Собственный опыт

Утро изменившее жизнь по рассказу. "Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

Урок литературы в 8 -м классе на тему: "Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

Цели урока:

Цели и задачи:

Подвести учащихся к пониманию мысли автора о моральной ответственности за всё, происходящее вокруг;

Путём сопоставления эпизодов рассказа помочь осмыслить идейный смысл произведения;

Развивать творческие способности учащихся, используя технологию критического мышления;

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследовательская лаборатория

Оборудование: портрет писателя, доска, карты исследования для индивидуальной работы.

КАРТА исследования ( заполняется в течение урока учащимися, курсивом приведены примерные записи учащихся)

Ф.И.

Тема

случай, изменивший жизнь

Цель

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от…

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

До бала

После бала

Объекты исследования (герои)

Вывод

Ход урока

    Оргмомент.

    Мотивация.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы станем сотрудниками исследовательской лаборатории.

А чем занимаются в лаборатории? (Что-то исследуют, открывают важное для других и для себя.)

Вы тоже будете делать открытия и фиксировать их в «КАРТАХ исследования», которые находятся у вас на столах. Ознакомьтесь с ними.

Ребята, работа исследователя легкая? (Нет)

Почему?

Какими качествами должен обладать исследователь? (Внимание, усидчивость, наблюдатальность, усердие, у него «душа трудится»)

Ваш труд тоже будет оценен.

Как вы думаете, а что мы можем исследовать на уроке литературы? (ответы уч-ся)

Что же будет предметом нашего исследования? – рассказ Л.Н.Тодстого «После бала»

2. Проверка домашнего задания.

1) Время написания и жанр рассказа «После бала».

Когда был написан рассказ и какое время изобразил писатель? (40-годы XIX в., годы николаевской реакции)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об истории создания рассказа, его первоначальном названии.

Итак, сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?
(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

Как бы вы сформулировали тему нашего исследования? (случай, изменивший жизнь)

Запишите тему в карту.

3. Целеполагание.

- Ребята, а вы задумывались над тем, от чего переменяется и направляется жизнь человека.

Докончите предложение

Жизнь человека меняется от

Запишите свою гипотезу (предположение) в карту исследования.

Хорошо, это наша позиция.

А что предстоит выяснить нам в результате исследования? (Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно? )

Обратимся к рассказу, и проверим знание текста произведения.

4. «ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

(учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю) Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

5. Проверка знания текста произведения.
Опрос методом
«Верные и неверные вопросы» Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
После бала рассказчик не мог уснуть (да).
Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
Татарин кричал: «Помогите!» (да)
Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

5. Исследовательская работа.

6. Заполнение таблицы (работа с текстом).

Сопоставительный анализ эпизодов

Как вы считаете, какую сцену можно назвать главной? Почему? Зачитаем эпизод (сцена наказания солдата)

Когда произошли события, описанные в сцене экзекуции? А что было до этого? (после бала)

Зачем Толстой описывает бал, если всё дело в том, что было после бала? Прочитаем эпизод.

Итак, пред нами два эпизода. Давайте напишем их. Как называется этот прием

Кто же является главным объектом нашего исследования? (заполнение таблицы)

Иван Васильевич, полковник

Теперь самостоятельно заполните вашу таблицу, меняется ли настроение наших героев?

Результаты исследования:

Ф.И.

Тема

случай, изменивший жизнь

Цель

Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич?

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от …

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

На балу

После бала

Объекты исследования (герои)

Иван Васильевич

Полковник

Иван Васильевич

Полковник

Умилён чувством любви;
Был не только весел, очень доволен;
Был пьян без вина

Отец Вареньки был красивый, статный;
На балу он любящий, внимательный, добродушный отец;
Танцует с дочерью,

Было стыдно;
На сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска;
Одолевало чувство вины, неловко было от увиденного

Оттопыренная губа;
Увидел Ивана Васильевича, грозно и злобно нахмурился;
Твёрдым шагом двигался, у него гневный голос

Вывод

Итак, полковник это тот же человек, что и на балу? Он лицемерит или нет?( Он не лицемерит. Это его работа, развито чувство долга)

Докажите, что полковник любил свою дочь? (Он даже не одевался модно. Все средства уходили на дочь, чтобы вывозить её в свет. Смотрел на неё влюблёнными глазами)
Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу ? (А вдруг среда «засосёт», и он невольно станет таким же)

Как изменилась жизнь рассказчика после увиденного им?

На доске вы видите черновой вариант концовки рассказа. Зачитаем окончательный вариант и попробуем ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил так, как хотел в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал я»

Действительно, в окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире. Жить так, как живёт полковник, как живёт множество людей, повинуясь бесчеловечным законам, Иван Васильевич не в состоянии.

Теперь, пожалуй, мы можем ответить на вопрос, поставленный пред нами автором рассказа: Вывод (делают учащиеся): Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно? )

Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел, однако, избежать обыкновенной жизненной дороги. Иван Васильевич не струсил, он всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. Но, видимо, нашлись и другие обыкновенные люди, поступившие как Иван Васильевич, - может быть, не без его влияния. Появление таких людей утверждало простые нравственные ценности – доброту, порядочность, сострадание. Иван Васильевич – человек, «всеми уважаемый», его восхищённо слушает молодёжь, и это бесспорное свидетельство не напрасно прожитой жизни.

    Подведение итогов урока:

Сегодня мы хорошо поработали над анализом рассказа Толстого «После бала» и проблем, поднятых автором произведения. Вы прекрасно потрудились.

7.Взаимооценка результатов деятельности.

Вручение «сердечек».

8. Рефлексия

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

    Мне было интересно…

    Мы сегодня разобрались….

    Я сегодня понял, что…

    Мне было трудно…

    Завтра я хочу на уроке…

8.Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра по темам:

Все ли способны взять на себя ответственность за происходящее вокруг?

Написать текст телеграммы, который Иван Васильевич получит после бала.

Бывают в нашей жизни моменты, казалось бы, незначительные и напрямую тебя не касающиеся, которые способны перевернуть все в твоей жизни, направить тебя по совершенно другой дороге. Ты и сам не осознаешь влияние таких моментов, но жить по-прежнему уже просто не можешь. Как будто внутри стоит какой-то указатель и упрямо не дает свернуть на прежнюю дорогу.

Герою-рассказчику из произведения Л.Н. Толстого «После бала» пришлось пережить в своей жизни одно страшное утро, полностью изменившее всю его дальнейшую жизнь, его планы на будущее. Сам он так говорит про это: «А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу».

Во времена молодости Ивана Васильевича, когда он был богат, красив, полон сил, он жил, ни о чем не задумываясь. Рассказчик просто наслаждался каждым прожитым днем. В то время, к которому относится его «случай», герой был очень сильно влюблен в Вареньку Б., одну из самых красивых девушек в городе.

В последний день масленицы Иван Васильевич был приглашен на бал в дом губернского предводителя. Весь вечер и почти всю ночь он не отходил от своей обожаемой Вареньки. Счастью героя не было предела. Он любил Вареньку, любил всех гостей в зале, любил весь мир. Но особое, «какое-то восторженно-нежное чувство», герой испытывал к отцу своей возлюбленной.
Все в полковнике Б. вызывало у героя умиление и восторг. И то, что Петр Владиславич, несмотря на свои года, строен и подтянут, и то, что он все еще очень красив. Кроме того, с первого взгляда было видно, что полковник обожает свою дочь, просто души в ней не чает.

В самых восторженных чувствах Иван Васильевич отправляется после бала домой. Но душевное возбуждение не дает ему заснуть. Ранним утром, в первый день Великого поста, герой выходит побродить по городу. Идя по сонным и туманным улицам, он думает о Вареньке, в голове его еще звучит мелодия мазурки, которую он танцевал со своей возлюбленной. Но около дома Вареньки, на поле, герой видит нечто, полностью изменившее не только его настроение, но и всю жизнь. Иван Васильевич стал свидетелем наказания беглого татарина.

Множество черных людей выстроились в два ряда. Между ними два солдата вели обнаженного по пояс татарина, привязанного к их ружьям. На спину беглеца с двух сторон падали сильные удары. Татарина шатало из стороны в сторону, но упасть ему не позволяли ружья ведущих его солдат. Руководил наказанием полковник Б., отец Вареньки.

Муки татарина были страшны. Его спина превратилась в один окровавленный кусок мяса. Беглец умолял о пощаде: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».
Но даже во время Великого поста, самого важного для христиан, когда все люди должны помнить о любви к ближнему, «братцы» не милосердствовали. Им не позволял этого сделать их командир, полковник Б. Он шел рядом с татарином и следил, чтобы солдаты с должным усердием исполняли приказ: «Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. - Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос. - Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Наткнувшись глазами на рассказчика, полковник сурово отвернулся от него, сделав вид, будто не знает Ивана Васильевича.

Первое чувство, которое испытал герой, помимо ужаса, был стыд. Стыд за всех: за себя, за полковника, за солдат. Стыд вообще за человека, который может творить такое со своими собратьями. Иван Васильевич поспешил уйти домой. Всю дорогу перед его глазами стояла ужасная картина наказания татарина, в ушах звучала страшная музыка, которой сопровождалась вся экзекуция.
Какой-то насмешкой, страшным фарсом выглядит эта сцена после чудесного вечера, проведенного героем на балу. Его эмоции и ощущения кардинально поменялись от восторженно-прекрасных до ужасных: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Но героя мучила не только картина, свидетелем которой он стал. Ему не давал покоя вопрос, почему полковник так поступил. Ведь он легко мог смягчить наказание, не столь усердствовать в выполнении приказа. Да и вообще, наверное, он мог помиловать татарина в честь Великого поста. Что же такое знает полковник, что позволяет ему поступать так жестоко? Как ни искал ответа герой, ничто не приходило ему в голову. Только вино в этот день помогло Ивану Васильевичу заснуть.

Интересно, что герой никого не обвинял в увиденном. Задавленный авторитетами, мыслью, что полковник Б. – отец Вареньки, мнениями общества, рассказчик пытался выяснить, что же такое знают люди, что дает им разрешение издеваться над своими собратьями. Так и не узнав, Иван Васильевич не смог поступить на службу, так как не мог допустить, чтобы и его заставляли совершать преступления, преступления против своей души.
А что же любовь к Вареньке? Она сама собою сошла на нет. При виде этой красавицы в голове героя возникали страшные картины наказания татарина. Иван Васильевич постепенно стал отдаляться от Вареньки, пока их чувство не исчезло.

Вот так, от одного утра, от одного момента, изменилась вся жизнь героя, не смогшего пожертвовать своими нравственными взглядами ради положения в обществе.

Рассказ об утре, изменившем жизнь человека, Толстой обдумывал пятьдесят лет. История, описанная в этом рассказе, действительно имела место в жизни брата писателя - Сергея Николаевича Толстого. Это и подтолкнуло Льва Николаевича к созданию данного произведения.

«После бала» - это воспоминание главного героя, уже немолодого человека, всеми уважаемого Ивана Васильевича. Описанное на страницах вызывает доверие у читателя, потому что «рассказывается очень искренне и правдиво». Из этого повествования вырисовывается большой жизненный опыт Ивана Васильевича.

В прошлом он был очень красивым молодым человеком. Но его жизнь существенно изменилась после бала у камергера.

Композиция «После бала» построена на таком литературном приеме, как контраст. Он способствует более глубокой передаче эмоционального воздействия. Лев Николаевич противопоставил события бала и утро после него. Каждый из этих эпизодов дополняет и выделяет другой, тем самым обнажается ужасная действительность. А действительность, по мнению Л.Н. Толстого, состояла в том, что мир нравственно плох и, совершенствуя его, нужно начать с себя. Иван Васильевич не смог разобраться, хорош или плох мир, и поэтому ушел от активной жизни.

В то самое утро произошли события, разрушившие любовь Ивана Васильевича и изменившие всю его жизнь. Эпизод наказания солдата открыл перед главным героем весь ужас окружающей его действительности. Утро в рассказе «После бала» символизирует конец не успевшей начаться жизни. Обычно утро - это начало жизни, любви, но Л.Н. Толстой изменил эту литературную традицию. Последствия утренних событий оказались решающими для героя.

Понять и разделить чувства героя нам помогают описания автора. Л.Н. Толстой связывает две, по сути, не похожие ничем части произведения в рассказ при помощи различных художественнолитературных средств. Они помогают раскрыть идею рассказа. Можно сказать о том тумане, который постепенно рассеивается и показывает все в настоящем свете. Цвета, описываемые автором на балу, светлые, ясные, четкие: «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых перчатках». После бала: темные, мрачные, резкие, смазанные: «много черных людей». «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное...» На балу Ивану Васильевичу все кажется замечательным: «Бал был чудесный: зала прекрасная <...>, буфет великолепный...»

В тексте довольно часто встречаются повторы. Во второй части: «Все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника», «Все так же падали удары...» В первой части: «мотив мазурки» «вальсировал еще и еще». Также заметно повторение прямой речи и в той и в другой части: «Будешь мазать? Будешь?»

«Уговорите, та chere, отца пройтись с вами...» Можно уверенно сказать, что два этих эпизода - бал и после бала - противопоставлены друг другу. Именно эти события и повлияли на чувства, поведение героя. Он запутался, мысли его перемешались. Чего-то Иван Васильевич стыдился, почему-то чувствовал себя растерянно и неуверенно.

угасла. Нужно отметить, что это утро всерьез стало судьбоносным для героя.

Я думаю, истинная причина, изменившая жизнь Ивана Васильевича, заключается в его конфликте с окружающим миром. Он не смог сам разобраться в своих чувствах, но понял, что для того, чтобы сделать мир лучше, прежде всего надо начать с себя.

События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе "После бала", не придуманы. Они происходили в РФ в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу своего произведения. С самого начала создается ощущение, что тот самый рассказ про любовь, но это не так.

Повествование ведется от первого лица. Главный герой рассказа - Иван Васильевич. В молодости он был очень веселым и бойким малым, да ещё и богатым. Любил он покататься на лошадях с барышнями, кутил изредка с товарищами, но главным его удовольствием были вечера и балы.
На одном из балов он познакомился с дочерью полковника Варенькой и влюбился в нее. Это была высокая, стройная девица, одетая в белое с розовым поясом платье, у нее было красивое лицо и ласковые голубые глаза. Иван Васильевич в тот вечер совсем не пил, он был пьян любовью к Варе. Он более того не спрашивал у девушки, любит ли она его, главным было то, что он был влюблен в нее. Почти все танцы он танцевал с Варей, и совсем не чувствовал своего тела, когда вальсировал.

Время неумолимо летело, бал приближался к концу. И тут приехал отец Вареньки. Это был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Автор описывает его как человека прекрасного телосложения, с широкой грудью, сильными плечами и длинными, стройными ногами. Все около уговаривали полковника пройтись в танце с дочерью, и наконец гости добились своего. Полковник вынул шпагу из портупеи, натянул замшевую перчатку на правую руку, "надо все по закону", - улыбаясь, сказал он взял руку дочери и стал, выжидая такт. Дождавшись начала мазурки, отец и дочка двинулись около залы. Иван Васильевич не только любовался в тот самый миг, но с умилением следил за каждым движением пары. Ему понравился полковник, он испытывал к нему какое-то нежно-восторженное чувство. Отец Вареньки показался рассказчику добрым и любезным человеком.

Приехав домой, Иван Васильевич не смог уснуть. Не закрывая око, видел он перед собой свою возлюбленную то в минуту, когда она выбирала кавалеров, то тогда, когда за ужином пригубила бокал шампанского. Но больше всего он видел Вареньку в паре с отцом, когда она плыла в танце.

Молодой человек был слишком счастлив и все видел в розовом цвете. Проведя дома два часа в бессоннице, он решил прогуляться. На улице была самая что ни на есть масленичная погода: туман, насыщенный водою, снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. В тот самый момент все Ивану Васильевичу было особенно мило и существенно. И вдруг он увидел что-то большое, черное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у него все пело и редко слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка.

Иван Васильевич думал, что идет учение солдат, но потом ему сказали, что это татарина наказывают за побег. Рядом с провинившимся шел большой армейский, фигура которого показалась юноше знакомой. Это был отец Вареньки. Татарина очень сильно били палками, а он все пора повторял какие-то одни и те же слова. Этот человек не говорил, а всхлипывал: "Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте". Но солдаты продолжали бить его, сильно ударяя палками по спине. Подойдя ближе, Иван Васильевич мельком увидел спину наказуемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что он не поверил, что это было тело человека.

Вдруг полковник остановился и метнулся к одному из солдат. "Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?", - услышал Иван Васильевич его гневный звук. И юноша увидел, как полковник своей сильной рукой бил по лицу испуганного солдата за то, что тот не сильно ударил татарина. Ивану Васильевичу было до такой степени стыдно, что он опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у него бил барабан и свистела флейта, а также то слышались слова: "Братцы, помилосердуйте"; то гневный звук полковника: "Будешь мазать? Будешь?"

После этого случая жизнь Ивана Васильевича очень изменилась. Он не смог поступить на военную службу, как хотел ранее, и не только не стал военным, но и вообще нигде не служил. А любовь к Варе с этого дня пошла на убыль и в конце концов сошла на нет.

"Так почему же основной герой не поступил на

службу?" - спросите вы. Я думаю потому, что он не хотел служить жестоким, бесчеловечным законам. В нем обострилось чувство ответственности за ближнего, любви к нему.

Толстой показывает нам человека, у которого проснулась совесть, и только такие люди, по мнению писателя, смогут стать передовыми, лучшими представителями своей эпохи.

События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе “После бала”, не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу своего произведения. С самого начала создается впечатление, что этот рассказ про любовь, но это не так.
Повествование ведется от первого лица. Главный герой рассказа - Иван Васильевич. В молодости он был очень веселым и бойким малым, да еще и богатым. Любил он покататься на лошадях с барышнями, кутил иногда с товарищами, но главным его удовольствием были вечера и балы.
На одном из балов он познакомился с дочерью полковника Варенькой и влюбился в нее. Это была высокая, стройная девушка, одетая в белое с розовым поясом платье, у нее было красивое лицо и ласковые голубые глаза. Иван Васильевич в тот вечер совсем не пил, он был пьян любовью к Варе. Он даже не спрашивал у девушки, любит ли она его, главным было то, что он был влюблен в нее. Почти все танцы он танцевал с Варей, и совсем не чувствовал своего тела, когда вальсировал.
Время неумолимо летело, бал приближался к концу. И тут приехал отец Вареньки. Это был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Автор описывает его как человека прекрасного телосложения, с широкой грудью, сильными плечами и длинными, стройными ногами. Все вокруг уговаривали полковника пройтись в танце с дочерью, и наконец гости добились своего. Полковник вынул шпагу из портупеи, натянул замшевую перчатку на правую руку, “надо все по закону”, - улыбаясь, сказал он взял руку дочери и стал, выжидая такт. Дождавшись начала мазурки, отец и дочь двинулись вокруг залы. Иван Васильевич не только любовался в этот миг, но с умилением следил за каждым движением пары. Ему понравился полковник, он испытывал к нему какое-то нежно-восторженное чувство. Отец Вареньки показался рассказчику добрым и любезным человеком.
Приехав домой, Иван Васильевич не смог заснуть. Не закрывая глаз, видел он перед собой свою возлюбленную то в минуту, когда она выбирала кавалеров, то тогда, когда за ужином пригубила бокал шампанского. Но больше всего он видел Вареньку в паре с отцом, когда она плыла в танце.
Молодой человек был слишком счастлив и все видел в розовом цвете. Проведя дома два часа в бессоннице, он решил прогуляться. На улице была самая что ни на есть масленичная погода: туман, насыщенный водою, снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. В этот момент все Ивану Васильевичу было особенно мило и значительно. И вдруг он увидел что-то большое, черное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у него все пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка.
Иван Васильевич думал, что идет учение солдат, но потом ему сказали, что это татарина наказывают за побег. Рядом с провинившимся шел высокий военный, фигура которого показалась юноше знакомой. Это был отец Вареньки. Татарина очень сильно били палками, а он все время повторял какие-то одни и те же слова. Этот человек не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но солдаты продолжали бить его, сильно ударяя палками по спине. Подойдя ближе, Иван Васильевич мельком увидел спину наказуемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что он не поверил, что это было тело человека.
Вдруг полковник остановился и метнулся к одному из солдат. “Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?”, - услышал Иван Васильевич его гневный голос. И юноша увидел, как полковник своей сильной рукой бил по лицу испуганного солдата за то, что тот не сильно ударил татарина. Ивану Васильевичу было до такой степени стыдно, что он опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у него бил барабан и свистела флейта, а также то слышались слова: “Братцы, помилосердуйте”; то гневный голос полковника: “Будешь мазать? Будешь?”
После этого случая жизнь Ивана Васильевича очень изменилась. Он не смог поступить на военную службу, как хотел ранее, и не только не стал военным, но и вообще нигде не служил. А любовь к Варе с этого дня пошла на убыль и в конце концов сошла на нет.
“Так почему же главный герой не поступил на
службу?” - спросите вы. Я думаю потому, что он не хотел служить жестоким, бесчеловечным законам. В нем обострилось чувство ответственности за ближнего, любви к нему.
Толстой показывает нам человека, у которого проснулась совесть, и только такие люди, по мнению писателя, смогут стать передовыми, лучшими представителями своей эпохи.

Рассказ “После бала” Л.Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника.
Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать.
Два часа назад он еще был на балу у губернского предводителя дворянства. Там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело незаметно. Он был не только весел и доволен, он был счастлив, блаженствовал, он был добр, он был не он, а какое-то существо, не знающее зла и способное на одно только добро.
И поэтому, придя домой, Иван Васильевич не мог заснуть. Он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. Но в конце поля, где был ее дом, он увидел что-то большое и черное и услышал зловещие звуки флейты и барабана.
“Что это такое?” - подумал Иван Васильевич.
Пройдя еще немного, он начал различать множество черных людей. “Наверное, солдаты на ученье”, - решил он. Но через несколько минут, понял свою ошибку.
Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами - экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер.
И вдруг, к своему удивлению, Иван Васильевич узнал в этом офицере полковника с белыми усами, отца Вареньки. Теперь этот полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.
Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Ему казалось, что его сейчас вырвет всем тем ужасом, который вошел в него от всего этого зрелища.
Но, может быть, полковник вовсе не был жесток? Ведь в николаевские времена это наказание было узаконено. Может быть, он просто выполнял свой долг?
Нет! И еще раз нет! Полковник был человеком очень жестоким. Иначе он мог бы не брать для наказания свежие шпицрутены, он мог бы не следить так зорко затем, чтобы солдаты били татарина изо всех сил. Он мог бы не бить молодого солдата за слабый удар.
И не один полковник Б. был так бесчеловечен к солдатам. В своих воспоминаниях о встрече с 95-летним солдатом Толстой пишет, как жестоко обращались с солдатами в николаевской армии. Солдаты прозвали Николая I - Николаем Палкиным.
Старый солдат рассказывал Льву Николаевичу, что при царе Александре I из 100 человек забивали насмерть 20. Хорош же был тогда Николай, если по сравнению с ним Александра считали милостивым!
И что же дальше случилось с Иваном Васильевичем? он все так же хотел связать свою судьбу с армией? Нет! После случая, так сильно поразившего его в то мартовское утро, он больше не смог думать о службе в армии. Да и его пылкая любовь к Вареньке постепенно угасла, потому что ходить в дом, хозяином которого был такой человек, он не мог. И с Варенькой ему теперь встречаться было уже неприятно.
Но Иван Васильевич не пропал без армии, он стал литератором, всеми уважаемым человеком. Благодаря его творчеству многие стали настоящими людьми.