Психология

Урок анализ 4 6 главы евгений онегин. Анализ «Евгений Онегин» Пушкин

На вопрос Анализ 5 главы Евгения Онегина. заданный автором Екатерина Копонева лучший ответ это Сон Татьяны (Анализ эпизода из 5 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа важный смысл. Он выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы.
О, ней знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
Эти строки из баллады Жуковского «Светлана» взяты Пушкиным в качестве эпиграфа к пятой главе. Главное место в ней занимает сон Татьяны – вещий сон, который сбудется.
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена…
Сон и явь – все переплелось в сознании девушки. Природа во сне Татьяны живая, земная: бегущий ручей, мостик, сделанный из жердочек…
А насколько реально дана картина леса:
… недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных…
Татьяне страшно:
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой…
И в этом реальном лесу с Татьяной происходят удивительные приключения. Ей встречается медведь. Почему именно он? Вспомните, а ведь одним из главных героев русских народных сказок является именно медведь. Да, Татьяна напугана, но почему-то вдруг опирается на «лапу с острыми когтями». Вообще сон Татьяны нужно читать с «Сонником». Ведь здесь за каждым образом – символ. Вот наша героиня перебирается через ручей. Ручей в толкователе снов – речь, чьи-то разговоры. Видеть медведя – к свадьбе, замужеству. Мохнатая лапа – намек на богатую жизнь. Да, потом в жизни Татьяны все это сбудется.
Но сон пока продолжается. Медведь приводит ее к таинственному шалашу, «где ярко светится окошко». Тут уж начинаются чудеса:
… за столом
Сидят чудовища кругом:

Другой с петушьей головой…
… Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет.
По «Соннику» увидеть чудовищ – к неприятностям. А если приснится свадьба («за дверью крик и звон стакана, как на больших похоронах») – быть похоронам.
И вдруг появляется Онегин, «он там хозяин, это ясно». Во сне отражаются мечты Татьяны, ее надежды, ее любовь. Евгений ласков, нежен с нею. Во сне сбылись мечты о любви.
В конце сна Татьяна видит Ольгу и Ленского, возникает ссора.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Тонкий, хоть и суеверный ум подсказывает Татьяне, не объясняя причины, что будет ссора Онегина и Ленского. И повод для этого есть: Онегин слишком холоден и себялюбив, слишком наивен Ленский. Любящее сердце помогло ей понять и предугадать приближение несчастья.
Сон Татьяны – еще раз доказательство того, насколько поэзия Пушкина близка с народной жизнью, фольклором. Мы видим сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Это доказывает и подбор лексики. Вот волнующая тайна святочных гаданий: «печальная мгла» , «ярко светится окошко» , «…ветер дунул, загашая огонь светильников ночных». Описание нечистой силы («шайки домовых») подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению всякой уродливой нечисти:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой…

Роман "Евгений Онегин" А. С.Пушкина – величайшее произведение русской литературы. Пушкин писал свой роман в течение восьми лет. За этот период жизни ему пришлось многое пережить. Автор отбывал южную ссылку, провел два года изгнания в селе Михайловское, разрывался на два города, Петербург и Москву, долго ухаживал за Натальей Гончаровой, и наконец, женился на этой красивейшей женщине.

Четвертую главу романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкин начал писать в 1824 году. Закончил ее 6 января 1826 года. Сцена встречи и объяснения Татьяны и Онегина

Несет огромную психологическую нагрузку. Ведь нам трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба Татьяны и Евгения, если бы, допустим, Онегин дал свое согласие на Татьянино письмо.

"Нравственность в природе вещей" – это эпиграф к четвертой главе романа "Евгений Онегин", который заставляет нас задуматься. Неккер – друг Вальтера, просветитель, крупнейший французский банкир. Он, является автором высказывания, которое взял Пушкин для эпиграфа к данной главе. Что им хотел сказать Александр Сергеевич Пушкин? Мы можем предположить несколько вариантов толкования. Вполне реально, что данное высказывание

О нравственности наполнено иронией. Но есть и другой вариант, предполагающий серьезное отношение читателей к четвертой главе. Нам становится понятно, что для А. С. Пушкина очень важна проблема нравственности. Письму Татьяны противопоставлена отповедь Евгения Онегина. Мы понимаем, что речь героя, Евгения Онегина, неожиданна для Татьяны, потому что он повел себя как порядочный и воспитанный молодой человек. Этим он поразил влюбленную в него девушку, которая была готова к тайным свиданиям, к "гибели".

Евгений Онегин поставил ее чувства в рамки приличия. Он не стал вести себя как литературный герой из романов, которые так любила читать Татьяна. Его холодная отповедь – реальность жизни того времени и общества. Да, молодая, гордая девушка предлагает ему свою любовь, а он отвергает ее. Почему? Евгений объясняет ей, что его чувства рано остыли, что душа его мертва. Онегин не хочет взваливать на себя груз ответственности, он не хочет супружеской жизни. Евгений пресытился любовью молодых красавиц великосветского общества. Ему дорога его свобода. В их встрече мы видим трагедию, для них этот разговор становится мукой. Татьяна поверила Евгению, трагедия ситуации в том, что она совсем не знает любимого человека. Онегин не верит в любовь, счастье, так как он совсем опустошен. Да они расстались. Когда читаешь монолог Онегина, то понимаешь, что все-таки диалогу здесь могло быть место. Татьяна в основном молчит, но это лишь кажущееся молчание. Душа ее рвется наружу, она кричит, или молится тихо. Мы чувствуем ее душевное состояние. Татьяна отвечает Онегину, но только про себя. Читатель чувствует, угадывает ее эмоциональное восприятие речи Онегина.

Когда Евгений говорит, что ему мила искренность Татьяны, то у нее в душе загорается искорка надежды. Следом, Онегин обливает, словно, ледяной водой, говоря, что ей надо уметь властвовать собой. Надежды больше нет, едва зародившись, она погибает. Как тонко описывает автор ее состояние: Татьяна сквозь слезы ничего не видит, едва дышит, не возражает Евгения, лишь молча, слушает его. Лексическое своеобразие сцены встречи Онегина и Татьяны поражает своим благородством, например, "пленился", признание доверчивой души, "умолкнувшие чувства". Волнение героя мы чувствуем, словно, находимся случайно в том же саду, и невольно становимся свидетелями объяснений молодых людей. Обидно, что молодые люди XXI века не умеют так выражать свои чувства. Александр Сергеевич в романе "Евгений Онегин" тщательно продумал лексику.

Фразы в романе отточены, некоторые стали крылатыми выражениями: "К беде неопытность ведет", "Мечтам и годам нет возврата". Пушкин применяет и сравнения. Например, он сравнивает девичьи мечты с листьями деревца. А какие эпитеты: пламенная, чистая душа, "легкие мечты". Применяя такие художественные приемы совместно с "онегинской строфой", Пушкин создал одну из ярких страниц романа. Я считаю, что сцена встречи Татьяны и Онегина в романе "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина является образцом восхитительной любовной лирики.

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Жуковский

А.С. Пушкин "Евгений Онегин".

Глава 5. Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины».

Здравствуйте, ребята!

Прочитайте главу 5 романа в стихах "Евгений Онегин".

Вопросы урока:

В чём сходство именин со сном Татьяны?

Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина и Ленского?

В пятой главе завязывается, возникает тот романтический конфликт между Онегиным и Ленским, который приведёт друзей к расплате. Один заплатит за свою наивную восторженность жизнью; другой - за свой эгоизм, за неумение думать о других людях - муками совести, горьким раскаянием, одиночеством, крушением всех надежд. Трагические собятия надвигаются - их неизбежность станет очевидной во время бала, на именинах Татьяны. Поэтому и глава была названа в пушкинском плане "Именины". Читатель ещё не предвидит трагедии, но автор знает, что ждёт героев впереди, и с первых же строк пятой главы уточняет время, когда происходят события.

Такая бесснежная зима, конечно, многим запомнилась - это было именно в 1821 году. Сам Пушкин в это время не был в Михайловском и знал о поздней зиме по рассказам няни и соседей, может быть, барышень из Тригорского, в одной из которых современники увидели черты Татьяны.

Следующие строки известны вам с детства.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

Почему глава открывается зимним пейзажем?

Гаданья Татьяны

Перечитайте строфы 4-10.

Удивительное это свойство человеческого характера: очень хочется, очень надо неприменно заглянуть в будущее, знать, что будет завтра, и через год, и через 10 лет. Но это невозможно и, пожалуй, хорошо, что невозможно. Разумом мы всё это понимаем, а всё-таки очень хочется знать, что будет впереди.

Некоторые гадания привлекали людей самого разного возраста ещё и своей красотой, поэтичностью. Ведь сбывалось, по преданью, не всякое предсказание, а полученное в определённые дни, особенно на святках - зимних праздничных днях от Рождества (25 декабря по старому стилю) до Крещенья (6 января).

Что обозначает примета, когда кот умывается?

Какие плохие приметы знала Татьяна?

Когда надо было загадывать желанья?

Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

Некоторые литературоведы отмечают, что Татьяна у Пушкина всегда связывается с текстом зимы, холода, ночи, луны, сумерек.

Вы согласны с литературоведами?

Докажите свою точку зрения. Приведите примеры из текста.

Кроме того, Татьяна связана и с образом луны. Смотрит в зеркало, но видит себя, потому что луна - это Татьяна. А луна - Диана - девственна, чиста, связана с древним, она предсказательница и пророчица. Именно поэтому Татьяна и может предвидеть всё, что случится.

Сон Татьяны

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется. Литер атуровед Гуковский считал сон Татьяны ключом к пониманию её души, её сущности.

Что видит Татьяна во сне?

Итак, Сон Татьяны заключает в себе одну из главных идей романа: героиня не могла бы так тонко чувствовать, если бы не ее близость к народу. Мы знаем, что Татьяна с детства любила "страшные рассказы зимой, в темноте ночей", в её сне оживают чудовища из народных сказок, но среди этих чудовищ оказывается Онегин... Внимательно рассмотрите схему. Приведите примеры.


Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна.

В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Найдите в тексте цитаты, описывающие гостей.

Как Пушкин относится к поместному дворянству?

Как к нему относится Онегин?

Почему взбешён Онегин?

Почему Онегин перестал быть снисходительным к Ленскому?

Как объясняют поведение Онегина на именинах Ленский, Татьяна, автор?

Подведём итоги! Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей; она не смогла бы объяснить, конечно, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским, но ведь эта ссора и на самом деле была неизбежна: слишком холоден и себялюбив был Онегин, слишком наивен Ленский.

Из мелких, необдуманных поступков Онегина и Ольги складывается трагедия. Далеко не всегда большие беды и большие радости происходят от крупных, значительных причин. Разве могла представить Ольга, принимая приглашение Онегина на последний танец, что приближает трагическую развязку? И Онегин, конечно же, не думал о тех последствиях, к которым приведёт его "мщение". А между тем события развивались и направляла их не судьба, а сами люди.

Наивный, восторженный, ничего в жизни не понимающий Ленский уничтожен, разбит, раздавлен изменой друга и невесты. Изменой! Иначе он не может назвать то, что происходит. Ведь его представление о жизни прямолинейно. Первое же столкновение его розовых мечтаний с жизнью разрушает весь его мир, красивый и хрупкий.

Для Ленского теперь наступила ночь. Всё рухнуло... "Две пули - больше ничего - вдруг разрешат судьбу его", - так заканчивается 5 глава. Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности - и разрушается.

Задание 1: Письменно проанализируйте эпизоды: «Сон Татьяны» (1 вариант) «Именины Татьяны» (2 вариант)

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Конспект урока по литературе на тему 5 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 5 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сон Татьяны. Именины» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

    совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Выполнить задания теста по 4 главе (Приложение №1)

3.Целевая установка

Сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

4. Анализ 5 главы « И снится чудный сон Татьяне… »

Беседа по тексту.

(«Татьяна … любила русскую зиму»).

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Гаданья Татьяны . Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера? (гадали)

Во что верила Татьяна? («Татьяна верила преданьям и снам, и гаданьям»).

Какие плохие приметы знала Татьяна? Видеть месяц с правой стороны, встреча с монахом, заяц перебегает дорогу : «Младой двурогий лик луны на небе с левой стороны»; «Когда случалось где – нибудь ей встретить чёрного монаха иль быстрый заяц меж полей перебегал дорогу ей»).

(«Когда падучая звезда по небу тёмному летела»).

Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало? (Чтобы приснился вещий сон).

Вещий

Чтение учителем XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

(Ведёт себя естественно: она боится.)

Что видит Татьяна во сне? (Добрый медведь. Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик).

- . (Ручей мешает Татьяне, сучья цепляются за её шею и вырывают серьги из ушей).

( В хижине, в которую попадает Татьяна, “крик и звон стакана” “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего). XVI строфа.

Кого она видит за столом? Пируют страшные чудовища. Опишите их.

Кто был главным среди них? (Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти). XVIII строфа

(Входят Ольга, Ленский. Онегин убивает Ленского).

Вывод: дуэль, будущее героев.

XXVI II строфы.

-Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

Кого они нам напоминают? (Гости похожи на чудищ из сна Татьяны).

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.

Как Онегин относится к поместному дворянству?

Из-за чего произошла ссора? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать. Он не хотел никого видеть, слушать глупые разговоры. Ленский успокоил его, сказал, что будут свои. Когда Онегин появился в доме Лариных, он понял, что Ленский его обманул. Было очень много гостей. И Онегина посадили напротив Татьяны ).

(Онегин испытал обиду, досаду, раздражение, злость).

Что решил сделать Онегин? (Онегин решил отомстить Ленскому).

Как он отомстил? (Онегин начинает ухаживать за Ольгой , приглашает её на танец. Весь вечер танцует только с ней, развлекает ее).

На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

Котильон

(Ленский стал ревновать, уехал домой и вызвал Онегина на дуэль).

Как ведут себя герои? (Онегин мстит: для него это развлечение. Ленский решил, что его оскорбили: так друзья не поступают).

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Итоги:

Выводы урока.

5. Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

    Дать характеристику гостям на именинах Лариных.

    Выполнить тестовые задания по содержанию 5 главы.

Приложение №1

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. . С какого известного выражения о любви начинается четвертая глава?

Приложение №2

Тест по 5 главе


а) зимы

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

б) страшных чудовищ

а) лев

б) собака

в) медведь

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»


а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

а) мазурка

в) котильон

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

Просмотр содержимого документа
«Почему глава открывается зимним пейзажем»

Почему глава открывается зимним пейзажем?

Во что верила Татьяна?

В какие приметы Татьяна верила?

Что обозначает примета, когда кот умывается?

Какие плохие приметы знала Татьяна?

Когда надо было загадывать желанья?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы.

Куда приносит медведь Татьяну?

Кого она видит за столом?

Чем заканчивается сон Татьяны?

Опишите гостей, которые приехали на именины.

Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны?

Из-за чего произошла ссора?

Какие чувства испытал Онегин?

Что решил сделать Онегин?

Как он отомстил?

Как отреагировал на это Ленский?

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.

Ве ́ щий – предвидящий будущее, пророческий

Котильо ́ н - танец, которым обычно заканчивается бал.

Просмотр содержимого документа
«Тест по 5 главе»

Тест по 5 главе

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?
а) зимы

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3.О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?
а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 5 глава»

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 5 главы. Сон Татьяны. Именины.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

-Выразительно прочитайте наизусть строфу 2.

-Почему глава открывается зимним пейзажем?

-А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?


Учимся понимать текст

Гаданья Татьяны. Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера?

-Во что верила Татьяна?

-В какие приметы Татьяна верила?

- Что обозначает примета, когда кот умывается?


Учимся понимать текст

- Какие плохие приметы знала Татьяна?

- Когда надо было загадывать желанья?

- Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

- С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

  • Вещий предвидящий будущее, пророческий

Учимся понимать текст

Чтение XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

- Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

-Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?


Учимся понимать текст

- Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы .


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

-Куда приносит медведь Татьяну? XVI строфа.

-Кого она видит за столом?

-Кто был главным среди них? XVIII строфа

-Чем заканчивается сон Татьяны?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XXV - XXVIII строфы.

Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

-Опишите гостей, которые приехали на именины.

-Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.


Учимся понимать текст

-Как Онегин относится к поместному дворянству?

-Из-за чего произошла ссора?

-Какие чувства испытал Онегин?

-Что решил сделать Онегин?

-Как он отомстил ?

-На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

  • Котильон - танец, которым обычно заканчивается бал.

Учимся понимать текст

-Как отреагировал на это Ленский?

-Как ведут себя герои ?

- Как изменились суждения Ленского об Ольге?


Выводы

Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

  • Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, суеверный ум по заслугам оценил окружающих жалких людей.

Выводы

-Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)


Тест по 5 главе:

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?

а) зимы

б) весны

в) лета

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3. О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь


Тест по 5 главе:

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани


Тест по 5 главе:

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?

а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

б) вальс

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль


Домашнее задание:

  • Перечитать 6 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны»;

4. дать характеристику гостям на именинах Лариных.

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе»

Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе.

В ком и в чём Онегин разочаровался?

Почему он всё же отвергает любовь Татьяны?

О чём говорят слова Онегина:

Во имя чего бежит от любви Онегин?

Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может?

Чем завершается встреча в саду?

Чем занят Онегин после объяснения с Татьяной?

Обла ́ тка - покрытый клеем бумажный кружок, применявшийся для заклеивания конвертов.

Курти ́ ны – цветочные клумбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему 4 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объяснение Татьяны и Онегина» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

    совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Подготовить выразительное чтение письма Татьяны

    Выполнить задания теста (Приложение №1)

3.Целевая установка

4. Анализ 4 главы « Объяснение Татьяны и Онегина »

В IV главе центральное место занимает сцена свидания Онегина и Татьяны. Давайте все вместе еще раз послушаем разговор двух молодых людей, оставшихся наедине. Точнее даже не разговор, а монолог Онегина. Татьяна, чувствуя себя очень неловко (девушка первая, нарушив нормы поведения, призналась молодому человеку в любви!), все время молчит.

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII - XVI )

Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).

Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе 4 главы)? (французские щеголи XVIII века).

Как относился Евгений Онегин к красавицам? («… не влюблялся, а волочился как-нибудь»).

В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: «Он в первой юности своей б и необузданных страстей» (IX)

В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела? (Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. Появилось равнодушие к людям и к чувствам: «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; o ткажут – мигом утешался; изменят – рад был отдохнуть».(X )

И так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет: («Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет»).

Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI ) («получив посланье Тани, // Онегин живо тронут был…» и даже «в сладостный, безгрешный сон // душою погрузился …». Правда, ненадолго – автор и на это указывает: «Быть может, чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел…»).

Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?
(в саду).

Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне? («Я вас люблю любовью брата…»).

Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? (Онегин занят собой. Вся его речь не о Татьяне, а о себе. Онегин еще жесток и потому, что не верит в силу чувства).

О чем говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может ее испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…

Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста. Учащиеся находят в тексте строки: «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел…… То верно б кроме вас одной невесты не искал иной…… Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…

Был ли он искренен? (Он говорит неправду. Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, - вот Онегин не умеет, боится).

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV) Что может быть на свете хуже…Сердит и холодно ревнив!).

О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?

- Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24. (Любовь не убита холодностью Онегина, но его «строгий разговор» открыл Татьяне жестокость, способность Онегина безжалостно уничтожать наивные и искренние чувства).

Почему автор за рассказом о безответном чувстве Татьяны повествует о «счастливой любви» Ольги и Ленского? Как он относится к «счастливым влюбленным»? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви).

Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

Куда был приглашён Онегин в субботу?

Обобщения, выводы

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Общее

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.
Ее мечтательность, его «мечтам невольная преда́нность».
Она скучает в обществе, он нелюдим.
Ему «труд упорный был тошен», и «ее изнеженные пальцы не знали игл».
И он, и она любят читать, находят утешение в книгах.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.
Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.
Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.
Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.

Выводы урока. Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

IV . Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны»

    Выполнить тестовые задания

Приложение №1

Тест по 3 главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Правда или неправда, что...

1. Владимир Ленский проводил вечера у Лариных.

2.Онегину принадлежат слова: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг».

3.Евгений Онегин просит Ленского познакомить его с семьёй Лариных.

4.Татьяна грустна и молчалива, как Светлана. В Татьяну.

5.Владимир Ленский влюблён в Татьяну.

6.О свадьбе Ленского и Ольги давно уж было решено.

7. Онегин говорит об Ольге: «В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна».

8.Татьяна влюбилась в Ленского.

9.Татьяна вообразила Онегина героем своего романа.

10.Татьяна рассказывает о своих чувствах сестре Ольге.

11.Няня думает, что Татьяна больна.

12.Татьяна пишет Евгению письмо.

13.Письмо передаёт Онегину сын няни.

14. Прошёл день, другой, а ответа всё не было.

15.Встреча Татьяны с Онегиным произошла в доме Лариных.

Приложение №2

Тест по 4 главе

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

14. Почему Ленский весел был?

Просмотр содержимого документа
«Тест по 4 главе»

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 4 главы. Объяснение Татьяны и Онегина».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII-XVI)

-Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).


Учимся понимать текст

-Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе)?

-Как относился Евгений Онегин к красавицам?

-В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: « Он в первой юности своей б ыл жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» (IX)

- В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела?


Учимся понимать текст

-Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI)

-Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?

-Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне?

-Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны?



Учимся понимать текст

-О чём говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может её испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…


Учимся понимать текст

  • Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV)

- О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?


Учимся понимать текст

-Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24.

-Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

-Куда был приглашён Онегин в субботу?


Выводы

Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/15/s_5a33db85951db/img_s774080_0_11.jpg" alt="Тест по 4 главе: 8.Что читает Ольге Ленский? 9.Что пишет Ленский об Ольге? 10.Чем занимался Евгений летом? 11. Каковы были занятия Онегина зимой? 12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»? 13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу? 14. Почему Ленский весел был? 15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?" width="640">

Тест по 4 главе:

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?


  • Перечитать 5 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны».