Инф. технологии

В чем смысл произведения очарованный странник. Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник”

Смысл названия повести Николая Лескова 8220 Очарованный странник 8221

Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом за отменой крепостного права. В особенности значима для постижения смысла и хода настоящей задачи повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл произведений о праведниках земли русской. А. М. Горький говорил: “Лесков - писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”. Повесть “Очарованный странник” увлекательна именно тем, что ее главный герой, “черноземный Телемак”, Иван Северьяныч Флягин одолевает продолжительный и тяжкий путь становления личности, отыскивания правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, “несмертельный” авантюрист становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий - крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.)

Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами “очарованный” и “странник”? Первоначальное название повести “Очарованный странник” - “Черноземный Телемак”. Почему же новое показалось Лескову более емким и точным? Я попыталась разобраться в этом.

Смысл слова “странник” на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека, много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его “до последней житейской пристани – до монастыря”. Мне кажется, что слово “странник” в названии произведения содержит в себе оба значения.

Слово “очарованный” также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом “очаровываться”. Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.

Прилагательное “очарованный” можно также связать со словами “околдованный”, “оцепенение”. Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, “очарованный” можно сравнить со словом “чары”. Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание - причины всего происшедшего с ним: “…я многое даже не своею волею делал…” Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.

Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьянычем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогает герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают долгожданное освобождение.

Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности. Отсюда - прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова. На войне Флягин совершает подвиг - налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое “повышение” статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес “несмертельный” Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь. И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он - в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине. В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”.

Значит, “хождения по мукам” попали в ранг трагедии нахождения дорог службе России. А Флягин, не ведающий об этом, стал зачинателем возвышенных моральных человеческих черт.

В 1873 году Н.С.Лесков написал повесть «Черноземный Телемак», но потом по какой-то причине переименовал её. Произведение получило более точное и ёмкое название – «Очарованный странник». Уже из названия мы понимаем, что нас ждёт описание судьбы человека неординарного со сложным духовным складом.

Повесть представляет собой рассказ главного героя Ивана Северьяновича Флягина. Автор воспроизводит манеру речи «черноземного Телемака», которая весьма своеобразна и колоритна. Да и весь он очень необычен; богатырь, похожий на Илью Муромца, в душе оказывается очень чистым и непосредственным, словно ребёнок. Он действительно очарованный странник. Всю свою жизнь скитается по земле, не ропща и не обижаясь на преследующие его несчастия и роковые стечения обстоятельств.

Отправной точкой странствий героя является то, что он – крепостной человек. Н.С.Лесков правдиво показывает бесправность этого слоя населения тогдашней России. Флягин – беглый крепостной сполна испил чашу бед и страданий. Но он не озлобился и через все испытания пронёс снисходительное, добродушное отношение к людям

Природа наделила Ивана врождённым чувством красоты. Он видит её во всём: в природе, в женщинах, в лошадях. Он очаровывается, забывает себя, когда видит чудесную лошадь – Дидону, также ведёт он себя, когда встречает красивую цыганку – Грушу. В такие моменты он словно попадает под колдовские чары и не владеет своими мыслями, чувствами, эмоциями. Впрочем, можно сказать, что Иван очаровывается вообще всем, что встречается на его пути.

В процессе путешествий герой постепенно взрослеет и его душа тоже меняется, он понимает и исследует эти изменения. Встречаясь по пути с новыми людьми, он заглядывает в тайные уголки их душ, анализирует и их состояние. Так он и идет по жизни, от события к событию, от одного человека к другому человеку.

Много совершает Иван Северьянович неосознанных противоречивых поступков. Это убийство монаха, спасение графа, помощь в самоубийстве Груши. Он и сам о себе говорит, что «…я многое даже не своею волею делал...». Опять мы сталкиваемся с каким-то колдовством и очарованием. Но герой встречает изменения в своей судьбе смиренно, потому что считает, что так должно быть, так предначертано.

Не случайно последним пристанищем его становится монастырь, ведь ещё до рождения мать пообещала его Богу. Да и вся повесть построена, как житие святых: детство героя, жизнеописание, искушения и борьба с ними. И хочется верить, что душа очарованного странника отыщет покой в обретении единства с Богом.

Вариант 2

Именно Н.С.Лесков ввел в литературу образ героя-праведника, настоящего русского богатыря, который обладает сложной и противоречивой судьбой. Главным героем является Иван Флягин. Автор сразу описывает его удалой и безудержный характер, он на самом деле влюблен в жизнь и во все, что происходит вокруг него. Каждый момент в его жизни становится ярким и запоминающимся, а главный герой становится настоящим отражением происходящим в его жизни.

Именно поэтому Флягин сотни раз попадает в ситуации близкие к смерти, но ни разу не умирает, а когда приходит настоящая смерть, то он становится божьим послушником – чернецом.

Его жизнь – это череда не только испытаний, но и постоянных странствий, он не может найти успокоения, постоянно меняет место жительство, но при этом и его душа не может найти покоя, она находится в постоянном поиске чего-то, не может усидеть на месте и остановится.

Но его постоянные скитания можно объяснить и внешними обстоятельствами, вызванными реалистичными причинами, которые он не может изменить самостоятельно. Его долгое путешествие с цыганом, обусловлено тем, что возвращаться в графский дом он не хочет, потому что там его в наказание ждет достаточно тяжелый и отчасти монотонный труд.

В Рынь-пески он бежит, чтобы скрыться от преследующих его правоохранительных органов, намеренных взыскать с него за убийство богатыря, по подобной причине он находит приют в монастыре, потому что деться было некуда.

Несмотря на происходящее, он очарован буквально каждым моментом собственной жизни. В этом и заключается противоречивость русской натуры, не знать, что будет происходить дальше, надеяться на обычное авось, но при этом радоваться каждому моменту, будь то очередное путешествие или обычный закат солнышка.

Именно поэтому, Лесков и дает произведению такое говорящее название «Очарованный странник». Он вынужден блуждать по свету, чтобы отыскать хоть какую-то истину, а самое главное успокоение для собственной души. Каждый раз восхищаясь очередной вещью, главный герой старается найти ответ на свой вопрос, но противоречивые чувства берут над ним верх, и он просто наслаждается происходящим.

Несколько интересных сочинений

    «Экология стала самым громким словом на земле…» Эти слова принадлежат Валентину Распутину. Писателю, который лучше и тоньше многих чувствовал природу. Любил родную землю.

  • Дубровский и Троекуров сравнительная характеристика сочинение

    Дубровский и Троекуров – две личности, две человеческие судьбы, которых объединяет много общего. Например, тот факт, что они относятся к дворянскому роду и дореволюционной эпохи девятнадцатого столетия

  • Сочинение Путешествие капельки воды в природе 6 класс по географии

    Я маленькая капелька. Я зародилась глубоко в недрах земли. Здесь, под землей нас миллионы. Мы собираемся и образуем подземные ручейки или даже большие реки. Вот и я присоединилась к одному такому ручью и понеслась в его потоке

  • Сочинение Мое любимое занятие Спорт

    Сейчас сохранение здоровья актуальная тема. О нём нужно заботиться и соблюдать правила его сохранения. Важно делать утром упражнения, чистить зубы, ухаживать за кожей лица и всего тела. Как говориться: «Чистота основа здоровья!»

  • Евгения Комелькова - одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Н.С. Лесков, как и многие другие поэты и писатели, создавал таких литературных героев, которые бы могли передать мысли и чувства самого автора, отразить в своих жизнях события той эпохи, в которой рождались и жили литературные творцы. Так, для Лескова таким героем становится Иван Флягин – главное действующее лицо повести «Очарованный странник».

Почему же автор именует свою повесть именно таким словосочетанием? Конечно же, название произведение напрямую зависит от главного героя – загадочного, непредсказуемого, слегка мистического Флягина, который схож с русским богатырем, который и коня на скаку остановить сможет, и в горящую избу войдет. Не один раз Иван испытывал свою жизнь на прочность, и судьба снова и снова давала ему новый шанс.

По стечению обстоятельств, вынужден был бежать из графского дома, ведь перспектива укладывать камешки с молоточком его совершенно не вдохновляла. Именно с этого момента на Флягина и стали обрушиваться всяческие жизненные испытания, которые в некой степени можно назвать мистическими, нереальными.

Такой напор и круговорот событий ломает внутренний стержень Ивана. Он решается на конокрадство, не видя границ добра и зла. Словно какая-то невиданная сила вмиг околдовывала его, и разум совершенно переставал слушаться.

Ко всем стечениям обстоятельств, искру в огонь судьбы добавляла и внутренняя самоуверенность, чувство личного достоинства, которое нередко подталкивало героя на такие отчаянные поступки. Скрываясь от полиции, Флягину приходится податься в монашество. И данный этап становится очередным испытанием на его жизненном пути. А знакомство и происшествие с Грушей, заставляют Ивана совершить отчаянный, противоречивый поступок – убийство. Однако он делает это в благих намерениях, дабы избавить прекрасную девушку от тяжких душевных страданий.

В конце повести читатель видит другого Флягина – переродившегося, выросшего духовно! Он стал человеком, который готов был отдать свою жизнь ради других.

Глядя на такой запутанный, мистический путь главного героя, повесть и получила свое название «Очарованный странник». Невероятные приключения Ивана Флягина перевернули его внутренний мир, а также изменили основы мировоззрения.

>Сочинения по произведению Очарованный странник

Смысл названия повести

Как известно, каждый писатель приносит в литературный мир, свойственных ему по мировоззрению, героев. Так и Н. C. Лесков ввел в мир литературы былинных героев с нелегкой судьбой. Одним из таких героев является Иван Северьяныч Флягин . Этот герой с внешностью русского богатыря, прежде всего, стремится к духовному росту и совершенству. Он влюблен в жизнь, попросту очарован ею. Оттого и судьба такая - погибать много раз, но так и не погибнуть.

У Ивана удалой, залихватский характер. Он много путешествует, исследую все уголки родной страны. Эти странствия не проходят даром. Ему встречается множество людей, как хороших, так и плохих. Ему приходится сталкиваться с трудностями разного характера, но он все преодолевает и старается не идти против своей совести, хотя не всегда получается.

Название повести говорит само за себя. Главный герой очарован всем, что его окружает: природой, красивыми конями, голосом цыганки. В постоянных скитаниях кроется его широкая русская натура, требующая постоянного роста и развития. Изначально автор дал своему произведению другое название - «Черноземный Телемак». Однако со временем он понял, что это название не такое емкое и точное, как «Очарованный Странник».

Смысл слова «странник» очевиден. Иван Северьяныч, хоть и родился в Орловской губернии, но рано остался без матери и был отдан на кучерский двор. Там он пристрастился к лошадям и стал форейтором у одного барина. Так получилось, что он как-то забил кнутом монаха по дороге. Так поступал тогда любой форейтор с людьми, которые становились у него на пути. Но Ивана сильно затронула эта история, и монах не раз ему виделся с пророческими словами.

После этого отправился Иван в странствие, которое больше напоминало «хождение по мукам». Много испытаний выпало на его долю, в результате которых он оказался в конфликте не только с внешним миром, но и с самим собой. Однажды он боролся со степным богатырем ради красивого коня, затем пребывал в многолетнем татарском плену, испытал страстную любовь к цыганке с неземным голосом, по ее просьбе ее же и убил, отправился на войну и, наконец, поступил в монастырь. Именно жизнь в послушании ему показалась самой правильной. Она его вовсе не тяготила и открыла в нем дар пророчества.

Парадокс заключается в двойственности натуры «очарованного странника». С одной стороны, это был глубоко верующий человек, который старался жить по христианским обычаям. С другой стороны, это не всегда ему удавалось. Этот парадокс даже сам автор до конца не смог объяснить, но именно это противоречие привело Ивана к пониманию своего истинного предназначения. Таким образом, «очарованный странник» - это человек, призванный пройти и принять жизнь такой, какая она есть.

Смысл названия повести Николая Лескова Очарованный странник

Смысл названия повести Николая Лескова 8220 Очарованный странник 8221

Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом за отменой крепостного права. В особенности значима для постижения смысла и хода настоящей задачи повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл произведений о праведниках земли русской. А. М. Горький говорил: “Лесков - писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”. Повесть “Очарованный странник” увлекательна именно тем, что ее главный герой, “черноземный Телемак”, Иван Северьяныч Флягин одолевает продолжительный и тяжкий путь становления личности, отыскивания правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, “несмертельный” авантюрист становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий - крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.)

Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами “очарованный” и “странник”? Первоначальное название повести “Очарованный странник” - “Черноземный Телемак”. Почему же новое показалось Лескову более емким и точным? Я попыталась разобраться в этом.

Смысл слова “странник” на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека, много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его “до последней житейской пристани – до монастыря”. Мне кажется, что слово “странник” в названии произведения содержит в себе оба значения.

Слово “очарованный” также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом “очаровываться”. Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.

Прилагательное “очарованный” можно также связать со словами “околдованный”, “оцепенение”. Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, “очарованный” можно сравнить со словом “чары”. Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание - причины всего происшедшего с ним: “…я многое даже не своею волею делал…” Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.

Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьянычем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогает герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают долгожданное освобождение.

Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности. Отсюда - прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова. На войне Флягин совершает подвиг - налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое “повышение” статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес “несмертельный” Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь. И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он - в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине. В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”.

Значит, “хождения по мукам” попали в ранг трагедии нахождения дорог службе России. А Флягин, не ведающий об этом, стал зачинателем возвышенных моральных человеческих черт.