Работа

Уильям шекспир идеи. Уильям шекспир - величайший драматург-гуманист англии

Уильям Шекспир - гуманист, драматург и человек Возрождения

450 лет со дня рождения Уильям Шекспира

Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке - о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды - все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.
Родился Уильям Шекспир в семье ремесленника и торговца, одно время бывшего городским головой. С 11 лет поступил в грамматическую школу, где преподавались грамматика, логика, риторика и латынь. На этом обучение Шекспира закончилось. В комедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьными воспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой, ползущий в школу». О юности Шекспира известно немного: в 1582 г. он женился на Энн Хетеуэй, которая была на восемь лет старше мужа, в 1583 г. у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 г. двойня – сын Гамнет и дочь Джудит.
В 1585 г. Шекспир покинул родной город. С конца 1580-х гг. – актёр королевской труппы, с 1594 г. – пайщик и актёр труппы «Слуги лорда-камергера», с которой был связан всю творческую жизнь. Шекспир и его товарищи основали театр «Глобус» (1596), в котором ставились почти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданием театра, был изображён Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни: «Весь мир лицедействует» (изречение римского писателя Петрония). У круглого здания диаметром 25 м крыша была лишь над частью сцены, вокруг помещались четыре галереи для зрителей, зрители также могли стоять перед сценой. Декораций почти не было – главным украшением спектакля были костюмы. Из-за недостатка места на небольшой сцене могло поместиться только 12 актёров. Спектакль сопровождала музыка в исполнении маленького оркестра. В конце спектакля часто играли небольшую юмористическую пьесу-фарс с пением и танцами. Зрители были очень разными – от простолюдинов до высокородных лордов. В «Глобусе» работали постоянные актёры, что позволяло поддерживать высокое качество сценического исполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603) сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы для своей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля.
В 1612 году Шекспир, никому ничего не объяснив, возвращается в Стратфорд-на-Эвон и, как ни в чем не бывало, продолжает спокойную семейную жизнь со своей женой Энн. К тому времени он - уже достаточно обеспеченный человек, имеющий дворянский титул. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы.
Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением.

Произведения У. Шекспира, имеющиеся в районной библиотеке
Избранное в лучших переводах знаменитых русских поэтов [Текст] /пер. с Б. Пастернака, М. Кузьмина, И. Евсы. – М.: Эксмо, 2009. – 352с.: ил. – (Мировая классика)
Гамлет, принц Датский [Текст]: трагедии /пер. с англ. Б. Пастернака. – СПб.: ИГ «Азбука-классика», 2009. – 224с.
Исторические драмы [Текст] / пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1990. – 767с.: ил.
Как вам это понравится. Мера за меру [Текст]: пьесы / пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 315с.
Комедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 576с. – (Зарубежная классика)
Комедии, хроники, трагедии [Текст]: в 2-х т. / пер. с англ. ; вступит. ст. и коммент. Д. Урнова. – М.: Худож. лит., 1989. – Т.1. – 783с.; Т. 2 - 670с.
Король Лир. Много шума из ничего. Сон в летнюю ночь [Текст] / пер. с англ. Т.Л. Щепкиной-Куперник. – М.: Профиздат, 2005. – 416с. – (Литературные шедевры)
Лирика [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. – 480с. – (Всемирная б-ка поэзии)
Мера за меру. Король Лир [Текст]: пьесы / пер. с англ. предисл. О. Сороки. – М.: Известия, 1990. – 256с.
Ромео и Джульетта [Текст]: трагедии / пер. с англ. Б. Пастернак. – М.: Эксмо, 2012. – 192с.
Сонеты [Текст] / пер. с англ. С.Я. Маршака. – СПб.: ИГ Азбука-классика, 2009. – 224с.
Трагедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 704с. - (Зарубежная классика)

7. ГУМАНИЗМ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

Интересно, что почти в это же время в Англии, где уже состоялась национальная государственность, установилась централизованная власть, Уильям Шекспир (1564-1616), крупнейший гуманист эпохи Позднего Возрождения, художественно осмысливает противоречивость, трагичность уже сложившихся отношений "человек-общество-государство".

В шекспировских трагедиях ("Король Лир", "Макбет" и др.), явно или нет, всегда присутствует природный космос, несущий совершенно противоположную, нежели у Монтеня, смысловую нагрузку. В этом космосе отражено смутное ощущение того, что над личной жизнью, сознанием "естественного" человека высится еще какой-то всеопределяющий мир, в рамках которого герои действуют. Этот мир надличной воли есть сфера общественно-государственных связей, подчиняющих без остатка "естественного" человека нормативам государства и делающих из него "государственного человека".

Разгадка шекспировских героев в том, что их жизнь протекает в двух планах: личном ("естественной индивидуальности") и общегосударственном (социально-гражданском). Однако герои не различают этих миров: субъективность их потрясает основы мира, даже если они действуют в кругу собственных "естественных" мотивов. В противоречивом единстве индивидуального и общегосударственного скрыто "ядро" трагедий Шекспира. Например, в "Отелло" личный мир героя окутан в покровы надчеловеческих космических сил. Совершившему преступление Отелло начинает казаться, что "сейчас луна и солнце затмятся совершенно, земля от ужаса затрясется". Этот образный ряд оттеняет то безликое, общественно-государственное, что вторгается в судьбу героя.

Отелло - гениально угаданный образ человека, пребывающего в непротиворечивом (вроде бы) единстве собственной естественности и социальности, "государственности, гражданства". Отелло - " естественный " человек (это усилено тем, что он - мавр), имеющий право любить, ненавидеть, быть нежным, постоять за нанесенное личное оскорбление. Вместе с тем он наделен "набором" определенных прав, обязанностей. В душе его столкнулись нормы двух сфер жизни - и он погиб.

Сцена убийства Дездемоны - далеко не кульминация трагедии, как это иногда представляют в плохом театре. Трагедия - в сцене самоубийства. После выяснения того, что Дездемона невиновна, Отелло еще силен духом, чтобы жить, и требует от окружающих, чтобы ему не мешали свободно удалиться. Однако все рушится, когда Отелло слышит, что республика лишает его чести, что он пленник и лишен власти. Жить больше невозможно. Бесчестья от государства он перенести не смог. Умирает Отелло не как убийца жены (ведь он "из чести исходил"), но как человек, в защите своей личной чести потерявший честь гражданина. Пребывание в двух сферах этической жизни - источник и сила трагического в судьбе Отелло.

На закате Возрождения Шекспир показал существующий разлад между личной "естественной" и общественной жизнью. И вместе с тем показал, что разрубить внутреннюю связь между этими двумя сферами жизни одного и того же человека никому не дано - гибель неизбежна. Но как тогда жить? Человек оказывается персонажем в поисках автора.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Английский философ и моралист А.Шефтсбери (1671 - 1713) как-то заметил: всякий конфликт между двумя сферами жизни говорит либо о том, что общество несовершенно, либо несовершенстве человека в себе самом.

Возрождение утвердилось в дуализме индивидуального и общественно-государственного, эмпирического и идеального, эмоционального и рационального. XVII век на основе их противопоставления и анализа пытается решить, что же является определяющим в человеке.

Эпоха Возрождения - один из наиболее плодотворных этапов развития европейской истории. Возрождение - точка выбора в историческом процессе, когда ищутся новые пути интеллектуального и цивилизационного развития. Мыслители, с одной стороны, возвращаются к классическому античному наследию в более полном объеме, чем это имело место в средневековой культуре, а с другой - открывают новый мир человека и природу.

Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории человечества.


ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005

2. Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004

4. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 2003

5. Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики», 2006

6. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература», 2006

7. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949

8. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Реннесанса. М., 1981

9. Монтень М. Опыты. Кн. I. М. 1987

10. Монтень М. Опыты. Кн. III. М. 1987

11. Монтень М. Опыты. Кн. I. М. 1987


Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005, с.11

Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006 , с.16

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.29

Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005 , с.26

Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006 , с.25

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.41

Синергетика (от греч. sinergos - вместе действующий) - возникшая в 70-х годах XX века теория самоорганизации (И.Пригожин, Г.Хаген). Изучает процессы перехода открытых неравновесных систем от менее к более упорядоченным формам организации, от хаоса к порядку. В богословии используется термин "синергия", понимаемый как соработничество человека с Богом в созидании спасения.

Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005 , с.29

Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С.291.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Реннесанса. М., 1981. С. 249.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Ренессанса. М., 1981. С.250.

Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006 , с.54

Монтень М. Опыты. Книга первая. М.-Л., 1954. С. 194, 203, 205, 201, 205.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.64

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.68

Монтень М. Опыты. Кн. I. С. 195.

Монтень М. Опыты. Кн. III. С. 291.

Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики», 2006, с.36

Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература», 2006, с.57

Монтень М. Опыты. Кн. I. С. 204.

Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики», 2006, с.68

Стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной. Философские и богословские воззрения Николая Кузанского могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения - стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные и религиозные течения. В науке отмечается, что на развитие мировоззрения Кузанца оказали влияние античные учения...

Отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология гуманизма . 2 Основные черты философии Возрождения 2.1 Гуманизм - возвышение человека Если в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как...

Подготовили становление экспериментально-математической науки и механистического материализма XYII - XYIII веков. 3. Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения К основным направлениям философии эпохи Возрождения относятся следующие направления: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое. Гуманистическое направление. Ренессансный гуманизм - ...

Расцвет английской драмы начался в конце 1580-х годов, когда появилась плеяда писателей, называемых теперь «университетскими умами»: Кристофер Марло (1564-1593), Томас Кид (1558-1594), Роберт Грин (ок. 1560-1592), Джон Лили (ок. 1554-1606) и несколько других. Вехами, обозначающими начало этого расцвета, явились две трагедии - «Тамерлан Великий» (1587) К. Марло и «Испанская трагедия» Т. Кдда (ок. 1587). Первая положила начало кровавой драме, вторая - жанру трагедий мести.

Есть все основания считать, что Шекспир начал драматургическую деятельность ок. 1590 года. В первый период творчества он создал ряд кровавых исторических драм - трилогию «Генри VI» и «Ричард III» и трагедию мести «Тит Андроник». Первые комедии Шекспира «Комедия ошибок» и «Укрощение строптивой» отличались довольно грубым комизмом, близким к фарсам.

В 1593-1594 годах наметился перелом. Хотя Шекспир никогда не отказывался от фарса и клоунады, в целом его новые комедии «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», «Виндзорские насмешницы» отличаются тонким юмором. В них преобладают авантюрно-приключенческие мотивы и господствует тема любви.

Большинство исторических пьес этого периода окрашены верой в торжество лучших начал в государственной жизни, что особенно заметно в трех пьесах-хрониках- «Генри IV» (две части) и «Генри V». Хотя и в них непременным элементом действия является драматическая борьба между феодалами, в них примечательна изрядная доля юмора. Именно в «Генри IV» появляется образ Фальстафа - шедевр шекспировского комизма.

Единственная трагедия этого периода, длящегося до конца XVI столетия,- «Ромео и Джульетта» (1595). Ее действие проникнуто глубоким лиризмом, и даже гибель юных героев не делает эту трагедию безысходной. Хотя Ромео и Джульетта погибают, над их трупами происходит примирение враждующих семейств Монтек-ки и Капулетти, любовь одерживает нравственную победу над миром зла.

Трагедия «Ромео и Джульетта» воплощает оптимистическую настроенность Шекспира во второй период. В комедиях и единственной трагедии этих лет гуманность торжествует над дурными началами жизни.

На рубеже XVI-XVII столетий в умонастроении Шекспира происходит новый перелом. Первые признаки его ощущаются в исторической трагедии «Юлий Цезарь» (1599). Ее истинный герой, однако, не великий полководец, а другой римский деятель - Брут, заклятый враг тирании. Он примыкает к заговору против Цезаря, стремящегося к единоличной деспотической власти, и участвует в убийстве его. Приверженцы Цезаря, и в первую очередь Марк Антоний, демагогическими речами обманывают народ, римляне изгоняют Брута. Благородный герой терпит поражение и кончает самоубийством. Победа достается сторонникам тирании. Трагедия состоит в том, что народ (а именно он играет решающую роль в этой трагедии) не созрел до понимания того, кто является его истинными и кто мнимыми друзьями. Исторические условия сложились неблагоприятно для тех, кто желал утвердить в жизни благородные идеалы, и это выражено в «Юлии Цезаре».

Как и другие представители нового мировоззрения, Шекспир верил, что лучшие начала должны восторжествовать над злом. Однако ему и его поколению пришлось убедиться в том, что жизнь шла иным путем. Три века развивался европейский гуманизм, проповедуя необходимость переустройства жизни на новых, более человечных началах. Пора было бы увидеть следствия этого. Вместо этого все больше проявлялись отрицательные черты буржуазного развития во всех сторонах жизни. К пережиткам прежних феодально-монархических несправедливостей добавилась всеразрушающая сила золота.

Шекспир всей душой почувствовал, что гуманистические идеалы не могут быть осуществлены в жизни. Это получило выражение в 66-м сонете. Хотя большей известностью пользуются его переводы, принадлежащие С. Маршаку и В. Пастернаку, привожу еще один вариант:

* Я смерть зову, глядеть не в силах боле,
* Как гибнет в нищете достойный муж,
* А негодяй живет в красе и холе;
* Как топчется доверье чистых душ,
* Как целомудрию грозят позором,
* Как почести мерзавцам воздают,
* Как сила никнет перед наглым взором,
* Как всюду в жизни торжествует плут,
* Как над искусством произвол глумится,
* Как правит недомыслие умом,
* Как в лапах зла мучительно томится
* Все то, что называем мы добром.
* Когда б не ты, любовь моя, давно бы
* Искал я отдыха под сенью гроба.
* Перевод О. Румера

Вероятно, сонет был написан в конце 1590-х годов, когда начался перелом в умонастроении Шекспира, приведший к созданию трагедии «Гамлет». Она была создана, по-видимому, в 1600-1601 году. Уже в 1603 году появилось первое издание трагедии. Оно было выпущено без разрешения автора и театра, в котором шла пьеса, и называлось кварто 1603 года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Дагестанский государственный институт народного хозяйства

У. Шекспир и гуманизм

Мусаев Сулейман Ахмедович, кандидат исторических наук.

[email protected]

Аннотация

В статье проанализированы гуманистические идеи, выраженные Уильямом Шекспиром образом Гамлета. Показывается, что главный герой трагедии противопоставлен остальным персонажам, в числе которых король и царедворцы. Автор считает, что драматург предрекает трагедией, каковы судьбы самого гуманизма и героев, борющихся за реализацию его идей.

Ключевые слова: гуманизм, схоластика, реальность, средневековье, идеализм.

W. Shakspear and humanity

Musayev Suleyman Akhmedovich candidate of historical sciences. Dagestan state institute of a national economy

[email protected]

The author of the article analyzes humanist ideas, expressed by

Keywords: humanism, scholasticism, reality, the Middle Ages, idealism

Вряд ли кто-либо будет оспаривать то, что «Гамлет» среди трагедий Уильяма Шекспира является самым богатым по смыслу и значимости, самым ровным по форме и совершенным во всех отношениях произведением. «"Гамлет" - этот блистательный алмаз в лучезарной короне царя драматических поэтов, увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника…» - писал великий русский критик В. Г. Белинский .

В чем же особенность этого произведения? Трагедия отражает отношение между жизненной реальностью и гуманизмом. Средневековье олицетворяет мрак и безысходность. Причина этого состояния скрывалась не в самом христианстве, а в том, что ответ на каждый вопрос, возникающий в жизни, пытались найти исключительно по готовым формулам. Она заключалась в слабости тогдашней науки и в ее неспособности дать верные ответа на злободневные вопросы, ибо все позиции в науке были заняты религиозными деятелями, смотрящими на явления жизни только с одного угла зрения, а светской науке совершенно не оставлялось места.

Религия с философской точки зрения - это теоцентризм. Методом познания в момент наивысшего достижения теоцентризма была схоластика, которая разрывает причинно-следственные связи на составные части, представляя их как две самостоятельные идеи. «Основой… является тот архитектонический идеализм, который схоластика именовала реализмом: потребность обособлять каждую идею, оформляя ее как сущность, и, объединяя одни идеи с другими в иерархические сочетания, постоянно выстраивая их них соборы и храмы, подобно тому, как это делают дети при игре в кубики», - говорит голландский ученый Й. Хейзинга .

Но с концом средневековья наступает и конец схоластики: «… умы освобождены, средневековые оковы распались, ни схоластика, ни университеты доминиканские» не способны удержать человеческую мысль . На смену схоластике приходит гуманизм, явление, тесно связанное с эпохой Ренессанса. В отличие от схоластики, в центр всех идей он ставит человека, его переживания, его судьбу. Причем речь идет не только об отдельно взятом человеке, но вообще о человеке как таковом. Основная идея трагедии «Гамлет» заключается не столько в судьбе самого Гамлета, не в судьбе остальных, менее значительных персонажей. Главной темой трагедии является человечность, честь, совесть - явления новые, только просыпающиеся в человеке, знаменующие новую эпоху, эпоху гуманизма. «Шекспировский герой стал выразителем тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения», - пишет И. Верцман . Гамлет предстает перед нами как совесть, которая была попрана власть предержащими, и только теперь внезапно пробужденная, она пытается ухватиться за колесо Фортуны, чтобы остановить слепое зло, нагрянувшее на жизнь. То, что именно совесть, человечность, составляющие ядро гуманизма, является сердцевиной трагедии, видно из слов Гамлета, который, вспоминая отца, говорит: ««He was a man, take him for all in all» («он был человек для всего во всем») . В этих словах ключ к пониманию трагедии. И не напрасно автор вложил эти слова в уста Гамлета, главного героя произведения. Трагедией великий драматург хочет показать судьбу самого гуманизма, который для Гамлета является смыслом всего его существования.

«Теории противопоставляют себя существующему и претендуют на то, чтобы самими по себе являться правильными и необходимыми», - говорит Гегель . Гамлет был студентом Виттенбергского университета, в котором в свое время учился и работал один из основателей протестантизма Мартин Лютер. В Виттенберге, говорил Ф. Гизо, «уже метафизика доискивалась до начала вещей» . Окончившего университет Гамлета мы видим молодым человеком с чистым сердцем, исполненным идеями гуманизма, желающим решать все вопросы с точки зрения человечности.

Прибыв на похороны своего отца, он оказывается выхваченным привычным для той эпохи, но совершенно чуждым ему омутом разврата. Он никак не может свыкнуться с коварством, лицемерием, переполнившим всю Данию. Он совершенно не похож на окружающих.

Еще более разительным этот контраст делает дядя Гамлета Клавдий, злодей, завладевший датским троном. Для него Гамлет - опасный соперник и враг. Отношение действующего короля к племяннику показывает то, что он замечает его только после того, как исполняет все пожелания гостей, хотя и называет его самым близким к трону человеком. Гамлету неприятно не только поведение дяди, но и легкомыслие матери, а также лицемерное пристрастие царедворцев. Так, еще до того, как стало известно об убийстве отца, он оказывается в одиночестве. Легко противостоять одному, пяти, даже десяти. Но противостоять самой жизни!..

И все же противостояние Гамлета и реальности - каким бы очевидным оно ни было, - это только внешняя сторона конфликта трагедии. Есть другая его сторона. Для того чтобы вникнуть в нее, проследим за поведением главного героя. Явлением ли призрака отца, посредством ли сна или другим каким-либо внушением, Гамлету становится известно, что отец его был убит и кто этот убийца. Поэтому он жаждет мести. Но осуществить месть он не торопится. И не потому, что чего-то боится. Мысль об испуге или трусости Гамлета следует отбросить сразу: ни разу его не останавливает мысль о своем разоблачении, мысль о том, что с ним самим что-либо случится. Он сам себя обзывает, сам себя оскорбляет, только чтобы усовестить самого себя, чтобы разозлить самого себя, чтобы толкнуть себя к действию. Вместо того чтобы один ударом убить злодея, он выискивает все новые и новые доказательства того, кто является убийцей и, снедаемый сомнениями, не решается на мщение. Даже в тот момент, когда король-дядя кается у него на глазах в своем грехе и ужасается от мысли, что Бог не примет его покаяния из-за того грех его чрезвычайно велик, Гамлет не решается убить его, оправдывая свою нерешительность тем, что нельзя убивать злодея в момент его раскаяния и откладывает месть.

Много великих деятелей - И. В. Гете, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и многие другие - старались разгадать причину слабости воли Гамлета. Мысли, высказанные ими, показывают, обладатель каких высоких идей представлен Гамлет Шекспиром.

Месть Гамлета является не только отмщением за кровь отца. Для его менталитета месть приемлема лишь как восстановление справедливости. А это невозможно сделать лишь устранением убийцы. Оно возможно только как результат победы гуманизма над слепой верой, чего нельзя достичь усилиями одного Гамлета. Именно в осознании того, что это неосуществимая мечта, кроется, в моем понимании, корень нерешительности Гамлета. По Шекспиру, гуманизм - это всего лишь теория, еще не запустившая глубокие корни в реальной действительности. Он демонстрирует, что, пока гуманизм остается только ментальным представлением, а вокруг царит дикость кровожадная, невозможно привить эти благородные идеи к жизни и реализовать их, и потому он будет оставаться утопией.

Но это не значит, что идея Гамлета стала тем, что было высказано впоследствии грибоедовским Чацким. Положить конец внутренней трагедии Гамлета всего лишь вызовом кареты невозможно. Чацкий еще чист душой. Душа же Гамлета в сплине, она опутана противоречиями. Ведь она не выражается одной лишь идеей мести. Таким поверхностным объяснением проблему невозможно истолковать, потому что большая часть жертв («гора трупов» ) в трагедии - это последствия действий главного героя. Конечно, есть среди них и случайные жертвы. Но цепь случайностей по большей части - это плохо прикрытая закономерность.

Хотя Гамлет прибыл из Виттенберга, подобно Чацкому, прибывшему из-за границы, он не является надуманным и случайно появившимся героем. Каким бы справедливым правителем ни был его отец, интриги и коварства всегда были атрибутами придворной жизни. И хотя наш принц не запачкан участием в них, они не могли быть для нашего проницательного героя секретом ни в детстве, ни в юности. Если Гамлет в момент размышлений, рефлексирования удивительно мудр, основателен, терпелив, то в минуты порывов, в экстремальных ситуациях он становится подобным извержению вулкана - некая темная страсть пробуждается в нем. Ведь ничто не мешало ему сорвать ковер и посмотреть, кто там скрывается в тот момент, когда он разговаривал наедине с матерью, вместо того, чтобы со словами, «я думал там король», проткнуть несчастного суетливого Полония. Или неужели надо было убить товарищей детства, даже давших втянуть себя в подлое злодейство короля? Разве недостаточно было написать, чтобы их посадили в тюрьму? Все-таки, несмотря чистоту помыслов, благородство надежд и возвышенность мечтаний, есть в душе Гамлета, какой-то рудимент кровавого средневековья, какая-то дикость, несогласная с его сердцем. Исполненный высокими помыслами Гамлет ногами остается «все на той же датской почве». В этом внутренний конфликт Гамлета. Шекспир как будто хочет сказать, как могут очистить мир от дикости те, кто еще сами не очистились от нее. И это еще раз показывает нам, какой океан идей демонстрирует в трагедии гений великого драматурга.

А к какому же концу приходит противостояние между реальной действительностью и гуманизмом? Жизнь сама приводит Шекспира к мысли, что это противоречие в его время неразрешимо. Поскольку в реальной жизни гуманизм не смог преодолеть зло, оно не может быть преодолено и в произведениях драматурга. Более того, даже надежды на победу над злом, во всяком случае, в ближайшем будущем, остаются весьма призрачными. Вспомните, кому завещает умирающий Гамлет правление над датским королевством? Фортинбрасу. А ведь совсем недавно, увидев отряд Фортинбраса, Гамлет произнес великие слова:

гамлет шекспир гуманизм трагедия

Двух тысяч душ, десятков тысяч денег

Не жалко за какой-то сена клок!

Так в годы внешнего благополучья

Довольство наше постигает смерть

От внутреннего кровоизлиянья .

Можно ли сильнее осудить войну и решение жизненных проблем силовым путем? И после этого завещать государство Фортинбрасу?... Претворит ли в жизнь этот жаждущий власти юный петушок возвышенные идеи Гамлета? Ведь речь идет не о судьбе одного или нескольких человек. Справедливость в единичных случаях проявляют даже тираны. Ведь идея Гамлета во всеобщем гуманизме. Ее осуществление невозможно силами кучки людей. Оно возможно, если только каждый человек в своей собственной душе добивается этого. Смерть самого носителя гуманистических идей должна убедить нас в том, что их реализация утопична, но борьба за них благородна.

Гамлет - выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения. Литературная полемика вокруг образа Гамлета. Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе - герои, мысли, проблемы, характеры - принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.

реферат , добавлен 11.08.2002

Знакомство с новыми страницами жизни и творчества Пушкина. Сравнение судеб великих людей и характеров главных героев трагедии "Моцарт и Сальери". Отражение судьбы автора в произведении. Разъяснение главной идеи трагедии и роли художественной детали.

презентация , добавлен 31.10.2011

Пародирование Достоевским в повести "Село Степанчиково и его обитатели". История становления человеческой личности в борьбе с внешним окружением за право любить в шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта". Чувственный максимализм шекспировских героев.

статья , добавлен 23.07.2013

История создания пьесы. Раскрытие конфликтов совести, природы человека и его поведения, власти и безволья, жизни и смерти в трагедии. Внутренняя драма принца Гамлета. Его душевная борьба между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью.

курсовая работа , добавлен 21.05.2016

Шекспир и его творчество. Создание Шекспиром "Виндзорских проказниц". Отношение Марии Николаевны Ермоловой к Шекспиру как к художнику. Действующие лица Шекспировских произведений и их близость с живыми людьми. Содержание пьесы "Виндзорские кумушки".

реферат , добавлен 24.05.2009

Сюжет и история создания трагедии У. Шекспира "Гамлет". Трагедия "Гамлет" в оценке критиков. Интерпретация трагедии в различные культурно-исторические эпохи. Переводы на русский язык. Трагедия на сцене и в кино, на зарубежных и российской сценах.

дипломная работа , добавлен 28.01.2009

Осмысление образа Гамлета в русской культуре XVIII-XIX вв. Характерные черты в интерпретации образа Гамлета в русской литературе и драматургии XX века. Трансформации образа Гамлета в поэтическом мироощущении А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

дипломная работа , добавлен 20.08.2014

Стратфорд. Отъезд в Лондон. Появление нового драматурга. Творческий взлет. "Глобус". Неожиданный отъезд в Стратфорд. Хроники. Комедии. Сонеты. Трагедии. "Шекспировский вопрос".

реферат , добавлен 01.12.2002

Тема трагически прерванной любви в трагедии. Сюжет "Ромео и Джульетты". Обличие нескончаемых междоусобных распрей как основная тема шекспировской трагедии. "Ромео и Джульетта" В. Шекспира как одно из прекраснейших произведений мировой литературы.

сочинение , добавлен 29.09.2010

Уильям Шекспир – английский поэт, один из самых знаменитых драматургов мира. Детские и юношеские годы. Женитьба, членство в лондонской актерской труппе Бербеджа. Самые известные трагедии Шекспира: "Ромео и Джульетта", "Венецианский купец", "Гамлет".

Сочинение


Расцвет английской драмы начался в конце 1580-х годов, когда появилась плеяда писателей, называемых теперь «университетскими умами»: Кристофер Марло (1564-1593), Томас Кид (1558-1594), Роберт Грин (ок. 1560-1592), Джон Лили (ок. 1554-1606) и несколько других. Вехами, обозначающими начало этого расцвета, явились две трагедии - «Тамерлан Великий» (1587) К. Марло и «Испанская трагедия» Т. Кдда (ок. 1587). Первая положила начало кровавой драме, вторая - жанру трагедий мести.

Есть все основания считать, что Шекспир начал драматургическую деятельность ок. 1590 года. В первый период творчества он создал ряд кровавых исторических драм - трилогию «Генри VI» и «Ричард III» и трагедию мести «Тит Андроник». Первые комедии Шекспира «Комедия ошибок» и «Укрощение строптивой» отличались довольно грубым комизмом, близким к фарсам.

В 1593-1594 годах наметился перелом. Хотя Шекспир никогда не отказывался от фарса и клоунады, в целом его новые комедии «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», «Виндзорские насмешницы» отличаются тонким юмором. В них преобладают авантюрно-приключенческие мотивы и господствует тема любви.

Большинство исторических пьес этого периода окрашены верой в торжество лучших начал в государственной жизни, что особенно заметно в трех пьесах-хрониках- «Генри IV» (две части) и «Генри V». Хотя и в них непременным элементом действия является драматическая борьба между феодалами, в них примечательна изрядная доля юмора. Именно в «Генри IV» появляется образ Фальстафа - шедевр шекспировского комизма.

Единственная трагедия этого периода, длящегося до конца XVI столетия,- «Ромео и Джульетта» (1595). Ее действие проникнуто глубоким лиризмом, и даже гибель юных героев не делает эту трагедию безысходной. Хотя Ромео и Джульетта погибают, над их трупами происходит примирение враждующих семейств Монтек-ки и Капулетти, любовь одерживает нравственную победу над миром зла.

Трагедия «Ромео и Джульетта» воплощает оптимистическую настроенность Шекспира во второй период. В комедиях и единственной трагедии этих лет гуманность торжествует над дурными началами жизни.

На рубеже XVI-XVII столетий в умонастроении Шекспира происходит новый перелом. Первые признаки его ощущаются в исторической трагедии «Юлий Цезарь» (1599). Ее истинный герой, однако, не великий полководец, а другой римский деятель - Брут, заклятый враг тирании. Он примыкает к заговору против Цезаря, стремящегося к единоличной деспотической власти, и участвует в убийстве его. Приверженцы Цезаря, и в первую очередь Марк Антоний, демагогическими речами обманывают народ, римляне изгоняют Брута. Благородный герой терпит поражение и кончает самоубийством. Победа достается сторонникам тирании. Трагедия состоит в том, что народ (а именно он играет решающую роль в этой трагедии) не созрел до понимания того, кто является его истинными и кто мнимыми друзьями. Исторические условия сложились неблагоприятно для тех, кто желал утвердить в жизни благородные идеалы, и это выражено в «Юлии Цезаре».

Как и другие представители нового мировоззрения, Шекспир верил, что лучшие начала должны восторжествовать над злом. Однако ему и его поколению пришлось убедиться в том, что жизнь шла иным путем. Три века развивался европейский гуманизм, проповедуя необходимость переустройства жизни на новых, более человечных началах. Пора было бы увидеть следствия этого. Вместо этого все больше проявлялись отрицательные черты буржуазного развития во всех сторонах жизни. К пережиткам прежних феодально-монархических несправедливостей добавилась всеразрушающая сила золота.

Шекспир всей душой почувствовал, что гуманистические идеалы не могут быть осуществлены в жизни. Это получило выражение в 66-м сонете. Хотя большей известностью пользуются его переводы, принадлежащие С. Маршаку и В. Пастернаку, привожу еще один вариант:

* Я смерть зову, глядеть не в силах боле,
* Как гибнет в нищете достойный муж,
* А негодяй живет в красе и холе;
* Как топчется доверье чистых душ,
* Как целомудрию грозят позором,
* Как почести мерзавцам воздают,
* Как сила никнет перед наглым взором,
* Как всюду в жизни торжествует плут,
* Как над искусством произвол глумится,
* Как правит недомыслие умом,
* Как в лапах зла мучительно томится
* Все то, что называем мы добром.
* Когда б не ты, любовь моя, давно бы
* Искал я отдыха под сенью гроба.
* Перевод О. Румера

Вероятно, сонет был написан в конце 1590-х годов, когда начался перелом в умонастроении Шекспира, приведший к созданию трагедии «Гамлет». Она была создана, по-видимому, в 1600-1601 году. Уже в 1603 году появилось первое издание трагедии. Оно было выпущено без разрешения автора и театра, в котором шла пьеса, и называлось кварто 1603 года.