Домашний очаг

Традиции астраханского края. Обычаи и традиции народов, населяющих наш край


После захвата весной 1924 года обновленцами Рождество-Богородицкой церкви, бывшей некоторое время соборным храмом у православной общины верующих, архиепископ Фаддей (Успенский) перенёс свою кафедру в Знаменский храм. Он на некоторое время стал соборным храмом. Но через неделю был также захвачен обновленцами. Обновленцы продержались в Знаменском храме до 1930 года, когда он был отобран у них властями и по решению горсовета от 2/II.1930 года был передан под центральный клуб пионеров. Но клуб пионеров здесь разместиться не успел, как решением горсовета от 2 июля 1930 года в помещёние Знаменского храма перевели строительный учебный пункт. В отличие от многих других астраханских храмов, полностью уничтоженных, Знаменская церковь лишилась только верхней своей части вместе с куполами и колокольней. Остальная часть храма, составляющая основной его объём вместе с алтарными апсидами, сохранилась и была переоборудована под хлебзавод. В таком виде храм сохраняется и сейчас.

Конечно, не все храмы и монастыри сохранились до наших дней, много церквей погибло. Но то, что мы видим сейчас, наполняет наши сердца гордостью, ибо к числу важнейших задач в деле сохранения культурного достояния относятся возрождение религиозных корней, восстановление важной роли православной церкви.

Монастыри и храмы всегда были важными центрами духовной жизни. Они обладали особой привлекательной силой. Само существование монастырей и монахов помогает людям легче переносить тяготы жизни, так как знают, что есть место, где они найдут понимание и утешение.

Рост православия после семидесятилетий разрушений церковности сейчас совершается трудами астраханских пастырей, прихожан и благотворителей.

Астрахань - это и уникальный этнический заповедник. В городе было 30 церквей, 5 - армяно-григорянских, 2 - римско-католических, 8 - татарских мечетей, 2 - синагоги, лютеранская кирка, персидская мечеть, калмыцкий курул. И все это на небольшом пространстве, которое можно пройти в течение дня. Такого в России нигде нет.

3. 4 . Художественная, музыкальная, театральная жизнь Астрахани. Гильдия выдающихся астраханцев

История астраханского края всегда была неразрывна с именами выдающихся государственных деятелей, именитых горожан, великих астраханцев-ученых, писателей, поэтов, актеров, художников. 22 ноября 1717 года указом Петра Первого была образована Астраханская губерния. Первыми губернаторами каря стали просвещенные люди того времени - А.П.Волынский, В.Н.Татищев, Н.А.Бекетов.

В 1834-1844 гг. губернатором края был генерал-майор И.С.Тимирязев, немало способствовавший эффективному управлению экономикой края. Одной из его заслугой в культурном формировании Астрахани стало создание 1 декабря 1837 года губернского музея. Этому музею уже 171 год. Он один из старейших музеев в стране. Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник рассказывает посетителям об истории края, о географии, геологии, климате, флоре и фауне Нижней Волги. Особой известностью пользуется «Золотая кладовая музея», где хранится уникальная коллекция изделий из золота и серебра, найденная археологами на территории Астраханской области. Коллекция золотой кладовой - результат работы многих археологических экспедиций, имеет огромную историческую ценность.

Весной 2006 года в центре Рима в лучшем выставочном зале с огромным успехом была впервые показана выставка сарматского золота из этого музея.

О наших талантливых земляках, об истоках музыкальной, театральной, литературной жизни города рассказывает экспозиция музея культуры Астрахани, расположенного по ул.Чернышевского. Он был основан в 1978 году в честь 150-летия великого писателя Н.Чернышевского.

Первый зал музея «Астрахань книжная 18 век». Здесь собрана часть богослужебных книг, сохранившаяся до наших времен, издания античных авторов, духовная литература. Особый интерес представляет «История атаманской империи» Д.Кантемира, «Алифрестина» А.Магницкого, которой исполнилось уже 300 лет, рукописный Синодик Троицкого монастыря. Здесь же повествуется о судьбе наших земляков, прославивших наш город - первом российском академике, поэте В.Тредиаковского, и о первом баснописце в стране И. Хемницере. Второй зал музея представляет интерьер кабинета писателя Н. Чернышевского. Здесь много документов и фотографий об открытии первой губернской типографии Е. Лесникова, П. Никифировой, С.Семенова.

В 1813 году вышел из печати первый номер газеты «Восточные известия», основанный И. Вепсгопфеком, одной из первых газет в провинции. В 1816-1818 гг. издавался в городе уникальный азиатский музыкальный журнал, основанный И.В.Добровольским, в котором помещались песни и пляски разных народов, положенных как для фортепиано, так и для полной музыки.

Рыбушкин М. (1792-1840 гг) - выпускник Казанского университета, педагог, исследователь старины. Он написал «Краткую историю Казани». С 1835 года он - директор гимназий и училищ Астраханской губернии. увлекался изучением истории Астраханского края, печатал статьи и заметки. В 1841 году вышла его книга «Заметки об Астрахани», заложившая основы местного краеведения. В музее мы также можем увидеть начало драматического театра в городе. Чернышевский был большим театралом, часто смотрел спектакли и с большим значением анализировал работы местной труппы.

Театр было основан в 1810 г. и видел великих актеров на своей сцене: Ермолову, Комиссаржевскую, Южина, Стрекетову и др.

Астраханцами являются и заслуженные мастера театрального искусства и кино прошлых лет: Л.Н. Свердлин, И.А. Любезнов, В.К. Чекмарев и наши современники - Э.Г. Виторган, Б.Г. Невзоров, П.В. Меньшов, А. Заворотнюк, Д. Дюжев и др.

3.5 . Музеи города

Совокупность музеев, существующих на определённой территории, а также одного типа, профиля, ведомственной принадлежности, называют музейной сетью. В Астраханской области она довольно развита. В неё входят Музей боевой славы, Музей Чернышевского, Хлебникова, Ульяновых и другие.

В 1997 году отметил свое 160-летие один из старейших провинциальных музеев России - Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник.

В фондах шести городских и шести сельских филиалах музея содержатся более 250 тысяч экспонатов. Среди них можно увидеть различные уникальные археологические, нумизматические, этнографические, природоведческие коллекции, коллекцию рукописных и старопечатных книг, фотографий и документов XIX-XX веков, моделей судов, орудий труда и предметов быта.

Экспозиции музея охватывают огромный исторический период от первых стоянок древнего человека на территории края до современного развития региона. Большое место среди экспонатов музея занимает коллекция археологических предметов из драгоценных металлов «Золотая кладовая», более 48 тысяч монет насчитывает нумизматическое собрание музея, кроме этого собраны богатые этнографическая и природоведческая коллекции. В состав Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника входят филиалы: Астраханский кремль, Литературный музей Чернышевского, Краеведческий музей, Дом-музей Ульяновых, Музей боевой славы, Музей Курмангазы Сагырбаева.

В Астраханской области имеется немало музеев, посвященных различным сферам человеческой деятельности. Посетив их, можно познакомиться с культурой, традициями и обычаями местных жителей, историей края.

Их можно поделить на несколько групп по различным признакам.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея или его специализация. Основополагающим признаком здесь служит связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Данная связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации объединяются в профильные группы: естественно-научные, художественные, исторические, архитектурные, литературные, театральные, музыкальные, музеи науки и техники, промышленные, сельскохозяйственные, педагогические музеи.

В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие.

В Астраханской области среди исторических музеев выделяются:

Археологические,

Этнографические,

Военно-исторические,

Историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоёв населения, документирующие социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ,

Монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу.

К первой группе музеев относится археологический музей в селе Селитренное. Он располагается на месте раскопок монгольского города Сарай-Бату. Впоследствии этот памятник дал столько открытий и находок, данных об архитектуре, экономике, населении города, что его превратили в музей под открытым небом. Особенность его в том, что раскопки продолжаются и по сей дня, неся новую информацию. Само село и окружающая его территория относится к уникальной исторической территории, где наблюдается высокая концентрация археологических памятников. Другим примером может стать Самосдельское городище, где также производятся археологические раскопки. Городище представляет большую ценность так как здесь большое количество археологических памятников, относящихся к хазарской и монгольской эпохам.

Ко второй группе относится этнографический музей в Кремле, где представлена история и культура народов, живших на территории Астраханской области.

К третьей группе относится музей Боевой славы, где представлены экспозиции по истории Великой Отечественной войны, обороне города Астрахани и некоторым другим войнам. Кроме того, в музее проводятся экскурсии посвящённые героям Советского союза и России. Нужно отметить, что помимо центрального музея Боевой славы существуют местные и школьные музеи этого типа, расположенные по всей области. К примеру в большинстве школ существуют свои комнаты-музеи, посвященные участникам войны - выпускникам этой школы.

К четвёртой группе относится музей истории города Астрахани.

К пятой группе можно отнести музей В. Хлебникова, музеи АГТУ, АГУ, различных предприятий, например ГАЗПРОМА, Драматического театра и других.

Художественные музеи представлены только одним монографическим - музей Б. Кустодиева, который является галереей.

Естественно-научные музеи в Астрахани представлены мало, среди них областной планетарий, медицинский музей.

В Астраханской области существуют музеи, деятельность которых связана с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Таким является Астраханский Краеведческий музей-заповедник, он сочетает историческую, естественно-научную специализацию, так как здесь представлена выставка по экологии края.

Комплексным профилем обладают музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. К такому виду относится Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник.

Развитие науки и техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп музеев. К ним относятся музей медицины в Астрахани, музей культуры в Астрахани, музей истории рыболовства в селе Оранжерейное Икрянинского района, музей АГПЗ, музей истории соляного промысла «Бассоль».

Наряду с профильной классификацией существует и другая, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В её основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. В основе деятельности музея ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путём сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространённые формы этого типа музеев - музей под открытым небом(село Селитренное), дом-музей, квартира-музей(музей В. Хлебникова, Чернышевского, Ульяновых и другие).

Последние музеи могут быть отнесены также к группе мемориальных музеев, так как они призваны увековечить память о выдающихся людях и событиях. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места - мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая композиция.

По другой классификации музеи делятся на государственные и частные, образованные преимущественно с 1991г. В отличие от частных государственные музеи являются собственностью государства и финансируются они за его счёт.

Другой характеристикой для классификации служит администротивно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются областные, районные музеи.

Таким образом, в Астраханской области можно выделить музеи различных квалификационных групп, при этом порою рамки между различными квалификациями размыты либо пересекаются между собой. В итоге, можно сделать вывод, что музейная сеть Астраханской области объёмна и развита.

4. Проблема возрождения и сохранения культурного наследия Астраханского края

4.1. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г №83-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ», основной задаче в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, которая включает осуществление государственной охраны, сохранения, использования и популяризации культурного наследия в соответствии с законодательством.

Государственная политика должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов РФ и реализовать подход к решению вопросов государственной охраны, сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, которые были определены в 60-х-70-х годах прошлого века и обеспечивала приемлемое состояние важнейших памятников. Но колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом стало принятие в 2002 г. закона «Об объектах культурного наследия народов РФ». Новый закон ввел ряд новых важных понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использование объектов культурного наследия.

В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, происходит жесткий государственный надзор за исполнением законодательства, дополняется также созданием институтов широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.

В сфере культурного наследия происходит жесткий государственный надзор за исполнением законодательства, дополняется также созданием институтов широкого общественного контроля, в частности, практикой общественной экспертизы и обсуждений.

Таким образом, новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров города (система охранных зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.

Принятие нового закона - это бесспорная победа научной общественности, так как именно по инициативе ученых-историков, архитекторов, реставраторов ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению существенного пакета законодательных актов по охране культурного наследия.

4.2. Областная целевая программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области»

Усилия, предпринятые в рамках областной программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области» позволили в целом замедлить нарастание кризисных явлений в сфере культуры Астраханской области, сохранить основной массив учреждений и организаций культуры и искусства, поддерживать на определенном уровне культурную жизнь области. В последнее время появились возможности для сохранения и возрождения национальных культур. В школах Астраханской области стали вестись преподавания на разных языках: татарском, ногайском, казахском, калмыцком. В области стали функционировать свыше 30-ти национальных объединений. Это общества ногайской, татарской, казахской, чеченской и других культур. Деятельность этих объединений позволяет создавать необходимые условия для дальнейшего этнокультурного развития различных этносов на территории области. Помимо этого, областной совет, а затем администрация выступили вместе с обществами учредителями русскоязычной татарской газеты «Изел» («Волга») и казахской «Ак Арна» (Чистый родник), издаваемых на родных языках.

Реализация областных целевых программ «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области», «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов» и проведение в их рамках традиционных мероприятий по празднованию Дня Победы, Дня России, Дня города, международного дня музеев, Дня музыки и т.д., а также фестиваля национальных культур «Астрахань многонациональная», праздников «Дни славянской письменности и культуры», «Цаган-Сар», «Наурыз», «Сабактуй», проведение выставок мастеров народных художественных промыслов, позволили объединить интересы населения области в сфере культуры.

Культурный потенциал области включает 4 театра, 1 государственную концертную организацию - филармонию и 24 творческих коллективов, 2 государственных музея с тринадцатью филиалами, 301 библиотеку, 264 клубных учреждений, 617 недвижимых памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране.

В настоящее время имеются необходимые экономические, социальные, психологические предпосылки для продолжения модернизации системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры.

Целями настоящей Программы по сохранению культурного наследия Астраханской области являются:

Обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ;

Обеспечение сохранности, пополнения, изучения музейного фонда Астраханской области, модернизация деятельности музеев, создание современных экспозиций;

Внедрение в деятельность учреждений культуры новейших информационных технологий;

Комплекс мероприятий предусматривает поддержку коллективов и мастеров профессионального искусства и народного творчества сельской культуры, национальной культуры;

Модернизацию и укрепление материально-технической базы учреждений культуры образовательного процесса, библиотечного и музейного дела;

Обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия.

В реализации Программы принимают участие: департамент культуры Астраханской области, совместно с областными учреждениями культуры и образования в сфере культуры, региональными отделениями всероссийских творческих союзов, органами местного самоуправления Астраханской области, департамент экономического развития Астраханской области, департамент образования Астраханской области, департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации области, ГУ «Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области».

4.3. Культурное наследие Астраханского края в современных условиях

В культуре каждого общества и в мировой культуре вообще имеется сфера, где наследие живет вечной жизнью непреходящих ценностей, не подверженных бурям и натискам, происходящим в социально-политических баталиях. Это культура в ее подмеченной форме - памятники, картины, тексты, изображения, предания, то есть все то, что может быть собрано в музеях, книгохранилищах - изданиях литературных памятников. Охрана и освоение культурного наследия, организация и поддержание музеев, библиотек, архивов и т.д. - важная часть не только деятельности общественных организаций, но и обязательная задача государства. Они широко входят в состав международных мероприятий. Огромные усилия предпринимаются в этом плане по линии Юнеско. В России широко известна теоретическая и практическая деятельность академика Д.Лихачева по поддержанию памятников национального прошлого.

Ценности и смыслы, вложенные в памятниках прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. Они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, раскрывая свой смысл для новых поколений.

Несмотря на то, что Астрахань относится к числу исторических городов России, командно - административные силы считали архитектурное наследие досадной помехой на пути развития города. Они довольно долго отдавали предпочтение строительству на облитых местах. Так, например, были снесены такие архитектурные постройки, как здание театра музыкальной комедии в стиле модерн. Уничтожены здания церкви Николы Гостиного и комплекс зданий Спасо-Преображенского монастыря. В нем размещала семинария, где учился Б.М. Кустодиев, а в 1919 году находились командные курсы, где выступал С.М. Киров. Разрушенным оказалось и здание фотографии С. Климашевской, в которой фотографировались Чернышевский, Горький, Шаумян и многие другие.

Сгорел замечательный летный театр в паке имени Карла Маркса. Горько перечислять утраты, понесшие городом. Горько еще и потому, что именно в это время в средствах массовой информации велась широкая, но чисто формальная агитация за сохранение памятников истории и культуры Астраханской области. И всё же благодаря преимущественно активным действиям ВООПИК, областного фонда культуры и других общественных организаций, удалось сберечь ряд дорогих исторических памяти старых построек - здание бывшей редакции газеты «Коммунист», помещение, занимаемое в настоящее время УВД, дом Безрукавникова, здание бывшего Николаевского приюта и некоторые другие.

Особое место в охране культурного наследия занимают сохранение и возрождение национальных культур. Сейчас в астраханских школах ведется преподавание на разных языках: татарском, ногайском, казахском и калмыцком. В нашем АГУ готовятся преподаватели национальных языков. Возрождаются национальные праздники, создаются коллективы художественной самодеятельности, проводятся фольклорные фестивали и конкурсы. Создан музей этнографии народов Астраханского края, утвержден план строительных и реставрационных работ культовых сооружений астраханских мусульман (реставрируются минарет Белой мечети) буддистов, проведен ремонт Лиманского хурула), иудеев, мотерал (воссоздаются лютеранский храм).

Отгремели праздничные фейерверки, отзвучала музыка и юбилее города - 450 летие Астрахани стал пусть недавней, но историей. В рамках подготовки к этому празднику были проведены реставрационные работы многих достопримечательностей города.

В рамках подготовки к 450-летию Астрахани начались реставрационные работы достопримечательностей города. На реализацию проекта бюджетом было предусмотрено несколько сотен миллионов рублей.

В августе прошлого года была завершена реконструкция государственной филармонии. Ведутся строительные работы по реконструкции Астраханского цирка, Астраханского театра юного зрителя, реставрации памятника культуры - бывшего Благовещенского Новодевичьего монастыря.

В рамках проекта «Сохранение и воссоздание историко-культурного наследия» запланирована реставрация 214 объектов культурного наследия.

Помимо основных мероприятий, которые предусмотрены постановления Правительства РФ. Велись работы по строительству и реконструкции гостиничных комплексов, автовокзала, речного вокзала, торговых центров, реконструкций покрытий ИВПП и планировки летнего поля аэропорта «Астрахань» и выносу из городской черты радиостанции РС-1 Астраханского областного радиотелевизионного центра ФГУП «Ространсрадиосеть». За счет средств ООО «АстраханьГазпром» идет реконструкция набережной р.Волги от ул. Красная Набережная (стрелка р.Кутум) до ул. Кремлевской (гостиница «Азимут»).

ООО «ЛукойлНижневолжснефть» профинансирует работы по реконструкции зоны отдыха Лебединого озера и благоустройству прилегающего к ней парка. Всего на реализацию мероприятий по подготовке празднования 450-летия основания города Астрахани из федерального бюджета было выделено 9 млрд. рублей, из областного бюджета - 700 млн. рублей.

На заседании градостроительного комитета 10 января 2007 г. губернатор Астраханской области А.А. Жилкин сказал: «Я взял на себя обязательство перед Президентом России и астраханцами к 450-летию превратить Астрахань в процветающий город».

Хочется надеяться, что губернатор в скором будущем выполнит свое обещание, ведь многое из того, чтобы было запланировано к юбилею города, так и осталось невыполненным.

5. Заключение

Таким образом, культурное наследие представляет главный способ существования культуры. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с сохранение культуры вообще.

Мы, астраханцы, живем в уникальной культуре, построенный на незыблемых основах российской духовности, на фундаменте, созданном в Астраханском крае нашими предками. Являясь объединительным звеном между цивилизациями Запада и Востока, Астраханский край создал свою особую самобытную культуру. Многие деятели области оставили свои шедевры будущему поколению, которые являются достижением всего человечества.

История Астраханского края уходит в глубь веков, она изменчива и многолика, богата значительными событиями, поскольку благодатные земли Нижней Волги всегда привлекали иноземцев и завоевателей. Объекты культуры, культовые здания и комплексы, историческая жилая застройка, народные промыслы являются национальным достоянием, поэтому нуждаются в охране. На территории г.Астрахани находится более 500 памятников. Они относятся к разным периодам развития города, имеют различную ценность, но вместе создают неповторимый колорит южного исторического города.

Изучение культуры Астрахани практически началось с 1886 г. - со времени основания Петровского общества исследователей Астраханского края. Даже в годы гражданской войны Советская республика считала необходимым взять под свою защиту наиболее ценные исторические здания и архитектурные памятники.

Несмотря на бурную многовековую историю, Астрахань сохранила свою неповторимость. Её облик, как и прежде, соткан одной лишь ей присущих черт. Астраханский Кремль, церковь Иоанна Златоуста, римско-католический костел, особняк Губина, собор Св. Владимира и т.д. - все это символы архитектуры и зодчества Астраханского края.

В Астрахани памятники истории и культуры вложили свой талант такие известные архитекторы как Александр Дигби, Карло Депедри, Луиджи Руска, Ф. Миндваль. Но не всегда памятники находились под хозяйским присмотром и многие из них приходили со временем в упадок.

Государство осознало высочайший потенциал культурного наследия. Задачей государственной политики в этой сфере входят выявление, изучение, сохранение, использование и популяризация культурного наследия. Областная программа «Развитие культуры Астраханской области» позволила в целом замедлить нарастания кризисных явлений в сфере культуры Астраханской области, сохранить основной массив учреждений и организаций культуры и искусства, поддерживать на определенном уровне культурную жизнь области. Появились возможности для сохранения и возрождения национально культур.

В целом охрана культурного достояния остается еще сложной. Эта проблема требует постоянного внимания. Без преувеличения можно сказать, что об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию. Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее.

Список литературы

1. Архитектура Астраханского кремля. Под ред. Ж.Ж. Сарычевой. Астрахань, 2001

2. Астраханский кремль. Под ред. А.В.Бондарева. Астрахань, 2003

3. Бирюков И. А. История Астраханского казачьего войска. -- Саратов, 1991.

4. Богатырев А.И. Астрахань: улицы, годы, судьбы. Астрахань, 1999

5. Брюшкова Л.П. Коллекции геологических музеев как часть культурного наследия. М., 1993

6. Васькин Н.Г. Заселение Астраханского края. -- Волгоград, 1993.

7. Гнедовский М. Профиль музея// Советский музей. 1985. № 5

8. Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. Астрахань, 1999.

9. История Астраханского кремля. Под ред. И.Р.Рубцева. Астрахань, 2001

10. История Астраханского кремля. Под ред. И.Ф. Райковой. Астрахань, 2002

11. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001

12. Культура Астрахани. Под ред. И.А. Митченко. Астрахань, 2001

13. Марков А. С. Астрахань на старинных открытках. Астрахань, 1999

14. Музеи города Астрахани. Под ред. П.А. Морозова. Астрахань, 2000

15. Природа и история Астраханского края. Астрахань, 2002

16. Социально-экономическое положение Астрахани. Под ред. И.В.Зверева. Астрахань, 2002

17. Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г и др. Природа и история Астраханского края. - Астрахань: Издательство Астраханского пед.ин-та, 1996.

18. Этингер М.А. Музыкальная культура Астрахани. - Волгоград: Ниж.-Волж.кн.изд-во, 2001

Подобные документы

    Понятие и роль культурного наследия. Концепция культурного консерватизма в Великобритании. Развитие концепции культурного наследия в России и в США. Финансирование культурных объектов. Венецианская конвенция об охране культурного и природного наследия.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Классификация объектов культурного наследия РФ. Оценка современного состояния объектов культурного наследия. Роль законодательных и экономических аспектов, экологических факторов. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2006

    Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия. Международные организации в системе всемирного культурного наследия. Миссия и цели санкт-петербургского международного центра сохранения культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2006

    Роль законодательных и экономических аспектов. Роль экологических факторов. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия. Всероссийская общественная организация "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры".

    курсовая работа , добавлен 20.10.2005

    Классификация объектов культурного наследия и оценка их современного состояния. Комплекс мер по сохранению памятников культурного наследия, роль законодательных, экономических и экологических факторов. Основные современные методы сохранения памятников.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2011

    Культура воспоминания и история памяти. Осмысление исторического наследия как сложный социокультурный феномен. Изучение православной культуры России. Проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия. Мнение студентов об историческом наследии.

    творческая работа , добавлен 19.12.2012

    Законодательная и управленческая практика сохранения недвижимых объектов культурного и природного наследия за рубежом. Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия. Охрана памятников истории и культуры в Италии и Франции.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

    Характеристика Управления государственной охраны объектов культурного наследия, основные функции и роль. Анализ целевой программы "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области".

    отчет по практике , добавлен 29.04.2014

    Характеристика современного российского общества. Процесс освоения художественного наследия и его отличительные особенности. Исследование основных организационных принципов охраны национального культурного наследия, правовые основы данного процесса.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Анализ законодательства в сфере культурного наследия РФ, США и Великобритании. Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Монеты в пироге, конфеты в чулке, подарки в башмаке и другие новогодние традиции наших земляков

Новый год отмечается в нашей стране с 1897 года указом Петра I. С давних пор вокруг этого праздника появилось и укрепилось множество обычаев и традиций. Какие-то из них остались в истории, а кое-какие все еще практикуются астраханскими семьями. О самых интересных новогодне-рождественских традициях наших земляков - в нашем материале.

В духе традиций

Конечно, самой главной из традиций, дошедших до наших дней, является установка новогоднего дерева, которое приобретает праздничный вид благодаря ярким украшениям: шарам, гирляндам, лентам и сладостям.

Традиция встречать старый Новый год сохраняется практически во всех семьях Астрахани. Она возникла в стране после революции 1917 года, когда произошел переход с юлианского календаря на григорианский с тринадцатидневной разницей между датами. Но от прежней даты отказались не все. С тех пор стали отмечать сначала Новый год по-новому, а потом – по-старому. Так у нас появилось два праздника, которые собирают за ужином большинство астраханских семей.

Российские монархи проводили при дворе яркие новогодние маскарады: музыка, танцы, красивые маски, костюмы и украшения. Современный Новый год царскими балами не славится, но многочисленные фестивали и не столь пышные, как во времена правления Екатерины II, балы проводятся в Астрахани и других городах страны.

В старые времена перед Рождеством клали на угли кусочек ладана и окуривали весь дом. Похожая традиция есть и у греков: они окуривают ладаном дома и все помещения, включая кафе, рестораны и др.

Забавная традиция есть у немцев. С боем курантов они забираются на стол, а по окончании боя прыгают, что называется, «в Новый год». Мы стол используем иначе. Готовим праздничный ужин, за которым сначала провожаем Старый год. Не забудьте вспомнить все хорошее, что принес вам уходящий, 2016 год и оставить все плохое в нем. А потом встречаем Новый год. Первый бокал традиционного искрящегося напитка, выпиваемый под бой курантов, был поднят в 1960-е годы, когда советская власть решила обеспечить каждую семью бутылкой шампанского. Пока часы двенадцать бьют, загадайте желание, оно обязательно сбудется!

Изобретательные астраханцы

Китайцы традиционно встречают Новый год под аккомпанемент хлопушек и фейерверков. Эту традицию мы переняли: залпы красочного салюта и хлопки петард в новогоднюю ночь стали настоящим развлечением для россиян. Астраханцы устраивают нечто вроде новогоднего сражения на манер «у кого снаряд выше взлетит и сильнее бахнет». Народ не скупится на праздничный фейерверк, и даже те, кто не принимает непосредственного участия в «бое на хлопушках», ни за что не пропустят это зрелище и окажутся вовлечены в захватывающее действо в качестве наблюдателя со стороны.

Мы поинтересовались у жителей города об их семейных традициях, которые сохранились у них и сегодня. Не у всех оказались припасены на случай новогоднего торжества старые или даже новые обычаи. Но те, у кого они все еще есть, порадовали нас своими рассказами.

Интересно, что в Греции оставляют на ночь около камина обувь, которую Святой Василий наполняет подарками. Американский Санта кладет подарки в развешенные у камина новогодние чулки. Ну а мы задачу Деду Морозу упростили: свои подарки наш Дед Мороз бережно укладывает под красавицу-елку.

Семья Шлыковых трансформировала западный чулок в обувь. У елки размещается красный новогодний сапог, в который ночью для ребятни складываются разные сладости небольшого размера.

Астраханская молодая пара, широко известная своей творческой работой по изготовлению уникальных музыкальных инструментов, глюкофонов, рассказала о своих праздничных традициях. Новогоднюю ночь Иван и Полина неизменно проводят вдвоем. Вместо традиционного шампанского на столе бутылка отменного рома. Ребята украшают дом большим количеством бубенцов и огоньков. Творческий подход преображает жилище, которое становится буквально сказочным местом. Пара исполняет русские и украинские колядки, которые были известны в давние времена.

Хозяйкам на заметку. А вы знаете, что есть традиции, способные избавить вас от домашних хлопот в новогодние праздники? Семья Яровых готовит мясо в горшочках и в один из них прячет грецкий орех. Кому попадется, тот не моет посуду все праздники.

Известно, что итальянцы на Новый год избавляются от старых вещей, причем выбрасывают они их прямо из окон своих домов. У некоторых астраханцев, возможно, из-за праздничной усталости не хватает сил донести ненужное новогоднее дерево до специального места. Поэтому елки, бывает, вылетают из окон, подобно итальянским обычаям. Главное - чтобы это не переросло в астраханскую традицию.

Традиции разных народов в Астрахани

Интересные обычаи сохранила семья Сорокиных, прожившая долгое время в Германии, где и переняла традицию немцев на Рождество украшать окна мини-яслями со свечами и композициями из светящихся домиков. У главы семейства имеются еврейские корни. Каждую хануку зажигают по одной свече в день до конца хануки.

В Астрахани живет семья Кустадинчевых, в которой глава семейства Евгений наполовину болгарин. На старый Новый год по старой традиции, которую чтили прародители Евгения, готовится болгарский пирог - кубите. Это слоеный пирог из пресного теста с начинкой из мясного фарша и риса. Выглядит он как наш торт наполеон. Если бы не одно отличие: нижняя лепешка делается большего размера, чем другие, для того чтобы ею закрыть все верхние слои. Выглядит очень красиво и аппетитно. В один из слоев кладутся разные монетки, каждой из них отдается свое назначение, будь то счастье, здоровье, повышение на работе, прибавление в семействе и т. д. Хозяйка делит на порционные куски пирог и раздает кусочки каждому гостю по старшинству. Кушанье превращается в настоящее веселье, ведь гости принимаются за поиски монет в своем кусочке пирога.

Семья с голландскими и русскими корнями, живущая в нашем городе уже больше пяти лет, поделилась с нами богатым разнообразием своих обычаев. По старой русской крещенской традиции на Крещенье Светлана и Петрус в полночь отправляются на реку, где прорубают лунку. С собой берется новое ведро и будильник. Дальше нужно наблюдать за водой: если она всколыхнется, то по поверью это момент крещения Иисуса. Наполняется ведро крещенской воды, которой все домочадцы умываются. Этой водой также окропляются комнаты и придомовая территория.

В Рождественскую ночь семья зажигает свечи и ставит их на окна. Сын Миша пишет сразу два письма: одно деду Морозу, а другое Санта Клаусу.

На самом деле мальчик Миша настоящий везунчик: новогодних праздников, а соответственно и подарков у него гораздо больше, чем в семьях с единой верой и национальностью. Вот, к примеру, у голландцев дарят подарки не на Рождество и не на Новый год, а в день Святого Николая, 6 декабря, когда прилетает на санях Санта с двумя помощниками, которые называются грумы-негритята. Миша выбирает самую большую и сочную морковку и помещает ее в свой башмачок. Грумы забирают морковку для оленей и оставляют взамен подарок. А чем слаще и красивее морковка, тем лучше подарок.

Так что подарки домочадцы преподносят друг другу три раза: 6 декабря, на Новый год и православное Рождество.

В немецкой семье Антона, проживающей в Астрахани много лет, рождественские чулки - важная традиция, любимая всеми детьми в семействе. Вешается целая гирлянда из 25 маленьких чулочков, в каждый кладется шоколадка и конфетка. С 1 декабря и до Рождества в день открывается только один чулочек, и счастливый ребенок извлекает маленькое лакомство. Семейные традиции - это важная особенность для любого события в жизни домочадцев. Сохраняя старые обычаи и прививая их будущим поколениям, мы не только создаем лишний повод интересно провести время вместе, но и сохраняем в копилке семейных ценностей значимые исторические моменты и память о своих предках.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский дом №1» г. Астрахани
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2012 – 2013 уч.год)
Номинация конкурса: организация досуга и внеклассной деятельности .
Автор работы: воспитатель Горшунова Надежда Владимировна
Сценарий мероприятия на тему:
«Обычаи и традиции Астраханского народа»
Цель:


  • знакомство с национальной культурой области, основными праздниками города;

  • воспитание патриотизма на примере гордости за свой край и народ, эстетической культуры и толерантности;

  • развитие творческих способностей детей и повышение их самооценки.

Место проведение разбито на секции, каждая заполнена атрибутами данной национальности(элементы костюма, бытовая утварь, народные промыслы.) Подготовлена презентация.

Ход занятия.

Ведущий:

Сегодня наше занятие посвящено теме «Обычаи и традиции Астраханского народа»

Мы познакомимся с основными праздниками народов Астрахани и традициями народа. Но сначала мы узнаем что обозначают слова «обычай» и «традиция»

Обычай - укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие…

Традиция (от лат. Traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени…

Какие национальности проживают в Астрахани?

Большинство населения области (70 %) составляют русские. Второй по численности народ - казахи (14,3 %), Астраханская область является историческим местом проживания казахов, это самая крупная казахская община по субъектам федерации. Астраханская область является историческим местом проживания также и татар (включая астраханских и юртовых говорящих на отдельных диалектах) (7 %), ногайцев (в большинстве карагашей) и туркмен.
Численность в 2002 году, тыс. человек

Русские 700 561 (70,0 %)

Казахи 142 633 (14,3 %)

Татары 70 590 (7,0 %)

Украинцы 12 605 (1,2 %)

Чеченцы 10 019 (1 %)

Азербайджанцы 8 215 (0,8 %)

Калмыки 7 165 (0,7 %)

Армяне 6 309 (0,64 %)

Ногайцы 4 570 (0,45 %)

Цыгане 4 331

Аварцы 4 218

Лезгины 3 646

Даргинцы 3 550

Лица, не указавшие национальность 2 963

Белорусы 2 651

Туркмены 2 154

Корейцы 2 072

Астраханские татары 1 980

Немцы 1 389

Кумыки 1 356

Грузины 1 212

Чуваши 1 171

Турки 1 128

Узбеки 1 030

Евреи 1 011

Задачи сохранения традиционной культуры тесно смыкаются с проблемами возрождения национальных культур. Имеются областные национально-культурные общества(НКО), которых в области к началу 2010 года насчитывалось более 30 (казахское общество - «Жолдастык, татарское - «Дуслык», туркменское - «Ватан», узбекское - «Узбекистон», азербайджанское - «Азербайджан», турецкое - «Айдын», армянское - «Арев», дагестанское - «Дагестан», калмыцкое - «Хальмг», немецкая автономия «Айнхайт», молодежный центр ногайской культуры «Эдиге и др.).
В Астрахани проводятся традиционные областные праздники и фестивали, таких как татарский «Сабантуй», калмыцкий «Цаган Сар», тюрко-иранский «Навруз/Наурыз» и др. С 1992 г. Стали проводиться дни тюркского просветителя А.Х.-Ш. Джанибекова «Джанибековские чтения», с 2010 года «Бирюковские чтения» в память атамана Астраханского казачьего войска И.А. Бирюкова, а также мероприятия в честь узбекского просветителя Алишера Навои. В начале 90-х годов проводились областные смотры-конкурсы детского казахского («Анче балапандар»), ногайского («Шешекейлер») и татарского («Яна исемнер») творчества.
Масленица - праздник, сохранившийся с языческих времен. Отмечается в течение недели перед Великим постом. Обычай праздновать масленицу берёт своё начало с древнейших времён - с греческих и римских вакханалий. Славяне-язычники тоже справляли в этот период весенний праздник - встречу весны и проводы зимы. В народе масленица всегда была весёлой порой. Считалось, что тот, кто откажется её праздновать, будет жить «в горькой беде и худо кончит».
(Сценка из праздника Масленицы)
Возникший задолго до рождения ислама, праздник Наурыз олицетворяет собой весеннее пробуждение природы, ее обновление. По старому поверью в дни весеннего равноденствия, когда Солнце входит в созвездие Овна, мир сотворяется заново и для восточных народов наступает Новый год.В Астрахани Наурыз приобрел статус областного праздника, и ежегодно с 1998 года проводится в центральном парке культуры и отдыха «Аркадия», где по сложившейся традиции, представителями областных национальных культурных обществ в один из апрельских дней устанавливают красочные национальные юрты.В их будет десять, и каждая из них будет иметь свой национальный колорит, свое смысловое и содержательное наполнение (иранская, казахская, туркменская, азербайджанская, турецкая, татарская, таджикская, ногайская, дагестанская, узбекская). Древняя культура народа – кочевника, быт, обычай, природа, песни, легенды, эпос, искусство умельцев, ювелиров стали источником творческого вдохновения Курмангазы.

(Звучит запись – “Воспоминания Савищева”

композитора Курмангазы Сагырбаева)

В этот день астраханцы и гости праздника увидят представленные каждым народом национальные блюда, предметы быта и изделия декоративно-прикладного искусства. Официально Навруз просто национальный праздник. И он уже давно потерял свой религиозный характер, как праздник огнепоклонников. До начала праздника в каждом доме наводился порядок, в аулах и селениях чистили колодцы, арыки, сажали деревья, цветы, ремонтировали и обновляли огородный инвентарь и т.д. Считается, что когда Навруз входит в убранный чистый дом, к хорошему хозяину, болезни, неудачи и невзгоды обходят его стороной. В канун самого праздника в каждой семье накрывали дастархан – скатерть с различными яствами. Для угощений соседей, родственников готовились традиционные праздничные национальные блюда – плов, шашлык, отварной горох, сумалак и т.д. В этот день люди прощают старые обиды, помогают нуждающимся в милосердии.

(Казахский танец в исполнении детей)

У астраханских татар большой праздник Весны носил название – Амиль. Этот праздник также не был связан с мусульманскими религиозными ритуалами. Праздник обычно начинался в центре города и постоянно передвигался к окраинам, а затем от села к селу. Люди приветствовали друг друга рукопожатием обеих рук. На праздничном столе в этот день в каждой татарской семье подавали блюда с тыквой и рисом: плов, пирожки – «кубак бурек». Молодежь участвовала в традиционных состязаниях по скачкам – «ят ярыш», борьбе – «куряш». Состязались молодые люди и в лазанье по высокому шесту – «алтын кабак», и тот, кто становился обладателем заветной монетки, укрепленной на верхушке столба, получал главный приз – обычно барана. До вечера ученики (шакирды) ходили по домам, радуя хозяев песнями, за что получали кто деньги, кто угощения.

(Состязания в борьбе и битве мешками на бревне)

"Сабантуй"

(От тюркского «сабан» - плуг и «туй» - праздник, праздник у татар и башкир, после окончания весенних полевых работ»)

История Сабантуя такая же древняя, как и сам татарский (булгарский) народ. Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. "Скакун заранее чует приближение сабантуя", - говорит татарская поговорка. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - корэш и, конечно, конные скачки, воспетые в стихах и песнях, вызывающие восхищение и восторг - украшение татарского праздника. Начала праздника Сабантуй уходят в глубину веков, и первоначально он назывался «секен» – обряд с куриными яйцами (символ плодородия). Суть его заключалась в следующем: яйца надо было достать из сосуда с густой сметаной без помощи рук. Другие элементы праздника приобрели молодецкий, удалой характер как то: лазание по шесту (ранее символ солнца), скачки и джигитовка, характерная тюркская борьба на поясах – «куреш», а также песни, танцы и угощение национальными блюдами, приезд многочисленных гостей.
«ЦАГАН САР НА АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛЕ»
«Цаган Сар» - один из самых лучших калмыцких праздников. О его истории говорят по-разному: он имеет множество легенд и преданий. Существует мнение, что буддисты всего мира отмечают его с той поры, когда Великий Будда, обретя просветление, полностью опроверг в споре шестерых лжеучителей и явил народу чудеса. А по народным преданиям калмыки праздную Цаган Сар еще и как победу легендарной девы Галл-Окон-Тенгри над племенем жестоких и коварных великанов – мангусов, олицетворяющих силу зла.

Цаган Сар предвещал начало весны . Поэтому, во время праздника калмыки, встречаясь, здороваются, а потом спрашивают: «Хорошо ли перезимовали?». «Да, перезимовали хорошо», - обычно отвечают.И хотя зима еще не взяла бразды правления в свои руки, в Астраханской области на гостеприимной лиманской земле с приходом Цаган Сара 12 февраля встретили весну и вспомнили традиции, заложенные нашими предками. Вот некоторые из них:Исстари все готовились к встрече праздника: делали генеральную уборку в доме, шили или покупали новую одежду, выбирали жирного барана, варили мясо, все вещи стирали. В канун праздника женщины мыли голову, расчесывали волосы и одевали шиврлг (чехлы для волос). Надевали рубашки с белым воротником. Перед праздником Цаган Сар хозяйка дома, сделав борцоки, перебирала четки, потому что этот день называется «Мацг одр» -день молитв, очищения, последний день зимы.

Рано утром, в день Цаган Сар, хозяйка дома варит калмыцкий чай. Пока чай закипит, она открывает сундук, достает новую одежду и вешает на заранее натянутую веревку. Таков был обычай - один раз в год выветривать одежду. Утром, когда просыпается вся семья, мать зовет к себе детей и целует их в правую щечку, произнося при этом: «Будь счастлив(а), живи долго, в следующем году я тебя поцелую в левую щечку». Приходит следующий год. Она опять произносит те же слова. В этих словах заключается мудрость народа: благополучно прожить год, и вновь поздравить друг друга. Желали друг другу здоровья и счастья.

Важным моментом праздника было приготовление национального мучного блюда - борцоков. Их готовили из сдобного теста и жарили в кипящем жиру. Форма борцоков имела глубокое значение. Борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелания большого приплода; «кит» - напоминала часть конских внутренностей, «овртя тохш» - символизировали крупный рогатый скот, «мошкур» - крученные, напоминали бараньи внутренности, символизирующие «узел счастья», «цацл» - кисть, символ кисти на головном уборе калмыков.
Традиционный "День воблы"

В Астрахани - большой праздник. Традиционный "День воблы" отмечается уже в 15-й раз. На него приходят целыми семьями. Многие - с удочками, в надежде поймать так любимую в этом городе рыбу. На набережной Волги устроили соревнование. Участники съехались со всей России со своими снастями и приманками.

Игра: « Поймай рыбку»

Дети с помощью удочки на магните ловят рыбки. Кто больше и быстрее.
День рыбака

Во второе воскресенье июля в России традиционно отмечают День рыбака.

на набережной реки Волги состоится ставший уже традиционным «Фестиваль ухи», в котором примут участие представители из всех районов области. Региональное агентство по рыболовству подготовило шоу-соревнование «Ловись, рыбка!», участникам которого предложат с голыми руками погоняться за рыбой, выпущенной в городской фонтан. На главной сцене в это же время пройдёт международный фестиваль народного творчества «Живая вода - 2012». Закончится вечер праздничным концертом с участием астраханских солистов.

(Сценка «Нептун в гостях у рыбаков»)

Свадебные традиции.

Одним из самых романтических мест в Астрахани является мост влюбленных. Небольшой мостик, протягивающийся от одного берега реки Кутум до другого, в последние годы стал популярным местом влюбленных.

Резные столбы и лавочки в пушкинском стиле смотрятся весьма привлекательно, а с моста влюбленных открывается невероятный вид на Красную набережную. До появления моста среди молодоженов повелась традиция завязывать ленточку на ветке одной из берез, росших на площади. Спустя время березка не выдержала такого «ленточного гнета» и погибла: стали завязывать узелки на рядом стоящей березе, но и она не выдержала такого наступления. Во избежание исчезновения астраханских берез было решено подарить влюбленным один из мостов Астрахани. Позднее в 2005 году рядом с аркой на мосту влюбленных в Астрахани было установлено металлическое дерево, сделанное под бронзу, на которое и стали вешать заветные ленточки семейного благополучия.

Потом появилась еще одна традиция, пришедшая к нам из европейских и прибалтийских стран – вешать замок, олицетворяющий крепкую и счастливую семейную жизнь. В Москве и Санкт-Петербурге с такой оригинальной свадебной традицией борются давно: администрация, считая, что замки влюбленных портят внешний вид моста, безжалостно срезают груды громоздкого железа. В Астрахани с подобным начали бороться совсем недавно. Еще в 2006 году замки не висели, но спустя 5 лет на мосту влюбленных их скопилось огромное количество: буквально каждый сантиметр ограждений занят замком с романтической надписью. Однако, несмотря на споры между влюбленными и городской администрацией, мост влюбленных в Астрахани не перестает быть одним из самых красивых и излюбленных мест влюбленных пар.

Лебединное озеро

Братский садик, ДК Каспийской Флотилии.
День города

Любимый горожанами праздник, который в этом году решили провести в теплом сентябре, астраханцы отмечали два дня. Народные гулянья проходили в городских районах. Детские и спортивные игры, конкурсы, концерты с выступлениями творческих коллективов города – в каждом районе Астрахани было организовано по несколько площадок, где астраханцы могли весело провести время. Основное торжество развернулось в парке культуры и отдыха «Аркадия». Здесь гости праздника наблюдали настоящее чудо из песка. Фестиваль «Песчаная скульптура Понизовья» прошел в Астрахани впервые. В нем приняли участие ученики астраханских художественных школ. Многие из них работали с песком впервые, им помогли художники из Санкт-Петербурга, которых специально пригласили на День города. Всего астраханцами и питерцами было создано 12 песчаных фигур во главе с трехметровым «Черномором».

В этот же субботний день в честь Дня города прошел Крестный ход, который завершился в Кремле. Здесь же у Успенского собора казаки торжественно приняли присягу. В казаки в этот день посвятили и мэра Астрахани Михаила Столярова, который является потомственным представителем православного сообщества.

Ближе к вечеру в сквере Ульяновых на площади Октябрьская устроили рыцарский турнир. Представители обществ исторической реконструкции продемонстрировали зрителям рыцарский бой в настоящих доспехах.
На второй день праздника Астрахани горожан ожидали вкусные угощенья. На площади Ленина прошел фестиваль Астраханского арбуза, где астраханцы смогли увидеть вкусные ягоды самых необычных форм и размеров. Гости праздника могли попробовать необычные арбузные коктейли и полюбоваться на диковинные узоры, которые вырезали на арбузах мастера по карвингу. Два других вкусных фестиваля мэрия астрахани провела на набережной Волги. Здесь под звуки народных песен можно было попробовать самых разных видов астраханской ухи, которую готовили для гостей праздника районы города и области. Самой вкусной по признанию конкурсного жюри стала уха, приготовленная Кировским районом. А после все желающие могли попробовать различные виды чая. Русские, казахи, татары, армяне, чеченцы, азербайджанцы, ногайцы, узбеки и калмыки – представители самых разных национальностей, которые в мире и дружбе проживают на территории Астрахани сотни лет, приготовили угощения и чай, согласно своим традициям.

Ведущий подводит итог и приглашает гостей на экскурсию

Гости приглашаются за столы, где дети вместе с воспитателем приготовили угощения и чай, согласно своим национальным традициям.
Приложение№1

Под музыку входит царь Нептун, совершает круг почета и садится на трон.

Нептун.

Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем.
Поздравляю вас с праздником Нептуна!
Желаю вам попутного ветра,
Семь футов под килем и
Обойти все морские рифы!

Под музыку входят русалки.

Нептун.
Что ты невеселы, вы сегодня? Не обидел ли кто вас? Только скажите. Я все царство морское переверну вверх дном. Найду обидчика и наказать его велю.

русалка.

Не надо, никого искать и царство морское вверх дном переворачивать. Не обижал нас никто и вреда никто не причинял.

Нептун.

Поделись же, красавица, со мной своим горем. Отчего грустишь? Расскажи, может я смогу тебе помочь.

русалка.

Ах, батюшка царь. И сказать-то совестно. Давно я не видала как веселятся люди, хотелось бы поглядеть.

Нептун.

Ну, это не трудно. Смотри (исполняется танец «Морячка»)

Нептун.

Долго мы не можем находиться без воды. Прощайте! Нам пора, а вы продолжайте веселиться. (Уходят

Календарные обряды и праздники русских Астраханской губернии были связаны с православными святцами.

Откуда б ни прибыли, везде праздник видели

Гулянье. Художник Борис Кустодиев, 1910 год.

Астраханская губерния - территория межэтнического взаимодействия многочисленных народов. Каждое село в ней славилось своими традициями, обрядами, песнями, ремеслами. Уклад тяжелой жизни астраханского рыбака и пахаря не располагал к обилию праздников. Но все же жители русских сел и поселков широко справляли народные торжества: навечерие и Рождество Христово (25 декабря), Богоявление (б января), Меланью-римлянину (13 января), Масленицу, Пасху Христову, Красную горку (23 апреля), Фомин день (6 октября).

В навечерие Рождества Христова парни и девушки ходили колядовать.

В селе Солодники в это время славили Меланью. Зажиточные хозяева заставляли молодежь валяться в снегу. По народным верованиям, это способствовало большому приплоду овец. Колядующих одаривали сушеными яблоками и горохом.

На Рождество Христово все сельские дети ходили славить Христа. Входя в дома соседей, они исполняли первый ирмос Рождественского канона, тропарь и кондак праздника.

Кроме того, речитативно пели либо рассказывали рождественские стишки, за что хозяевам полагалось угостить юного христославщика снедью или деньгами:

Предметы крестьянского быта в экспозиции Культура и быт народов края в Астраханском музее этнографии.

Христос рождается, славите:
Христос с небес, срящите:
Христос на земли, возносится:
Пойте, Господеви вся земля,
и веселием воспойте, людие,
яко прославися.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсая мирови свет разума:
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе.
Дева днесь Пресущественнаго
рождает,
и земля вертеп Неприступному
приносит:
ангелы с пастырьми славословят,
волхвы же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо,
Превечный Бог.

Фрагмент экспозиции Культура и быт народов края. Русские в Астраханском музее этнографии.

Первого христославщика, вошедшего в дом, сажали на шубу, расстелив ее на лавке в переднем углу. Это делали, чтобы водились овцы и неслись куры. Шубу могли положить и на пол.

Рано утром на старый Новый год юные посевальщики (так в русских поселениях Архангельской губернии называли детей, поздравлявших селян с праздником) ходили по домам и славили хозяев. В переднем углу комнаты под иконами они посевали, разбрасывали принесенные злаки, со словами: Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Расти, рожь, пшеница, горох, чечевица.

Виды народной одежды и предмет быта, распространенных на территории Астраханской губернии.

Взрослые- и мужчины, и женщины - христославили гораздо позднее, ближе к полудню. Неотъемлемая часть святочных развлечений - гадания о замужестве. Девушки ходили ворожить ночью в курятник. Ловили в темноте кур и смотрели, кому какая попалась. Затем наливали в тарелку воду, ставили зеркало, сыпали зерно и наблюдали каждая за своей птицей. Если она пила воду - к мужу-пьянице, клевала зерно - к богатому жениху, смотрелась в зеркало - к фарсовому суженому. Если девушка ловила в темноте не курицу, а петуха - быть ей замужем за вдовцом.

На Святки рядились и делали маски. Для их изготовления использовали подручные природные материалы.

В крещенский Сочельник молодые селянки гадали на судьбу, а также дарили и разносили кутью родственникам. Утром на Крещение все село шло на иордань - прорубь в водоеме для омовений. Ее готовили накануне. Изольда вырезали престол, крест и голубей. Неподалеку от иордани делали еще одну купель, для омовения стариков и больных. После погружения в студеную воду к ним возвращались жизненные силы.

Карусель кружится, на весну земля поворачивает

Печать для пряника.

Специально к Масленичной неделе мужчины возводили карусели.

Животные, впряженные в них, олицетворяли солнечный круговорот. В широкий четверг начинался масленичный разгул, катание на тройках запряженных лошадей. Как правило, в последний день Масленицы устраивал иные состязания. Прощеный день изобиловал обрядовыми действиями. В первой его половине совершали ритуальный обход родственников и просили прощения за нанесенные в течение года обиды, во второй - все жители собирались на конные скачки.

В конце XX века в русские села вернулась традиция провода Масленицы и сжигания ее чучела.

В дни Великого поста все жители русских сел занимались повседневными делами, работали. Женщины пряли, ткали, вязали. Мужики шорничали, готовились к весне. В среду четвертой, Середокрестной, недели Великого поста хозяйки пекли детям ритуальное печенье в виде крестов.

Свадебный пир. Художник Борис Кустодиев, 1917 год.

Во время выезда на посев одно из них разламывали и давали съесть лошади.

В день памяти сорока Севастийских мучеников - воинов-христиан из города Севастии - также готовили обрядовое печенье - жаворонки. Местная детвора забиралась на сараи, высоко подкидывала лакомство и кликала весну.

В центр ритуального печенья закладывали монетку, конфету-карамель,
чечевицу или горошину на счастье.

Промежуточное положение между европейской Россией и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским западом и мусульманским языческим востоком наложило своеобразный отпечаток на историю края.

Особую роль Астраханский край сыграл в исторической жизни разноэтнических народов и государств. Великий Шелковый путь в IX-X вв. связал цивилизации Запада и Востока. В регионе Нижнего Поволжья схлестывались цивилизации гуннов и сарматов, хазар и печенегов, половцев и татаромонгол.

Первым государственным объединением был Хазарский каганат. В середине XII в. Хазария была полиэтническим государством, объединившим индоевропейские, тюркские и семитские этнические группы, которые мирно уживались, образуя новый этнос. В XIII в. Нижнее Поволжье было покорено монголами и вошло в состав Золотой Орды. Происходит процесс ассимиляции половцев и монголов, который положил начало новому этносу - астраханским татарам. В середине XV в. левобережье Нижней Волги занимает Ногайская Орда, а правобережье вошло в Астраханское ханство.

Астраханское ханство являлось феодальным государством, население которого в основном занималось кочевым скотоводством. Процесс смешения кочевников Нижнего Поволжья, который начался в XIII в., не останавливался.

В силу своего географического положения Астрахань с первой половины XVI в. становится «камнем преткновения» между Турцией, Крымом и Ногайской Ордой. Московское государство также было заинтересовано в расширении своих юго-восточных границ. Оно знало о рыбных и соляных богатствах края, сознавало, какое важное торговое значение имеет Аштархан, но только с присоединением Казани можно было говорить об утверждении устья Волги за Москвой. И в 1554 г. Московское государство берет Казань, а в 1556 г. Россия, присоединив регион Поволжья, положила конец трехвековому господству татар и открывает для себя дорогу к восточным рынкам по Каспийскому морю и караванные пути.

Точной даты присоединения Астрахани не известно, но, скорее всего, этим нужно считать 1557 г., когда все население Нижнего Поволжья присягнуло первому воеводе Черемисикову в верности русскому царю Ивану IV Грозному. С того времени покорение края ежегодно праздновалось сначала русским местным людьми, а затем и всем населением области. Праздник этот отличался большой торжественностью.

Первый воевода Астрахани И. Черемисиков был человеком весьма незаурядным, оказавшись хорошим стратегом и политиков. Он приобрел «всеобщее расположение справедливостью правления». Он быстро решал сложные и разнообразные вопросы, умело вел переговоры с ногайцами, крымцами, кавказскими владетелями. Заботился о спокойствии края. Но величайшей заслугой Черемисикова было основание новой Астрахани на левом берегу Волги.

Старая Аштархан, находившаяся на правом берегу Волги, граничила с обширной Ногайской степью, через которую проходила Крымская шлях-дорога, откуда регулярно появлялись крымцы; сама степь была по сути «диким полем», где хозяйничали и выходцы с Северного Кавказа, и донские казаки, и кочевники Прикаспия, считавшие Астраханский край местом богатой добычи. По этим причинам Черемисиков стал искать боле надежной защиты в природных условиях для новой крепости.

Когда появились первые известия о военных замыслах крымского хана о захвате Астраханских земель, Черемисинов пересылает татар с правого берега на другую сторону и расселяет их по буграм и островам. Для главной крепости от избирает один из самых крупных бугров - Заячий или Долгий. Он был выгодно огражден с северо-запада Волгой, с северо-востока - рекой Кутум, а с юга - линией заболоченных ильменей и соленых озер.

Начало строительства относится к 1557 г., но официальная дата рождения Астрахани - 1558 г., когда государь Иван Грозный дал свое царское благословение для левобережного города.

Строительство Астрахани требовало рабочих рук, что стимулировало переселенческую политику русского государства.

В то же время развивалась стихийная русская колонизация края. Это были выходцы из социальных низов, натыкавшиеся на строительные работы, приходившие на добычу рыбы, соли, селитры, обживая тем самым Волжское Понизовье.

С заселением края росла не только экономическая, но и политическая роль Астрахани. Занимая одно из важнейших мест в восточной торговле, город сыграл исключительную роль в развитии отношений с Кавказом и Закавказьем, принимая посольства из Кабарды, Грузии, Армении и других государств Васькин Н.Г. Заселение Астраханского края. -- Волгоград, 1993..

Для иноземных торговых людей в Астрахани стали строиться особые гостиные дворы. Это были индийские, персидские, армянские дворы, построенные по азиатскому образцу. До сегодняшнего дня в центральной части Белого Города сохранились Персидское и Армянское подворье, а вот Индийское до наших дней не дожило.

В то же время росло и военно-стратегическое значение Астрахани. Во второй половине XVI в. здесь находилось более 3000 стрельцов и ратников.

В 1582 г. в правление Ивана Грозного начинается строительство каменного кремля, так как старый кремль, построенный из леса, начинал ветшать и служил плохой обороной от крымцев и татар. Завершено оно было при правлении его сына Федора Иоанновича при непосредственном участии Бориса Годунова, который назвал себя и величался соотечественниками как «царский шурин и правитель, боярин, и дворовый воевода, содержатель великих государств, царства Казанского и Астраханского». В Астрахань для «государева городового дела» специальными «записными» или «казенными» мастерами направлялись казенные каменщики, кирпичники, кузнецы и плотники, которые по своему положению были близки к служилым людям, так как они не платили податей, владения наделами земли находились в распоряжении правительства. Служба эта была наследственной и передавалась от отцов к детям и другим членам семей казенных мастеров. В этот период организация производства кирпича в Астрахани представляла большую сложность, поэтому было решено использовать старую плинфу с развалин золото-ордынских городов. Новый каменный Кремль сохранил форму прямоугольного треугольника, направленного острием на запад. Каждая сторона укреплена была тремя башнями, из которых каждая угловая принадлежала двум сторонам. В общих чертах стены и башни Кремля напоминали существовавшие в то время Кремли центральной части Русского государства.

Наряду с ним Астраханский Кремль относился по тем временам к наиболее совершенным обворожительным сооружениям Московского государства. Два столетия наш Кремль стоял неприступной твердыней на южной границе с Россией. Сейчас он считается одним из выдающихся памятников военно-инженерного искусства XVI в. и внесен в список исторических памятников страны.

Население Астрахани представляло собой пеструю картину: здесь мирно сосуществовали и татары, и русские, и калмыки, и ногайцы, и персияне и индейцы. Это придавало особый, неповторимый колорит крупному российскому городу. И именно здесь выполнялась особая миссия исторического значения - Астрахань являлась объединительным звеном между цивилизациями Запада и Востока. И также благодаря этому, Астраханский край создал свою особую, самобытную культуру, поскольку синтез различных культур, а здесь существовали и русская, и татарская, и калмыцкая, и восточная культуры, становится почвой для инноваций.

Многие видные деятели: ученые, музыканты, писатели занимались собиранием местного фольклора. Большой вклад в развитие музыкальной культуры внес учитель музыки Марийской гимназии И.В.Добровольский. Он основал «Азиатский музыкальный журнал», где помещались песни и пляски нерусского населения: татарские, казахские, ногайские, армянские, чеченские и т.п Этингер М.А. Музыкальная культура Астрахани. - Волгоград: Ниж.-Волж.кн.изд-во, 2001.

Знаменательным событием в истории края явился 1717 г.: Петром I был подписан указ об образовании самостоятельной Астраханской губернии, которая включала в себя территорию от низовьев Волги и до Самары и Симбирска на Севере. Причин было несколько: во-первых, это стремление правительства России обезопасить свои южные границы от внешнего вторжения; во-вторых, обеспечить через Астрахань устойчивые торговые связи со странами Востока. По этим причинам в городе появляются военный флот, адмиралтейство, верфи и порт. В XVII-XVIII вв. Астрахань становится южным форпостом России, связывающим звеном внешнеторговых контактов Российской империи со странами Азии и Европы.

Бурное развитие экономики XIX в. стимулировало и хозяйственное значение нашего края. В частности: строительство железной дороги от Баскунчака к Волге позволило увеличить не только вывоз соли, но и добычу рыбы.

С конца XIX в. на Каспии появляются портовые сооружения, судостроительные, деревообделочные, силикатные и другие заводы, с участием зарубежного капитала создаются компании и аукционные общества. Следует отметить и развитие пароходства. В конце XIX в. - в начале XX в. через Астрахань проходили колоссальные потоки нефтяных и медных грузов. Особенно были увеличены перевозки нефтепродуктов в связи с открытием нового способа перевозки нефти (русского). В 1875 г. по Каспию пошли первые в мире паровые танкеры.

Таким образом, XIX-начало XX вв. становятся временем благоустройства, бурного торгового и промышленного развития Астраханской губернии. Рост и благополучие региона поддерживалось астраханскими меценатами. Люди объединялись в различные благотворительные и просветительские инициативы. Они были разных национальностей, но вершили одно доброе дело. Занимались строительством храмов, содержанием учебных заведений, открытием лечебниц, оказывали помощь людям из социальных низов.

Многое делалось для культурного развития края. И.А.Репин подарил городу свою библиотеку, которая находится сейчас в здании библиотеки им. Крупской. Также завещал он городу уникальную коллекцию гравюр, собранную в Европе. В 1918 г. была открыта «Картинная галерея Б.М. Кустодиева». Инициатором и первым заведующим музея был инженер из семьи астраханских купцов Т.М. Догадин, который собрал более чем 130 произведений живописи и графики, коллекцию автографов исторических деятелей, писателей, музыкантов. Ныне дом-музей ведет активную выставочную работу, знакомит астраханцев и гостей города с работами старых художников Астрахани.

Особое место в собрании музея занимают произведения Б.М. Кустодиева, родившегося в Астрахани. Это 22 живописных произведения и более 100 графических листов. В 2002 г. в отдельном здании по ул.Свердлова, 68 был открыт филиал Картинной галереи - Художественно-мемориальный музей художника-земляка, единственный в стране. В этом году галерее исполняется 90 лет. Множество людей, преданных искусству, содействовали тому, чтобы небольшое собрание Догадина превратилось в многотысячную коллекцию живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. В галерее работает библиотека, реставрационная мастерская, лекторий, дом-музей Б. М. Кустодиева.

XVIII в. - начало XX в. является важной вехой в развитии системы образования в Астраханской губернии. Созданием уездных, сельских и городских начальных учебных заведений было положено начало систематическому образованию. В этот период были сделаны первые шаги в области женского образования в Астраханской губернии. Марийская женская гимназия (1860 г.), частное учебное заведение Н.С.Шавердовой (1903 г.), а также начальные женские училища сыграли свою важную просветительскую роль. Со второй половины XIX в. создаются школы для неимущих слоев населения, появляются первые государственные учебные заведения для детей нерусской национальности.

В этот период шел процесс становления единого образовательного пространства. И развитие образования в Астраханском крае является неотъемлемым звеном в общероссийском процессе становления всей системы образования.

В Астраханском крае многое делалось и делается поныне для культурного развития национальных меньшинств. В Астрахани начали создаваться национально-культурные общества.

Первым был кружок по изучению татарского языка на арабской графике по инициативе Г.Н. Ахметова, педагога и краеведа. На его основе было образовано общество татарской национальной культуры «Дуслык», учрежденный 13 февраля 1989 г. После него появляются общества ногайской (Бирлин), туркменской (Ватак), казахской (Жолдастык) и другие. Приоритетной формой работы для обществ стало сохранение родного языка, традиций и праздников, их популяризация. Некоторые общества проводят работу по охране архитектурного наследия Астраханского края. В практику вошло, начиная с 1991 г., выделение определенных денежных средств на проведение различных культурных мероприятий национальным обществам из государственного бюджета. Помимо этого, областной совет, а затем администрация выступили вместе с обществами учредителями русскоязычной татарской газеты «Изел» («Волга») и казахской «Ак Арна» (Чистый родник), издаваемых на родных языках.

Хотя деятельность национально-культурных обществ имеет весьма краткую историю, но она органически вписывается в общую жизнь Астраханской области и подчеркивает ее многонациональный состав.

Несмотря на многовековую историю, Астрахань сохранила свою неповторимость. Ее облик, как прежде соткан из множества одной ей лишь присущих черт. В центре города возвышается крепость 16 века - Кремль. На территории Кремля - Успенский собор, Троицкий собор, бывший Архиерейский дом с домовой церковью…. (1807), Кирилловская часовня (1719), шатровая башня, ограды Спасо-Преображенского монастыря (начало 18 века), Московский торговый дом (1790), римско-католический костел (1762-1778), здание бывшего Азово-Донского банка (1910), собор Святого Владимира (1895-1904). Все это символы архитектуры и зодчества Астраханского края. В Астрахани находятся драматически театр, театр юного зрителя, театр кукол, музыкальный театр, филармония, объединенный историко-архитектурный музей - заповедник (коллекция памятников истории хазар Золотой Орды и освоения низовий Волги русскими), картинная галерея имени Кустодьева (1918), дом - музей Владимира Хлебникова.

Достопримечательностями города является дом-музей В. Хлебникова, музей культуры города (бывший дом-музей И.Г. Чернышевского), культурно-развлекательный комплекс «Октябрь» с уникальным зимним садом-дендрарием, культурно-развлекательный комплекс «Даир».

Город Астрахань состоит в списке исторических город России. В списках памятников истории, культуры и архитектуры г. Астрахани состоит 653 объекта, представляющих собой не только отдельные здания, но и целые комплексы жилых и общественных зданий. Из них 45 -федерального значения, 608 - регионального значения. Кроме того, 368 зданий включены в списки вновь выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность. При выборе объектов культурного наследия учитывалось общее состояние фасадов и их элементов, в большей степени подверженных временным разрушениям и требующих оперативного вмешательства специалистов в области реставрации. Другим критерием выбора представлялась значимость объектов в архитектурно-художественном и историческом плане.