Семья и Дети

Учеба на гармошке. Уроки игры на гармони

Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте « «.

Сначала небольшое вступление… Этой статьёй я попытаюсь открыть, надеюсь, целый цикл уроков игры на гармони для начинающих и постараюсь раскрыть эту науку от , основываясь, большей частью, на собственном опыте. Чувствую, это будет не просто, так как, человеку, уже более-менее владеющему инструментом, будет трудно влезть в шкуру новичка и посмотреть на этот процесс его глазами. Собственно, так чаще всего и происходит, когда учитель упускает из виду моменты, которые совсем не очевидны для неопытного ученика…

Но я попробую. И буду надеяться, что эти уроки будут действительно полезными для кого-то, кто желает обучиться игре на двухрядной гармонике-хромке 25х25(речь пойдет именно о ней, но, в целом, эти уроки могут быть применимы и для гармоней с меньшим числом клавиш, как в правой, так и в левой клавиатурах, например, 23х12). И ещё один важный момент: попытайтесь понять сами принципы игры, а не ждать до конца своих дней, когда «добрый дядя» выложит «цифру» или покажет, как играть конкретную мелодию и в какие кнопки каким пальцем тыкать…

Если где-то будет упоминаться нумерация кнопок, то знайте-она стандартная(картинки ). Итак, поехали!

Этот урок для тех, кто впервые берёт в руки гармонь, желая научиться на ней играть, но совсем не знает, с какой стороны к ней подходить. Те, кто уже умеет растягивать меха и даже извлекать какие-то звуки, могут смело его пропустить.

Посадка гармониста

Для начала определимся с посадкой гармониста. Хотя, даже среди специалистов нет единого мнения на это счёт. В самоучителях предлагается применять посадку такую же, какую применяют баянисты. Но некоторые приверженцы традиционной игры считают неправильным переносить баянную школу игры на гармонь. Поэтому главный принцип здесь: посадка должна быть удобной. В общих чертах: гармонь ставиться мехом на бедро левой ноги, гриф правого полукорпуса упирается нижним углом в правое бедро и остаётся неподвижным, тогда как левая рука растягивает мех. Инструмент при этом находится либо вплотную к телу (так удобно играть с применением большого пальца правой руки), либо выдвигается вперёд.

Некоторые гармонисты держат ноги сомкнутыми и гармонь у них опирается мехом сразу на обе ноги. Плечевые ремни могут быть одеты на оба плеча, либо только на одно-правое. Из личного опыта: я сам при игре сидя чаще всего применяю один ремень, если исполняемое произведение не требует обязательного и частого применения большого пальца.

А вообще, через несколько лет занятий, я стал замечать за собой нежелание надевать второй ремень, а тот, который одеваю, накидываю на руку чуть выше локтя-так себя чувствуешь как-то свободнее что ли…

Если одеваете оба ремня,то натяжение ремней должно быть отрегулировано так, чтобы гармонь не была подвешена у вас на плечах (как при игре стоя), а опиралась мехом на бедро. Но и тут тоже можно посмотреть с другой стороны: ведь, когда-то вам придётся играть и стоя, а тут уже нужен немного другой навык, поэтому, в принципе, можно и подвесить гармонь на плечах. Скажу только, что научившись играть сидя с одним ремнём, вам не составит особого труда играть и стоя, просто нужно будет немного потренироваться. В общем, повторюсь, посадка должна быть удобной лично для вас

Положение рук

Пару слов о положении рук. Правая рука при игре на гармони располагается так, что большой палец находится за грифом, а сама ладонь упирается в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца. Причём, ладонь упирается в гриф не всей поверхностью, а только верхней её частью.Нижняя же часть ладони слегка отведена в сторону. Так, на мой взгляд, удобнее всего играть.

При необходимости применения большого пальца, он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент. Обычно большим пальцем играют на клавишах-полутонах(клавиши №1, 2 и 14), но многие профессионалы-виртуозы применяют его и на других клавишах при игре сложных пассажей.

Как располагается кисть правой руки при игре вы увидите на видео ниже. На самом деле, если рассматривать положение кисти правой руки с точки зрения старой баянной школы, то там применяются два основных положения в зависимости от играемой мелодии: это положение, когда пальцы перпендикулярны грифу, и положение, когда пальцы направлены по диагонали вниз. Это вполне применимо и для гармони. Я думаю, применительно к гармони, нет особой необходимости строго соблюдать какое-либо правило расположения кисти правой руки: вы сами найдёте для себя наиболее удобный «хват» в той или иной ситуации.

Извлекаем из гармони первые звуки

Теперь выполним простое упражнение: нажимаем какую-нибудь кнопку в правой клавиатуре и одновременно с нажатием начинаем; растягивать мех левой рукой. Для тех, кто не знает: правая клавиатура, это та, где кнопки расположены на грифе(а не на корпусе, как слева). Стараемся тянуть мех плавно, без рывков и прослаблений, чтобы звук был ровным. Теперь сжимаем мех, не отпуская кнопку.

Как вы слышите, звук при этом остаётся один и тот же. Одинаковый звук при смене направления движения меха на одной и той же клавише-одна из характерных черт гармони-хромки, в отличие от большинства русских гармоней прошлого, мало распространённых сейчас и имеющих, как правило, разные звуки на сжим-расжим меха либо в одной из клавиатур(левой, правой), либо в обоих(исключение-елецкая рояльная гармонь и ).

Теперь сделаем почти тоже самое, но при смене направления движения меха нажмём другим пальцем другую клавишу, ту, что по соседству(неважно, сверху, снизу, сбоку…)

Первые упражнения

Всё, побаловались и хватит, теперь перейдём к более серьёзным упражнениям. Попробуем сыграть мажорную гамму. Несмотря на грозное название, ничего сложного тут нет. Мы просто перебираем подряд восемь клавиш в двух рядах, начиная с клавиши 3 и заканчивая клавишей 18, а потом возвращаемся назад тем же «путём». При этом безымянный палец нажимает клавиши первого ряда(начиная с клавиши номер 3), а указательный-второго(начиная с клавиши номер 15). Должно получиться так:

Теперь усложним задачу: делаем почти тоже самое, но теперь двигаемся до самого низа клавиатуры, до самой последней клавиши и опять возвращаемся назад:

Играем сначала в медленном темпе, потом, когда будет получаться всё без ошибок, можно прибавить «скорости».

Про ведение меха

Про смену направления движения меха в данном упражнении: не знаю точно, что сказали бы профессионалы, но мне кажется удобным менять его после каждого восьмого звука. Играть начинаем на расжим, слегка(совсем немного) разведя меха, чтобы иметь небольшой запас воздуха. Запомните небольшое правило: старайтесь никогда не разводить и не сжимать меха до упора. Это неизбежно приведёт к паузам и рывкам там, где их быть не должно.

Сколько времени уделять упражнениям и смотреть ли на клавиатуру

Неплохо было бы уделить этим упражнениям пару минут каждый раз, как садитесь за гармонь. Эту гамму можно «гонять» также, только безымянным пальцем и мизинцем для их развития(а развивать их очень желательно сразу, как только начинаете учиться).

Смотреть ли на клавиатуру при игре? Скажу так: смотреть первое время вам придётся, так как иначе вы вряд ли попадёте в нужные клавиши. Но с приобретением некоторого опыта, необходимость в этом отпадёт сама собой. Пальцы привыкнут и будут чувствовать клавиатуру.

На этом, пожалуй, первый урок будет закончен.

Не верится, что можно научиться играть на гармони даже без знания нот? Оказывается, при большом желании можно все, даже научиться играть на гармошке буквально за полчаса.

Как научиться играть на гармошке

Даже если вы не знаете нот, не трудно их вспомнить, ведь ноты всегда на слуху. Со школьной скамьи каждый ребенок запоминает простое сочетание: до-ре-ми, фа-соль-ля-си, и последняя нота – до. Вот и все знания, просто и легко.

Правило первое: чтобы научиться играть на гармошке, учим назубок ноты. Пропеваем их сначала по порядку, потом в обратном порядке. Петь нужно сколько угодно, главное – чтобы вы запомнили все ноты. И сами того не подозревая, у нас получилось выучить гамму.

Что поможет быстрее научиться играть:

  • Чтобы не путать ноты, их можно быстро выучить так: отметить рабочие клавиши, а те, что пока не нужны для простых мелодий, можно заклеить. Или наоборот, выделить наклейками нужные клавиши. Как раз рекомендуем выделить основные ноты: это нота «Фа» и нота «Соль». Они делят клавиатуру гармони на 2 части. Получается, что в нижнем ряду будет 5 кнопок, ну и в верхнем столько же. Это 4 сектора.
  • Берите в руки гармонь, сядьте поудобнее, чтобы ничего не мешало. Если рост не позволяет, поставьте под ноги маленькую подставку или скамеечку, для баланса.
  • Теперь на каждый сектор нужно поставить все 5 пальцев. Получится, что пальцы находятся на нотах, через одну.
  • Отсчитывая от ноты «Фа» и «Соль» снизу, нажимаем на клавиши. Слушаем звучание, запоминаем расположение пальцев.
  • Отработали, переходим к следующему: прорабатываем сектора от 1 до 4, располагая пальцы на каждом. Чтобы закрепить эту часть урока, пригодится специальная таблица, на которой обозначены столбцы и строки, а также числа и обозначения нот. Как пишутся ноты – лучше выучить сразу, чтобы не было путаницы: «До – С , Ре – D , Ми – E , Фа – F , Соль – G , Ля – F , Си – H ». Если сосредоточиться, то за пару минут легко выучить все ноты.
  • Для закрепления выученного материала можно вооружившись фломастерами разных цветов, нарисовать нотный стан, обозначить ноты. Чтобы не путаться, нотный стан лучше нарисовать светлыми фломастерами, линии должны быть тонкими.
  • Следующие 5 линий – другого, более яркого оттенка. Итого: 11 линеечный нотный стан, основа – 5 линий+скрипичный ключ.
  • На верхней линии нужно поставить 2 ноты: «Фа» и «Соль», запомнить их расположение, чтобы потом проработать ноты и закрепить этот навык на гармони.
  • Остается применить и отработать полученные знания, научиться воспринимать ноты на нотном листе и находить их пальцами на гармони. Когда все будет получаться без пауз, можно сказать, что вы практически научились играть.
  • Дальше – все просто, берете ноты с простым произведением для новичка – пробуете играть.
  • учиться играть на гармони нужно каждый день, выделяйте на уроки хотя бы по 15 минут. Лучше всего играть 10 минут утром и столько же вечером;
  • не спешите, осваивайте нотную азбуку постепенно;
  • первое задание нужно отработать досконально: выучить гамму «До-мажор», можно играть не по нотам, а на слух. Обязательно тренироваться на гаммах;
  • исполняя мелодию, мех не нужно дергать рывками, ведите его плавно. До конца меха не растягивают, это лишнее;
  • пальцы должны быть задействованы все – поставьте их на клавиатуру, даже если пока сложно играть всеми пальцами, нужно привыкать постепенно к новым движениям;
  • если осваиваете этот музыкальный инструмент без помощника, тогда слушайте аудиозаписи, видеоуроки, запишите свою игру, чтобы посмотреть на себя со стороны и отметить ошибки.

.

Данный мастер-класс просто незаменим для всех тех, кто хочет научиться играть на гармони.

Музыкальный инструмент, который обладает очень приятным звучанием и большими возможностями был популярен всегда. Научиться игре на гармони самому можно и совсем не сложно! А тем, кто прекрасно поет, учится просто обязательно! Песни под собственный аккомпанемент станут визитной карточкой певца, которого будут звать на многие вечера и события.

Видео-урок «Уроки игры на гармони»

Часть 1. Варианты боя

Часть 2. Аккорды справа

Часть 3. «Змейки» из аккордов

Часть 4. Аккорды из четырех кнопок

Русский народный инструмент издревле был атрибутом праздников, веселья, и теплых, дружеских вечеров. Точная история гармони неизвестна. Никто не может точно утверждать, где и кем она была изобретена. Однако, широко распространено мнение, что гармонь родом из Германии, и появилась на свет в начале 19 века. Бытует так же мнение, что гармонь впервые появилась в России, а именно в Санкт-Петербурге, в 18 веке. Интересен тот факт, что во время Великой Отечественной Войны, на фронт, среди боеприпасов и провизии, так же массово посылали гармони, для поддержания морального духа населения. Именно в это время, гармонь приобрела свою широкую популярность в России, став любимым музыкальным инструментом многих людей. В это время появилось много авторских песен, которые исполнялись именно под гармонь.

  1. Во-первых, следует ознакомиться со строением данного инструмента. Он невелик по размерам, компактен и удобен для транспортировки. Гармонь состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из которых находятся клавиши или клавиатура с кнопками. Музыканту необходимо играть обоими руками, одновременно сжимая или разжимая гармонь и нажимая на клавиши или кнопки. На правой клавиатуре играется основная мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Конструкция между клавиатурами называется меховая камера. Она предназначена для накачивания воздуха к звуковым планкам гармони.
  2. Полезно знать, что гармони могут иметь определенную тональность (мажорную или минорную).
  3. Выделяют два вида русских гармоней, в зависимости от типа извлечения звука: есть гармони, на которых при растяжении и сжатии мехов кнопка дает один и тот же звук. У других же гармоней, высота звука может меняться в зависимости от положения и движения мехов.
  4. Для успешного овладения игрой на гармони, стоит усиленно развивать музыкальный слух и чувство ритма. Музыкант просто обязан слышать и чувствовать музыку, которую он играет.
  5. Начинать обучение игры на гармони лучше с самых азов: положения гармониста во время игры. До сих пор не существует единого мнения на сей счет. Многие самоучители предлагают использовать ту же позу, что и баянисты. Однако большинство профессиональных музыкантов считают, что не стоит смешивать техники игры на гармони и на баяне. Главное, что бы поза была удобной для самого гармониста. Самая распространенная поза выглядит примерно так: гармонь ставят мехом на левое бедро, гриф правого полукорпуса упирается в бедро правой ноги, левая рука растягивает мех. Инструмент при этом или плотно прижат к телу, либо выдвигается немного вперед.
  6. В гармони предусмотрены специальные плечевые ремни, которые используются для придания гармони надежности и устойчивости. Во время игры сидя хватает и одного плечевого ремня. Если же музыкант надевает оба, их нужно тщательно отрегулировать так, что бы гармонь не висела, а опиралась на бедро.
  7. Стоит уделять большое внимание положению рук. В видео подробно показано, как надо держать руки во время игры на гармони.

Эти советы в комплексе с обучающим видео, на котором подробно и понятно показаны основные принципы игры на гармони, помогут новичкам освоить игру на этом прекрасном музыкальном инструменте. Не стоит заниматься только по урокам или книгам, важную часть занятия составляет импровизация, собственные музыкальные поиски и эксперименты. Успехов!

Как научиться играть на гармошке?

Владение игрой на каком-либо музыкальном инструменте не перестает быть полезным навыком даже при повсеместном распространении плееров и других подобных устройств. Здесь большую роль играет не качество и громкость, а исключительная душевная составляющая живой музыки. Выбрав же в качестве приоритетного инструмента гармошку, удастся как представить друзьям известные современные композиции в новом свете, так и плотнее сблизиться с национальной культурой. При этом научиться играть на гармошке не сложнее, чем на многих других «мобильных» инструментах.

Музыкальная школа

Для обучения игре на гармошке, баяне или аккордеоне можно воспользоваться несколькими способами. Первый - это отучиться в музыкальной школе. Здесь под началом профессионального преподавателя удастся освоить не только сам навык воспроизведения музыки, но и получить исчерпывающие знания об особенностях построения мелодии и чтении нот.

Это значительно облегчит самостоятельный подбор в дальнейшем и позволит расширять репертуар до бесконечности. Конечно, для обучения в музыкальной школе потребуется выполнять требования педагогов и тратить довольно много времени, но результат того стоит.

Дворовый способ

Второй способ предполагает обучение у уже умеющего играть на гармошке знакомого. Такой путь, подобно «дворовому» обучению игре на гитаре, дает возможность быстро научиться играть ограниченное количество композиций без умения читать ноты. Это весьма ограничивает как репертуар, так и общее музыкальное развитие, зато существенно экономит время.

Самоучитель

Как вариант, можно попытаться освоить инструмент самостоятельно при помощи самоучителей и видеоуроков. Такой способ обладает положительными качествами двух предыдущих, но требует большой усидчивости, желания и некоторого таланта.

Он же является оптимальным вариантом в случаях, если посещение музыкального образовательного учреждения невозможно и нет знакомых, владеющих игрой на гармошке. Рассмотрим его подробнее.

Особенности самостоятельного обучения

Большинство версий самоучителей первоначально знакомит ученика с базовыми определениями и основными понятиями. Ни в коем случае не стоит пропускать такие уроки и приступать непосредственно к практике. Это существенно влияет на скорость овладения инструментом и развитие навыков игры.

Основной залог любых самостоятельных занятий по подобным методикам - последовательность и полное осваивание каждого урока. Соблюдение этих условий гарантирует быстрое и результативное завершение курса. После него же знаний обычно достаточно для свободного выбора и разучивания почти любых произведений.

Параллельно с обучением игре на этом инструменте можно уделять время и осваиванию его младшего брата, губной гармошке. Подробную информацию о ней можно получить в нашей статье .


Самоучитель игры на двухрядной гармонике
документ удален по просьбе правообладателя
для информации, только описание

1. От автора
2. Установка инструмента
3. Постановка левой руки
4. Схема «Частушки»
5. Ноты в басовом ключе
6. Схема левой клавиатуры гармоники
7. Нотный стан
8. Басовый ключ
9. Аккорд (мажорный, минорный, септаккорд)
10. Октава
11. Названия основных звуков
12. Добавочные линейки
13. Такт
14. Тактовая черта
15. Размер, метр
16. Сильные и слабые доли
17. Длительности
18. Составные части ноты
19. Аппликатура
20. Расшифровка аккордов левой клавитуры
Упражнения для левой руки
21. №1
22. №2
23. №3
24. №4
25. №5
26. №6
27. Постановка правой руки
28. Скрипичный ключ
29. Схема расположения нот на правой клавиатуре
30. Ноты в скрипичном ключе
31. Частушка
32. Цыганочка
33. Во саду ли, в огороде
34. С горки на гору ходила
35. Диез
36. Энгармонизм
37. Тон, полутон
38. Частушка
39. Цыганочка
40. Весёлая карусель
41. Пауза
42. Весёлые гуси
43. Цыплята. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
44. По малину в сад пойдём. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
45. Подружка моя
46. Синкопа
47. Реприза
48. Вольта
49. Нота с точкой
50. Чешская полька
51. Наш березник листоватый
52. Светит месяц
53. Подружка моя
54. Лига
55. Чёте надо?
56. Штрихи
57. Терешанские припевки
58. Октавный перенос
59. Залигованные ноты одинаковой высоты
60. Динамические оттенки
61. По Дону гуляет казак молодой
62. Игра по слуху
63. Аккорды от основных ступеней
64. Схема аккомпанемента №1
65. Хорошо на Волге жить!
66. Как пошли наши подружки
67. Котик
68. Стоит орешина кудрявая
69. Пойду ль я, выйду ль я
70. Схема аккомпанемента №2
71. Ёлочка
72. Перевоз Дуня держала
73. Когда б имел златые горы
74. Миленький ты мой
75. Куманёчек
76. Из-за острова на стрежень
77. Крыжачок
78. Мишка с куклой, м. Качурбина
79. В лесу родилась ёлочка , Л. Бекман
80. Схема аккомпанемента №3
81. Коробейники
82. Мой костёр
83. Перепёлочка
84. А я по лугу
85. Школа бальных танцев
86. В лунном сияньи
87. Схема аккомпанемента №4
88. Отговорила роща золотая. Музыка Г. Пономаренко
89. Огонёк
90. Вологда. Музыка Б. Мокроусова
91. Одинокая гармонь . Музыка Б. Мокроусова
92. Кому это надо?
93. Одинокая ветка сирени
94. Я ОДИН. Слова и музыка С. Друцкого
95. Схема аккомпанемента №5
96. Сулико
97. Матаня
98. По диким степям Забайкалья
99. На горе то калина
100. Ой, матаня, матанёк
101. Схема №6
102. Сиреневый туман
103. Подмосковные вечера . Музыка В. Соловьёва-Седого
104. Схема №7
105. Лезгинка
106. Раскинулось море широко
107. Ходила младёшенька по борочку
108. Выйду ль я на реченьку
109. Барыня
110. Некоторые приемы варьирования мелодии

Нотное приложение
111. Милка, цё?
112. У ворот, ворот
113. Что, гармошка, не играешь?
114. Самарка
115. Частушки-коротушки
116. Матаня
117. Заиграй, моя волынка
118. Ухарь - купец
119. Ёлочки -метелочки
120. Отдавали молоду
121. Ты воспой в саду, соловейко
122. Смоленский гусачок
123. Мы на лодочке катались
124. Переменный размер
125. Касимовские припевки
126. Сормовские частушки
127. Произвольные длительности. Триоль
128. ОЙ, ТОПНИ, НОГа (Сербиянка)
129. Ёлочки, сосёночки
130. Сеньо
131. Досада
132. Рязанские прибаутки
133. Череповецкие плясовые припевки
134. Девки, пойте
135. А говорят, мы боевые
136. Кесовогорская кадриль
137. Полька простая
138. Полька «Гусачок»
139. Форшлаг
140. Тонкая рябина
141. Краковяк
142. Тирольский вальс
143. Вот кто-то с горочки спустился
144. Утушка луговая. Обработка Г. Тышкевича
145. А ты, зимушка - зима. Обработка Г. Тышкевича
146. Пересохни, Волга-речка
147. Калина красная . Музыка Я.Френкеля
148. Там вдали, за рекой
149. Окрасился месяц багрянцем. Обработка Г. Тышкевича
150. Над ОКОШКОМ месяц. Музыка Е. Попова
151. А Я люблю женатого. Музыка К. Молчаного
152. Катюша . Музыка М. Блантера
153. Называют меня некрасивою
154. Когда весна придет - не знаю ... Музыка Б. Мокроусова
155. Семеновна. Обработка С. Привалова
156. Во лесочке комарочки
157. Гопак
158. Лезгинка
159. Частушечные наигрыши. Наигрыши В. Завражнева
160. Неаполитанские НОЧИ. Д. Ботари. Обработка Г. Тышкевича
161. Матаня. Упрощенный вариант В. Огурцова
162. Раскинулось море широко. Обработка В. Огурцова
163. СОН Степана Разина. Обработка В. Огурцова
164. Хас-Булат. Обработка В. Огурцова
165. Мурка. Обработка В. Огурцова