Разное

Ученые: львы-людоеды из Кении убивали людей ради удовольствия. Львы из Цаво

Людоеды из Цаво - два льва-людоеда, действовавших в районе реки Цаво (современная Кения) в 1898 году, во время строительства Угандийской железной дороги.

История

В марте 1898 года началось строительство постоянного моста через реку Цаво - участка Угандийской железной дороги. Строительством руководил Джон Генри Паттерсон. Более девяти месяцев, с марта по декабрь рабочие подвергались нападениям двух львов-людоедов. Рабочие, пытаясь защититься от львов, строили вокруг палаток ограждения из колючего кустарника (бома), но они не помогали. Из-за нападений сотни рабочих покинули Цаво, и строительство было приостановлено. 9 декабря 1898 года Паттерсону удалось застрелить первого льва. 29 декабря был убит и второй лев.

Оба льва отличались от других тем, что не имели гривы, хотя были самцами. Длина обоих львов от кончика носа до кончика хвоста составляла около девяти футов (три метра).

В 1907 году вышла книга Паттерсона «Людоеды из Цаво» (The Man-eaters of Tsavo; русский перевод отдельных глав опубликован в альманахе «На суше и на море», 1962). В 1924 году Паттерсон продал шкуры львов Филдовскому музею естественной истории в Чикаго. Из львов сделали чучела, которые до сих пор выставляются в музее.

О количестве жертв Паттерсон сообщал разные сведения. В книге 1907 года он писал, что львы убили двадцать восемь рабочих-индийцев, а количество убитых африканцев неизвестно. В брошюре, написанной в 1925 году для Филдовского музея, он называл другое количество убитых - сто тридцать пять.

В 2007 году представитель Национального музея Кении заявил, что останки львов должны быть возвращены в Кению, поскольку это важная часть кенийской истории. В 2009 году подобное заявление сделал министр культуры и наследия Кении Уильям Оле Нтимама.

Исследования

В музее львы хранятся под номерами FMNH 23970 и FMNH 23969. В 2009 году группа учёных из Филдовского музея и Калифорнийского университета в Санта-Крусе исследовала изотопный состав костей и волос львов. Они выяснили, что первый лев съел одиннадцать человек, а второй - двадцать четыре. Один из авторов исследования, куратор Филдовского музея Брюс Паттерсон (не родственник Д. Г. Паттерсона), заявил: «Довольно нелепые заявления, которые сделал в своей книге полковник Паттерсон, могут быть сейчас во многом опровергнуты», в то же время другой автор, адъюнкт-профессор антропологии в Калифорнийском университете Натаниэль Домини, подчеркнул: «Наше доказательство говорит о числе съеденных людей, но не о числе убитых».

Возможные причины, по которым львы стали людоедами, таковы:

  • Эпидемия чумы крупного рогатого скота, которая уменьшила количество обычных жертв, что заставила львов искать новую добычу;
  • Привычка поедать трупы людей в районе Цаво, через который проходило множество караванов с рабами из внутренних районов к Индийскому океану;
  • Кремация рабочих-индийцев, после которой львы рылись в останках.
  • Проблемы с зубами, из-за которых львы не могли охотиться на обычную добычу.

В кино

Книга Паттерсона стала основой для фильмов «Bwana Devil» (1952), «Killers of Kilimanjaro» (1959) и «Призрак и Тьма» (1996). В последнем фильме роль Паттерсона сыграл Вэл Килмер, а львы получили имена - Призрак и Тьма.

Ученые, кажется, раскрыли тайну того, почему самые известные «львы-людоеды» в истории полюбили вкус человеческой плоти, хотя со времен их охоты на людей прошло 119 лет. Исследователи, возможно, обнаружили причину охоты львов на двуногих хищников.

Людоеды из Цаво

Несмотря на свои немалые возможности, львы очень редко убивают людей, если их не провоцировать. Тем не менее несколько представителей этого вида получили прозвище «людоеды», так как начали нападать на людей. Их жертвами в основном становились женщины.
Когда два льва начали охотиться на рабочих, которые строили железную дорогу в Цаво, Кения, они привлекли внимание даже британского парламента, не говоря уже о популярности среди режиссеров, которые сняли о них три фильма.

Анализ зубов

Когда львов наконец убили, их тела были отправлены на сохранение в Полевой музей в Чикаго. Теперь ученые снова заинтересовались историей этих животных. Оказалось, что один лев из пары страдал от инфекции, которая развилась в корне клыка. Кроме плохого настроения, вызванного постоянной болью, это повреждение могло затруднить процесс охоты для животного, подозревают ученые.
Львы обычно используют клыки, чтобы захватить добычу, такую как зебры или гну, и задушить ее. Однако этому льву было бы сложно справиться с большой добычей, которая боролась за свою жизнь. Людей же поймать намного легче.

У второго льва-убийцы оказался сломанным зуб. Хотя это, вероятно, не препятствовало его охоте, он, возможно, начал преследовать людей «за компанию» со своим партнером. Изотопный анализ шерсти этих львов показывает, что, в то время как люди составляли около 30 процентов рациона первого льва в его последние годы, в рационе второго они занимали только 13 процентов.

Причины охоты на людей

Доктор Брюс Петерсон, куратор Полевого музея и автор нового исследования, опубликовал его результаты в «Научных докладах», которые содержат доказательства того, что замбийский лев, который убил шесть человек в 1991 году, также имел серьезные проблемы с зубами. Это позволяет предположить, что стоматологические проблемы могут быть частой причиной охоты львов на людей.

Ранее считалось, что львы, возможно, охотились на людей из-за сильной засухи, которая уменьшала количество дикой добычи. Тем не менее Паттерсон и первый соавтор исследования доктор Лариса Десантис из Университета Вандербильта обнаружили, что зубы львов из Цаво не имели следов износа, связанных с жеванием костей животных, как это обычно происходит, когда запасы продовольствия невелики.

Паттерсон говорит, что здоровые львы редко нападают на человека, потому что они умны и понимают, что люди могут быть опасными. Зебры могут нанести львам смертельный удар, но если хищнику все же удастся поймать одну из них, остальная часть стада не будет убивать его из-за мести. Люди же, как правило, начинают мстить. Когда львы охотятся на людей, это чаще всего происходит безлунной ночью, несмотря на то что безоружные люди были бы легкой добычей и при дневном свете.

Знаменитые львы-людоеды из Цаво, погубившие жизни свыше 130 рабочих-железнодорожников в Кении в начале 20 века, убивали людей не из-за недостатка пищи, а ради удовольствия или из-за простоты охоты на человека, заявляют палеонтологи.

"Похоже, что охота на человека не была мерой последнего спасения для львов, она просто облегчала им жизнь. Наши данные показывают, что эти львы-людоеды не до конца съедали туши пойманных ими животных и людей. Похоже, что люди просто служили приятным дополнением к их уже разнообразной диете. В свою очередь, антропологические данные указывают на то, что в Цаво людей ели не только львы, но и леопарды и прочие большие кошки", - рассказывает Лариса ДеСантис (Larisa DeSantis) из университета Вандербильтов в Нэшвилле (США).

Темное сердце Африки

Эта история берет свое начало в 1898 году, когда колониальные власти Британии задумали соединить свои колонии на востоке Африки гигантской железной дорогой, протянувшейся вдоль берегов Индийского океана. В марте ее строители, завезенные в Африку рабочие-индусы и их белые "сахибы", столкнулись с очередной естественной преградой – рекой Цаво, мост через которую они строили последующие девять месяцев.

На протяжении всего этого времени железнодорожников терроризировала пара местных львов, смелость и дерзость которых часто доходила до того, что они в прямом смысле вытаскивали рабочих из их палаток и съедали их заживо на краю лагеря. Первые попытки отпугнуть хищников при помощи огня и заграждений из колючих кустарников провалились, и они продолжали нападать на участников экспедиции.


Лев-людоед из Цаво и полковник Паттерсон

В результате этого рабочие начали массово дезертировать из лагеря, что вынудило англичан устроить охоту на "убийц из Цаво". Львы-людоеды оказались неожиданно хитрой и неуловимой добычей для Джона Паттерсона, полковника имперской армии и руководителя экспедиции, и только в начале декабря 1898 года ему удалось подстеречь и застрелить одного из двух львов, а через 20 дней убить второго хищника.

За это время львы успели оборвать жизни 137 рабочих и британских военнослужащих, что заставило многих натуралистов того времени и современных ученых обсуждать причины подобного поведения. Львы, и особенно самцы, в то время считались достаточно трусливыми хищниками, не нападающими на людей и крупных кошек при наличии путей отступления и других источников пищи.

Как рассказывает ДеСантис, подобные идеи заставляли большинство исследователей предполагать, что львы нападали на рабочих из-за голода – в пользу этого говорило то, что местное поголовье травоядных животных сильно сократилось из-за эпидемии чумы и серии пожаров. ДеСантис и ее коллега Брюс Паттерсон (Bruce Patterson), однофамилец полковника из Полевого музея истории Чикаго, где хранятся останки львов, уже 10 лет пытаются доказать, что это было не так.

Сафари для "царя зверей"

Изначально Паттерсон считал, что львы охотились на людей не из-за недостатка пищи, а по той причине, что их клыки были сломаны. Эта идея была встречена шквалом критики со стороны научного сообщества, так как сам полковник Паттерсон отмечал, что клык одного льва сломался об ствол его винтовки в тот момент, когда животное подстерегло и прыгнуло на него. Тем не менее, Паттерсон и ДеСантис продолжили изучение зубов "убийц из Цаво", используя на этот раз современные палеонтологические методы.

Эмаль зубов всех животных, как объясняют ученые, покрыта своеобразным "узором" из микроскопических царапин и трещин. То, какую форму и размеры имеют эти царапины, и то, как они распределены, напрямую зависит от типа пищи, которой питался их обладатель. Соответственно, если львы голодали, то тогда на их зубах должны оставаться следы от разгрызенных костей, которые хищники были вынуждены поедать при недостатке пищи.

Руководствуясь этой идеей, палеонтологи сравнили рисунки царапин на эмали львов из Цаво с зубами обычных львов из зоопарка, которых кормят мягкой пищей, гиен, питающихся падалью и костями, и льва-людоеда из Мфуве в Замбии, убившего как минимум шестерых местных жителей в 1991 году.

"Несмотря на то, что очевидцы часто сообщали о "хрусте костей", раздававшемся на окраинах лагеря, мы не нашли следов повреждений эмали на зубах львов из Цаво, характерных для поедания костей. Более того, рисунок царапин на их зубах больше всего похож на тот, который имеется на зубах львов в зоопарках, которых кормят говяжьей вырезкой или кусками конины", - рассказывает ДеСантис.


Львы-людоеды из Цаво, репродукция в Полевом музее естественной истории в Чикаг о

Соответственно, можно говорить о том, что эти львы не страдали от голода и охотились на людей отнюдь не по гастрономическим причинам. Ученые предполагают, что львам просто понравилась достаточно многочисленная и легкая добыча, для поимки которых требовалось гораздо меньше усилий, чем для охоты на зебр или крупный рогатый скот.

Как считает Паттерсон, подобные выводы частично говорят в пользу его старой теории о стоматологических проблемах у львов – для того, чтобы убить человека, льву не обязательно было перекусывать его шейные артерии, что было проблематично сделать без клыков или с больными зубами при охоте на крупных травоядных животных. Аналогичные проблемы с зубами и челюстями, по его словам, имел и лев из Мфуве. Поэтому можно ожидать, что споры вокруг людоедов из Цаве вспыхнут с новой силой.


НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КНИГЕ ПАТТЕРСОНА «ЛЮДОЕДЫ ИЗ ЦАВО»

КНИГА английского инженера Джемса Паттерсона получила международную известность в начале нашего столетия. Она выдержала несколько изданий и переведена на многие европейские языки (на русский не переводилась). Книга «Людоеды из Цаво» рассказывает о строительстве железной дороги в Восточной Африке. Она содержит попутно очерки природы и этнографии Кении и рассказы об охотничьих приключениях автора. Однако не эти, пусть живо написанные, но все же дилетантские сведения обусловили широкую известность книги. Центральный стержень ее – повесть о борьбе с двумя львами-людоедами, которые прервали строительство важного моста и замедлили всю постройку дороги. Именно эта повесть о большой трагедии и выдающемся человеческом мужестве сделала книгу Паттерсона документом отважной борьбы с природой, документом, который не потерял своего интереса и для последующих поколений, в том числе и для наших советских читателей, умеющих ценить стойкость, храбрость и самоотверженный труд.

Поэтому из всей книги были выбраны лишь главы, рассказывающие о борьбе Паттерсона с львами-людоедами, все другие части опущены как устарелые. Может быть, любители истории исследования Африки и этнографии посетуют на этот выбор и сочтут, что книгу следовало бы перевести полностью. Однако мне кажется, что интерес драматической центральной части книги не идет ни в какое сравнение с отрывочными и случайными наблюдениями автора над этнографией и природой Кении конца прошлого века. Вот почему в нашем сборнике для массового читателя мы ограничились лишь главами о борьбе с львами-людоедами.

Повесть «Людоеды из Цаво» перекликается с написанными сорок лет спустя замечательными книгами Джима Корбетта об индийских тиграх-людоедах. В книгах невольно обращает на себя внимание громадное количество людей, погибших от тигров и леопардов-людоедов, и полная беспомощность населения перед страшным хищником. Целые районы покидались людьми, пустели ярмарки, замирала жизнь на дорогах, прекращались заготовки леса. Очень похожую картину рисует Паттерсон на строительстве железной дороги. Всего два льва-людоеда появляются в районе строительства, и тысячи рабочих живут в постоянном ужасе, работы дезорганизуются и даже совсем прерываются. Это сходство историй Корбетта и Паттерсона не случайно. Строительство железной дороги вели привезенные в Африку рабочие-индийцы. Они сохранили в Африке характерные черты быта индийского народа и в том числе религиозное отвращение к убийству любого животного. Пассивность и покорность предопределению судьбы также характерны для главных религий Индии – брахманской и буддийской.

Можно с уверенностью утверждать, что в других условиях животные-людоеды не могли бы так свирепствовать. Жизнь их была бы очень короткой и число жертв несравненно меньшим. И дело тут не только в отсутствии огнестрельного оружия. Не окажись здесь инженера, Паттерсона, вместо него отлично расправились бы с людоедами своими копьями воины из племени масаев.

Итак, два льва-людоеда разгулялись на маленьком кусочке Индии, перенесенном в Африку, в полную силу своих азиатских коллег. По есть существенная разница между Джимом Корбет-том и инженером Джемсом Паттерсоном. Корбетт был прирожденным охотником, уроженцем Индии, и те места, в которых он охотился за людоедами, были знакомы ему, как комната родного дома. Этот человек, в беспримерном мужестве которого не может быть никаких сомнений, выступил на борьбу с людоедами, будучи вооружен отличным знанием джунглей и привычек зверей, какое дало ему более чем четвертьвековое знакомство с ними.

Инженер Паттерсон взялся за такую же задачу в чужой стране, едва знакомой ему, и его охотничий опыт не шел ни в какое сравнение с опытом Джима Корбетта. Конечно, скажут иные бывалые путешественники, тигр опаснее льва! На это можно ответить, что у Паттерсона не было столь совершенного оружия, электрических фонарей и магниевых вспышек, какими обладал Корбетт. Молодая самоуверенность и отвага, да может быть еще и удача, спасли инженера Паттерсона и помогли ему выйти победителем. Достаточно прочитать захватывающие страницы о его дежурстве на наспех сколоченном низком помосте, в непроглядной темноте, один на один с людоедом, чтобы понять, что борьба эта не всегда была равной и что явный перевес был на стороне львов-людоедов.

Я убежден, что наши читатели с интересом примут эту повесть о большом мужестве человека, сумевшего спасти жизнь многим простым людям – индийским рабочим, к которым он относился с неизменным уважением, так же как и к спутникам своих охот – коренным жителям Африки.

Профессор И. А. Ефремов



ПРИЕЗД В ЦАВО

ПОЛДЕНЬ 1 марта 1898 года застал меня на борту корабля, входящего в узкую и довольно опасную гавань Момбасы, порта на восточном берегу Африки. Город расположен на острове того же названия, отделенном от материка очень узким проливом, который и образует гавань. Пока наше судно медленно разворачивалось неподалеку от старой причудливой португальской крепости, построенной более трех столетий назад, я все больше и больше поражался необычной красоте пейзажа, постепенно раскрывающегося передо мной. Вопреки ожиданиям все вокруг выглядело свежим и цветущим. Древний город нежился в сверкающих лучах солнца, лениво отражаясь в неподвижном море; плоские крыши и ослепительно белые стены домов мечтательно проглядывали меж покачивающихся стволов стройных кокосовых пальм, огромных баобабов и раскидистых манговых деревьев, а темно-зеленые, поросшие густым лесом холмы и склоны материка служили выразительным фоном для этой прекрасной и неожиданной для меня картины.

Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы...
(Н. Гумилёв)

Весёлой сказки на ночь у меня для вас нет. Есть страшная. И не совсем сказка...

В Чикаго, в музее естественной истории есть пользующаяся неизменным успехом витрина. В ней - два чучела зверей породы кошачьих и несколько фотографий.

Эти двое львов - самцы, хотя гривы у них и нет. В Кении, откуда они родом, в Национальном парке Цаво, до сих пор водятся такие львы, безгривые и малошерстяные...
В самом конце XIX века эти двое застопорили на несколько недель строительство угандийской железной дороги. Впрочем, возможно, охотник, чьей милостью они стоят ныне в музее, кое-что в своих воспоминаниях о тех событиях присочинил;) И уж тем более немало присочинили в Голливуде создатели основанного на этих самых воспоминаниях оскароносного фильма "Призрак и Тьма".
Однако то, что кровавая драма на строительстве железной дороги имела место, - чистая правда.

Угандийскую железную дорогу начали строить в 1896 году. А интересующий нас эпизод случился в 1898 году в месте под названием Цаво. Я не сильна в суахили, и не могу подтвердить (или опровергнуть), правда ли "Цаво" на этом языке означает что-то вроде гиблого места. Но руководившему работами на строительстве дороги инженеру Рональду Престону это место показалось райским. Именно там, где железная дорога подошла к реке, через которую нужно было строить железнодорожный мост, всё и началось. ("Папа, кто строил эту железную дорогу? "... Англичане, деточка. То есть, разумеется, рельсы клали привезённые на стройку рабочие-индийцы - местные африканские жители не рвались сотрудничать. Впрочем, Престону удалось кое-кого из них уговорить). Из лагеря ночью стали пропадать рабочие. Впрочем, тайна была раскрыта быстро, больно очевидными были следы - рядом с лагерем завёлся лев-людоед.
Льва пытались подкараулить. Безуспешно. Вокруг палаток строили ограждения из колючего кустарника:

Как выяснилось, львы (их было, видимо, двое) прекрасно через них пробирались, утаскивая с собой добычу.

Через реку Цаво был возведён временный мост:

Для строительства постоянного моста в марте 1898 года в Цаво и прибыл инженер Джон Генри Патерсон, который написал ставшую бестеллером книгу о своих приключениях в Африке.

Полковник Патерсон

Патерсон у палатки (слева, с ружьём). Видно плохо, но другого Патерсона у меня для вас нет:(

И вот тут наступает занятное. Дело в том, что существует рассказ о событиях в Цаво, принадлежащий Престону. Так вот, записки патерсона с этим рассказом в некоторых местах совпадают дословно (даром что Престон рассказывает о себе, а Патерсон - о себе). Вот и пойми, что там было и кто у кого что сплагиатил...

Так или иначе, с марта по декабрь 1898 года, с разной степенью интенсивности и переменным успехом львы совершали набеги на лагерь строителей железной дороги.

Рабочие на строительстве железной дороги в Цаво

Некоторых они просто выкрадывали ночью прямо из палаток.

Палатка одной из жертв хищников (я так думаю, та, что на переднем плане справа)

Рабочие со стройки стали разбегаться. Впрочем, возможно, дело было не только во львах-убийцах, но и в характере Патерсона - кажется, рабочие, добывавшие камень для строительства моста, даже хотели убить сурового начальника...

Поймать же тварей-людоедов пытались разными способами. Однажды выстроили ловушку:

Ловушка была разделена на две части решёткой - в дальней сидела "приманка" с ружьём. Лев в ловушку попался, однако бедняга, служивший "наживкой", перепугавшись, когда лев попытался достать его лапой через прутья, открыл беспорядочную пальбу и вместо того, чтобы застрелить льва, отстрелил замок захлопнувшейся клетки... Лев сбежал.
Патерсон соорудил на дереве наблюдательную площадку, куда не мог забраться хищник:

Патерсон с первым убитым львом:

Второй убитый лев

Шкуры бесстрашный британский офицер забрал в качестве трофеев, и долго ещё они лежали у него дома, выполняя функцию ковров. А в 1924 году, когда Патерсону понадобились деньги, он продал их чикагскому музею Филда. Шкуры львов были в плачевном состоянии. таксидермисту стоило больших трудов привести их в порядок и сделать приличные чучела (кстати, возможно поэтому львы в витрине выглядят меньшими, чем были на самом деле).

Музейный таксидермист за работой:

Людоеды из Цаво в экспозиции музея Филда в 1925 году

Железнодорожный мост через Цаво благополучное построили, а в 1901 году была готова и вся железнодорожная ветка - она шла из Момбасы, что на океанском побережье, в Порт Флоренс (Кисумбу, что на озере Виктория), названный так в честь Флоренс, жены Престона, бывшей с ним в Африке все пять лет, пока строилась железная дорога...
А в 1907 году Патерсон написал свою знаменитую книгу (кстати, избранные главы из неё, посвящённые как раз охоте на львов-людоедов, переводились на русский). И вышел полковник Патерсон кругом герой, избавивший рабочих от людоедов, убивших 140 человек. Однако...
Учёные, обследовавшие чучела этих львов, говорят, что на самом деле один из них съел 24 человека, а второй - 11. То есть жертв львов, застреленных Патерсоном, в реальности было не больше тридцати пяти. Что за 140 жертв? Охотничье хвастовство полковника? Может, и так. Может, и нет.
Патерсон утверждал, что обнаружил логово львов, усыпанное человеческими костями. Место это было утеряно, но не так давно исследователи из того же музея естественной истории вновь его обнаружили и опознали по фотографии, сделанной Патерсоном (за сто лет оно почти не изменилось, но, конечно, никаких костей там уже не было). Видимо, на самом деле это было прежде место погребения одного из африканских племён - львы не складывают кости в угол в норе...
К тому же известно, что на самом деле с убийством львов из Цаво набеги хищников на железную дорогу не прекратились - агрессивно настроенные львы приходили на станции (не говоря уж о том, что повстречаться на железной дороге можно было не только со львом, но и с не менее агрессивными носорогами, а то и слонами).
Так что, может, и правда было сто сорок жертв? Может, эти львы съели 35 рабочих, а остальную сотню доели другие? Ибо нет никаких доказательств того, что львов было всего двое...

А в Цаво сейчас национальный парк. Туда можно съездить на сафари, посмотреть на безгривых львов и выслушать историю о том, как англичане строили железнодорожный мост...