Семья и Дети

Тысячелетие России в одном памятнике… (Новгород). Тысячелетие России (памятник)

Памятник "Тысячелетие России"

Иллюстрация сайта slovensk.su

Памятник "Тысячелетие России" - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского.

История создания

В "Повести временных лет" говорится, что в 862 году в Новгород был приглашен на княжение глава варяжских дружин Рюрик. "Те варяги назывались русью и от тех варягов прозвалась русская земля" .
В 1857 году, Комитет министров государства Российского поставил вопрос о сооружении памятника первому русскому государю Рюрику. Замысел был воплощен в жизнь в 1862 году. Но, в итоге, монументальная скульптура стала не столько памятником первому русскому государю, сколько памятником тысячелетию государства Российского.

Монумент создан по проекту молодого художника М.О. Микешина. В создании скульптур принимали участие скульпторы И.Н. Шредер (фигуры "Писатели и художники"), Р.К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П.С. Михайлов (группа Рюрика), Н.А. Лаверецкий (фигуры "Государственные люди"), А.М. Любимов (фигуры "Военные люди"), М.А. Чижов (фигуры "Просветители" и "Военные люди"), также участие принимали архитекторы Г.А. Боссе и В.А. Гартмана. Кроме того, Микешин и Шредер совместно выполнили фигуры ангела с крестом и коленопреклоненной женщины, группы Петра I и Ивана III.

Большие споры возникли при утверждении списка значимых персон, размещаемых на памятнике. Исключили поэта Кольцова, знаменитого флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова. Среди государственных деятелей отсутствует Иван Грозный, слывший в народе свирепым правителем, особенно среди новгородцев. Из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году. Также нет на монументе Павла I, Аракчеева, Бенкендорфа. Серьёзные сомнения вызывало размещение фигуры Николай I, которого всё же добавили в последний момент.
В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем её отливку в гипсе в двух экземплярах, с последующей доставкой на бронзовую фабрику, было назначено вознаграждение в 4000 рублей.
1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка были собраны в литейной мастерской. Царь одобрил готовые части монумента, и их переправили по Неве и Волхову в Новгород.

Памятник и составляющие его части имеют следующие параметры:

  • Общая высота памятника - 15 м.
  • Высота гранитного пьедестала - 6 м.
  • Диаметр гранитного пьедестала - 9 м.
  • Диаметр шара-державы - 4 м.
  • Окружность горельефа - 26,5 м.
  • Высота колоссальных фигур - 3,3 м.
  • Общий вес памятника - 10000 тонн.

    Закладка фундамента памятника состоялась 28 мая 1861 года в новгородском кремле, между Софийским собором и зданием Присутственных мест. Глубина фундамента 10 метров, он выполнен в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри 4 метра в диаметре. В фундамент заложили бронзовый ящик, на котором сделали надпись о времени закладки монумента и его назначении. В ящик положили медали времен Александра II, золотые и серебряные монеты 1861 года.
    Памятник открыли 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II.

    Описание памятника

    Памятник "Тысячелетие России" напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Огромный шар по периметру украшает надпись, сделанная славянской вязью "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862" .
    На державе помещена: ангел с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненная женщина (олицетворение России).
    Вокруг шара расположено шесть скульптурных групп (17 фигур), каждая из которых ориентирована в определенном направлении и символизирует один из важнейших периодов истории государства Российского:

    1. . С южной стороны, в направлении Киева стоит Рюрик в остроконечном шлеме, со щитом в руке, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. На щите надпись: "Лета 6370" . (До Петровского времени летосчисление в России велось от "сотворения мира", по современному календарю это 862 год - дата призвания Рюрика в Новгород).

    2. . Князь Владимир (обращен на юг) стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом. Перед ним расположен славянин, низвергающий статую языческого божества Перуна. Сзади - женщина, протягивающая князю ребенка.

    3. . На юго-восточную сторону, в направлении Москвы обращена группа Дмитрия Донского. Князь представлен в образе полководца-витязя, победителя Куликовой битвы. Дмитрий ногой попирает поверженного татарского мурзу, в правой руке держит шестопер.

    4. . Группа Ивана III, знаменует становление Русского централизованного государства. Иван III (обращен на восток) стоит в царских ризах и шапке Мономаха, со скипетром и державой в руках. Татарин на коленях протягивает царю бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные в битве литовец и ливонский (немецкий) рыцарь с обломанным мечом.
    На заднем плане помещена фигура - символ начавшегося освоения Сибири.

    5. . Молодой царь Михаил Романов изображен в глубине композиции. На первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Козьма Минин, стоя на колене, подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха.

    6. . На север, в сторону будущего Санкт-Петербурга обращена фигура Петра I, увенчанного лавровым венком, со скипетром в правой руке. Над Петром, с левой стороны, возвышается фигура Гения в образе ангела - символ побед и великого значения осуществленных реформ. У ног Петра поверженный швед, защищающий свое разорванное знамя.

    В нижней части монумента расположен горельеф, на котором помещены фигуры 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Персоны разделены на четыре отдела и расположены в хронологическом порядке:

    1. (31 фигура) начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святого, открывается фигурами славянских просветителей IX в. Кирилла и Мефодия. Представлены: княгиня Ольга, Нестор Летописец, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский, Иона Московский, Максим Грек, митрополит Макарий, Патриарх Никон, Петр Могила, Феофан Прокопович и др.

    2. (26 фигур) помещен на восточной стороне памятника и начинается фигурой Ярослава Мудрого. Также представлены: Владимир Мономах, Иван III, Сильвестр, царица Анастасия Романовна, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Яков Долгоруков, Екатерина II, Потемкин, Сперанский, Виктор Павлович Кочубей, Александр I, Николай I и др.

    3. (36 фигур) расположен с северо-восточной стороны памятника. Изображены: Святослав Игоревич, Александр Невский, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, Козьма Минин и князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Марфа Посадница (с разбитым вечевым колоколом), Михаил Михайлович Голицын, Суворов, Барклай-де-Толли, Кутузов, Багратион, адмирал Нахимов и др.

    4. (16 фигур). Представлены: Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Фёдор Волков, писатели Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, композиторы Глинка и Бортнянский, художник Брюллов.

    Историческая судьба памятника

    После революции в 1925 году из Москвы пришло указание снести монумент. Но местные власти решили спрятать его, рядом сделали помост, служивший трибуной и местом для размещения революционных плакатов. Спрятанный, таким образом, от посторонних глаз, монумент стоял до Великой Отечественной Войны.

    15 августа 1941 года в Новгород вошли фашисты. Нацистский генерал фон Герцог приказал разобрать памятник "Тысячелетие России" и вывезти в Германию. Зимой 1943/44 года начались работы по демонтажу памятника. Железной дорогой успели увезти бронзовую решетку и фонари, стоявшие вокруг памятника (эти элементы ныне утрачены).

    20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками. К этому моменту совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы, его верхняя часть была полуразрушена. Фигуры были разбросаны по площади, многие из них оказались испорчены. Такие небольшие детали, как шпаги, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли.
    Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение привести памятник в прежний вид. Этим занялся Ленинградский областной отдел архитектуры. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей.
    Памятник полностью был восстановлен и второй раз торжественно открыт 2 ноября 1944 года.

    Используемые источники:
    1. 1000.home.nov.ru
    2. foto.istranet.ru
    3. monument1000.narod.ru
    4. ru.wikipedia.org
    5. slovensk.su
    6. thimble.ru
    7. vnovgorod.info

  • Монумент “Тысячелетие России” воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь. Это событие (согласно “норманской теории” в настоящее время опровергнутой) считают началом русской государственности.

    Высота: 15,7 метров, диаметр постамента – 9 метров, вес бронзового литья – 65,5 тонн.

    Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур . Скульптурные изображения делятся на три уровня.


    Верхний уровень скульптур

    Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІ го лѣта 1862» .

    Средний уровень скульптур

    содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара – державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:

    • призвание варягов на Русь (862 год )
    • Крещение Руси (988-989 год )
    • Куликовскую битву (1380 год )
    • Образование единой Руси (конец XIV века )
    • Начало династии Романовых (1613 год )
    • создание Российской империи (1721 год )




    Нижняя часть монумента

    В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры .

    Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто - и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт - известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика - юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

    Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт - блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге - просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу - нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку - 109 фигур выдающихся российских деятелей . Их можно разделить на четыре группы:


    Просветители. Памятник “Тысячелетие России”

    Просветители

    1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.


    Государственные люди

    1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.


    Военные деятели и герои. Памятник “Тысячелетие России”

    Военные деятели и герои

    1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.


    Писатели и художники. Памятник “Тысячелетие России”

    Писатели и художники

    1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.

    Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

    1. В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта , которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время) . Ее получил Михаил Микешин.
    Михаил Микешин. Автор памятника “Тысячелетие России” в Великом Новгороде

    2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника “Тысячелетию России”, когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник-баталист . Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам:

    • Кузьме Минину в Нижнем Новгороде
    • Александру II в Ростове-на-Дону
    • Екатерине II в Санкт-Петербурге

    Государственные деятели. Памятник “Тысячелетие России”

    О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение - трехъярусный памятник, в основе композиции которого - держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем.

    Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии . Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, - дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

    Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей - исторических персонажей - силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).


    3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II . В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён . Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.

    В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров , а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию . После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало . За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед . Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

    4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление

    В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943-1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.


    Кукрыниксы, картина “Бегство фашистов из Новгорода” 1944-1946 На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей

    К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

    Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры.

    В наше время памятник “Тысячелетие России” является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.

    В преддверии празднования 1000-летнего юбилея Российского государства сюда прибыли все члены царской семьи со свитами, для проведения юбилейных мероприятий привезли 12 000 солдат, приехало множество зрителей. Население Новгорода в эти дни увеличилось почти вдвое.

    История создания

    Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

    На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.

    Структура памятника

    Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти - шапкой Мономаха - и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

    В верхней части – ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

    129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

    Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного – одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь , а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

    Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

    «Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

    В годы Великой Отечественной войны , во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты... И уже 7 ноября 1944 года после реставрации монумент был открыт вновь.

    Сегодня он является отделом Новгородского государственного музея-заповедника. И напоминает нам о мудрости, мужестве и героизме тех, кто стоял у истоков создания Российского государства.

    8 сентября 1862 года в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет.

    Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу.

    Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи - в конце XIX века, после революции, в годы войны?

    Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом?

    Почему одни персонажи на нем изображены, а другие - казалось бы, не менее достойные - нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, обратимся к самым интересным и любопытным фактам.

    Уникальная возможность проверить себя и знания истории своей страны на примере отдельно взятого монумента, аналогов которому в мире нет.

    История России в бронзе

    Всего памятник содержит 128 фигур. Композиционно состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».

    Верхний ярус. Православие

    Группа состоит из двух фигур - Россия и ангел. Ангел с крестом в руке — олицетворение православной церкви, а коленопреклоненная женщина — олицетворяет Россию. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар - держава. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

    Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

    Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, так называемые «колоссальные фигуры», группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени).

    • Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.

    Рюрик в центре, слева Владимир, справа Дмитрий Донской, Фото: Виталий Рагулин

    Рюрик — основание государства Российского в 862 году. Композиция, символизирующая призвание варягов на Русь.

    Первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. Надпись на щите «Лета 6370» - по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э. За ним справа, полулёжа находится языческий бог Велес.

    Бог Велес за лежачим татарином
    Божество Велес согласно теории «основного мифа» - одно из центральных божеств в славянской мифологии, змей - антагонист Громовержца Перуна.

    Святой равноапостольный князь Владимир - крещение Руси в 988 году.

    Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна.


    Фигура Великого князя Владимира

    Святой великий князь Дмитрий Донской - освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году. Куликовская битва, 1380 год.

    Дмитрий Донской в правой руке держит шестопер, а в левой - бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу.


    Князь Дмитрий Донской, наступивший ногой на побежденного татарина.

    Иван III - основание самодержавного царства Русского в 1491 году.

    Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти - бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом. На заднем плане фигура сибиряка - символ грядущего освоения Сибири.


    тысячелетие руси Иван III

    Михаил Романов - восстановление самодержавия в 1613 году. Начало династии Романовых.

    Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.


    Михаил Федорович, князь Пожарский, фото: Виталий Рагулин

    Петр I - основание Российской империи, 1721 год.

    Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя.


    тысячелетие руси Петр Первый, фото: Виталий Рагулин

    Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I - на основанный им Петербург. Михаил Романов - на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской - на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III - на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город - Киев.

    Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

    Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто - и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что.

    За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт - известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика - юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

    Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт - блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге - просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории…

    Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу - нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову:

    «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».

    Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку - 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

    Просветители

    31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.


    Просветители, фото: Виталий Рагулин
    Государственные люди

    26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.


    Государственные люди, фото: Виталий Рагулин
    Военные деятели и герои

    36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие.


    Военные люди и герои, фото: Виталий Рагулин
    Писатели и художники

    16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.


    Писатели и художники, фото: Виталий Рагулин
    10 часто задаваемых вопросов о памятнике

    1. Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября?

    На эту дату приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.

    2. Почему памятник установили в Новгороде?

    В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом - это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».


    Б. П. Виллевальде, Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

    Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.

    О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение - трехъярусный памятник, в основе композиции которого - держава.

    Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, - дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

    Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей - исторических персонажей - силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это - удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.

    4. За что критиковали проект памятника?

    В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.

    5. Кто работал над памятником?

    Иван Николаевич Шредер

    Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа. Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка - огромная. А сроки - меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить сто девять человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин - их вчерашний ученик в Академии художеств.

    6. Насколько дорогим был памятник?

    Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них - пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.

    Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Да, задумка и общее руководство Микешина, но львиную долю монумента своими руками лепил Иван Шредер! И тем не менее слава, как невеста, ушла от него к Микешину. То, что государь назначил им обоим пожизненную пенсию в 1200 рублей, не утешало. К Микешину отныне приклеился титул «лейб-мастер монументальных дел». Иностранные награды и заказы сыпались на него как из рога изобилия.

    Микешин разбогател, и даже однажды пустился в финансовую авантюру, после которой не только лишился всех своих денег, но и остался должен казне 80 тысяч рублей. Отчаявшись, Микешин попросил о помощи самого императора. Александр II любил художника, поэтому заплатил за него долг, но взял слово с этих пор заниматься только искусством. Очень быстро Микешин стал желанным гостем во всех салонах и собраниях. Он был любимцем женщин. Писатель Николай Лесков даже изобразил Микешина в своем романе «Островитяне» в образе художника-сердцееда Истомина.

    Михаил Микешин скончался в 1896 году. К этому времени он стал уже мэтром, признанным маститым художником. Его друзья рассказывали, что он умер так, как хотел умереть, - внезапный сердечный приступ сразил его во время работы.

    8. Что уберегло памятник от сноса после 1917 года?

    Как ни парадоксально - антирелигиозная кампания. Конечно же, после революции отношение к памятнику стало резко негативным. В столичной прессе его называли «художественно и политически оскорбительным».

    Новгородские чиновники говорили: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку».

    «Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму правительством Врангеля. Массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета».

    Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план.

    Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, - и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.

    9. Что было с памятником во время войны?

    В августе 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе уже просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золоченые листы куполов - все это было уже вывезено.

    Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности - Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажом. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку - когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.


    Картина «Бегство фашистов из Новгорода», Кукрыниксы, 1944-1946 Город Великий Новгород

    К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли

    10. Почему «идеологически опасный» памятник все же восстановили?

    Не просто восстановили - за него взялись в числе первых объектов разоренного Новгорода. Дело в том, что отношение к памятнику во время войны переменилось вслед за переменой отношения к великим историческим и военным деятелем царской России, которые могли бы служить объединяющими народ символами.

    Снова в чести оказались изображенные на памятнике Суворов, Кутузов, Румянцев, Багратион, Нахимов и др. Памятник заново открыли еще до окончания войны - 2 ноября 1944 года. Конечно, восемь работяг-реставраторов, которые голыми руками работали над памятником, не могли воссоздать его в первоначальном виде - какие-то детали были испорчены, какие-то - утеряны. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей. Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие.

    В своем первозданном виде памятник предстал перед публикой только после масштабных восстановительных работ в 1995 году.

    Как выбирали персонажей для памятника

    Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

    Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков?

    Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России - авторитетным ученым, историкам, писателям - с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все.

    Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д.

    Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

    Второй причиной , затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

    Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они - классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин - «наше все» - над ними возвышался.

    Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин - еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов - кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков - почему их не изобразили?

    За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было.

    Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и… Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про же написал один абзац:

    «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним».

    Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.


    Группа «Писатели и художники». Сразу узнаваемы Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Фото И. Новиковой.

    На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Ада­шева - своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного - неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

    Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба - посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями - с новгородским народным вечем.

    Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике - ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе - и император решил уступить.

    Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута ? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

    После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности - ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и - с оговорками - сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин . Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.

    • Полный список всех тех, кто изображен на памятнике

    Практически не прекращается в России война с памятниками (да что в России - в США тоже воюют и прямо сейчас). В разные времена и разные годы это были разные персоны, которых сносили, потом ставили, а потом опять сносили. Лично я сторонник того, что любое историческое лицо, попавшее в историю страны может быть отмечено в виде памятника. Персона была - памятник это показывает. А потом уже к ним будут подходить разные группы людей и им будут рассказывать разные версии истории и отношений у этим людям, т.к. единой утвержденной истории не будет никогда.

    А вот знали ли вы, что на памятнике установленном в Новгороде еще в 1861 году на тему «Тысячелетие России» нет одного из очень ярких исторических персонажей России. Вы его точно знаете.

    Угадали кого?

    Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

    На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.


    Структура памятника

    Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти — шапкой Мономаха — и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

    В верхней части - ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

    129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

    Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного - одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь, а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

    Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

    «Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

    В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты...

    Ну, а про самого Ивана Грозного есть и такие мнения: утверждение о том, что или вот например , ну и про

    Если интересно узнать про другие сюжеты на памятнике, то это можно почитать здесь: Памятник тысячелетие России в Великом Новгороде . Интересная статья и там есть картина с торжественного открытия плюс 3d панорама того, как все выглядит вокруг.

    Можно ли ставить памятники все персонам российской истории?

    Да, всем кто значительно отметился в российской истории можно ставить памятники

    8 (38.1 % )