Разное

Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • Категория: Подготовка к ГИА

В начале романа Базаров утверждает свежие, ори­гинальные идеи: разрушить до основания мир, кото­рый бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их пита­ло и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противо­речия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет - физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для му­жиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления соци­альных проектов. С горечью признается честный Ба­заров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смер­ти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, суще­ствование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одино­ким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, про­екты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемон­стрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Ба­заров потерпел немало поражений в жизни, но он вы­играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавля­емые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Один­цовой, говорит почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обре­ченная на погибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

  • СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») - -
  • В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и «фамусовского общества»? - -
  • Какое место в системе персонажей занимает Софья? Почему она выбрала Молчалина? - -
  • В чем состоит значение образа Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»? - -

В чем заключается смысл финала романа “Отцы и дети”?

Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?

В начале романа Базаров утверждает свежие, ори­гинальные идеи: разрушить до основания мир, кото­рый бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их пита­ло и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного

героя нарастают непримиримые противо­речия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет – физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: “Вот тебе раз! Бабы испугался!” Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов

на которые он не знает.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для му­жиков, народа, с которым “умел разговаривать”, чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления соци­альных проектов. С горечью признается честный Ба­заров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смер­ти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, суще­ствование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одино­ким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, про­екты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемон­стрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он вы играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой, говорит почти как романтический поэт: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая на почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель, – потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

Глоссарий:

  • СМЫСЛ ФИНАЛА ОТЦЫ И ДЕТИ
  • смысл финала романа отцы и дети
  • финал романа отцы и дети

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Смысл заглавия романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” I. Вступление Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на...
  2. План Главная проблематика романа Новое общество Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева...
  3. Смысл названия. “Отцы и дети”; – самый сложный и глубокий тургеневский роман, проблематика его многогранна, образы во многом противоречивы и не допускают однозначных трактовок. На­звание...
  4. Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева...
  5. Смысл названия романа Тургенева “Отцы и дети” Вариант I Роман “Отцы и дети” был написан во второй половине XIX века замечательным русским писателем И. С....
  6. Роман “Отцы и дети” – одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И. О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным...

Почему умирает Базаров? Каков смысл финала романа Тургенева «Отцы и дети»?

    Откровенно говоря Базаров мне никогда не нравился.

    Не знаю почему — еще в школе этакая неприязнь была.

    А вот Анна Одинцова у меня наоборот вызывала симпатию.

    Возвращаясь к Базарову — тот умирает от заражения крови, от тифа.

    При этом каждый читатель по своему понимает смерть Базарова.

    Смерть Базарова очень символична, ведь даже он признат перед смертью, что не нужен он России в настоящее время.

    Когда Базаров практиковался на трупе тифозного больного, он поранил себе палец и получил заражение крови. Через несколько дней он сообщает своему отцу, что дни его сочтены.

    Согласно критику Добролюбову, Базаров умирает оттого, что его недюжинному таланту негде развернуться, применить свои силы, и потому автор выбрал смерть герою из-за пустякового укола зараженной иглой.

    С другой стороны, именно приближение конца жизни дает человеку полностью раскрыться, показать себя таким, какой он на самом деле есть. И оказалось, что Базаров -не просто нигилист, отрицающий все и вся, но и тонко чувствующий, думающий человек, не чуждый высоких чувств. Вспомним его прощание с Любовью Одинцовой, сколько в нем любви, нежности, трепета перед любимой женщиной. Это не тот Базаров, который в начале романа говорил об Одинцовой:

    Это лирик, романтик, как оказалось, он прятал высокие чувства под маской нигилизма.

    На первый взгляд смерть главного героя романа Отцы и дети смотрится досадной случайностью, неосторожностью медика, но на самом деле она глубоко символична. Базаров в романе — новый человек, который отрицает все старое, нигилист, ничего не принимающий на веру, поклонник науки и циник. Наука не может спасти Базарова, что смотрится насмешкой над идеалами Базарова, сам врач не может вылечить себя. Привычный Базарову цинизм как-то тает под напором болезни и не показываемых, но несомненно испытываемых переживаниях. Он становится даже романтичным, меняясь перед лицом смерти. Базарова заботит теперь только одно — как умереть не потеряв лица. Тургенев убивая Базарова показывал бесперспективность этого движения, нигилизма, показывал, что время перемен еще не пришло, и какими бы сильными не были эти люди по отдельности, они одиноки, а потому не могут стать решающей силой, способной что-то реально изменить в жизни.

    Умирает Базаров от заражения тифом и его кончина очень символична, отрицающие все не могут быть полезны в этом мире. Базаров, отвергающий существовавшие ценности оказывается лишним в этом мире и его отвергает сама жизнь. Иначе, кем бы стал Базаров, если бы писатель оставил бы его в живых.

    Я смотрю на финал романа Отцы и дети чуть иначе, по-своему. Смысл финал кроется в основном конфликте, причем конфликт скрытый. Заключается он в том, что человек поставил себя на место Бога…Нет же! Он захотел стать Богом! Но это невозможно! Человек никогда не сможет управлять миром, и никогда не станет центром Вселенной, никогда не будет Хозяином в мастерской (мир), так как это место давно уже занято. Для меня слово мастерская в романе является аллегорией. Базаров не верит в то, что есть Бог, и основной нигилизм в этом!

    У героя есть решающие слова, и они говорят о многом. Он говорит, так как считает так, что раз невозможно видеть Господа, значит Его и нет! Но ведь — это неправда.

    Если резко обозначить смысл финала, то главный героя постигло наказание. Есть сказать совсем громко, то кара Божия!

    Но повторюсь, что это лишь мой взгляд, который может кому-то показаться странным.

    Более полутора веков этот вопрос возникает у каждого прочитавшего произведение и желающего разобраться в замысле автора, его отношении к персонажам. Вначале это были современники писателя, которым, казалось бы, это сделать было легче всего, просто спросив: Почему такой конец?. Они и спрашивали, но не все смогли понять ответ: ведь у каждого сво мировоззрение, которое ох как нелегко изменить.

    Казалось бы, уже написано о лишних людях, что же ещ нового можно сказать? Но Тургенев рассмотрел новые нюансы — нигилизм. И именно на это попытался обратить внимание публики.

    Толчком к написанию романа послужили мысли о бренности всего сущего, возникшие после того, как он узнал об обстоятельствах смерти молодого врача. То есть вначале сложился финал, а уж на нм был выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа — в последних сценах.

    Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее и уж во всяком случае не являлась неожиданностью для самого автора, как об этом говорилось в критических статьях впоследствии. Дескать, не хотел его смерти, любил героя, а как ему в таких жизненных условиях быть? — не готово общество принять в сво лоно. Руководствуясь этими исследованиями творчества, писали сочинения в школах по образу. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва не подготовлена.

    Надо вспомнить, каково было отношение Тургенева к революционным преобразованиям общества, которые всегда несут неизбежное насилие и разрушение, а также его воззрения на отношения человека с природой. Казалось бы, какой тогда герой ближе самому автору? Но на протяжении всего романа мы видим старание не быть ни на чьей стороне: объективность — такова авторская позиция. Зато совершенно ясно высказано сожаление, что совершенно невозможно примирить ни отцов, ни детей, пока последние сами не станут отцами.

    Вс течт, вс меняется. И вот, как только начали происходить эти изменения в Базарове — выход из статуса детей , роман и закончился. Но как! Это самое лучшее место в романе, герой полностью раскрывается и можно увидеть, что ничто человеческое ему, оказывается, не чуждо. Как бы глубоко не помещались и к тому же насильно не выпускались любовь, романтизм — они вс равно пробьются наружу.

    Но тем не менее от своих идеалов он не отказывается, и мы понимаем, что проживи он дольше, начнтся уже борьба внутри него, когда нигилизм и духовность будут стараться одержать верх. А это сюжет уже другого романа.

    Поэтому только смерть могла стать преградой на пути этих изменений. Но зато, умирая физически, он не умирает духовно.

    Если судить поверхностно, не вникая в суть романа И. Тургенева Отцы и дети, то Базаров умирает от тифа из-за своей неосторожности. Но его смерть символична, писатель не мог такого героя оставить в живых. Базаров взял на себя слишком большую и немыслимую ответственность он решил, что человек может ВС, и слишком большую роль отвл материальному в жизни. Любовь, искусство по его понятиям были ничто. Поэтому писатель и решил сделать такой трагический финал.

    Но трогательная любовь вызвала в душе Базарова мятеж, бурное противоречие. Напоследок он понял, что есть и высшие чувства.

    Евгений Базаров — человек прогрессивных взглядов, нигилист. Однако время для воплощения его мыслей в жизнь еще не пришло. Нигилизм с его разрушительными концепциями был чужд России, поэтому у автора не остается иного выхода, как убить своего героя. Но перед смертью происходит переоценка ценностей: он понимает цену любви, становится романтичнее (задуйте свечу жизни). Да и последние абзацы произведения говорят именно о силе природы над человеком. Какое бы бунтующее сердце не лежало в могиле, над ним все равно будут расти цветы и петь птицы. Природа вечна, а человек — нет. Значит все взгляды Базарова — неправда. Природа все же не является мастерской для людей, как думал Базаров, а человек является букашкой перед лицом всеобъемлющей природы. Вот в этом и есть смысл финала.

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, какое определение Тургенев давал своему герою. По терминологии Тургенева, и он не раз писал об этом, нигилист равно революционер.

    Трагический конец Базарова обусловлен взглядами автора на революционеров и революционное движение в России. Эти слова, произнесенные в беседе с другом Тургенева историком и публицистом Стасюлевичем, как нельзя лучше относятся к и Базарову:

    Все революционеры для Тургенева — надломленные, психически больные люди. В определенный период времени они выходят на историческую сцену и, выполнив отведенную для них роль, покидают ее, не оставляя ни учеников, ни последователей.

Эпилог романа. Трагические и сатирические мотивы. Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем: «Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов…» За это время случилось многое, как всегда в жизни, грусть соседствует с радостью. Аркадий окончательно сблизился с отцом, и их свадьбы состоялись в один день. Фенечка наконец-то заняла подобающее ей место в доме, Митя официально признан сыном Николая Петровича и братом Аркадия. В романе событийная сторона вновь подчеркнута изменением имен. К супруге Николая Петровича теперь обращаются почтительно «Федосья Николаевна». Имение Кирсановых наверняка потеряло ироническое название «Бобыльего хутора». Но автор возобновляет рассказ не с этого счастливого события. Торжественный обед состоялся спустя семь дней после венчаний. Вслед за Одинцовой Павел Петрович спешит покинуть мирный домашний круг, где остальным «в сущности, очень хорошо». Говорятся неловкие речи, звучат призывы поскорее вернуться. Но все семеро присутствующих чувствуют, что расстаются навсегда. Даже не произнеси Павел Петрович «английского хвостика» «Прощайте» - он не мог быть счастлив счастьем остальных, как не могли бы жить вместе Лежнев и Рудин. И, как в финале «Рудина», поднимается бокал за отсутствующего. «В память Базарова, - шепнула Катя на ухо своему мужу <…>. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост». С необыкновенной деликатностью Катя поняла, что ее муж в этот момент думает о другом человеке, который никогда не вернется. И в то же время женски-проницательно угадала, что Павлу Петровичу услышать его имя было бы больно.

Автор берет на себя привычную для романиста миссию поведать о будущем героев в ассоциативно-логической связи. На самом деле перед нами антилогика. После рассказа о двух счастливых браках по любви сообщается, как Анна Сергеевна вышла замуж «по убеждению» за человека «холодного как лед». Вывод автора звучит иронически: «…Доживутся, пожалуй <…> до любви». Недаром сразу же, в следующей фразе сообщается о кончине бесплодной и никому не нужной тетки, «забытой в самый день смерти». Возможно, Анну Сергеевну ждет теперь подобная судьба. Взгляд автора возвращается к настоящему счастью Кирсановых - родятся и подрастают дети, становится на ноги хозяйство. Фенечке удалось не только формально, но и духовно влиться в эту интеллигентную семью. Показателем душевной тонкости снова стала музыка: Фенечка сама не умеет играть, но когда садится за фортепиано Катя, «рада целый день не отходить от нее». После простодушной, но чувствующей музыку Фенечки никак не хочется вспоминать о лакее. Но Тургенев настаивает: «Упомянем кстати о Петре». Ведь он тоже заключил выгодный брак! Так возникает вторая карикатурная пара: «окоченевший от важности» лакей и супруга, что на «лаковые полусапожки» польстилась.

Следующий абзац уводит читателя далеко от российской глубинки, в «фешенебельный» Дрезден. Здесь, в блеске и уважении к его аристократизму, манерам, доживает век Павел Петрович. На столе у него «пепельница в виде мужицкого лаптя», но сам герой чужд всему русскому, как, впрочем, всему живому. Поведение в церкви, наедине с Богом, когда не нужно притворяться, рисует героя глубоко несчастным. От человеческой трагедии автор вновь резко переходит к комедии: «И Кукшина попала за границу», где сделала открытия в области… архитектуры! «Очевидно, это такая же пустая претензия, как ее прежние разговоры о самых разных авторах и проблемах», - приходит к верному выводу десятиклассница в сочинении о «сатирических страницах романа И.С. Тургенева» . Окружившие Кукшину «физики и химики», «не умеющие отличить кислорода от азота», поддались базаровскому увлечению естественными науками, но не унаследовали от него любовь к науке и умение трудиться. Подобно ей, Ситников в Петербурге «продолжает «дело» Базарова». Повествование достигает крайней ступени пошлости. Показав, как причудливо переплелось в мире высокое и низкое, карикатурное и прекрасное, трагическое и комическое, Тургенев возвращается к главной теме. Автор говорит о том, кто из этого мира ушел. Взволнованным тоном повествуется: «Есть небольшое сельское кладбище...»

Но как же любо мне <...>, В деревне посещать кладбище родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое. Там неукрашенным могилам есть простор <...>; Близ камней вековых, покрытых желтым мохом, Проходит селянин с молитвой и со вздохом… (А.С.Пушкин «Когда за городом задумчив я брожу…»)

Здесь должно найти успокоение «грешное, бунтующее сердце» Базарова. Могила, «до которой не касается человек, которую не топчет живoтное <…>. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обеим ее концам...» Трогательна привязанность одиноких старичков в общем горе. Но их чувство не может воскресить любимого сына: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь <...> не всесильна?» В таком случае бунт Базарова оправдан. Но писатель раздвигает границы своего романа в Вечность. Когда сразу после кончины сына богомольный старик вдруг «возроптал», его мудрая подруга, вспомнив гнев Божий, «повисла на нем и принудила покориться. Оба «пали ниц». Писатель употребляет библейское сравнение: «словно овечки в полдень». «Но полуденный зной проходит, - развивает метафору Тургенев. - И настает вечер, и ночь, а там и возвращение тихое убежище, где сладко спиться измученным и усталым…» Смиренные молитвы родителей помогут искупить грехи не раскаявшегося перед уходом из нашего мира Базарова. Природа напоминает «о вечном примирении и о жизни бесконечной». Автор восклицает в глубоком убеждении: «О нет!» - не все еще кончено с физической смертью. У героев есть надежда соединиться в жизни вечной.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»?

Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?

В начале романа Базаров утверждает свежие, ори­гинальные идеи: разрушить до основания мир, кото­рый бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их пита­ло и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противо­речия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет – физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для му­жиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления соци­альных проектов. С горечью признается честный Ба­заров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смер­ти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, суще­ствование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одино­ким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, про­екты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемон­стрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он вы играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой, говорит почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая на почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель, – потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Здесь искали:

  • СМЫСЛ ФИНАЛА ОТЦЫ И ДЕТИ
  • смысл финала романа отцы и дети
  • финал романа отцы и дети