - нормы по содержанию серы определяются характеристиками нефти, из которой получен мазут. Сера в легких дистиллятах темных топлив содержится в виде различных соединений. В остаточных фракциях сера неактивная: сульфиды, теофены, теофаны. Наличие в дымовых газах SO 3 повышает температуру начала конденсации газа (повышает точку росы), в результате чего на поверхностях котлов конденсируются капли серной кислоты.

3. Теплота сгорания - от теплоты сгорания зависит расход топлива, измеренного кДж/кг, т.е. это выделение тепла на единицу топлива. ГОСТом нормируется низшая теплота сгорания - это теплота сгорания, не учитывающая расход тепла на конденсацию паров воды. Высшая теплота сгорания - это теплота сгорания, учитывающая затраты тепла на конденсацию воды. Теплота сгорания зависит от химического состава и от соотношения углерод-водород. Кроме того, низшая теплота сгорания зависит от содержания сернистых соединений. Для топлив высокосернистых она ниже, чем для малосернистых. Для котельных топлив низшая теплота сгорания Q H =39900-41580 дж/кг, при с=940-970 кг/м 3 .

4. Температура застывания - характеризует условия хранения, слива и перекачки. Зависит от качества перерабатываемой нефти и от способа получения топлива. Для топочных мазутов М-40 и М- 100 температура застывания должна быть до +25 0 С.

5. Температура вспышки для флотских мазутов определяют в закрытом тигле (не ниже 75-80°С), для котельных топлив определяют в открытом тигле (не ниже 90-100°С).

Разные марки мазута имеют различную энергетическую ценность. Однако низшей теплотворной способностью мазута является 9000 ккал/кг.

1. Область применения мазута

2. Физико-химические свойства мазута

3. Способы получения мазута и особенности выбранного метода

4. Описание схемы производства

Наиболее распространена марка М-100, из неё можно получить мазут М-40 добавлением дизтоплива. М-200 очень вязкий, поэтому его применение вызывает ряд затруднений.

Топочный мазут используется для стационарных котельных и технологических установок. Вырабатывается на базе остатков атмосферной и вакуумной перегонки с добавлением тяжелых газойлевых фракций.

Мазут, в том числе и его марка М100, используется в качестве котельного топлива. Широкое распространение этого вида горючего получили в качестве топлива для некоторых судовых двигателей и для отопительных систем различного назначения. Мазут для отопительных систем бывает двух видов: марки М-40 и марки М-100. Основными отличиями этих сортов является их вязкость и состав. Мазут марки М-100 пользуется наибольшим спросом.

При производстве многих продуктов, таких как моторные масла, кокс, битумы, смазочные масла и т.д., используется мазут. Кроме этого, мазут применяется и в качестве котельного топлива.

Мазут представляет собой нефтепродукт, но при этом он может производиться и из каменных углей, а также горючих сланцев, однако такие варианты мазута предназначаются для потребления в месте производства, а потому не изготавливаются в больших количествах.

Мазут является смесью большого количества различных компонентов, среди которых имеются некоторые органические соединения, нефтяные смолы, карбены, углеводороды с молекулярной массой 400-1000 г/моль. Консистенция мазута жидкая, а цвет темно-коричневый.

В настоящее время известны следующие виды мазута: топочные, прямогонные, крекинг-мазут, флотский, печное бытовое топливо.

Мазут представляет собой остаток первичной перегонки черного золота и может применяться в качестве котельного топлива — облегченный мазут (выше 330?С), а также в качестве сырья, в последующем перерабатываемого на масляные фракции до гудрона, который применяется при производстве масел — утяжеленный мазут (выше 360?С).

Кроме этого, если раньше мазут использовался как установок термического крекинга , то на сегодняшний день он применяется и в качестве сырья установок гидрокрекинга и каталитического крекинга.

Используя разные составы и физико-химические свойства исходного материала, имеется возможность получать мазут, обладающий различными свойствами. В зависимости от плотности, вязкости и содержания в составе мазута серы производится оценка его качества. Плотность мазута определяют при температуре 20?С, и она должна составлять 0,89 — 1 грамм на кубический сантиметр.

Не менее важным параметром оценки качества является температура застывания, которая варьируется от 10 до 50?С, но исключением являются флотские мазуты, для которых данная температура составляет от минус 5 до минус 10?С. Вязкость мазута должна находиться в пределах 8-80 мм2/с и измеряется при температуре 100?С.

2. Мазут М100

На сегодняшний день большое количество мазута перерабатывается, и в результате переработки получаются дистиллятные смазочные материалы и моторные топлива. Несмотря на то, что мазут применяется во многих отраслях, основными его потребителями являются предприятия промышленности, а также жилищно-коммунальные хозяйства.

Мазут применяется в двигателях морских судов и тепловозов, но наиболее широко используется как топливо для паровых котлов, промышленных печей и котельных установок.

Пик потребления мазута выпадает на зимний сезон, однако, это не означает, что на него нет спроса в остальное время года.

Основные требования к физико-химическим свойствам.

Рассмотрим основные физико-химические свойства котельных топлив. Вязкость — основной показатель, входящий в обозначение марок. Вязкостью определяются:

· распыление топлива (т.е. полнота его сгорания);

· условия слива и налива при транспортировке топлива;

· схема топливных систем у приобретателя (обогрев, перекачка, гидравлические сопротивления при транспортировке топлива по трубопроводам, эффективность работы форсунок).

От вязкости в значительной мере зависят скорость осаждения механических примесей при хранении, а также способность топлива отстаиваться от воды.

В США для определения вязкости используют вискозиметр Сейболта универсальный (для маловязких мазутов) и Сейболта — Фурола (для высоковязких мазутов), а в Британии — вискозиметр Редвуда. Между определенными в различных единицах значениями вязкости существует зависимость. В ряде спецификаций указывают вязкость, найденную экспериментально и пересчитанную в кинематическую.

На практике часто используют вязкостно-температурные кривые. С повышением температуры различие в вязкости топлив существенно уменьшается.

Для мазутов, как и для всех темных нефтепродуктов, зависимость вязкости от температуры приближенно описывается уравнением Вальтера:

lglg(v*10-6 + 0,8) = A - B*lgT,

где v — кинематическая вязкость, мм2/с; А и В- коэффициенты; T — абсолютная температура, К.

Вязкость не является аддитивным свойством и при смешении различных котельных топлив ее следует определять экспериментально.

Нормы по вязкости при 50 °С составляют от 5 до 12°ВУ (36 и 89 мм2/с), а при 80 °С для М-40 и М-100 — 8 и 16 °ВУ (59 и 118 мм2/с). Экспортные топлива — более маловязки и для них допускается вязкость ВУ80 не более 2-5 °ВУ.

Котельные и тяжелые моторные топлива являются структурированными системами, поэтому при сливно-наливных операциях для их характеристики помимо ньютоновской вязкости необходимо учитывать реологические свойства (напряжение сдвига и динамическую вязкость, определяемую на вискозиметре «Реотест»). Для всех остаточных топлив характерна аномалия вязкости: после термической обработки или механического воздействия повторно определяемая вязкость при той же температуре оказывается ниже начальной.

Мазут - вид нефтяного топлива, используемого в качестве котельного топлива в энергетике, судоходстве и промышленности. Мазут топочный применяется как котельное топливо для различных тепловых генераторов, как основной источник тепловой энергии в отопительных системах, котельных. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100. Технические условия на мазут топочный нормированы ГОСТ 10585-99.

3. Протокол испытаний, топочный мазут

Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.

Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями качества, как вязкость, содержание серы, теплота сгорания, температуры застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.

Стандарт на котельное топливо - ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 - как среднее и марки 100 - тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50 °С.

Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков нефтепереработки. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8-15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют.Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания.

Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки черного золота: в большинстве случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизтоплива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки черного золота. Основными отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (12 °ВУ против 5 °ВУ).

Область применения мазута

Мазут (возможно, от арабского мазхулат - отбросы), жидкий товар темно-коричневого цвета, остаток после выделения из черного золота или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350-360°С. Мазут это смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000 г/моль), нефтяных с мол (с молекулярной массой 500-3000 и более г/моль), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Са).

Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную . B связи с необходимостью углубления ее дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350-420, 350-460, 350-500 и 420-500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на .


Основные потребители мазута - промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. B 2005 году из Российской Федерации было экспортировано 45,8 млн. тонн мазута на 10,2 млрд. долл. Мазут занимает четвёртое место после черного золота, газа и дизтоплива в структуре экспортирования Российской Федерации (в денежном выражении).

Из мазута путём дополнительной перегонки получают смазочные масла для смазки различных механизмов. Перегонку ведут под уменьшенным давлением, чтобы снизить температуру кипения углеводородов и избежать разложения их при нагревании. После перегонки мазута остаётся нелетучая тёмная масса — гудрон, идущая на асфальтирование улиц.

Топливо мазутное суперлегкое используется в качестве технологического топлива на промышленных предприятиях , на предприятиях теплоснабжения, а также на судах морского и речного флота.

Физико-химические свойства мазута

Мазут относится к группе остаточных фракций углеводородов, получаемых в процессе нефтепереработки. Свойства мазута зависят от исходных свойств сырой черного золота и глубины ее переработки на заводах по переработке нефти. В мазуте, как конечном товаре нефтепереработки, сосредоточивается балласт − негорючая часть, состоящая из минеральной массы, воды. В процессах крекинга черного золота легкие углеводородные фракции, керосин, дизтопливо насыщаются содержащимся в черного золота водородом в большей степени, поэтому в мазуте содержание водорода по сравнению с сырой черным золотом уменьшается, что приводит к снижению его теплотворной способности.

Снижение теплотворной способности мазута обусловливается повышенным содержанием в его составе серы, азота, кислорода, смол, асфальтенов, золы, механических примесей.


В минеральной массе мазута присутствует значительное количество различных металлов, в том числе и ванадия. Ванадий сосредоточивается в нефтяных смолах, асфальтенах, являющихся и основными серосодержащими компонентами. Окислы ванадия вызывают как низкотемпературную, так и высокотемпературную, при 600-700°С, коррозию металлов, приводящую к разрушению поверхностей нагрева, уплотняющих поверхностей выпускных клапанов и лопаток газовых турбин.

Согласно международным стандартам качества минеральная масса, содержащаяся в мазуте, не должна превышать 0,1-0,3%, но, несмотря на малое ее содержание, образующаяся при сжигании мазута зола, отлагаясь на поверхностях нагрева котлоагрегатов, значительно уменьшает передачу тепла от продуктов сгорания. Отложения золы на поверхностях деталей поршневой группы дизелей вызывают ускоренный износ трущихся поверхностей, затрудняют отвод тепла к охлаждающим средам.

При транспортировке и хранении в емкостях качество мазута изменяется. В результате постоянного окисления, полимеризации, химических реакций, углеводороды мазута превращаются в твердые продукты, выпадающие в осадок.

В холодную погоду во время разогрева железнодорожных цистерн острым паром, содержание воды в мазуте может достигать 10-15%. Во время дальнейшего хранения мазут дополнительно обводняется атмосферной влагой. Анализы качества мазута, хранящегося в емкостях на одной из нефтебаз, показали, что содержание воды в пробах, отобранных на уровне 4-5 м от днища, достигает 5%, а в придонных слоях −12%.

Бункерные организации производят подогрев мазута в емкостях до температуры, при которой обеспечивается перекачивание, смешивание мазута. При недостаточном подогреве отстаивание воды в высоковязком мазуте, обладающем высокой плотностью, становится практически невозможным и с большой вероятностью можно полагать, что к потребителям поступает чрезмерно обводненный мазут. Качество мазута может ухудшиться и при смешивании его в емкостях нефтебаз с мазутом, в котором вследствие длительного хранения качественные характеристики не отвечают стандартным требованиям. Бункерующие фирмы приобретают политической партии топлива от различных поставщиков и смешивают их, выдерживая только стандарты качества по вязкости, и почти не учитывают другие показатели. Действуя таким образом, они основываются на международных стандартах качества, которые не включают в себя проверку на степень очистки от посторонних включений и на стабильность топлива, не определяют расчетный углеродный ароматический индекс /CCAI/, оказывающий существенное влияние на способность топлива к воспламенению. При индексе CCAI более 850-890 способность топлива к воспламенению резко ухудшается.


Это приводит к аварийному загрязнению продуктами сгорания цилиндро-поршневой группы, выпускных клапанов, газотурбонагнетателей. Несгоревшее топливо может накапливаться в газовыпускном тракте, что приводит к повышению давления сгорания, стукам в цилиндрах, взрывам, пожару в выпускном тракте. Повышенное содержание ароматических фракций наиболее возможно у топлива с пониженной вязкостью от 180 сСт до 220 сСт, полученных при смешивании дистиллятных топлив с высоковязким мазутом. Смешивание же углеводородов различного природного происхождения, имеющих несовместимое структурное строение молекул, может привести к быстрой потере стабильности топлива. Использование нестабильного топлива в энергетических установках вызывает быстрое отложение нефтешлама в трубопроводах, непроходимость фильтров, приводит к аварийному загрязнению продуктами сгорания деталей цилиндро-поршневой группы и узлов газовыпускного тракта дизелей.

Бункерующие организации принимают меры по предотвращению поставки некачественного топлива, но их возможности в повышении качества хранящегося мазута ограничены, и они вынуждены производить его поставку приобретателю в состоянии "как есть". Поэтому каждая операция по смешиванию топлива несет в себе неопределенность по качеству конечного продукта.


Учитывая все факторы риска, судовой экипаж должен использовать для проверки качества находящуюся в его распоряжении судовую экспресс лабораторию, привлекать сторонние теплотехнические лаборатории и принимать другие необходимые меры по предотвращению приемки некачественного топлива. Конечная ответственность за последствия использования некачественного топлива всегда возлагается на судовую администрацию. Для предотвращения негативных последствий судовая система топливоподготовки должна быть снабжена эффективными техническими средствами, позволяющими до сжигания мазута в энергетических установках улучшать его качественные характеристики.

Улучшение физико-химических свойств мазута на судах достигается в результате применения различных гомогенизирующих устройств. Например, наше гидродинамическое оборудование успешно применяется в топливных системах судовых энергетических установок для гомогенизации топлива, приготовления высокодисперсной водотопливной эмульсии с 1985 года.


Топливо мазутное суперлегкое содержит 25-50% стабилизированного газоконденсата с содержанием в нем фракции C1-C4 в количестве не более 0,3-1,0% и остальное мазут топочный марки М100 и/или М40.

Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной черного золота и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными : вязкость 8-80 мм2/с (при 100 °С), плотность 0,89-1 г/см3 (при 20 °С), температура застывания 10-40°С, содержание серы 0,5-3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4-40,7 МДж/моль.

Основными характеристиками мазута является: плотность, вязкость, и температура застывания

Способы получения мазута и особенности выбранного метода

Подготовленная на ЭЛОУ нефть поступает на установки первичной перегонки для разделения на дистиллятные фракции и мазут или гудрон. Полученные фракции и остаток, как правило, не соответствуют требованиям ГОСТ на товарные нефтепродукты. Поэтому для их облагораживания, а также углубления нефтепереработки продукты, полученные на установках атмосферной и атмосферно-вакуумной перегонки, используются в качестве сырья вторичных (деструктивных) процессов в соответствии с вариантом нефтепереработки.

Технология первичной перегонки черного золота имеет целый ряд принципиальных особенностей, обусловленных природой сырья и требованиями к получаемым продуктам. как сырье для перегонки обладает следующими свойствами: имеет непрерывный характер вскипания, невысокую термическую стабильность тяжелых фракций и остатков, содержащих значительное количество сложных малолетучих и практически нелетучих смолистоасфальтеновых и серо-, азот- и металлорганических соединений, резко ухудшающих эксплуатационные свойства нефтепродуктов и затрудняющих последующую их переработку.

Поскольку температура термической стабильности тяжелых фракций примерно соответствует температурной границе деления черного золота между дизтопливом и мазутом по кривой ИТК, первичную перегонку черного золота до мазута проводят обычно при атмосферном давлении, а перегонку мазута — в вакууме. Выбор температурной границы деления черного золота при атмосферном давлении между дизтопливом и мазутом определяется не только термической стабильностью тяжелых фракций черного золота, но и технико-экономическими показателями процесса разделения в целом.


В некоторых случаях температурная деления черного золота определяется требованиями к качеству остатка. Так, при перегонке черного золота с получением котельного топлива температурная граница деления проходит около 300 0С, т.е. примерно половина фракции дизтоплива отбирается с мазутом для получения котельного топлива низкой вязкости.



Однако такой вариант в настоящее время не является основным. В последние годы для расширения ресурсов дизтоплива, а также сырья каталитического крекинга-наиболее важного и освоенного процесса, углубляющего переработку нефти-на установках атмосферной и атмосферно-вакуумной перегонки (АТ и АВТ) осуществляется все более глубокий отбор дизельной фракции и вакуумного газойля соответственно. Для получения же котельного топлива заданной вязкости используется висбрекинга тяжелого остатка вакуумной перегонки.

Таким образом, вопрос обоснования и выбора температурной границы деления черного золота зависит от вариантов технологических схем перегонки черного золота и мазута и вариантов нефтепереработки в целом.


Обычно перегонку черного золота и мазута ведут соответственно при атмосферном давлении и в вакууме при максимальной (без крекинга) температуре нагрева сырья с отпариванием легких фракций водяным паром. Сложный состав остатков перегонки требует также компании четкого отделения от них дистиллятных фракций, в том числе и высокоэффективной сепарации фаз при однократном испарении сырья. Для этого устанавливают отбойные элементы, что и позволяет избежать уноса капель паровым потоком.

Описание схемы производства

В конце 40-х годов установки АВТ имели производительность 500— 600 тыс. т/год. Вскоре эти мощности оказались недостаточными для удовлетворения растущей потребности в массовых нефтепродуктах. С 1950 г. ускоренными темпами начали строить установки АВТ, работающие по схеме двукратного испарения, мощностью 1, 1,5 и 2 млн. т/год.


Температура и давление в аппаратах установки приведены ниже:

Температура 0С:

подогрева черного золота в теплообменниках 200-230

подогрева отбензиненной черного золота в змеевиках трубчатой печи 330-360

паров, уходящих из отбензинивающей колонны 120-140

внизу отбензинивающей колонны 240-260

паров, уходящих из основной колонны 120-130

внизу основной колонны Давление, МПа:

в отбензинивающей колонне 0,4-0,5

в основной колонне 0,15-0,20

В колоннах создается разное давление. Как известно, давление в колонне определяется фракционным составом головного погона и, в конечном счете - остаточным давлением насыщенных паров жидкости после конденсации паров головного погона и их отделения в емкости (газосепараторе).


В К-1 в паровой фазе отбирается легкая (головная) бензиновая фракция н.к. - 62 0С или н.к. - 85 0С, а в К-2 - тяжелая бензиновая фракция, выкипающая выше 62 0С или 85 0С, поэтому давление в К-1 выше, чем в К-2 (0,4-0,5 МПа по сравнению с 0,15-0,20 МПа). Это вызвано необходимостью после конденсации паров сохранения фракций в жидкой фазе при температуре окончательного охлаждения 30-35 0С. Однако для более легкой фракции полная конденсация затруднительна. Более полная конденсация достигается применением дополнительного водяного охлаждения (после воздушного). При этом удается полнее сконденсировать легкие бензиновые фракции (особенно это важно в летнее время и в жарком климате).

Майя - нефтяные остатки (Black mineral oil) остаток после отгона от нефти бензина и керосина; густая, непрозрачная, темно бурая зеленоватая жидкость, служит топливом для паровых котлов; теплотворная способность М. (см. Теплопроизводительность топлива)… … Морской словарь

мазут - а, м. mazout m. <араб. makhzulat отбросы. рус. 1906. Лексис. 1. Нефтяные маслянистые остатки, получаемые после отгонки из нефти бензина, газолина, керосина. Ож. 1986. Охладить дешевым способом так называемый мазут, или нефтяной деготь,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МАЗУТ - тяжелые фракции или остатки перегонки сырой нефти; или смеси этих продуктов, предназначенные для использования в качестве горючего для получения тепла или энергии (Международная конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от … Экологический словарь

МАЗУТ - (тюркское), густая темно коричневая жидкость; остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций. Применяют как жидкое котельное топливо, для производства моторных топлив и… … Современная энциклопедия

МАЗУТ - (тюрк.) густая жидкость темно коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций. Плотность 0,89 1,00 г/см³, теплота сгорания 39,4 40,7 МДж/кг. Применяют как … Большой Энциклопедический словарь

МАЗУТ - МАЗУТ, а (у), муж. Густые маслянистые остатки, получаемые после перегонки нефти. | прил. мазутный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мазут - сущ., кол во синонимов: 3 мазутоснабжение (2) нефтепродукт (18) топливо (48) … Словарь синонимов

мазут - МАЗУТ, а, МАЗУТЧИК, а, м. Тот, кто служит в войсковых подразделениях, имеющих черные погоны. Вон мазуты шлепают (идут). Возм. из арм … Словарь русского арго

Мазут - означает тяжелые фракции или остатки перегонки сырой нефти или смеси этих продуктов, предназначенные для использования в качестве горючего для получения тепла или энергии и соответствующие по своим свойствам мазуту номер четыре по спецификации… … Официальная терминология